Способ восприятия информации у детей

Консультация «Восприятие информации ребёнком. Типы восприятия»

Юлия Андрианова
Консультация «Восприятие информации ребёнком. Типы восприятия»

Восприятие информации ребёнком.

Типы восприятия.

Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Получив знания об особенностях восприятия ребёнка, родители сами могут подбирать соответствующие способы обучения.

Известно, что человек имеет слуховое (аудиальное, зрительное (визуальное, тактильное (кинестетическое, вкусовое и обонятельное восприятие. Основными у человека являются первые три канала восприятия информации. В зависимости от того, какой из трёх будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам. Особенности того или иного вида восприятия проявляются достаточно рано в поведении ребёнка. Приведем краткую характеристику каждого из трёх.

Аудиал. Такой ребёнок лучше всего воспринимает информацию на слух, для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят. Дети-аудиалы легко узнают людей по голосу. Ещё до того, как их сверстники начинают говорить, они уже имеют большой словарный запас. Любят слушать, когда им читают, как правило, знают много стихов, рано проявляют интерес к самостоятельному чтению, задают много вопросов, любят сочинять разные истории и небылицы, охотно слушают аудиозаписи.

Визуал. Визуальное восприятие — зрительное. Эти дети ориентируются прежде всего на образы, картинки. С раннего детства любят разглядывать предметы, наблюдать за людьми. Они, скорее, будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать то, что читает взрослый. Охотно играют в настольные игры, любят пазлы, рисовать и лепить. Дети-визуалы обычно замечают любые изменения во внешности человека, в окружающем пространстве, хорошо запоминают лица.

Кинестетики. Дети, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться.Бывают капризны в отношении одежды: колючая, жёсткая и пр. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребёнок должен её сам записать.

Редко можно встретить человека с одним ярко выраженным видом восприятия, у большинства людей он смешанный. Но доминирующий способ восприятия остаётся на всю жизнь. Родителям с раннего детства важно знать, какой тип восприятия у их ребёнка, это поможет им правильно выстроить процесс обучения. Допустим, пришло время учить ребёнка чтению. Для аудиала важно,чтобы книга звучала: можно проговаривать буквы, слоги, пропевать их, слушать диски с текстами. Дети- аудиалы хорошо запоминают стихи, сказки на слух. Для визуала приоритет имеют картинки, иллюстрации в книгах. Поэтому, обучая чтению, постарайтесь рисовать и писать буквы, можно разыграть маленький спектакль с кукольными персонажами, посмотреть видеоролики в Интернете. Ребенку-кинестетику надо дать возможность самому нарисовать или вылепить буквы, слоги.

Существует точка зрения, что все дети — кинестетики. В определенной мере это справедливо. Большинство дошкольников и младших школьников очень подвижны и эмоциональны. Однако наблюдая за особенностями поведения детей, вы точно обнаружите различия.

Американские психологи Л. Брэдвей и Б. Алберс Хил разработали тест для определения способа познания у детей младшего школьного возраста. Данная анкета заполняется родителями.

Инструкция. Внимательно посмотрите, какое из нижеприведённых утверждений больше всего относится к вашему ребёнку. Подчеркните его.

• Когда моему ребёнку хочется выразить свои мысли, он пользуется простыми фразами (3).

• Мой ребёнок неправильно произносит некоторые звуки и слова (3).

• Мой ребёнок редко сам вызывается отвечать (3).

• Мой ребёнок правильно использует глагольное время (С).

• Моему ребёнку нравится разговаривать со взрослыми (С).

• Мой ребёнок любит сочинять и рассказывать вымышленные истории (С).

• Мой ребёнок говорит короткими, прямыми фразами (Д).

• Мой ребёнок невнятно произносит некоторые звуки (Д).

• Мой ребёнок может рассказывать что-нибудь непоследовательно (Д).

Читайте также:  Средства технологии методы формы способы через которые реализуется практика

2. Любимые игрушки и занятия

• Моему ребёнку нравятся калькуляторы и компьютеры (3).

• Моему ребёнку нравится рукоделие и моделирование (3).

• Мой ребёнок любит читать вслух, и ему нравится, когда ему читают (С).

• Моему ребёнку нравится придумывать игры (С).

• Моему ребёнку нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры (Д).

• Мой ребёнок любит кататься на велосипеде и ходить в походы (Д).

• Мой ребёнок любит ухаживать за домашними животными (Д).

• Мой ребёнок правильно выводит буквы, точно в границах строки (3).

• Для письменных работ моего ребёнка характерна аккуратность (3).

• Моему ребёнку особенно нравится раскрашивание (3).

• Мой ребёнок аккуратно пишет печатными буквами (С).

• Мой ребёнок диктует или читает самому себе во время занятий (С).

• Мой ребёнок часто просит помочь при выполнении творческих заданий (С).

• Моему ребёнку трудно писать на разлинованной бумаге (Д).

• Мой ребёнок путает порядок букв и слов (Д).

• Мой ребёнок сильно нажимает на карандаш или кисточку (Д).

4. Навыки поведения в коллективе

• Мой ребёнок чувствует себя одиноко в группе детей (3).

• Мой ребёнок редко сам заводит разговор, он отвечает, когда его спрашивают (3).

• Индивидуальные занятия нравятся моему ребёнку больше, чем групповые (3).

• Мой ребёнок очень разговорчив (С).

• Мой ребёнок обычно первым начинает разговор (С).

• Моему ребёнку часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках (С).

• Мой ребёнок более общителен на игровой площадке (Д).

• Моему ребёнку легче выражать мысли с помощью жестов (Д).

• Мой ребёнок выступает в роли лидера на игровой площадке (Д).

• Мой ребёнок запоминает то, что видит (3).

• Мой ребёнок читает, вспоминая значение слов (3).

• Мой ребёнок легко усваивает математические правила (С).

• Мой ребёнок читает, узнавая слова по их звучанию (С).

• Моему ребёнку нелегко вспомнить то, что он видел и слышал (Д).

• Моему ребёнку нужна помощь, чтобы научиться читать (Д).

• Мой ребёнок аккуратно одевается (3).

• Мой ребёнок отвлекается, обращая внимание на цвета и движущиеся предметы (3).

• Мой ребёнок следит за порядком на своём рабочем месте (3) .

• Внешний вид моего ребёнка ни аккуратный, ни чрезмерно опрятный (С).

• Мой ребёнок легко отвлекается на звуки и голоса (С).

• Мой ребёнок ведёт дискуссии и часто сам вызывается отвечать (С).

• Мой ребёнок часто выглядит довольно неопрятно (Д).

• Мой ребёнок чрезмерно активен и часто отвлекается (Д).

• Моему ребёнку трудно усидеть на своем вместе (Д).

Каждый ответ соотносится с определённым способом познания,на что указывает буква в скобках после каждого варианта ответа:

3 — «зритель» или визуал

С — «слушатель» или аудиал

Д — «деятель» или кинестетик

Скорее всего, ответы будут сосредоточены в одной или двух колонках. Преобладание ответов по какому-либо варианту будет указывать, каким способом познания преимущественно пользуется ребёнок.

По материалам книги Е. И. Шапиро «Как пробудить у ребёнка интерес к учёбе».

Консультация для родителей и воспитателей «Учим стихотворение с ребёнком» Вот снова праздник. И снова стоит проблема выучить с ребёнком стихотворение. Проблема встала потому, что это никак не удаётся или удаётся.

Консультация для родителей «Как интересно провести весной прогулку с ребёнком?» Пришла весна! За окном зазвучала капель, зажурчали ручьи, вся природа проснулась от сна. В такую погоду хочется все больше проводить время.

Консультация для родителей «Как общаться с тревожным ребёнком» Тревожность – это беспокойство и ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Детская тревожность очень часто вызывается неизвестностью,.

Консультация для родителей «Как правильно вести себя с ребёнком» Хотелось бы напомнить родителям основные правила, которые нельзя нарушать при общении с ребёнком, если для них важнее не собственные.

Консультация для родителей «Как выучить с ребёнком цвета» Часто многие родители беспокоятся, что ребёнок в 3 года не может запомнить цвета. Дело в том, что способность ориентироваться и правильно.

Читайте также:  Эту проблему можно решить двумя способами

Консультация для родителей «Отдыхаем вместе с ребёнком» «Зажигает лето солнца свет, Ласково всех приглашает! Здравствуй, лето! Солнышко, привет! Как же летом сладостно раздолье. Обласкает нежно.

Консультация для родителей «Ухаживаем с ребёнком за комнатными растениями» В наши дни, когда родители вынуждены находиться дома вместе со своими детьми, возникает много сложностей, вопросов, недопониманий. Это.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Источник

4 типа восприятия информации

Тип информационного восприятия влияет на эффективность обучения ребенка. Если с раннего детства знания будут подаваться малышу исходя из того, каким образом он воспринимает окружающий мир, то результативность обучения повысится в разы. Но, безусловно, необходимо развивать все каналы.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря ним в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации – это знакомство человека с предметами, объектами и людьми, которые его окружают. Информация воспринимается людьми с помощью пяти чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Мы слышим музыку, пробуем еду, смотрим фильмы, пожимаем друг другу руку. Благодаря нашим органам чувств, мы анализируем полученные сведения, получаем представления о них. Кроме этого, мы опираемся на прошлый личностный опыт и знания, которые уже у нас есть. Собирая всё это в одно целое, мы получаем полный спектр информации о каком-либо предмете или человеке. Методы восприятия материала основаны на процессах, которые связаны с психикой людей:

  • Мышление. Когда человек с чем-то знакомится, он вспоминает сведения, которые уже знает.
  • Коммуникация. Человек может назвать что-либо.
  • Эмоции. На разные явления человек реагирует по-разному.
  • Воля. Человек может организовать восприятие.

Основные типы восприятия информации

Теория о каналах восприятия принадлежит Нилу Флемингу, школьному инспектору из Новой Зеландии. Он установил, что человек познает мир с помощью пяти чувств. У психически здоровых детей развиты все каналы, однако всегда один из них доминирует.

При одинаковой подаче школьного материала одни дети успевают отлично, другие отстают. Это происходит не потому, что кто-то умнее или глупее, а потому, что информацию нужно преподносить различными способами и вид задач должен быть разным. Например, если учитель дает информацию исключительно на классной доске, то успевать будут только визуалы, другие же могут отставать в той или иной степени.

Психотип ребенка зависит от того, как он воспринимает окружающий мир. Существуют 4 типа восприятия информации:

  • с помощью зрения — ведущий визуальный канал;
  • с помощью слуха — ведущий аудиальный канал;
  • с помощью ощупывания предметов — ведущий телесно-чувствительный канал (кинестетический);
  • с помощью логических рассуждений — ведущий логический канал (цифровой, дигитальный).

Дети-визуалы

Визуал воспринимает основную часть информации через органы зрения. Такие дети предпочитают наглядные пособия и красивое оформление. С одной стороны, эти люди много мечтают, фантазируют, мыслят картинками, с другой — им не чужда стратегия и четкое планирование.

Визуалы всегда думают о том, как выглядят со стороны и никогда не позволят себе одеться неопрятно. Дети-визуалы обычно не доставляют проблем своим родителям. Они могут долго рисовать, рассматривать картинки, работать с пластилином. Богатое мнимое мышление позволяет визуалам хорошо разбираться в графиках, диаграммах, схематических изображениях. Но вербальную информацию они усваивают с трудом. Учиться им легче с наглядными пособиями: плакатами, слайдами, карточками.

Читайте также:  Способы получения налогового уведомления

Школьники медленно говорят и плохо запоминают устную речь, однако могут компенсировать свои ограничения, делая выписки и заметки. Подчеркивая и выделяя цветом ключевые моменты, ребенок привыкает выделять главное, не отвлекаясь на лишние детали.

Выразительные жесты учителя для визуалов играют роль якорей зрительной памяти. Хороший эффект дают наглядные пособия: плакаты, магнитные доски, флипчарты, учебные карточки, обучающие фильмы и слайды.

Дети-аудиалы

«В одно ухо влетело, в другое вылетело» — это о ком угодно, но только не про аудиалов! Именно слух является главным каналом восприятия данного психотипа. Такие дети ловят интонацию собеседника, оценивают тембр голоса, им не важно, что говорят, важно — как. Аудиалу нетрудно узнать любого человека по голосу. У него прекрасная память и слух. Лучше не перебивайте аудиала — он этого не любит. «Слушатель» — большой любитель споров и невероятных историй, обожает музыку, знает на память много стихотворений, с удовольствием декламирует. Предпочитает учиться по лекциям и аудиокнигам, не любит читать и писать.

Типичные проблемы ребенка-аудиала – трудности с орфографией и чтением, рассеянность и забывчивость. Для улучшения навыков концентрации детям рекомендуется проговаривать свои действия. Полезно походить на курсы ментальной арифметики, чтобы внутренняя сосредоточенность вошла в привычку и не вызывала напряжения.

Дети-кинестетики

Кинестетику, как воздух, нужны ощущения. Такие детки рано начинают ползать и ходить, им нужно постоянно находиться в движении: бегать, прыгать, играть. Концентрация внимания у них плохая. Кинестетик сверхчувствителен к одежде, ему постоянно что-то колет, давит, мешает. Чтобы запомнить информацию, лучше собственноручно ее записать. С тестами и лабораторными задачами они вполне справляются, а вот произведения даются тяжело.

Таким детям необходимы перерывы между занятиями для зарядки, полезно давать им мелкие поручения, связанные с движением. Курсы ментальной арифметики помогут ребенку-кинестетику улучшить концентрацию внимания, справиться с забывчивостью, преодолеть рассеянность.

Маленькому кинестетику нужны частые перерывы с моторной разрядкой. Опытные учителя стараются давать таким детям мелкие поручения: сходить за мелом или классным журналом, открыть окно, полить цветы. Полезно использовать модели и макеты, смотреть документальные фильмы и приводить примеры из повседневной жизни.

Дети-дигиталы

Дигиталу нужно все подробно логически осмыслить. Для этого он использует цифры и знаки. Такие люди любят четкие формулировки, аккуратную документацию. Дигитал выбирает смысл и функциональность, а не эмоции.

Такие дети обычно зажаты, прямые, скупы на жесты и похвалы, всегда контролируют то, что говорят. Для них сказанное слово — не пустой звук. Данный тип близок к кинестетикам, но прежде чем что-то делать, он сначала решит, как это лучше воплотить в жизнь.

Это дети-исследователи, которые с радостью разберут пульт от телевизора, распотрошат подушку, попытаются вскрыть лягушку. И не из-за жестокости, а из-за любознательности. Такие дети без труда обучаются по книгам и конспектам, но в силу своей отрешенности и интроверсии не могут похвастаться хорошей моторикой и не ладят с физкультурой.

Как определить психотип ребенка?

Чтобы определить, к какому психотипу относится ваш ребенок, предложите ему сыграть в игру: пусть представит себя в лесу и опишет свои ощущения. Аудиал будет говорить о звуках: пение птиц, шелест листвы, шум дождя. Визуал «увидит» пейзаж: деревья, тропинки, небо. Кинестетик почувствует свежий воздух, мягкие листья под ногами. Дигитал будет думать о том, где раздобыть компас и карту, как выбраться из леса.

Родителям следует узнать психотип своего ребенка, чтобы эффективно выстроить учебный процесс. Но независимо от типа восприятия, нужно любить своих детей и заботиться о них — без этого успех в жизни маловероятен. Всем детям необходимы развивающие занятия, чтобы выявить скрытый творческий и интеллектуальный потенциал.

Источник

Оцените статью
Разные способы