Способ выполнения действий ставший автоматизированным называется
Тема 6. Научение
1. Научение не является:
а) постепенным и скачкообразным изменением поведения;
б) изменением поведения, не являющегося непосредственным следствием созревания организма;
в) приобретением опыта;
г) врожденным рефлексом.
2. Понятие «научение» возникло в отрасли психологии:
а) зоопсихологии;
3. Теорию научения разработал:
б) Э. Торндайк;
4. Термин «социальное научение» возник:
а) в когнитивной психологии;
б) в гештальтпсихологии;
в) в бихевиоризме;
г) в неофрейдизме.
5. Четырехступенчатую модель научения и воспроизведения предложил:
а) А. Бандура;
6. Дж. Роттер является автором:
а) теории социального научения;
б) социально-когнитивной теории личности;
в) ассоциативной теории научения;
г) операциональной теории научения.
7. Аккомодация и ассимиляция как две составляющие адаптации были выделены:
а) Ж. Пиаже;
8. Адаптация может не осуществляться на уровне:
г) аффективном.
9. Самый простой вид научения – это:
а) привыкание;
б) классическое обусловливание;
в) оперантное обусловливание;
г) комплексное научение.
10. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ, – это:
б) викарное научение;
в) оперантное научение;
г) условно-рефлекторное научение.
11. Специфическая форма научения, процесс фиксации информации в памяти называется:
б) запечатлением;
12. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:
в) научение;
г) учебная деятельность.
13. В общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения проявляется:
г) таксис.
14. Часто термин «инстинкт» не является синонимом понятия:
а) генетически фиксированное;
б) наследственно закрепленное;
в) врожденное (поведение, действие и т. п.);
г) внешне обусловленное.
15. Для инстинктов не характерна:
в) биологическая целесообразность;
г) опосредованность.
16. Инстинктивное поведение достигает максимума:
а) у кишечнополостных;
б) у насекомых;
в) у птиц и млекопитающих;
а) всегда врожденные проявления;
б) встречаются только у низших животных;
в) имеют мало отношения к выживанию;
г) простейшие сенсомоторные акты.
18. Термин «условный рефлекс» предложен:
б) И.П. Павловым;
г) В.М. Бехтеревым.
19. Систему условно-рефлекторных реакций, обеспечивающих устойчивую и целесообразную связь организма с внешней средой в данных относительно устойчивых условиях, при повторяющихся факторах принято называть:
в) динамическим стереотипом;
г) социальной дистанцией.
20. Когда ранее приобретенный индивидуальный опыт влияет на последующее его формирование, мы говорим:
б) о латентном научении;
в) о переносе;
21. Формирование нового поведения путем воспроизводства чужих действий принято называть:
в) имитацией;
г) социальной дистанцией.
22. У низших животных наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием:
а) таксисов;
23. Присущее некоторым видам животных неизгладимое запечатление первой встреченной после рождения информации называется:
б) импринтингом;
24. Сенсорное научение является разновидностью научения:
а) ассоциативно-рефлекторного;
25. Обнаружение у предмета новых свойств, имеющих значение для его жизнедеятельности, и их усвоение – это:
а) научение навыкам;
б) научение действиям;
в) сенсомоторное научение;
г) научение знаниям.
26. Моторное и ассоциативное научение соотносятся как:
а) рядоположенные понятия;
в) род – вид;
г) понятия, между которыми функциональные отношения.
27. Положение необихевиоризма о том, что новая двигательная реакция закрепляется благодаря освобождению организма от потребности, нарушившей его равновесие, основывается на принципе:
в) гомеостаза;
28. Решение проблемы путем озарения противопоставила методу проб и ошибок психология:
б) гештальтпсихология;
29. Широко использовался в бихевиоризме для объяснения научения как вероятностного процесса метод:
б) проб и ошибок;
30. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок, известно как:
б) условно-рефлекторное научение;
в) оперантное научение;
г) викарное научение.
31. Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями и т. п., составляет сущность теорий научения:
а) ассоциативных;
32. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отображение в понятиях и закрепление в словах составляют содержание теорий научения:
в) знаковых;
33. Научение как изменение поведения, внешних реакций на меняющиеся стимулы в зарубежной психологии анализировал:
в) Б. Скиннер;
34. Сущность научения как усвоения человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями, трактуется в теориях научения:
а) ассоциативных;
35. Проблемы усвоения социального опыта как процесса, происходящего между стимулом и реакцией, исследуются в рамках подхода:
б) когнитивного;
36. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в рамках:
а) функциональной психологии;
в) гештальтпсихологии;
г) когнитивной психологии.
37. Работы Э. Торндайка можно классифицировать в рамках теорий учения:
а) бихевиористских;
38. Способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным, называется:
в) навыком;
39. Умения и навыки не обусловливают способности человека:
а) к преобразованию объекта;
б) к пониманию закономерностей функционирования объекта;
в) к принятию оптимального решения;
г) к аффективному поведению.
40. Исследование навыков началось с таких из них, как:
а) двигательные;
41. Отрицательное, взаиморазрушающее действие несовместимых друг с другом навыков называется:
г) интерференцией.
42. Возможность использования сформированного навыка в сходных или новых условиях интерпретируется как:
а) перенос;
43. Тенденция быстрого совершенствования навыка при первых повторениях и более медленного при последних называется законом:
а) переноса навыка;
б) отсутствия предела в развитии навыка;
в) угасания навыка;
г) изменения скорости развития навыка.
44. Временную тенденцию отсутствия улучшения или ухудшения навыка при продолжении обучения отражает закон:
а) изменения скорости развития навыка;
в) «плато» в развитии навыка;
г) неравномерности развития навыка.
45. Закон изменения скорости развития навыка графически представляется:
а) прямой линией;
б) логарифмической кривой;
в) степенной кривой;
г) сложной квазипериодической зависимостью.
46. Усиление/ослабление приобретаемых навыков под влиянием уже сформированных называется:
б) интерференцией;
47. Тенденцию, согласно которой конечное плато в развитии навыка всегда может за счет перестройки структуры психики дать некоторое улучшение продуктивности навыка, принято называть законом:
а) переноса навыка;
б) отсутствия предела в развитии навыка;
в) «плато» в развитии навыка;
г) неравномерности развития навыка.
48. При прочих равных условиях реакция на ситуацию пропорционально связана с частотой повторения и силой воздействия данного стимула на организм согласно закону:
в) упражнения;
49. Автором закона эффекта является:
а) Э. Торндайк;
50. Если при одновременном действии нескольких раздражителей один из них вызывает реакцию, то остальные также приобретают способность вызывать данную реакцию согласно закону:
в) ассоциативного сдвига;
51. «Любой акт, вызывающий в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с ней так, что если она вновь появляется, то более вероятным, чем прежде, становится и появление этого акта», – так Торндайк сформулировал закон:
а) эффекта;
в) ассоциативного сдвига;
52. Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:
б) И. Лингарт;
53. Автором книги «Процесс и структура человеческого учения» является:
б) И. Лингарт;
54. Учение как адаптационный процесс с точки зрения наследственности, среды, приспособления, регуляции исследуется:
в) в биологии;
55. Учение как фактор социализации и условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается:
б) в социологии;
г) в кибернетике.
56. Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов процесса усвоения, называется:
а) учением;
57. В отечественной науке Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов трактовали учение как:
а) приобретение знаний, умений и навыков;
б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;
в) специфический вид учебной деятельности;
г) вид деятельности.
58. П.Я. Гальперин обосновывает учение как:
а) приобретение знаний, умений и навыков;
б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;
Источник
Навык – это способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным (по Б.М. Теплову).
При выработке навыка автоматизируется не деятельность в целом, а только ее отдельные компоненты. Чтение, стрельба, игра на инструменте – это сознательная деятельность, а автоматизируются только операции, посредством которых эта деятельность осуществляется, только способы выполнения деятельности. Существует явление положительного влияния навыков друг на друга (предыдущего – на последующий) – перенос, трансфер, и так называемая интерференция навыков – торможение одного навыка другим (не усвоив одного, не берись за другой!).
Этапы формирования и структура навыка таковы:
1. Объединение ряда частных действий в одно целостное. Например, обучаясь читать, ребенок от слогового чтения переходит к чтению целыми словами, т.е. по мере овладения навыком, человек начинает работать все более крупными единицами.
2. Устранение излишних движений и напряженности. Характерный признак неумелого выполнения какой-либо деятельности – это большое количество лишних движений. Как правило, движения, приводящие к нужному результату, в ходе повторений закрепляются, а остальные затормаживаются.
3. Ослабление роли зрительного и увеличение роли двигательного контроля. В отличие от неопытной, опытная машинистка почти не смотрит на клавиатуру, а некоторые работают «вслепую».
4. Возможность осуществить деятельность разными приемами или способами. Настоящее мастерство требует изменения задач и условий деятельности, использования многих приемов. Значит, истинный мастер владеет не одним, а многими навыками и умениями гибко ими пользоваться.
Умение – способность осознанно выполнять определенные действия. Навыки формируются в процессе упражнения, т.е. повторного осуществления данной деятельности с целью усовершенствовать способ ее выполнения.
Существует два условия, при которых повторение становится упражнением:
Обучающемуся нужно иметь ясное знание того, что он хочет добиться;
Нужно знать результаты каждого отдельного упражнения, давать себе отчет о достижении.
Привычки – тоже автоматизированные элементы поведения, но отличные от навыка. Привычка связана с потребностью совершать те или иные автоматизированные акты: был навык – возникает потребность – вырастает в привычку.
Привычка может быть полезной (порядок на столе) и вредной («слова-паразиты»). Человек всегда может сознательно выработать желательные привычки и искоренить нежелательные, т.е. научиться управлять привычками значит научиться управлять поведением. Восточная мудрость гласит: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.
Дата добавления: 2017-11-04 ; просмотров: 3108 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Способ выполнения действий ставший автоматизированным называется
Онлайн тесты, дистанционное обучение запись закреплена
Общая психология (онлайн-тест)
1. Вид человеческой деятельности, специально направленный на приобретение и закрепление знаний, — это . деятельность
2. Знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности, – это …
3. Способность осознанно выполнить конкретное действие, которая составляет основу мастерства, называется .
4. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних или внутренних препятствий, называется .
5. Совокупность психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей, — это .
6. Потребности, лежащие в основе жизнедеятельности человека, называются … потребностями
7. Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны ее деятельности и поведения, — это .
8. Вид деятельности, заключающейся в воспроизведении действий и отношений окружающих и направленной на познание окружающей действительности, — это .
9. Некоторые генетические анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся одним из условий, влияющих на успешное выполнение деятельности, – это …
10. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, – это …
11. Психические явления, позволяющие познать окружающий мир, − это психические …
12. Вид памяти, основанный на установлении е запоминаемом материале смысловых связей, — это . память
13. Недостаточно отчетливо осознаваемая потребность – это …
14. Волевое качество личности, выражающееся в способности человека к длительному и неослабленному напряжению энергии, к неуклонному движению к намеченной цели, – это …
15. Вид внимания, при котором человек, сознательно ставя перед собой какую-либо цель, волевыми усилиями активно направляет свою деятельность, называется …
16. Оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков – это …
17. Деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей, — это .
18. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности независимо от конкретных условий, — это .
19. Тип памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, звуки, лица, называется .
20. Раздел науки, рассматривающий вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности,- это
21. Свойство внимания, выражающееся в возможности более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому, называется .
22. Сложный вид восприятия, при котором происходит отражение длительности и последовательности явлений или событий, называется восприятием .
23. Относительно законченные элементы деятельности, направленные на выполнение одной простой текущей задачи, – это …
24. Осознание человеком самого себя, своих собственных качеств – это
25. Принцип, согласно которому все в природе, в том числе и психические явления, объясняются действием материальных причин и законов, − это принцип …
26. Способ выполнения действия, − это …
27. Инициативность, трудолюбие, работоспособность и другие черты, которые выражают различное отношение личности к действительности, – это …
28. Совокупность всех представлений человека о себе («образ Я»), оценка самого себя и потенциальные поведенческие реакции, вызванные ими, формируют … личности
29. То, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве конечного результата деятельности, − это …
30. Действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью, − это …
31. Опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту – это …
32. Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с предметами, называется …
33. Вид памяти, основанный на повторении материала без его осмысления, – это … память
34. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений – это …
35. Неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам – это …
36. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, – это …
37. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов, называется …
38. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам – это …
39. Процесс памяти, заключающийся в способности удерживать материал в памяти в течение длительного периода, вплоть до момента его актуализации при воспоминании, – это …
40. Вид памяти, обеспечивающий сохранение и воспроизведение разных движений, – это … память
41. Способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным, называется …
42. Психические явления, определяющие своеобразие протекания различных психических процессов, – это психические …
43. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, – это …
44. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними, называется …
45. Умение изменять намеченный ранее путь решения, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые с самого начала не удалось учесть, определяется … мышления
46. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные события, – это
47. Вид внимания, для которого характерна преднамеренность, но усилий воли для его сохранения не требуется, называется …
48. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее ее зависимость от условий существования, – это …
49. Представитель человеческого рода, в котором отражена его родовая принадлежность, называется …
50. Сложный вид восприятия, при котором происходит отражение величины, форм и глубины предметов, называется восприятием …
51. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения, называется …
52. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями и содержащая утверждение или отрицание чего-либо, называется …
53. Относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия называется … восприятия
54. Вид памяти, обеспечивающий хранение информации без специальной установки, – это … память
55. Процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память, – это …
56. Раздел науки, изучающий закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные ростом вовлечения их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, – это …
57. Психические явления, регулирующие действия и поступки, – это психические …
58. Реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих выраженную субъективную окраску, которые носят ситуативный характер, – это …
59. Раздел науки, изучающий закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразований в ходе обучения, – это …
___________________________________________
Онлайн-консультации 24/7 / Репетиторы / Методическая помощь в подборе учебных материалов /Рекомендации по выполнению работ.
С Уважением команда Твой-зачёт
7(966)062-65-49 Вайбер /Вотсапп /Телеграмм
Источник