Способ ведения бухгалтерского учета итоговые обобщения фактов хозяйствен

Основные методы бухгалтерского учета

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.

Элементы методов

Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:

  • Наблюдение. Актуально в отношении операций по исполнению функций различными подразделениями. Наблюдение обеспечивает проверку корректности заполнения форм, соблюдения внутренних норм.
  • Измерение. В процессе обнаруживаются числовые значения, которые относятся к финансово-хозяйственным операциям. Если при наблюдении во внимание принимается соблюдение норм, то при измерении главным показателем являются цифры. Объектом при этом являются денежные значения.
  • Обобщение и детализация. Процедуры могут быть статическими или аналитическими. Выбор инструмента определяется задачами компании. Обобщение и детализация могут применяться как в комплексе, так и по отдельности.

Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.

Методы бухучета

При ведении учета используются следующие методы:

  • Документирование. Рассматриваемый метод применяется в том случае, если нужно зафиксировать сведения, необходимые для ведения и анализа финансово-хозяйственной деятельности. В рамках документирования применяются стандартизированные формы, которые утверждены на локальном или государственном уровне.
  • Инвентаризация. Подразумевает осуществление мониторинга числа имущества, находящегося в распоряжении компании. В процессе также определяется статус предметов (к примеру, необходимость его передачи сторонним лицам), перспективы эксплуатации имущества. Нужно отметить, что инвентаризация является составляющей калькуляции.
  • Оценка. Обеспечивает формирование статистики. Кроме того, нужна для интерпретации данных, составления прогноза касательно степени их влияния.

К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.

Калькулирование

Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.

Метод начисления

Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.

Кассовый метод

Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.

Методы амортизации

Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:

  • Нахождение в собственности компании (то есть оборудование не должно быть в аренде или лизинге).
  • Основная цель эксплуатации – извлечение прибыли.
  • Срок эксплуатации больше 12 месяцев.
  • Начальная стоимость собственности равна более 40 000 рублей.

Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.

Читайте также:  Семинар для родителей эффективные способы взаимодействия с родителями

Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.

Методы группировки сведений

Существуют различные методы обобщения учетных сведений:

  • Бухгалтерские счета. Позволяют зафиксировать начальное и завершающее состояние объектов учета, а также их изменения. Каждой форме актива, капитала и обязательств соответствует свой счет. Отдельные счета имеют название, а также цифровой код. К примеру, 01 «Основные средства».
  • Двойная запись. Является способом фиксации операции на счетах бухучета. Двойная запись позволяет понять двойственность хозяйственных операций. Главная ее характеристика – фиксация сведений об операции и по дебету, и по кредиту.
  • Балансовое обобщение (бухбаланс). Представляет собой способ обобщения сведений посредством счетов и двойной записи. Баланс отображает структуру имущества компании по видам и источникам формирования. В нем содержатся сведения, позволяющие провести анализ финансового состояния фирмы. Данные дают представление о состоянии активов, ликвидности. Баланс отображает остатки на счетах. Он считается базовой формой отчетности. Сведения в балансе группируются по разделам. Они подразделяются на статьи. Дебетовые остатки фиксируются в активах, а кредитовые остатки – в пассивах. Соотношение актива и пассива – это валюта баланса. Сумма всех активов тождественна сумме всех пассивов.
  • Бухгалтерская отчетность. Представляет собой комплекс информации о состоянии финансов и имущества в фирме. Система данных также отображает итоги хозяйственной деятельности предприятия. Формируется она на основании сведений бухучета. Бухгалтерская отчетность включает в себя бухбаланс, отчет о прибыли и убытках, приложения, пояснительную записку, аудиторское заключение (оно требуется только в том случае, если компания подлежит обязательному аудиту). К отчетности предъявляется множество требований. В частности, она должна составляться на основании норм, быть достоверной, объективной и полной. Она объединяет все показатели работы подразделений.

Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.

Особенности использования методов

Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:

  • Оптимизацию отчетности для нужд ФНС.
  • Увеличение рентабельности за счет разумного соотношения прибыли и дохода.
  • Повышение эффективности бизнес-модели.
  • Простой анализ деятельности компании.

Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.

Источник

II. Общая характеристика основных систем ведения бухгалтерского учета

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ВЕДЕНИЯ

5. В основе любой системы ведения бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах лежат факты хозяйственной жизни, которые предопределяют структуру элементов системы бухгалтерского учета, т.е. его метод как совокупность способов и приемов, раскрывающих его сущность и содержание.

При этом все факты хозяйственной жизни принято делить на факты состояния, действия и события.

Факты состояния определяют инвентаризацию (т.е. констатацию всего, что есть в хозяйстве) как исходный учетный прием, а также установление обстоятельства того, кто, кому, за что и сколько должен (т.е. характер расчетных взаимоотношений).

Факты действия представляют собой непосредственную процедуру учетного отражения хозяйственных операций, т.е. движения различных ценностей (требований и обязательств по отношению к ним) определенными способами.

Факты события обычно характеризуют чрезвычайные (форс-мажорные) обстоятельства: стихийные бедствия вследствие пожара, наводнения и пр., которые также отражаются в порядке их констатации (инвентаризации).

Наряду с инвентаризацией общепринятым учетным приемом является оценка, которая выступает стоимостным измерителем всех отражаемых фактов хозяйственной жизни. Она позволяет обобщить разнородные хозяйственные объекты, привести различные учетные измерители к единой денежной оценке.

Читайте также:  Способы применения тминного масла

На этапе текущей регистрации бухгалтерской процедуры, связанной с обобщением фактов хозяйственной деятельности и группировкой объектов бухгалтерского учета, используются счета, которые представляют собой специальный способ учетного отражения фактов хозяйственной жизни путем их систематизации в установленном порядке.

На этапе итогового обобщения процесса бухгалтерского учета (учетных записей) составляются заключительные итоговые документы в виде бухгалтерского баланса и иных форм бухгалтерской отчетности. При этом бухгалтерский баланс обеспечивает обобщение, отражение группировки имущества (активов), капитала и обязательств хозяйства в денежной оценке на определенную дату, а бухгалтерская отчетность — получение итоговых данных (информации) о показателях хозяйственной деятельности за определенный период.

Различные сочетания элементов метода бухгалтерского учета предопределяют ту или иную систему его ведения.

6. В зависимости от цели и способа регистрации фактов хозяйственной жизни различают две составные системы ведения бухгалтерского учета: униграфическую (простую) и диграфическую (двойную), структура которых отличается техникой ведения записей, их содержанием, полнотой регистрации и отражения на счетах.

Униграфическая система представляет собой по существу только учетные записи по отдельным объектам учета или определенным операциям без их отражения на взаимосвязанных счетах. Так, при простой системе на основании данных текущего учета можно судить о состоянии и движении материальных средств (активов) и расчетов как с лицами внутри хозяйства, так и с другими организациями, но практически не формируется информация об окончательных результатах работы хозяйства, так как обобщающие счета для отражения величины собственных средств (капитала) и финансовых результатов (прибылей, убытков) не ведутся. Для определения конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности в этом случае делают полную инвентаризацию и на основании ее результатов составляют бухгалтерский баланс. Кроме того, данный способ регистрации создает и определенные сложности при проверке правильности осуществления учетных записей.

Несмотря на отмеченные недостатки, униграфическая (простая) система бухгалтерского учета имеет свои преимущества. Совокупность ее регистров по форме не отличается значительной сложностью, как это характерно для диграфической (двойной) системы, а запись в них в основном также строго документирована, что придает ей такую же достоверность и доказательную силу, как и при учете по двойной системе. Поэтому при определенных условиях она может оказаться для хозяйства более предпочтительной, так как она более доступна для практического применения, обеспечивает менее сложный и более дешевый учет и не требует при его ведении особо высокой квалификации исполнителей. В свою очередь униграфическая (простая) система бухгалтерского учета может применяться в сокращенном и полном вариантах, характеристика которых приведена в III и IV разделах настоящих Методических рекомендаций.

Диграфическая (двойная) система бухгалтерского учета предполагает фиксацию всех без исключения хозяйственных операций на двух взаимосвязанных счетах в одной и той же сумме путем специфической формы выражения двойной записи — их корреспонденции. В результате этой сплошной и непрерывной регистрации хозяйственных операций можно в любое время на основании данных текущего учета получить бухгалтерский баланс, в котором отражаются состояние и результаты работы хозяйства (предприятия). Учету при диграфической (двойной) системе подвергаются как материальные и расчетные операции, производственные, коммерческие, так и операции, отражающие результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Одним из главных преимуществ двойного способа является то, что он более системно отображает не только изменения имущества и долгов (обязательств), но и изменения в величине капитала хозяйства. Это обеспечивает более широкие возможности осуществления контроля за правильностью отображения объектов бухгалтерского учета. Он также фиксирует не только количественные изменения, которые происходят в разных частях имущества (активов), но и те, которые влияют на размер требований относительно этого имущества со стороны лиц, которым оно принадлежит, т.е. собственника или кредиторов.

Читайте также:  Профилактика как способ избежать проблем со здоровьем

Вместе с тем диграфическая (двойная) система бухгалтерского учета больше и лучше всего приспособлена к большим объемам учетной работы, требующей из-за сложности построения учетных регистров и содержания производимых записей более высокой квалификации исполнителей, вследствие чего она может быть рекомендована для применения в хозяйствах, имеющих соответствующий уровень развития товарного производства и испытывающих потребность в более обширной учетной информации.

Учетный механизм информационного обеспечения хозяйственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, базирующийся на различиях в вышеуказанных системах бухгалтерского учета, представлен в таблице 1.

Источник

Обобщение данных текущего бухгалтерского учета (нюансы)

Что такое обобщение данных бухучета?

Обобщением текущих учетных данных называют процесс получения итоговых оборотов и остатков по бухсчетам — синтетическим и аналитическим. При этом по объектам, для которых предусмотрен количественный учет, итоговые обороты и остатки рассчитывают не только в стоимостном, но и в натуральном выражении. В случае если ведется учет в валюте, итоговые обороты и сальдо выводят по каждой валюте отдельно: как в единицах конкретной валюты, так и в эквиваленте российской валюты.

Описываемой задаче отвечают такие регистры бухучета, как оборотные ведомости (в бухгалтерской среде именуемые оборотками). Они бывают следующих видов:

  • по синтетическим счетам;
  • по аналитическим счетам;
  • шахматные (шахматки).

Таблица 1. Оборотная ведомость по синтетическим или аналитическим счетам

Сальдо на начало периода

Обороты за период

Сальдо на конец периода

Подробнее о видах оборотных ведомостей и правилах их заполнения читайте в статье «Как составить оборотно-сальдовую ведомость (пример)?».

Таблица 2. Шахматная оборотная ведомость

Какие еще существуют регистры бухучета и какие реквизиты для них обязательны, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Какие требования предъявляются к документам обобщения текущего бухучета?

Поскольку документы (оборотные ведомости), обобщающие текущие учетные данные, являются регистрами бухучета, на них распространяются все нормы, изложенные в ст. 10 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и в разд. II приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

Согласно п. 4 ст. 10 закона 402-ФЗ, оборотная ведомость должна отражать следующие данные:

  • название регистра;
  • наименование лица (компании или ИП), его составившего;
  • период, за который составлен обобщающий документ;
  • данные бухучета, которые обобщаются в ведомости;
  • суммарное выражение обобщаемых данных;
  • единицы измерения;
  • наименования должностей сотрудников, составивших обобщающую ведомость;
  • их подписи с указанием данных, позволяющих идентифицировать эти лица (в частности, фамилии и инициалы).

Оборотные ведомости допускается составлять как в бумажном, так и в электронном виде. В последнем случае необходимо заверение регистра электронной подписью (п. 6 ст. 10 закона 402-ФЗ).

В случае внесения исправлений в оборотку в ней необходимо зафиксировать дату внесения корректировки, а затем проставить подпись и Ф. И. О. того сотрудника, который отвечает за ее формирование (п. 8 ст. 10 закона № 402-ФЗ, п. 21 приказа № 34н).

Применяемые формы обобщающих ведомостей устанавливаются каждым хозсубъектом самостоятельно, при этом они должны быть утверждены его учетной политикой (п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).

Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили, какие счета нужно использовать в бухучете и как правильно вести аналитический бухгалтерский учет. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Пример заполнения оборотки вы найдете в статье «Как заполнить оборотную ведомость (бланк, образец)?».

Итоги

В целях обобщения данных бухгалтерского учета используются такие учетные регистры, как оборотные ведомости. Требования к их ведению установлены бухгалтерским законодательством.

Источник

Оцените статью
Разные способы