Способ урегулирования конфликта доминирование

Вопрос 4. Способы урегулирования конфликта.

Управление конфликтами это процесс контролирование конфликта самими участниками или внешними силами (общественными институтами, властью, специальными лидерами и т.д.). Это понятие распространяется на различные уровни возникновения конфликта – от межгосударственного до межличностного , поскольку во всех случаев участники конфликта, столкнувшись с разногласиями по какому либо вопросу, способны локализовать конфликт, ограничить его определенными рамками, не допускать его развития и тем самым управлять им.

Урегулирования конфликта есть мягкое воздействие на конфликт, а так же его частичное или временное решение. В этом смысле урегулирование описывается, как “результат организованного успешного побуждения (или принуждения) одного из противников к тому или иному типу действий, выгодной другой стороне или посреднику. Достигнутый таким образом “мир”, или компромисс, непрочен и недолговечен: поскольку исходная причина соперничества не устранена, пост конфликтное отношение противников остаются чреватыми новой вспышкой борьбы”.

Ещё одно понятие используемое при описании проблем управление конфликтом это – “завершение конфликта”, которое обычно означает его любое прекращение необязательно предполагающее его разрешение (Пример, мама у которой не сложились отношения с учителем её ребенка переводит его в другую школу). Эти конфликты прекращены поскольку прекращены сами отношения между участниками конфликта, однако разрешенным его считать нельзя. Другой вариант завершение конфликта без его решения будет исчезновение предмета конфликта (Пример, два человека спорят из одного рабочего место, это место убирается).

Однако, главным в этой области бесспорно считается понятие разрешение конфликтов. Оно понимается как минимизация проблем, разделяющих стороны; обычно осуществляется через поиск компромисса, достижение согласия. Й. Галтунг разрешение конфликтов значит:

· решить кто является победителем и кто побежденным, каким будет будущее распределение ценностей;

· осуществить это распределение ценностей;

· прийти к заключению о том, что конфликт полностью завершен.

В такой интерпретации разрешение конфликтов описывается в терминах победы – поражения, и даже с поправкой на область международных отношений, сегодня трудно согласиться с тем, что это и означает полное завершение конфликта. Для психолога, который в своей работе имеет дело с долговременными отношениями людей, конструктивный выход из конфликта, безусловно, означает не столько разрешение проблем, разделяющих стороны, сколько восстановление и нормализация отношений самих сторон.

Предлагается использовать термин “конструктивное управление конфликтом”, который по их мнению лучше чем термин “разрешение конфликта”, отражает “долгосрочный, иногда трудный процесс, ведущий к разрешению конфликтных проблем”.

Итак, конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его исход будет носить конструктивный характер.

Конфликт может рассматриваться как неуправляемый, если:

· одна или обе стороны могут желать продолжение конфликта;

· эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодействие невозможно;

· конфликт есть “верхушка айсберга”, и его разрешение не имеет значительного влияния на глубокие антагонистические корни.

Л. Крисберг указывает на три главных фактора, делающих конфликты трудно разрешимыми:

· участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;

· различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего;

· институализация конфликта, которая его определенным образом “консервирует”; в качестве примера автор приводит экологический конфликт, обостряющийся каждый раз, когда нарушается раннее достигнутое равновесие.

По мнению Дарендорфа, успешное урегулирование конфликта определяет следующие факторы:

· признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а так же права сторон на свои позиции;

· направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающие отказ от бесполезных попыток устранения причин;

· организация конфликтных групп с целью монифистации конфликтов;

· согласия сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними.

Сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть не плох не хорош, и рассматривать его следует, отбросить этические предрассудки. Поскольку конфликт не избежать надо его использовать. Существует три способа урегулирование конфликтных ситуаций:

Читайте также:  Лобковые вши способы передачи

· доминирование как победа одной стороны над другой, однако преимущество относительной простоты этого способа элиминируются его не эффективностью с точки зрения дальней перспективы;

· компромисс, который обозначает уступки с обоих сторон и который потому для них обеих не желателен;

· интеграция, когда находиться такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон при этом ничем не жертвует.

Рубин, автор многочисленных работ по проблемам конфликтов и переговоров предлагает различать следующие возможные способы урегулирования конфликтов:

· доминирование, когда одна сторона пытается навязать другой свою волю физическими или психологическими средствами;

· капитуляция – одна сторона безоговорочно уступает победу другой;

· уход – одна сторона отказывается участвовать в конфликте;

· переговоры – стороны конфликта используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимное приемлемое соглашение;

· вмешательство третьей стороны – индивид или группы, не имеющие прямого отношения к конфликту, но предпринимающие усилия, направленные на продвижение к соглашению.

Дарендорф предлагает такую последовательность в применении различных форм урегулирования конфликта:

1. Переговоры. Предлагают создание специального органа, где регулярно встречаются конфликтующие стороны для обсуждения острых вопросов и принятия решения. Если эти переговоры оказываются безрезультатными, рекомендуется привлечение “третьей стороны”, т.е. не участвующие в конфликте лиц или инстанций.

2. Посредничество как наиболее мягкая форма участия третьей стороны. Оно предполагает согласие сторон на периодическое сотрудничество с посредником и рассмотрение его предложений.

3. Арбитраж является следующим шагом к разрешению конфликта. Его особенностью является то, что либо обращение к третьей стороне, исполнение её решения считается обязательным.

4. Обязательный арбитраж делает обязательным как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решений. Это приближает данную меру к фактическому подавлению конфликта.

“Силовые” методы разрешение конфликтов.Обращение к силовым методам разрешения конфликта определяется следующими основными фактами:

· низкий уровень доверия между сторонами;

· убежденность, что с помощью борьбы можно добиться большего, чем с помощью переговоров;

· ответная реакция на силовые действия противостоящей стороны.

Заключение

Хотя конфликтология и определялась нами ранее как область, объединяющая разнообразные теоретические и практические подходы к объяснению конфликтов и работе с ними, с самого начала она тяготеет к практической ориентации, видя своей задачей “профилактику” и разрешение конфликта. Не следует забывать, что своим возникновением конфликтология обязана жестокому опыту двух мировых войн. Возникает необходимость существования специальных социальных институтов регуляции межгосударственных отношений, создается Организация Объединенных Наций, призванная решать задачи поддерживание международного мира и безопасности, регулирование отношений и осуществление сотрудничества между государствами и т.д.

Первые попытки организации и практической работы по предотвращению и разрешению социальных конфликтов связано с именем К. Левина (в последние годы своей профессиональной деятельности посветил себя поиском практического применения своих теоретических разработках – классификация описания основных типов конфликтов и т.д.). По свидетельству его дочери, обращение Левина к проблемам общественной жизни и в частности к конфликтам был следствием пережитым им и его семьей потрясений, гибель его матери и других родных от рук фашистов.

Одна из первых практических попыток решения задач по улучшению отношений – это эксперимент Дж. Морено, проведенный в начале 30-х годов в государственной учебно-воспитательной колонии. Пример. В этой колонии находилось около пятисот девушек из неблагополучных семей, чье поведение было девиантным. Дети проживали группами в отдельных домах. Для решения реабилитационных задач были созданы самые благоприятные условия жизни, учебы, занятия спортом, овладение профессиональными навыками и т.д. Однако между отдельными группами девушек, а также между колонистками в целом и руководством сложились напряженные отношения; кроме этого не прекращались попытки побегов, а успеваемость была низкой. Прежде всего было проведено тщательное социометрическое обследование всех групп девушек. Благодаря ему были выявлены те из них, кто оказались в изоляции, были отвергаемые или, наоборот имели влияние на группу. Дальше Морено прибег к псходраме, включая в том числе и обмен ролями между отверженными и лидерами. Чувство сопереживание к отвергнутым, возникшем в момент психодрамы, становились основой постепенного возникновения солидарности в группе. Если этого не происходило, то девушек перемещали из одной группы в другую, на основе социометрических показателей.

Читайте также:  Способы изучения музейных предметов

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Аналитические компетентности в работе с конфликтом.

2. Рациональные основания для принятия решения о поведении в конфликте и формирование конструктивной позиции по отношению к конфликту.

3. Техники психологического контакта и разворачивания продуктивной коммуникации.

4. Техники регулирования эмоционального напряжения.

5. Распознавание и построение адекватных защит против психологического манипулирования, критическое мышление.

[1] Продлен на 5 лет по решению ученого совета (протокол №5 от 27.01.2016.

Источник

Медиация как способ урегулирования конфликта

Основная задача — восстановить отношения: Интервью с председателем Ассоциации профессиональных медиаторов Юлией Аркадьевной Яковлевой .

Медиация как способ урегулирования конфликта — институт для нашей страны достаточно новый. О том, что представляет собой процедура медиации и почему к медиаторам нужно обращаться как можно раньше, читателям портала рассказывает Юлия Аркадьевна Яковлева, председатель Ассоциации профессиональных медиаторов .

Что такое медиация? Доступна ли она для обычных граждан — физических лиц?

— Медиация — это альтернативная процедура урегулирования споров. В данном случае, альтернативная судебным разбирательствам, которые у нас традиционно воспринимается как единственный вариант разрешения спорных ситуаций. Процедура медиации представляет собой переговоры с участием третьей нейтральной стороны —посредника. В качестве посредника выступают специалисты, прошедшие специальное обучение,которые обладают навыкаминаладить между сторонами эффективную коммуникацию, нивелировать негативные эмоции, которые конфликтующие стороны испытывают друг к другу. Медиация регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 193‑ФЗ « Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) ».

Какие споры можно урегулировать с помощью медиатора?

— Традиционно это семейные споры. Такие споры в большей степени межличностные, в них многое зависит от отношений людей друг к другу. Причем к семейным спорам относятся не только разводы, но и все споры, касающиеся детей, совместно нажитого имущества, определения порядка общения с ребенком и его содержания, а также конфликты, которые могут возникнуть между родственниками по разному поводу — например, раздел наследственного имущества, определение порядка пользования общим имуществом. Семейные споры составляют основной пласт тех медиаций, которые мы проводим — почти половина от общего числа.

Кроме того, мы проводим медиации по хозяйственным спорам, связанным с любыми обязательствами, возникающими из хозяйственно-правовых договоров — займы, кредиты, аренда, подрядные работы, услуги. В этом году у нас был большой пул дел, связанных с защитой интеллектуальных прав, то есть прав на товарный знак. Работаем с корпоративными спорами, например, со спорами между учредителями. И это тоже межличностные конфликты. Часто двое друзей создают бизнес в надежде, что будут работать долго и счастливо. Но со временем между ними появляются недомолвки, конфликты, возникает ощущение, что один делает для бизнеса больше, чем другой, и начинаются внутрикорпоративные распри и раздоры, которые вредят делу. Подводя итог, можно сказать, что основная масса споров, с которыми мы работаем — это споры, связанные с межличностными взаимоотношениями. Еще часть споров связана с оказанием услуг, защитой прав потребителей и так далее.

Как попадают к вам люди — обращаются самостоятельно или приходят по рекомендации судейских работников?

— Чем раньше мы начнем работать с конфликтной ситуацией, тем более эффективной будет наша работа. Почему? Как правило, люди идут в судне разрешить ситуацию, а закрепить ту позицию, которую они имеют по спору. И важно понимать, что суд выносит решениепо сути — кто прав, а кто виноват. Естественно, когда у одной из сторон появляется документ, подтверждающий ее правоту, мотивация мириться и соглашаться на взаимныеуступки у нее пропадает. Соответственно, нам становится сложнее работать, чтобы поменять эту ситуацию. А менять ее нужно, потому что наличие судебного акта само по себе не гарантирует исполнение решения, не обеспечивает дальнейшее сотрудничество в бизнесе и хорошие отношения в семье. Поэтому лучше к нам обращаться до суда. Но унас большая практика работы и с судебными инстанциями.Суды еще на стадии приема искового заявления или в предварительном судебном заседании добросовестно исполняют предписания гражданского и арбитражного процессуальных законодательств, касающиеся того, что суд должен принять все меры для примирения сторон, и направляют стороны на медиацию. Обратиться можно и к нам в офис, и к дежурным медиаторам в судах.

Читайте также:  Способы вычисления интеграла мора максвелла

Многие из тех, кому советовали обратиться к медиаторам, доходят до них? И является ли медиация обязательным звеном при рассмотрении споров?

—Медиация пока не является обязательной. Ведется много разговоров о том, чтобы на законодательном уровне закрепить медиацию в качестве обязательной процедуры. Это значит, что прежде чем обратиться в суд, стороны должны будут пройти процедуру медиации хотя бы по некоторым категориям дел: семейным, договорным или преддоговорным спорам. Но сегодня обращение к медиатором целиком и полностью зависит от воли сторон. Суд здесь выполняет две функции.Во-первых, функцию просветительскую: судья или помощник судьи разъясняет сторонам возможность урегулировать спор с помощью медиатора. Во-вторых, функцию организационную: он обеспечивает возможность встречи спорящих сторон и медиатора.

Пока количество медиаций до обращения в суд, когда стороны сами приходят за помощью к медиатору, практически единицы. Причиной этому много факторов: далеко не все знают о такой возможности, есть определенная степень недоверия к этой процедуре. Человек понимает, за что он платит юристу: юрист ходит в суд, представляет его интересы.За что платить медиатору, пока непонятно. Посидели, поговорили, решили—казалось бы, могли сделать это и сами, без медиатора. Но если стороны идут в суд — значит, все-таки не могли. Эти моменты, конечно, создают определенный фон недоверия к медиаторам. Я думаю, что это вполне закономерно и естественно, потому что медиация — сравнительно новый институт в нашей стране, который еще только формируется.

Дорого ли стоят услуги медиатора?

—Не дороже, чем услуги адвоката. В разных компаниях стоимость разная:где-то берут почасовую оплату, где-то — за всю процедуру медиации. В соответствии сФедеральным законом № 193‑ФЗ стороны оплачивают работу медиатора пополам, если они не пришлик другому соглашению.Это связано с тем, что медиатор должен сохранять нейтралитет, он не должен быть зависим от той или другой стороны, а у нас традиционно считается, что кто платит, тот заказывает музыку.

С чем люди выходят от вас — с каким-то готовым мировым соглашением?

— Давайте разделим этот вопрос на две части — формальный подход и человеческий. Формально, с точки зрения закона,стороны могут подписать медиативное соглашение либо иное соглашение об урегулировании конфликта. Иным в данном случае может быть отказ от иска, если дело находится в суде, хозяйственный договор, если конфликт был связан с имуществом и так далее.И, кроме этого, есть человеческий аспект, потому что многие конфликты лежат вне рамок правового поля. Приходили мама с сыном,они конфликтовали20 лет. У нас они разговаривали, договаривались, даже плакали. И это тоже результат медиации. Совсем недавний случай —разводящаяся пара, вопрос по выезду ребенка за границу. После медиации, уже выйдя в коридор, обнялись. И вот эти восстановленные отношения между людьми — гораздо более ценно, чем то, что будет написано в соглашении.

Источник

Оцените статью
Разные способы