Способ видения мира рациональный
Мировоззрение разумных людей.
ЧТО ТАКОЕ РАЦИОНАЛИЗМ
Рационализм (разумность) — это рассудочное воззрение на мир, основанное на беспристрастном восприятии, изучении и познании фактов объективной реальности посредством разума и научного метода. Отличительной особенностью рационализма от других мировоззренческих позиций является требование достаточных обоснований и доказательств при установлении истины о фактах объективной реальности. Рациональная картина мира — это картина мира естественнонаучная, поскольку именно наука является сферой рационального познания и объективного изучения реальности.
Кроме того, рационализм — это мировоззрение отказа от вредных, суеверных, легкомысленных, сомнительных, необоснованных и ложных представлений, отсекаемых по принципу «бритвы Оккама» ввиду их неуместности, сомнительности и необоснованности. К таким представлениям относятся не только эзотерическо-духовные представления, такие, например, как вера в наличие души, бога или домовых, но и так называемые «вредные привычки», деструктивные хобби (например, убийства животных) и сомнительные стереотипы мышления (мнения-«штампы», основанные на невежестве и предрассудках).
КТО ТАКОЙ РАЦИОНАЛИСТ
Рационалист — это человек, чьё мировоззрение является рациональным. К числу рационалистов принадлежат скептики, учёные, люди занимающиеся научной деятельностью либо изучением научных дисциплин, атеисты, объективисты, некоторые перфекционисты.
Основой познания является разумное исследование.
Научное объективное, всеобщее и необходимое знание достижимо только посредством разума. Истинное знание возможно получить только методом разумного исследования, логической оценки либо практического опыта /эксперимента.
Мир материален. Разум основан на материальном.
Мир состоит из материи (атомы, волны, поля — всё это формы материи). Ничего не материального в мире не существует. А материя существует в рамках физических законов объективной реальности, которым она и подчиняется. Поэтому материальный мир не хаотичен, а упорядочен и развивается по пути причинно-следственных взаимодействий. Предметы и существа объективной реальности материальны. Не материальных предметов или существ (сущностей) в объективной реальности нет. Разум и сознание являются материальными объектами, являясь основным производным деятельности материального мозга и не могут рассматриваться отдельно от мозга.
Только наука даёт реальные представления о мире.
Так как только наука использует в познании научный метод, требующий логические доводы, веские обоснования и реальные доказательства устанавливаемых фактов объективной реальности. Один из важнейших принципов науки — требование достаточной обоснованности научных теорий является надёжной защитой от формирования ложных представлений об объективной реальности. Ещё одним плюсом научного мировоззрения является то, что в науке происходит постоянное обновление и уточнение знаний, таким образом в случае возникновения научного заблуждения оно своевременно фальсифицируется новыми данными, указывающими на его ложность.
«Духовное» не существует без материального.
Всё, что принято называть «духовным» (искусство, гуманизм, мораль), является производным от ментального, которое в свою очередь основано на деятельности материального разума, мозга. Если же говорить о религиозных представлениях, то они основаны на заблуждениях, невежестве и не адекватном мировоззрении.
Нравственность также существует благодаря материальному.
Нравственные нормы основаны на требованиях, предпочтениях и представлениях о вреде и пользе для материальных тела и разума. Нравственность является психологическим явлением и происходит из норм основанных на предпочтениях тела, мозга, сознания. В связи с чем понятие нравственности весьма субъективно. Тем не менее, вместе с этим нравственность обладает и большой степенью объективности, что в свою очередь объясняется её материальным происхождением, одинаковостью принципов устройства сознания разных существ.
Рационализм — не идеология, не культ, и не «философская школа», а «чистое» мировоззрение не претендующее на создание общего для всех стереотипа миропонимания ради достижения какого-либо идеала или пути достижения какого-либо универсального для всех состояния счастья.
Смысл рационального мировоззрения, его суть, — рациональное адекватное знание о реальности, раскрытие истины о фактах объективной реальности с целью дальнейшего эффективного применения обретённых знаний. Для рационализма не является самоцелью достижение состояния счастья, но в качестве такого состояния может восприниматься само познание, процесс и момент раскрытия истины о фактах объективной реальности. В связи с чем рационализм в качестве конечной цели существования видит не достижение счастья или идеала как некого статичного состояния, а само движение вперёд, новые открытия, постоянный прогресс и совершенствование.
Таким образом, рационализм является мировоззрением объективных представлений, широкого кругозора, свободы от догматических (идеологических, религиозных, националистических) представлений, постановки новых задач, поиска новых решений, открытия новых фактов, самосовершенствования, усовершенствования существующих систем, исправления прежних ошибок, развития человека в отдельности и цивилизации в целом.
Источник
Краткий курс философии для бакалавров
Данное пособие предназначено для студентов-бакалавров, которое поможет во время подготовки к экзамену по философии. Данные изложены максимально кратко и удобно, дабы выстроить в голове студента понятную систему философского знания.
Оглавление
- Тема 1. Философия, ее предмет, сущность, роль в обществе
- Понятия мировоззрения, мироощущения и мировосприятия
- Исторические формы мировоззрений: мифология, религия, философия
- Три способа видения мира: рациональный, (логический), эмоционально-чувственный и основанный на вере. Виды мировозрения
- Философия
- Объект философской мысли
- Предмет философской мысли
- Философия и наука
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс философии для бакалавров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Галим Рамилевич Башаров, 2019
© Филипп Сергеевич Шедько, 2019
© Даниил Павлович Околота, 2019
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Тема 1. Философия, ее предмет, сущность, роль в обществе
— Понятия мировоззрения, мироощущения и мировосприятия.
— Исторические формы мировоззрений: мифология, религия, философия.
— Три способа видения мира: рациональный, (логический), эмоционально-чувственный и основанный на вере.
— Мировоззрение как обобщенное видение мира и места в нем человека.
— Мировоззрение как система знаний.
— Философия и мифология.
— Философия и религия.
— Философия и наука.
— Философия и обыденное сознание.
— Природа философского знания, его основные компоненты: онтология, гносеология (эпистемология), социальная философия, предмет философии.
— Основные функции философии, ее роль и место в развитии культуры.
— Проблема соотношения гуманизма и «технократии».
— Основной вопрос философии и основные типы философского знания.
— Основные направления в истории философской мысли.
— Проблема развития (мира и человека). Диалектика и метафизика. Философия о смысле бытия и смысле жизни человека.
Источник
Краткий курс философии для бакалавров
Данное пособие предназначено для студентов-бакалавров, которое поможет во время подготовки к экзамену по философии. Данные изложены максимально кратко и удобно, дабы выстроить в голове студента понятную систему философского знания.
Оглавление
- Тема 1. Философия, ее предмет, сущность, роль в обществе
- Понятия мировоззрения, мироощущения и мировосприятия
- Исторические формы мировоззрений: мифология, религия, философия
- Три способа видения мира: рациональный, (логический), эмоционально-чувственный и основанный на вере. Виды мировозрения
- Философия
- Объект философской мысли
- Предмет философской мысли
- Философия и наука
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс философии для бакалавров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Три способа видения мира: рациональный, (логический), эмоционально-чувственный и основанный на вере. Виды мировозрения
— (Научный) Человек рационального сознания отказывается от идеи адекватности своего восприятия мира. Наши органы чувств несовершенны, их можно обмануть. Поэтому не стоит слишком верить себе — имеет смысл периодически «тестировать реальность» — проверять, насколько мои представления о том, что происходит, подтверждаются.
— Житейский (Обыденный) Эмоционально-нравственный — воспринимать мир на основе своей нравственности и эмоциях, то есть принимать нелогичные и не подтверждённые вещи, но нравственно обоснованные
— Нравственность — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков
Выделяют 4 основания появления философской мысли:
— Социальное (появились люди, способные заниматься философским трудом, имущественное неравенство, социальное неравенства): с возникновением имущественного и социального неравенства и появлением государства выделилась социальная верхушка, представлявшая родовую знать, обеспеченная всеми средствами к существованию и получавшая разностороннее образование, что привело к отделению умственного труда от физического и способствовало развитию науки, культуры и философии
— Политическое: политические свободы, которыми пользовалась социальная верхушка обусловили духовную свободу, что вело к формированию множества независимых философских школ и направлений
— Культурное: накопление разнообразных знаний о мире и существование различных обычаев и традиций в обществе требовало их осмысления и систематизации, и эту задачу должна была решить философия
— Экономическое: первые философские школы появились в торговых городах и колониях, где общались представители различных культур и народов, обладавшие разными представлениями о мире, потому возникла необходимость обобщить и систематизировать эти представления
Источник
2.Исторические формы мировоззрений: мифология, религия, философия.
Для мифологической формымировоззрения характерны:
— антропоморфность(гр.аnthropos — человек +morphe– форма) — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека, например, ощущения, желания, ненависть, любовь и т. п.
— дескриптивность(англ.descriptive– описательный) – стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в виде особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.);
— синкретизм(гр.synkretismos— соединение, объединение) — слитность, нерасчлененность объективного и субъективного миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения;
— связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатками научных знаний о теле человека, о животных, растениях.
Религиозная форма мировоззренияоснована на мифологическом мировоззрении с его развитым представлением о комплексе богов. В отличие от мифологии, религия акцентирует воображение и фантазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в Бога, в возможность человека установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить свое бессмертие. Одной из существенных предпосылок становления религии было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек», «мир», и др.) обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к наделению их самостоятельным существованием. Наиболее распространенными, или, как принято их называть, «мировыми» религиями явились буддизм (IV–Vвв. до н.э.), христианство (Iв.) и ислам (VIIв.). Главная черта всех религий– вера в сверхъестественное, сверхприродное.
поздний тип мировоззрения – философия.Она возникает на более высоком уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Ее зарождение как специфической формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный переворот в Древней Греции вVII-Vвв. до н. э. Появляется новое — теоретико-познавательное — отношение между человеком и миром, которое оформляется в рамках предмета мировоззрения.
3.Три способа видения мира: рациональный, эмоционально-нравственный и основанный на вере.
Человек рационального сознания отказывается от идеи адекватности своего восприятия мира. Наши органы чувств несовершенны, их можно обмануть. Поэтому не стоит слишком верить себе — имеет смысл периодически «тестировать реальность» — проверять, насколько мои представления о том, что происходит, подтверждаются. Если речь идет о внешнем мире — то ищем факты, проверяем их и так далее. Физик ставит эксперимент. Историк ищет первоисточник (первоисточник, а не перепев!) той или иной информации, проверяет ее, прибегая к помощи археологии, вспомогательных исторических дисциплин (их множество) и к другим наукам, которые могут приблизить его к пониманию того, что было.
Нравственность — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Само нравственное начало «предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана нам раз навсегда в Слове Божьем и дана, конечно, не для того, чтобы мы ее твердили, как попугаи, или разбавляли собственною болтовнёю, а для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления нравственных императивов в той среде, в которой мы живем, т.е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности».Нравственный человек наделен чуткой совестью — удивительной способностью самоконтроля. Механизм совести устраняет раздвоенность личности. Возьмем пример с преступником на суде. Он, по И. Канту, «может хитрить сколько ему угодно, чтобы свое нарушающее закон поведение, о котором он вспоминает, представить себе как неумышленную оплошность, просто как неосторожность, которой никогда нельзя избежать полностью, следовательно, как нечто такое, во что он был вовлечен потоком естественной необходимости, чтобы признать себя невиновным; и все же он видит, что адвокат, который говорит в его пользу, никак не может заставить замолчать в нем обвинителя, если он сознает, что при совершении несправедливости он был в здравом уме, т.е. мог пользоваться своей свободой выбора».Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность — это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания.. нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом. Нравственные нормы, принципы и оценки в конечном счете выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях. Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса. Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосознанную способности руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические чувства, как и любые позитивные эмоции, граничат с откровением. Они различаются по степени обобщенности и по силе. Начиная от чувства умеренного удовольствия человек может пройти ряд ступеней вплоть до эстетического восторга. Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством — это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни. В вере коренится убеждение человека, а также содержание веры, которое этот человек постигает. Вера, которую человек осуществляет и веру которую он в этом осуществлении усваивает. Субъективная и объективная сторона веры составляют единое целое. Если рассматривается только субъективная сторона, верование, вера без предмета, которая как бы верит в самое себя. Если же берется только объективная сторона, то остается содержание веры как предмет, как положение, как догмат.
Свойства веры: целостность (вера не бывает половинчатой, частично) и устойчивость (сложившееся верование с трудом поддается коррекции и тем более коренному изменению, сталкиваясь с противоречивыми фактами).Функциями веры являются: компенсаторная, в случае недостатка информации, в ситуации неопределенности, в случае потери жизненных ориентиров вера компенсирует все это, поскольку человек убежден, что будущее будет более светлым; санкционирующая, т.е. происходит обеспечение «принятия» идеи, ценности, цели, превращения их из просто «знаемого» в «значимого свое»;активизирующая, вера стимулирует душевные силы, энергию, волю.Выделяют три виды веры:
— прагматическую веру человека в свою правоту в том или ином единичном случае;
— доктринальную веру — веру в общие положения;
— религиозную веру — это вера в сверхъестественных существ; в возможность общения с ними; в действительное совершение событий, которые описаны в священных книгах; в религиозные авторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков» и др.Вера представляет отображение наличного сквозь призму идеалов и смыслов, под углом зрения желаемого будущего. Вера обеспечивает поддержание целевой установки, постоянного внутреннего напряжения, питает энергию, волю.
Особенно существенна роль веры в экстремальных условиях в наиболее трудных моментах творческой деятельности, когда требуется максимальное напряжение духовных и физических сил, чтобы преодолеть неопределенность, противоречия, препятствия на пути к цели. Вера как бы генерирует энергию, поддерживает внутренние усилия, необходимые для достижения цели.
Источник