- Способы введения лекарств
- Тестовое задание по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
- 1 Вариант
- Тестовое задание по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
- 2 Вариант
- Эталон ответов для тестового задания по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
- Тест на тему «Применение лекарственных средств вариант 2»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
- Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Способы введения лекарств
Что происходит с лекарством в организме? Зачем нужно такое количество лекарственных форм? Почему нельзя все выпускать в виде таблеток или, например, сиропов? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.
Биологическая доступность — отношение количества всосавшегося лекарственного вещества к общему количеству этого вещества, выделившегося из лекарственной формы. Иными словами, речь идет о том, какая часть таблетки (сиропа и т. д.) подействует.
Выделяются два способа введения лекарственных препаратов — энтеральный (через желудочно-кишечный тракт (ЖКТ)) и парентеральный (минуя ЖКТ).
К энтеральным способам относятся введение лекарства внутрь, под язык, за щеку, в прямую кишку. Рассмотрим их подробнее.
Несомненно, самый удобный для нас способ — пероральный прием (введение внутрь). Согласитесь, проглотить таблетку можно и в кино, и в магазине, и в самолете. Однако этот способ наименее эффективен с точки зрения биодоступности. Уже во рту, а особенно в желудке и кишечнике, лекарство подвергается воздействию различных неблагоприятных для него факторов: желудочного сока и ферментов. Лекарственные вещества частично адсорбируются пищей и могут просто выйти из организма, не оказав на него никакого воздействия. Если лекарство все же всосалось в кишечнике, оно попадает в печень, где обычно подвергается окислению или другим химическим превращениям. Таким образом, еще до попадания в кровоток лекарство может попросту исчезнуть.
Впрочем, не все так плохо. Существует целая категория препаратов — так называемые пролекарства. Они не оказывают никакого воздействия на организм, пока не подвергнутся в нем некоторым химическим превращениям.
Гораздо менее удобным, но зато более эффективным является ректальный способ введения лекарств (через прямую кишку в виде ректальных свечей — суппозиториев или клизм с лекарственными растворами). Всасываясь через геморроидальные вены, лекарственные вещества попадают сразу в кровь. Почти треть крови, поступающей от прямой кишки, через печень не проходит. Таким образом, ввести препарат ректально — это практически то же самое, что сделать инъекцию. Недостаток этого способа заключается лишь в небольшой поверхности всасывания и малой продолжительности контакта лекарственной формы с этой самой поверхностью. Поэтому при таком способе приема препаратов крайне важно соблюдать дозировку.
С точки зрения биодоступности эффективными также являются сублингвальный (под язык) и трансбуккальный (через слизистую щеки) способы введения лекарств. Благодаря большому количеству капилляров в слизистых щек и языка обеспечивается достаточно быстрое всасывание препаратов, которые при этом практически не подвергаются пресистемной элиминации. Именно поэтому некоторые сердечные препараты, от которых требуется быстрый эффект (например, нитроглицерин), не глотают, а закладывают под язык.
К парентеральным способам относятся подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции, а также введение препаратов непосредственно в органы и полости тела. Куда попадает лекарство при внутривенном введении? Сразу в кровь, а следовательно — максимальная биодоступность и эффективность. При подкожном и внутримышечном введении препаратов в соответствующем месте создается депо, из которого лекарство высвобождается постепенно. И все в этих парентеральных способах хорошо, кроме одного: чтобы соблюсти заповедь «Не навреди», нужно обладать хотя бы минимальными навыками осуществления таких манипуляций. Иначе в лучшем случае вас ожидают синяки от кровоизлияний в местах сквозного прокола сосудов, в худшем же — эмболия сосудов. Слово «эмболия» и звучит-то жутковато, а значение его еще страшнее. Если в шприце остался воздух и его случайно вкололи в вену — в ней появляется небольшой пузырек, который будет путешествовать по кровеносным сосудам до тех пор, пока не доберется до такого, через который не сможет проскочить. Как следствие, образуется закупорка сосуда. А если он окажется где-нибудь в районе мозга?
Есть еще один способ введения лекарственных препаратов, без которого картина была бы неполной, — введение через бронхи. Общая поверхность альвеол в легких — порядка 200 квадратных метров, что сравнимо с площадью теннисного корта. И весь этот «теннисный корт» впитывает лекарство. Последнее должно быть как можно лучше измельчено — диспергировано. Ведь чем меньше вдыхаемые частички, тем с большим количеством альвеол будет осуществляться контакт.
Нам привычны ингаляции и впрыскивания аэрозолей. У врачей есть еще одна возможность вводить лекарство через легкие (точнее, через бронхи, но это недалеко). Хотелось бы пожелать вам никогда с таким способом не сталкиваться. Его используют при реанимации больных с остановкой сердца или тяжелыми расстройствами сердечной деятельности. В бронхи вливают небольшие количества водных растворов лекарственных веществ, что в подобных случаях более эффективно, чем сделать инъекцию.
Интраназальный способ (закапывание в нос) тоже не лишен сюрпризов. Слизистая носа напрямую контактирует с обонятельной долей головного мозга, поэтому лекарства очень быстро попадают в спинномозговую жидкость и мозг. Данный способ используется для введения некоторых транквилизаторов, наркотических анальгетиков и средств общей анестезии. Более привычным является закапывание препаратов для лечения насморка (ринита). Их действие основано на сосудосуживающем эффекте. Следует помнить, что такие препараты нельзя применять длительно, так как к ним развивается привыкание, что требует приема более высоких доз, а это, в свою очередь, может привести к сужению крупных сосудов и повышению артериального давления или приступам стенокардии.
Трансдермальный способ (нанесение лекарства на кожу) обычно дает только местный эффект, однако некоторые вещества очень легко всасываются и создают в подкожной клетчатке депо, благодаря чему необходимая концентрация препарата в крови может поддерживаться в течение нескольких дней. Введение через кожу обеспечивается не только втиранием, но и накладыванием компрессов, а также принятием ванн с растворами лекарственных препаратов. На кожу также наносят раздражающие вещества, активирующие кровообращение и некоторые рефлекторные реакции.
Еще одним способом трансдермального введения лекарств является применение специальных пластырей. Они обеспечивают медленное поступление препарата в организм и могут использоваться в случае лечения высокоактивными веществами, употребляемыми в очень малых дозах, определенную концентрацию которых надо поддерживать постоянно.
После того как лекарство попадает в организм, в различных органах и тканях создается различная его концентрация. Так, концентрация вещества в печени и почках в среднем в 10 раз выше, чем в костях и жировой ткани. И дело не только в разной интенсивности кровотока. Равномерному распределению лекарств препятствуют различные тканевые барьеры — биологические мембраны, через которые вещества проникают неодинаково. Рассмотрим основные барьеры.
Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) — это особый механизм, который регулирует обмен веществ между кровью, спинномозговой жидкостью и мозгом. Он защищает мозг от чужеродных веществ, попадающих в кровь. Так, известно, что вещества, распадающиеся в растворах на ионы и (или) нерастворимые в жирах, через ГЭБ не проникают. Этот барьер самый мощный, и не зря. Ведь армия без главнокомандующего — это всего лишь кучка (в нашем случае органов). Организм ценен как работающее и взаимодействующее целое. Чтобы лекарство попало в мозг, его чаще всего вводят в спинномозговой канал.
Стенка капилляров в отличие от ГЭБ проницаема для большинства веществ. Характерной особенностью этого барьера является способность задерживать высокомолекулярные соединения (например, белок альбумин). Это дает возможность использовать последние в качестве заменителей плазмы. Они циркулируют в кровеносной системе и не могут проникать в ткани организма.
Высокой проницаемостью также обладает плацентарный барьер. Этот факт следует учитывать при выборе лекарств для беременных, так как многие препараты способны вызывать нарушения в развитии плода и даже его уродства (тератогенный эффект).
Источник
Тестовое задание по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
1 Вариант
Выберите один правильный ответ.
Способ введения лекарственных средств определяет
в) старшая медицинская сестра
г) палатная медицинская сестра
2. Местное действие на организм оказывает лекарственный препарат, введенный
3. Способ введения лекарственных средств через рот
4. Ядовитые лекарственные препараты хранят в процедурном кабинете в
б) шкафу, закрытом на ключ
г) столе, закрытом на ключ
5. Раздачу лекарств в отделении проводит медсестра
6. Суппозитории хранят в
в) медицинском шкафу
г) медицинском шкафу, закрытом на ключ
7. Парентеральный способ введения лекарственных средств
8. Осложнение при неправильном выборе места внутримышечной инъекции
б) анафилактический шок
г) воздушная эмболия
9. Осложнение внутривенной инъекции при нарушении правил асептики
10. Аллергическая реакция при введении лекарственных средств
Тестовое задание по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
2 Вариант
Выберите один правильный ответ.
Системное действие на организм оказывают препараты, введённые в
2. Наружный способ применения лекарственных средств
г) через прямую кишку
3. Энтеральный способ введения лекарственных средств – через
4. Раздачу лекарств пациентам медсестра проводит в
а) процедурном кабинете
в) сестринской комнате
5. Настойки дозируют
6. Осложнение внутримышечной инъекции при нарушении правил асептики
а) масляная эмболия
в) анафилактический шок
7. Возможное осложнение при введении инсулина
8. Отдалённое осложнение внутривенной инъекции
9. Тромбофлебит – осложнение инъекции
Омертвение ткани при инъекции
Эталон ответов для тестового задания по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике: выписка, хранение и применение лекарственных средств»
1 вариант 2 вариант
10-9 правильных ответов – «5»
8-7 правильных ответов – «4»
6-5 правильных ответов – «3»
4 и менее правильных ответов – «2»
Раздача лекарственных средств в отделении.
Источник
Тест на тему «Применение лекарственных средств вариант 2»
МДК 04.03 Тема «Применение лекарственных средств»
1.Что такое симптоматическая терапия?
2.Шприц, используемый для промывания полостей:
3.Объем шприца для выполнения в/м инъекции:
4.Недостаток инъекционного применения лекарственных средств:
а) точность дозировки
б) быстрота действия
в) независимость от состояния пациента
г) введение стерильных лекарственных средств
5.Что такое инфильтрат и из-за чего он возникает?
6.Как определяется цена деления шприца?
7.Доза лекарственного средства для инъекционного введения выражается в:
8.Количество игл для набора лекарства и выполнения инъекции:
9.Особенности введения гепарина
10.Перечислите недостатки парентерального пути введения лекарственных средств
11.В случае попадания крови в глаза, их:
а) 1% р-ом борной кислоты
б) 0,5% р-ом марганцовокислого калия
в) 3% р-ом хлорамина
г) 3% р-ом прекиси водорода
12.Раздачу лекарств пациентам м/с проводит в:
а) процедурном кабинете
в) сестринской комнате
13.Средство для разведения антибиотиков
б) 2% р-р гидрокарбоната натрия
в) 0,25% р-р новокаина
г) 1% изотоническим р-ом
14.Способ введения лекарственного вещества определяет:
15.Местное действие на организм оказывает лекарственный препарат введенный:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
- Сейчас обучается 403 человека из 64 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
- Сейчас обучается 2226 человек из 83 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1666137
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник