Способ выражения грамматических значений словоформ

Основные понятия морфологии:

грамматическое значение, грамматическая форма, парадигма, грамматическая категория.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Лексическое значение

Грамматическое значение

Соотносит языковые единицы с внеязыковой действительностью, содержит информацию о совокупности свойств и характеристик предметов и явлений.

Не связано с внеязыковой действительностью, содержит информацию о языковых значениях, присущих большим группам (классам) слов, а также о связях между единицами языка.

Формальный показатель — корень и словообразовательные аффиксы.

Формальный показатель — словоизменительные аффиксы: флексия, формообразующие приставки и суффиксы; словесное ударение, интонация, порядок слов; служебные и вспомогательные слова.

Грамматическое значение (ГЗ) — обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение.

Грамматический способ — это материальное выражение грамматических значений.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

Синтетические (изменения внутри слова)

Аналитические (изменения вне слова)

Аффиксальные: флексии (мир — миры), префиксы (делал — сделал), суффиксы (подписал — подписывал)

Вспомогательные слова: буду учиться, менее распространенный, самый большой

Чередование + аффиксация: гласных (день — дня), согласных (могу — можешь)

Частицы: пусть поют, написал бы

Замена суффиксов + флексия: котенок — котята

Предлоги: берег — на берег

Изменение ударения: рУки — рукИ, пересЫпать — пересыпАть

Знаменательные слова: новые кафе, в уютном купе

Редупликация (повтор, удвоение): долго-долго

Интонация: Хлеб купил. — Хлеб купил?

Супплетивный (используется другая лексема): человек — люди, я — меня, ехать — поезжай

Порядок слов: Хороший день. (Значение номинативности). — День хороший. (Значение предикативности).

Грамматическая форма — языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное (стандартное) выражение (ЛЭС, 1990, с.116).

Грамматическая форма слова (ГФ) вариант лексемы, в котором изменено только грамматическое значение (например: домами — грамматическая форма множественного числа, творительного падежа лексемы дом; пишешь — грамматическая форма 2 лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения лексемы писать).

Грамматическая форма слова может быть представлена одной словоформой (свежее, прочитаю) или сочетанием двух словоформ (буду читать, прочитал бы, более свежий).

ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ

Типы грамматических форм

Синтетическая (сильный — сильнее, сильного, идти — иди, идите)

Аналитическая (буду решать, пусть позвонят)

Словоформа — слово (лексема) в некоторой грамматической форме (в частном случае — в единственно имеющейся у слова форме) (ЛЭС, 1990, с. 470). Иными словами, это морфологическая единица, представляющая собой одну из возможных форм слова. Словоформа является конкретным «представителем» слова в речи.

Парадигма — системная совокупность грамматических форм слова. В парадигму объединяются слова, сходные по своему основному лексическому значению, но противопоставленные по одному или нескольким грамматическим значениям. Так, парадигму существительного обычно составляют 12 компонентов (6 падежных форм в единственном числе и 6 падежных форм множественного числа).

ТИПЫ ПАРАДИГМ

Типы парадигм по количеству возможных форм

Полная

Неполная (недостаточная)

Избыточная

Есть все возможные для данной части речи грамматические формы. Например: существительное дом имеет парадигму из 12 компонентов.

Отсутствуют некоторые грамматические формы. Например: именительный падеж местоимения себя; формы 1 лица у глагола победить и т.п.

Возможны несколько вариантов одной и той же грамматической формы. Например: тропой, тропою.

Исходная форма парадигмы — представительная (представляющая слово) форма, обладающая называющей функцией. Например, в парадигмах существительного и прилагательного — это форма именительного падежа единственного числа, в парадигме глагола — инфинитив.

Грамматическая категория (ГК) — грамматические значения обобщенного характера, присущие сочетаниям слов и словоформам и вместе с тем отвлеченные от конкретных значений самих слов. Это система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородными значениями. Например, ГК рода = ГЗ мужского рода + ГЗ женского рода + ГЗ среднего рода, то есть грамматическая категория рода — это лексико-грамматическая классифицирующая номинативная категория, выражающая отношение части речи к одному из трех родов.

ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Типы грамматических категорий по количеству членов

Бинарные — категории, представленные двумя противопоставленными ГЗ. Например, ГК числа, вида.

Небинарные — ГК, представленные более чем двумя противопоставленными ГЗ. Например, ГК падежа, лица.

Типы грамматических категорий по способу выражения значений

Морфологические — ГК, связанные со словом. Например, ГК рода, числа, падежа.

Синтаксические — категории, связанные с предложением. Например, ГК коммуникативной направленности в побудительных, повествовательных и вопросительных предложениях.

Классификационные (несловоизменительные) грамматические категории не могут быть выражены формой одного и того же слова и потому относятся к постоянным признакам этого слова. Например, категория рода существительных и категория вида глагола.

Словоизменительные грамматические категории (слово меняет форму, но не меняет лексическое значение). К словоизменительным относятся категории падежа и числа существительного; категории рода, числа, падежа и степени сравнения прилагательного.

Термин «грамматическая категория» используется и в другом, более широком значении — в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками (например, категория существительного, категория числительного). Однако при этом добавляется уточняющее слово лексический, то есть речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи.

Грамматические классы слов (части речи) — совокупность слов (лексем), объединенных: 1) общекатегориальным значением; 2) морфологическими признаками (типом парадигм); 3) общей типичной (морфологизированной) синтаксической функцией в предложении, общими синтаксическими свойствами (способность сочетаться с другими словами); 4) общими словообразовательными признаками.

Классификация грамматических классов слов:

1. Значимые части речи: существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие, предикативное наречие (категория состояния).

2. Особые классы слов: местоимение, модальные слова.

3. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

4. Особые слова — междометия, звукоподражания, называемые еще квазислова, поскольку не имеют главных признаков слова — лексического и грамматического значения.

Другие типы классификаций и точки зрения о принципах классификации частей речи подробно изложены в пособии в Приложении 1 и Приложении 3.

В пособии рассматриваются не только именные части речи, но и местоимения на основании общности грамматических категорий этих классов слов.

Источник

37. Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматических значений.

В содержании словоформы различают несколько моментов. Во-первых, выделяют лексическое значение, во-вторых – словообразовательное (или деривационное) значение, которое, с одной стороны, участвует в формировании лексического значения, а с другой — несет информацию о частеречной принадлежности слова. Например, в слове учитель словообразовательное значение лица выражено суффиксом –тель, который также сигнализирует о том, что это слово – существительное. В-третьих, в слове выделяют грамматические реляционные значения, которые выражаются либо флексией (окончанием), либо другими способами (см. об этом ниже). Например, в слове учитель грамматические значения рода, числа, падежа выражаются нулевым окончанием.

Грамматические значения противопоставлены лексическим по способу выражения значений: грамматические значения имеют регулярное выражение в виде аффиксов, иногда самих корней (явление супплетивизма), повторов (редупликации), несегментных единиц, служебных слов или сочетаний самостоятельных слов. Лексические значения лишены такого регулярного выражения.

Читайте также:  Способы кулинарной обработки варка жарка тушение

Грамматические значения имеют абстрагированный характер и присущи ряду слов, а не одному слову. Абстрагированный характер грамматических значений проявляется, в частности, в таких примерах, где значение предметности – частеречной характеристики существительных — обнаруживается у слов, корни которых выражают действие –ход, бег. Грамматическое значение повторяется в ряде слов, лексическое – индивидуально.

Рассмотрим подробнее способы выражения грамматических значений. Различаются синтетические и аналитические способы. При синтетическом (простом) способе грамматические значения выражаются посредством морфем – реляционных, формообразующих и даже корневых. При аналитическом (сложном) способе грамматическое значение выражается сочетанием слов – знаменательного и служебного или знаменательного и знаменательного, а также редупликацией, порядком слов и интонацией.

Грамматические значения могут выражаться разными корнями, такой способ называется супплетивизмом: хороший – лучше, плохой – хуже, я – мне. Кроме названных синтетических способов, используется еще внутренняя флексия и ударение. Внутренняя флексия – грамматическое средство, представленное чередованием фонем (историческим, или грамматическим), служащим для выражения грамматических значений: в английском языке tooth (зубы) — teeth (зуб), man (мужчина) – men (мужчины). Ударение служит единственным средством разграничения форм ед. ч. Р. п. и мн. ч. И. п. у слов пбруса – парусб, лэга – лугб.

Аналитические способы, представляющие собой сочетание двух слов, знаменательного и служебного, наблюдаются в примерах: буду писать, написал бы. В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными самостоятельными словами – местоимениями. Другим средством выражения грамматических значений является редупликация. Это явление состоит в повторении или слога, или корня, или целого слова. Например, еле-еле, чуть-чуть.В некоторых языках редупликация распространена довольно широко. Например, в отдельных языках Африки редупликация является средством выражения множественного числа, в индоевропейском праязыке редупликация использовалась для выражения значения длительности в глагольных основах. Разная интонация разграничивает предложения со значением вопроса и побуждения: Направо? – Направо! В примерах два часа и часа два порядок слов влияет на выражение значения конкретного и приблизительного времени.

Словоформы одного слова составляют парадигму. Парадигмы могут быть полными и частными, полными и неполными. Парадигмы многих слов оказываются очень сложными. Например, падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа. Падежные формы, объединенные грамматическим значением единственного числа или значением множественного числа, являются частными парадигмами внутри полной парадигмы. Полная парадигма может состоять из двух, трех, четырех и более частных парадигм. Например, полная парадигма прилагательного состоит по крайней мере из пяти частных . В парадигме слова может отсутствовать какая-либо частная парадигма. Например, у собирательных существительных отсутствуют формы множественного числа. Такие парадигмы называют неполными.

Источник

Реферат: Способы выражения грамматических значений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ЯЗЫКА И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ

студентка ФЛиМК, 1-го курса, группы 2АП

Грамматика [Приложение 1 ] определяет тип языка, будучи наиболее устойчивой его частью. Если фонетика и лексика занимают в структуре языка периферийное положение, то грамматика занимает положение центральное. Но при этом она всегда является опосредованной, так как её связь с действительностью осуществляется только через лексику. Также грамматика немыслима и без фонетики, так как то, что не выражено фонетически отсутствует и в грамматике.

Таким образом, можно сказать, что каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю – грамматическое значение, и внешнюю – грамматический способ выражения.

Как наука, грамматика включает в себя две части – морфологию [Приложение 1 ] и синтаксис. Объектом исследования в морфологии являются отдельные слова и их грамматические свойства.

Каждое знаменательное слово в свою очередь обладает двумя значениями – лексическим и грамматическим. Если лексическое значение может быть только одно, то грамматических значений у слова может быть несколько, и они находят в языке свое морфологическое и синтаксическое выражение. [2, стр. 222]

В области морфологии, грамматическое значение – это общие значения слов, как частей речи (например, значение предметности у существительных), а также частные значения словоформ и слов в целом, противопоставленных друг другу в рамках грамматический категорий [Приложение 1 ] (например, значение того или иного времени, лица, числа или рода). [3, стр. 116]

О различных способах выражение грамматических значений в языке и пойдет речь в данной работе.

Понятие грамматического значения .

Грамматическое значение – это обобщенное отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов или словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное выражение. [3, стр.116]

Как уже было сказано, каждое знаменательное слово обладает лексическим и грамматическим значением. Носителем лексического значения является основа слова. Грамматическое же выступает в качестве добавочного к лексическому и выражает отношения. Например, отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к совершающему действие лицу или отношение сообщаемого факта к действительности и времени. [2, стр.222].

Грамматическое значение не определяется лексическим значением слова и в отличие от лексического, свойственного тому или иному слову, не сосредотачивается на одном слове. Оно характерно для многих слов языка. К тому же, одно и то же слово может иметь несколько грамматических значений, меняя свою грамматическую форму, но сохраняя значение лексическое. Например, слово стол имеет ряд форм – стола , столу , столы , — которые выражают грамматические значения числа и падежа. [6]

Грамматическое значение определенного слова в той или иной форме выражается определенным грамматическим способом. [Приложение 1 ]. Данных способов, используемых в языках, существует ограниченное количество – аффиксация, внутренняя флексия, редупликация, супплетивизм, ударения и интонации, порядок слов, служебные слова. Грамматика любого языка может быть выражена только этими способами. Одни языки (например, русский, английский) используют все перечисленные способы, другие же (например, французский, китайский) – только некоторые. Кроме того, необходимо отметить, что в разных языках эти способы сочетаются с различными грамматическими значениями, что создает каждый раз новую форму. [1, стр. 254]

Грамматические способы выражения грамматических значений легко исчислимы и обозримы. Выделяют три основных способа выражения: синтетический, аналитический и смешанный.

Синтетические способы выражения значений

Синтетический способ заключается в выражении значения в самом слове и включает в себя аффиксацию, чередования и внутреннюю флексию, редупликацию, супплетивизм, сложения и способ ударения.

Способ аффиксации заключается в присоединении к корням или основам слов различных аффиксов [Приложение 1 ], служащих для выражения грамматических значений.

Например: дом – дома – дому , делать – с делать, писать – н аписать, опоздать — опаздыва ть.

Аффиксы можно разделить на префиксы, стоящие перед корнем и постфиксы, стоящие после корня. Существуют языки, не употребляющие префиксов (например, тюркские), а выражающие грамматику только постфиксами и наоборот – языки, не признающие постфиксов (например, язык суахили). Индоевропейская группа языков, в частности русский, употребляют и префиксы, и постфиксы, которые в свою очередь делятся на суффиксы и флексии. Суффиксы – это постфиксы с деривационным значением, а флексии – постфиксы с реляционным значением. [1, стр. 266]

Также существуют аффиксы иного типа, хотя суффиксы и префиксы встречаются в языках мира наиболее часто:

1) Интерфиксы – служебные морфемы [Приложение 1 ], служащие для связи корней в сложных словах. Например, соединительные гласные в русском языке: звезд-о -пад, снег-о -ход .

2) Конфиксы – комбинации из двух аффиксов – префикса и постфикса, — которые действуют совместно. Например, немецкие глаголы: loben – «хвалить» и ge lob t – «хваленый», где –geи –t окружают корень, оформляя слово совместно.

3) Инфиксы – аффиксы, вставляемые внутрь корня или основы. Например, латинский язык: ru m p o – «я ломаю» при r ū p – «я сломал». «Вставная» носовая согласная типа [m].

4) Трансфиксы – аффиксы, разрывающие корень, состоящий из одних согласных. Это явление свойственно семитским языкам. Например, древнееврейское ГНōБ – «воровать», ГāНаБ – «воровал», где корень ГНБ означает идею «воровства», а гласные трансфикса означают словоформы: инфинитив и форму прошедшего времени.

Также большую роль во многих языках играет нулевой аффикс – отсутствие аффикса в одной форме парадигмы при наличии аффиксов в других формах. [1, стр. 270] Например, для слова рог нулевой аффикс является показателем именительного падежа, единственного числа, так как во всех других падежах единственного и множественного числа присутствуют аффиксы – рóг-а, рóг-у, рог-á, рог-óв.

Способ чередования и внутренней флексии

Грамматические значения могут выражаться изменениями звукового состава самого корня. Чередования звуков – взаимная замена на тех же местах и в тех же морфемах – могут быть:

1) Фонетические. Изменение звучания обусловлено позицией, и чередуются варианты одной фонемы. Например, чередования ударных и безударных гласных в русском языке: воды [вóды] – вода [вадá], или звонких и глухих согласных: друг [друк] – друга [дрýга].

2) Нефонетические. Изменения звучания не зависит от позиции, чередуются разные фонемы. Например, [друг-]-[друз׳-]-[друж-] в словах друга — друзей – дружеский .

Среди нефонетических чередований в свою очередь различают:

a) Морфологические. Чередование не обусловлено фонетической позицией, но и не выражает грамматического значения, а лишь сопровождает образование грамматических форм. Например, лоб – лба, пень – пня – явление «беглой гласной». Чередование [к — ч], [г — ж], [х -ш] – пек у – печ ешь, бег у – беж ишь, сух ой – суш е. Чередование сочетаний согласных с одной согласной: [ск — щ], [ст — щ], [зг — ж], [зд — ж] – плоск ость – площ адь, прост ой – упрощ ение, запозд ать – позж е.

b) Грамматические. Чередование не зависит от фонетической позиции, и чередуются самостоятельные фонемы друг с другом, с нулем или одна фонема — с двумя. [1, стр. 280].Это и есть внутренняя флексия .

Аблаут – наиболее древний вид внутренней флексии, характеризующийся изменением гласной в корне при образовании основных форм глагола. Например, английский глагол:

Название: Способы выражения грамматических значений
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: реферат Добавлен 21:50:22 23 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 2073 Комментариев: 21 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.7 Оценка: неизвестно Скачать
Форма Пример Перевод
Инфинитив sing «петь»
Прошедшее время sang «пел»
Причастие страдательного залога
Отглагольное существительное song «песня»

В данном случае наглядно видно чередование гласного в корне слова.

Умлаут – вид внутренней флексии, образовавшийся в средневековый период в различных языках самостоятельно. Характеризуется умлаут изменением гласных в корне при образовании формы множественного числа. Например, в английском языке:

Редупликация (повтор) заключается в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с его частичным изменением.

Например, в русском часто употребляются повторы в качестве средства усиления: да-да, вот-вот, едва-едва и т.п.

Также в языках широко распространены звукоподражательные повторы: кря-кря (утка) в русском, tick tick (ход часов) в английском и др.

Редупликации употребляются для выражения превосходной степени: добрый-добрый – в чистом виде, добрый-пре добрый – с префиксацией.

Неполные повторы в тюркских языках часто служат в значении собирательных существительных.

Супплетивизмом называется выражение грамматических значений с помощью разнокорневых или разноосновных слов притом, что лексическое значение не меняется.[4]

Например, в индоевропейских языках типично использование супплетивизма корней для образования степеней сравнения прилагательных и наречий. [1, стр. 311]: английский – good better , немецкий – gut besser , русский — хороший – лучше.

Также существует корневой супплетивизм: иду – шел, брать – взять, человек – люди, ребенок – дети.

В отличие от аффиксации при сложении корневая морфема соединяется с другой корневой морфемой, в результате чего образуется единое новое сложное слово. Соединяться могут и полные корни и усеченные, целые основы и слова:

1) Через соединительную гласную

Например, паро воз, земле мер, лесо заготовки.

2) Без соединительной гласной – сочетание усеченных слов и корней.

Например, колхоз – коллективное хозяйство, профорг – профсоюзный организатор, а также такие типы слов, как кают-компания, стоп-линия, икс-лучи и др.

В других языках (французский, английский, немецкий) сложные слова чаще всего являются словосочетаниями, сочетаниями императива глагола и объекта. [1, стр. 292] Например, rendez-vous – «свидание», blackbird– «черный дрозд», wanduhr – «стенные часы».

Ударение может быть выразительным средством в грамматике только тогда, когда оно изменчиво. Тогда оно будет указывать на грамматическую форму слова или часть речи.

Например, родительный падеж единственного числа рук ׳и, ног ׳и ударением отличается от формы именительного падежа множественного числа тех же слов: р ׳уки, нóги .

Также способ ударения важен для различения видовых пар глагола, когда ударения является приметой совершенного и несовершенного вида.

Например, нас ׳ыпать – насыпáть, нарéзать – нарезáть .

Ударение чаще всего выступает вместе с аффиксами – с окончаниями или с суффиксами: доскá, доск ׳и, дóску, доскóй и т.д. [5]

Аналитические способы выражения значений

Аналитический способ заключается в выражении значения вне слова и включает в себя способ интонации, порядок слов и служебных слов.

Интонация грамматически связана с предложением и его строением:

1) Прежде всего это относится к модальной форме предложения [Приложение 1 ]. При одном порядке слов разная интонация может различать высказывания: Он студент. Он студент! Он студент? Он студент… и т.п.

2) Паузирование может различать простое и сложное предложение, сочинительную и подчинительную связь при отсутствии союзов.

3) «Логическое» ударение – выделение какого-либо элемента предложения:

Он только что пришел. (а не кто-то другой )

Он только что пришел. (а не два часа назад )

Он только что пришел . (а не приехал )

4) Убыстрение темпа или ломкой интонационной волны выделяются вводные слова и выражения.

Ты, конечно, права (с выделение вводного слова конечно )

Та, конечно, права (без выделения вводного слова конечно )

Способ порядка слов

Во многих случаях перестановка слов может служить выразительным средством для грамматических значений. Есть языки, в которых отношения подлежащего и дополнения, определения и определяемого не зависят от порядка слов (латинский, русский). Хотя есть случаи, когда порядок слов может выражать значение. Например, два часа и часа два – выражение точного, конкретного и приблизительного времени. [6]

Однако существуют и такие языки, в которых порядок сов является решающим. Например, в китайском языке: gao skan – «высокая гора», но skan gao – «высота горы», wo kan ni – «я смотрю на тебя», но ni kan wo – «ты смотришь на меня».

Способ служебных слов

Грамматические значения слов могут выражаться и не внутри слова, а и вне его – в сопровождающих служебных словах.

Поскольку служебные слова лишены номинативной функции, так как ничего не называют, они могут выполнять ту же роль, что и аффиксы:

Среди служебных слов различают:

1) Предлоги , выражающие подчинительные отношения между членами предложения, уточняющие падежные значения и служащие для выражения пространственных (в, на, над ), временных (до, после ), целевых (для ), причинных (из-за, вследствие ) и пр. отношений.

Например: еду в метро, пошел к сестре, у него.

2) Союзы , выражающие сочинительные отношения в простом или сложном предложении. Соединительные союзы – и, да ; противительные – но, а ; разделительные – или – или, ли — ли, либо – либо.

Союзы, выражающие подчинительную связь в сложном предложении – что, когда, чтобы, потому что и др.

3) Частицы , выражающие модальные (отрицание – не ; утверждение – же ; условность – бы ; побудительность – давай-ка ; желательность – лишь бы и др.) и немодальные (ограниченность – только, лишь ; неопределенность – что-либо, что-нибудь ; приблизительность – почти ; указательное – вон, это ; и др.) значения.

4) Артикли , свойственные не всем языкам. Они являются типичными сопроводителями знаменательных слов в арабском, романском и германском языках. [4] Артикли обладают функциями грамматического обозначения, различения грамматической категории, различения рода в чистом виде, различения числа.

5) Вспомогательные глаголы , хотя и имеют формы словоизменения, относятся к служебным словам. При их употреблении знаменательный глагол своей формы не меняет, а остается в общей.

Например, в русском спряжение будущего времени глаголов несовершенного вида осуществляется формами вспомогательного глагола быть : Я буду

Он будет обедать

В других языках такие формы употребляются не только для будущего времени, но и для прошедшего и настоящего.

Например, в английском: I didn t read «Я не читал» илиI am reading «Я читаю» (в данный момент).

6) Слова степени – своего рода бывшие наречия, сопровождавшие качественные прилагательные и наречия при образовании сравнительной степени: Она более красива. Она самая красивая.

В английском – more beautiful – «более красивый», most beautiful -«самый красивый».

7) Пустые слова. Слова не образующие четкой категории, но сопровождающие знаменательные слова и выражающие их грамматические оттенки. Так в английском языке нет категории грамматического рода, но когда появляется потребность различать, например, пол животных, применяются «пустые слова».

Смешанный способ выражения грамматических значений

При смешанном, или гибридном способе грамматические значения выражаются и синтетически и аналитически — и вне и внутри слова.

Например, грамматическое значение предложного падежа выражается предлогом и окончанием — в доме , грамматическое значение первого лица — местоимением и окончанием я приду .[4]

К смешанному же способу следует отнести и те случаи, когда для выражения необходимого грамматического значения используется определенный порядок слов.

Например, Мать любит дочь. — Дочь любит мать. [5]

Также грамматическое значение в слове может выражаться и с помощью других слов, с которыми данное слово связано в предложении.

Например: Трамвай ушел в депо.- Трамвай вышел из депо. То есть значение винительного падежа несклоняемого слова депо в первом предложении и родительного — во втором создаются разными связями этого слова с другими словами. [2, стр.223]

В работе представлены основные способы выражения грамматических значений слов. Как уже говорилось, грамматические способы одинаковы для всех языков, однако применение их в каждом языки индивидуально, что видно на конкретных примерах, приведенных в данной работе. Языки могут пользоваться и каждым из описанных способов, и только несколькими из них, сочетая их с различными грамматическими значениями.

Обзор грамматических явлений именно потому удобно начинать с изучения грамматических способов, что они достаточно легко обозримы и классифицированы. При грамматическом анализе всегда лучше идти от внешнего к внутреннему, чтобы избежать ошибок «примыслить» к конкретному языку то, что на самом деле не находит своего выражения в данном языке. [1, стр.264]

Грамматическое значение и способы его выражения являются объектом изучения морфологии, которая, в отличие от лексикологии, исследующей лексическое значение слова, изучает грамматические свойства слова. Грамматическое значение находит в языке свое регулярное выражение и характерно для большей группы слов, в отличие от лексического значения. Однако при этом следует учитывать, что грамматическое значение является постоянно сопутствующим значению лексическому.

1. Реформатский А.А. Введение в языковедение/Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 536 с.

2. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М.: Международные отношения, 1994. – 560 с.

3. Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – 709 с.

4. Основные способы выражения грамматических значений — http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-051.htm

5. Средства и способы выражения грамматических значений — http://www.iwfm.ru/morfologiya/sredstva-i-sposoby-vyrazheniya-grammaticheskikh-znacheniy.html

6. Способы выражения грамматического значения — http://lingvist-filolog.ru/filologiya/sposoby_vyrazheniya_grammaticheskogo_znacheniya.html

Аффикс (лат. affīxus – «прикрепленный») морфема с грамматическим значением. Аффиксы не существуют в языках вне слов, они сопровождают корень, служа для словообразования и словоизменения.

Грамматика (греч. Grammatikē technē – «письменное искусство») раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения. Грамматика изучает грамматический строй языка, то есть законы строения и функционирования слов и предложений.

Грамматическая категория – система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. Относится к грамматическому значению как общее к частному.

Грамматический способ – это материальное выражение грамматических значений, как реляционных, так и деривационных.

Модальный (лат. modus – «способ») – модальные значения в грамматике выражают целевую установку высказывания(убеждение, вопрос, сомнение, приказание и др.)

Морфема – минимальная значимая несамостоятельная единица языка, которая выступает в качестве составной части слова.

Морфология (греч. Morhē — форма + logos – учение) – грамматическое учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования.

Источник

Читайте также:  Указать способ образования наречия по осеннему
Оцените статью
Разные способы