- Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов
- Похожие презентации
- 35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения
- Читайте также
- 5.2. Психологические признаки неискренности, наблюдаемые в процессе непосредственного общения
- Социально — психологические теории и «дух времени»
- ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность
- 11. Понятие социализации, этапы и механизмы ее воздействия на личность
- 2.1. Механизмы и факторы лечебно-реабилитационного воздействия арт-терапии при травматическом стрессе и постстрессовых расстройствах
- 78. Социально-психологические аспекты наркомании
- Психологические механизмы воздействия на потребителя
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ
- Механизмы воздействия на организм
- Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения
- 5.2. Роль обратной связи и ее механизмы в процессе самоконтроля действий
- Основные механизмы психотерапевтического воздействия
- 10.2.3. Механизмы информационного воздействия
- Социально- психологические механизмы общения и их характеристика. статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов
Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей. Виды подражания: 1) логическое и вне логическое; 2) внутреннее и внешнее; 3) подражание-мода и подражание-обычай.
Слайд 9 из презентации «Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения.pptx» можно в zip-архиве размером 6061 КБ.
Похожие презентации
«Определенное личное предложение» — Леса величайшие источники здоровья. Повторение. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. Спишите текст. Определенно-личные предложения. Вывод. Закрепление изученного. Итоги урока. Определенно — личные предложения встречаются в живой разговорной речи. Берегите природу родного края! Расставьте недостающие знаки препинания.
«Деньги и человек» — Задача 3. Избегайте вести подсчеты прилюдно. Советы учащимся: Что такое деньги? От имени богини Юноны Монеты (в переводе означает предупреждающей, предостерегающей). Все ли можно купить за деньги? История. Какую функцию здесь выполняют деньги? Как нам поступить в данном случае? Почему не все могут совершить покупку?
«Образ жизни человека» — Двигательная активность школьников. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Каково значение двигательной активности человека? Насколько важно вести здоровый образ жизни? К чему ведет нездоровый образ жизни? Мы за здоровый образ жизни. Вредные привычки могут иметь в себе элементы невроза.
«Человек» — Человечество развивается с ускорением. Значение происходящей сейчас информационной революции двояко. Городские жители составили около 45% мирового населения. Рост городов. Будущее. В 1995 г. отметку в 10 млн человек превысили 14 городов мира. Еще одна уникальная примета современности — всеохватность и быстродействие информационных связей.
«Человек 4 класс» — — Вставьте в текст пропущенные слова. Выбери правильное утверждение и поставь «+». В переводе с греческого слово «характер»-Charakter- означает «отпечаток», « чеканка». Вставьте пропущенные слова. Анюта с бабушкой – большие друзья. Русалочка И. Петелина. Портреты сказочных героев, выполненные, художниками- иллюстраторами.
«Развитие человека» — Гипотеза. Цели и задачи. Древние люди представляли более прогрессивный тип человека. Представителем второй стадии являются неандерталец. Методы исследования. Представителем первой стадии превращения обезьяны в человека. Появление человека – огромный скачок в развитии живой природы. Человечество прошло путь от пергамента – книги-ноутбука.
Источник
35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения
35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения
Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.
Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.
Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.
В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.
Функции заражения:
1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;
2) компенсация недостаточной сплоченности.
Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.
Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.
Условия, необходимые для эффективного внушения:
1) авторитетность источника информации;
2) доверие к нему;
3) отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.
Отличительные особенности внушения:
1) внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггерент);
2) внушение – это персонифицированное эмоционально-волевое воздействие;
3) внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике.
Убеждение – это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.
Условия эффективности убеждающего воздействия:
1) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;
2) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;
3) убеждение является последовательным и доказательным;
4) убеждение содержит обобщающие и конкретные факты;
5) убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;
6) убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;
7) заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.
Отличительные особенности убеждения:
1) убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого;
2) при убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно;
3) убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.
Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.
Виды подражания:
1) логическое и вне логическое;
2) внутреннее и внешнее;
3) подражание-мода и подражание-обычай.
Законы подражания:
1) внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;
2) низшие по социальной лестнице подражают высшим.
Способы подражания:
1) когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;
2) когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;
3) когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
5.2. Психологические признаки неискренности, наблюдаемые в процессе непосредственного общения
5.2. Психологические признаки неискренности, наблюдаемые в процессе непосредственного общения Существуют следующие основные блоки, которые составляют основу для выявления неискренности и стремления манипулировать партнером по общению: особенности голоса и речи;
Социально — психологические теории и «дух времени»
Социально — психологические теории и «дух времени» Воззрения Зигмунда Фрейда испытали на себе значительное воздействие механистического и позитивистского подхода, доминировавших в науке конца XIX века. Однако к концу XIX века в научном сознании появились и иные взгляды
ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность
ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность Социализация – процесс и результат социального развития человека.Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни
11. Понятие социализации, этапы и механизмы ее воздействия на личность
11. Понятие социализации, этапы и механизмы ее воздействия на личность Социализация – процесс и результат социального развития человека.Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей
2.1. Механизмы и факторы лечебно-реабилитационного воздействия арт-терапии при травматическом стрессе и постстрессовых расстройствах
2.1. Механизмы и факторы лечебно-реабилитационного воздействия арт-терапии при травматическом стрессе и постстрессовых расстройствах Применение арт-терапии в работе с людьми, пережившими психическую травму, осуществляется с первых десятилетий развития данного
78. Социально-психологические аспекты наркомании
78. Социально-психологические аспекты наркомании Наркомания (греч. nark? оцепенение, сон + mania безумие, страсть, влечение) – заболевание, вызванное систематическим употреблением наркотических средств и проявляющееся в психической, а иногда и физической зависимостью от
Психологические механизмы воздействия на потребителя
Психологические механизмы воздействия на потребителя Каждый из нас – потребитель и потому объект воздействия. Многомиллиардные вложения в рекламу и пиар имеют единственную цель: заставить нас отдать деньги за тот или иной товар. Как ни стараемся мы отойти от экрана
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ В жизни людей существует система более или менее замкнутых психологических миров, внутри которых человек живет, как правило, всю свою жизнь. В них он черпает основание для утверждения своеобычности, своей
Механизмы воздействия на организм
Механизмы воздействия на организм Аутогенная тренировка удачно объединила положительные стороны ряда методов психической саморегуляции. Это комплексный метод, который способствует нормализации функций организма, перестройке личности в нужном направлении.
Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения
Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и
5.2. Роль обратной связи и ее механизмы в процессе самоконтроля действий
5.2. Роль обратной связи и ее механизмы в процессе самоконтроля действий Авторы, рассматривающие роль «обратной связи», считают, что она нужна:1) для получения сведений о начале, законченности или незаконченности действий;2) для корректирования действий по ходу их
Основные механизмы психотерапевтического воздействия
Основные механизмы психотерапевтического воздействия Терапевтические изменения в ходе психотерапии происходят в результате взаимодействия между членами группы и терапевтом, а также вследствие актуализации ранних переживаний, конфронтации, освоения новых ролей, и
10.2.3. Механизмы информационного воздействия
10.2.3. Механизмы информационного воздействия Ведущим механизмом информационного воздействия является суггестия – передача неполной, даже фрагментарной, интеллектуальной информации, сопряженной с директивно-волевым и эмоциональным зарядом. Если воздействие убеждением
Источник
Социально- психологические механизмы общения и их характеристика.
статья
В данном материале раскрываются социально- психологические механизмы общения и дается их характеристика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-психологические механизмы общения и их характеристика.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Основными механизмами в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Идентификаци я (от лат. identifico — отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например, партнера по общению, не столько продумывается, сколько почувствуется.
Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную — могу строить совсем по-иному. И тот, и другой аспекты важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по общению будет меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие.
Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (от лат. reflexio — обращение назад). Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
Общение порождает ряд других уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика:
Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.(например: заражение группы людей страхом перед ч.л.,- в современной ситуации страх перед короновирусом)
Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.(большую роль играют СМИ)
Внушение — это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.
Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.(Например, говоря человеку –«Ты сможешь!», «Ты это умеешь», «Ты победишь!»
К основным условиям эффективности внушения относят:
§ авторитетность источника информации;
§ отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.
Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации (Например в рекламах участвуют положительные известные актеры, артисты и т.д.). Авторитет внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что м является специфической чертой внушения.
Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений:
§ при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмоций: внушающий (суггестор) не подвержен здесь тому же состоянию, что и внушаемый (суггерент);
§ процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;
§ внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства — восклицания, ритмы и др.
Убеждение -это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием на личность.
Убеждение — это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Заинтересованность — это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.
Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности убеждающего воздействия:
§ содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;
§ убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;
§ убеждение является последовательным и доказательным;
§ убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;
§ убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;
§ убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает. Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.
Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.
При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение преимущественно эмоционально-волевое воздействие.
Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.
Подражание — это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.
Согласно Г. Тарду различают несколько видов подражания:
§ логическое и внелогическое;
§ внутреннее и внешнее;
§ подражание-мода и подражание-обычай.
Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:
§ подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;
§ низшие по социальной лестнице подражают высшим (работник старается подражать начальнику, ученик учителю и т.д.).
Установлены три способа подражания:
§ когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;
§ когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;
§ когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.
Частным случаем подражания выступает мода.
Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.
По А. М. Агальцову же, подражание есть воспроизведение образа или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельств воспроизведения.
Мода — это также социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентаций.
Мода — это вместе с тем средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.
Мода выполняет следующие функции:
Таким образом,социально-психологические механизмы общения обеспечивают социодинамику, групповую динамику и психодинамику личности, так как являются каналами психического регулирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологический тренинг «Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями»
Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.
Социально-психологический тренинг межличностного общения
Социально-психологический тренинг межличностного роста.
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог.
«Онтогенетическое развитие мотивации человека и ее основные психологические механизмы»
Статья раскрывает сущность психологических механизмов мотивации человека, их онтогенетические корни.
Психологические механизмы процесса воспитания
Процесс воспитания очень важен и в настоящее время неоднозначен. Наряду с процессом развития и образования.
Эмоциональные минутки «Радужное общение» — технология развития эмоциональной устойчивости и социально-психологического благополучия ребенка-дошкольника в ДОУ.
Эмоциональные минутки- это своеобразный тренажер совместного взаимодействия с детьми, организованный педагогом, который помогает раскрыть внутренние ресурсы детей, привлечь их внимание к ценностям, им.
Доклад на тему: «Общение как социально-психологический механизм межличностного взаимодействия» 2021год
Взаимодействие личности и общества происходит в процессе социализации. Этот процесс основывается на том, что общество передает социально-исторический опыт, а личность усваивает этот опыт, который пере.
Источник