Методы воспитания
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение методов воспитания, выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. Методы контроля и самоконтроля — пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: педагогические наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.
Методы организации деятельности и опыта поведения — пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело). Методы самовоспитания — методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем — через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее — через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.
Методы стимулирования деятельности и поведения — пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.
«Взрыв» — метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является какая-либо резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику.
Метод естественных последствий — метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил — убери, сломал — почини и т. п.).
Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния.
Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.
Принуждение — педагогическое воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам принуждения относятся: составление характеристики школьника, в которой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствия его деятельности; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению.
Требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Требование реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Требование бывает непосредственным — прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) — и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.
Методы формирования сознания — методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения.
Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в которую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.
Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок.
Дискуссия — коллективное обсуждение к.-л. проблемы или крута вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема дискуссии объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п.
Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей.
Конференция (педагогическая) — коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения.
Лекция — последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.
Пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию.
Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 80-83.
Источник
Классификация методов воспитания
1. Методы организации деятельности и опыта поведения— пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД <коллективное творческое дело).
2. Методы стимулирования деятельности и поведения— пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.
«Взрыв» — метод воспитания, сущность к-рого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является к.-л. резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Метод естественных последствий — метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил — убери, сломал — почини и т. п.). Наказание. Поощрение. Принуждение. Требование— пед. воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Т. реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Т. бывает непосредственным — прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) — и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.
3. Методы формирования сознания— методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в к-рую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок. Пример— метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию. Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.
Источник
Характеристика методов воспитания
Рассмотрим характеристику отдельных методов воспитания. Так, методы формирования сознания личности (методы убеждения) направлены на становление целостной системы представлений о должном и недолжном, о правах и обязанностях, о нормах и правилах поведения, о требованиях к идеалу личности, о способах самовоспитания.
Рассказ – небольшое по объему, связное изложение в повествовательно-описательной форме событий, содержащих иллюстрацию или анализ нравственных понятий, оценок. Метод решает задачи формирования нравственных понятий, пробуждения нравственных чувств, предъявления нравственных норм и идеалов.
Беседа – вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработке нравственных оценок. Основой беседы служит диалогическое общение, построенное на внимании к собеседнику, побуждении к размышлению, помощи в выражении мысли, отношения, поэтому нежелательно превращение беседы в лекцию.
Диспут и дискуссия позволяют осуществить формирование оценок, суждений, убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности через столкновение различных точек зрения на обсуждаемую проблему. Диспут предполагает обсуждение различных взглядов, не требует определенного, окончательного решения. Дискуссия – наличие минимум 2-х противоположных точек зрения, одна из которой должна одержать победу, то есть доказать свои преимущества своих аргументов.
Это активные методы воспитания, которые создают условия для творческих исканий, самостоятельной работы воспитанников. Эффективное их применение требует серьезной подготовительной работы, включая 1) погружение в проблему; 2) предварительную отработку логических, риторических, полемических, коммуникативных умений; 3) формирование собственной точки зрения каждого участника. Диспут (дискуссия) должны проводиться по выработанным и принятым всеми участниками правилам проведения, соответствующим нормам этики.
Метод примера представляет собой формирование личностного идеала на конкретных убедительных образцах, предъявление воспитанникам готовой программы поведения и деятельности для подражания. Психологический механизм действенности примера – подражательная идентификация, непроизвольное и произвольное отождествление ребенка со значимым взрослым, что особенно проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Примером, прежде всего, должна быть личность воспитателя, его нравственное мировоззрение, поведение, ровное и доброжелательное отношение к воспитанникам, соответствие его слов – делам. В старшем возрасте эффективно предъявление образцов на историко-культурном и современном материале.
Метод внушения – это воздействие на волю, сознание, побуждение к поступкам через использование первой сигнальной системы, осуществляется голосом, интонацией, мимикой. Этот метод основан на некритическом восприятии воспитанником педагогического взаимодействия, Используется для усиления других методов, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности.
Данный метод требует владения техникой внушения, для которой значимы эффективность, эмоциональность говорящего, степень уверенности в том, что говорится. Это помогает ребенку самому почувствовать уверенность в своих силах, настраивает на деятельность, формирует эмоциональное отношение к различным явлениям, как негативным, так и позитивным. При этом недопустимо внушать ребенку чувство неполноценности.
Методы формирования опыта общественного поведения направлены на выработку практических умений и навыков правильного, должного поведения, накопление опыта совершения нравственных поступков, углубление опыта работы над собой
Требование – основной способ воздействия на сознание воспитанника с целью стимулировать или затормозить те или иные виды его деятельности, основан на авторитете воспитателя. Требование может быть прямое (приказ, запрет, указание, распоряжение); косвенное (совет, просьба, намек, условие) ;опосредованное (через актив детей, инициативную группу).
Упражнение представляет многократное повторение требуемых действий, доводящее их до автоматизма с целью формирования требуемых навыков, привычек, качеств личности.
Поручение – это способ приучения к каким-либо положительным поступкам, развития необходимых качеств благодаря выполнение какого-либо задания.
Приучение является методом интенсивного выполнения упражнений при необходимости быстро и на высоком уровне сформировать требуемое умение, навык или качество личности.
Данные методы предполагают обязательные контроль и оценку выполненных воспитанником действий, их посильность, доступность, соответствие возрастным особенностям и индивидуальным запросам, предполагают поддержку со стороны педагога в форме советов, инструкций, предъявления образцов, ободрения и т.д. Следует постепенно усложнять предлагаемые ребенку требования, поручения, упражнения.
Методы стимулирования поведения и деятельности ориентированы на создание, формирование и развитие устойчивой, положительной, нравственно ориентированной мотивации личности, ее потребностей, интересов, стремлений побуждение и поощрение нравственного поведения, торможение асоциальных побуждений и поступков.
Метод соревнования – это активизация и стимулирование общественно-полезной деятельности воспитанников путем сравнения и оценки результатов различных участников этой деятельности. Нередко используется для педагогической диагностики воспитанности личности или коллектива.
Применение соревнования требует четкости предъявления целей и условий соревнования, то есть следует объяснить детям, для чего оно организуется, что и как следует выполнять, раскрыть критерии оценки результатов, проинформировать о наградах победителям и участникам и т.п. Эффективности соревнования способствуют организация обмена опытом и взаимопомощь участников; подробное, наглядное освещение хода соревнования; гласные подведение итогов и сравнение результатов; продуманное награждение победителей и участников; также рекомендуется использовать игровые формы и приемы.
Задача воспитателей заключается в том, чтобы не допускать перерождения соревновательности как нацеленности на совершенствование своих результатов в конкуренцию как нацеленность на победу любой ценой, важно придавать значимость духу командного сотрудничества и взаимной поддержки.
Поощрение – это стимулирование положительных проявлений личности через высокую оценку поступков, порождение чувства удовольствия и радости от общественного признания. Видами поощрения являются: моральное, например, благодарность, похвала, создание ситуации успеха, вывешивание фотографии на «Доску почета» и материальное, например, подарок или премия.
Наказание – это торможение негативных проявлений личности с помощью негативной оценки ее поступков, порождения чувств вины и раскаяния. Данный метод может использоваться только в комплексе с другими методами. Недопустимо причинение воспитаннику физических или моральных страданий. Виды наказания: лишение каких-либо прав, например, на общение со взрослым; лишение удовольствий, например, компьютерной игры; возложение дополнительных обязанностей.
И поощрение и наказание должны применяться нечасто, обоснованно, быть понятными воспитаннику; в перспективе материальные поощрения должны смениться на моральные; метод поощрения должен преобладать над методом наказания. В выборе того или иного вида и степени наказания либо поощрения следует учитывать общественное мнение коллектива, формальный и неформальный статус ребенка в группе сверстников.
Метод игры построен на вовлечении детей в условные увлекательные события, действия, ситуации в соответствии с игровыми правилами и ролями. Игра облегчает воздействие других методов воспитания, может использоваться во всех видах деятельности детей (учеба, общение, труд, спорт, творчество, бытовая и др.)
Метод «взрыва» (А.С. Макаренко) предполагает доведение конфликта с воспитанником до последнего предела, если это единственный способ разрешить ситуацию через принятие резкой и неожиданной меры способной взорвать, преодолеть ложную позицию воспитанника. Этот метод реализуется на основе таких требований как достаточный опыт и мастерство педагога; его моральная правота; поддержка коллектива; крайняя осторожность, чтобы не причинить вред воспитаннику.
Источник