Способ ведения учета по основным средствами

Порядок учета основных средств согласно ФСБУ 6/2020

Определяем основные средства по ФСБУ 6/2020 — сравнение с ПБУ

Актив можно определить в качестве ОС в соответствии с п. 4 ФСБУ 6/2020, если он:

  • обличен в материально-вещественную форму;
  • задействован в производственных или управленческих целях, применяется в природоохранной или в уставной деятельности, предназначен для сдачи в аренду;
  • будет эксплуатироваться дольше 12 месяцев либо одного операционного цикла, если последний превышает указанный период;
  • приносит доход либо помогает достичь целей.

Новым в определении является указание на материально-вещественную форму. Однако изначально у ОС иной формы и не предполагается. Поэтому нельзя сказать, что новое определение как-то разительно отличается от предыдущего.

ПБУ ранее закреплял момент о том, что основное средство приобретается не для продажи. В ФСБУ данную норму опустили, поэтому активы, которые в дальнейшем будут перепродаваться, могут быть учтены в составе ОС, но регулироваться они будут ПБУ 16/02.

Пункт 6 ФСБУ 6/2020 подводит нас к тому, что его нормы не затрагивают учет капвложений и долгосрочных активов к продаже.

Каков лимит стоимости по ФСБУ 6/2020

Предыдущее положение по бухгалтерскому учету устанавливало минимальную границу стоимости для признания актива основным средством в 40 тыс. руб. Учетной политикой можно было снизить эту границу, но повышать ее не разрешалось. Федеральный стандарт вообще никоим образом не регламентирует стоимость для отнесения в состав ОС. Самое главное — это длительность использования в производственных и прочих оговоренных целях. Теперь хозяйствующие субъекты вправе сами устанавливать лимит по стоимости (п. 5 ФСБУ 6/2020), опираясь исключительно на то, как долго будет служить актив и приносить доход.

Готовое решение от справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» поможет переклассифицировать основные средства в соответствии с федеральным стандартом 6/2020. Для просмотра материала получите демодоступ к системе. Это бесплатно.

С началом применения нового ФСБУ 6/2020 «Основные средства» предприятия смогут поднять планку стоимости до 100 тыс. руб., определенных Налоговым кодексом, и наконец ликвидировать разницы между двумя видами учета.

Одним из новшеств является возможность установить лимит стоимости не к единице объекта ОС, а к целой группе объектов. Кроме того, такой лимит может не иметь денежной оценки: критерий отнесения к ОС устанавливается, например, в процентном отношении к статье баланса «Основные средства».

Таким образом, стандарт дает полную свободу действия для отнесения активов к ОС. Однако злоупотреблять такой свободой не стоит. Подходить к установлению показателей необходимо с позиции уровня существенности, закрепленного учетной политикой.

Срок полезного использования в соответствии с ФСБУ 6/2020

Согласно ФСБУ 6/2020 срок полезного использования (СПИ) объектов зависит:

  • от ожидаемого периода эксплуатации,
  • ожидаемого физического износа;
  • ожидаемого морального износа,
  • планов по замене и модернизации основных средств.

Принципиальных различий с ПБУ нет, поэтому за основу при выборе СПИ можно брать Классификацию ОС, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Оценка и переоценка по ФСБУ 6/2020

Любой объект ОС в бухучете приходуют по первоначальной стоимости. Причем ее определение дает другой нормативный акт — ФСБУ 26/2020.

Первоначальная стоимость — это сумма капитальных вложений в объект. В них включают:

  • договорную стоимость актива, подлежащую уплате поставщику;
  • стоимость активов, списываемую или амортизируемую в связи с их использованием при осуществлении капвложений;
  • зарплату с отчислениями на обязательное соцстрахование, начисленную работникам, принимающим участие в осуществлении капвложений;
  • оценочное обязательство, в т. ч. по будущему демонтажу, утилизации имущества и восстановлению окружающей среды.

После оприходования организация может продолжать учитывать ОС по первоначальной стоимости, а может и по переоцененной. ФСБУ 6 как раз раскрывает нюансы переоцененной стоимости.

Переоценка

Выбрав вариант оценки по переоцененной стоимости, нужно понимать, что переоценку ОС ФСБУ 6/2020 обязывает проводить постоянно. Периодичность ее проведения для различных групп ОС (за исключением инвестиционной недвижимости) следует оговорить в учетной политике. Переоцененная стоимость должна быть максимально приближена к справедливой, суть которой раскрывает МСФО 13. Это цена, по которой бы провели обычную сделку участники рынка с целью продажи актива на дату оценки в текущих рыночных условиях.

Переоценивать можно первоначальную стоимость, а можно и балансовую. Во втором случае записи по увеличению и уменьшению накопленной амортизации будут отсутствовать.

Порядок отражения переоценки основных средств по ФСБУ 6/2020 в учете аналогичен тому, что действовал ранее:

  1. Суммы дооценки увеличивают добавочный капитал: Дт 01 Кт 83, по амортизации при этом дается запись: Дт 83 Кт 02.
  2. Суммы уценки относятся на расходы: Дт 91/2 Дт 01, по амортизации — Дт 02 Кт 91/2 (83).
  3. Если в предшествующие периоды объект переоценивали в большую сторону, а в текущем пришлось переоценить в меньшую, то стоимость уценки уменьшит сумму добавочного капитала — Дт 83 Кт 01, по амортизации — Дт 02 Кт 91/2 (83).
Читайте также:  Измерение сопротивления косвенным способом

Обесценение

С будущего года компании обязаны проводить проверку на предмет обесценения основных средств согласно ФСБУ 6/2020. Таким образом, в бухгалтерской отчетности активы не смогут быть учтены по завышенной стоимости. В п. 38 стандарт дает отсылку на очередной международный стандарт, действующий в нашей стране, — МСФО 16. Проверка на обесценение, а также учет изменившейся балансовой стоимости будут осуществляться в рамках указанного МСФО.

ФСБУ 6/2020 для малых предприятий по данной норме утвердило небольшие послабления, о которых мы расскажем ниже.

Как регулирует ФСБУ 6/2020 амортизацию ОС

Погашение стоимости основных средств в учете по ФСБУ 6/2020, как и прежде, производится посредством амортизации, которую накапливают на отдельном счете 02. По отражению в бухучете сумм начисленной амортизации изменений не последовало, записи остаются такими же:

Дт 20, 25, 26, 44, … Кт 02.

Изменения произошли в расчете базы для начисления амортизации, теперь последнюю считают не от первоначальной или восстановительной стоимости, а от разницы между балансовой и ликвидационной стоимостью. Последний показатель выступает очередным новшеством, введенным стандартом.

Согласно ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость — это ориентировочная стоимость активов, которые останутся после ликвидации объекта ОС, за минусом затрат на демонтаж, утилизацию и прочее выбытие.

Объект ОС согласно отчету эксперта оценщика можно продать за 300 тыс. руб. За демонтаж данного актива организация заплатила 50 тыс. руб., за вывоз и утилизацию неисправных деталей еще 30 тыс. руб. Ликвидационная стоимость объекта ОС равна 220 тыс. руб. (300 тыс. руб. — 50 тыс. руб. — 30 тыс. руб.)

Как только значение балансовой стоимости приравняется к значению ликвидационной, амортизацию перестают начислять. Ликвидационную стоимость необходимо регулярно пересматривать.

В отдельных ситуациях она может оказаться и нулевой. К ним относятся ситуации, когда:

  • не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена.

Чтобы без каких-либо неблагоприятных последствий воспользоваться нормой о нулевой стоимости, желательно получить заключение компетентных служб. Ликвидационная стоимость является оценкой, а ее могут дать только специалисты, которые используют основные средства в деятельности организации. В связи с этим, в случае отражения в бухгалтерском учете ликвидационной стоимости основных средств или отдельных их групп, равной нулю, бухгалтерские расчеты лучше подкрепить справками или заключениями от технических специалистов.

Для начисления амортизации по ФСБУ 6/2020 предусмотрено три способа вместо четырех, предлагаемых ранее ПБУ 6/01. В новом стандарте отказались от списания по сумме числа лет срока полезного использования.

Инвестиционная недвижимость — новшество стандарта

Стандарт выделяет отдельную группу основных средств инвестиционную недвижимость (ИН). В ПБУ 6\01 подобного выделения не было. Указанная группа образуется из объектов недвижимости, приобретаемых специально для получения дохода от сдачи в аренду или от прироста стоимости.

Для ИН действуют обособленные правила оценки и переоценки.

Так, первоначальная стоимость ИН, а также ее переоцененная стоимость всегда должны быть равны справедливой стоимости.

Если учетной политикой закреплено, что ИН оценивается по переоцененной стоимости, то переоценку придется проводить на каждую отчетную дату. Дооценка и уценка инвестиционной недвижимости согласно ФСБУ 6/2020 будут увеличивать или уменьшать финансовый результат:

  • Дт 03 Кт 91/1 — произведена дооценка ИН;
  • Дт 91/2Кт 03 — произведена уценка ИН.

Выше мы писали, что дооценка или уценка иных основных средств будет влиять на размер добавочного капитала (кроме тех случаев, когда предыдущие суммы дооценки не покрывают сумму текущей уценки).

Если ИН в соответствии с учетной политикой будет оцениваться по переоцененной стоимости, то амортизация по таким объектам начисляться не будет.

Как перейти на ФСБУ 6/2020

До перехода на новый стандарт потребуется выполнить несколько действий:

  • провести инвентаризацию объектов ОС и прочих активов, которые в соответствии с ФСБУ 6 могли бы быть отнесены к ОС;
  • установить лимит стоимости основных средств — по данному критерию будет происходить последующее отнесение активов к отдельному объекту или группе ОС;
  • определить ликвидационную стоимость объектов ОС, числящихся на балансе предприятия;
  • отрегулировать правила последующего учета, т. е. как будут далее учитываться ОС — по первоначальной или переоцененной стоимости.

После решения всех этих вопросов можно приступать к переходу на новый стандарт. Законодатели предусмотрели несколько вариантов перехода.

Перспективный способ

Перспективный способ — доступен только тем субъектам, которые имеют право на ведение учета упрощенным способом и составление отчетности в упрощенном виде, т. е., по сути, только малым предприятиям (п. 51 ФСБУ 6/2020). Заключается перспективный вариант в том, что можно не пересчитывать показатели учета и отчетности до даты перехода на ФСБУ 6/2020, а стандарт применять к тем фактам жизнедеятельности предприятия, которые возникли после даты перехода. При перспективном способе записи в учете затронут лишь амортизацию объектов ОС:

  • Дт 84 Кт 02 — увеличение амортизации при переходе;
  • Дт 02 Кт 84 — уменьшение амортизации.
Читайте также:  Pn76844 wynns способ применения

Полный ретроспективный способ

Это способ, при котором все учетные записи корректируются таким образом, как будто стандарт применялся с самого начала возникновения фактов хозяйственной деятельности. Способ сводится к полному пересчету показателей баланса и отчета о финрезультатах за предшествующие периоды. В проводках будет фигурировать счет 84, с помощью которого будет корректироваться балансовая стоимость основных средств и накопленная амортизация по имеющимся объектам.

Упрощенный ретроспективный способ

Заключается в пересчете балансовой стоимости основных средств на дату перехода (п. 49 ФСБУ 6/2020). То есть если организация переходит на стандарт с 1 января 2022 года, то все корректирующие записи она сделает 31 декабря 2021 года. При этом баланс, составленный за 2021 год, по состоянию на 31 декабря 2021 года должен быть составлен без учета корректировок, а баланс за 2022 год по состоянию на 31 декабря 2021 год уже будет составлен с учетом корректировок. Разницу придется пояснять.

Какие бухгалтерские записи появятся в учете при ретроспективном переходе на федеральный стандарт расскажет готовое решение от К+. Чтобы ознакомиться со всеми проводками оформите бесплатный пробный доступ к системе.

Кому разрешено отказаться от применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства»

Нормы федерального стандарта не распространяются только на организации бюджетной сферы. Даже микропредприятия не смогут отказаться от него. Однако для тех, кто имеет право вести учет упрощенным способом и составлять отчетность в упрощенной форме, ввели определенные послабления. Указанные хозяйствующие субъекты вправе не применять отдельные пункты стандарты в учете (п. 3 ФСБУ 6). Например, они могут не корректировать оценочное обязательство по демонтажу, утилизации и восстановлению окружающей среды (п. 23), не проверять стоимость основных средств на обесценение (п. 38).

Таким образом, практически все компании должны руководствоваться новыми положениями.

Итоги

Итак, мы провели сравнение ПБУ 6 и ФСБУ 6. Положения нового стандарта достаточно сильно отличаются от положений предшественника. Появились новые элементы, например инвестиционная недвижимость и ликвидационная стоимость. Изменились правила начисления амортизации: стандарт ликвидировал кумулятивный метод и уточнил базу для начисления амортизации. Хозяйствующие субъекты теперь самостоятельно задают лимит стоимости, по которому актив включается в состав ОС, причем данный лимит может и не иметь денежного выражения.

У предприятий осталось совсем немного времени, чтобы изучить все нюансы нового стандарта, ведь начало обязательного применения запланировано на 1 января 2022 года, по желанию компании вправе осуществить досрочный переход на ФСБУ 6/2020.

Скачать ФСБУ 6/2020 «Основные средства» можно с различных порталов органов госвласти. Один из официальных сайтов приведен нами в качестве источника и размещен в конце нашей статьи.

Источник

Учет основных средств: бухгалтерские проводки

Учет основных средств — проводки, документы и операции, связанные с введением, амортизацией, модернизацией и списанием ОС вы найдете в этой статье. Проведение этих операций сопряжено с такими понятиями, как первоначальная и остаточная стоимость, срок полезного использования, норма амортизации, а также множеством регламентированных документов, служащих основанием для формирования проводок.

Что такое ОС

Понятие ОС раскрывается ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и НК РФ. ОС — это имущество предприятия, многократно используемое в производстве и хозяйственной деятельности, отвечающее условиям:

  • предназначено для долгого применения (больше года);
  • не предназначено для продажи;
  • не перерабатывается в процессе производства (как сырье);
  • предполагается, что оно будет приносить прибыль.

Иначе говоря, ОС — это здания, оборудование, машины, станки, компьютеры, оргтехника, хозяйственные принадлежности и т. п. Также к ОС относят животных, плодоносящие многолетние растения, капитальные коммуникационные и транспортные объекты (узлы связи, дороги, электросети).

К критериям ОС относится и первоначальная стоимость, однако для бухгалтерского и налогового учета она разная. В бухучете (БУ) (п. 5 ПБУ 6/01) предельная стоимость отнесения имущества к МПЗ — 40 000 руб. (учетной политикой может устанавливаться и меньшая сумма). Такое имущество списывают в расходы сразу, как только его ввели в производство. Все, что превышает этот лимит, но отвечает вышеназванным критериям, учитывают как ОС.

С 2022 года обязательны к применению новые ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Положения данных стандартов можно начать применять и раньше, прописав такое решение в учетной политике предприятия.

В налоговом учете (НУ) объекты стоимостью до 100 000 руб. включительно основными средствами не считаются (ст. 257 НК РФ). Отнесение актива к ОС влияет на порядок учета его стоимости в составе расходов (ОС подлежит амортизации, т. е. списывается постепенно согласно учетной политике предприятия, а МПЗ списывают единовременно), а также на порядок документооборота, инвентаризации и списания.

Проводки при поступлении основных средств

ОС принимают к учету по их первоначальной стоимости. Под ней понимают сумму стоимости покупки ОС и других расходов, связанных с этой покупкой (монтаж, доставка, таможенные сборы, комиссия посредников и т. п.).

Первоначальная стоимость актива не включает в себя НДС, если этот налог является для компании возмещаемым (п. 8 ПБУ 6/01). Неплательщики НДС (например, упрощенцы) учитывают это налог в первоначальной стоимости имущества (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

К бухучету ОС принимается на дату, когда она полностью образована, к НУ — когда ОС вводят в эксплуатацию.

Читайте также:  Способы повышения конкурентоспособности организаций

При поступлении актива формируются бухгалтерские записи:

  • Дт 08 Кт 60 (10, 70, 69) — приняты к учету расходы на приобретение или создание ОС;
  • Дт 19 Кт 60 — выделен входящий НДС;
  • Дт 01 Кт 08 — сформирована ПС ОС.

Если ОС требуется монтаж, то в проводках будет участвовать счет 07 «Оборудование к установке». Как правило, используется он строительными организациями. Счет аккумулирует информацию об оборудовании, требующем технологической установки, подключения к сетям и коммуникациям и предназначенного для монтажа в строящихся помещениях. После того, как затраты полностью собраны на счете, сумму монтируемого ОС списывают в Дт счета 08 (Дт 08 Кт 07). Далее применяют тот же алгоритм: со счета 08 суммы списывают на счет 01, формируя таким образом первоначальную стоимость актива.

Бухгалтерский учет амортизации основных средств: проводки

В отличие от материалов и запасов, потребляемых в производстве, объекты ОС переносят свою стоимость на расходы компании постепенно. Такой процесс называется амортизацией. Однако по отдельным видам ОС ее не начисляют. К таким объектам относят активы, которые не меняют производственные качества в процессе деятельности предприятия: земельные участки, объекты культурного наследия, коллекции произведений искусства и т. д.

В БУ используется четыре метода начисления амортизации (линейный, метод уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет срока полезного использования, пропорционально объему продукции), однако для целей НУ применяют только линейный и нелинейный методы.

Как правило, организация использует один метод начисления амортизации для БУ и НУ, так как при разных методах формируются налоговые разницы, требующие дополнительного внимания бухгалтера. Поэтому обычно применяют линейный метод расчета.

Линейная амортизация считается по формуле:

А = ПС / СПС,

А — ежемесячная сумма амортизации;

ПС — первоначальная стоимость ОС (сальдо счета 01);

СПС — срок полезного использования ОС.

Для ее расчета необходимо знать срок полезного использования актива, устанавливаемый постановлением Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2012 № 1. В бухучете ОС можно списать быстрее, чем в налоговом, применяя другие методы расчета и более короткий срок использования, но тогда образуются налоговые разницы, так как бухгалтерские и налоговые суммы будут отличаться.

Для учета амортизации ведут записи по счету 02 «Амортизация основных средств». Ее суммы дебетуются со счетов учета производственных и коммерческих затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44), формируя кредитовое сальдо по счету 02.

Бухгалтер ежемесячно формирует записи:

  • Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 02 — начислена амортизация по ОС.

Бухгалтерские проводки по восстановлению основных средств

Первоначальная стоимость может увеличиваться, если проведены работы по восстановлению ОС (модернизации, реконструкции и дооборудованию). Порядок учета таких операций отличается в зависимости от того, чьими силами эта модернизация проводится: сторонней организации или самостоятельно. Если модернизацию проводит сторонняя организация-подрядчик, то расходы по таким работам отражают по Дт счета 08 в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В этом случае формируют проводки:

  • Дт 08 Кт 60 — отражена стоимость работ подрядчика;
  • Дт 19 Кт 60 — выделен НДС.

Если работы выполняются самостоятельно, то расходы по дооборудованию учитывают на счете 08 в корреспонденции со счетами учета затрат (10, 70, 69 и т. д.). При этом формируются записи:

  • Дт 08 Кт 10 (70, 69 и т. д.) — отражены затраты на модернизацию ОС.

По окончании работ суммы, накопленные на счете 08, списывают в Дт счета 01, увеличивая, таким образом, первоначальную стоимость актива.

Продажа ОС

В случае, когда организация продает ОС, она обязана отразить в учете стоимость реализации актива и первоначальную стоимость за вычетом амортизации (остаточная стоимость). Формируются записи:

  • Дт 62 Кт 91 — признан доход от продажи;
  • Дт 91 Кт 68 — отражен НДС;
  • Дт 02 Кт 01 — списана амортизация;
  • Дт 91 Кт 01— списана остаточная стоимость.

Право собственности на актив переходит на основании акта (форма № ОС-1). Если объект продажи — недвижимость, то датой перехода права является дата госрегистрации.

Ликвидация ОС

В случае ликвидации бухгалтер оформляет акт о списании (форма ОС-4), формирует остаточную стоимость и списывает ее на прочие расходы:

  • Дт 02 Кт 01 — списана накопленная амортизация;
  • Дт 91 Кт 01 — списана остаточная стоимость ОС.

Если ОС полностью самортизировалось, то его остаточная стоимость равна нулю, и на формирование экономического результата такое выбытие актива никак не повлияет.

Итоги

Таким образом, учет ОС довольно разнообразен, так как сопровождает множество ситуаций, связанных с приобретением, использованием, списанием, модернизацией. Принятие актива к учету (счет 01) происходит через счета 07 и 08, аккумулирующие расходы, связанные с приобретением, монтажом, доставкой и т. п. Выбытие ОС происходит посредством списания остаточной стоимости на прочие расходы организации.

Источник

Оцените статью
Разные способы