- Типы и способы восприятия информации
- Что такое информация?
- Как воспринимается информация?
- Представление информации
- Способы восприятия информации человеком
- Типы восприятия
- Визуалы
- Аудиалы
- Кинестетики
- Дискреты
- Тип восприятия и обучаемость
- Роль в общении
- Визуалы, аудиалы, дигиталы и кинестетики: типы восприятия информации, диагностика
- Аудиалы
- Визуалы
- Кинестетики
- Дигиталы
- Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности
- Пройдите тест на тип восприятия информации и узнайте кто вы – визуал, аудиал, кинестетик или дигитал?
- Краткая характеристика
- Дискретный тип
- Тестирование
- Тест по психологии по теме: Методика «Аудиал, визуал, кинестетик» | Социальная сеть работников образования
- Визуалы, аудиалы, кинестетики
Типы и способы восприятия информации
Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.
Что такое информация?
Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает «разъяснение», «представление», «ознакомление». Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.
Как воспринимается информация?
Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:
- мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
- речь (возможность назвать объект восприятия);
- чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
- воля (способность человека организовывать процесс восприятия).
Представление информации
По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:
- Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
- Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
- Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
- Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.
Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.
Способы восприятия информации человеком
В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:
- визуальная;
- звуковая;
- тактильная;
- вкусовая;
- обонятельная.
Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.
Типы восприятия
Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:
- Визуалы.
- Аудиалы.
- Кинестетики.
- Дискреты.
Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.
Визуалы
Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.
Аудиалы
Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.
Кинестетики
Осязание, обоняние и вкус играют важную роль в процессе восприятия информации кинестетиками. Они стремятся потрогать, ощупать, попробовать предмет на вкус. Значима для кинестетиков и двигательная активность. В речи таких людей часто встречаются слова, описывающие ощущения («мягкий», «по моим ощущениям», «хватать»). Для ребенка-кинестетика необходим телесный контакт с близкими людьми. Для него важны объятия и поцелуи, удобная одежда, мягкая и чистая постель.
Дискреты
Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей получает знания при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами – визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.
Тип восприятия и обучаемость
Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.
Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.
Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.
Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.
Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации — информатика, например.
Роль в общении
Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с человеком лучше общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.
В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. Тембр голоса должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.
Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.
Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.
Источник
Визуалы, аудиалы, дигиталы и кинестетики: типы восприятия информации, диагностика
12 12 2011 Lucky 10 комментариев
В зависимости от особенностей восприятия и обработки информации, людей можно условно разделить на 3 категории:
- аудиалы,
- визуалы,
- кинестетики.
- Но не смотря на то, что каналов как бы только 3, внутри себя человек воспроизводит и обрабатывает опыт четырьмя способами.
- Добавляется внутренний диалог или дигитальный канал, который работает со словами и числами.
- Условно можно добавить четвёртую категорию:
- Так же надо понимать, что хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически одним каналом, их достаточно мало.
- И если они пользуются только одной системой, то это достаточно ущербно.
Они не воспринимают множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг.
- Это проходит, увы, мимо их сознания.
- Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими каналами восприятия, просто один они предпочитают больше.
- Они проводят в нём больше времени, лучше соображают, и этот способ восприятия для них как бы более важен, чем остальные.
- Но это совершенно не означает, что например, визуал ничего не слышит и не чувствует.
- Это означает только, что зрение для него более важно.
- Наиболее распространенный тип — кинестетики (около 40% населения), за ними идут визуалы (около 30%), далее дигиталы (около 20%) и аудиалы (около 10%).
Аудиалы
- Аудиалы — те люди, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
- Это очень редкий тип людей.
- Они обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью.
- При общении им не обязательно смотреть на собеседника или
прикасаться к нему, главное — слышать его.
- Аудиал буквально расцветает, когда говорит.
- Он может запомнить и воспроизвести любой ваш рассказ до мельчайших подробностей.
Но ни в коем случае нельзя прерывать его, т.к. он может замолчать и более не будет с вами беседовать.
Внешне аудиал может показаться человеком упрямым и надменным.
Но это впечатление обманчиво, аудиалы, как правило, люди очень душевные и внимательные, готовые всегда выслушать и помочь советом.
Мир аудиала – это мир звуков, ритмов и мелодий.
- Для него нет скучных вопросов и закрытых тем.
- Они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах.
- Они только и ищут повод поговорить.
- Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь.
- Из аудиалов получаются отличные психологи, прекрасные музыканты и лектора.
Направление взгляда у аудиалов — по средней линии.
- Поза Аудиала – сидят прямо, но с легким наклоном вперед.
- У аудиалов, как правило, хорошо развитая грудная клетка, потому что они дышат полной грудью.
- Внешне они редко бывают тучными.
- Аудиалы любят диалоги, которые могут слышать и внутри себя и о которых будут рассказывать окружающим.
- Причём содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу.
- А голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие и мелодичные.
- Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (послушайте, обсуждать, громкий, молчаливый, тишина, благозвучный…).
- Аудиалы часто используют выражения типа:
- послушайте, что я скажу,
- рад тебя слышать,
- меня раздражает этот звук,
- звучит заманчиво,
- что значит этот загадочный тон,
- ваша идея звучит замечательно…
- Разговаривая с собеседником, аудиал обычно наклоняет голову так, как будто бы прислушивается и старается находится от собеседника довольно близко, потому что стремится услышать всё и ничего не пропустить.
- Глаза он часто отводит в сторону или опускает вниз.
- Для него не характерно смотреть прямо в глаза собеседника — это его отвлекает, мешает слушать и вызывает напряжение.
- Очень часто, когда он слушает кого-то или что-то, то скрещивает руки на груди.
Аудиал — то, что обсуждал, запоминает, слушая.
- Аудиал легко отвлекается на звуки.
- Аудиалу желательно подарить то, что он с наслаждением будет слушать.
- Аудиалы любят ушами.
Визуалы
Визуалы — это люди, которые «видят» окружающий мир, т.е. воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
- Визуалы – хорошие рассказчики.
- Они могут представить себе картину и описать ее.
- Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний.
- Они так же хорошо всё планируют.
- Талантливо систематизируя работу, эти люди умеют правильно распределять задачи между сотрудниками.
- Они не могут работать без заранее разработанных схем.
- Приступая к работе они чётко должны представлять себе стратегию.
- Они любят наглядные пособия и грамотно оформленные отчёты.
- Если Визуалу что-то объяснять, то желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки и фотографии.
- В крайнем случае, надо показывать руками, какого это размера и где расположено.
- Визуалы сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Им нельзя говорить «нет» и воздействовать на них криком.
- Для Визуалов важно, чтобы всё было КРАСИВО!
- Визуалы готовы надеть что-то эффектное и яркое, даже если оно и неудобное.
- Это не означает, что они являются обладателями неудобной одежды, просто внешний вид для них важнее.
- И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде.
- Казалось бы, какое отношение имеет то, как человек воспринимает окружающий мир, к тому, как он выглядит?
- Однако психология – наука щедрая, а на неожиданности в частности…
- Для Визуалов зрение и слух – это одна система.
- Если они не видят, то как бы и не слышат.
- У визуалов обычно высокий голос, зоркий взгляд, жесты горизонтальны и направлены от себя.
При общении визуал смотрит в глаза и требует этого от собеседника.
Визуалы, как правило, люди — резкие и порывистые.
Разговаривая с собеседником, фиксируют все движения собеседника, его мимику, позы и жесты.
Его принцип: «Он меня не слушает, потому что не смотрит на меня«.
Визуалы очень хорошо чувствуют окружающее их личное пространство, и, если вы вдруг вторгаетесь в него, сразу «закрываются», скрещивая руки и ноги.
- Визуалы не терпят прикосновений и тем более объятий.
- Часто производят впечатление снобов, хотя это далеко не всегда так…
- Сидят обычно прямо, да и стоят тоже.
- А если и сутулятся, то голову задирают вверх.
- Плечи расправлены, грудь — колесом.
- Дыхание осуществляют верхней частью грудной клетки.
- У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх.
- Кроме особенностей поведения, Визуала можно узнать по:
- подтянутой худощавой фигуре,
- прямой осанке,
- тонкой линии губ,
- высокому голосу.
- Их привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания.
- В разговоре держат такую дистанцию, чтобы лучше разглядеть собеседника.
- И поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения или напротив чтобы было лучше видно.
- Визуалы часто используют выражения:
- я вижу,
- посмотри, какая …,
- это выглядит…,
- там видно будет,
- видите ли.
В своей речи Визуал употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, как видите, на первый взгляд, картина, прозрачный, яркий, красочный…).
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито).
- Визуалу шум практически не мешает.
- Визуалу лучше всего дарить украшения и предметы интерьера.
- Визуалы любят глазами.
Кинестетики
- Кинестетики — «чувствуют» окружающий мир и воспринимают большую часть информации через обоняние, осязание,с помощью движений и др.
- Они не умеют скрывать свои чувства и их выдают глаза.
- Поэтому они часто их опускают.
- Ответы на вопросы просты и прямолинейны.
Решения они принимают, опираясь на свои чувства.
- Кинестетики ненавидят неудобную одежду и во всём предпочитают комфорт.
- Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова, и обожают серьёзные дискуссии.
- Они как бы случайно касаются вашей руки во время разговора, убирают
волосы с лица и заботливо интересуются, как вы чувствуете себя у них в гостях.
- При разговоре наклоняются к собеседнику, часто стремятся прикоснуться к нему, поэтому находятся очень близко от него.
В свой внутренний мир они пускают только «избранных».
Кинестетики — люди действия.
Кинестетику необходимо всё пробовать на вкус, трогать, ощущать, двигаться и нюхать.
- Это их способ восприятия мира и по-другому они просто ничего не понимают.
- Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение и действие.
- Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же опробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
- Они не поймут, как сделать что-то, пока не сделают этого сами.
- Планы, мечты и витание в облаках – слова, совершенно им непонятные.
- Кинестетики в буквальном смысле пропускают всё через себя, поэтому тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации.
- Именно поэтому им тяжело сказать «нет«.
- Кинестетики — люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу.
- Тело у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные.
- Кинестетики обычно сидят с наклоном вперёд и часто сутулятся.
- Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.
- Они носят то, что удобно.
- А каков внешний вид – не столь важно.
- Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать.
- В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью.
- Для них «просто рассказ» как бы лишён смысла – с этим надо что — то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать.
- Кинестетики обычно весьма слабо планируют, так как в этой системе нет возможности что — то придумывать.
- Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже.
- Взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие.
- Кинестетики – люди мягкие, склонные к полноте, с розовой кожей.
- По нраву — весёлые и с хорошим чувством юмора.
- Двигаются они плавно и дышат нижним отделом грудной клетки.
- Их речь насыщена выражениями:
- вступить в контакт,
- я чувствую,
- изменить к лучшему,
- улавливать что-либо,
- рука об руку,
- прочная основа,
- управлять собой,
- сохранять спокойствие,
- мы совсем близко подошли к решению проблемы…
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (прикосновение, схватывать, мягкий, теплый, гибкий, хороший нюх…).
Кинестетик помнит общее впечатление.
- Запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.
- Запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память.
- Кинестетику трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно.
Направление взгляда у кинестетиквов — вниз.
Кинестетику лучше всего дарить такой подарок, который будет давать ему приятные ощущения.
Кинестетики любят руками.
Дигиталы
- Дигиталы — восприятие информации у них происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков и логических доводов.
- Это весьма своеобразный тип людей.
- Дигиталы — более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность.
Как сказал один мальчуган: Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.
- Дигитальный канал отвечает за контроль речи.
- Дигиталы, как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.
- Для дигиталов написанное или проговорённое как бы является реальностью.
- Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для дигиталов весь опыт состоит из слов.
- Если послушать внутренние монологи дигиталов (монологи ли?), то там будет что-то вроде:
- наверно, я сам сделал что-то не то?
- ну почему он назвал меня …?
- или я ошибся?
- в следующий раз я ему отвечу…
- Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию.
- Слова переходят только в слова, и всё возвращается к исходной точке.
- У Дигиталов поза зажатая и прямая.
- Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации.
- Дигиталы говорят достаточно монотонно – интонации им не нужны, и они их воспринимают с трудом.
- Дистанцию держат отдаленную, смотрят либо в лоб собеседнику, либо поверх головы.
Дистанция, полный контроль, ничего лишнего…
Не любят прикосновений.
Дигиталы не сочувствуют, они понимают.
- Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, плотные (хотя обычно и поджатые) губы…
- Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков.
Если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них — это уйти в рассуждения.
- И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
- Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте.
- За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал.
- Дигитал обрадуется подаркам с функциональным значением.
- Не всегда аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы могут хорошо понять друг друга.
- Это происходит именно из-за различий в их преобладающей системе восприятия.
Поняв, кто перед тобой — легче общаться…
И в свете сказанного очень важно общаться с человеком на «его языке»:
- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, высоту, паузу), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму и местоположение, выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания, записывая действия, используя схемы, таблицы и наглядные пособия;
- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов, вспоминая, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти.
А вообще, психологами доказано, что ненавязчивые, «случайные» прикосновения во время дружеской беседы способствуют гораздо более приятным воспоминаниям об этом общении позднее.
Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности
Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.А какие органы чувств скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других. У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?
- Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят.
- Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются.
- Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят.
- Дискрет (дигитальное восприятие) — по тому, что подсказывает логика.
(Кто такие дискреты — смотрите далее)
Шкала, по которой испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему (ведущий тип восприятия). Уровни ведущего типа восприятия:
- 13-16 баллов – высокий;
- 8-12 баллов – средний;
- 0-7 баллов – низкий.
Для аудиалов огромное значение имеет всё, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. Даже когда они читают про себя, у них шевелятся губы, что вовсе не означает их малограмотность, просто аудиалам так удобнее. Они очень часто говорят вслух сами с собой, да и с другими делают это с явным удовольствием.
В общении они предпочитают находиться поближе к собеседнику, чтобы лучше слышать его, но при этом не любят смотреть в лицо, и особенно в глаза. К словам вообще и к похвале в особенности аудиалы весьма чувствительны.
Естественно, лучше всех остальных они распознают оттенки интонаций и тембр голоса собеседника, а в речи используют много слуховых метафор: «перестань скрипеть»; «я услышал твою проблему», «не выношу таких громких мелодий».
К внешности, обстановке в доме, виду и вкусу еды они достаточно равнодушны, но зато красивый голос может тронуть их до самого сердца. А бубнящий звук включенного телевизора за стеной может довести до белого каления. Аудиалы часто становятся музыкантами, певцами, из них получаются прекрасные лекторы и психологи.
Визуалы моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок. Действительно, при обработке информации они сразу превращают слуховые и прочие сигналы в зрительные образы, которые, собственно, и запоминают.
Считается, что зрительная память у таких людей развита намного лучше, чем у всех остальных, что неудивительно – ведь именно ею они пользуются чаше всего.
Определить при общении, что вы имеете дело с визуалом, очень легко, так как в речи он часто использует весьма характерные зрительные метафоры, например: «я хорошо вижу эту проблему»; «я смотрю на этот вопрос шире»; «это, конечно, проясняет всё дело» – и так далее.
В комнате визуал постарается занять такое место, с которого ему будет всех и все хорошо видно: особенно для него важно, чтобы в поле его зрения оказалась дверь. Также они любят садиться у окна, особенно если из него открывается красивый вид. Для них огромное значение имеет внешний вид, причём и свой, и чужой. Они тщательно продумывают интерьер своего жилища, а вид пищи иногда значит для них больше, чем её вкус. Этот тип личности не может говорить, если собеседник от него отвернулся, ему обязательно «участие в беседе». Визуалы любят привлекать к себе внимание, и именно про них можно сказать – «встречает по одежке». Визуалы не любят, когда до них дотрагиваются, когда нарушают их личное пространство и влезают в зону комфорта. Подавляющее число художников, дизайнеров относятся к визуалам.
Кинестетики – это люди, все жизненные события переводящие на язык телесных ощущений, вкуса, осязания и обоняния. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. Они слушают свои внутренние ощущения, подчиняются им и часто поступают безошибочно.
Для кинестетиков крайне важны прикосновения, так что дистанция при общении у них минимальная – им все хочется потрогать, в том числе и собеседника. Если собеседник при разговоре крутит вашу пуговицу и то и дело прикасается к вашему плечу, не удивляйтесь и не злитесь – просто он кинестетик.
Людей этого типа можно узнать и по весьма характерной манере говорить, например, «когда я вижу этого человека, у меня мурашки бегут по коже», «атмосфера в квартире невыносимая», «её слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на тёплый дождь». Вообще же любимое слово кинестетика – чувствую, его они употребляют к месту и не к месту.
Кинестетики обожают всё, что даёт им сильные телесные ощущения – спорт, танцы и т.п. Что же касается профессиональных предпочтений, то кинестетиков много среди циркачей, танцоров, массажистов.
Дигитал (он же дискрет) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность.
В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам.
Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых.
В их лексиконе часто встречаются выражения: «где тут логика?», ‘надо проанализировать ситуацию’, ‘итак, методом исключения мы выясняем…» Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.
Отличительные признаки | Аудиальный тип |
Способ получения информации | Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками |
Восприятие окружающего мира | Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей |
На что обращают внимание при общении с людьми | На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова |
Речь | Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди |
Движения глаз | Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему |
Память | Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки |
Отличительные признаки | Визуальный тип |
Способ получения информации | Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия |
Восприятие окружающего мира | Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка |
На что обращают внимание при общении с людьми | На лицо человека, его одежду и внешность |
Речь | Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей |
Движения глаз | Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза |
Память | Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде |
Отличительные признаки | Кинестетический тип |
Способ получения информации | Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении |
Восприятие окружающего мира | Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться |
На что обращают внимание при общении с людьми | На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается |
Речь | Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику |
Движения глаз | Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону |
Память | Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты |
Неформальный вариант теста
Если у вашего знакомого или у вас нет возможности или времени пройти тест С Ефремцева, то вы можете определить основной канал восприятия следующим образом. Спросите его (или себя), как бы он (вы) хотел(и) провести отпуск (абстрактный отпуск, «отпуск мечты»).А теперь проследите, в какую сторону он (вы) отвели глаза, прежде чем сформулировали ответ.
В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).1. Если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал.2.
Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик. 3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.Для точности постарайтесь найти ответы на большее количество вопросов. Они могут быть любыми, например: «Как вы хотели бы отметить Новый год?», «Какие планы на ближайшие выходные?», «Вспомнить самое приятное событие за последний месяц» и т.д.Чтобы определиться окончательно, то внимательно проанализируйте ответы на заданные вопросы. Например, если на вопрос: «Где лучше провести отпуск?», человек при ответе использует следующие эпитеты:1. Лазурное море, желтый песок, вид на горы из окна, яркое солнце, загорелые девушки в купальниках и другие зрительные образы, то вероятно человек – визуал. 2. Теплый бриз, запах моря, горячий песок, жар на теле от загара, расслабление, спа-отель и т.д., то, скорее всего, человек – кинестетик. 3. Шум волн, тишина на рассвете, крик чаек, зажигательная музыка, свист ветра и т.д., то человек – аудиал.Визуалам крайне сложно запомнить информацию на слух, а кинестетик вряд ли сможет оценить вашу новую прическу (оценит визуал), а вот парфюм или умение делать массаж – запросто!
Аудиал/кинестетик обращаясь к визуалу для лучшего донесения информации могут сказать что-то типа: «Для меня твоё словесно/тактильное молчание, как для тебя чёрная комната, непроглядная темнота, где ничего не видно».
Пройдите тест на тип восприятия информации и узнайте кто вы – визуал, аудиал, кинестетик или дигитал?
Психология, как наука, так определяет восприятие (перцепцию): чувственное познание предметов окружающего мира с помощью анализаторов.
Различают такие виды (в зависимости от того, какой тип анализатора является доминирующим на данной стадии познания):
- зрительное;
- слуховое;
- осязательное;
- вкусовое;
- обонятельное.
Восприятие также подразумевает кинестезические ощущения, которые задействованы при осязательном познании, а также в зрительном (при движении глаз), вкусовом (движении языка), слуховом (движении артикуляционного аппарата) и обонятельном (двигательной работе органов дыхания).
В психологии принято разделять восприятие на непроизвольное и произвольное. В первом случае познание предмета осуществляется под воздействием внешних обстоятельств, а человек не руководствуется заданными целями.
Произвольное восприятие активно – оно изначально происходит под регулировкой определенной цели (воспринять объект).
Этот тип перцепции может выступать в виде самостоятельной деятельности, которая определена целью проследить явление, установить свойства объекта.
Перцептивный процесс проходит несколько определенных стадий. Вначале происходит получение информации из внешнего мира, после чего – ее переработка, а далее складывается представление об объекте/ явлении, которое становится основой для дальнейшего действия человека.
Эти этапы едины для всех людей, однако психология установила, что они носят субъективный характер: на заключительной стадии процесса любой человек обнаруживает собственную информацию, которая разнится с таковой у других людей. Часто это может зависеть от того, какой ведущий канал задействован в процессе перцепции – то есть тот канал, с помощью которого определенный индивид лучше всего воспринимает большую часть информации. Различают три типа:
- визуальный – при котором информация представляется в виде комплекса зрительных образов;
- аудиальный – в виде комплекса звуков;
- кинестетический – комплекса ощущений (вкусовые, осязательные, обонятельные).
Каждый канал обладает определенными свойствами. Наиболее быстрым является визуальный, менее – аудиальный, самым медленным – кинестетический. В зависимости от того, какой тип восприятия преобладает, реципиент информации может выступать как визуал, аудиал, кинестетик.
Краткая характеристика
- Визуалы в процессе перцепции предпочитают опираться на зрительные образы.
Это люди, которые придают большое значение внешности и выражении лица человека, любят пристально смотреть в глаза собеседника.
Этот тип восприятия, если он преобладает, обусловливает у визуала речевые особенности: такой человек быстро говорит («тараторит»), часто на высоких тонах. Для того чтобы определить, визуал ты (или твой друг) или нет, можно провести простой тест: нужно вспомнить, какая характеристика дается проблемам, явлениям, вещам.
Типичными фразами являются такие: «Это выглядит не очень хорошо», «Это как посмотреть», «Посмотри, какое сегодня яркое солнце» и т. д.
- Аудиалы легче всего воспринимают информацию с помощью слуховых органов.
Они быстро и прочно запоминают разговоры, лекции и редко переспрашивают вопрос, так как хорошо его понимают с первого раза. Аудиал любит поддерживать беседы, его голос при этом становится чистым, выразительным, а голова часто наклонена набок (впечатление, что человек прислушивается к чему-то).
Иногда можно заметить, что он разговаривает сам с собой: повторяет только что услышанное, проговаривает свои задачи. Это необязательно происходит громко – часто можно увидеть только шевеление губ.
Быстрый тест на то, являешься ли ты аудиалом: использование фраз «Это звучит интересно», «Мне приятно вас слушать», «Прозвучало угрожающе», «Мне нравится ваш голос», «Я слушал, затаив дыхание».
- Кинестетики большое значение придают чувствительному опыту.
Они лучше остальных могут запомнить запахи, стремятся к тактильному контакту и эмоциональному подкреплению. Этих людей можно узнать по движениям – нерезким, спокойным, плавным. Часто кинестетик не смотрит на человека, с которым разговаривает, но может дотрагиваться до него.
Как правило, его голос низкой тональности, а сам он говорит медленно.
Тест, позволяющий определить являешься ли ты или собеседник кинестетиком, – это частое использование фраз «Я так чувствую», «Это затрагивает мои мысли», «Это меня не касается», «Только почувствую, как это», «Не трогай меня».
Дискретный тип
Психология также описывает такого человека, как дигитал. Это не вполне традиционное разделение, так как в этом случае не задействован традиционный канал восприятия (анализатор). Но такой индивид старается воспринимать информацию на уровне логики. Каждую минуту дигитал может анализировать реальность и соотносить с опытом и знаниями.
Некоторые исследователи полагают, что этот человек может легко становиться манипулятором. Часто стандартный тест, который определяет ведущий тип перцепции, у дигитала не дает однозначного результата. Тем не менее, заподозрить его можно по таким фразам: «Почему мы делаем это вот так?», «Правильно ли я понимаю.
», «Так будет логичнее», «Как вы это обоснуете?».
Если ты хочешь обратить внимание дигитала, то следует говорить с ним его же языком: «Давайте предположим, что…», «Ваше мнение мне помогло справиться с…», «Давайте это проанализируем»
Тестирование
Тест-онлайн на определение ведущего типа восприятия предполагает прохождение 13 вопросов, при ответе на которые нужно выбрать одно из четырех утверждений.
Тест по психологии по теме: Методика «Аудиал, визуал, кинестетик» | Социальная сеть работников образования
Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)
Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.
А какие органы чувств скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.
У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения.
Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам.
Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?
— Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят.- Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются.- Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят.- Дискрет (дигитальное восприятие) — по тому, что подсказывает логика.
- (Кто такие дискреты — смотрите далее).
- Тест аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):
- Инструкция к тесту.
Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если Вы согласны с данным утверждением, и знак «-«, если не согласны.
Тестовый материал (вопросы).
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами. 2. Часто напеваю себе потихоньку. 3. Не признаю моду, которая неудобна. 4. Люблю ходить в сауну. 5. В автомашине цвет для меня имеет значение. 6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение. 7. Меня развлекает подражание диалектам. 8. Внешнему виду придаю серьезное значение. 9. Мне нравится принимать массаж. 10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми. 11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением. 12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней. 13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое. 14. Люблю читать во время еды. 15. Люблю поговорить по телефону. 16. У меня есть склонность к полноте. 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому. 18. После плохого дня мой организм в напряжении. 19. Охотно и много фотографирую. 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые. 21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь. 22. Вечером люблю принять горячую ванну. 23. Стараюсь записывать свои личные дела. 24. Часто разговариваю с собой. 25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя. 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке. 27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим. 28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться. 29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука. 30. Мне нелегко найти удобную обувь. 31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы. 32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел. 33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику. 34. Люблю слушать, когда говорят. 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать. 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть. 37. У меня неплохая стереоаппаратура. 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой. 39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры. 40. Не выношу беспорядок. 41. Не люблю синтетических тканей. 42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения. 43. Часто хожу на концерты. 44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности. 45. Охотно посещаю галереи и выставки. 46. Серьезная дискуссия – это интересно. 47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.
Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.
• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. • Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
• 13 и более – высокий; • 8-12 – средний;
• 7 и менее – низкий.
Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов «да» («+»). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.
Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”.
Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова.
Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.
Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.
Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.
Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами.
Дигитал (он же дискрет) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность.
В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам.
Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимыСреди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых.
В их лексиконе часто встречаются выражения: «где тут логика?», ‘надо проанализировать ситуацию’, ‘итак, методом исключения мы выясняем…» Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.
Отличительные признаки | Визуальный тип |
Способ получения информации | Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия |
Восприятие окружающего мира | Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка |
На что обращают внимание при общении с людьми | На лицо человека, его одежду и внешность |
Речь | Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей |
Движения глаз | Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза |
Память | Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде |
Отличительные признаки | Аудиальный тип |
Способ получения информации | Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками |
Восприятие окружающего мира | Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей |
На что обращают внимание при общении с людьми | На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова |
Речь | Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди |
Движения глаз | Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему |
Память | Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки |
Отличительные признаки | Кинестетический тип |
Способ получения информации | Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении |
Восприятие окружающего мира | Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться |
На что обращают внимание при общении с людьми | На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается |
Речь | Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику |
Движения глаз | Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону |
Память | Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты |
Визуалы, аудиалы, кинестетики
- В статье собраны основные теоретические данные по восприятию и трем основным типам восприятия: визуальный тип, аудиальный и кинестетический.
- Ключевые слова: восприятие, органы чувств, визуалы, аудиалы, кинестетики.
- Индивидуальные особенности восприятия и обработки информации последнее время вызывают повышенный интерес у разных людей.
- Известно, что с рождения, почти все люди обладают пятью основными органами чувств: слухом, зрением, осязаниям, обонянием, вкусом.
- Среди этих пяти, выделяют три самых важных:
- ‒ слух,
- ‒ зрение,
- ‒ осязание.
- Данным органам чувств дали названия, слух — это аудиальный способ восприятия, зрение — визуальный, а осязание — кинестетический.
- Прежде, чем перейти к описанию визуалов, аудиалов и кинестетиков, стоит ознакомиться с некоторыми моментами из истории развития знания о восприятии, в общем.
О различных способах восприятия мира, стали говорить с давних времен.
Считается, что все началось с философов у которых появились мысли об особенностях восприятия того или иного человека, произошло это примерно с 6го века до н. э.
В будущем тема восприятия все больше заинтересовывала философов, ученых, психологов, социологов и т. д. Различными видами восприятия, занимались такие известные личности, как: Выготский Л. С., Кравков С. В., Люшер М., Вертгеймер М, Осгуд Ч., Лурия А. Р., Дружинина В. Н., Рубинштейн С. П., Майерс Д. Э. и многие другие.
- Расцвет изучения восприятия пришелся на 19–20 век и неспроста, в данный период активно стала развиваться социальная психология, исследователи стали проводить различные эксперименты, стали создавать тесты, цель которых заключалась в выявлении различий в восприятии у людей.
- Что же такое восприятие?
- Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств.
- Существует не один подход к изучению восприятия. В развитие восприятия свой вклад вложили, например, следующие подходы:
- Структуралистский — сторонники данного подхода воспринимали восприятие, как комбинацию отдельных ощущений, которые можно разложить на простейшие, индивидуальные элементы.
- Гештальт-психология выступала за то, что восприятие — это только целостный механизм.
Конструктивистский подход, обращал внимание на активную роль наблюдателя в процессе восприятия. Восприятие, это не просто констатация самого факта воздействия раздражителя. Идея была основана на том, что воспринимаемое в любой момент представляет собой ментальную конструкцию, основанную на наших познавательных стратегиях, нашем прошлом опыте, пристрастиях, ожиданиях, мотивации, внимании.
Экологический подход, данный подход был разработан Джеймсом Дж. Гибсоном и относится к зрительному восприятию.
Он сделал предположение о том, что внутренние мыслительные процессы играют в зрительном восприятии небольшую роль, либо вовсе в нем не участвуют.
Зрительный образ, который видит человек, содержит в себе всю необходимую информацию, поэтому нет необходимости ни в каком-либо посредничестве, ни в его дополнительной обработке.
Информационный подход — основан на точном анализе визуального восприятия, ориентированном на применение математики и базирующемся преимущественно на компьютерных имитациях и искусственном интеллекте.
Окружающая среда снабжает всей информацией, необходимой для восприятия, но также предполагается, что есть характеристики, например, как форма или очертания которые требуют дополнительной обработки получаемой информации.
Нейрофизиологический подход — восприятие может восприниматься только с позиций нейрофизиологии.
Остановимся на этих подходах, они являются самыми основными.
Вернемся к визуалам, аудиалам и кенестетикам.
У каждого человека преобладает, какой-то один из этих способов восприятия, конечно, может идти и совмещение, но даже в таком случае, обычно человек говорит, что таким-то способом мне легче воспринимать внешний мир.
Идеально, когда сам человек может переключаться с одного способа на другой, на лекции использует аудиальный тип восприятия, при рисовании визуальный, а при подборе ниток для вязания мягкого пледа, кинестетический.
Разберем подробнее в чем особенности, того или иного типа.
‒ Визуальный тип восприятия
Эти люди воспринимают мир чаще всего через глаза. Конечно, это не значит, что они не воспринимают информацию через другие органы восприятия, просто для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются.
Они легко составляют рассказ по картинке или описывают, что увидели. Обычно они прекрасно умеют всё систематизировать. Для работы им нужны отработанные схемы и алгоритмы, без этого им сложно включиться в рабочий процесс.
Наглядность для них это все.
‒ Аудиальный тип восприятия
Придают большое значение словам, музыке и вообще любым звукам, которые несут для них положительное или отрицательное. Чаще всего они обладают красноречивостью, хорошей памятью и острым слухом. Для разговора им не нужно видеть человека, главное ля них это слышать. Такие люди любят поговорить. Им сложно сосредоточиться в шумных местах.
‒ Кинестетический тип восприятия
Люди с таким типом восприятия познают мир на ощупь, например им не важно, как выглядит, какая-либо вещь, им важно, чтобы она была удобной и приятной на ощупь. Они ценят прикосновения и дружеские объятия.
Такие люди достаточно чувствительны, но не каждому они откроют свой внутренний мир. Им легко все воспринимать на ощупь, вкус и даже запах. Им так же важна практика, если они хотят, что-то понять.
Если аудиал может прослушать лекцию и все понять, а визуал прочитать или посмотреть схемы и разобраться во всем, то кинестетикам важно все опробовать на практике.
- Тип восприятия можно выявить не одним способом, для этого созданы различные тесты, но даже без тестов можно определить с каким типом восприятия тот или иной человек.
- Частенько люди употребляют определенные слова и фразы, которые стали относить к тому или иному типу восприятия, например:
- Визуал: Я вижу, что; видите ли; а давайте рассмотрим; видно, что и другие фразы, которые связаны со зрительным восприятием.
- Аудиал: Я вас слушаю; звучит заманчиво; я хочу вам сказать; это звучит как; давайте обсудим это и многие другие фразы, связанные со слуховой деятельностью
- Кинестетик: Я чувствую что; не давите на меня; дело движется; холодает и другие, главное, что фразы связаны с чувствами и телесными ощущениями
- Невербальные признаки, так же могут выдать человека с тем или иным типом восприятия, например:
Взгляд у визуалов при общении направлен вверх, они смотрят на собеседника, отмечая детали лица и положение тела, для этого они становятся подальше, чтобы иметь хороший обзор. Почти всегда свои речи сопровождают активной жестикуляцией.
Аудиалы смотрят перед собой, при разговоре любят наклонить голову вбок, чтобы лучше слышать.
Кинестетики любят поближе подходить к человеку, прикоснуться к своему собеседнику, чаще всего при разговоре они смотрят вниз.Нет никакой активной жестикуляции, только плавные и размеренные движения.
В последнее время стали выделять еще одну группу людей с типом восприятия, который основан на логике, это дигиталы или дискреты. Такие люди воспринимают, прежде всего, логику. Им важно все систематизировать, добраться до самой сути, разобрать все на молекулы, а потом на атомы.
Им не важна картинка, а также звук, им не важно, как это на ощупь. Для них важнее, получить отчего-либо информацию, такую, как: что это может дать или в чем цель существования того или этого. Частенько они произносят такие фразы, как: следовательно; логично; интересно, а что если…; правильно ли я понимаю, что…
; насколько это обоснованно; зачем мы это делаем; а почему именно так.
Еще раз стоит повторить, что люди не обладают только одним типом восприятия, в человеке всегда есть все, просто, какими-то ему легко пользоваться, а какими-то нет. Существуют различные способы, которые помогают развить все три основных вида восприятия, чтобы в будущем человек мог легко переключаться с одного на другой.
Считается, что легче всего развить все три канала восприятия через творчество, например:
‒ Визуалу, изначально можно вспомнить, какой-нибудь предмет, например картину Пабло Пикассо «Натюрморт с фруктами», далее хорошо представить и попробовать рассказать о ней, как расположены предметы, какие цвета и оттенки использует художник, говорить сначала медленно, потом быстро, менять интонацию, тем самым развивается аудиальный канал. Для развития кинестетического типа восприятия, нужно не просто рассказать, а представить, какие фрукты на ощупь, на вкус, какая поверхность у графина гладкая или шероховатая.
‒ Аудиулу, лучше сначала рассказать о картине, рассказать, какие предметы, какие они на ощупь, вкус, а потом все это изобразить.
‒ Кинестетику будет легче начать с развития визуального канала восприятия, например, нарисовать картину, а потом рассказать о ней.
Основные термины (генерируются автоматически): тип восприятия, восприятие, зрительное восприятие, способ восприятия, подход, ощупь, орган чувств, кинестетический тип восприятия, дополнительная обработка, фраза.
Источник