МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно – технологический техникум»
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ»
г. Курганинск, х. Красное Поле, 2017 г.
Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения «Общеобразовательных дисциплин»
Председатель _______________ Д.Г. Орехова
Протокол № 8 от 18 марта 2017 года
Утверждена решением педсовета
Протокол № 8/2 от 28 марта 2017 г.
Автор: Игнаткевич В.Н., преподаватель физической культуры, первой категории ГБПОУ КК «КАТТ»
Васюков Е.И., преподаватель высшей категории ГБПОУ КК «Армавирский аграрно – технологический техникум» г. Армавир
В настоящее время строевые упражнения незаслуженно забыты. На уроках физической культуры они применяются только по мере необходимости, как средство организации занимающихся. Применяются только простейшие построения, перестроения и строевые приёмы. К сожалению, строевые упражнения не используются как средство развития двигательных и психических способностей. А применение строевых упражнений в сочетании с другими средствами физической культуры встречается очень редко.
В практике работы преподавателей по физической культуре практически невозможно встретить широкого применения всего разнообразия строевых упражнений. Красоту, эффективность и зрелищность строевых упражнений можно увидеть на спортивно — массовых выступлениях, где перестроения и передвижения создают рисунок, окаймлённый другими упражнениями и танцами. Выполнение всех этих действий под музыкальное сопровождение создают праздничную атмосферу среди участников и зрителей. Исходя из этого, полноценное применение строевых упражнений может значительно обогатить уроки физической культуры. Однако для повышения доступности строевых упражнений и более широкого их применения в учебно-воспитательном процессе необходим правильный подход при их разучивании, применении и освоении.
В методическом пособии представлены разнообразные строевые упражнения и методика их разучивания. Показана значимость строевых упражнений не только как средства организации занятий, но и как средства для развития двигательных и психических способностей занимающихся.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Строевые упражнения являются незаменимым средством в учебно-воспитательном процессе. Большую значимость они приобретают на уроках физической культуры, в особенности на уроках гимнастики. С помощью строевых упражнений можно оказывать положительное воздействие на двигательные и психические способности занимающихся. Особенно большое значение строевые упражнения имеют при занятиях с детьми, т.к. служат хорошим средством для поддержания дисциплины, организованности, для развития волевых качеств, формирования правильной осанки, снижения физической нагрузки. Эффективность строевых упражнений повышается при применении их с обще-развивающими упражнениями. Для повышения интереса к строевым упражнениям необходимо их разнообразие и правильное применение на уроках физической культуры и в других культурно-массовых мероприятиях. Эти упражнения позволяют более организованно проводить занятия. Применение строевых упражнений в сочетании с музыкальным сопровождением создают благоприятный эмоциональный фон и повышают их эффективность.
Для удобства пользования различными формами передвижений зал (спортивная площадка) делится на несколько условных точек и наименований.
верхний левый угол
верхний правый угол
нижний левый угол
нижний правый угол
Та сторона зала, на которой занимающиеся строятся перед началом занятий, называется правой границей и служит для определения верхней и нижней границ. Группа строится спиной к окнам, если же окон нет, то лицом к входной двери.
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия в том или ином строю. Большая часть упражнений взята из строевого устава вооружённых сил, другая создавалась в процессе занятий гимнастикой.
Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре необходимо знать основные понятия о строе.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СТРОЕ
1. Строй — установленное размещение учащихся для совместных действий.
2. Фланг — правая или левая оконечность строя. При поворотах строя название флангов не меняется.
3. Фронт — сторона строя, в которую занимающиеся обращены
4. Тыльная сторона строя — сторона, противоположная
фронту.
5. Интервал — расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.
6. Дистанция — расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне, для сомкнутого строя нормой считается расстояние вытянутой вперёд руки.
7. Ширина строя — расстояние между флангами.
8. Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего учащегося) до последней шеренги (позади стоящего учащегося).
9. Направляющий — учащийся, идущий в колонне первым.
10. Замыкающий — учащийся, идущий в колонне последним.
11. Шеренга — строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.
12. Колонна — строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.
13. Сомкнутый строй — строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.
14. Разомкнутый строй — строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.
15. Ряд — два учащихся стоящие в двухшереножном строю в затылок один другому, последний ряд всегда должен быть полным.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:
— построения и перестроения;
— размыкания и смыкания.
К строевым приёмам относятся команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», «Правой (левой) — вольно!». Расчет, куда входят команды: «По порядку — Рассчитайсь!» и др., повороты на месте. В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями.
ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ
Построения — действия занимающихся после команды преподавателя для принятия того или иного строя.
Перестроения — переход из одного строя в другой.
Перестроения из одной шеренги в две. После предварительного расчета по два подаётся команда: «В две шеренги — Стройся!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её, шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу. Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу — Стройся!». После команды всё выполняется в обратной последовательности (рис. 1).
Перестроение из одной шеренги и три . После предварительного расчета подаётся команда: «В три шеренги — Стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг пра вой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу — Стройся!». И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2).
Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три) . После предварительного расчета подаётся команда: «В колонну по два (три) — Стройся!».
Д
ействия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три (рис. 3).
Перестроение из шеренги уступом . После предварительного расчета (6 -3 — на месте, 6 — 4 — 2 — на месте и др.), подаётся команда: «По расчету шагом марш!». Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов. Преподаватель ведет подсчёт на один больше максимального количества шагов. При расчете б -3 — на месте — до семи.
Для обратного перестроения подаётся команда: «На свои места шагом — Марш!». Все выходившие из строя делают поворот кругом, и идут на свои места, и, дойдя до них, выполняют поворот кругом. Преподаватель ведёт подсчёт до тех пор, пока последний вошедший в строй не сделает поворот кругом (рис.4).
Перестроение из колонны по одному в три уступом . После предварительного расчёта по три подаётся команда: «Первые номера — два (три и т.д.) шага вправо, третьи номера — два (три и т.д.) шага влево шагом — Марш!». По команде занимающиеся выполняют указанное ко личество шагов.
Для обратного перестроения подаётся команда: «На свои места шагом — Марш!». Перестроение выполняется приставными шагами (рис.5).
Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом . После предварительного расчёта по три, четыре и т.д. подаётся команда: «Отделениями в колонну по три (четыре) левые (правые) плечи вперёд шагом — Марш!». По этой команде учащиеся, сохраняя равнение по фронту, начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда: «Группа — Стой!».
Для обратного перестроения подаются команды: 1. «Крутом!» 2. «Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперёд шагом — Марш!». 3. Группа — Стой!». Последняя команда подаётся в тот момент, когда занимающиеся доходят до своего места в шеренге (рис. 6).
Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении . При движении группы налево в обход подаётся команда: «В колонну по два (три и т.д.) налево — Марш!». После поворота первой двойки (тройки и т.д.), следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые.
Для обратного перестроения подаются команды: 1. «Направо!». 2. «В колонну по одному направо в обход шагом- Марш!».
При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением . Перестроение выполняется в движении. Команды: 1. «Через центр — Марш!» (как правило, подаётся на одной из середин), 2. «В колонны по одному направо, налево в обход — Марш!» (подаётся на противоположной середине). По этой команде первые номера идут направо, вторые — налево в обход, 3. «В колонну по два через центр — Марш!», подается при встрече колонн (рис. 8 а, б, г,).
Обратное перестроение называется разведением и слиянием.
Сведение — соединение колонн низшего порядка в колонну высшего порядка. Разведение — деление колонны высшего порядка на колонны низшего порядка.
Рис. 7 Рис. 8а Рис.86
Перестроение из колонны в круг производится по команде: «Взявшись за руки, в круг, шагом — Марш!» ( предварительно преподаватель обозначает центр будущего круга). По этой команде оба фланговые заходят вокруг указанной точки до взаимной встречи, «размыкая» всех занимающихся на указанный интервал.
Перестроение из одного круга в два . Подаются команды: 1. «По три — Рассчитайсь!», 2. «Вторые номера три шага (два и т.д.) вперёд, третьи номера полшага вправо, шагом — Марш!». Занимающиеся выполняют указанные действия. Обратное перестроение производится по команде: «В один круг — Стройся!'». По этой команде всё выполняется в обратном порядке (с поворотом кругом) рис. 9 а.
Перестроение из одного круга в три . Подаются команды: 1. «По семь — Рассчитайсь!», 2. «Четвертые номера шесть шагов вперёд, вторые и шестые — три шага вперёд, седьмые полшага вправо, шагом — Марш!». Занимающиеся, выполняя указанные действия, перестраиваются в три круга. Обратное перестроение производится по команде: «В один круг — Стройся!», по которой занимающиеся становятся на свои места с поворотом кругом.
РАЗМЫКАНИЯ И СМЫКАНИЯ
Размыкания — действия занимающихся, связанные с увеличением интервала и дистанции. Смыкание — приём уплотнения разомкнутого строя.
1. Размыкание по уставу ВС. Команда: «Вправо (влево), от
средины на два (три и т.д.) шага разомкнись!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.
Все, за исключением того, от кого производится размыкание выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.
2. Размыкание приставными шагами производится по фронту. Команда: «От середины (вправо, влево) на два (три и т.д.) шага приставными шагами разомкнись!». После подачи команды подсчет по два, пока последний не приставит ногу. Для смыкания подается команда: «К середине (вправо, влево) приставными шагами сомкнись!'». Подсчёт по два, пока последний не приставит ногу.
Размыкания по распоряжению . Например, «наберите интервал — два шага» и т.д.
Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.
Размыкание дугами можно выполнять из колонны по 3, 4, 5 (по три размыкание выполняют первый и третий номера; по четыре — второй и третий). Подаётся команда: «Дугами на два (три) шага разомкнись!» По этой команде выше указанные номера выходят вперёд, обходя по дуге на пять счётов справа и слева стоящих, и останавливаются с указанным интервалом от них, приставляя ногу (на счёт шесть) и по счёту семь — восемь поворачиваются кругом (рис. 9 б).
Для размыкания дугами из колонны по пять подаётся команда: «Дугами на два шага разомкнись!», по которой вторые и четвёртые номера на шесть счётов обходят по дуге первых и пятых, становясь рядом с ними, по счёту семь — восемь поворачиваются кругом. После чего первые и пятые номера на шесть счётов обходят дугами рядом стоящих на интервал два шага и по счёту семь — восемь поворачиваются кругом. При размыкании дугами назад, вначале выполняется поворот кругом, а потом размыкание по дуге.
К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.
Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений.
Движения на месте выполняются по команде: 1. «На месте шагом — Марш!». 2.» Направляющий — На месте!» — тогда, когда необходимо сомкнуть передвигающуюся группу на дистанцию в один шаг. 3. Для возобновления движения вперёд при ходьбе на месте подаётся команда: «Прямо!», — под левую ногу, после чего делается шаг правой на месте и с левой начинается движение вперёд.
Для изменения скорости, темпа и ритма передвижения используются команды: «Шире — Шаг!», «Короче — Шаг!», «Чаше — Шаг!» «Ре -Же!». Исполнительная команда подаётся под левую ногу.
Для передвижения бегом подаётся команда: «Бегом — Марш!». При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подаётся под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг правой и с левой начинают движение бегом (то же при переходе с бега под музыку по команде: «Шагом — Марш!»). Если музыкального сопровождения нет, команда «Марш!» подаётся под правую ногу.
Повороты в движении . Исполнительная команда для поворота направо подаётся под правую ногу, после чего занимающиеся делают шаг левой вперёд, поворачиваются на носке левой ноги, и с правой ноги начинается движение в новом направлении. Исполнительная команда и действия при повороте налево — аналогичны.
Для выполнения поворота кругом подаётся команда: «Кругом — Марш!». Исполнительная команда: «Марш!» — подаётся под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперёд, полшага правой вперёд, и поворачивается на носках обеих ног, и с левой ноги начинает движение в новом направлении.
При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения.
(передвижения по различным направлениям).
Обход — движение вдоль границ зала (площадки). Команда: «Налево (направо) в обход шагом — Марш!» (рис. 10).
Противоход — движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Команда: «Противоходом направо (налево) — Марш!». Интервал между встречными колоннами один шаг (рис’ 11).
Змейка — несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется по первому противоходу. Команды: 1. «Противоходом налево (направо) — Марш!».2.Змейкой — Марш!» (рис. 12).
Источник