Способ выделения окончания это

Разработка урока по русскому языку во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок постановки учебной задачи. Русский язык. 2 класс. Тема:Способ выделени окончания

Скачать:

Вложение Размер
materialy_iz_opyta_raboty_uchitelyasharapova_e.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Цагатуйская СОШ»

Цагатуйская средняя общеобразовательная школа

Урок постановки учебной задачи

по русскому языку во 2 классе

Тема: Способ выделения окончания

Учитель начальных классов: Шарапова Е.П.

2008-2009 учебный год

Тема: Способ выделения окончания

Цели: 1. Уточнить способ выделения окончания в словах, не изменяющихся по числу.

2. Отрабатывать способ выделения окончания в словах – названиях.

3. Воспитывать умение работать в группах, выслушивать мнения друг друга, чувство коллективизма.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний.

  1. Прочитайте слова, которые записаны на доске

ПАРТА, ЗЕМЛЯ, САД, КОНЬ, ПРЫГАЛ

  1. Найдите лишнее слово и объясните почему?

(прыгал – название действий, а остальные названия предметов; конь – живой предмет, а остальные неживые)

  1. Перечислите названия – предметов. На какие вопросы они отвечают?
  2. Как изменяются названия предметов?

а) по числам б) по падежам

5. Найдите в словах окончания. Но сначала вспомните, как вы будете это делать? Вам нужно показать, как вы нашли окончание.

П АР Т А – один ед.ч. З Е М Л Я С А Д Ø К О Н Ь Ø

= = = = = = = = = = = = = = = = = =

П А Р Т Ы – много мн.ч З Е М Л И С А Д Ы К О Н И

6. Что такое окончание? Петя говорил, что это последние буквы.

Это буквы или часть слова?

Какую работу они выполняют? (рассказывают о числе предметов)

Что нужно сделать, чтобы найти окончание?

  1. Изменить слово по числу
  2. Сравнить изменения слова
  3. Выделить окончание (изменившуюся часть)

ΙΙΙ. Постановка учебной задачи.

Работа в группах.

Сегодня мы проверим, как вы учитесь выделять окончания в словах – предметах.

Вот такое задание нужно выполнить по группам.

— Выделите окончания в словах. Будьте внимательны. Давайте проверим, можно ли по известному способу выделить окончания в словах.

КАРАНДАШИ БРЮКИ МОЛОКО

КАРАНДАШØ нет БРЮКØ МОЛОКА

Если не получается, вы вспомните, как изменяются слова – названия предметов, как можно их изменить?

ВЫВОД: Некоторые названия предметов не изменяются по числу. Как тогда выделить окончание? Можно выделить или нет? Как вы считаете?

Нужно добавить, изменить слово по числу, по падежам.

ΙΥ. Закрепление изученного способа.

Работа в группах.

Запишите слова в два столбика. В первый столбик слова, изменяющиеся по числу, а во второй – не изменяющиеся по числу. Выделите окончания.

Проверка. Неизменяющиеся: творог, сено, ножницы, железо.

Источник

Выделение окончания в словах

Просмотр содержимого документа
«Выделение окончания в словах»

Тема урока: «Выделение окончания в словах»

Цель: Знакомство с алгоритмом нахождения окончания в словах.

Познакомить с алгоритмом нахождения окончания в словах.

Формировать умение изменять слова по вопросам и выделять в разных формах слова окончание.

Развивать орфографическую зоркость, речь, наблюдательность, умение выполнять работу совместно.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс. Часть 1»,

I. Организационный момент.

Ребята, какой важный урок у нас сейчас будет? Почему он важный? Для чего нам нужны знания по русскому языку? (Ответы.)

— Какими мы должны быть, чтобы у нас все получилось?

II. Проверка домашнего задания

За ночь всё стало белым. Белая земля, белые дома под белыми крышами. Выбежал на улицу белый котёнок и пропал на белом снегу.

На доске записан ряд слов: ворона, вороненок, вороне, воро­ны, вороной.

Прочитайте слова. Что их объединяет? (Начинаются с одинаковой буквы, словарное слово, имеют общую частько­рень ворон-.) Какое слово «лишнее»? (Вороненок.) Почему? (Так как это однокоренное слово, а не форма слова «ворона».)

Как образуются формы одного и того же слова? (Когда мы изменяем слово.) Каким образом? (По вопросам или по принципу «одинмного».) Назовите формы одного и того же слова. Чем они отличают­ся? (Окончанием.)

Что такое окончание?

Какие одинаковые буквы есть в каждом из них? Назовите ту, которая обозначает парный звонкий согласный. (Буква «в».)

Какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Определите последовательность букв в данном ряду. (Заглавная «В», строчная «в», гласная строчная буква в ал­фавитном порядке.)

Вва Вве Вви Вво Вву Ввы Ввэ Ввю Ввя

Спокойной походкой идёт по перрону

С б..льшим чемоданом б..льшая В.рона.

А рядом с В..роной, немножеч(?)ко сбоку,

Её провожает на поез.. С..рока.

И всё б это было совсем х..р..шо,

Когда бы их поез.. давно не ушёл. (Р. Ткаченко.)

—Назовите главных героев стихотворения. Почему слова «Ворона» и «Сорока» написаны с заглавной буквы? Объясните написание пропущенных орфограмм.

VІ. Сообщение темы и цели урока

—Внимательно посмотрите на эту надпись. Мыслен­но зачеркните непарные согласные по твердости-мягкости, и вы узнаете слова, которые в ней зашифрованы. Какие непарные согласные по твердости-мягкости вы знаете? («Ч», «щ», «й», «ж», «ш», «ц».)

Итак, что вы прочитали? (Состав слова.) Верно, этот раз­дел мы с вами начали изучать. Из каких частей (морфем) состоит слово? Какая часть слова является изменяемой? (Окончание.)

-Как вы считаете, как можно найти окончание в сло­ве? (Нужно сравнить формы слова.) А как «получить» формы слова? (Изменить слово по во­просам или по принципу «одинмного».) Чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Будем учиться находить и выделять окончания в словах.) Чтение рубрики «Цели и задачи урока» на стр.80.

VIІ. Изучение нового материала

Сейчас мы с вами проведём исследовательскую работу. Объектом нашего исследования будет слово «лиса». Наша задача – правильно найти окончание в этом слове.

Как вы считаете, что для этого нужно сделать? (Изменить слово.) Каким образом? (По вопросам)

Измените слово «лиса» по вопросам.

На доске записаны вопросы.

Вижу «кого?» … лису

Дать «кому?» … лисе

Любуюсь «кем?» … лисой

Думает «о ком?» … о лисе

Продолжим наше исследование. Что теперь мы должны сделать? (Сравнить формы слова «лиса»)

Что вы заметили? («лис-» одинаковая часть слова, она не меняется, а остальная часть слова изменяется.)

Значит какой можно сделать вывод? (Изменяемая часть слова- окончание.)

А теперь можем выделить изменяемую часть слова.

— Поставить вопросы от выделенных слов к формам слова белка. Записать по образцу, выделить окончание в разных формах слова белка.

Как можно изменить текст, чтобы слово белка не повторялось так часто?

Раз, два — выше голова. Два — согнуться, разогнуться.

Три, четыре — руки шире. Три — в ладоши три хлопка,

Пять, шесть — всем присесть. Головою три кивка.

Семь, восемь — лень отбросим. На четыре — ручки шире.

Девять, десять—встать всех просим. Пять — руками помахать.

Раз — подняться, потянуться. Шесть — за парту сесть опять.

— Чтение плана рассуждений на стр.81.

— Найти окончания в выделенных словах, рассуждая по плану.

— Словарное слово: сапоги.

Чтение правила на стр.81.

VІІІ. Закрепление изученного.

Упр. 118, стр.81 — самостоятельно.

— Записать. Выделить окончания, используя план рассуждений.

Упр. 119, стр.82 — устно.

Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Верные или неверные утвеждения. ». Если вы согласны с утвержде­нием, сигналите «+», если нет, то — «-»,

1. Окончание — часть слова, которая не изменяется

2. Окончание — часть слова, которая изменяется

3. Окончание служит для образования новых слов

4. Окончание служит для связи слов в предложении

5. Окончание служит для связи предложений в тексте

6. Чтобы найти окончание в слове, надо найти последнюю букву в нем

7. Чтобы найти окончание в слове, надо разделить слово на слоги

8. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить слово по вопросам и найти часть, которая изменяется

Источник

« Последовательность действий при выделении в слове его окончания. Понятие о нулевом окончании».

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.

Тема: « Последовательность действий при выделении в слове его окончания. Понятие о нулевом окончании».

Учебник С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко, «Русский язык 2 класс».( Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). Москва, Вита Пресс, 2011 г.

Цели: 1) Овладеть понятием об окончании как части слова, которая указывает на его изменение, понятием «нулевое окончание».

2) Уметь определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что ещё предстоит узнать.

3) Владеть нормами сотрудничества: уметь работать в паре, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга в ходе дискуссии.

На доске образец написания заглавной буквы П и прописной буквы п.

Создание ситуации успеха.

— Неслучайно выбрали сегодня букву п. На эту букву начинается имя сказочного героя.

В сказкеон одной живёт

Службу там свою несёт.

Почта – дом – стоит у речки,

Почтальон в ней – дядя…. ( Печкин)

— Запишите слово-отгадку. Какая орфограмма сильной позиции есть в этом слове? (Их целых две). Подчеркните их.

(Просмотр отрывка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»). При этом учащиеся вспоминают героев мультфильма

– Почтальон Печкин и его друзья приглашают вас в путешествие и приготовили вам испытания при поиске клада. Угадали, кто они? Назовите их имена.

– Печкин предлагает вам найти окончание в словахгазета и письмо.

Как вы это будете делать?

— Существует ли алгоритм действий для того, чтобы выделить окончания в словах?

4.Работа в парах.

1)Дети сравнивают слова газета и газеты, письмо и письма, делают вывод об окончании. (Правила работы в парах).

– Окончание – изменяемая часть слова, значит найти его очень просто. Для этого нужно изменить слова: та часть, которая изменится – окончание.

2) – Что ещё доставляют почтальоны?

-Какой журнал хотел выписывать Дядя Фёдор?

— А какие журналы читаете вы?

3) – Обратите внимание на то, как записано название журнала.

Название журналов пишется с большой буквы и берётся в кавычки.( Журнал «Мурзилка»,

журнал «Весёлые картинки»).

5. Ситуация разрыва.

— Матроскин предлагает вам поработать в группах и найти в слове журнал окончание.

Дети наблюдают над словами:

[ж у р н а л ] —- один

[ж у р н а л ы]—— много

— Журнал – понятно, что предмет один? Интересно только, что же сообщило об этом?

— Если есть работа, значит должен быть работник – окончание. В слове журнал есть окончание? Как это доказать?

— Окончание – невидимка! Ведь звуков в нём нет.

С такой же проблемой столкнулись и ученики 2-б класса. Обращение к ЦОР.

Всё-таки есть или нет окончание в словах стол и журнал? (Проблема урока, записывается отдельно на доске).

Посовещайтесь в парах. Если есть, то где оно?

Как его обозначить? (Дети выдвигают разные предположения). Обращение к ЦОР

Вывод:окончания, в которых нет звуков, называются нулевыми.

6. Работа в парах.

— Обозначьте окончания в словах.Определите слова с нулевым окончанием. Докажите!

Дети определяют, что в слове конь снова возникла проблема с выделением окончания.

Постановка задачи на следующий урок: Как определить окончание в слове конь? (Проблема урока, записывается на доске).

(Если останется время) Работа в парах по карточке.

1. Кот съел вкусный батон и радостно замяукал.

2. Слон достал банан и отдал его девочке.

Правила работы в парах . 1 высказывание читает 1 ученик, находит слова – названия предметов с нулевым окончанием. Второй контролирует выполнение. Затем ученики меняются ролями: 2 ученик читает высказывание, находит слова с нулевым окончанием, а первый контролирует его работу.

– Вам понравились герои сказки? А их задания? Трудные были? В чём испытали трудность?

— На слайде представлены книги, в которых вы можете узнать о приключениях, произошедших с героями Простоквашино. А написал эти книги Эдуард Успенский.

— Шарик, Матроскин и Печкин предлагают вам ответить на их последние вопросы.

Отвечайте ДА (+) или НЕТ(-).

Окончание – часть слова?
— Окончание — изменяемая часть слова?
— Окончание – служит для связи слов в высказывании?
— Окончание – это обязательно последняя буква в слове?
— У одного и того же слова могут быть разные окончания?
— С помощью окончания образуются новые слова?

— Какой клад вы сегодня нашли? ( Знания).

Сегодня я узнал…..

Мне было интересно……

Для меня ещё трудно…….

Я хотел бы узнать…..

Покажите смайлики. Если на ваших смайликах улыбка, значит, всё удалось.

Если нет улыбки, значит, нам есть ещё над чем работать.

Если у вас совсем недовольный вид, значит, вам необходима консультация по проблеме урока.

9. Домашнее задание

(Задания по выбору для учащихся по теме урока).

Источник

Читайте также:  Каким способом можно увеличить рабочую поверхность корня
Оцените статью
Разные способы