Способ воспитания волевых качеств

Как развить волевые качества личности — психология

Что такое воля и чем волевой человек отличается от безвольного? Этим вопросом я заинтересовалась, когда моя младшая сестра стала часто пропускать школьные уроки и перестала посещать спортивную секцию по художественной гимнастике. Она объясняла это нежеланием тратить время попусту.

Для нее отдых и ничегонеделанье в соцсетях были более привлекательны и полезны, чем учеба и спорт. Сегодня я вам расскажу, что такое волевые качества личности, зачем они нужны и как их развить. Тренировать волю никогда не поздно, но лучше всего это начинать делать в детстве.

Воля человека

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Психология рассматривает волевые качества личности как совокупность необходимых качеств для достижения поставленных целей. Наиболее ярко воля человека проявляется в:

  • целеустремленности;
  • дисциплинированности;
  • настойчивости;
  • стратегичности.

Эти качества характера базируются на воле человека, которую психологи рассматривают как некую привычку психики или ее особое состояние.

Обратите внимание! Силу воли необходимо тренировать, как мускулы тела.

Однако просто силы воли для достижения поставленных целей еще недостаточно, должен присутствовать еще один компонент — стойкость воли или несгибаемость. Сила воли и стойкость образуют волевую сферу личности, которая и отражает психическое состояние индивидуума.

В чем проявляется сила воли? Это способность быстро мобилизовать психику для реализации задуманного. Почему именно психику, а не тело? Потому что именно психические усилия играют основную роль: они называются намерением. Если намерение что-то сделать четко сформировано, то тело подчиняется волевому импульсу и послушно исполняет задуманное.

Если намерение сформировано нечетко (человек не разобрался, нужно ему это делать или не нужно), то тело проявит пассивность либо будет диктовать свои условия. А набор желаний у тела всегда одинаков — отдохнуть, вкусно покушать, поспать. Тело стремится ничего не делать. Побудить его к действию может только стимул — сильная заинтересованность в чем-либо. Это может быть голод, желание привлечь к себе внимание или желание заработать деньги для реализации мечты. Без стимула тело будет пассивным и инертным.

В чем проявляется слабость воли? Это особенно заметно, когда человек останавливается на полпути или опускает руки при первом же препятствии на пути к цели. Слабая воля тоже тренируется, если родители потакают капризам ребенка и не реагируют на частые перемены в настроении. Если ребенком управляет желание «хочу — не хочу», то воля его не тренируется. Такому ребенку придется очень тяжело в жизни, которая требует закаленной воли и твердого характера.

Важно! Чтобы воспитать у ребенка силу воли, нужно привить ему навык доводить задуманное до конца и умение преодолевать препятствия на пути к цели. Стремление к успеху — необходимое качество характера человека.

В чем проявляется стойкость воли? Она проявляется в умении удерживать взятую цель, не сворачивать с выбранного пути и получать удовольствие от достигнутого результата. Именно удовольствие от достигнутого является стимулом для развития стойкости волевых качеств.

Обратите внимание! Стойкость воли можно сравнить с выносливостью.

Чаще всего человеку не хватает выносливости, чтобы завершить начатое дело. У него либо интерес пропадает на половине пути, либо терпения не хватает, либо поднимает голову лень. Поэтому выносливость необходимо тренировать, как и силу воли. Сила воли является побуждением к действию, а выносливость отвечает за реализацию задуманного. Есть много легких на подъем людей, но мало кто из них может пройти путь до конца — получить результат.

Читайте также:  Электродинамический способ получения электрической энергии

Классификация волевых качеств

Психологи выделяют два типа (подвида) волевых качеств человека:

Первичные волевые качества даны нам от рождения, системные формируются в процессе социализации личности, то есть в процессе интеграции в общество. Однако первичные волевые качества с возрастом утрачиваются, поэтому их необходимо восстанавливать тренировками.

Первичные волевые качества — это:

  • энергичность;
  • терпеливость;
  • самообладание;
  • смелость.

Энергичность хорошо проявляется в маленьких детях. Они всегда на позитиве, им всё интересно и увлекательно: мир вокруг раскрашен ярким цветом. То есть у них всегда есть мотивация к действию — познание окружающего мира. Взрослому человеку необходимо эту мотивацию активировать, специально настраивать себя на положительный итог и мобилизовать внутренние ресурсы (энергию для достижения цели).

Терпеливость — это умение кропотливо и целеустремленно добиваться намеченного. Маленькие дети иногда демонстрируют чудеса терпеливости, когда занимаются запрещенным родителями делом (разбирают по запчастям игрушки, уничтожают косметику мамы и т. д.). Маленький ребенок обязательно доведет до конца начатое дело — уничтожение маминых кремов и т. д. Взрослому человеку терпеливо довести до конца начатое (при отсутствии видимых результатов) не всегда хочется, но при наличии мощного стимула вполне реально. Однако не следует путать терпеливость с пассивностью: это разные вещи.

Самообладание проявляется, когда человек продолжает выполнять начатое дело, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства. Самообладание берет под контроль любые эмоции, чтобы они не мешали осуществлению задуманного. А помешать может страх, паника (всё пропало) или апатия (руки опускаются). Волевой человек упрямо продвигается выбранным курсом, уверенный в успехе своего предприятия. Однако самообладание не следует путать с бестолковостью и упёртостью: оно выражается в стабильности эмоционального фона.

Смелость — это преодоление иррациональных страхов на пути к цели. Почему страхи названы иррациональными? Потому что они воображаемые и надуманные. Их не существует на самом деле, но человек легко может вообразить и придумать любой страх. Помимо иррациональных страхов существуют и вполне реальные — непонимание окружающих, препятствия и осуждение конкурентов, откровенная ложь и даже угроза жизни. Волевой человек умеет побеждать все страхи на выбранном пути и неуклонно продвигается к цели. Однако смелость нельзя путать с сумасбродством, безбашенностью и неоправданным риском.

Системные волевые качества всегда связаны с моральной составляющей, они вырабатываются под влиянием общества. По этим качествам дают характеристику человеку как социальной единице:

  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • принципиальность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • стратегичность;
  • самодостаточность.

Целеустремленность предполагает умение ставить цель и добиваться ее законными путями. Это очень важное качество характера, позволяющее выживать в социуме и добиваться определенного социального статуса.

Настойчивость помогает продвигаться к выбранной цели, не сворачивая с пути и не опуская руки при первой неудаче. Настойчивый человек может посвятить своей избранной цели годы, чтобы впоследствии насладиться достигнутым результатом. Настойчивость хорошо тренируется в спортивных секциях.

Принципиальность — качество социального человека. Это верность своим взглядам и убеждениям, умение отстаивать собственную точку зрения и не поддаваться на провокации. Принципиальность тесно связана с мировоззренческой позицией человека.

Инициативность — тоже качество человека социального. Это умение генерировать идеи по преобразованию окружающего мира, проявление неравнодушия к жизни в социуме и желание усовершенствовать социальную жизнь. Инициативность присуща людям с качествами лидера.

Решительность — качество, необходимое для осуществления поставленной задачи. Решительность тренируется только на практике. Например, многие школьники боятся отвечать у доски — необходима решительность. Также решительность проявляется в умении оперативно принимать решения, не боясь последствий. Однако решительность иногда путают с импульсивностью, которая приносит только вред.

Импульсивность характеризуется большим эмоциональным накалом, в отличие от решительности. Серьезные решения должны приниматься разумом, а не эмоциями. Также не следует путать решительность с проявлением спешки: это не суетливое поведение, а скорость перехода от решения к действию. Пока нерешительный человек колеблется и раздумывает, решительный достигает цели.

Читайте также:  Способ определения раствора соли натрий

Стратегичность — тоже качество человека социального. Иными словами, это строгая последовательность действий на выбранном пути и отсутствие хаоса в мыслях. Разумный человек никогда не начнет действовать без четко продуманного плана, а также он предвидит (планирует) результат своих усилий. Например, архитектор сначала видит строение внутренним взором, а потом реализует его в проекте. Однако стратегичность не предполагает косность мышления: планы могут корректироваться изменяющейся обстановкой.

Самодостаточность предполагает самостоятельность во всех ее проявлениях. Это умение жить согласно собственным убеждениям и принципам. Самодостаточный человек не нуждается в посторонней помощи, он вполне самостоятельно может принимать решения и осуществлять их на практике. Иными словами, это умение действовать автономно и независимо.

Методы развития волевых качеств

Воля человека тренируется в процессе жизнедеятельности при преодолении различных препятствий. Именно умение преодолевать препятствия на пути формируют волевую сферу человека. Тренировать волю помогает инстинкт выживания, который является стимулом к действию. Но по мере взросления к инстинкту выживания добавляется социальный стимул — похвала родителей, коллег, учителей. То есть в права вступает воспитание и его требования. Воспитание начинает формировать моральные качества, на основе которых тренируется системная воля.

Методы укрепления волевых качеств:

  • посещение спортивной секции;
  • посещение кружков по интересу (художественный, фото);
  • увеличение сложности процесса;
  • анализ неудач и успеха.

Укреплять волю необходимо с самого детства. Для ребенка будет полезным посещение спортивной секции, так как коллективное преодоление препятствий является огромным стимулом к действию. Дети любят копировать друг друга, поэтому результаты и достижения других будут побуждать к собственным достижениям.

Кружки по интересам тоже воспитывают волевые качества. Например, при рисовании картины необходимо проявлять терпеливость и настойчивость. Способствует развитию воли даже хобби, ведь многие увлечения требуют такого же терпеливого участия в процессе, как и спортивная секция.

Обратите внимание! Чтобы ребенок не бросил занятия рисованием или иным видом деятельности, чаще хвалите его и не ставьте слишком сложные задачи.

Взрослый человек может укреплять волю с помощью занятий на спортивных тренажерах. Укрепляет волю и принятие решения вести здоровый образ жизни либо избавиться от какой-либо вредной привычки.

Помните, что нагружать себя сложными невыполнимыми задачами — путь к провалу. Следует ставить перед собой небольшие выполнимые цели и реализовывать их. Реализация задачи приносит удовольствие, а удовольствие является стимулом к выполнению следующей задачи. От простого к сложному — наилучший совет по укреплению волевых качеств.

Разбор полетов — это важная веха на пути укрепления воли. Нужно спокойно проанализировать, почему не получилось что-то сделать. Так же необходимо фиксировать положительные результаты, чтобы они сохранялись в памяти. Перечитывание записанных в блокноте достижений (или фото/видео отчет) помогают зарядиться позитивом, если что-то не получается.

Совет

Помните, что силу воли необходимо постоянно тренировать. Если этого не делать, начнется обратный процесс — скатывание в апатию и лень, деградация личности.

Источник

Средства воспитания волевых качеств.

Для воспитания волевых качеств используются разнообразные упражнения, которые по их назначению можно подразделить на ряд групп:

1. Упражнения на преодоление утомления, через «не могу».

2. Упражнения, выполняемые в неблагоприятных условиях внешней среды, в различных непредвиденных ситуациях, с введением дополнительных трудностей.

3. Упражнения по регулированию эмоционального состояния.

4. Упражнения на преодоление неожиданно возникающих труд­ностей и препятствий, чувства страха, нерешительности.

5. Упражнения, в основе которых лежит проявление смелости, решительности, самообладания, стойкости.

6. Упражнения на достижение предельно высокого результата.

7. Упражнения по самовоспитанию.

Методы воспитания волевых качеств.

Большое значение в процессе воспитания волевых качеств следует уделять методам упражнения, убеждения, стимулирова­ния, принуждения, методу постепенно повышающихся трудностей, соревновательному. Доминирующий метод воспитания волевых качеств — метод упражнения, который заключается в многократ­ном практическом осуществлении волевых действий и реализует­ся в специальных заданиях, требующих проявления волевых уси­лий, а именно:

Читайте также:  Способы обнаружения отпечатков пальцев

— при выработке умений и навыков управления своим поведе­нием;

— при организации целенаправленной работы по самовоспита­нию и ликвидации недостатков;

— в работе по организации и регуляции волевой деятельности.

Метод убеждения направлен на формирование сознания спорт­смена (спортсменки) и решает большинство воспитательных за­дач, направленных на повышение волевой активности. В качестве убеждения используются беседы, доказательства, опровержения, примеры и личная убежденность тренера.

С помощью метода убеждения спортсмен вооружается:

— системой знаний, представлений и понятий о волевых качеств и их развитии;

— рациональным выдвижением целей соревновательной и тре­нировочной деятельности обоснованной их мотивацией, заинте­ресованностью в реализации принятых решений;

— активной направленностью на преодоление трудностей; -созданием уверенности в своих силах для преодоления трудно­стей спортивной деятельности.

Метод стимулирования используется чаще всего тогда, когда в поведении и деятельности спортсмена намечаются позитивные сдвиги.

Для стимулирования используются положительная оценка, одобрение, похвала, поощрение и требовательность.

При выдвижении требования необходимо соблюдать следую­щие условия:

— оно должно соответствовать подготовленности и возможно­стям спортсменки (спортсмена);

— необходим контроль за выполнением требования;

— оно должно носить категорический характер, быть продуман­ным, основательным, точным, кратким;

— нужно соблюдать системность и последовательность в требо­ваниях;

— требования произносятся в доброжелательном, деловом, веж­ливом и спокойном тоне.

В некоторых случаях принимается метод принуждения, кото­рый направлен на искоренение недостатков. Одно из форм принуждения является наказание, применяя кото­рое, следует соблюдать ряд условий:

— наказание применяется после убеждения спортсмена, что его действия или поступки были не правильными;

— осуждение, порицание и наказание не должны быть резкими и не унижать личность.

2.5. Основные правила воспитания волевых качеств:

1. Помните, что организованность, порядок, дисциплина и известная ученикам программа тренировочного занятия — важнейшая основа его эффективности.

2. Не забывайте о роли эмоционального фона занятий.

3. Чаще проводите групповые занятия.

4. Если есть возможность, приглашайте для совместных занятий более подготовленных спортсменов.

5. Используйте в тренировочных занятиях соревновательный ме­тод, включающий прикидки и соревнования в отдельных упраж­нениях на технику, быстроту, гибкость, силу.

6. С учетом реальных возможностей участников проводите в тре­нировочных занятиях состязания с гандикапом.

7. Возможно шире используйте предметную нацеленность.

8. На очередном занятии давайте ученикам задания превысить достигнутый рубеж в выполнении какого-либо одного упражне­ния.

9. Включайте в занятие хотя бы одно упражнение, выполняемое в более трудных условиях.

10. Не забывайте о сверхсоревновательных упражнениях, в кото­рых создаются требования спортсменам более высокие, чем в со­стязаниях.

11. Раз в 1-2 недели включайте упражнения, требующие некоторо­го риска и создавайте ситуацию для более эффективного проявле­ния смелости и мужества.

12. В подготовительном периоде при выполнении физических упражнений применяйте время от времени метод «до отказа».

13. В определенные дни (1 раз 2-3 недели) соревновательного пе­риода проводите тренировочные занятия, прикидки и внутренние соревнования в условиях, сходных с соревновательными.

14. Изредка проводите прикидки и соревнования лишь с одной попыткой и укороченным временем на подготовку.

15. Проводите тренировочные занятия, прикидки и внутренние соревнования в любую погоду.

16. Активно пользуйтесь той информацией, которую вы получае­те от спортсмена, (субъективные и объективные данные), что се­годня называют обратной связью.

17. В занятиях и беседах соответственно задачам тренировки ча­ще приводите примеры из жизни выдающихся спортсменов.

18. Не помогайте и не подсказывайте ученикам во время соревно­ваний.

19. Не забывайте похвалить учеников за проявленную силу воли, смелость и другие качества. Никогда не упрекайте нерешитель­ных учеников.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1192 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Разные способы