- Переход на электронные трудовые книжки. Актуальные вопросы
- Как оформить трудовую книжку совместителя
- Особенности работы совместителя
- Внешние совместители
- Внутренние совместители
- Нужно ли оформлять совместительство в трудовой книжке
- На основании каких документов вносятся записи
- Алгоритм внесения записей
- Шаг 1. Порядковый номер
- Шаг 2. Дата внесения
- Шаг 3. Наименование должности
- Шаг 4. Документ-основание
- Как оформляется увольнение
- Есть ли разница в записях внешнего и внутреннего совместителя
- Ведение трудовых книжек внешних совместителей: важные нюансы
- Надо ли уведомлять внешних совместителей о переходе на ЭТК
- Включать ли в СЗВ-ТД внешних совместителей
- Если внешний совместитель уволился с основного места работы
- Надо ли выдавать при увольнении СТД-Р
- Где еще посмотреть информацию
Переход на электронные трудовые книжки. Актуальные вопросы
Интернет-конференция со специалистами Отделения Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю с сайта «КПрим: КонсультантПлюс»: http://kprim.ru/internet-interview/internet-interview_183.html
Вопрос: Работодатель передает информацию только по кадровым движениям после 1 января 2020 года. Теперь как быть с теми работниками, которые написали заявление о переходе на электронную трудовую книжку? Откуда в ней появятся данные прошлых лет и прошлых работодателей?
Ответ: Законодательно не предусмотрено полностью перевод всей трудовой книжки из бумажной в электронную. Определено действовать с 1 января 2020 года.
Поэтому все кадровые мероприятия будут попадать в электронном виде с 1 января 2020 года. Все, что было до этого периода, остается на бумажной трудовой книжке, и везде зарегистрировано о том, что лицо, устраиваясь на работу, где требуется подтвердить стаж до 2020 года, показывает свою трудовую книжку, которую он хранит у себя.
Вопрос: Сотрудник принес заявление о переходе на электронную трудовую книжку. В какой срок ему надо предоставить бумажный вариант?
Ответ: Письмо Минтруда и Соцзащиты РФ от 12 февраля 2020 года № 14-2/Б-150 информирует, как делается запись, в какие сроки, как выдается бумажная трудовая книжка на руки.
Согласно письму бумажная трудовая книжка выдается в день подачи заявления. И в этом же письме подробно написано о том, что сотрудники кадровых мероприятий должны заполнить в своей документации в данном случае.
Вопрос: Ни один сотрудник нашей организации не написал заявление о переходе на электронную трудовую книжку. Надо ли по нему сдавать форму в случае каких-либо кадровых движений: увольнение, перевод на другую должность и так далее?
Ответ: Если работник не написал заявление о выборе электронной трудовой книжки или выбрал бумажную трудовую книжку, страхователь продолжает вести бумажную трудовую книжку.
В том числе, у страхователя есть обязанность представлять электронную трудовую книжку в Пенсионный фонд. Таким образом, страхователь ведет две трудовые книжки: бумажную трудовую книжку и сдает в электронном виде в Пенсионный фонд электронную трудовую книжку.
Вопрос: В организации у некоторых работников оформлено внутреннее совмещение, не совместительство. Надо ли направлять СЗВ-ТД в случае такого оформления или о прекращении?
Ответ: По внутреннему совмещению, например, на время декретного отпуска, новые трудовые договоры не заключаются с работниками на данный вид работы и поэтому такие записи не вносятся в бумажную трудовую книжку. Поэтому раз не вносятся в бумажную трудовую книжку, то не заполняются и в электронную трудовую книжку.
Вопрос: Должен ли работодатель уведомить внешних совместителей о переведении трудовой книжки в электронную или в бумажный вариант?
Ответ: Ст. 66 Трудового Кодекса РФ, о ведении трудовой книжки на бумаге, прописано о том, что внесение записей в бумажную трудовую книжку можно только по желанию самого работника. В ст. 66.1 ТК РФ данная норма отсутствует, то есть на всех внешних совместителей страхователь обязан сдавать в Пенсионный фонд электронную трудовую книжку, с данными о том, что принял на работу по совместительству на такую-то должность.
Вопрос: Сотрудник был принят на работу 10 лет назад, за все эти годы никаких кадровых изменений не было. Он увольняется в 2020 году. Что надо указать в СЗВ-ТД, если был перевод на другую должность, например, в 2018 году?
Ответ: Когда работодатель впервые представляет форму электронной трудовой книжки в Пенсионный фонд, неважно. Он должен ее сдавать в случае, если человек написал заявление о выборе трудовой книжки – бумажной или электронной, либо было какое-то кадровое мероприятии, страхователь обязан сдать форму СЗВ-ТД в Пенсионный фонд.
И при первичном направлении данной формы он должен указать предыдущие кадровые мероприятия у данного страхователя, поэтому если 10 лет назад он был принят на работу и не было никаких кадровых мероприятий, а в 2020 году он уже увольняется, страхователь сдает форму СЗВ-ТД, где в первой записи указывается последняя запись о кадровом мероприятии из трудовой книжки. Это прием на работу, перевод на другую должность и второй строкой указывает увольнение в 2020 году данного страхователя.
Если было бы переименование страхователя, то оно уже не указывается.
Вопрос: Работник устроился в 2018 году в ООО «Ромашка», в 2019 году ООО «Ромашка» переименовалась в ООО «Василек», о чем сделана запись в трудовой книжке. Что следует указать в СЗВ-ТД при увольнении работника?
Ответ: Прием на работу должен быть указан, что сотрудник был принят в ООО «Ромашка», но так как было переименование, то второй строкой желательно указать это переименование и последней третьей строкой – увольнение в 2020 году с ООО «Василек».
Чтобы было видно в трудовой книжке, что он был принят правильно, и было переименование организации.
Вопрос: Работник отказался от бумажной трудовой книжки у первого работодателя, на новое место пришел с электронной трудовой книжкой, в которой сведения от предыдущего работодателя. Вопрос – где взять сведения о полном страховом стаже для расчета будущего?
Ответ: Если человек выбирает электронную трудовую книжку, работодатель выдает ему на руки бумажную трудовую книжку. Застрахованное лицо обязано ее хранить у себя и в случае его перехода на новое место работы, где требуется подтвердить стаж до 2020 года, действует бумажная трудовая книжка, которая у него есть на руках, он ее предоставляет работодателю, и работодатель берет себе копию документов, которые необходимы и рассчитывает больничный лист.
Вопрос: Если работник выбрал бумажный вариант, надо ли выдавать ему СТД-Р при увольнении?
Ответ: СТД-Р – это сведения о трудовой деятельности у работодателя. Работодатель обязан выдать только тому работнику, который выбрал ведение электронной трудовой книжки. Если бы продолжали вести бумажную трудовую книжку, работодатель выдает ему бумажную трудовую книжку на руки без предоставления формы СТД-Р.
Вопрос: Сейчас работодатель может увидеть в бумажной трудовой книжке, где и на каких должностях трудился раньше работник. В случае перехода на электронную трудовую книжку такой возможности не будет. Может ли работодатель получить сведения из электронной базы ПФР самостоятельно без участия работников?
Ответ: Нет, такой возможности у страхователя не будет, потому что действует ФЗ № 152 «О Персональных данных». Данные о лицевом счете, о работе сотрудника, о его стаже являются конфиденциальными и не подлежат предоставлению третьим лицам.
Поэтому в случае, если недостаточно сведений в бумажной трудовой книжке, которую должен иметь на руках работник, всегда можно попросить самого работника принести выписку из данного лицевого счета, где находятся все сведения обо всех работодателях. Работник может также взять ее в любом Управлении Пенсионного фонда, МФЦ, а также на сайте Пенсионного фонда, на портале Госуслуги и принести своему работодателю.
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, у которого нет работников, должен предоставлять отчетность для электронных трудовых книжек?
Ответ: Нет, форма отчетности СЗВ-ТД сдается только на тех работников, с которыми заключен трудовой договор. Если заключены гражданско-правовые договора, то такие сведения не сдаются.
Вопрос: Пришел устраиваться на работу человек и заявил, что он нигде раньше не работал. Как можно это проверить?
Ответ: Работник обязан вам предоставить бумажную трудовую книжку. Если он вам её не предоставляет, говорит, что он нигде не работал, то можно его также попросить принести выписку из лицевого счета, и вы увидите, что человек на самом деле нигде не работал, она пустая.
Вопрос: В течение 2020 года никаких кадровых движений по работнику не было, и заявление о переходе на электронную трудовую книжку он не писал. Надо ли подавать какие-то сведения по нему?
Ответ: В случае отсутствия у работника в 2020 году каких-то кадровых мероприятий, либо человек в 2020 году по разным причинам не написал заявление о выборе трудовой книжки, на таких сотрудников работодатель обязан предоставить сведения о трудовой деятельности до 15 февраля 2021 года.
Так как не будет заявлений и кадровых мероприятий, он должен будет указать только последнюю запись из трудовой книжки по данному работнику. Но на всех он обязан предоставить до 15 февраля 2021 года.
Источник
Как оформить трудовую книжку совместителя
Особенности работы совместителя
Основным местом работы является то, где лежит трудовая книжка. Если рабочий трудится в одной организации по двум должностям, это внутреннее совместительство. Если он трудится на разных работодателей, это внешнее.
Трудиться гражданин вправе у неограниченного числа работодателей. Исключение составляют спортсмены, тренеры и руководители организаций (ч. 1 ст. 276, ч. 1 ст. 348.7 ТК РФ). В этом случае они должны предоставить разрешение с основного места. Несовершеннолетним запрещено трудиться у нескольких нанимателей. Водители и служащие, занятые на опасном производстве, бывают совместителями, но работают по другой профессии.
О том, как правильно сделать запись в трудовой книжке по совместительству, говорит постановление правительства РФ от 16.04.2004 № 225.З и постановление Минтруда от 10.10.2003 № 69.
Внешние совместители
Ситуация, когда сотрудник трудится у другого работодателя в свободное от основной работы время, является внешним совместительством. С трудящимся обязательно заключается договор. Сообщать основному нанимателю об этом служащий не обязан.
При заполнении документа используйте образец, как сделать запись в трудовой книжке по совместительству (внешнему).
Для оформления в отдел кадров предоставляется:
При трудоустройстве на работу с вредными условиями труда добавляется справка от основного работодателя об условиях и характере труда.
Внутренние совместители
Оформляется у работодателя по основному месту трудоустройства в свободное от работы время. Со служащим заключается трудовой договор, где обязательно указано, что место не является основным. Трудятся по второй должности на 0,5 ставки и меньше.
Нужно ли оформлять совместительство в трудовой книжке
Отметку о работе в другой компании вносить в ТК необязательно. Это зависит от самого работника. Вписывают информацию только по основному месту на основании предоставленных сотрудником документов.
На основании каких документов вносятся записи
Если работник изъявил желание внести в свою ТК отметку о внешнем трудоустройстве, он должен:
- запросить у работодателя заверенную копию приказа о приеме или справку, где будут указаны наименование компании, номер и дата приказа о приеме, число, когда сотрудник приступил к своим обязанностям;
- написать заявление в отдел кадров по основному месту с просьбой внести отметку в ТК;
- приложить к заявлению полученные во второй компании документы.
Справка или приказы о приеме или увольнении заверяются печатью и подписью уполномоченного лица. Если служащий хочет внести информацию о внутреннем трудоустройстве, ему достаточно подать заявление в отдел кадров с просьбой о внесении информации в ТК.
Алгоритм внесения записей
Шаг 1. Порядковый номер
Все записи нумеруются по порядку, вне зависимости от того, основная это работа или совместительство. Нумерация сквозная. Образец записи о работе по совместительству в трудовую книжку показывает, что работник является и внешним, и внутренним совместителем.
Шаг 2. Дата внесения
В следующую колонку после порядкового номера вносится дата трудоустройства (ни в коем случае не дата внесения информации).
Шаг 3. Наименование должности
В графу «Сведения о работе» заносится полное и сокращенное наименование компании и наименование должности — так, как показывает образец записи в трудовую книжку по внешнему совместительству (в ООО «Тюльпан»).
Шаг 4. Документ-основание
В последней графе указываются номер и дата документа, на основании которого произведено трудоустройство: образец записи в трудовой книжке о работе по совместительству у одного нанимателя содержит 2 приказа — о приеме на основную должность и в качестве совместителя.
Если вносится информация о другой компании, в поле документа, на основании которого она сделана, указываются не только реквизиты приказа, но и наименование организации: см. образец записи о совместительстве в трудовой книжке у другого работодателя.
Как оформляется увольнение
Информацию об увольнении из другой организации вносится на основании заверенного приказа или справки от работодателя. Информацию вносят в отделе кадров только по основному месту. Поскольку служащий не обязан сообщать на второй работе о своем увольнении с основного места, встречается ситуация, когда сотрудник уволился от основного работодателя, но остался трудиться у внешнего. В этой ситуации, когда служащий расторгнет договор по совместительству, он принесет подтверждающий документ на новое основное рабочее место, и отдел кадров впишет строку об увольнении. Это непростая ситуация. Чтобы не ошибиться, используйте образец увольнения по совместительству: запись в трудовой книжке ищите на второй странице.
Есть ли разница в записях внешнего и внутреннего совместителя
Разница заключается только в том, что при внутреннем трудоустройстве в графах «Сведения о работе» и «Документ-основание» не надо указывать наименование компании: сравните образец записи об увольнении по совместительству в трудовой книжке у одного работодателя с примером, показанным ниже.
Образец записи в трудовой по совместительству в другой организации отличается от представленного выше.
Источник
Ведение трудовых книжек внешних совместителей: важные нюансы
Электронная трудовая книжка при совместительстве — это документ сотрудника, находящийся в ПФР. Работодатели подают в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-ТД на всех застрахованных лиц, это касается и работников, занятых на таких условиях.
Надо ли уведомлять внешних совместителей о переходе на ЭТК
Работники выбирают один из вариантов отражения сведений о рабочей деятельности — в бумажной форме (ст. 66 ТК РФ) или электронном формате (ст. 66.1 ТК РФ). По правилам 439-ФЗ от 16.12.2019 работодатель обязан письменно уведомить каждого служащего о нововведениях в ТК РФ, переходе на ЭТК и праве выбора способа ведения трудовых книжек (подпункт 4 пункта 1 статьи 2 439-ФЗ). Никаких исключений в этой норме нет: уведомления получают в том числе внешние совместители, и электронные трудовые книжки им оформляют через ПФР по сведениям, полученным от работодателя.
Но Роструд выпустил разъяснения по поводу трудоустройства таких служащих и представил иную позицию. Трудовая книжка находится в организации по основному месту работы. При приеме на должность на условиях совместительства этот документ не подается (ст. 65 ТК РФ). Более того, запись о совместительстве вносится только по желанию сотрудника на основании документа о приеме (ч. 5 ст. 66 ТК РФ, определение Московского городского суда по делу № 33-6275/16 от 24.02.2016), следовательно уведомлять работника по совместительству об ЭТК не требуется.
Роструд пояснил, что переход на электронные трудовые книжки внешнего совместителя — задача его основного работодателя. Он рассылает уведомления, собирает заявления и переводит работника-совместителя на новый формат подачи сведений о рабочей деятельности.
Не требуйте заявление на ведение электронной трудовой книжки от совместителя: он пишет заявку по основному месту работы. Даже если служащий по совместительству подаст заявление, оно никак не изменит отчетность в ПФР и не повлияет на форму ведения ТК в этой организации, т. к. работодатель не ведет его документы (письмо ПФР №В-6181-19/10665-20 от 05.03.2020).
Включать ли в СЗВ-ТД внешних совместителей
Учреждения подают информацию по форме СЗВ-ТД на всех зарегистрированных служащих (п. 1.4 Порядка из постановления Правления ПФ РФ № 730п от 25.12.2019). Совместителей необходимо включать в отчет наравне с основными сотрудниками.
Если внешний совместитель уволился с основного места работы
Если служащий по совместительству уволился с основного места работы и переводится в вашу организацию, необходимо подать форму СЗВ-ТД в Пенсионный фонд.
Содержание отчета зависит от формы перевода:
- Расторгаем договор на совместительство по заявлению сотрудника и заключаем новое соглашение по основному месту работы. В СЗВ-ТД отражаем увольнение с должности по совместительству и фиксируем поступление на основное место.
- Подписываем дополнительное соглашение к основному договору: с конкретного числа работа по внешнему совместительству является основной рабочей деятельностью такого сотрудника. В СЗВ-ТД работодатель указывает перевод с совмещения на основную должность (письмо Минтруда № 14-2/В-308 от 25.03.2020).
Надо ли выдавать при увольнении СТД-Р
Нормативно переход на электронные трудовые книжки совместителей описан в 439-ФЗ и ТК РФ. В ст. 66.1 ТК РФ указано, что работодатели обязаны выдавать сотруднику, совмещающему работу, заполненный СТД-Р (ч. 5 ст. 66.1). Сведения о трудовой деятельности выдаются тем способом, который указал служащий в своей заявке.
Где еще посмотреть информацию
Нормативно-правовая база по этому вопросу:
- Федеральный закон № 439-ФЗ от 16.12.2019 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»
- Письмо ПФ РФ №В-6181-19/10665-20 от 05.03.2020 «Об особенностях заполнения формы СЗВ-ТД в отношении совместителей»
Источник