- Статья 40. Специализированная организация
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Способ выбора специализированной организации
- Энциклопедия решений. Специализированная организация, привлекаемая при закупках по Закону N 44-ФЗ
- Как привлечь специализированную организацию по 44-ФЗ
- Определение и порядок привлечения
- Услуги специализированной организации по 44-ФЗ
- Как создать специализированную организацию по 44-ФЗ
- 44‑ФЗ простым языком. Часть 5
- Контрактная служба
Статья 40. Специализированная организация
Статья 40 . Специализированная организация
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 40 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Часть 1 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
Часть 1 изменена с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
1. Заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для разработки документации о закупке, размещения в единой информационной системе и на электронной площадке информации и электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, предмета и иных существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации о закупке и подписание контракта осуществляются заказчиком.
2. Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Специализированная организация осуществляет указанные в части 1 настоящей статьи функции от имени заказчика. При этом права и обязанности в результате осуществления таких функций возникают у заказчика.
4. Заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя), при осуществлении ею указанных в части 1 настоящей статьи функций от имени заказчика.
5. Специализированная организация не может быть участником закупки, в рамках которой эта организация осуществляет функции, указанные в части 1 настоящей статьи.
Источник
Способ выбора специализированной организации
Статья 40. Специализированная организация
Готовые решения. Вопросы применения ст. 40
С 01.01.2022 в ч. 1 ст. 40 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для разработки документации о закупке, размещения в единой информационной системе и на электронной площадке информации и электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, предмета и иных существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации о закупке и подписание контракта осуществляются заказчиком.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Специализированная организация осуществляет указанные в части 1 настоящей статьи функции от имени заказчика. При этом права и обязанности в результате осуществления таких функций возникают у заказчика.
4. Заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя), при осуществлении ею указанных в части 1 настоящей статьи функций от имени заказчика.
5. Специализированная организация не может быть участником закупки, в рамках которой эта организация осуществляет функции, указанные в части 1 настоящей статьи.
Источник
Энциклопедия решений. Специализированная организация, привлекаемая при закупках по Закону N 44-ФЗ
Специализированная организация, привлекаемая при закупках по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе привлечь специализированную организацию на основе контракта для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) путем проведения конкурса или аукциона. Обращаем внимание, что речь идет о передаче заказчиком функций по проведению именно конкурсов и аукционов, передача функций по проведению иных конкурентных способов — запросов котировок, запросов предложений законом не предусмотрена.
По определению, данному в п. 11 ст. 3 Закона N 44-ФЗ специализированная организация — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со ст. 40 Закона N 44-ФЗ. Следовательно, заказчик может передать отдельные функции по определению контрагента только юридическому лицу, заключение аналогичного контракта с физическим лицом недопустимо (см. также письмо Минэкономразвития России от 15.07.2015 N Д28и-2146).
В то же время, поскольку каких-либо особых требований к осуществлению функций специализированной организации законом не установлено, фактически такие функции может осуществлять любое юридическое лицо, в том числе и иной государственный или муниципальный заказчик. Последнюю ситуацию следует отличать от централизованных закупок, когда уполномоченному органу или уполномоченному учреждению на основании нормативного правового акта передаются функции по проведению закупок, определенные таким актом, от и совместных торгов, когда все функции по проведению конкретной закупки передаются по соглашению между заказчиками одному из них (подробнее об этих ситуациях смотрите в отдельных материалах).
Следует иметь в виду, что по смыслу ч.ч. 1, 4 ст. 40 Закона N 44-ФЗ специализированной организации могут быть переданы только «технические» функции, связанные именно с обеспечением проведения определения контрагента. Часть 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ специально указывает, что создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком. Подробнее вопрос о функциях, которые могут быть переданы заказчиком специализированной организации, рассмотрены, в отдельном материале.
Специализированная организация осуществляет переданные ей заказчиком функции от имени заказчика, при этом права и обязанности в результате осуществления таких функций возникают у заказчика (ч. 3 ст. 40 Закона N 44-ФЗ).
Выбор специализированной организации согласно ч. 2 ст. 40 Закона N 44-ФЗ осуществляется заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом организация не может быть участником закупки, в рамках которой эта организация выступает в качестве специализированной, осуществляя соответствующие функции (ч. 5 ст. 40 Закона N 44-ФЗ). Каких-либо иных особенностей закупки при отборе именно специализированных организаций Законом N 44-ФЗ не предусмотрено. Соответственно, способ закупки выбирается заказчиком по общим правилам, исходя из принципов, определенных ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением контрагента, при осуществлении ею функций, связанных с обеспечением проведения определения контрагента от имени заказчика (ч. 4 ст. 40 Закона N 44-ФЗ). То есть физические лица и юридические лица, которым нанесен ущерб действиями специализированной организации, вправе требовать возмещения этого ущерба от специализированной организации заказчика одновременно, либо от любого из них на равных основаниях (ст.ст. 322, 323 ГК РФ).
Источник
Как привлечь специализированную организацию по 44-ФЗ
Определение и порядок привлечения
В статье 3 44-ФЗ упоминается, что специализированная организация — это юрлицо, которое привлекается заказчиком в соответствии со статьей 40. При этом, анализируя ее мы также не найдем четкого определения. Поэтому приведем то, которое, на наш взгляд, отражает все основные характеристики. К спецорганизациям относится юридическое лицо, которое может выступать посредником и выполнять определенные технические действия в области закупок от имени заказчика.
Воспользоваться услугами помощника госучреждение может для проведения открытых и закрытых конкурсов (в т.ч. двухэтапных и с ограниченным участием), а также аукционов. Для этой цели необходимо заблаговременно приобрести услуги такой компании. Здесь важно учесть, что в случае нанесения кому-либо вреда в рамках исполнения условий подобной сделки, заказчик несет ответственность, так же как и специализированная организация по закупкам по 44 ФЗ. Поэтому привлекать лучше проверенную компанию с хорошими рекомендациями, существующую на рынке не первый год.
Вид тендера для этого строго не определен, то есть это могут быть как конкурентные процедуры, так и заказы у единственного поставщика. А вот сведения о таких процедурах в обязательном порядке вносят в план-график.
В целом процесс выбора специализированной организации можно разделить на следующие этапы:
- Составление списка функций для исполнителя.
- Приобретение соответствующих услуг по правилам 44-ФЗ.
- Подписание контракта.
Услуги специализированной организации по 44-ФЗ
В результате работы, проводимой такой компанией, права и обязанности появляются у госучреждения. Полностью делегировать закупочную деятельность оно не может. Так, самостоятельно оно должно сделать следующее:
- Создать комиссию (единую или для определенного тендера).
- Определить НМЦК.
- Установить существенные условия и предмет закупки.
- Утвердить проект контракта.
- Утвердить закупочную документацию.
- Подписать контракт с поставщиком.
В свою очередь специализированная организация может оказывать такие услуги:
- Составление закупочной документации.
- Публикация в единой информационной системе извещения о закупке.
- Рассылка поставщикам приглашений на участие в тендере.
- Другие действия, необходимые для осуществления закупки.
Как создать специализированную организацию по 44-ФЗ
Закон не предусматривает выполнение поставщиком услуг каких-либо специальных действий для того, чтоб помочь заказчику провести процедуру.
Заказчик проводит тендер на общих условиях, которые определены в 44-ФЗ. Проект контракта, составленный для этих целей в произвольной форме, должен включать:
- Основные условия сделки.
- Перечень функций, которые заказчик передает спецорганизации.
- Сведения о тендере, для проведения которого привлекают помощника.
- Ответственность сторон.
Соответственно, организации, которая стремится занять место специализированной, необходимо победить в процедуре и подписать контракт на указанных условиях.
Источник
44‑ФЗ простым языком. Часть 5
В эту часть вошли статьи закона о контрактной службе заказчика, комиссии по закупкам и экспертах для приемки товаров.
Контрактная служба
Создавать заказчику контрактную службу или нет, зависит от его совокупного годового объема закупок:
- Если > 100 млн руб., иметь контрактную службу обязательно.
- Если 25% общего количества голосов, голосующих акций, вкладов или долей, составляющих уставный или складочный капитал,
- физические или юридические лица, на решение которых могут повлиять заказчик или поставщик.
Эксперты имеют право запрашивать у заказчика или поставщика дополнительные материалы, относящиеся к закупке. Если для проведения экспертизы необходимы исследования или испытания, для которых получают аккредитацию, проходят лицензирование или получают членство в СРО, то эксперты должны их иметь. 275-ФЗ предъявляет дополнительные требования к экспертам для приемки закупок по гособоронзаказу.
Эксперты письменно подтверждают, что имеют право участвовать в проведении экспертизы. В противном случае заказчик должен привлечь к проведению экспертизы другого эксперта или организацию.
Если эксперт предоставляет недостоверные, заведомо ложные результаты экспертизы или не выполняет требования, которые к нему предъявляют, он несет за это ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Источник