Способ ведения мяча баскетбол

Правила ведения мяча в баскетболе

В современном баскетболе ведение и дриблинг являются основными принципами передвижения по полю. Игрок не может взять мяч в руки и пробежать к кольцу. Это будет расценено как нарушение. А какие еще существуют нюансы ведения и дриблинга? Оказывается, что нельзя выставлять вперед вторую руку и делать вместе с мячом больше двух шагов. Но так было не всегда.

В начале и до середины 20 века баскетбол был больше похож на регби с подвешенными кольцами. Игроки часто толкались, злоупотребляли массой и силой, тянули время. В 1954 году произошло обновление правил, и игра стала гораздо строже относится к различным физическим контактам. Теперь игрокам нужно было учиться вести мяч и не вступать в противоборство с соперником. Баскетбол стал красивее и зрелищнее.

Определения

Ведение мяча — это способ перемещения баскетболиста по площадке. Только с помощью этого приема возможно самостоятельное передвижение игрока. Иначе ведения мяча могут называть дриблинг. Но это определение чаще используется тогда, когда речь заходит об обыгрывании соперников, их переигрывании в борьбе один на один. Сейчас хороший дриблинг стал неотъемлемой частью любого баскетбольного матча.

Несмотря на высокие требования к игрокам со стороны тренеров, почти никому не удается сделать из ведения мяча свою сильную сторону. Дело в том, что баскетбол очень быстрая игра, в которой большая ставка делается на командную игру. Если игрок думает, что ему удастся пройти 5 оппонентов, используя дриблинг, то буквально через несколько секунд его ждет разочарование. В НБА голы, в которых принял участие только один спортсмен, являются большой редкостью.

Техника ведения мяча

Чтобы уходить из-под прессинга нужно научиться хорошей технике ведения мяча. Стоит сказать, что существует несколько способов дриблинга:

  • Одна рука. Самый распространенный способ. Идет чеканка мяча о землю одной рукой, а второй можно контролировать баланс тела. Это наиболее энергосберегающий и спокойный способ ведения.
  • Две руки попеременно. Также часто встречающаяся техника. Ее стоит освоить всем тем, кто хочет повысить свой уровень игры до профессиональных игроков. Меняя две руки можно запутать противника, а также найти более выгодный вариант к атаке.
  • Переводы. Это сильные удары о пол, которые поднимают мяч до уровня плеч дриблера. Таким образом можно раскачать противника и отдать пас в открывшиеся пространство.
  • Кроссовер. Суть этого приема заключается в чеканке мяча между ног. Один удар перед собой, а второй — уже за спиной. Это помогает защитить мяч от соперника и не дать ему инициативы в борьбе.
  • За спиной. Этот способ используется редко в настоящей игре. Чаще всего им пользуются для разминки или поддразнивания соперника.

Для всех этих способов существует примерно одна техника. Баскетболисты не случайно изучают правила дриблинга. Это нужно для того, чтобы лучше контролировать мяч и не получить травму во время неправильного приема. Существуют следующие правила и советы при ведении мяча:

  • Мяч должен отскакивать от поля и пружинить от пальцев. Не нужно хватать его полной ладонью или стараться максимально сильно ударить о пол. Главное, чтобы на дриблинг тратилось немного усилий, а руки игрока не уставали.
  • Нужно прижаться к земле и вести мяч, не отпуская его слишком далеко. В таком положении у противника будет меньше времени, чтобы выхватить мяч. Лучше менять стиль дриблинга, поднимаясь иногда во весь рост, а иногда пригибаясь к земле.
  • Нужно отучиваться смотреть на мяч во время дриблинга. Желательно вообще вести мяч не глядя. Таким образом можно будет следить за движениями соперника, сконцентрировавшись на обстановке в матче.
  • Стоит научиться укрывать мяч корпусом, не подпуская к нему игрока из вражеской команды. Этого довольно тяжело достичь, так как слепое ведение подразумевает, что спортсмен будет вслепую контролировать мяч, не ударяя его о другие части тела.
  • Учитывать угол отскока мяча тоже стоит при активном дриблинге. Если стоять и чеканить под углом в 90 градусов, то продвижения не будет. Если угол будет слишком большой, то за мячом можно не успеть, а если слишком маленьким — то продвижение будет слишком медленным. Профессиональные баскетболисты уделяют большое внимание ведению мяча, так как это второй по важности аспект передвижения по полю (первый — передача пасов).

Двойное ведение

Так называют нарушение, когда игрок после взятия мяча в руки снова начинает дриблинг. Правилами это запрещается. Если спортсмен получает мяч от партнера, то ему можно взять мяч обеими руками и начать дриблинг, но только один раз. Допустим, игрок прекратил ведение. Он берет мяч в руки и начинает оглядывать площадку. Теперь у него есть только два варианта:

  1. Отдать пас партнеру по команде.
  2. Совершить бросок в кольцо.

Все это можно сделать и после двух шагов с мячом. За пробежку это считаться не будет. Стоит сказать, что прыжок с мячом в этой ситуации запрещен. В случае нарушения правил игрок будет объявлен в ауте, а право владения перейдет к другой команде.

Распространенные ошибки

Ведение — трудный прием, отработка которого занимает много времени и сил. Но чтобы увеличить пользу для команды, можно изучить наиболее частые ошибки:

  • Индивидуалист. Если сильно увлечься ведением мяча, то результата добиться будет трудно. Баскетбол — это командная игра, в которой пасы играют большую роль, чем дриблинг. Чаще нужно смотреть на партнеров и видеть хорошие моменты: как для ведения, так и для передач.
  • Заигрывание. Конечно, все профессиональные игроки владеют мячом на превосходном уровне, поэтому они могут позволить себе какие-то финты и приемы прямо рядом с противником. Обычным игрокам такие «фокусы» на пользу не пойдут. Лучше всегда контролировать мяч, ведь недооценивать соперника — главная ошибка баскетбола.
  • Отталкивать соперника. Во время дриблинга не стоит уделять много лишнего внимания команде противника. Если игрок начнет вступать в тесный контакт, то велика вероятность заработать фол или потерять мяч. Лучше обходить оппонента или искать возможность для паса.
  • Не тренироваться. Некоторые игроки думают, что владение разовьется в процессе игры, но это сильное заблуждение. Как и любой другой прием, дриблинг требует внимания и усердия. Нужно уделять этому много времени, чтобы прогрессировать и комфортнее чувствовать себя во время матча.
  • Предпочитать дриблинг броску. Допустим, что игрок находится у границы «краски», но он решает подойти вплотную к кольцу и сделать данк. Это решение может повлечь за собой потерю мяча или фол в 3-секундной зоне. Если есть возможность бросить с близкой дистанции, то всегда стоит это делать, а не переходить на дриблинг.
Читайте также:  Карп рыба способ приготовления

Упражнения для отработки

Чтобы научиться хорошему дриблингу стоит больше тренироваться. В этом помогут следующие упражнения:

  • Держать в руке мяч, плавным движением опуская его вниз и чеканя об землю. Работает только кисть одной руки. Это поможет развить силу запястий.
  • Один игрок берет в руки мяч, а второй хватает его так, как удобно. Теперь задача номера два — это постараться вытащить снаряд. Первый игрок должен напрягать все мышцы, чтобы не дать мячу выскочить. Развивает сильные руки.
  • Долгое ведение мяча. Тут все ясно. Нужно уходить в дриблинг и чеканить мяч на протяжении 3, 5, 10 минут. После того, как пропадут заметные пошатывания, а спортсмен будет лучше чувствовать болид, контроль над мячом начнет ощущаться лучше.
  • Ведение мяча между ног кроссовером также поможет лучше чувствовать скорость и угол падения мяча. Это упражнение может улучшить не только контроль, но и навыки дриблинга вблизи соперника.
  • Попеременное ведение мяча сначала одной рукой, а потом второй тоже поможет лучше ощущать игру. Игрок, который умеет управляться обеими руками, всегда будет чувствовать себя уверенно на площадке.

Важные нюансы в игре

Стоит учитывать, что для успешного ведения нужны сильные и мощные руки. Баскетболисты много тренируются и вне площадки. Желательно, посещать спортивный зал, где можно увеличить силу хвата и мощность ног. Высокие прыжки и крепкие руки — отличительные черты любого профессионального баскетболиста. Также стоит развивать выносливость, ведь ведение — это тот же самый бег, но с повышенной концентрацией.

Сильный корпус поможет в столкновениях даже с самыми большими противниками. Конечно, сейчас больше ценятся игроки с хорошей выносливостью и быстрым бегом, но это не значит, что противники всегда будут медленнее или слабее команды.

Источник

Ведение мяча в баскетболе

Вадим Георгиевич АНДРИАНОВ, методист
ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга

ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЕДЕНИЯ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ

Данная методическая разработка рекомендована учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования. Содержание разработки подобрано на основе многолетнего опыта работы. Анализ степени усвоения элементов баскетбола учащимися на протяжении многих лет, позволил сделать вывод, что ведение мяча является важным элементом баскетбола который требует постоянного совершенства. Ведение мяча является одним из основных технико-тактических приемов игры в баскетбол. Умение игроков сочетать ведение мяча с другими техническими приемами игры позволяет решать сложные задачи, возникающие в быстро меняющейся обстановке во время игры.

Обучение ведению мяча целесообразно начинать тогда, когда занимающиеся овладели основными способами перемещения, остановками и поворотами.

На начальном этапе обучения следует использовать комплексный метод «игра-обучение-игра». Этот метод позволяет поддерживать высокую эмоциональность процесса обучения, способствует поддержанию интереса занимающихся к выполнению всех упражнений, повышает их активность.

Основными задачами при этом являются:

  1. Ознакомление с техникой ведения мяча.
  2. Разучивание упражнений в упрощенных условиях.
  3. Разучивание упражнений в усложненных условиях.
  4. Выполнение упражнений с противодействием противника.
  5. Выполнение упражнений в условиях соревнования.

Стойка игрока, выполняющего ведение мяча на месте, — нога разноименная ведущей руке, впереди. Ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, предплечье параллельно полу, пальцы руки расставлены. Ведение мяча осуществляется за счет разгибания руки в локтевом и сгибания в лучезапястном суставе. При этом пальцы расставлены и напряжены и располагаются на мяче сверху. За счет активного разгибания руки происходит толчок мяча сверху вниз, рука полностью выпрямляется и движение заканчивается кистью. При отскоке мяча от пола, мяч встречается пальцами, происходит плавное разгибание (уступающее движение) в лучезапястном и сгибание в локтевом суставах.

В баскетболе чаще всего применяют ведение с обычным (средним) по высоте и низким отскоком мяча. При этих ведениях баскетболист передвигается на слегка согнутых ногах, туловище несколько наклонено вперед. Толчки мяча выполняют равномерно, согласованно со скоростью продвижения и несколько сбоку от игрока. Нужно стремиться к тому, чтобы рука сопровождала мяч возможно дольше, а это способствует хорошему контролю мяча и лучшему управлению им.

Для быстрого передвижения применяют ведение с высоким отскоком мяча. Ведение мяча с низким отскоком игрок осуществляет в более низкой стойке и раньше встречает мяч, отскакивающий от площадки. Это достигается за счет движения кисти почти выпрямленной руки. Применяют его, когда необходимо изменить ритм ведения, если защитник находится вблизи.

Для успешного овладения умением ведения мяча необходимо соблюдать следующую последовательность в обучении:

  1. Ведение мяча на месте правой, левой рукой.
  2. Ведение мяча правой, левой рукой на шагах (бегом) по прямой, вправо, влево, назад.
  3. Ведение мяча с изменением высоты отскока и ритма.
  4. Ведение мяча с изменением скорости и направления.
  5. Ведение мяча с пассивным (активным) защитником.
  6. Ведение мяча в сочетании с различными техническими приемами.
  7. Ведение мяча при численном неравенстве.
  8. Ведение мяча в условиях соревнования (на скорость, правильность и точность выполнения).
Читайте также:  Каким способом убрать усики у женщины

При решении задач обучения на этих этапах необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе упражнений. Они должны быть доступны и легко выполняться учащимися и в то же время по своей двигательной структуре схожи с изучаемым приемом.

Эти упражнения направлены на обучение занимающихся правильному исходному положению для ведения мяча. При этом особое внимание обращается на положение ног, туловища и кистей на мяче.

Стойка для игрока, выполняющего ведение мяча на месте, — нога, разноименная ведущей руке, впереди. Ноги слегка согнуты в коленях, туловище наклонено вперед, предплечье параллельно полу, пальцы кисти расставлены. После принятия исходного положения занимающийся имитирует ведение мяча с помощью сгибания и разгибания руки в локтевом суставе и лучезапястном. В дальнейшем происходит усложнение упражнений за счет движения шагом вперед, назад, вправо, влево, бегом и т.д.

По мере усвоения движения рукой необходимо перейти к имитации ведения попеременно правой и левой рукой, изменения высоты ведения, ритма ведения и т.д.

Когда занимающийся овладеет имитационными движениями, необходимо перейти к обучению ведению непосредственно с мячом.

Упражнения для обучения ведению мяча на месте

Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент сделать ускорение, передачу или бросить по кольцу. Мяч укрывается от соперника корпусом, плечом, свободной рукой. Кисть руки, ведущей мяч, регулирует силу удара, высоту отскока и направление движения мяча. При этом мяча касаются лишь кончики пальцев, игрок не должен смотреть на мяч, а только периферическим зрением контролировать его. В поле зрения дриблера одновременно должны находиться партнеры, соперники, судьи.

Рекомендуются следующие упражнения:

  1. Ведение мяча на месте правой, левой рукой, в положении с выставленной вперед ногой.
  2. Ведение мяча с изменением высоты отскока (за счет сгибания и разгибания ног). Несколько ударов с высотой отскока 60-80 см. и сразу же переход на низкое ведение с высотой отскока 15-20 см.
  3. Очень частое низкое ведение попеременно правой, левой рукой.
  4. Ведение мяча, посылая его в пол поочередно вперед-назад. Кисть накладывается на мяч спереди-сверху (вперед) и сзади-сверху (назад) волнообразным движением кисти.
  5. Ведение мяча с переводом с руки на руку:

а) перед собой (попеременное), кисть накладывается сверху – справа, посылая мяч резко вниз – влево, и сверху – слева – посылая мяч вправо;

б) за спиной; обратить внимание на резкое движение кистью, посылающей мяч за спину. Принимается мяч левой рукой.

  1. Ведение мяча вокруг корпуса вправо, влево.
  2. Ведение мяча на скорость. Очень частое низкое ведение попеременно правой и левой рукой. Обратить внимание на ошибки: работа кисти не толчком, а шлепком.
  3. Ведение мяча с закрытыми глазами. Отработка чувства мяча.
  4. Ведение двух мячей одновременное и попеременное (с высоким, низким отскоком, на скорость, с закрытыми глазами).
  5. Ведение мяча из различных исходных положений: в полуприседе, в приседе, сидя на полу, стоя на коленях, лежа на животе с опорой на руку, сидя на скамейке.
  6. «Ванька-встанька» — ведение мяча стоя, сидя на полу, лежа на спине и обратно в положение стоя.
  7. В широкой стойке ведение мяча с руки на руку между ногами вперед – назад.
  8. Ведение мяча без зрительного контроля: внимание игрока направлено на щит; игрок повторяет свободной рукой движения руки партнера; команду для изменения высоты отскока подает партнер без мяча: рука вверх – высокий отскок, рука вниз- низкий отскок. В соответствии с этим, ведение правой, левой рукой.
  9. Ведение мяча в сочетании с поворотами на месте.
  10. Ведение мяча в сочетании с приемами выбивания мяча: один игрок ведет мяч, другой старается его выбить; оба с мячами, выбивают мяч друг у друга, при этом выполняют ведение.

После овладения техникой ведения мяча на месте, следует переходить к обучению ведения мяча в движении.

Упражнения для обучения ведению мяча в движении

Исходное положение для начала ведения мяча в движении то же, что и на месте. Однако существенным является изменение положения ведущей руки, направление толчка мяча и положение кисти на мяче.

Ведение осуществляется за счет удержания мяча сбоку – спереди – справа. При толчке мяча в пол кисть располагается сверху – сзади и при этом используются главным образом движения пальцами и кистью. Движения в локтевом суставе незначительные.

При ведении мяча в движении необходимо приучить занимающихся прикрывать мяч туловищем и свободной рукой. В дальнейшем это будет необходимо при обыгрывании соперника с помощью ведения.

Рекомендуемые упражнения для обучения делятся на пять групп:

I . Ведение шагом, бегом по прямой

  1. Ведение мяча шагом по прямой с высоким, низким и комбинированным отскоком мяча.
  2. Ведение мяча попеременно правой, левой рукой.
  3. Ведение мяча с продвижением спиной вперед.
  4. Ведение с остановками по сигналу через 5-6 метров (при остановке ведение на месте).
  5. Ведение, остановка, переводы мяча под ногой или за спиной.
  6. Ведение, сесть, лечь, не прекращая ведения.
  7. Ведение мяча переводом с руки на руку между ногами на каждый шаг.
  8. Ведение мяча с поворотами по часовой и против часовой стрелки.
  9. Ведение мяча с переводом за спиной.
  10. Ведение мяча с отвлечением внимания.
  11. Ведение двух мячей одновременно, попеременно.
  12. Ведение мяча в глубоком приседе, приставными шагами, правой, левой рукой.
  13. Ведение мяча прыжками на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу.
  14. Ведение мяча передвигаясь по гимнастической скамейке, удары мяча в пол справа, слева, правой, левой рукой.
  15. Ведение мяча во время прыжков через гимнастическую скамейку: лицом, боком к скамейке.
  16. Ведение спиной вперед в глубоком приседе с поворотами на 90 градусов.
  17. Ведение мяча бегом по прямой на скорость, ускорения в парах, эстафеты с ведением мяча, рывки и остановки.
Читайте также:  Как вывести шипицу народным способом

II . Ведение по кругу.

  1. Ведение мяча по кругу по часовой стрелке и против. Осуществляется внешней, дальней рукой от круга.
  2. Ведение по «восьмерке» левой, правой рукой.
  3. Ведение по кругу с изменением высоты отскока мяча, правой, левой рукой.
  4. Попеременное ведение, с отвлечением внимания.
  5. Ведение двух мячей.

III . Ведение с изменением направления, высоты отскока и скорости.

  1. Ведение по разметкам баскетбольной площадки.
  2. Ведение мяча зигзагом «змейкой».
  3. Ведение мяча с обводкой препятствий справа, слева.
  4. Ведение мяча вокруг препятствий. Переводом за спиной, между ног, со сменой ритма.
  5. Ведение мяча переводом его из руки в руку в момент поворота в обратном направлении.
  6. Челночный бег с ведением мяча на время.
  7. Ведение с изменением скорости движения и длины шагов.
  8. Ведение мяча на ограниченном пространстве. Игроки собираются с мячами внутри трехсекундной зоны. По сигналу игроки начинают ведение мяча, одновременно стараясь выбить мяч у соперников.
  9. «Пятнашки» в парах с ведением мяча.
  10. Ведение с ускорениями и замедлениями, рывками, остановками.
  11. Переход от обычного ведения к высокому, низкому и обратно.
  12. Ведение мяча в сочетании с ловлей и передачей мяча.
  13. Ведение мяча в сочетании с бросками в корзину.

IV . Ведение мяча с сопротивлением .

  1. Игрок с мячом нападающий, игрок без мяча защитник. Нападающий ведет мяч и, применяя переводы мяча с одной руки на другую, пытается пройти мимо защитника. Защитник применяет пассивное, активное сопротивление.
  2. То же упражнение, но нападающий использует остановки и повороты.
  3. То же упражнение, но нападающий использует отвлекающие действия, а также переводы мяча за спиной, под ногой.
  4. Игрок с мячом — нападающий. Два игрока без мячей – защитники. Они располагаются один за другим на расстоянии 3-х метров. Если нападающий обыграл ближайшего защитника, в игру вступает второй защитник.
  5. Двое нападающих и двое защитников с мячами. Нападающие и защитники располагаются друг от друга на расстоянии 3-6 м. Если первый нападающий обыгрывает защитника, то в борьбу вступает второй защитник, а первый защитник вступает в борьбу со вторым нападающим.
  6. Ведение мяча с отягощением. Один игрок сидит на спине у партнера, оба ведут мячи. Пройти несколько препятствий, не потеряв мячи.
  7. Преследование дриблера. Задача игрока, ведущего мяч — не дать себя обогнать, укрывая мяч от защитника, вести мяч на максимальной скорости.

V . Ведение мяча в сочетании с различными техническими приемами.

  1. Игроки располагаются за лицевой линией. По сигналу ведут мяч до линии штрафного броска, останавливаются левой ногой вперед, не прекращая ведения, выполняют поворот на правой ноге, затем продолжают ведение до средней линии, выполняют то же самое обратно.
  2. Игроки располагаются во встречных колоннах. Мяч находится у направляющего. Он выполняет ведение, остановку прыжком или в два шага и передает мяч игроку стоящему напротив, после чего становится в конец противоположной колоны.
  3. Ведение мяча, бросок по кольцу на два шага. Справа и слева.
  4. Передачи мяча после ведения во встречных колоннах на два шага.
  5. Ведение мяча, бросок по кольцу в прыжке.

Рекомендуемая методическая последовательность в подборе упражнений по овладению техникой ведения мяча позволяет целенаправленно использовать навык ведения мяча непосредственно в условиях игровой деятельности учащегося, как в урочных так и в секционных занятиях.

VI . Планируемые результаты

  1. Формирование умения оперативно принимать решения в различных игровых ситуациях
  2. Обучение технике ведений мяча, как индивидуально, так и во взаимодействии с партнерами.
  3. Умение оценивать ситуацию и применять необходимый прием ведения
  4. Умение осуществлять анализ выполненных действий.
  5. Достижение личностно значимых результатов в овладении приемами игры в баскетбол.

VII . Основные результаты учеников, полученные автором разработки при ее апробации

  1. Ведение мяча без зрительного контроля левой и правой рукой
  2. Не бить по мячу ладонью.
  3. Умение изменять длину шага и направление движения при ведении.
  4. Контролировать мяч пальцами
  5. Умение снижать или увеличивать высоту отскока мяча в зависимости от ситуации
  6. Уметь взаимодействовать с партнерами используя ведение мяча
  7. Быть готовым сделать передачу или бросок мяча в корзину
  8. Умение делать ускорения и остановки без потери мяча
  9. Формирование интереса к занятиям и положительных эмоций.

Контрольные упражнения и нормативы

  1. Ведение двух баскетбольных мячей одновременно обеими руками.
  2. Ведение двух баскетбольных мячей попеременно обеими руками
  3. Ведение двух баскетбольных мячей одновременно с изменением высоты отскока
  4. Ведение по прямой на скорость и время 30 м. (18м.+12м.)
  5. Челночный бег с ведением мяча 3*10 м., 6*10м.
  6. Ведение «змейкой» 2х15м.
  7. Ведение мяча в сочетании с бросками, передачами, остановками.
  8. Обманные действия (переводы мяча за спиной, под ногой)
  1. Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастера. – М.: Агентство « ФАИР», 1997.-224с. ил. – (Серия «Спорт»)
  2. Макаркина Л. А. Баскетбол. Ведение мяча. //Физическая культура в школе.-2002. №1. — Стр. 12 — 15.
  3. Начальное обучение основным техническим приемам игры в баскетбол. С.-Петербург. «Образование», 1993. – 73 с.
  4. «Баскетбол для всех» Е.Р. Яхонтов «Физическая культура и спорт» Москва.1984

Источник

Оцените статью
Разные способы