Способ урегулирования социальных конфликтов демократического режима

Обществознание. 11 класс. Государство. Политический режим.

Обществознание. 11 класс.

Государство. Политический режим.

Политический режим (от лат. regimen — управление) — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Системы. (КАК осуществляется власть).

Признаки политического режима:
  • способ осуществления государственной власти;
  • реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • система методов осуществления политической власти (разрешительные — запретительные, убеждение — принуждение, экономические — внеэкономические);
  • характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное;
  • состояние прав и свобод в обществе;
  • способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
  • наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством;
  • существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;
  • политический и юридический статус и роль армии в обществе;
  • политический и юридический статус средств массовой информации,
  • наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.
Формы политического режима:
  • демократический,
  • недемократический:

— авторитарный,

— тоталитарный.

Демократический режим.

Демократический режим ( от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.

Признаки демократического режима.

  • Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти.
  • Проведение свободных альтернативных выборов.
  • Разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга.
  • Отсутствие монополии на власть любой политической структуры, наличие легальной оппозиции. Решения принимаются большинством, но при условии уважения меньшинства и его права критиковать курс действующего правительства.
  • Верховенство закона.
  • Политический и идеологический плюрализм, наличие реально существующей многопартийной системы.
  • Равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты.
  • Согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Авторитарный режим.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей.

Признаки авторитарного режима.

  • Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
  • Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам.
  • Опора на силу. Авторитарный режим обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
  • Монополизация власти и политики, отсутствие политической оппозиции. Возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
  • Отказ от тотального контроля над обществом, прежде всего, экономики, духовной жизни, однако определённый контроль ведётся.
  • В качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии.
  • Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но при этом будут нарушаться в реальности. Например, выборы проводятся под контролем правительства и носят недемократический характер.
  • Экономика при авторитаризме может быть и плановой, и рыночной, и смешанной. Обширный госсектор способен уживаться с рыночной экономикой.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм – политический режим, который характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти.

Признаки тоталитарного режима.

  • Сосредоточение власти в руках одного человека или небольшой группы лиц.
  • Отчуждение народа от власти, полный контроль власти над обществом, включая личную жизнь человека.
  • Наличие в государстве одной правящей партии, которая является ядром государственной власти.
  • Отсутствие оппозиции.
  • Господство одной идеологии и нетерпимость к идеологическому плюрализму.
  • «Культ личности» в обществе, его государственное обеспечение.
  • Функционирование административно-командной системы в государстве.
  • Бесправие граждан, жесткая регламентация их деятельности.
  • Система физического и психологического террора.
Отличие тоталитарного режима от авторитарного.

При тоталитаризме режиме власть стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Тоталитарный режим контролирует политику, экономику, социальную сферу, культуру и идеологию, вторгается в частную жизнь граждан.

Авторитарный режим — мягче. В первую очередь авторитарные правители контролируют политическую сферу, стремятся не допустить к власти других людей. При этом экономика, культура, частная жизнь могут контролироваться слабо.

Читайте также:  Способы увеличения объемов ввп

Источник

Способ урегулирования социальных конфликтов демократического режима

Политические конфликты по-разному проявляются в демократических и недемократических системах. Демократические системы по своему характеру предрасположены к конфликтности и в силу этого имеют соответствующие политико-правовые институты, призванные содействовать разрешению конфликта и поиску согласия, или консенсуса. Присущие для этой системы конфликты носят институциональный характер, т.е. политическая борьба при демократических режимах происходит в основном в рамках существующих политических институтов. Например, американская политическая система и институциональный механизм разрешения конфликтов отлажены таким образом, что облегчают поиск необходимых компромиссов между правительством и конгрессом. Разрешению конфликтов способствует и четкое разделение властей, и распределение полномочий между ними. Это в сочетании с приверженностью главных политических сил общим «правилам демократической игры» обеспечивает сохранение общественно-политической в данных системах. Такие подходы к налаживанию отношений внутри политической системы предохраняют как от авторитаризма и монополизации власти, одной из ее ветвей, так и от анархии.

Авторитарные, тоталитарные политические режимы ставят своей целью ликвидировать конфликты во имя всеобщей гармонии, единомыслия и всеединства, но такие системы оказываются неизлечимо конфликтными, причем в болезненных и разрушительных формах. Противоречия, которые накапливаются годами, не разрешаются, а загоняются внутрь. Так было, например, в СССР. В конце концов они прорываются в насильственных, внеинституциональных формах: вместо многочисленных частных конфликтов возникает один конфликт — революция, стихийный бунт или военный переворот, которые очень дорого обходятся обществу; (Относительно России Пушкин писал: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»; примером может служить война в Чечне и др.).

В демократических системах политические конфликты обычно не носят такого острого характера, как в недемократических. В частности, это относится к конфликтам между государством и обществом; между публичной властью и самоуправлением; между различными субъектами государственной власти; между политическими партиями; между национальными меньшинствами и коренной нацией; между тенденцией возрастания роли языка межнационального общения и потребностью развития родного языка.

Так, возникшее противоречие между публичной властью и самоуправлением в демократических странах в первую очередь устраняется тем, что здесь исключительная роль отводится общественному самоуправлению как механизму прямого, непосредственного участия народа в управлении обществом. В недемократических странах, наоборот, государство поглощает все общество, происходит гипертрофированное огосударствление всех сфер жизнедеятельности общества.

Или возьмем, к примеру, конфликт между различными субъектами государственной власти, в частности между центральными и региональными органами, исполнительной и законодательной ветвями власти. В отличие от демократических стран Запада некоторые регионы России, борясь за суверенитет, перестали считаться с федеральными законами. Можно вспомнить и тот факт, что «война законов» явилась одной из причин распада Советского Союза.

Как видим, уровень демократичности политической системы, политического режима в большой мере влияет на степень конфликтности в обществе, на содержание конфликтов и их разрешение.

Источник

Политические конфликты тоталитарных и демократических систем

Суть внутриполитических конфликтов в значительной мере определяется характером политических систем. Своеобразие же политическим системам придают политические режимы, т. е. совокупность конкретных методов осуществления политической власти определенной социальной группой. Таких “совокупностей” политические науки выделяют как правило три: 1) тоталитаризм, 2) авторитаризм и 3) демократия. Поскольку авторитарный режим представляет собой некий компромисс между двумя другими, возьмем только крайние, “чистые” формы политических режимов.

Тоталитаризм (от лат. totalis — полный, целый) — это политический режим, характеризующийся всеобъемлющим контролем за гражданами со стороны государства, полным подчинением личности и гражданского общества политической власти. Его отличительные черты — всеобщая политизация и идеологизация общественной жизни, наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения, этатизация (огосударствление) всей хозяйственной и даже частной жизни, ограничение или ликвидация частной собственности, устранение конкуренции, рыночных отношений, централизованное планирование и командно-административная система управления.

Демократия является своеобразным антиподом тоталитарного режима. Она (в идеале) характеризуется контролем гражданского общества над политической властью.Ее базовые принципы включают юридическое признание и институциональное выражение верховной власти народа, периодическую выборность органов власти, равенство прав граждан на участие в управлении обществом, безусловное соблюдение всех прав и свобод личности и т. д.

При таком сравнении может показаться, что тоталитаризм — это средоточие всех политических пороков, а демократия, напротив,— светлый идеал всего человечества. Это, конечно, не совсем так. Тоталитарные политические режимы рождаются не по злой воле фюреров или генеральных секретарей. Они являются выражением отчаянного желания народных масс быстро и эффективно переустроить общество на началах социальной справедливости. Последняя понимается в основном как равенство. И не только перед законом, но и во всех сферах жизнедеятельности человека. Но рыночная экономика непрерывно рождает неравенство. Значит ее нужно преобразовать, заменив частную собственность на общественную, а механизмы рыночной регуляции спроса и предложения централизованным планированием: ведь совсем нетрудно посчитать, сколько тех или иных благ требуется обществу. Детальное планирование всего и вся по силам только одной организации — государству. Всякие сбои и отклонения от планов будут порождать хаос, значит нужен строгий и действенный контроль за их выполнением, а это опять-таки может обеспечить только государство. В итоге происходит гипертрофированный рост институтов политической власти, от которых зависит буквально все: обеспечение людей работой, жильем, досугом, разрешение любых конфликтов и т. д. Социальная дистанция между различными группами и в самом деле сокращается (хотя социальное равенство все равно не достигается), но кошмарной ценой полной потери личной и групповой свободы, самостоятельности, возможностей влияния на власть и предотвращения политических авантюр.

Читайте также:  Способы округления до целого числа

Возникает “закрытый”, деспотический тип общества, где все подчинено политической целесообразности. Всеобщим центром притяжения всех усилий становится политическая власть, монополизируемая складывающейся вокруг нее элитой (номенклатурой). Логика саморазвития общества подменяется насильственной реализацией какого-либо утопического проекта всеобщего счастья, всякое несогласие с которым автоматически превращает любого человека во “врага народа”.

1 Конфликты тоталитарных режимов. В обществе подобного типа, где искажены все нормальные пропорции экономики, политики и культуры, и политические конфликты приобретают ряд характерных особенностей:

1) Из всех возможных видов политических конфликтов (интересов, статусов, ценностей) на первый план выдвигаются статусно — ролевые конфликты, связанные с близостью или удаленностью от политической власти.

2) Поскольку различия интересов профессиональных, этнических и прочих социальных групп ликвидировать нельзя, а признать конфликтность их отношений во внешне едином, отмобилизованном обществе политическая власть не желает, большинство реальных конфликтов становятся скрытыми, подавленными. У многочисленных социальных групп по существу нет возможности артикулировать и соответственно четко осознавать свои интересы, которые скрываются в область иррационального. Именно поэтому крушение тоталитарных режимов во многих случаях ведет к вспышкам насилия, серьезной угрозе гражданской войны — это подавленные конфликты выходят наружу.

3) Политические конфликты тоталитарного общества предельно идеологизированы. Идеология (представляющая собой всего лишь теоретически осмысленный вариант общественного переустройства, разработанный какой-либо социальной группой) превращается в “священную корову” тоталитарного режима, непререкаемую ценность, не подлежащую никакой критике. Она, естественно, “единственно верная” и общеобязательная. Инакомыслие — политическое преступление. Любое движение “тестируется” на соответствие идеологическим догмам. Внешнеполитические конфликты, а также конфликты, связанные взаимодействием партийно-государственных структур, подчиняются идеологическим приоритетам. В еще более резкой форме та же картина наблюдается и в сфере духа — науке, искусстве, религии, морали. Сама тоталитарная идеология, властно подавляя саморазвитие этих сфер, становится дополнительным источником конфликта.

4) Гипертрофия политической сферы жизни тоталитарного общества приводит к тому, что в нем даже самые далекие от политики конфликты возводятся в ранг политических. Невыполнение предприятием плана, развод в семье, знакомство с несанкционированными властью источниками информации — все превращается в политические преступления. Чтение и хранение “запрещенной” литературы делает человека участником политического конфликта с государством!

5) В таких условиях большинство конфликтов носят искусственный, навязанный характер. Этой характеристике полностью отвечают и конфликты, возникающие как следствие попыток власти направить недовольство населения на поиск врага (вредители, космополиты, диссиденты), на которого можно было бы списать собственные неудачи.Не менее искусственен и ложен по своей сути конфликт, связанный с непременной для тоталитарной идеологии идеей социального превосходства какой-либо социальной группы (арийской расы, рабочего класса и пр.).

6) Тоталитарным политическим режимам свойственна также тенденция интернационализации политических конфликтов. Лежащая в их основе универсальная идеология позволяет трактовать все мировые события как, допустим, столкновение интересов рабочего класса и буржуазии. Отсюда и планы экспорта революции, поддержки любых антиимпериалистических движений, блоковое восприятие мира как арены борьбы двух непримиримых систем — капиталистической и социалистической.

2 Конфликты демократического общества. Системы демократические, наверное, не менее конфликтны. Однако характер этих конфликтов существенно иной.

1) Прежде всего, они открытые, явные, признаваемые обществом и государством как нормальное явление, вытекающее из конкурентного характера взаимоотношений в большинстве областей общественной жизни.

Читайте также:  Кисель магеллан 240гр способ приготовления

2) В демократических обществах политические конфликты локализованы в собственно политической сфере. Они не распространяются на частную жизнь граждан, не подчиняют себе развитие экономики, не определяют “правило функционирования духовной сферы.

3) Поскольку у всех социальных групп есть множество способов артикуляции своих интересов, объединения в различные организации с целью оказания давления на власть и т.д., конфликтные ситуации характеризуются меньшей напряженностью. Меньше опасность “взрывов” социального негодования, насильственного разрешения конфликтов.

4) Так как демократия строится на плюрализме мнений, убеждений, идеологий и способна исследовать конфликтные ситуации свободной рациональной дискуссией, она в состоянии отыскивать гораздо больше приемлемых способов разрешения политических конфликтов.

5) Статусно — ролевые политические конфликты в демократических режимах имеют относительно меньшее значение, чем конфликты интересов и ценностей.

6) Поскольку политическая власть в демократическом режиме не сконцентрирована в одном органе или в одних руках, а рассредоточена, распределена между различными центрами влияния, да к тому же каждая из социальных групп может свободно отстаивать свои интересы, то открытых политических конфликтов, естественно, фиксируется больше, чем в тоталитарном обществе. Они многообразнее и разнокалиберное. Но это признается выражением не слабости, а силы демократии, понимаемой как баланс интересов конкурирующих социальных групп.

7) Сильной стороной демократии является также и отработанность четких процедур, правил локализации и регулирования политических конфликтов.

Все сказанное, разумеется, не означает, что демократия является безупречным инструментом разрешения политических конфликтов. У нее свои проблемы. Критики современной плюралистической демократии, например, небезосновательно указывают на формальный характер демократических процедур; предполагающий лишь юридическое равенство индивидов и групп, которое в условиях господства рыночных отношений неизбежно сохраняет социальное неравенство. Привлекательно, конечно, представлять демократию балансом интересов конкурирующих социальных групп. Но какая конкуренция может быть между группами, скажем, пенсионеров и крупного капитала? Итоговый “баланс” их отношений известен заранее. Или, предположим, какой-то индивид или группа не преуспели в рыночном соревновании, как же тогда быть с их правами на достойную жизнь, свободу, собственность? Священное право на собственность, когда не на что жить, может весьма сильно раздражать.

В такого рода аргументах, безусловно, есть свой резон.Ониуказывают на реальные изъяны демократического способа организации политической жизни. Однако рецепты их преодоления, выписываемые тоталитарными идеологиями, на практике ведут к куда более худшим последствиям. Известный австрийский экономист Фридрих Хайек в ставшей классической работе “Дорога к рабству” предложил для понимания различения двух обсуждаемых форм управления обществом такую аналогию. Разница между ними примерно такая же, как между правилами дорожного движения (или дорожными знаками) и распоряжениями, куда и по какой дороге ехать. В демократическом обществе власть лишь устанавливает формальные “правила движения”, то есть сообщает заранее, какие действия она предпримет в ситуациях определенного типа. “Дорогу” каждый выбирает сам, И власть не гарантирует, что “водитель” непременно доберется туда, куда ему нужно и в срок.Он может попасть в “пробку”, не рассчитать скорость и т.д. Так, может быть, государству лучше взять в свои руки управление движением — заранее просчитать количество водителей, их грузы, определить оптимальные маршруты? Увы, как свидетельствует практика, совсем даже не лучше. Запланированный график все равно будет сбиваться разными обстоятельствами (погодой, капризами техники), необходимость его соблюдения будет требовать все более жесткого контроля, кому-то придется давать “зеленую улицу”, порождая привилегии и пр. И самое противное — лишь государство будет решать, куда и как нам ехать. Без его позволения и с места тронуться нельзя. Подобная перспектива все-таки заставляет современное человечество склоняться к выбору “формальных правил” демократии, которые действительно носят чисто инструментальный характер и не обещают безусловного торжества социальной справедливости.

В плане различения конфликтов тоталитарных и демократических режимов российские политические конфликты находятся в “промежуточном” положении. Наше нынешнее общество несет на себе все черты “переходного” типа от тоталитаризма к демократии: слабость гражданского общества и соответственно “безопорность” демократических институтов, остаточное влияние тоталитарных традиций безусловного подчинения политическим “верхам”, уступкаим всех политических инициатив и ответственности, ценностный раскол в обществе и т.д. Отсюда и резко конфронтационный характер наших сегодняшних политических конфликтов, их хаотичность, неустойчивость, неотработанность процедур урегулирования и разрешения. Преодоление этих особенностей “посттоталитарной” конфликтности является актуальнейшей задачей как нашей политической элиты, так и общества в целом.

Источник

Оцените статью
Разные способы