Мир психологии
психология для всех и каждого
Внушение, заражение и убеждение — как механизмы проявления социально-психологических явлений и процессов.
Основами социально-психологического воздействия являются: внушение, заражение, убеждение.
Внушение.
Внушение представляет собой целенаправленное, не аргументированное воздействие на человека или на группы, приводящие либо к проявлению человеком, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения; либо к изменению его поведения, то есть совершению им поступка, непосредственно не следующих из принятых норм и принципов деятельности.
Таким образом, основная цель, которая преследуется при внушении: навязать человеку готовые оценки, выводы суждения, способы поведения.
Внушение оказывает влияние не только на одного человека, но и на массу людей, то есть объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы коллективы, социальные слои.
Различают прямое и косвенное внушение.
Прямое внушение – воздействие, когда один человек сообщает другому в оперативной форме определенные идеи, которые должны быть безоговорочно приняты и реализованы. В качестве подобного примера внушения можно назвать воздействие родителей, учителей на детей.
При косвенном внушении цель достигается обходными способами. Ярким примерам косвенного внушения служит реклама, где чаще всего используются приемы, которые склоняют к одобрению без раздумий. Вместо четкой информации о товаре реклама связывает предлагаемый товар с представлениями а красоте и удовольствии (такова, в основном, реклама сигарет, пива, косметики), при рекламе любых напитков, где продукт ассоциируется с представлениями о молодости, здоровье и жизнерадостности.
При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.
Степень внушаемости у людей различна, она зависит от различных факторов.
В качестве основных факторов внушаемости выделяют:
- возраст (более всего внушению помаются дети и люди преклонного возраста);
- степень утомленности, физической слабости объекта внушения;
- авторитет человека, осуществляющего внушение, он создает доверие к источнику информации. Это доверие может быть связано. как с самим человеком, его личностными качествами, так и с той социальной группой; которую данная личность представляет;
- характеристики личности объекта внушения (ее самостоятельность, жизненная позиция, интересы, потребности).
Таким образом, основным условием эффективного внушения является авторитет внушающего доверие и уважение к нему. В свою очередь, степень внушаемости зависит от особенностей самой личности, являющейся объектом воздействия.
Результатам внушающего воздействия является вера. Вера не требует доказательств и подтверждений, она выполняет мотивационную функцию и является побуждающим факторам в деятельности.
Убеждение.
Убеждение — процесс обоснованного, логического, то есть опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения, способы поведения личности.
Убеждение основано на том; чтобы с помощью логического обоснования выдвигаемых положений, с опорой на рациональное мышление, повлиять на человека. Большую роль; при этом, играет логическая структура, правильное соотношение теоретических знаний с достоверными фактами.
Убеждение предполагает, что человек должен не талька понять, на и согласиться с получаемой информацией. Убеждение осуществляется за счет того, что. аудитория сосредоточивает внимание на аргументах и погружается в соответствующее размышление. Таким образом, являясь более аналитическим и менее поверхностным механизмам воздействия, убеждение чаще достигает сваей цели, то. есть с большей вероятностью способно. повлиять на поведение и эта изменение более прочно и устойчиво .
Эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий:
- силы воздействия, которая определяется его содержательностью и авторитетом убеждающего.;
- психологического cклaдa личности на которую воздействуют (ее потребности, интересы, вкусы, особенности мышления);
- от интеллектуального и эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия.
Заражение.
Заражение представляет собой способ воздействия, определенным образом интегрирующие массы людей. Оно связано с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы.
Феномен заражения был известен еще в древности, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники.
Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.
Феномен заражения изучался уже давно и именно на примере стихийных больших групп как масса и толпа. Основательно изучал массы Гюстав Лебон (1841-1931) – французский ученый социальный психолог.
В массе у индивидов появляются новые качества, которыми они до этого не обладали. Причины этого Лебон видит в трех различных моментах.
- Индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющим ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздать.
- Заражаемость. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство.
- Внушаемость.
Отличительные признаки индивида в массе.
- Исчезновение сознательной личности
- Преобладание бессознательной личности
- Ориентация мыслей и чувств в одном направлении.
- Тенденции к безотлагательному осуществлению появившихся идей.
Типичные черты поведения в массе.
- Обезличивание
- Резкое преобладание чувств над интеллектом
- Утрата интеллекта
- Утрата личной ответственности.
Заражение является феноменом массы, которое настолько сильно, что наблюдаемые признаки состояния аффекта способны автоматически вызвать у наблюдателя тотже самый эффект.
Итак, заражение появляется через восприятие определенного эмоционального состояния. В стихийных группах, таких как толпа (образуется на улице по поводу самых различных событий), масса, публика ( кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем). Особенно ярко заражение проявляется в ситуации паники (психологическое состояние вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное чувство острого страха)
Источник
Психологические способы воздействия в процессе общения (заражение, внушение, убеждение, подражание).
Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.
Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.
Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.
В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.
1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;
2) компенсация недостаточной сплоченности.
Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.
Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.
Условия, необходимые для эффективного внушения:
1) авторитетность источника информации;
2) доверие к нему;
3) отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.
Отличительные особенности внушения:
1) внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггерент);
2) внушение – это персонифицированное эмоционально-волевое воздействие;
3) внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике.
Убеждение – это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.
Условия эффективности убеждающего воздействия:
1) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;
2) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;
3) убеждение является последовательным и доказательным;
4) убеждение содержит обобщающие и конкретные факты;
5) убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;
6) убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;
7) заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.
Отличительные особенности убеждения:
1) убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого;
2) при убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно;
3) убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.
Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.
1) логическое и вне логическое;
2) внутреннее и внешнее;
3) подражание-мода и подражание-обычай.
1) внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;
2) низшие по социальной лестнице подражают высшим.
1) когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;
2) когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;
3) когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.
Проблема группы в западной и отечественной социальной психологии.
Основные характеристики и классификация социальных групп.
Психология класса как большой социальной группы.
Психологические особенности этнических групп. Этнические стереотипы. Этноцентризм.
Этноцентри́зм (греч. ἔθνος — народ, племя, лат. centrum — центр круга, средоточие):
механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона;
отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы.
Термин «этноцентризм» введён У. Самнером (1906) и Л. Гумпловичем (1883)[1].
Стихийные группы. Феномен толпы. Основные признаки толпы.
Виды толп. Характерные массовые явления в толпе.
Психическое внушение и психическое заражение в толпе.
Структура малой социальной группы.
Малая группа – это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в непосредственном личном взаимодействии и общении.
Все люди являются членами тех или иных групп: учеником класса, членом бригады, студенческой группы и т. д. Минимальная численность малой группы составляет 2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в 5–7 человек.
Признаки малой группы:
1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов;
2) референтность – принятие членами группы общих эталонов поведения, моральных и ценностных норм;
3) лидерство – взаимодействие лидеров и ведомых в группе, влияние лидеров на группу в целом ради осуществления общих целей;
4) интегративность группы – мера единства, слитности, общности членов группы;
5) интрагрупповая активность – мера внутригрупповой активности отдельных членов группы;
6) интергрупповая активность – мера активности группы в целом и ее членов с внешними группами;
7) микроклимат – характер взаимоотношений между людьми в группе, их психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней;
8) организованность – способность группы к самоуправлению;
9) интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения;
10) направленность группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и принятие её группой. Среди целей выделяют:
а) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
б) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
в) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого;
11) эмоциональность – степень выраженности межличностных эмоциональных взаимосвязей членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы;
12) волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям;
13) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой вклад в совместную деятельность, играют разные роли);
14) выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику.
Параметры малой группы:
1) состав или композиция группы – определяет своеобразие данной группы среди других групп;
2) структура группы – принятое распределение руководства и подчинения, прав и обязанностей между членами группы, порядок отношений и совместных действий членов группы, характер коммуникаций и предпочтений;
3) групповые процессы – это процессы, которые организуют деятельность группы (общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и т. д.);
4) групповые нормы – это система общепризнанных в данном коллективе правил поведения работников в сфере труда, досуга, общения;
5) положение индивида в группе – его статус (место в системе групповой жизни), роль (способ поведения, ожидаемый от личности), позиция (система взглядов и ценностей);
6) групповые ожидания – ожидаемые образцы поведения, соответствующие каждой роли, статусу и позиции индивида как субъекта группы;
7) групповые санкции – групповые средства и механизмы управления поведением членов группы. Санкции бывают поощрительные и запретительные.
Источник