- Выбор методов и средств обучения статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Выбор методов и средств обучения
- Средства обучения: понятие, функции и классификация
- Понятие о средствах обучения и их сущность
- Функции средств обучения
- Принципы использования средств обучения
- Классификация средств обучения
- Подходы к использованию средств обучения
Выбор методов и средств обучения
статья на тему
Успех обучения зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т.е. методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_metodov_i_sredstv_obucheniya.docx | 64.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Выбор методов и средств обучения
Успех обучения, как известно, зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т. е. методов обучения.
Под методом обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») понимают систему упорядоченных и целенаправленных взаимодействий между преподавателями и студентами, обеспечивающих реализацию педагогических целей обучения.
Существуют следующие методы обучения.
По источнику информации:
— словестные , наглядные , практические.
По способу усвоения :
— информационно-рецептивный,инструктивно-репродуктивный,продлемного изложения,эвристический , исследовательский.
По способу деятельности преподавателя и обучающегося:
— устное изложение, работа обучающихся, наблюденеи обучающихся.
По дидактической цели:
методы сообщения новых знаний,методы закрепления новых знаний,методы проверки и оценки знаний.
Соединение разных подходов (комплексный подход Ю.К. Бабанского):
— методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,методы ее стимулирования и мотивации,методы контроля и самоконтроля.
Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени. Выбор, как правило, определяется следующим:
1. Целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин.
2. Целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения.
3. Характером предмета (естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.).
4. Характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.).
5.Организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод (лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.).
6. В идом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении.
7.Физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия, и т.д.).
Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.
К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении.
Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.) Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами.
В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:
1. Компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени).
2. Адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.).
3. Информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование).
4. Интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.).
Выбор методов и средств обучения.
Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:
– закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;
– общих целей обучения, воспитания и развития человека;
– конкретных образовательно-воспитательных задач;
– уровня мотивации обучения;
– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
– времени, отведенного на изучение того или иного материала;
– количества и сложности учебного материала;
– уровня подготовленности учащихся;
– возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– сформированности у учащихся учебных навыков;
– типа и структуры занятия;
– взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);
– особенностей личности педагога, его квалификации.
Изучение существенных отношений между целью, средствами педагогического воздействия и их результатами – одна из важнейших задач педагогической теории. Подчеркивая это, А.С. Макаренко сформулировал ставшие общепризнанными следующие положения:
1. Каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий;
2. Осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется и развивается;
3. Вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели;
4. Если частная цель несовместима с главной, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем.
5. Метод обучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения для проведения занятий, направленных на результативность учебного процесса.
Источник
Выбор методов и средств обучения
Выбор методов образовательной деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:
• закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;
• общих целей обучения, воспитания и развития человека;
• конкретных образовательно-воспитательных задач;
• уровня мотивации обучения;
• особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
• времени, отведенного на изучение того или иного материала;
• количества и сложности учебного материала;
• уровня подготовленности учащихся;
• возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
• сформированное™ у учащихся учебных навыков;
• типа и структуры занятия;
• взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);
• материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
• особенностей личности педагога, его квалификации.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочетания для проведения занятия.
Лекция№4 . Формы организации
Учебного процесса
Интерес возникает из интересных предметов и занятий. Из богатства таковых возникает многосторонний интерес.
Понятие форм обучения и форм организации обучения.
Генезис форм обучения.
Формы организации учебного процесса.
Источник
Средства обучения: понятие, функции и классификация
Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.
Понятие о средствах обучения и их сущность
Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.
Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.
К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.
С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:
- задачи урока;
- информация, которая должна быть представлена учащимся в рамках учебного материала;
- предпочтения преподавателя.
Функции средств обучения
К числу основных функций можно отнести:
- познавательную: средства обучения гарантируют передачу более полного и точного представления о существующей действительности, позволяют облегчить ученику процесс понятия, осмысления и запоминания фактов и закономерностей, делают наглядными и понятными явления и объекты, которые недоступны для наблюдения в реальной жизни;
- формирующую: с помощью средств обучения учащиеся могут развивать свои познавательные возможности, психологическую сферу, волю;
- дидактическую: средства обучения являются принципиальными источниками знаний и умений, упрощают процесс усвоения учебного материала, стимулируют познавательную активность.
В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.
Принципы использования средств обучения
Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:
- обязательный учет возрастных и психологических особенностей учащихся;
- адекватный выбор средств обучения, как традиционных, так и современных, которые будут гармонично воздействовать на эмоции, сознание и поведение ребенка, задействовать все системы восприятия;
- учет принципов дидактики;
- соблюдение правил безопасности жизнедеятельности в ходе использования средств обучения.
Классификация средств обучения
Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:
- по характеру воздействия на ученика:
- визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;
- аудиальные: аудиозаписи;
- аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;
- по степени трудности:
- средний уровень: учебники по предметам, печатные учебные пособия, объемные модели, изображения;
- высокая сложность: компьютер, лингафонный кабинет, механические визуальные средства;
- по происхождению:
- естественные: предметы, взятые из живой природы;
- символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;
- технические визуальные и аудиовизуальные средства.
Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:
- природные, естественные объекты или их изображения;
- объемные геометрические фигуры и чучела;
- изобразительные;
- графические;
- символические;
- звуковые;
- мультимедиа.
В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.
Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.
Достаточным считается для изучения трудных тем использование 4 — 5 различных средств, которые могут быть объединены в презентацию. В это количество необходимо включить средства, которые используются на уроке, средства для самостоятельной работы и средства контроля.
Подходы к использованию средств обучения
Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.
Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.
К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:
- целесообразно применять в качестве средств обучения уже имеющиеся в оборудовании кабинета материалы, так как исследование средств обучения не имеет отношения к преподаванию;
- средства обучения являются основным и единственным способом достижения цели, тогда как другие составляющие учебного процесса обязаны соответствовать средствам и быть средствами обусловлены;
- средства обучения тождественны обыкновенным средствам наглядности и контроля, создают некоторое неудобство, но без них можно легко обойтись.
Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.
Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.
Источник