«Основы психологии»
211. Голод, жажда относятся к ощущениям:
• органическим
212. Действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью:
• привычка
213. Деятельность человека, направленная на приобретение и закрепление индивидом знаний, умений и навыков:
• учебная деятельность
214. Динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках:
• темперамент
215. Если люди продолжительное время живут в экологически загрязненных районах, то при выезде на природу у них возникает головокружение и даже головная боль. О какой закономерности ощущений идет речь:
• адаптация
216. Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания деятельности человека и его индивидуальных особенностей:
• апперцепция
217. Заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий:
• ригидность
218. Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах:
• характер
219. Индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности:
• способности
220. Интеллектуальное чувство, проявляющееся в стремлении к познанию.
• любознательность
221. Интеллектуальное чувство, проявляющееся как потребность в познании:
• любознательность
222. Интересы относятся к:
• осознанным мотивам
223. Источником активности личности являются:
• потребности
224. К какому познавательному процессу относят создание новых образов:
• воображение
225. Как называется единица деятельности, которая является способом выполнения действия:
• операция
Источник
Действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью
2) способ выполнения действия
3) способность осознанно выполнить определенное действие, составляет основу мастерства
Задание #34
Наше восприятие — это…
а) простая сумма ощущений, которая выступает в виде образов предметов или явлений.
Б) интеллектуальный процесс, в основе которого лежит синтез разнообразных отношений.
Укажите правильное определение.
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) верны оба определения
Верно б)
Задание #35
Метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях — это .
Выберите один из 3 вариантов ответа:
Наблюдение
Задание #36
Укажите социальную ситуацию развития подростка
Выберите один из 4 вариантов ответа:
4) «Я — сверстники»
Задание #37
Укажите одну из психологических характеристик понятия «способности»
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Индивидуальные особенности, обеспечивающие фактический успех в определенной деятельности.
2) Особые индивидуальные особенности типов нервной системы.
3) Совокупность знаний, умений, навыков в определенной деятельности
Задание #38
Укажите к каким процессам относится возрастной кризис.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Нормативным
Задание #39
Укажите правильное понимание физиологической основы способностей.
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Сосредоточенность внимания, выносливость, умственная работоспособность.
Некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов.
3) Способности заранее запрограммированы в генах, это своеобразный дар природы.
Задание #40
Словесно-логическое мышление — это.
а) понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задач выполняет действие в уме с помощью понятий, суждений и умозаключений.
б) мышление, материалом которого являются образы. Манипулируя образами, человек, мысленно преобразует ситуацию, решает задачу.
Укажите правильное определение.
Выберите один из 3 вариантов ответа:
Верно а)
2) верны оба определения
Задание #41
Выберите один из 3 вариантов ответа:
Способ выполнения действия, доведенного до автоматизма
2) действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью
3) способность осознанно выполнить определенное действие, составляет основу мастерства
Задание #42
Укажите условия необходимые для возникновения и поддержания непроизвольного внимания
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) привычные условия работы
Новизна, сила и контраст раздражителя
3) осознание долга и обязанности
4) постановка значимых целей и задач деятельности
5) устойчивость интересов
Задание #43
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) процесс познания с помощью органов чувств
Степень познания, раскрывающая суть вещей, явлений
3) процесс создания новых образов
Задание #44
Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний при ..1. стиле педагогической деятельности.
Выберите один из 3 вариантов ответа:
Демократическом
Задание #45
Укажите психические познавательные процессы
Выберите несколько из 8 вариантов ответа:
Восприятие
Воображение
Ощущение
Мышление
Память
Задание #46
Структуру личности составляют (по С.Л. Рубинштейну)
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1) психические состояния
2) психические свойства
3) психические процессы
ЗУНы
Индивидуально-психологические особенности
Направленность
Задание #47
Укажите показатели психической готовности ребенка к школе
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) наличие специальных знаний, умений, навыков
Источник
Основные психологические понятия по теме
Автоматизация (в психологии) – процесс формирования различных навыков путем упражнения.
Автоматизм – действие, осуществляемое непроизвольно или неосознанно.
Ведущая деятельность – вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период, например игра в период дошкольного детства.
Действие – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.
Деятельность ■— специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Игра (детская) – вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.
Интериоризация – процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные-
Интерференция навыков – ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.
Кривая упражнений – графическое изображение в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия (затрачиваемого времени, количества ошибок) при его повторениях.
Мотив – то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
Навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.
Общение – взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познава-
тельного или аффективно-оценочного характера.
Привычка – действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.
Умение – способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства.
Учение – процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.
(ЧАСТНЫЕ АКТЫ ДЕЙСТВИЯ)
Рис. V.I. Сущность и структура деятельности
Рис. V.2. Факторы эффективности деятельности
Экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.
Цель – то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.
Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности.
В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая
осознанной целью. В процессе деятельности устанавливается тесное взаимодействие человека с окружающей средой.
Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многобразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.
Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от поведения животных. Эти отличия относятся к следующему: не обязательно связана с биологическими мотивами, не определяется только наглядными впечатлениями, формируется путем усвоения общественного опыта.
Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операция, психофизиологические функции.
Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом особенностей: первая особенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Вторая особенность действия – это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием. Третья особенность – через понятие «действие» утверждается принцип активности. Четвертая особенность – действия могут быть внешние, привлеченные и внутренние умственные.
Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений.
Анализ многообразных предметных Действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды Движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д.
Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом.
Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.
Умственная деятельность человека часто делится на:
перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;
мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;
мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;
имажитивную (от image – образ), т. е. деятельность воображения в процессе творчества.
Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.
По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериори-зация).
Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.
Рис. V.3. Блок-схема механизма координационного управления двигательным актом
Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы движений или операций,подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.
На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности.
Механизм планирования, контроля и регулирования действий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи – ILK. Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян, У. Эшби и др. В их исследованиях показано, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа – своеобразной неиропсихологической модели. Обратная связь обеспечивает корректировку действий по ходу его выполнения. Этот механизм, как указывал П.К. Анохин, назван акцептором действия.
П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал его принципом сенсорной, коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в импуль-
сы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с чем выделяет различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки.
Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.
Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. С физиологической стороны на-вык означает образование в коре больных полушарий и функционирование устойчивой системы временных не-рвных связей, называемой динамическим стереотипом.
Рис. V.4. Схема взаимодействия замкнутых контуров регулирования, участвующих в управлении движением
Источник