- 6 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
- Читайте также
- 6.2. Основные направления, элементы и методы финансовой политики
- 2.3. Технология и методы инновационного менеджмента
- 4 препятствия и 5 нот менеджмента
- 117. Основные концепции финансового менеджмента
- 3.5. Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий
- 5.2. Основные методы и виды анализа в системе маркетинга
- Глава 5 Основные методы рационализации расходов
- 13.2.1. Основные макроэкономические показатели и методы их расчета
- 42. Основные методы оценки аудиторского риска
- 62. Основные методы получения знаний о деятельности предприятия
- 18. Сущность маркетингового исследования, его основные методы
- 84. Методы элементарной математики, математической статистики и теории вероятностей, эконометрические методы
- 1.3. Основные виды рисков платежных систем и методы управления ими
- 3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
- Стили менеджмента и неправильного менеджмента
- 3.3. Методы менеджмента
6 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
6 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Методы менеджмента – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Также они позволяют управлять производственно-сбытовой деятельностью, строить ее в соответствии с требованиями рынка.
Главная цель деятельности организации – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.
Методы управления делятся на административные, организационно-правовые, экономические и социально-психологические.
1. Административный метод управления. Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.
Этот метод применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение.
В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации.
2. Организационно-правовой метод. Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т. д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие.
3. Экономический метод. Метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.
4. Социально-психологические методы.
Подразделяются на виды воздействия:
1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;
2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.
Все перечисленные методы не противопоставляются, так как наибольшего результата фирма может добиться только при их взаимодействии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
6.2. Основные направления, элементы и методы финансовой политики
6.2. Основные направления, элементы и методы финансовой политики Важнейшими направлениями финансовой политики строительной организации являются:• анализ финансово-экономического состояния организации;• разработка учетной и налоговой политики;• выработка кредитной
2.3. Технология и методы инновационного менеджмента
2.3. Технология и методы инновационного менеджмента Технология и методы инновационного менеджмента определяют содержание процессуальных функций управления инновациями. Они отражают наиболее общие элементы управления, которые не зависят от характера инноваций,
4 препятствия и 5 нот менеджмента
4 препятствия и 5 нот менеджмента Закончив с лирикой, вернемся к нашим «скучным» цифрам. Надеюсь, вы уже составили свои финансовые отчеты?«Составили, но только для чего мы все это делали?» – спросите вы. Всего лишь для того, чтобы получить достоверную картину вашей
117. Основные концепции финансового менеджмента
117. Основные концепции финансового менеджмента Концепция денежного потока – основана на предпосылке, согласно которой с любой финансовой операцией может быть ассоциирован денежный поток. Денежный поток понимается как множество выплат (оттоков) и поступлений (притоков)
3.5. Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий
3.5. Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций. В первую очередь необходима
5.2. Основные методы и виды анализа в системе маркетинга
5.2. Основные методы и виды анализа в системе маркетинга В процессе проведения маркетинговых исследований используется широкий спектр методов и приемов анализа – как традиционных, так и специфических. Охарактеризуем наиболее часто используемые методы проведения
Глава 5 Основные методы рационализации расходов
Глава 5 Основные методы рационализации расходов Если не ведешь учет домашних расходов, то кажется, что тратишь больше, чем зарабатываешь. А если ведешь учет домашних расходов, видишь, что так и есть. «Пшекруй», польский журнал На Западе культура контроля расходов в
13.2.1. Основные макроэкономические показатели и методы их расчета
13.2.1. Основные макроэкономические показатели и методы их расчета Все основные макроэкономические показатели условно можно разделить на потоковые показатели и показатели запасов.К числу потоковых величин относятся: валовый выпуск (ВВ), валовый национальный продукт (ВНП),
42. Основные методы оценки аудиторского риска
42. Основные методы оценки аудиторского риска Существует два основных метода оценки аудиторского риска :1) оценочный (интуитивный), наиболее широко применяющийся российскими аудиторскими фирмами: аудиторы исходя из собственного опыта определяют аудиторский риск на
62. Основные методы получения знаний о деятельности предприятия
62. Основные методы получения знаний о деятельности предприятия Основные методы получения знаний о деятельности экономического субъекта таковы: а) изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического субъекта (например, национальная
18. Сущность маркетингового исследования, его основные методы
18. Сущность маркетингового исследования, его основные методы Любое комплексное изучение рынка подразумевает получение сведений о каждой его составляющей. Исследованиям подвергается спрос и предложение, конкуренция цен и т. д. Для того чтобы получить
84. Методы элементарной математики, математической статистики и теории вероятностей, эконометрические методы
84. Методы элементарной математики, математической статистики и теории вероятностей, эконометрические методы При обосновании потребностей в ресурсах, учете затрат на производство, разработке планов, проектов, балансовых расчетах в обычных традиционных экономических
1.3. Основные виды рисков платежных систем и методы управления ими
1.3. Основные виды рисков платежных систем и методы управления ими Важным элементом платежного процесса являются риски, которым подвергаются его участники. В этом разделе будут рассмотрены ключевые финансовые риски ПС, такие как риск ликвидности, кредитный риск, а также
3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления. Практика менеджмента имеет связь с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением
Стили менеджмента и неправильного менеджмента
Стили менеджмента и неправильного менеджмента Разница между грамотными менеджерами и неправильными менеджерами в том, что последние не владеют некоторыми обязательными для управленца ролями, они не способны их исполнять вовсе. В таблице, представленной ниже, мы можем
Источник
3.3. Методы менеджмента
Значительное место в теории менеджмента занимают вопросы, связанные со способами достижения поставленных целей. Каким образом влиять на людей? Как наиболее эффективно воздействовать на то или иное явление? Ответ на эти вопросы дают методы управления.
Методы менеджменты — это способы воздействия на людей и явления для достижения определенной цели.
При выборе методов (способов) управления следует соблюдать следующие требования:
целенаправленность — т.е. четкое осознание цели и движение к ней;
реализуемость — т.е. реальная достижимость желаемых результатов;
системность — т.е. учет воздействия во взаимосвязи элементов;
динамичность — т.е. способность реагировать на изменение ситуации;
эффективность — т.е. достижение максимального результата при минимальных затратах.
Классификация методов производится на основании того, как и на что происходит воздействие. В соответствии с этим выделяют три типа методов: административные, экономические и социально-психологические. Внутри каждого типа, в свою очередь, различают несколько самостоятельных видов методов. Таким образом, можно говорить о трех группах методов. Рассмотрим отдельно основные из них.
Административные методы менеджмента — это способы управленческого воздействия через официальную власть.
Административные методы менеджмента имеют свои специфические характеристики и особенности. Рассмотрим эти характеристики:
Обязательность. Административные методы не оставляют подчиненному выбора. Они непосредственно воздействуют на волю исполнителя;
Безвозмездность. Исполнение изначально не предусматривает поощрение. Исполнительность рассматривается как естественное явление в рамках профессиональной деятельности;
Проверяемость. Административные методы обязательно сопровождает определенная система контроля за исполнение профессиональных обязанностей и конкретных заданий;
Точность. Административные методы требуют не наилучшего, а строго определенного исполнения. Ведь часто видимое лучшее может оказаться плохим в рамках общей задачи.
Например, цех двигателей по своему усмотрению выпустил двигателей на 5% больше, чем предусмотрено заданием. Но кузовов-то выпущено ровно по заданию. Колес и остального оборудования тоже. И куда же в этой ситуации девать сверхнормативные двигатели?
Как уже отмечалось, методов административного типа существует целая группа. В ее рамках можно выделить несколько видов административных методов менеджмента:
Организационные методы. К ним относятся: регламентирующие; нормативные; инструктирующие.
Распорядительные методы. Это способы оперативного управления — приказы, постановления, распоряжения, указания.
3. Дисциплинарные методы. Это различные формы наказания за ненадлежащее исполнение: замечания, выговоры, предупреждения о служебном несоответствии, понижение в должности и др.
Экономические методы менеджмента — это способы управления посредством материального воздействия.
Материальное влияние как на целые организации, так и на отдельного работника образно называют «управлением рублем». Существуют три уровня применения экономических методов менеджмента: государственный, внутризаводской и персональный. Рассмотрим эти уровни.
Государственный уровень — это экономические способы влияния государства на отдельное предприятие (организацию). Государство своими действиями может задать определенные финансово-экономические «правила игры» как для отдельного предприятия, так и для целой отрасли либо региона. Существует три наиболее распространенных инструмента государственного влияния на предприятие: налогообложение, финансирование и госзаказ.
Налогообложение может быть как обычным, так и льготным. Последнее заключается в уменьшенной ставке налогов на конкретное предприятие на определенный срок. Государство может и полностью освободить предприятие от налогов: Регулируемые ставки налогов используется государством для стимулирования либо снижения активности предприятия.
Часто временное льготное налогообложение используется по отношению к вновь созданным предприятиям. Это дает возможность им развиваться — «встать на ноги». Прием временного освобождения от налогов весьма эффективен для привлечения в страну, регион или отрасль негосударственных инвестиций, в том числе зарубежных. Государство создает «тепличные условия» с целью активного наращивания мощностей на «узких» участках своей экономики. Такой прием может существенно улучшить инвестиционную привлекательность (инвестиционный климат) страны, отрасли или региона.
Финансирование со стороны государства как инструмент управления может быть реализовано в двух формах. Первая — это прямые государственные (в т.ч. безвозмездные) субсидии предприятию. Вторая — это льготные (по заниженной ставке) банковские кредиты предприятию. Обычно в роли таких кредиторов выступают государственные банки. Но ими могут стать и банки коммерческие под воздействием государства.
Государственный заказ как инструмент управления заключается в следующем. Государство заказывает предприятию продукцию в определенном объеме и ассортименте. Таким образом, вопросы маркетинга и сбыта решаются автоматически. Государство может позволить себе принять высокий уровень цен, произвести предварительную оплату. Как правило, государственный заказ весьма выгоден для предприятия. Фактически, это форма государственной поддержки последнего.
Второй уровень применения экономических методов менеджмента — внутризаводской. Фактически это способы экономического управления структурными подразделениями предприятия — цехами, отделами. Наиболее популярной в недавнем прошлом в данном контексте была модель «хозяйственного расчета».
Модель хозрасчета устанавливала границы компетенции в распределении материальных ресурсов между подразделениями и дирекцией предприятия в целом. Цех из получаемых им доходов и прибыли имел право заранее установленный процент оставить в своем распоряжении. Руководство и коллектив цеха сами принимали решение — как распорядиться частью заработанного.
Модель хозрасчета включала и другие элементы. Основные из них следующие:
а) закрепление ресурсов за подразделениями;
б) оперативно-хозяйственная самостоятельность подразделений;
в) оставление в распоряжении подразделений части полученной прибыли;
г) экономические санкции за ненадлежащее выполнение общезаводских обязательств и заданий.
Следует обратить внимание на последний элемент модели хозрасчета. Хозрасчет — не только «плюсы» в виде оставления части прибыли. Это и «минусы» в виде санкций в случае плохой работы.
Третий уровень применения экономических методов менеджмента — персональный. Главный его инструмент — индивидуальное материальное стимулирование персонала. Способами экономического (финансового) влияния в рамках поощрения могут быть: повышение зарплаты, установление надбавок, премии, выплаты, пособия и т.д. В качестве экономического наказания могут использоваться штрафы, понижение зарплаты, полное или частичное лишение премии и т.д.
Социально-психологические методы менеджмента — это способы управления посредством социального и психологического воздействия.
Социальное воздействие направлено на коллектив предприятия или его подразделения. Психологическое же воздействие индивидуально. Оно направлено на отдельного работника на основании учета его психологических особенностей. Таким образом, социально-психологические методы имеют два уровня применения — коллективный и индивидуальный.
Коллективный уровень — это способы управленческого влияния предприятия на своих сотрудников путем предоставления им определенных социальных благ. Видами социальных благ могут являться:
а) Социальная инфраструктура предприятия: детский сад, поликлиника, профилакторий, стадион, спортивный зал, база отдыха и т.д. Конечно, для своих сотрудников цены в этих социальных объектах в несколько раз ниже, чем в аналогичных общегородских;
б) Условия труда на предприятии — современные помещения, оборудование, хорошее освещение, низкий уровень шума, удобный инструмент и т.д.;
в) Условия для повышения образования и профессиональной квалификации — наличие учебных центров на предприятии или поощрение администрацией заочного обучения в вузах и техникумах;
г) Сотрудничество администрации с профсоюзами в вопросах отстаивания интересов работников.
Таким образом, социальные блага, распределяясь через коллективные формы, доходят до отдельных работников. Но есть и прямое воздействие на работников, минуя коллектив. Это психологическое влияние, к которому мы и подходим.
Индивидуальный уровень применения социально-психологических методов менеджмента — это способы управленческого воздействия менеджеров на психологию сотрудников.
Применение психологических методов управления предполагает достаточно глубокое знание со стороны менеджеров как общей психологии, так и внутреннего мира каждого из своих подчиненных. Конкретные методы воздействия, эффективные по отношению к одному человеку, могут быть совершенно неприменимы к другому.
Содержание психологических методов менеджмента включает:
— индивидуальный подход к сотрудникам;
— психологический комфорт каждого сотрудника;
— профессиональный этикет в отношениях между сотрудниками;
— психологический климат в производственном коллективе.
Оснований для того, чтобы сотрудник максимально проявил свои профессиональные и человеческие качества, может быть много. Среди главных из них — психологическая обстановка, в которой человек работает. Если она эмоционально-конструктивна, от сотрудника можно ожидать высоких профессиональных результатов. Напротив, атмосфера угнетенности, неудовлетворенности сотрудников непременно отрицательно скажется на результатах труда.
Источник