Рисование с натуры методом визирования
Изображая те или иные объекты в перспективе, художник должен соблюдать пропорции между частями предмета, а также между самим объектом и его окружением. Без соблюдения пропорций не удастся никакой рисунок, будь то интерьер помещения, фигура человека или пейзаж. В данном случае эстетика и эмоциональная составляющая художественного творчества регламентируется точной наукой.
Сегодня, как и многие столетия в прошлом, художники пользуются всевозможными вспомогательными средствами, чтобы получить более точное изображение. Знаменитые мастера прошлого старались проверить «гармонию алгеброй», хотя математика в античные времена и в эпоху Возрождения не отличалась сугубой сухостью и абстрактностью.
Когда мы любуемся прекрасными произведениями искусства, к примеру, античными скульптурами или храмами, полотнами Рафаэля или Леонардо да Винчи, нас завораживает изумительная гармония, свойственная этим работам, которую специалисты определяют как пропорциональность целого изображения и его деталей. Термин «пропорция» переводится с латыни как «соразмерность» или «соотношение». Сравнивая объекты или части объектов, мы говорим, что одни из них длиннее или короче, выше или ниже и прочее.
Определяя соотношения между предметами или элементами одного объекта, мы устанавливаем их пропорции, то есть размерные соотношения частей или объектов между собой.
Приглашаем в Центр художественной подготовки
Художественная подготовка школьников Программы по основам рисунка и живописи, подготовка к вступительным экзаменам
Пропорция служит гармонизации формы художественного изображения, пропорциональность является эстетическим качеством. Красота формы зависит от соразмерности ее частей. Определение пропорций происходит методом сравнения.
Для рисунка с натуры очень важна композиция (взаимное расположение предметов и их деталей), а также сквозное построение изображаемых объектов. С учетом размеров листа и масштаба изображения, объекты рисуют либо в натуральную величину, либо чуть меньше (больше). Чтобы разместить предмет или несколько предметов в композицию, важно определить его габариты, то есть самые крайние точки объекта. Для точного определения пропорций одного предмета или всего натюрморта и применяется метод визирования.
Чтобы правильно анализировать расстояния и пропорции, художник должен занять определенную позицию. Каждый раз, проводя измерения, необходимо принять такое же положение. Когда художник рисует, стоя перед мольбертом, следует отметить на полу расположение обеих ног. Когда он создает картину, сидя на стуле, надо указать на полу положение ножек стула.
Проводя измерения, карандаш надо держать в вытянутой руке вертикально, если измеряете высоту, или горизонтально, если проводите замеры ширины. Закрывая один глаз, держите карандаш таким образом, чтобы его было видно на фоне измеряемого объекта.
Перемещая большой палец по карандашу, отмечайте точку в конце измеряемого отрезка, которая совпадает зрительно с одним из элементов предмета. Этот элемент потом «откладывайте» зрительно столько раз, сколько он сможет «уложиться» по высоте или ширине всего объекта.
Источник
«Рисунок геометрических тел и предметов быта. Понятие «пропор¬ции», «силуэт». Способы визирования»
Тема: «Рисунок геометрических тел и предметов быта. Понятие «пропорции», «силуэт». Способы визирования»
I . Организационный момент.
Подготовка рабочего места.
II . Актуализация знаний учащихся.
Беседа по вопросам и обобщение ответов.
III . Объяснение нового материала.
Объяснение понятий «пропорции», «силуэт».
Знакомство с способом визирования карандашом.
Просмотр мультимедийных материалов.
IV . Практическая работа.
силуэтные зарисовки предметов простой формы.
V . Подведение итогов урока.
VI . Уборка рабочих мест.
Тема урока: Рисунок геометрических тел и предметов быта. Понятие «пропорции», «силуэт». Способы визирования.
Тип урока : комбинированный.
Цель урока: дать понятие пропорции и силуэт предметов, научить визировать при помощи карандаша.
1). Познакомить учащихся с понятием «пропорция» «силуэт», «визирование».
2). Закрепить знания о композиции в рисунке.
3). Познакомить учащихся со способами визирования.
4). Научить выполнять силуэтные зарисовки предметов простой формы.
5). Научить применять имеющиеся знания на практике.
1). Воспитывать интерес и положительное отношение к знаниям .
2). Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту, умение замечать особенности различных предметов.
3). Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
4). Воспитывать дисциплинированность и самостоятельность.
5). Воспитывать желание и умение доводить начатую работу до конца.
1). Развивать художественно-творческие способности учащихся, умение творчески подходить к решению поставленных задач .
2). Развивать мыслительные операции, память и внимание учащихся.
3). Развивать сенсорные качества, точность при выполнении работы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа и рассказ, практическая работа учащихся.
Материалы: схемы и плакаты по теме, бумага Ф А4, карандаш, ластик.
Форма урока: групповая.
Для проведения открытого урока проведена подготовительная работа:
Изготовлен плакат «Способы визирование карандашом».
I . Организационный момент.
Подготовка рабочего места.
Подготовка учащихся к уроку. Приветствие.
Сообщение темы урока и его цели.
II . Актуализация знаний учащихся.
Беседа по вопросам и обобщение ответов.
Правила поведения на занятиях.
Дать ответы на вопросы «Что такое композиция в рисунке», «какие геометрические тела вы знаете?».
На какие моменты следует обратить внимание для удачного размещения рисунка на листе? (необходимо мысленно уравновесить массу изображаемой натуры с форматом листа; определить геометрический центр формата листа – для этого соединить по диагонали противоположные углы листа или разделить его пополам по горизонтали и вертикали. Геометрический центр является ориентиром для размещения рисунка на листе; рисунок располагаем на листе так, чтобы внизу оставалось больше места, чем вверху. Однако при рисовании предметов, стоящих на горизонтальной плоскости стола или пола для придания им большей тяжести и весомости, рисунок целесообразнее сместить немного вниз; при рисовании группы предметов, например натюрморта, необходимо найти его композиционный центр – тот предмет, часть предмета или группу предметов, которые первыми бросаются в глаза. В натюрморте всегда один из предметов является главным, а остальные – второстепенными; не обязательно добиваться совпадения геометрического и композиционного центров.
III . Объяснение нового материала.
Пропорциями (от лат. proportio – соотношение, соразмерность) называются соотношения величин частей художественного произведения между собой, а также соотношение каждой отдельной части с произведением в целом.
Слово «пропорция» ввел в употребление еще в I в. до н.э. древнеримский оратор Цицерон, который перевел на латинский язык платоновский термин «аналогия», означающий буквально «соотношение».
Чувство пропорции является одним из основных в процессе рисования, а умение применять его во многом определяет успешность дела. Например, чтобы нарисовать натюрморт, состоящий из нескольких предметов быта, необходимо определить, как они соотносятся между собой по размерам: высоте, ширине, объему, массе.
Установив пропорциональные соотношения между предметами, необходимо перейти к выявлению соразмерностей частей формы отдельно взятого предмета. Таким образом, устанавливая соотношения между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выявляем их пропорциональные характеристики. Отсюда можно сделать вывод, что в основе создания пропорций лежит метод сравнения.
Грамотный рисунок — это, прежде всего изображение пропорций предмета. Но это не значит, что предмет надо непременно рисовать в натуральную величину. Это невозможно, если принять во внимание наше зрительное восприятие, и не нужно, если учитывать расстояние от вашего места до натуры. Иное дело, что размеры предмета выдержаны в пропорциях, а также по отношению к окружающей среде и в любом уменьшенном виде выглядят правдиво. Следовательно, здесь все зависит от выбранного вами масштаба изображения. Это касается также и установления размеров отдельных частей предмета по отношению к общим массам.
Таким образом, выдержать пропорции в рисунке — значит добиться соотношения величин всех частей предмета к целому в пределах формата и выбранного масштаба изображения.
Силуэт ( фр. Silhouette, по имени фр. Министра де Силуэта, на которого была нарисована карикатура в виде теневого профиля):
1) очертание, абрис предмета;
2) одноцветное плоскостное изображение любого объекта (темного на светлом фоне, светлого на темном).
Силуэт — плоскостное однотонное изображение
При изображении в ваших силуэтных или линейных рисунках особое внимание следует уделить пропорциям. В силуэтном рисунке не может быть случайностей, он лаконичный, выразительный. С его помощью можно делать реалистические и декоративные изображения.
В практике рисования точность определения пропорций способствует выразительности рисунка.
В изобразительной деятельности существует известный метод определения пропорции, называемый методом визирования. , например, карандаша . В этом случае карандаш держат в пальцах Метод визирования основан на пропорциональном делении отрезков прямых, находящихся в пространстве. Заключается в использовании предмета-посредника для определения относительных размеров объекта на горизонтально вытянутой руке между глазом и натурой. Карандаш может наклоняться вправо или влево, в зависимости от положения измеряемого объекта, но он обязательно должен быть строго перпендикулярен главному лучу зрения. Перемещая карандаш вдоль осей и линий формы, отмечают на нем (прищурив один глаз) искомые величины ногтем большого пальца.
Формы всех сложных и разнообразных предметов окружающего мира могут быть представлены совокупностью простых геометрических тел. На обобщении сложной формы и приведении ее к сочетанию простых форм основана система выполнения последовательного линейно-конструктивного рисунка, отличающегося от срисовывания.
Обучение изображению сложных форм начинается с рисования простых геометрических тел. Гипсовые геометрические тела обладают ясной конструкцией, и на их примере легче усваивать законы перспективного построения.
Рисование куба. Поставим куб ниже линии горизонта и в угловом положении относительно картинной плоскости. Причем одна боковая грань будет нам видна больше, а другая — меньше.
Рассмотрим куб и определим его размеры и основные пропорции. Чтобы построить перспективу составляющих куб плоскостей, надо начинать рисовать с ближайшего плана, т.е. с ближайшего вертикального ребра. Высота ребра будет являться масштабом для нахождения всех других размеров.
От верхнего и нижнего концов вертикального ребра проводим направление верхних и нижних ребер боковых граней, предварительно определив углы наклона этих ребер в натуре.
Учитывая, что куб расположен ниже линии горизонта, угол наклона нижних горизонтальных ребер будет больше, чем верхних, причем у большей видимой вертикальной грани угол наклона уходящих вглубь ребер будет меньше, а у меньшей грани — больше.
Затем намечаем видимую величину вертикальных граней. Для этого проводим два крайних вертикальных ребра в соответствии с пропорциональными отношениями размеров граней. Следующим этапом будет построение верхнего и нижнего оснований куба, причем ширина верхнего основания будет уже, а нижнего – шире. Линии видимого и невидимого контура отличаются по толщине. Ближайший план следует акцентировать нажимом на карандаш.
Рисование шара. Проводим две взаимно перпендикулярные осевые линии. На них намечаем величину диаметра окружности шара. Строим окружность.
Рисование цилиндра. Расположим цилиндр вертикально и также ниже линии горизонта. Определим размеры и основные пропорции цилиндра (высоту и ширину).
Проводим вертикальную осевую линию и на ней намечаем высоту цилиндра, диаметры верхнего и нижнего оснований. Прорисовываем овалы верхнего и нижнего оснований с учетом перспективного сокращения. Соединяем овалы вертикальными линиями.
IV . Практическая работа.
А теперь мы берем бумагу и простой карандаш и приступаем к силуэтному рисованию предметов простой формы. У нас это ваза, кружка, кастрюля, ведро.
Что нужно сделать в начале? (определить пропорции).
Какой метод нам в этом поможет? (способ визирования карандашом).
Задание: на листе выполнить силуэтные зарисовки предложенных предметов простой формы. Выполнить заливку силуэтов предметов черной акварелью или тушью.
V . Подведение итогов урока.
А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось (рисунки выставляются на мольберты). Похожи наши силуэтные изображения на натуру?
Источник
Методическая разработка урока по рисунку «Всё имеет своё строение»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
города Саранска Республики Мордовия
Методическая разработка урока по рисунку
«Всё имеет своё строение»
(Построение геометрических фигур)
педагог изобразительного искусства
Калиниченко Татьяна Александровна
Тема: «Всё имеет своё строение» (Построение геометрических фигур)
Цель: научить строить геометрические фигуры
Задачи:
— познакомить с понятиями «пропорции», «конструкция», «метод визирования».
— научить расположить (закомпоновать) правильно фигуры в листе;
— научить правильно использовать метод визирования для проверки пропорций;
— закрепить навыки работы графитным карандашом.
Оборудование для учителя:
— доска, наглядные иллюстрации с рисунками, таблицы построения геометрических фигур, презентация.
Оборудование для учащихся:
— мольберт, бумага (А-3), простые карандаши разной твёрдости, ластик.
Форма проведения урока : беседа, творческие задания, самостоятельная работа.
Выполнение построения геометрических фигур.
— Сообщение темы урока
— Объяснение нового материала
— Самостоятельная работа учащихся.
Рисунок — это высшая честность искусства.
Рисовать вовсе не значит просто обводить контуры;
Рисунок не состоит только из линий. Рисунок — это ещё
и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка.
Жан Огюст Доминик Энгр
Умение строить геометрические фигуры – это основа основ рисования в целом. Без этой базы вы не сможете продвинуться дальше и начать изображать более сложные фигуры и предметы.
Любые объекты состоят из геометрических тел, и их нужно уметь увидеть и правильно передать на бумаге. Геометрические фигуры учат понимать законы перспективы, изображать объем и выявлять правильность форм и композиции. Каждый художник, желающий стать профессионалом, должен в совершенстве владеть навыками построения линейно-конструктивного рисунка, уметь наложить штриховку, создать объем и сделать изображение выразительным и убедительным.
В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.
Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.
Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.
Пропорциями называются соотношения величин частей художественного произведения между собой, а также соотношение каждой отдельной части с произведением в целом.
Слово «пропорция» ввел в употребление еще в I в. до н. э. древнеримский оратор Цицерон, который перевел на латинский язык платоновский термин «аналогия», означающий буквально «соотношение».
Чувство пропорции является одним из основных в процессе рисования, а умение применять его во многом определяет успешность дела. Например, чтобы нарисовать натюрморт, состоящий из нескольких предметов быта, необходимо определить, как они соотносятся между собой по размерам: высоте, ширине, объему, массе.
Если говорить о рисовании с натуры, то первым в голову приходит такое слово «визирование». Главная составляющая рисования с натуры. В изобразительной деятельности существует известный метод определения пропорции, называемый метод визирования например, карандаша.
Визирование — это метод, который используется при переносе и проверке пропорций натуры. Для этого нужно вытянуть руку, держа карандаш вертикально или горизонтально (в зависимости от того, по высоте или по длине вы соизмеряете пропорции ). Метод основан на пропорциональном делении отрезков прямых, находящихся в пространстве. Заключается в использовании предмета-посредника для определения относительных размеров объекта на горизонтально вытянутой руке между глазом и натурой. Карандаш может наклоняться вправо или влево, в зависимости от положения измеряемого объекта, но он обязательно должен быть строго перпендикулярен главному лучу зрения. Перемещая карандаш вдоль осей и линий формы, отмечают на нем (прищурив один глаз) искомые величины ногтем большого пальца.
Закрыв один глаз, держите карандаш так, чтобы он был виден на фоне фигуры. Ловя пальцем величину объекта, вы, не сгибая руки (а то все канет в тартарары), сравниваете, например, высоту с шириной.
Методом визирования учащиеся могут пользоваться для проверки пропорций натуры, но в основном надо стремиться к тому, чтобы развивать глазомер. Художники, полагаясь на точность своего глаза, метод визирования используют иногда как проверку взятых на глаз пропорций.
Формы всех сложных и разнообразных предметов окружающего мира могут быть представлены совокупностью простых геометрических тел. На обобщении сложной формы и приведении ее к сочетанию простых форм основана система выполнения последовательного линейно-конструктивного рисунка, отличающегося от срисовывания.
Обучение изображению сложных форм начинается с рисования простых геометрических тел.
Геометрические тела обладают ясной конструкцией, и на их примере легче усваивать законы линейного построения.
При рисовании цилиндра с натуры можно произвести нужные измерения объекта при помощи карандаша. Для этого его нужно держать на расстоянии вытянутой руки. Кончик грифеля – начальная точка измерения. Большим пальцем зажмите отметку, где проходит нижняя граница объекта. Таким же образом измеряем цилиндр по ширине. Такой прием поможет вам соблюсти правильные пропорции изображаемого предмета.
Создание основы цилиндра
Рисуя с натуры на начальном этапе, лучше всего выбрать положение прямо напротив цилиндра. Таким образом, вы избежите искажения перспективы, а, соответственно, и искажения размеров и формы. Основой любого изображаемого объекта является центральная ось. Именно она будет служить нам ориентиром для дальнейшего построения цилиндра. Теперь рисуем две перпендикулярные линии, которые будут служить ориентиром для нижнего и верхнего оснований будущей фигуры.
На равном расстоянии от центральной оси рисуем по одной параллельной линии с каждой стороны. Они определяют ширину фигуры. Благодаря таким ориентирам нам будет просто определить границы будущего цилиндра и не исказить его пропорции.
Построение эллипсов
Вертикально расположенное геометрическое тело в горизонтальной плоскости нужно начинать создавать с его основания. Тут нам поможет метод линейно-конструктивного построения изображения. Эллипсы проще всего нанести двумя дугами, переходящими одна в другую. Для ровного построения окружностей требуется определенная тренировка. На начальном этапе линии могут получиться волнистыми.
Еще один способ – вписывание окружности в квадрат. Точки соприкосновения линий должны находиться в середине каждой стороны четырехугольника. Центральная ось цилиндра должна оставаться перпендикулярной плоскостям окружностей. Следите за искажением пропорций вследствие изменения перспективы.
В разных частях рисунка эллипсы будут иметь разную форму. Это зависит от того, под каким углом вы смотрите на фигуру. Со временем вам понадобиться все меньше вспомогательных линий для создания правильного цилиндра.
Конус — геометрическая фигура, которая часто встречается в обычной жизни, конус мы можем увидеть в форме ели, носы, каблуке и остальных бытовых предметов. Правильное изображения конуса карандашом зависит от понимания того, каким образом образуется конус.
Конус — одно из основных тел вращения. Это тело образуется при повороте прямоугольного треугольника вокруг катета. В данном случае катет выступает в качестве оси симметрии и задает высоту конуса. Конус состоит из следующих элементов:
- основы — круглая форма;
- боковая поверхность.
Само построение конуса является очень простым, основная сложность состоит в создании материальности этой фигуры.
Этап 1. Намечаем простым карандашом композицию конуса — его расположение в пространстве листа. Конус не должен утыкаться в края, со всех сторон должно оставаться свободное место. Рисуя с натуры, придерживайтесь пропорций реального предмета.
Этап 2. Задайте свободно ширину основания конуса, после чего вложите эту ширину в высоту конуса и проведите перпендикулярную ось по отношению к основанию.
Этап 3. Строим основание — это эллипс, его раскрытие зависит от его расположения относительно линии горизонта. Раскрытие также можно понять с помощью наклона карандаша.
Этап 4. От высоты конуса откладываем прямые, которые касаются эллипса.
- Установите куб на ровной поверхности.
- Сядьте или встаньте (смотря, как вы привыкли рисовать), так чтобы вам было хорошо видно три стороны куба.
- Определите линию горизонта. Для точного определения можно взять стакан воды и вытянув руку с ним перед собой устанавливаете его так, чтобы овал верхнего слоя воды превратился в линию – это и есть уровень вашего горизонта. В дальнейшем его определяют на глаз.
- Проведите на листе линию параллельную горизонту.
- Проверьте, вытянув руку с карандашом, где находится относительно горизонта самый нижний угол куба. Чаще всего это нижний угол самой близкой к вам грани. Если вы решили рисовать куб снизу (например, подвесив его за люстру), то это будет самый дальний угол, но в этом случае вам нужен будет самый верхний угол. Поставьте точку на своём листе, предварительно прикинув пропорции будущего рисунка, чтобы не пришлось наставлять бумагу для его завершения.
- Проводим вертикальную линию из отмеченной точки. При этом следует помнить, что все построения надо выполнять очень слабо давя на карандаш, чтобы можно легко стереть неправильные и вспомогательные линии.
- Примеряем карандашом направление уходящих граней куба и переносим их на бумагу, ведя линию до пересечения с линией горизонта. Так мы получим две точки схода.
- Теперь измеряем нашим незаменимым помощником высоту куба и отмечаем её на нашем вертикальном луче.
- Из получившейся точки проводим прямые до точек схода.
- Измеряем ширину видимых сторон и проводим параллели нарисованному ребру на рисунке. Помните, что все измерения надо проводить, вытянув руку перед собой и держа карандаш строго горизонтально. Измеряйте расстояния между вертикальными линиями сторон куба. На рисунке используем точные пропорции соотношений наших измерений.
- На лучах, уходящих в сторону линии горизонта, появились линии пересечений с дальними краями куба. Если эти точки соединить со второй точкой схода, то все грани нашего куба обретут свои границы. Причём видимы будут даже невидимые стороны. Это скелет будущего куба.
Источник