- Способ восприятия у слабовидящих
- Способ восприятия у слабовидящих
- Способ восприятия у слабовидящих
- Центр, специалисты, услуги
- Хрестоматийные материалы
- Лаборатория картографии
- Инструментарий мастеров
- Архив полезных ресурсов
- Форум Блог Обратная связь
- Последние действия на сайте
- 2.3. Особенности тактильного восприятия слепых и слабовидящих детей
- Тактильное восприятие (характеристика)
- Осязание как средство компенсации слепоты и слабовидения
- Классификации осязания (Т. Геллер, А. А. Крогиус)
- Процесс активного осязания
- Роль чтения рельефно-точечного шрифта по системе Брайля
- Комплексный процесс формирования образа брайлевской буквы
- Этапы построения прочного образа усваиваемого материала
- Качества, необходимые ребёнку для обучения по системе Брайля
- Единица шрифта Брайля и единица обычного шрифта
- Уровень развития, необходимый для овладения кодом Брайля
- Время, затрачиваемое на опознание слова по Брайлю
- Продуктивность осязательного восприятия слабовидящих детей
- Проприоцепция как компонент осязания и ориентировки
- Проприоцептивный контроль при отсутствии зрительного
- Способ восприятия у слабовидящих
- Центр, специалисты, услуги
- Хрестоматийные материалы
- Лаборатория картографии
- Инструментарий мастеров
- Архив полезных ресурсов
- Форум Блог Обратная связь
- Последние действия на сайте
- 2.1. Особенности зрительного восприятия слыпых и слабовидящих детей
- Характеристика, уровни отражения и роль зрительных образов
- Формирование зрительных образов при нарушении зрения
- Избирательность восприятия частично- и слабовидящих детей
- Предметность восприятия (характеристика)
- Целостность восприятия частично- и слабовидящих детей
- Константность зрительного восприятия (характеристика)
- Обобщённость восприятия при глубоких нарушениях зрения
- Скорость и правильность восприятия частично- и слабовидящих
- Восприятие пространства при нарушениях бинокулярного зрения
- Итог об особенностях восприятия частично- и слабовидящих
- Грубые отклонения свойств восприятия у частично видящих
- Восприятие силуэтных и контурных изображений
- Восприятие одновременно нескольких признаков объектов
- Теория компенсации, специально организованная деятельность
- Исслед-я взаимодействия зрительного и тактильного восприятий
Способ восприятия у слабовидящих
Восприятие — что психический процесс отражения предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих (стр. 173) на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения различных модальностей.
Нарушения функций зрения приводят к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений у частичнозрячих и слабовидяших или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, то есть на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его этапе
В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. В зависимости от условии жизни и характера деятельности один из анализаторов соответственно становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия. В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения (возникающее как в фило -, так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих и частичнозрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как и в норме, у них наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.
Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03 — 0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлении не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, например, при ориентировке в большом пространстве. аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.
Источник
Способ восприятия у слабовидящих
При наличии остаточного зрения у частичнозрячих и слабовидящих процессы познавательной и трудовой деятельности протекают, а точнее, должны протекать при совместной работе осязания и зрения. Ведущая роль той или иной анализаторной системы в отражении мира и контроля над деятельностью должна при этом определяться состоянием зрительных функций, свойствами отражаемых предметов и характером производимой операции. Только в случае взаимодействия зрения и осязания, детерминированного объективными условиями, возможно адекватное отражение действительности. Однако в силу того, что человек в ходе общественно-исторического развития сформировался как “существо оптическое”, наличие даже незначительных остатков зрения тормозит развитие культуры осязания. В некоторых тифлологических работах можно даже встретить, правда, экспериментально не доказанные утверждения, что осязание слабовндящих развивается хуже, чем при нормальном зрении. Наблюдая за детьми с аномалиями зрения, нетрудно заметить, что во всех видах деятельности они пытаются использовать в первую очередь зрение, причем даже в операциях, практически недоступных и вредных для дефектного (стр. 181) зрительного анализатора. Примером тому может служить чтение частичнозрячими брайлевского шрифта глазами, рассматривание рельефных, приспособленных для осязательного восприятия пособий и т. п. Результатом полного или частичного выключения осязания из сферы восприятия частичнозрячих является искажение формирующихся у них образов объективной действительности.
Необходимость совместной деятельности зрения и осязания диктуется особенностями зрительного восприятия частичнозрячих и слабовидящих.
Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении светоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих по степени полноты, точности и скорости отбражения.
Скорость и правильность зрительного восприятия частично-зрячих и слабовидящих зависят в первую очередь от остроты зрения. Эксперименты показывают, что у частично-зрячих и слабовидящих зрительное восприятие имеет весьма существенные различия в скорости. Так, у частичноэрячих скорость восприятия кольца Ландольта с угловым размером, равным 10°, увеличивается в среднем от 5,81 секунды при остроте зрения 0,005 до 0,04 секунды при остроте зрения, равной 0,04, то есть почти в 100 раз. У слабовидящих острота зрения также существенно влияет на скорость восприятия: снижение остроты зрения влечет за собой снижение скорости восприятия. Так, для сложных асемантических буквосочетаний скорость восприятия при остроте зрения менее 0,1 составляет 3 секунды, а при остроте зрения, равной 0,2 — 0,6 секунды. Однако зависимость скорости восприятия от остроты зрения имеет место только до величины остроты зрения 0,2 -. являющейся для данного процесса критической. При более высокой остроте зрения изменения скорости восприятия незначительны. Установлено также, что скорость восприятия зависит от характера заболевания: при равной остроте зрения наиболее низкая скорость наблюдается при поражениях нейрозрительных путей, например, атрофии зрительного нерва.
Источник
Способ восприятия у слабовидящих
Центр, специалисты, услуги
Хрестоматийные материалы
Лаборатория картографии
Инструментарий мастеров
Архив полезных ресурсов
Форум Блог Обратная связь
Последние действия на сайте
4152 дн. с момента
открытия on-line центра
2.3. Особенности тактильного восприятия слепых и слабовидящих детей
Тактильное восприятие (характеристика)
- Тактильные образы объектов представляют собой
отражение целого комплекса качеств объектов,
воспринимаемых человеком посредством- прикосновения,
- ощущения давления,
- температуры,
- боли.
Они возникают в результате соприкосновения
объектов с наружными покровами тела человека и
дают возможность познать- величину,
- упругость,
- плотность или шероховатость,
- тепло и холод,
характерные для объекта.
- В основе этих образов лежит
деятельность кожно-механического анализатора,
осуществляющего пассивное осязание.
Однако пока осязательные раздражения
действуют на тело, находящееся в покое,
локализация их отличается крайней неопределенностью,
а образ — глобальностью.
Осязание у слепых вовлекается в более активную деятельность, чем у зрячих. Некоторые тифлопсихологи считали осязание единственной модальностью восприятия, которая дает незрячему реальные знания (Ф. Цех). По своему познавательному значению оно сравнимо лишь со зрением (Б. Г. Ананьев).
Осязание как средство компенсации слепоты и слабовидения
Классификации осязания (Т. Геллер, А. А. Крогиус)
В тифлопсихологии существовало несколько классификаций осязания:
- формирование осязательного образа восприятия
(Т. Геллер) разделялось на- одномерное,
- последовательное.
принятую в настоящее время классификацию,
включающую 2 вида осязания —
- активное,
- пассивное.
Первостепенная роль в познании отводится активному.
В раскрытии механизма осязательного восприятия огромное значение имели работыЛ. М. Веккера и Б. Ф. Ломова, выделивших
- «переходный» вид осязания,
когда рука неподвижна, а предмет движется по ней.
В этих работах нет противопоставления осязания зрению.
Процесс активного осязания
Роль чтения рельефно-точечного шрифта по системе Брайля
Комплексный процесс формирования образа брайлевской буквы
Этапы построения прочного образа усваиваемого материала
Методики в значительной степени предусматривают построение прочного образа усваиваемого материала, для чего необходимы, по крайней мере, 3 этапа:
- Первый этап: формирование глобального образа представления изучаемой брайлевской буквы, и именно на этом этапе важно использование всего арсенала сохранных анализаторов и функций нарушенного зрения. Это этап создания зрительного и тактильного образа буквы с использованием наглядных пособий разного масштаба.
Задачей второго этапа является анализ структуры глобального образа. Учащиеся определяют и запоминают места точек в составе каждой из букв, усваивают их нумерацию при письме и чтении. На этом этапе активно используются способности детей к мыслительным операциям анализа и синтеза, умение оперировать представлениями в умственном плане.
На третьем этапе дети проводят сравнение различных знаков кода Брайля по их общему образу, форме, структурному составу, пространственному положению. Именно эта методическая работа с использованием компенсаторных процессов мышления, речи, связей с конкретными представлениями предметного мира подводит к третьему этапу в формировании четкого, дифференцированного образа представления буквы. Создается конкретный образ, который можно соотнести с соответствующим звуком, образ, достаточно подвижный, чтобы можно было его представить и в прямом, и в зеркальном отражении. Очень важный момент в работе с детьми в этот период — отработка пространственного расположения воспринимаемой конфигурации точек в шеститочии, т.е. создание пространственного топографического образа буквы. При зрительном и осязательном предъявлении комбинаций точек наибольшие трудности и ошибки связаны именно с расположением фигуры в шеститочии.
На этом этапе формируется точность образа букв кода Брайля по количеству точек, входящих в букву, расположению этих точек по отношению друг к другу и, наконец, по расположению сочетаний точек в шеститочии.
Качества, необходимые ребёнку для обучения по системе Брайля
Единица шрифта Брайля и единица обычного шрифта
- Единицей перцепции шрифта Брайля является
один знак (буква) или одна ячейка (шеститочие со знаком)
в отличие от обычного печатного шрифта,
где единицей является слово или даже фраза.
Уровень развития, необходимый для овладения кодом Брайля
Для овладения кодом Брайля требуется достаточно высокий уровень умственного развития, так как
- этот метод чтения требует не только
- анализа структуры каждого знака, но и
- объединения знаков в единый целостный образ,
т.е. включения в сенсорный акт познания
аналитико-синтетической деятельности.
развитие двигательных и осязательных навыков:
- координированных движений:
- обеих рук,
- указательных и других пальцев
для нащупывания точек;
- навыков легкого и равномерного нажатия
на точки шрифта Брайля, - навыков непрерывного движения руки
по 6-точиям шрифта слева направо и т.д.
Время, затрачиваемое на опознание слова по Брайлю
Продуктивность осязательного восприятия слабовидящих детей
Изучение осязательного восприятия слабовидящих детей, проведенное Р. Б. Каффеманасом, показывает
- значительное превосходство слабовидящих детей
над нормально развивающимися сверстниками
в продуктивности осязательного восприятия,
особенно в младшем школьном возрасте.
- синхронность движений пальцев обеих рук;
- двигательная пассивность.
последовательности перцептивных действий,
в отличие от хаотичности осязательных движений,
часто наблюдающейся у нормально видящего.
Проприоцепция как компонент осязания и ориентировки
- Мышечно-двигательная чувствительность
является важным компонентом не только- процесса осязания, но и
- процесса пространственного ориентирования
(Б. Г. Ананьев, Э. М. Айрапетянц,
А. С. Батуев, А. А. Люблинская).
- даст возможность измерить предмет,
используя в качестве мерок части своего тела, - онслужит также механизмом связи между
всеми анализаторами внешней и внутренней среды
при ориентировке в пространстве.
Проприоцептивный контроль при отсутствии зрительного
Использование контроля на основе проприоцептивной чувствительности при отсутствии зрительного контроля приводит к тому, что
- слепые и слабовидящие школьники уступают зрячим:
- в развитии точности движений,
- в оценке движений,
- в степени мышечных напряжений.
навыками контроля и самоконтроля осуществляется
- в процессе более длительной тренировки и
- включения в нее высших познавательных процессов,
- развития навыков анализа своих
проприоцептивных восприятий.
- У слепых работа двигательного анализатора
в процессе трудовой деятельности- достигает большой точности
и дифференцированности; - происходит автоматизация двигательных актов,
что позволяет им достигать значительных успехов
в ряде деятельностей (машинистка, музыкант и т.д.).
- достигает большой точности
Источник
Способ восприятия у слабовидящих
Центр, специалисты, услуги
Хрестоматийные материалы
Лаборатория картографии
Инструментарий мастеров
Архив полезных ресурсов
Форум Блог Обратная связь
Последние действия на сайте
4152 дн. с момента
открытия on-line центра
2.1. Особенности зрительного восприятия слыпых и слабовидящих детей
Характеристика, уровни отражения и роль зрительных образов
- Зрительные образы, как и любые психические образы,
- многомерны,
- сложны,
- включают 3 уровня отражения:
- сенсорно-перцептивный,
- уровень представлений,
- уровень вербально-логический
(Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко).
- Они играют важную роль в развитии:
- познавательных процессов,
- эмоциональной сферы,
- в формировании многих умений и навыков.
Формирование зрительных образов при нарушении зрения
- У детей с нарушением зрения формируются:
- обедненные,
- часто деформированные,
- неустойчивые
зрительные образы.
Нарушение зрения накладывает отпечаток на протекание всего процесса формирования образов.
Избирательность восприятия частично- и слабовидящих детей
Предметность восприятия (характеристика)
- Предметность —
основной результат процесса восприятия,
ее уровень определяет,- насколько целостно и осмысленно воспринят объект,
- отражена ли в восприятии его структура.
Целостность восприятия частично- и слабовидящих детей
Константность зрительного восприятия (характеристика)
Обобщённость восприятия при глубоких нарушениях зрения
Важным свойством восприятия является способность
- абстрагироваться от
- случайных,
- несущественных
признаков объекта, - выделять существенные качества объекта.
- Это свойство обобщения выступает
в единстве с мыслительными операциями- анализа,
- синтеза,
- сравнения.
- Трудности выделения существенных качеств,
- отсутствие целостности образа,
- фрагментарность образа и неполнота
определяют- низкий уровень обобщенности образов
при глубоких нарушениях зрения.
- низкий уровень обобщенности образов
Скорость и правильность восприятия частично- и слабовидящих
Восприятие пространства при нарушениях бинокулярного зрения
- Нарушения бинокулярного зрения приводят к
- пространственной слепоте,
- нарушению восприятия перспективы и
- нарушению глубины пространства
(Л. И. Плаксина), при этом - образы восприятия искажаются
и неадекватны действительности.
Итог об особенностях восприятия частично- и слабовидящих
Грубые отклонения свойств восприятия у частично видящих
Восприятие силуэтных и контурных изображений
Восприятие одновременно нескольких признаков объектов
- Анализ одновременного различения двух признаков объекта
детьми с нарушениями зрения показывает- низкую результативность выполнения заданий,
- большой процент ошибок и
- увеличение времени восприятия.
- а именно нарушение симультанности отражения,
- переход на сукцессивный способ восприятия показывает
- затрудненность параллельного анализа
нескольких признаков объектов.
- затрудненность параллельного анализа
Теория компенсации, специально организованная деятельность
Исслед-я взаимодействия зрительного и тактильного восприятий
Исследования взаимодействия осязания и зрения в процессе восприятия стимульного материала нормально видящими детьми дошкольного возраста показывают
- лучшие результаты, нежели при использовании
каждой из сенсорных систем в отдельности.
С другой стороны, исследования С. В. Кравкова, Л. А. Шифман, И. М. Соловьева, Ф. Е. Иванова, В. М. Воронина и др., изучавших взаимоотношения осязания и зрения, показывают
- качественно различные влияния их друг на друга
у нормально развивающихся, слепых и глухих детей
в процессе выполнения ими различных форм деятельности.
В процессе обучения математике, родному языку, физкультуре, при ознакомлении с окружающим на основе рельефных цветных дидактических материалов
- слепые дети не только показывали
- больший объем признаков и свойств объектов,
воспринятых на осязание и зрение.
- больший объем признаков и свойств объектов,
- Главное состояло в
гораздо большем положительном влиянии
совместной деятельности осязания и зрения- на всю познавательную сферу учащихся,
- на их эмоциональный настрой.
- Дублирование сигналов в разных модальностях —
средство повышения их надежности и эффективности
(Б. Ф. Ломов).
- Сравнение процессов обучения
- абсолютно слепых детей и
- слепых, имеющих остаточное зрение,
коду Брайля показывает, что последние- дольше по времени и
- труднее
овладевают осязательным чтением и письмом.
Очевидно, они не привыкли использовать осязание в той мере, как слепые, и овладение этой модальностью происходит у них значительно менее успешно, чем зрительной (Р. Б. Каффеманас).
- Создание образов предметов внешнего мира
на основе остаточного зрения осуществляется слепыми- быстрее, легче, точнее,
- дольше сохраняется в памяти,
что сказывается на - улучшении их осязательного узнавания.
Введение в систему обучения коду Брайля предварительного этапа, когда образ каждого знака создается с помощью зрительного анализатора и осязания, позволяет осуществить процесс обучения слепых детей с остаточным зрениемв более сжатые сроки и с меньшими затратами.
Источник