Способ увеличения давления физика 7 класс

Разработка открытого урока по физике в 7 классе по теме «Способы уменьшения и увеличения давления»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Разработка содержит конспект урока и презентацию по данной теме.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_sposoby_izmeneniya_davleniya.doc 68.5 КБ
sposoby_izmeneniya_davleniya.pptx 852.64 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока в 7 классе «Способы уменьшения и увеличения давления»

обучающая: добиться знания учащимися способов уменьшения и увеличения давления, применением этих способов в природе и технике;

опытным путём установить зависимость между давлением и площадью опоры;

развивающая: развивать способности систематизировать и обобщать знания при объяснении нового теоретического материала;

развитие логического мышления;

развитие устной речи учащихся.

воспитывающая: выработать устойчивое внимание при объяснении нового теоретического материала;

воспитание культуры общения друг с другом при работе в группах;

достичь высокой активности учащихся на уроке;

продолжить работу по привитию аккуратности, бережного отношения к оборудованию физического кабинета;

продолжить формирование познавательного интереса к физике;

Дидактический тип урока: изучения нового материала.

3.Проверка домашнего задания.

4.Изучение нового материала.

1.Организационный момент – 3 мин.

Обратимся к словам Р.Декарта:

«…Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Эти слова станут девизом нашего урока.

2.Актуализация знаний – 1 мин.

Вышел слон на лесную дорожку
Наступил муравью он на ножку
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою»
Одинаковый ли результат получится в итоге?

Определим чемпионов? Любопытно, почему мальчик массой 45 кг производит давление всего в 5 раз большее, чем 3-х тонный гусеничный трактор? А почти невесомая оса оказалась рекордсменкой? Попробуйте отыскать здесь математическую закономерность. Увы вас, вероятнее всего, ждёт разочарование. Такой закономерности нет!

В этом и состоит наша задача на сегодняшнем уроке – выяснить способы уменьшения и увеличения давления. Запишите тему урока.

«Способы уменьшения и увеличения давления».

Постановка проблемного вопроса.

Итак, о давлении мы уже знаем многое, но: «Зачем человеку вообще нужно вычислять давление твёрдых тел, и какое значение имеет давление в нашей повседневной жизни? Можно давление изменять, если да, то как?». Я предлагаю вам на сегодняшнем уроке ответить всего на 2вопроса:

  1. Как можно изменить давление твёрдого тела?
  2. Примеры уменьшения и увеличения давления в жизни

3.Проверка домашнего задания -5мин.

Прежде чем начать поиск ответов на наши вопросы вспомним, что уже нам известно о давлении твёрдых тел.

  1. Что такое давление?
  2. Как определить давление? (Формула записывается на доске)
  3. В каких единицах измеряется давление?
  4. От чего зависит давление?
  5. Записать формулу для вычисления площади опоры. (Формула записывается на доске)
  6. Записать формулу для вычисления силы, действующей перпендикулярно поверхности. (Формула записывается на доске)
  7. Как вычислить давление, если известна площадь опоры и масса тела? (Формула записывается на доске)

4.Изучение нового теоретического материала- 15 мин.

Учитель. Запишем на доске формулу для определения давления.

Проанализируем формулу. Давление прямо пропорционально действующей силе, т.е. с увеличением силы давление увеличивается, а с уменьшением силы — уменьшается.

Давление обратно пропорционально площади опоры, т.е. с увеличением площади опоры, давление уменьшается, а с уменьшением площади опоры – увеличивается.

Вывод: давление можно изменять — уменьшать или увеличивать.

На основании анализа формулы укажите способы изменения давления.

Ученики. 1.Изменить силу

2.Изменить площадь опоры.

Учитель. Запишем в тетрадях 2 способа изменения давления:

2.Изменить площадь опоры.

Проверим наши гипотезы.

Вычислите давления бруска на опору. Все бруски приблизительно одинаковые. От вас требуется вычислить давление, производимое бруском в каждом из трёх положений, указанных в таблице. (На каждой парте лежит деревянный брусок, линейка и динамометр). Результаты записываются на доску, делается вывод о зависимости давления от площади опоры.

Одинаковые ли у вас значения площади, давления?( нет)

А почему получились такие результаты? ( разные грани брусков, значит, разная площадь опоры)

Почему брусок в этих опытах производит разное давление? (площадь опоры мнялась)

Затем предлагается вычислить давление 10-и одинаковых брусков, уложенных в стопку на грань с наибольшей площадью поверхности. Делается вывод о зависимости давления от силы давления.

Средняя грань, 10 брусков

  1. Зачем человеку нужно менять давление твёрдых тел? Привести примеры. ( В разных обстоятельствах необходимы разные давления)
  1. Итак. Как можно изменить давление твёрдого тела? (Изменить площадь опоры или силы давления) Ответ на первый вопрос у нас уже есть.

Где и как человек осознанно изменяет давление твёрдых тел? Физкультминутка

Встаньте прямо. Сделайте вдох, выдох. Поднимитесь на носочки, опуститесь. Ещё раз поднимитесь на носочки, опуститесь. Станьте на правую ногу, подняв левую. Опустите левую ногу. Станьте на левую ногу, подняв правую. Садимся на свои места.

Учитель. Как вы думаете, имеет ли отношение к нашей теме проведённая физкультминутка? Если да, то объясните.

Ученики объясняют, что когда становились на носочки и стояли на одной ноге, давление на опору увеличивалось.

Как ещё человек использует различные давления?

Учащимся предлагается подбор предметов из повседневной жизни: ножницы, иголки, кнопки, напёрстки, пассатижи, клещи, лопата, точилка, нож, сумки с разной шириной лямок. ( Каждый предмет комментируется и классифицируется)

Откройте учебники на странице 82, найдите упражнение 13. Прочитайте и ответьте на вопросы.

  1. Учащимся предлагается подбор слайдов с фотографиями животных и насекомых (Каждый снимок комментируется и классифицируется)

Где в животном мире мы можем встретить различные давления твёрдых тел? (Дети выдвигают теории применения различных давлений, учитель систематизирует гипотезы, предлагая провести классификацию на «Уменьшение давления» и «Увеличение давления». Обсуждение данного вопроса заканчивается подборкой слайдов с фотографиями когтей, ласт, копыт, лап, зубов.

Итак. Какие примеры уменьшения и увеличения давления в жизни

мы сегодня нашли? (Учащиеся заполняют свои экземпляры таблицы, затем результаты обсуждаются).

Источник

Способы уменьшения и увеличения давления. Физика. 7 класс. Разработка урока

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и способов её получения средствами проблемно-исследовательского метода, практико-ориентированного обучения.

Тип учебного занятия: усвоения новых знаний.

Метод обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский с применением ИК технологии.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Цели урока:

  • формировать умение находить давление в разных случаях;
  • сравнивать давление в разных практических ситуациях;
  • обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.
  • развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы,
  • расширение кругозора учащихся,
  • развитие речи,
  • закрепление умения правильно оформлять и решать задачи,
  • умение выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения.
  • воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач и выполнении экспериментального задания;
  • воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.

Задачи урока

  • Научить решать расчётные задачи по формулам p = F/S , F = pS, S = F/p и качественные задачи;
  • Уметь пользоваться формулами;
  • Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в СИ;
  • Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием;
  • Проанализировать реальные ситуации способов уменьшения и увеличения давления на опору
  • Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления. Найти практическое применение уменьшению и увеличению давления.

Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.

Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.

Место урока в учебном плане. Тема “Способы уменьшения и увеличения давления” рассматривается в разделе “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Эта тема в разделе вторая после «Давление. Единицы давления» и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и техникой. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике.

Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки, компьютер, проектор, экран, презентация с фотографиями, тесты для контроля знаний в 4-х вариантах.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация, актуализация, целеполагание.

III. Изучение нового материала (первичное усвоение материала).

IV. Осознание и осмысление учебного материала.

V. Первичное закрепление учебного материала. Тест.

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз. (Античный афоризм)

I. Организационный момент

II. Мотивация. Актуализация. Целеполагание

Как помочь человеку, провалившемуся под лёд? Почему боксёры ведут бой в перчатках? Как правильно уложить вещи в рюкзаке, собираясь в турпоход? (Показать боксёрские перчатки, напёрсток, рюкзак). Сегодня мы с вами научимся находить ответы на эти и многие другие вопросы.

На предыдущем занятии мы с вами изучали теорию на тему давление твёрдых тел. Настало время теорию применить на практике. Запишите тему урока. “Способы уменьшения и увеличения давления”. Сформулируем цели (постараться самим):

  • научиться решать задачи по теме “Давление твёрдых тел”;
  • рассмотреть и выяснить способы изменения давления в быту, технике, природе.

Обратите внимание, ребята, на эпиграф к нашему уроку: Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз. Вот и мы сначала повторим основные понятия прошлой темы.

Фронтальный опрос (актуализация)

  1. Что называется давлением (с места отвечает ученик)?
  2. Написать формулу для определения давления и сделать ее анализ (назвать физические величины, входящие в формулу, их единицы; вывести формулы для физических величин, стоящих справа от знака равенства). (У доски работает ученик по желанию.)

III. Изучение нового материала

Сейчас ребята, у которых на столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием), выполнят экспериментальное задание согласно указаниям в карточке.

Учащиеся используют карточки с указаниями к выполнению задания, деревянные бруски, динамометры и линейки, лежащие на столах.

Экспериментальное задание

Определить давление деревянного бруска на стол.

Порядок выполнения работы.

  1. Измерьте вес бруска с помощью динамометра.
  2. Измерьте длину, ширину и высоту бруска.
  3. Используя все полученные данные, вычислите площади наибольшей и наименьшей граней бруска. Примечание: 1 см 2 = 0,0001 м 2 .
  4. Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями.
  5. Результаты запишите в тетрадь.
  6. На основе полученных результатов сформулируйте вывод.

Остальным учащимся предлагается устная работа с таблицей (заранее приготовлена на доске), заполним пустые ячейки (в таблице они отмечены красным цветом). (Фронтальная работа на применение написанных на доске формул, заполняет таблицу учитель).

Источник

Способы уменьшения и увеличения давления

Урок 21. Физика 7 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Способы уменьшения и увеличения давления»

Способы уменьшения и увеличения давления

«Ох, нелегкая это работа –

вездеходы катать по болотам»

В данной теме речь пойдёт о практической пользе уменьшения или увеличения давления.

Давление – это отношение силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Давление измеряется в Н/м 2 . Такая единица была названа Па (паскалем) в честь ученого Блеза Паскаля. Таким образом, давление в 1 Па – это давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м 2 .

Возникает вопрос о том, как можно контролировать (то есть, увеличивать, или уменьшать) давление? На этот вопрос нетрудно ответить, если посмотреть на формулу, по которой вычисляется давление.

Для увеличения давления необходимо либо увеличить силу, либо уменьшить площадь. И, наоборот, для уменьшения давления нужно либо уменьшить силу, либо увеличить площадь.

В этом можно убедиться на ряде примеров. Если идти по снегу на лыжах, то человек не проваливается, хотя без лыж, его ноги будут утопать в снегу. В этом случае, сила, действующая на поверхность (то есть вес), остается неизменной. Но вот площадь лыж значительно больше ступни, поэтому в лыжах человек оказывает на снег меньшее давление, чем без лыж. Люди используют уменьшение или увеличение давления очень часто. Шины грузовых автомобилей значительно шире, чем шины легковых автомобилей. Это делается не только для большей устойчивости, но и для уменьшения давления. В особенности это важно для автомобилей, предназначенных для езды в пустыне или по бездорожью.

Даже такие тяжелые машины, как танк или трактор не оказывают на почву значительно большее давление, чем взрослый человек. Дело в том, что площадь гусеницы танка во много раз превышает площадь ступни человека. Таким образом, танк нередко может пройти по той болотистой местности, по которой не пройдет человек.

Передвигаясь в подобного рода местностях, люди нередко используют так называемые мокроступы.

За счет увеличения площади, эта обувь из пластика или резины позволяет передвигаться по заболоченным местностям, не проваливаясь в грязь и трясину. Раньше мокроступы изготавливались из древесины наподобие лаптей. Во время Великой Отечественной Войны, такие мокроступы были использованы в ходе проведения знаменитой операции «Багратион». Совершенно неожиданно для немецкого командования, несколько советских армий и корпусов ударили в тыл немецкой группы армий «Центр», пройдя через болота, которые немцы считали непроходимыми. В результате этой крупномасштабной операции было завершено освобождение Белоруссии, и советские войска вошли в Польшу.

Также нередко возникает необходимость в увеличении давления. Это, как правило, нужно для колющих и режущих инструментов, таких, как ножи, ножницы, бритвы и так далее. Острые лезвия имеют очень маленькую площадь поверхности, поэтому, даже небольшим усилием можно создать большое давление. Например, играя в дартс, игроки бросают дротики с небольшой силой, но при попадании в мишень они создают давление, которое может в несколько десятков раз превышать давление гусеничного трактора на почву.

Подобные примеры нередко встречаются и в природе – это зубы, когти или клювы животных.

За счет того, что они имеют малую площадь поверхности и способны развивать значительное усилие, создается огромное давление. Например, оса действует своим жалом на кожу человека с силой всего в 10 мкН. Однако площадь жала осы настолько мала, что и это усилие создает давление в миллиарды паскалей.

Давление также учитывается в строительстве. Например, при возведении зданий, увеличивают площадь нижней части фундамента, чтобы грунт мог выдержать давление, создаваемое зданием. При строительстве мостов, нагрузку также стараются распределить, делая больше опор.

Приведем еще пару интересных примеров. Известно, что давление под водой увеличивается по мере погружения на большую глубину. Это происходит из-за увеличения силы давления воды, поскольку чем глубже погружаться, тем большее количество воды давит на аквалангиста, то есть, увеличивается сила давления. Именно по этой причине, различные подводные обитатели не могут опускаться ниже определенных глубин (или, наоборот, подниматься выше определенных глубин).

Задача 1. Если человек и гусеничный трактор оказывают одинаковое давление на почву, то почему трактор, наехав на кирпич, сломает его, а человек, встав на кирпич, не повредит ему?

Человек и трактор давят на почву одинаково.

Это происходит, потому что отношение веса трактора к площади его гусениц равно отношению веса человека к площади его ступней.

Однако когда трактор наезжает на кирпич, следует брать в расчет не площадь гусениц трактора, а площадь кирпича, на которую трактор действует всем своим весом. Естественно, при этом развивается многократно большее давление, чем под действием веса человека. Если же выложить трактору полосу из кирпичей, то его вес распределится равномерно по нескольким кирпичам и давление уменьшится.

Задача 2. На обочине стоит припаркованный автомобиль. Площадь части шины, соприкасающейся с дорожным покрытием, равна 0,07 м 2 . Рядом стоит точно такой же автомобиль, с более широкими шинами, так что площадь части шины, соприкасающейся с дорожным покрытием, равна 0,077 м 2 . Во сколько раз давление, оказываемое первым автомобилем на почву, больше, чем давление, оказываемое вторым автомобилем?

Давление – это физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

– Для увеличения давления на опору, необходимо либо увеличить силу, либо уменьшить площадь опоры.

– Для уменьшения давления на опору, необходимо, либо уменьшить силу, либо увеличить площадь опоры.

Уменьшение и увеличение давления часто используется людьми на практике.

Источник

Читайте также:  Способы питания красных водорослей
Оцените статью
Разные способы