Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности
материал (старшая группа) по теме
набор упражнений по работе с детской агрессией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Вы наверняка уже встречались с печатными вариантами такого листа, на котором изображено какое-нибудь чудовище в приступе гнева или вообще-то доброе существо, типа утки, которая пытается в гневе молотком разбить компьютер. Зрительный образ гнева сопровождается такой инструкцией по применению: «В случае припадка ярости скомкать и швырнуть в угол!»
Однако это способ поведения скорее взрослых, детям же просто один раз швырнуть скомканную бумагу в угол обычно недостаточно. Поэтому им стоит предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросив их в мусорку. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.
Примечание. «Листок гнева» можно изготовить самим. Если это будет делать сам ребенок, то получится даже двойная проработка его эмоционального состояния. Итак, предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом (как описывалось выше) все способы хороши!
- Еще один способ научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем — рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т.д. С этой целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.
Осознавание гнева через сенсорные каналы
Ведущие просит детей высказаться по вопросам:
— что такое ссора?
— как она возникает, с чего начинается?
— был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами? И что вы при этом сделали?
— а что вам нравится в ссоре? (если вы часто ссоритесь, значит в ссоре есть что-то привлекательное для вас)
— а что не нравится в ссорах?
— если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была?
— а какая ссора на вкус?
— а если ссору потрогать, то какая она?
— а какая ссора на слух?
Затем ведущий предлагает нарисовать детям ситуацию, в которой у них произошла ссора (когда они злились или злятся на кого-то).
Дети комментируют рисунки, и устраивается проигрывание ситуаций и способов выхода из них
Игра «Это я. Узнай меня!»
Ведущий предлагает детям сесть как им удобно: «Сейчас тот, кто первый захочет, отойдет, сядет и повернется к остальным спиной. Все остальные по очереди должны подойти, ласково погладить его по плечу со словами приветствия. Нужно узнать того, кто дотрагивается, и назвать его имя».
Игра «Попросись на ночлег» [21]
Помогите детям представить, что все происходит в прошлом веке, когда не было автомобилей и телефонов, да и гостиницы были далеко не везде. Иногда люди сталкивались с такой проблемой, что им негде переночевать в дороге. Тогда им приходилось проситься на ночлег в частные дома. Хозяин дома мог дать страннику приют или прогнать со своего двора, если у него на то были причины.
Выберете того, кто будет играть роль странника.
Дайте ребенку какие-нибудь атрибуты странника: палку, накидку или заплечный мешок, чтобы ему было легче войти в роль. Дальше произносится примерно такой текст: «Ты путник. Ты очень устал за целый день пути, а до пункта назначения еще далеко. Стало смеркаться. Накрапывает дождь. Впереди показались огоньки домов — это деревня. Как тебе хочется оказаться в сухом уютном доме, выпить горячего чая и сладко уснуть. Но времена опасные. Жители стали очень осторожны, они боятся пускать в дом посторонних. Что ж, выбора у тебя нет. Либо ты ночуешь на улице под дождем, либо просишься на ночлег — может быть, кого-то тебе удастся упросить, убедить, уговорить или каким-то другим образом сделать так, что он пустит тебя переночевать».
Во время этой речи юный путник старается изображать то, что говорите: он медленно идет, опираясь на палку, ежится от дождя и холода, прикладывает руку к глазам, чтобы рассмотреть деревню, и т.п. Когда вводная часть игры закончена и ребенок вошел в свою роль, можно переходить к активным действиям.
Пусть остальные члены семьи представят себя жителями деревни, живущими в отдельных домах. Они опасаются проходимцев и преступников или просто не хотят нарушать свой покой, словом изначально они совершенно не горят желанием приютить странника. Дальше ребенок по очереди будет стучаться в дверь каждому из них и пытаться сказать что-то такое, что заставит хозяина пустить его в дом. Путник может пробовать самые разные варианты: от попыток вызвать жалость до лести или шантажа. Но человек, играющий роль хозяина дома, должен только тогда уступить его просьбам, когда у него действительно возникнет такое желание. Если же слова и действия странника вызвали в нем недовольство, то он может закрыть дверь. Тогда путник идет к следующим домам.
После того как путник обошел все дома (успешно или неуспешно), можно продолжить игру.
Наутро жители деревни собрались все вместе и стали обсуждать произошедшее вчера событие — приход чужака в деревню. Они рассказывали, как он пытался их убедить взять его на ночлег и что они чувствовали и думали, когда наблюдали за его словами и действиями.
Затем дети обсуждают свою реакцию на слова путника. Они честно рассказывают, когда они были почти готовы пойти ему навстречу, а когда им хотелось проучить «чужака». После этого совместно с ребенком делается вывод, какая стратегия действий оказалась самой эффективной.
Упражнение “Попроси игрушку”
Группа делится на пары, один из участников пары берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник должен попросить этот предмет.
Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”.
Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”.
Затем участники 1 и 2 меняются ролями. обучение детей эффективным способам общения
Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности
- Комкать и рвать бумагу.
- Бить подушку или боксерскую грушу.
- Топать ногами.
- Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
- Втирать пластилин в картонку или бумагу.
- Посчитать до десяти.
- Самое конструктивное – спортивные игры, бег.
- 8. Вода хорошо снимает агрессию.
Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.
Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение «Апельсин».
Упражнение «Апельсин (или лимон)»
Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)
«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая . мягкая . отдыхает. ».
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).
Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.
Источник
Проект «Обучение социально приемлемым способам выражения гнева детей старшего дошкольного возраста»
Марина Шмидт
Проект «Обучение социально приемлемым способам выражения гнева детей старшего дошкольного возраста»
Сроки проведения: с 01.01.2012 по 01.04.2012
Актуальность.
Одна из серьезнейших проблем современности – проблема человеческой агрессии. Насилие подтачивает здание нашего общества. Когда родители избивают своих детей, они ослабевают узы уважения и любви, необходимые как в семье, так и для социального порядка в целом. Хулиганские действия и преступления на улицах наших городов подрывают доверие граждан к правительству и простых людей друг к другу, доверие, которое необходимо для социальной гармонии и эффективного сотрудничества в решении общих проблем.
Наиболее частым эмоциональным проявлением агрессивности является гнев. Эмоция гнева может быть по- настоящему разрушительной, если не уметь управлять ей. Именно отсутствие выдержки и неумение контролировать свой гнев, зачастую круто и жизненный путь людей, потому что гнев по жизни идет рука об руку с насилием. Последствия выплеснутого гнева часто бывают необратимыми.
А все идет из детства.
В общении детей всегда возникают конфликты. Так дети познают нормы поведения, и со временем все становится на свои места, но агрессивность, не пресеченная в детстве, обычно остается стойкой чертой на всю жизнь.
В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования (как это показали, например, Р. Бэррон и Д. Ричардсон)
В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, М. М. Кольова, В. С. Мухина, Т. А. Комиссаренко, Н. Д. Левитон и др. Они раскрыли виды, характеристику и методы преодоления агрессии.
Так как, по мнению исследователей, поведение в детстве позволяет достаточно надежно предсказать поведение в зрелые годы, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии. Но ведь дети не всегда могут регулировать свое поведение и распознавать свои эмоции и эмоциональное состояние окружающих их людей.
В связи с этим возникает вопрос: какие методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста будут способствовать обучению социально приемлемым способам выражения гнева? Это и явилось проблемой нашего исследования.
Своей целью мы поставили разработать комплекс игр и упражнений, способствующих обучению социально приемлемым способам выражения гнева и апробировать его эффективность на практике.
Был определен предмет исследования: методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста социально приемлемым способам выражения гнева.
Была выдвинута следующая гипотеза: обучение агрессивных детей старшего дошкольного возраста социально приемлемым способам выражения гнева будет эффективным, если будет разработан и внедрен в работу комплекс игр и упражнений, способствующих формированию положительных эмоций, обучению способам управления гневом, а также, если дети будут активно вовлекаться в реализацию игр с учетом их индивидуальных возможностей.
Задачами проектной деятельности обозначены:
— проанализировать теоритическое и практическое состояние проблемы агрессии и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста;
— выявить детей с признаками агрессивности;
— составить комплекс игр и упражнений, способствующих обучению детей старшего дошкольного возраста социально приемлемым способам выражения гнева и апробировать его на практике.
Теоритический анализ состояния проблемы агрессивности в работах зарубежных и отечественных исследователей позволил нам выявить общую характеристику агрессии, рассмотреть ее определения. За основу мы взяли определение, предложенное Головиным С. А. :
агрессия- индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда.
Агрессия служит формой отреагировния физического и психического дискомфорта, стрессов. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
В свою очередь, готовность к поведению агрессивному рассматривается как устойчивая черта личности – агрессивность.
Также было дано определение гнева. Это отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить ее; это чувство ильного возмущения, негодования, крайняя степень раздражения.
Рассматривая особенности поведения агрессивных детей, мы выделили такие характеристики как нанесение ударов кулаками окружающим, ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет книги, кусается. Нередко агрессию дети направляют на самих себя: они рвут свою одежду, наносят раны, выражают негативизм, обиду, раздражительность, подозрительность, вспыльчивость, испытывают чувство вины.
В основном агрессия проявляется через мимику (выражение лица, поведение (действия, поступки, вербальное выражение (слова).
Так как эмоциональным проявлением агрессивности является гнев, мы выделили и его проявления. Мимическое выражение гнева включает в себя характерные сокращения лобных мышц и бровей. На поведенческом уровне можно выделить позу, жесты, действия. Поза: общее напряжение тела и наклон вперед как бы демонстрируют готовность к нападению. Жесты: сжимание, разжимание кулаков, наличие в руках различных предметов и манипулирование ими, угрожающие движения руками как бы нарочито подчеркивают подготовку к удару.
Среди возможных причин возникновения гнева были выделены биологические и социальные.
Прежде чем приступить к практической части нашего проекта, также были изучены методы и приемы, направленные на обучение социально приемлемым способам выражения гнева агрессивных детей старшего дошкольного возраста. Среди них релаксационные упражнения, игры, занятия, беседы и т. д.
Далее необходимо было провести экспериментальное исследование уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Оно проводилось с 1.12.2011 по 15.03.2012 гг, в нем приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад «Светлячок» г. Междуреченска.
Свою работу мы начали в выявления наличия у детей умения распознавать эмоциональное состояние и управлять своими эмоциями. Для диагностики были использованы следующие методики:
— Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М., целью которой было выявить уровень агрессивности у ребенка
— Графическая методика «Кактус», целью которой было определение уровня агрессивности и состояние эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.
— Методика Минаевой В. М., целью которой было изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Сравнив полученные результаты методик, мы пришли к выводу что: из 20 детей у шестерых выявлен высокой уровень агрессивности, который характеризуется частым появлением враждебности, гнева; рассказыванием историй с элементами насилия; ответом на приветствие со злостью, порчей общественной и личной собственности; негативным отношением к замечаниям; обзываниями и драками с детьми; такие дети плохо распознают свои эмоции и эмоции окружающих их людей, не знают как вести себя в ситуации гнева. Средний уровень агрессивности – 9 детей, проявляется в том, что время от времени, негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым детям, но достаточно умело определяют эмоциональное состояние, в основном, знают пути отреагирования негативных эмоций. Слабый уровень агрессивности был выявлен у 5 детей, они отличаются от всех несоблюдением дисциплины, редкими проявлениями гнева, отдельными драками и обзываниями детей, хорошо распознают эмоции и умеют управлять ими.
Формирующий эксперимент.
Далее были разработаны комплексы игр и упражнений, направленных на обучение управлению своим гневом. Внедрялись они в работу с детьми во время свободной их деятельности. Дата проведения: 15.01.2012 по 15.03.2012. гг. с детьми, которые были выявлены в ходе диагностических методик как дети с высоким и повышенным уровнем агрессивности.
Комплексов было составлено 8, проводились они в форме небольших занятий, продолжительностью по 20-30 минут и имели следующий алгоритм: ритуал приветствия, упражнение на развитие эмоций, игры на снятие агрессии, релаксационное упражнение и ритуал прощания. Внедрялись комплексы по одному разу в неделю во время свободной деятельности детей в группе. Пока дети, выявленные в ходе диагностики, как дети с высоким уровнем агрессивности занимались с педагогом, остальным детям предлагалось поиграть в центрах развития по желанию в спокойные игры. Игры из комплексов научили детей тому, что свой гнев можно направлять на подушки и игрушки; что его можно лепить, рисовать и вырывать из бумаги; нестандартное пособие «Как я справляюсь со своим гневом» показало, что в домашних условиях можно принять душ или поговорить по телефону, а вербальную агрессию можно выражать не ругательскими словами, а названиями овощей.
После проведения формирующего эксперимента, нами был организован третий этап: констатирующий эксперимент. В нем мы использовали те же методики, что и в начале. В результате были получены следующие данные:
— 5 детей имеют средний уровень агрессивности;
— 1 ребенок – высокий;
Низкий уровень агрессивности выявлен не был.
То есть, лишь 16 % детей после проделанной работы показали высокий уровень агрессивности, за время внедрения проекта так и не научились управлять своими эмоциями, выражать их допустимым образом. У 84 % обнаружен средний уровень: дети научились распознавать в себе эмоцию гнева, а также управлять ею и выражать социально приемлемым способом.
Таким образом, наша гипотеза о том, что обучение агрессивных детей старшего дошкольного возраста социально приемлемым способам выражения гнева будет эффективным, если будет разработан и внедрен в работу комплекс игр и упражнений, способствующих формированию положительных эмоций, обучению способам управления гневом, а также, если дети будут активно вовлекаться в реализацию игр с учетом их индивидуальных возможностей, была в основном доказана.
Источник