Способ выдачи информации информационной системы
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 2
Споры в суде общей юрисдикции:
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
2) информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
3) информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
4) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
О выявлении конституционно-правового смысла п. 5 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 26.10.2017 N 25-П.
5) обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
6) доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;
7) конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
8) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
9) распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
10) электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
11) документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
11.1) электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;
(п. 11.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
12) оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;
13) сайт в сети «Интернет» — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;
(п. 13 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) страница сайта в сети «Интернет» (далее также — интернет-страница) — часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет»;
(п. 14 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
15) доменное имя — обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»;
(п. 15 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
16) сетевой адрес — идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;
(п. 16 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
17) владелец сайта в сети «Интернет» — лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте;
(п. 17 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
18) провайдер хостинга — лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет»;
(п. 18 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
19) единая система идентификации и аутентификации — федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах;
(п. 19 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
20) поисковая система — информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети «Интернет» информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети «Интернет» для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети «Интернет», принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами;
(п. 20 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 264-ФЗ)
21) идентификация — совокупность мероприятий по установлению сведений о лице и их проверке, осуществляемых в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, и сопоставлению данных сведений с уникальным обозначением (уникальными обозначениями) сведений о лице, необходимым для определения такого лица (далее — идентификатор);
(п. 21 введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 479-ФЗ)
22) аутентификация — совокупность мероприятий по проверке лица на принадлежность ему идентификатора (идентификаторов) посредством сопоставления его (их) со сведениями о лице, которыми располагает лицо, проводящее аутентификацию, и установлению правомерности владения лицом идентификатором (идентификаторами) посредством использования аутентифицирующего (аутентифицирующих) признака (признаков) в рамках процедуры аутентификации, в результате чего лицо считается установленным.
(п. 22 введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 479-ФЗ)
Источник
Тема 5. Понятие информационных систем.
Под информационной системой понимается сис тема, позволяющая осуществлять сбор, хранение, обработку, передачу и предоставление информации .
Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащённые специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
В настоящее время бытует мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Это не так. Информационные системы могут функционировать с применением технических средств, и без такого применения. Это вопрос экономической целесообразности.
Преимущества неавтоматизированных (бумажных) систем:
¾ простота внедрения уже существующих решений;
¾ просты для понимания, для их освоения требуется минимум тренировки;
¾ не требуются технические навыки;
¾ гибкие и способные к адаптации для соответствия деловым процессам.
В автоматизированной ИС появляется возможность целостно и комплексно представить все, что происходит с организацией, поскольку все экономические факторы и ресурсы отображаются в единой информационной форме в виде данных.
Под информационной системой понимается организованная совокупность программно-технических и других вспомогательных средств, технологических процессов и функционально-определённых групп работников, обеспечивающих сбор, представление и накопление информационных ресурсов в определённой предметной области, поиск и выдачу сведений, необходимых для удовлетворения информационных потребностей установленного контингента пользователей.
Исторически первыми видами информационных систем являются архивы и библиотеки. Им присущи все атрибуты инф. системы. Они обеспечивают в какой-либо предметной области сбор данных, их представление и хранение в определённой форме (книго-, архивохранилища, каталоги и т.д.), в них определяется порядок использования информационных фондов (т.е. определены абоненты, режимы и способы выдачи информации – абоненты, читальные залы и т.п.).
Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 1.1).
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рис. 1.1. Процессы в информационной системе
Схема состоит из следующих блоков:
¾ ввод информации из внешних или внутренних источников;
¾ обработка входной информации и представление её в удобном виде;
¾ вывод информации для представления потребителям внутри организации или передачи в другую систему;
¾ обратная связь – это информация, переработанная персоналом данной организации для коррекции входной информации.
Исходя из сказанного в составе инф. системы можно выделить три подсистемы, представленные на рис. 1.2.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рис. 1.2. Состав информационной системы
Организационно-технологическая подсистема сбора информации обеспечивает отбор и накопление данных в информационную систему. Без правильно организованной, оперативно и эффективно действующей организационно-технологической подсистемы сбора информации невозможна эффективная организация функционирования всей инф. системы в целом.
Подсистема представления и обработки информации составляет ядро инф. системы и является отражением представления разработчиками и пользователями системы структуры и картины предметной области, сведения о которой должна отражать инф. система. Подсистема представления и обработки информации является одним из наиболее сложных компонентов при разработке инф. системы.
Нормативно-функциональная подсистема выдачи информации определяет пользователей, или иначе абонентов системы, реализует целевой аспект назначения и выполнения задач инф. системы.
2. Цели, задачи, свойства и функции информационных систем.
Цель ИС – обеспечение специалистов информацией для решения стоящих перед ними задач.
Кроме того, результатом работы ИС должно быть требуемое качество информационной продукции. Отсюда цель ИС – это также и повышение уровня качества информации, выдаваемой специалистам-пользователям ИС.
В соответствии с целью основными универсальными задачами ИС являются:
¾ выполнение процессов преобразования информации и выдача её в удобном для восприятия виде;
¾ получение более рациональных вариантов решения управленческих задач за счёт внедрения математических методов, интеллектуальных систем и т.д.;
¾ производство достоверной, надёжной, своевременной и систематизированной информации;
¾ освобождение работников от рутинной работы за счёт её автоматизации;
¾ совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота в фирме.
Специальные задачи определяются характером производства и теми задачами, которые решает предприятие для достижения поставленной цели. Они включают:
¾ обеспечение необходимого объёма производства продукции;
¾ обеспечение ритмичности в производстве продукции или услуг предприятия;
¾ поведение мероприятий по обеспечению заданного уровня качества продукции;
¾ обеспечение маркетинговой деятельности предприятия и др.
В системе управления специальные задачи для статуса ИС приоритетны.
Информационная система определяется следующими свойствами:
¾ любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
¾ информационная система является динамичной и развивающейся;
¾ выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;
¾ информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации;
¾ структура информационной системы, её функциональное предназначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией, например, в коммерческой фирме – эффективному бизнесу, в государственном предприятии – решению социальных и экономических задач;
¾ информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься.
Функция ИС – это постоянный набор процедур, выполнение которых обеспечивает реализацию задач ИС.
Функции ИС можно разделить на функции управления и функции информационно-технологические.
ИС обеспечивает реализацию следующих функций управления:
a) планирование и прогнозирование деятельности предприятия;
b) нормирование производственной деятельности;
c) учёт и отчётность;
d) контроль производства;
e) анализ производственной деятельности.
Выделяются следующие информационно-технологические функции информационной системы:
a) сбор сведений об управляемом объекте;
b) регистрация данных;
c) передача данных;
d) ввод данных в ЭВМ;
e) обработка данных.
Рассматриваются два типа обработки:
¾ анализ данных (сравнение с нормами, критериями).
Операционная обработка данных ведется в системах, ориентированных на преобразование данных. Анализ данных осуществляется в системах поддержки принятия решений, где анализируется информация (часто больших объемов), на основе которой информационная система помогает принимать решения.
b) ведение баз данных;
c) хранение данных.
Существуют два способа хранения информации:
¾ централизованный (информация хранится в одном месте),
¾ распределенный (информация хранится в нескольких местах).
d) актуализация информации;
e) копирование и тиражирование информации;
f) предоставление информации (выдача производственных документов пользователю);
g) защита данных.
Эта функция обеспечивает сохранность и конфиденциальность информации.
3. Понятие АИС. Этапы развития АИС.
Современный уровень информатизации общества предопределяет использование компьютеров и других современных технических и программных средств в различных информационных системах. Такие информационные системы называются автоматизированными.
Информационные системы, в которых представление, хранение и обработка информации осуществляются с помощью вычислительной техники, называются автоматизированнымим, или сокращённо АИС.
Этапы развития информационных систем можно свести в следующую таблицу.
Изменение подхода к использованию информационных систем
Вид информационных систем
Бумажный поток расчетных документов
Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах
Повышение скорости обработки документов
Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты
Основная помощь в подготовке отчетов
Управленческие информационные системы для производственной информации
Ускорение процесса подготовки отчетности
Управленческий контроль реализации (продаж)
Системы поддержки принятия решений
Системы для высшего звена управления
Выборка наиболее рационального решения
Информация — стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество
Стратегические информационные системы
Выживание и процветание фирмы
Первые информационные системы появились в 50-х годах. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчёта зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счётных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
60-е годы знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчётности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее. Данное поколение информационных систем строилось на базе центральной ЭВМ по принципу «одно предприятие – один центр обработки».
В 70-х годах – начале 80-х информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. Были сделаны первые шаги к децентрализации инф. систем, в процессе которой пользователи стали продвигать информационные технологии в офисы и отделения компаний, используя мини-компьютеры. Параллельно началось активное внедрение высокопроизводительных СУБД типа D В2 и пакетов коммерческих прикладных программ.
К концу 80-х годов концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта и многое другое. Наблюдается бум распределённой сетевой обработки, главной движущей силой которого был массовый переход на персональные компьютеры. Логика корпоративного бизнеса потребовала объединения разрозненных рабочих мест в единую инф. систему – появились вычислительные сети и распределённая обработка. Однако очень скоро в одноранговых сетях стали обнаруживаться первые признаки иерархичности – сначала в виде выделенных файл-серверов, серверов печати, телекоммуникационных серверов, а затем и серверов приложений. При развитии инф. систем третьего поколения идея чистой (одноранговой) распределённой обработки заметно потускнела и уступила место иерархической модели клиент-сервер.
Отличительной чертой современных инф. систем, инф. систем четвёртого поколения, является прежде всего иерархическая организация, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами инф. системы на верхнем уровне сочетается с распределённой обработкой на нижнем. Инф. системы четвёртого поколения характеризуются следующими основными особенностями:
¾ полное использование потенциала настольных компьютеров и среды распределённой обработки;
¾ модульное построение системы, предполагающее существование множества различных типов архитектурных решений в рамках единого комплекса;
¾ экономия ресурсов системы за счёт централизации хранения и обработки данных на верхних уровнях иерархии ИС;
¾ наличие эффективных централизованных средств сетевого и системного администрирования, позволяющих осуществлять сквозной контроль за функционированием сети и управление на всех уровнях иерархии, а также обеспечивающих необходимую гибкость и динамическое изменение конфигурации системы;
¾ резкое снижение т.н. «скрытых затрат» — эксплутационных расходов на содержание инф. систем (поддерживание функционирования сети, резервное копирование файлов пользователей на удалённых серверах, настройка конфигурации рабочих станций и подключение их в сеть, обеспечение защиты данных, обновление версий ПО и т.д.), которые трудно выделяются в явном виде и которые непросто предусмотреть в бюджете организации.
Вопросы к теме
1. Дайте определение информационной системы.
2. Какова разница между компьютерами и информационными системами?
3. На какие виды делятся ИС-мы по степени автоматизации?
4. Преимущества неавтоматизированных систем.
5. Назовите исторически первые виды ИС-м. Почему?
6. Каковы основные процессы, обеспечивающие работу ИС-мы?
7. Каков состав ИС-мы? (Каковы основные элементы ИС?)
8. Каковы цели ИС?
9. Каковы основные универсальные задачи ИС?
10. Каковы специальные задачи ИС?
11. Какие задачи (универсальные или специальные) являются приоритетными в системе управления?
12. Перечислите основные свойства ИС.
13. На какие виды делятся функции ИС? Назвать основные функции каждой группы.
15. Какие основные этапы прошли в своём развитии АИС?
16. Как менялась концепция использования информации на различных этапах развития ИС?
17. Как изменялись цели использования ИС на различных этапах их развития?
18. Как изменялись виды ИС на различных этапах их развития?
Источник