Меры административного пресечения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и назначение мер административного пресечения
Меры административного пресечения – это вид мер административного принуждения, которые применяются в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения совершения новых преступлений, наступления иных общественно опасных последствий.
Применение мер административного пресечения возможно в следующих случаях:
- Необходимость прекращения противоправного деяния.
- Принудительное лечение лиц, которые страдают заболеваниями, несущими опасность для окружающих.
- Временное отстранение от работы больных, которые инфицированы.
- Запрет эксплуатации транспорта, который является неисправным.
- Применение физической силы, спецсредств, огнестрельного оружия и т.д.
Меры административного пресечения используются в качестве средств принудительного прекращения правонарушений и преступлений, а также устранения их вредных последствий. Основная цель данных мер – не допустить, устранить вредные последствия, создать условия для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своим задачам меры уголовного и административного пресечения отличаются, однако цели данных мер схожи – устранение противоправных ситуации, принуждение лица ввести себя правомерно, в рамках действующего законодательства.
Меры административного пресечения занимают особое место в системе мер государственного принуждения. Данную группу мер выделяют в качестве самостоятельной группы административного принуждения. Выделяют следующие признаки принудительных мер административного пресечения:
- Применение данных мер обусловлено реально возникшей противоправной общественно опасной ситуацией. Данная мера применяется для прекращения совершаемых противоправных деяний, устранением реальной опасности.
- Цель применения данных мер – обеспечение прекращения нарушения, ликвидация противоправной ситуации, а также устранение общественно опасной ситуации. Кроме того, целью может выступать недопущение противоправного поведения, привлечение в будущем виновных лиц к ответственности.
- Меры административного пресечения представляют собой оперативные действия органов или должностных лиц, которые связаны с непосредственным вмешательством в деятельность правонарушителя. Применяются психологическое и физическое воздействие на правонарушителя, вследствие чего он лишается возможности продолжать совершение правонарушений.
- Мера административного пресечения не требует исследования формы вины, а также ее обязательного установления. Для применения данных мер достаточно самого факта правонарушения. В конечном случае вина повлияет лишь на квалификацию совершенного правонарушения.
- Данные меры применяются сотрудниками полиции в рамках устранения факта правонарушения на месте и во время его совершения. От быстроты реакции должностных лиц, оперативного использования предоставленных им полномочий зависит, удастся ли предотвратить правонарушение. Поэтому для применения мер административного пресечения не требуется составления каких-либо актов, составления административного протокола, достаточно применения данной меры здесь и сейчас.
- Жесткость применяемых мер зависит от характера совершенного правонарушения. Так, если человек наносит физический урон, то допускается применение огнестрельного оружия.
- Применение мер административного пресечения возможно без вынесения соответствующих актов, так как они обращены не к лицам, в отношении которых применяются, а к должностным лицам, в компетенции применения которых они находятся.
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Виды мер административного пресечения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Институт мер административного пресечения
Под институтом мер административного пресечения понимаются закрепленные нормами административного и административно-процессуального законодательства.процессуальные меры физического или психического воздействия, которые применяются уполномоченными на то лицами с целью прекращения общественно опасного, противоправного уголовно и административного наказуемого деяния на месте и во время его совершения, путем вмешательства власти в деятельность правонарушителя.
В теории выделяются следующие классификация мер административного пресечения:
- По методам воздействия. Допускается применение психического и физического воздействия. Психическое воздействие – это официальное требование о прекращении правонарушения. Физическое воздействие подразумевает применение физической силы, спецсредств, огнестрельного оружия.
- По нормативным основаниям — закрепленные в законе либо в подзаконных нормативных актах.
- По основаниям применения. Разделяются на меры, которые применяются для прекращения административного правонарушения и меры, которые применяются для прекращения уголовно-наказуемого деяния (преступления).
Содержание мер административного пресечения
Все меры административного пресечения установлены нормами действующего законодательства и выступают в качестве правомерной реакции государства на совершение противоправного деяния. Данные меры реализуются уполномоченными должностными лицами ежедневно в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.
Особое место среди всех мер административного пресечения занимает требование о прекращении преступления или административного правонарушения, а также действия, которые препятствуют осуществлению лицом властных полномочий. Так, сотрудники полиции имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекратить совершать преступления или правонарушения. Содержание данной меры заключается в том, что правонарушителю разъясняются опасность и противоправной характер совершаемого им деяния. Лицу разъясняется, какая именно ответственность предусмотрена за данное деяние, каковы будут последствия, если противоправные действия будут продолжаться. Допускается вынесение официального предостережения, которое оформляется путем заполнение номерного бланка.
Источник
Меры административного пресечения
Меры административного пресечения занимают особое место в механизме государственного принуждения. Именно их применение прекращает совершаемое противоправное деяние или имеющее место противоправное состояние. Суть этих мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.
Обобщая существующие точки зрения ученых-административистов, можно выделить следующие признаки, определяющие особый характер данной группы принудительных мер.
1. Применение мер административного пресечения вызывается реально возникшей противоправной или общественно опасной ситуацией и имеет смысл лишь тогда, когда нарушение правопорядка еще длится либо имеет место реальная угроза охраняемым законом общественным отношениям. То есть данные меры применяются для прекращения совершаемых противоправных деяний, устранения реальной опасности. Данные меры обращены в настоящее и потому чаще всего их применение позволяет самостоятельно и оперативно разрешить конфликтную ситуацию. Это естественная первичная (и мгновенная) охранительная реакция. Именно «первой помощью» и исчерпывается назначение данной группы мер.
2. Главная определяющая цель применения этих мер состоит в обеспечении прекращения нарушения, устранения противоправной ситуации, либо устранение общественно опасной ситуации.
В зависимости от конкретной обстановки в качестве дополнительных (сопутствующих) целей может быть недопущение противоправного поведения, устранение вредных последствий противоправного поведения, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности. К примеру, физическая сила может быть применена в установленных законом случаях при доставлении, производстве личного досмотра и т.д. Ее применение определяется характером отношений, в рамках которых она применяется.
3. Применяются в связи с объективно противоправным поведением конкретного лица и не требуют предварительного исследования формы вины, а также наличия вины как обязательного условия их применения. Для применения мер административного пресечения важен сам факт противоправного поведения, а не его причины, исследование которых в полной мере возможно лишь в ходе решения вопроса о привлечении лица к юридической ответственности. В связи с этим объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность с ее многообразием общественных связей и психологических состояний, а лишь ее поведение как объект.
4. Меры пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по непосредственному прекращению противоправного поведения путем прямого вмешательства в действия (деятельность) правонарушителя. В результате, посредством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия, побуждается к исполнению установленных обязанностей.
5. Их применение происходит в рамках особых охранительных (административно-правовых) отношений, складывающихся в сфере государственного управления, которые имеют своей целью, прежде всего, устранение самого факта правонарушения на месте и во время его совершения. Специфика этих управленческих отношений, как отмечает Л.Л. Попов, «объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования предоставленных им государственно-властных полномочий». Поэтому для применения той или иной меры административного пресечения не требуется, например, предварительного составления специального протокола или акта, а также вынесения специального постановления о применении данной меры.
6. Жёсткость применяемых мер административного пресечения зависит от характера противоправных действий и силы оказываемого противодействия. Физический урон, причиняемый лицу в результате применения некоторых мер административного пресечения, прежде всего огнестрельного оружия, не всегда может быть восстановлен в достаточно полном фактическом объеме.
7. Нормы, устанавливающие названные принудительные меры, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их применяющим. Эти меры закреплены в диспозициях норм административного и административно-процессуального права, регламентирующих властные полномочия должностного лица, осуществляющего принудительное воздействие.
С учетом всех названных признаков можно сформулировать определение мер административного пресечения.
Под мерами административного пресечения следует понимать предусмотренные нормами административного и административно-процессуального права способы и средства психического или физического воздействия, применяемые уполномоченными на то должностными лицами для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства субъекта административной власти в действия (деятельность) нарушителя.
По способу воздействия на правонарушителя меры административного пресечения подразделяют также на общие (обычные) и специальные (особые) путем выделения из числа мер административного пресечения специальной группы мер. К этой группе относят такие меры административного пресечения, как применение физической силы, резиновой палки, наручников и других специальных средств принуждения, применение огнестрельного оружия. Отличие особых мер от обычных состоит в том, что они используются тогда, «когда все иные возможные в конкретных условиях способы прекращения особо опасных противоправных действий исчерпаны и нет других средств обеспечить охрану правопорядка и безопасности граждан». Эти меры, как правило, связаны с применением средств физического воздействия на правонарушителей.
Так, например, полиция вправе применять следующие меры административного пресечения общего назначения (в соответствии с Законом о полиции):
– требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов (п. 1 ч. 1 ст. 13);
– отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 21 ч. 1 ст. 13);
– запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств и в других установленных законом случаях (п. 21 ч. 1 ст. 13);
– задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске (п. 20 ч. 1 ст. 13);
– доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации (п. 14 ч. 1 ст. 13);
– изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (п. 22 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).
Все перечисленные меры пресечения, в отличие от принудительных мер административного предупреждения, являются установленной законом обычной реакцией на совершение противоправного деяния определенного вида, носят общий ординарный характер и применяются уполномоченными должностными лицами повседневно в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.
Мерам специального административного пресечения, применяемым уполномоченными должностными лицами, присущи те же признаки, которые характеризуют административное пресечение в целом. Вместе с тем они обладают рядом отличительных черт, позволяющих объединить их в особую группу.
1. Применение данных мер воздействия в большинстве случаев обусловлено необходимостью преодоления оказываемого противодействия, в том числе физического, должностным лицам при пресечении уголовно наказуемых или административно наказуемых деяний, или прекращении посягательств на безопасность личности или общественную безопасность.
Их применение имеет вынужденный ответный характер. Необходимость применения данной группы мер, как правило, связана не только с самим фактом совершения правонарушения, но и с нежеланием правонарушителя подчиниться законным требованиям уполномоченного должностного лица. Действия правонарушителя в таких случаях посягают не только на охраняемые законом права и интересы личности, но еще и на установленный порядок управления.
2. Целью их применения является прекращение «наличного» и «действительного» преступного или административно наказуемого посягательства, преодоление противодействия со стороны правонарушителя.
3. С точки зрения характера принудительного воздействия их применение состоит в прямом физическом воздействии, прежде всего на правонарушителя, причем с помощью мускульной силы, специальных (технических) средств принуждения, оружия и специальной (полицейской) техники.
4. Применение специальных мер административного пресечения, как правило, представляет собой ответное применение силы и поэтому связано с причинением телесных повреждений, которые могут повлечь, особенно при применении огнестрельного оружия, смерть правонарушителя. Кроме физического вреда правонарушителю может быть причинен моральный и материальный вред.
5. Наличие и возможность применения данной группы мер является гарантией реализации всех остальных мер административного воздействия, входящих в состав административного принуждения.
На основе перечисленных признаков можно сформулировать определение данной группы мер административного принуждения: под специальными мерами административного пресечения следует понимать установленные нормами административного права способы и средства прямого физического воздействия на людей, животных или предметы, направленные на физическое воспрепятствование совершению лицом противоправного деяния на месте и во время его совершения, преодоление противодействия с его стороны, понуждение его к исполнению юридической обязанности либо устранение угрозы безопасности личности или общественной безопасности.
К числу мер специального административного пресечения, согласно Закону о полиции, относятся:
– применение физической силы (ст. 20);
– применение специальных средств принуждения (палок специальных, средств ограничения подвижности, специальных газовых средств, электрошоковых, светошоковых устройств (ст. 21, 22);
– применение огнестрельного оружия (ст. 23).
Применяя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие уполномоченные на то должностные лица обязаны:
— во-первых, строго соблюдать, специальные (административно-правовые) нормы, устанавливающие условия, основания и порядок их применения,
— во-вторых, совершая действия, влекущие причинение вреда, особенно при контркриминальном их применении, неукоснительно руководствоваться положениями уголовного законодательством о необходимой обороне, крайней необходимости и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, определяющими условия правомерного причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны при возникшем состоянии.
Совокупность указанных норм административного и уголовного законодательства образует определенную целостность, в которой их отраслевая принадлежность не имеет принципиального значения. Взятые в единстве и взаимодействии перечисленные нормативные предписания составляют правовую основу и устанавливают пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Они «направляют» уполномоченное должностное лицо на совершение действий, которые наиболее адекватны не только угрожающей опасности, но и обстоятельствам конкретной ситуации.
Вместе с тем необходимо помнить, что согласно Закону о полиции:
1) применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 5 ст. 6);
2) деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путём ограничения прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 5).
Источник