- Крестьяне Собакевича в поэме «Мертвые души»: описание жизни крестьян и отношение Собакевича к ним
- Крестьяне Собакевича в поэме «Мертвые души»: описание жизни крестьян, отношение Собакевича к ним
- Отношение Собакевича к крестьянам
- Характеристика Собакевича по плану 1. Портрет 2. Дом, хозяйство 3. Занятия 4. Характер 5. Покупка «мёртвых душ»
- Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
- Портрет Собакевича
- Настоящий мошенник
- Жизненные цели
- Основная тема произведения «Мертвые души»
- Любимые занятия
- Образ помещика
- Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству
- Гостеприимный хозяин
- Манера поведения и речь помещика
- Образ Собакевича (поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)
- Отношение к окружающим Собакевича
- Отличия и сходства
- Экранизации
- История создания
- Взаимоотношения Собакевича с окружением
- Помещик в общении с женой
- Особенности характера
Крестьяне Собакевича в поэме «Мертвые души»: описание жизни крестьян и отношение Собакевича к ним
Каретник Михеев Художник А. Лаптев |
Крестьяне Собакевича в поэме «Мертвые души» Гоголя являются важной деталью в образе помещика.
Помещик Собакевич основательно занимается своей усадьбой и хозяйством в отличие. например, от ленивого Манилова или жадного Плюшкина.
Ниже представлено описание крестьян Собакевича в поэме «Мертвые души»: описание жизни крестьян и отношение Собакевича к ним.
Смотрите:
— Все материалы о Собакевиче
— Все материалы по поэме «Мертвые души»
Крестьяне Собакевича в поэме «Мертвые души»: описание жизни крестьян, отношение Собакевича к ним
«. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. «
«. Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке. «
«. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. «
«. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. «
«. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирчёных* стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует. » (* кирченая стена — стена из гладко стесанных бревен)
Отношение Собакевича к крестьянам
«. захолустная жизнь, хлебные посевы, возня с мужиками. «
«. у тебя под властью мужики: ты с ними в ладу и, конечно, их не обидишь, потому что они твои, тебе же будет хуже. » (Чичиков о Собакевича)
«. Ведь вот какой народ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин. «
«. не только было обстоятельно прописано ремесло, звание, лета и семейное состояние, но даже на полях находились особенные отметки насчет поведения, трезвости. «
Более подробно о некоторых крестьянах Собакевича читайте в статье: «Мертвые души» Собакевича.
Это было цитатное описание крестьян Собакевича в поэме «Мертвые души»: описание жизни крестьян и отношение Собакевича к ним.
Источник
Характеристика Собакевича по плану 1. Портрет 2. Дом, хозяйство 3. Занятия 4. Характер 5. Покупка «мёртвых душ»
Фамилия Собакевич напоминает о животном мире.
И Гоголь подчеркивает животное начало персонажа
(грех чревоугодия).
Собакевич был похож на медведя средней величины.
Лицо его было красным, как каленый пятак.
Походка была тоже совершенно медвежья.
Его даже звали Михаилом Семеновичем.
В изображении Собакевича ощутим гротескный мотив,
сближения героя с животным, с вещью.
Тем самым Гоголь подчеркивает ограниченность
интересов помещика миром материальной жизни.
Фамилия соответствует характеру и портрету Собакевича:
«бульдожья» хватка и лицо;
кроме того, к людям он относится, как цепной пёс :
«да уж нрав такой собачий: не могу не доставить
удовольствие ближнему».
Собакевич-помещик-накопитель.
Деревня у него большая, обустроенная.
Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности.
Собакевич тяготеет к старым, крепостническим формам
ведения хозяйства.
Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над
своими крестьянами.
В доме Собакевича все удивительно напоминает его
самого. Не только в доме его, а во всем поместье —
до хозяйства последнего мужика-все прочно и крепко.
Его деревня довольно велика.
Справа и слева, как два крыла, были два леса- березовый
и сосновый, а посреди виднелся «деревянный дом с
мезонином, красной крышей и темно-серыми,
дикими стенами», вроде тех, что строят для
«военных поселений и немецких колонистов».
Двор Собакевича был окружен толстой и очень крепкой
решеткой, и было видно, что хозяин много хлопотал о
прочности.
Конюшни, сараи и кухни были сделаны из полновесных и
толстых бревен, определенных на «вековое стояние».
Деревенские избы были построены прочно, плотно,
то есть как следует, хоть и без «резных узоров и
прочих затей».
И даже колодец был обделан в такой крепкий дуб,
«какой идет только на мельницы да корабли».
Одним словом, все было «упористо, без пошатки,
в каком-то крепком и неуклюжем порядке».
Основательность, фундаментальность, прочность-
отличительные черты и самого Собакевича, и его
бытовой обстановки.
Собакевич рад «облить грязью» всех знакомых за
обильным ужином в своём доме.
Все, по его мнению, плохи, жулики, мошенники:
» За копейку убьют» .
Характерно для злобного взгляда Собакевича на
окружающих обилие в его лексиконе ругательных слов:
хапуга, разбойник, свинья, мошенник.
Собакевич ругает весь город.
Председатель палаты у него «такой дурак, какого свет
не производил»,
губернатор -«первый разбойник в мире» ,
полицеймейстер -«мошенник» .
Иностранные повара и доктора — обманщики,»
О городских чиновниках Собакевич говорит, что они
мошенники,» христопродавцы».
И это, скорее всего, является правдой.
Но все сказанное не мешает ему иметь какие-то
выгодные дела и взаимоотношения с этими
мошенниками.
Его отношение к науке, образованию резко отрицательно.
А людей, которые занимаются этим, Михайло Семенович
перевешал бы – так они ему ненавистны.
Собакевич понимает: образование способно поколебать
сложившиеся устои, а это невыгодно помещику.
Отсюда и вытекает его тяжеловесность и
устойчивость взглядов.
Михайло Семенович- неуступчивый в торгах.
Он невозмутимо выслушивает предложение Чичикова
и хладнокровно назначает цену в сто рублей за душу.
После долгого и мучительного торга герои
сходятся на.. .двух с половиной рублях.
Оба мошенника прекрасно понимают друг друга,
боятся быть обманутыми, поэтому протягивают
одновременно: один — деньги другой-расписку,
выхватывая, облегченно вздыхают, что миновали трудности.
Чичиков, посещая помещиков, впервые в Собакевиче
встречает «кулака» под стать себе, поэтому Павлу
Ивановичу так тяжело вести дело с Михаилом Семеновичем.
Здесь «сшиблись»
Источник
Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Портрет Собакевича
Первое впечатление от Собакевича – средней величины медведь. Лицо его словно вырублено топором несколькими неловкими ударами.
Он неповоротлив, обязательно наступит собеседнику на ногу. Зовут его Михаил Семенович, что также подчеркивает его медвежью сущность.
Характер имеет основательный, в умозаключениях прям и груб. Жена его высокая дама с лицом, похожим на огурец.
Возраст Собакевича Гоголь не указал конкретно. Судя по всему, ему от 40 до 50 лет. В то время, когда Гоголь работал над поэмой, ему было чуть за 30. В таком возрасте и сорокалетние кажутся чуть ли ни стариками.
Следовательно, Гоголь предполагал возраст Собакевича никак не более сорока лет. Этому персонажу посвящена вся пятая глава поэмы.
Настоящий мошенник
Все, по мнению Михаила Семеновича, мошенники. В разговоре с Чичиковым он приводит в пример Плюшкина. Жадный Плюшкин имеет 800 душ, а «…обедает хуже …пастуха» Собакевича. Крепкий «медведь» осуждает скрягу, который всех переморил голодом. В чем мошенничество? Кого обманывает Плюшкин? Классик вставляет в речь Собакевича слова, обличающие другого персонажа поэмы, но относящиеся и к нему, и к гостю. Настоящий мошенник только в себе скрывает эти черты, называет свои положительные качества. Читатель понимает: настоящие мошенники именно Чичиков и Собакевич.
Жизненные цели
Цель Собакевича – просто жить. Душа его находится где-то далеко, как Кощеево яйцо. И понятно, что Собакевич любит безраздельно властвовать. Он хочет, чтобы все было по его воле, даже если это неправильно.
Прогресс и Собакевич – две несовместимые вещи. Гоголь отмечает в лирическом отступлении, что такие люди, как Собакевич, уж лучше пусть будут помещиками. Так как если они придут во власть, то горе будет стране и особенно чиновникам, которые подпадут под их власть, ведь чиновников можно «щелкать» без вреда для себя, а крестьян нельзя, ибо при этом ты теряешь свой заработок.
Основная тема произведения «Мертвые души»
В произведении «Мертвые души» постоянно чередуются грустные и смешные события. Прислушиваясь к мнению других писателей о первых главах, Гоголь неоднократно менял замысел произведения и переписывал содержание. В процессе написания роман перерос в длинную поэму. Центральным образом произведения выступает вся Россия и ее многогранная жизнь.
В главной теме произведения Гоголь раскрывает человеческие качества социальной прослойки населения, акцентируя внимание на их душевности и черствости. Показывает, что самое ценное в человеке – это его душа. Что именно от нее зависит смысл нашей жизни. Автор связывает кризисную ситуацию в России с бездушным поведением общества. Холодные и черствые души людей постепенно умирают и проводят родную страну в критическое состояние. Гениальная тема, поднятая в поэме, бессмертна во все времена.
Мертвые души
Первый том поэмы пользовался большой популярностью среди читателей. Многие поддерживали взгляды писателя. Некоторые находили в образах произведения свое отображение. Со стороны верхушки общества Гоголю было выставлено множество обвинений и претензий. Писатель неоднократно предпринимал попытки к написанию второго тома, но так и не смог правдоподобно выразить свои убеждения. Во втором томе Гоголь пытался отобразить идеалы человеческих характеров, перерожденных из действительности первого тома. Его задумку позднее смогли реализовать Достоевский и Толстой.
С помощью главных героев произведения, Гоголь выводит на «чистую воду» чиновников и помещиков. В различных эпизодах отображает такие черты характера как подкупность и взяточничество, необразованность и посредственность.
- Одних помещиков автор позиционирует как хозяйственных и расчетливых, других преподносит как тунеядцев и дармоедов. Среди чиновников наблюдаются как безобидные, так и злостные персонажи.
- Всех героев объединяет одна общая черта – душевное уродство. Гоголь акцентирует внимание на том, что нормальный человек живет и трудится для своей семьи, для блага общества и государства.
- Персонажи поэмы далеки от благородных целей. Они живут ради наживы и собственного удовольствия. В них отсутствует нравственность и духовность. Характер каждого героя раскрывается на примере различных ситуаций. Несколько типажей помещиков стали открытием в литературе.
- О жизни крестьян Гоголь упоминает лишь изредка, в основном в качестве крепостных помещиков. Главным персонажем произведения выступает коллежский советник Чичиков. Его умение удачно проворачивать различные авантюры и махинации помогает герою жить в финансовом благополучии. Основные события разворачиваются вокруг этого героя.
Автор
Одним из персонажей, который представляет читателю события в новом свете, стал помещик Собакевич.
Любимые занятия
Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.
Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.
Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у Чичикова.
Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.
Образ помещика
Особенности образа персонажа ярче всего просматривается в сцене торгов. Чичиков пытается называть желаемую покупку словами, скрывающими ее суть. Собакевич называет вещи своими именами, он нисколько не удивлен. В его мире все продается и покупается. Дошла очередь и до умерших. Главное – не продешевить. Его прямолинейность пугает даже продавца. Помещик начинает тянуть переговоры, торговаться. Говоря кратко об образе Собакевича, следует подчеркнуть, что он не глуп. Помещик сразу понял, что гостю нужны души. Его задача – их продать подороже. Цинизм граничит с грубостью, невежественность с жадностью.
Помещик умудрился «смухлевать», обмануть. Он вносит в списки проданных «женскую душу» – Елизавета Воробей, надеясь, что Чичиков невнимательно отнесется к купчей.
Информация об образе персонажа направлена на сбор материала по тексту. Написать сочинение «Образ Собакевича» станет проще. Предложенные рассуждения позволят описать образ, дать характеристику помещику, основать свое мнение о типе литературного героя.
Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству
Интерьер усадьбы Михаила Семеновича под стать хозяину до такой степени, что каждый предмет мебели как бы говорит: «я тоже Собакевич».
Все хозяйство его устроено крепко, основной упор делается не на мелочное украшательство, а на прямую пользу, долговечность, основательность.
Не нужны ему окна – он их заколотил, понадобилось окно – вырезал там, где нужно, совсем другого размера. Внешний вид Собакевичу не важен – только польза.
Он заботится о своих крестьянах. Ведь чтобы крестьяне приносили доход, они должны жить в крепких постройках и хорошо кушать. Дома их сделаны без излишеств, но даже сараи сложены из полновесных бревен.
Гостеприимный хозяин
Собакевич не меняет своего распорядка, когда в доме появляется Павел Иванович. Все идет по плану, как в обычные дни. Не пишет автор и о скупости помещика. Появление четвертого человека за столом обыденно. Можно предположить, что в поместье бывают гости. Но отрицание в людях хороших качеств ставит такое предположение под сомнение.
Собакевич не жалеет еды для гостя, наоборот, подчеркивает, что вся его кухня настоящая, русская, продукты выращенны его крепостными. Блюда качественные, а не такие, как на балу у губернатора. Чувствуется гордость помещика: он знает цену еде. Собакевич хочет показать Чичикову себя настоящим хозяином, крепким и рачительным. Именно этим можно объяснить его поведение за обедом.
Манера поведения и речь помещика
Медведь, совершенный медведь, убеждался Чичиков, продолжая общаться с Собакевичем. Все-таки он наступил ему на ногу.
Ему трудно двигать шеей, поэтому смотрит несколько вниз и вбок, тем не менее, он быстро понимает суть происходящего.
Речь его кратка, в ней и следа нет красивостей Манилова, говорит только по существу вопроса. Собакевич с презрением относится ко всему современному: «вот, раньше были люди!».
Он даже о себе говорит с пренебрежением, полагая, что его отец был и здоровее, и крепче, чем он сам. О своих умерших крестьянах Собакевич произносит целую оду.
Образ Собакевича (поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)
Образ Собакевича
- Охарактеризовать образ помещика Собакевича, выявить способы раскрытия характера героя;
- Учиться анализировать текст, выделять значимые детали и видеть их роль в художественном произведении.
Характер Собакевича начинает раскрываться перед нами еще в первой главе, когда он, едва познакомившись с Чичиковым, тут же наступил ему
на ногу, сказавши: «Прошу прощения».Этинеповоротливость, неуклюжесть и немногословиесразу же производят впечатление чего-тогрубого животного, малоподвижного, тяжелого.
С каким животным сравнивает Гоголь Собакевича?
Гоголь сравнивает Собакевича со
«средней величины медведем». Он немногословен,обладает железной хваткой, себе на уме,его практически нельзя обмануть.
Найдите и прочитайте описание портрета Собакевича. Какую черту выделяет Гоголь в его портрете?
Грубость и неуклюжесть
— суть портрета Собакевича. Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».
Богатырская мощь Собакевича
(нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка», съеденная зараз «половина бараньего бока»), богатырское здоровье Собакевича («пятый десяток живу, ни разу не был болен»)пародируют облик и деяния сказочных и былинных богатырей.
Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Что вы можете сказать о хозяине дома, познакомившись с данным описанием?
Вещи вокруг Собакевича повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий и асимметричный дом, «как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов»; крестьянские избы и колодец из корабельного дуба, но без всяких резных узоров.
Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от «пузатого орехового бюро на пренелепых четырех ногах» и кончая последним стулом, удивительно тесно срослась со своим хозяином и, казалось, говорила: «Я тоже Собакевич. И я тоже очень похожа на Собакевича».
- Как Собакевич отзывается о чиновниках в разговоре с Чичиковым? Как это его характеризует?
Губернатор у Собакевича— «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет». Весь город — христопродавцы, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет . Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Чиновники, по мнению Собакевича, «даром бременят землю», а стряпчий Золотуха — «первейший хапуга в мире».
Как ведет себя Собакевич во время обеда?
«У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!»
Как относится герой к предложению Чичикова? Какую сумму он просит за мертвые души? Как аргументирует эту цену? Как характеризует героя сцена получения залога за души?
В отличие от Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевич мгновенно оценивает выгодность предложения Чичикова и стремится сорвать куш побольше, заламывая цену сразу
«по сту рублей за штуку».
Каково значение фамилии героя?
Фамилия
Собакевичаформально не связана с его внешним обликом: Собакевич похож «на средней величины медведя»; цвет лица «каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке»; его имя — Михайло Семенович — также указывает на фольклорного медведя. Однако ассоциативно фамилия соответствует характеру и портрету: у Собакевича«бульдожья» хваткаи лицо; кроме того,к людям он относится, как цепной пес.Собакевич после согласия продать души: «да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему».
Метафора Гоголя выражает общечеловеческую страсть, олицетворенную в образе Собакевича,— страсть к тяжелому, земному, плотскому.
Главная цель жизни Собакевича – нажива.Это — стяжательство особого рода оно предметно, по-хозяйски прочно (даже «мертвые души» у Собакевича не дрянь-душа, а «ядреный орех, все на отбор»), за душу Собакевич «заламывает» сто рублей и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ бабу — «Елизавету Воробья»
Через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого
нет вкуса, нет эстетического чувства.
Внешняя грубость Собакевича раскрывает
низменность, животность его натуры.Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.
Отношение к окружающим Собакевича
Об отношении Собакевича к знакомым исчерпывающе говорит хотя бы эта его фраза: «один прокурор в губернии хороший человек, да и тот свинья». Даже губернатор у него мошенник, а все вокруг христопродавцы.
Однако со своими мужиками он в ладу, попусту их не обижает и всегда поддержит в укреплении своего хозяйства.
Собакевичу свойственна вера, что раньше все было лучше: и люди здоровее и даже животные были крупнее. Тут заметен след мифа о золотом веке, свойственный людям всех времен и народов.
Сближает его с народом и нелюбовь ко всему иностранному, презрение к либеральным идеям, прогрессу.
Отличия и сходства
Гоголь проводит параллели между всеми героями в поэме. Сначала Собакевич и Чичиков — два кардинально разных персонажа с уникальными взглядами на жизнь и окружающих. Но прослеживается связь между ними — выгоду любит каждый, никто из мужчин не согласен отдавать свое просто так. Они расчетливы и умны, проводят анализ действий. Собакевич не показывает свой истинный характер, как и Чичиков, не допускает в свое личное пространство людей. В конце же сделки читатель понимает, что оба персонажа мошенники.
Но можно ли столь же критично относиться к Собакевичу, как к Чичикову? У этого героя проявляется душевность, тяга к вере, желание приносить добро. Его роль неоднозначна, несмотря на всю простоту русского характера. Даже совершая опасную сделку по продаже, Михаил Семенович выглядит человечным, для него мертвые души — не балласт, а люди. Именно этим и отличаются два героя в поэме Н. В. Гоголя.
Экранизации
Режиссеры, вдохновлявшиеся классическими литературными произведениями, экранизировали произведение Гоголя. Первая кинокартина вышла в свет в 1909 году. Это была черно-белая немая лента Петра Чардынина, в которой Собакевича сыграл Василий Степанов.
Спустя несколько десятилетий, в 1960 году, Леонид Трауберг поставил фильм-спектакль по сюжету поэмы. В работе над проектом использовали инсценировку произведения, принадлежавшую перу и написанную в 1930 году. В образе Собакевича выступил .
Режиссер Александр Белинский в 1969 году тоже снял телеспектакль по мотивам книги. Собакевича в постановке сыграл Юрий Толубеев.
Премьера следующей экранизации состоялась в 1984 году благодаря режиссеру Михаилу Швейцеру. В образе Собакевича предстал .
Первый телесериал по произведениям Гоголя вышел в 2005 году. Павел Лунгин выпустил проект под названием «Дело о «Мертвых душах». Роль Собакевича досталась .
История создания
Книга «Мертвые души» появилась на свет благодаря . В мемуарах Гоголь писал, что Пушкин мотивировал его на создание произведения и даже подарил идею сюжета для него. Поэт пересказал приятелю забавную историю, которую услышал, будучи в ссылке в Кишиневе. Пересказ анекдота дошел до Гоголя спустя 15 лет после произошедшего события. Речь шла о прохвосте, скупавшем у помещиков мертвые души, чтобы получить банковскую ссуду.
В ту эпоху подобные происшествия не были редкостью, и идея, присвоенная , использовалась не одним мошенником. Сюжет и образы героев прописаны подробно и детально, а реальность той эпохи позволяла читателю проникнуться повествованием.
Работа над поэмой началась в 1835 году, незадолго до написания «Ревизора». Идея не казалась писателю увлекательной, поэтому работа давалась с трудом. Закончив пьесу и вернувшись из путешествия по Европе, Гоголь предпринял попытку дописать произведение. Главы неоднократно переписывались, и работа затягивалась. Книга была закончена в 1841 году. Прибыв из-за границы в Россию, автор представил творение на рассмотрение цензурному комитету.
В Москве книгу восприняли с недоверием, поэтому Гоголь обратился за помощью к Александру Белинскому. Критик посодействовал автору, и «Мертвые души» были изданы в Петербурге в 1842 году.
Взаимоотношения Собакевича с окружением
Внимательный читатель, несомненно, заметит то, чем схож с другими героями Собакевич и в чем его отличия. Основные из них уже были упомянуты выше. Стоит еще обратить внимание на то, что Собакевич не приемлет скупости, о чем свидетельствует его стремление к тому, чтобы его подчиненные жили хорошо, и критика в сторону помещика Плюшкина, который, имея восемьсот душ крестьян, питается, как пастух. Сам же Собакевич любил вкусно поесть. Также он понимает, что с крепкого крестьянского хозяйства можно больше поиметь, потому, наверное, и содержит своих подопечных в достатке.
О чиновниках помещик отзывается нелестно, величая их «христопродавцами» и мошенниками. Но это не мешает ему вести с ними дела и заключать сделки. Да и вообще ни одного доброго слова не вышло из его уст, когда он говорил о людях, с которыми дружит или общается.
Помещик в общении с женой
Фигура жены Феодулии Ивановны противоположна по складу. Это худая высокая женщина. Автор сравнивает ее с пальмой. Представить образ без улыбки невозможно: пальма в чепце с лентами. Хозяйка как «плавный гусь», подобна
«…актрисам, представляющим королев».
Гоголь утверждает, что жена Собакевича хорошая хозяйка. Она окружила мужа заботой, основная задача – накормить. Если сосчитать, сколько по времени отводится в течение дня на еду, то на другие дела почти не остается времени. Обед, на котором побывал Чичиков, — это обычная для семьи трапеза. Перечислить все, что съел барин, невозможно.
«Все ложилось комом в желудке…».
Начало приема пищи – «половина бараньего бока», казалось бы, дальше пойдут ватрушки и напитки, но нет. Съедается
«… индюк ростом в теленка, набитый всяким добром…».
Собакевич признает только русскую кухню. Не принимает французскую, да и представить, как «медведь» пытается запихнуть в рот лягушачью лапку или устрицу, сложно. Собакевич в еде последователен как на торгах, доедает до конца. На обеде с городскими чиновниками:
«наметив издали осетра, лежавшего в стороне на большом блюде … он в четверть часа с небольшим доехал его всего, так что … от произведенья природы оставался всего один хвост…».
Такое отношение к еде – сущность характера персонажа. Сытый барин не становится добрее, не появляется на лице улыбка или другие чувства.
Особенности характера
Великолепно автором описан характер героя. Он раскрывается не только во внешности, походке, жестах, но и в манере говорить, и во всем укладе его жизни. С первых слов герою приписывается абсолютная приземленность взглядов и интересов.
Каждая деталь в помещении Собакевича была очень похожа на своего хозяина. На картинах, висящих в его доме, были изображены греческие герои, по внешнему виду напоминающие Михайла Семеновича. Похожими на него были и ореховое бюро, и дрозд темной окраски с пятнами.
Представлен писателем как крепкий, расчетливый хозяин Михайло Собакевич. Характеристика героя дает понять, что его крестьянам живется под его началом надежно и спокойно. А его деловитость и природная мощь, которые стали выглядеть как туповатая косность, — беда, а не вина героя.
Источник