- Методы управления производством
- ..или как видеть дальше других в современном менеджменте операций?
- Основные методы управления производством
- Метод управления производством от Адама Смита. Функциональное разделение труда
- Метод управления производством от Фредерик Тейлор. Стандартизация производства
- Методы организации управления производства Генри Форда.
- Метод управления Эдварда Деминга, цикл: Планируй, Делай, Проверяй и Воздействуй (PDCA)
- Метод управления производством от идей выталкивания к вытягиванию. Таити Оно.
- 6 сигм (6Ϭ) – пошаговый метод управления процессами производства
- Методы управления производством по Теории Ограничений
- Главное правило производства: Все преимущества связаны со скоростью потока правильных материалов и информации.
- Информационная безопасность в компьютерных сетях
Методы управления производством
..или как видеть дальше других в современном менеджменте операций?
Автор статьи: Святослав Олейник,
Представитель международной организации Demand Driven Institute в Восточной Европе
В статье рассмотрим основные методы управления производством и процессами, которые помогут открыть возможности для развития и оптимизации деятельности на предприятии, а также позволят ответить на вопрос топ-менеджмента: Действительно ли компания движется в правильном направлении? А тем, кто еще не определился с системой управления производством и сбытом, — статья поможет сделать рациональный выбор.
Сегодняшние бизнес-реалии отображают цитату Льюиса Кэрролла из книги «Приключения Алисы в Стране Чудес»: «… Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте…». Фактически, «бег» символизирует два направления:
- Поддержание текущей деятельности.
- Постоянное развитие.
Если поддержание текущей работы входит в административные задачи, то постоянное развитие предприятия предполагает нечто большее. Постоянное совершенствование включает в себя понимание управленческой философии и применение методов управления производством. Благодаря данному тандему, оптимизация предприятия перестает быть абстрактным процессом, а результаты такой оптимизации – непредсказуемыми.
Уверен, большинство топ-менеджеров производственных предприятий наслышаны о лучших методах управления производством: 6 Сигм (6Ϭ), Бережливое производство (Lean), Теория Ограничений (ToC) и другие. Если охарактеризовать каждый метод одним словом, то в Lean — фокус на потерях, 6Ϭ – колебаниях, в ToC – на пропускной способности. Примечательно, что каждый метод позиционирует себя, как лучшая альтернатива остальным концепциям.
Некоторые предприятия знакомы с данными методологиями не понаслышке. Одни предпринимали попытки внедрить инновации самостоятельно, другие привлекали внешних экспертов. Но не все методы принесли обещанные результаты предприятиям. Причиной этому послужило недостаточное внимание руководства компании, излишняя фокусировка на конкретных задачах с явным игнорированием философской составляющей.
Компании, которые успешно внедрили одну из управленческих концепций, рано или поздно задаются вопросом: а действительно ли они выбрали правильное направление или все же другой подход может оказаться более результативным для планирования и управления цепями поставок? А что делать тем предприятиям, которые еще не определились с выбором?
Выбирая один метод управления производством и отбрасывая остальные, вы изначально ограничиваете возможности по сбору «низко висящих фруктов», попадая под описание известной американской пословицы: «Если молоток — твой единственный инструмент, то для тебя все проблемы выглядят как гвозди».
С другой стороны, внедрить сразу две концепции для планирования производства кажется невозможным из-за разнящейся логики. Внедрение одной из управленческих концепций – это уже вызов, а преодолеть возможную путаницу понятий и вовсе кажется невозможным.
Но, если фокусироваться на общих чертах, – раскрываются новые возможности. Каждая из идей — это всего лишь инструмент, с помощью которого удобнее воздействовать на информационный и материальный потоки на предприятии. Если в основу восприятия управленческих концепций заложить понятие потока, — процесс выбора правильных инструментов для решения важных задач предприятия окажется намного проще.
Основные методы управления производством
Рассматривая системы организации управления производством и процессами, остановимся на самых ярких идеях и их воздействии на информационный и физический потоки.
О выгоде специализации было известно еще во времена античности. Воин или жрец никак не сравнится с кузнецом в умелости изготовления орудий. Или человек, изготавливающий все время молоты, будет в этом более искусным, нежели человек, делающий это впервые.
Благодаря специализации растет скорость и качество создания потока продукции.
Метод управления производством от Адама Смита. Функциональное разделение труда
Адам Смит первый, кто упомянул о функциональном разделении труда на предприятиях. В книге «Богатство наций» он описал процесс изготовления шпильки: один человек вытягивает проволоку, второй – выпрямляет ее, третий – разрезает, четвертый – заостряет, пятый – шлифует конец шпильки, чтобы сформировать головку. Вследствие разделения труда, 10 людей изготовили 48 000 шпилек за день, в то время, когда каждый по отдельности изготовлял по 20 шт. в день. Необходимо было понять процесс создания шпильки и разделить процесс изготовления на операции, тем самым, сужая количество исполняемых сотрудником операций. Таким образом, была устранена необходимость переключаться на другие задания и повысилась производительность.
Благодаря разделению специализации на функции появилась возможность ускорить поток создания продукции.
Метод управления производством от Фредерик Тейлор. Стандартизация производства
Позже Фредерик Тейлор задался вопросом: как люди делают то, что они делают? Не только в разрезе функций, но и на уровне простейших операций. С помощью хронометража он понял, что делает сотрудник, какое количество времени он тратит на работу, а какое приходится на простой. Тейлор стандартизировал простейшие операции и рассчитал сколько раз сотрудник может их повторить за рабочее время. Это помогло нормировать объём работы и выработки на предприятии. Если посмотреть на то, как разные сотрудники, к примеру, затачивают проволоку для шпилек, выбрать лучший способ и обучить других, при этом контролируя время работы сотрудников предприятия — в таком случае можно будет изготовить еще больше шпилек.
Благодаря разделению специализации на функции, функций на операции, с помощью научного подхода к организации и стандартизации производства, поток продукции идет еще быстрее и качественнее на предприятии.
Методы организации управления производства Генри Форда.
С течением времени формировались и совершенствовались новые методы управления производством и процессами на нем. Генри Форд был первым, кто использовал конвейер в сложном производстве. Он внедрил современные технологии своего времени, для автоматизации производства. Форд заставил продукцию передвигаться по заводу, а не сотрудников, тем самым уменьшив количество ненужных движений и сфокусировав внимание сотрудников на выполнении простейших операций предприятия. Кроме того, Форд задал общий производственный ритм – скорость конвейерной линии. Он оставил всех конкурентов позади по показателям себестоимости, скорости и качества производства.
Если стандартизировать не только процесс работы, но и сам продукт, а также настроить массовое конвейерное производство, тогда поток производства товаров будет быстрым, дешевым, управляемым и качественным.
Метод управления Эдварда Деминга, цикл: Планируй, Делай, Проверяй и Воздействуй (PDCA)
Следующим мыслителем был Эдвард Деминг, который говорил о необходимости постоянного совершенствования предприятия с помощью управленческого цикла PDCA. Суть его новшества состояла в необходимости работы по совершенствованию и смещении фокуса с устранения потерь на увеличение качества изготовленной продукции на предприятии. Интересно, но в то время большинство фокусировалось на снижении потерь, на деле добиваясь их роста.
Если постоянно работать над увеличением качества продукции и процесса ее создания, то кроме увеличения качества производимой продукции, естественным будет и снижение потерь.
Метод управления производством от идей выталкивания к вытягиванию. Таити Оно.
Эстафету оптимизации качества принял Таити Оно. Когда все упражнялись в совершенствовании прогнозирования и построения выталкивающих производственных систем, Оно изменил направление информационного потока в сторону тянущей системы управления производством. В условиях, когда реальный мир становится все более непредсказуем и изменчивым, а цена ошибки прогноза только возрастает, Оно сделал следующее:
- во-первых, ушел от идей массового производства, ограничил участки в объемах изготавливаемых комплектующих только во времени и количестве, необходимому для следующего по процессу участку работ. При этом, сохранялся необходимый минимум запаса (Kanban). Таким образом, Оно избавился от излишек незавершенной и готовой продукции.
- во-вторых, он расширил понятие «стандартизации», в которое дополнительно включил рабочие места сотрудников, процесс работы по поддержанию чистоты, бережливое использование оборудования и логику размещения инструментов(5S). Оно навел порядок на производстве, снизил затраты на расходные материалы, увеличил скорость и качество работы сотрудников и оборудования.
- в-третьих, Оно углубился в менеджмент операций, и работал над исключением операций, которые не составляли ценности для потребителя.
- последний, но не менее важный аспект – это философия. Кроме возможности постоянного совершенствования, сотрудникам необходимо привить желание делать это (Kaizen).
Если внедрить простые методы и инструменты, а также правильную философию, то в работе по постоянному совершенствованию можно эффективно задействовать всех сотрудников. Поток становится более быстрым и дешевым благодаря исключению потерь и росту качества.
6 сигм (6Ϭ) – пошаговый метод управления процессами производства
Следующий виток развития методов управления процессами производства – концепция 6 сигм (6Ϭ), разработанная в Мотороле. Она возникла благодаря развитию вычислительной техники и компьютеризации производств. Важным новшеством стал статистический анализ качества, который фокусировался на отклонениях в процессе производства и характеристиках продукта. Одно из главных достижений 6Ϭ – поэтапная программа преобразования с детальным пошаговым описанием методов и инструментов анализа, разработки и внедрения улучшений на предприятии. В разрезе концепции, процесс совершенствования переходит в ряд обычных занятий.
Если устранить колебания в характеристиках процесса и продукта, – поток создания продукции становится надежным и предсказуемым, что приводит к снижению потерь, необходимости в излишних мощностях и росту прибыли.
Методы управления производством по Теории Ограничений
Почему возникла Теория Ограничений (TOC) Голдратта? Десятилетиями лучшие практики и теоретики работали над тем, как делить предприятие на функции, функции на процессы, а процессы на простейшие операции, делая ту или иную функцию более быстрой, дешевой, совершенной. Но в этом процессе есть и обратная сторона. Много функций со временем переросли в отдельные науки. Стало сложнее достигать каждый следующий процент оптимизации какого-то процесса. Во многих случаях, дальнейшее совершенствование предприятия было ограничено технологиями своего времени. С ростом уровня сложности, начал формироваться разрыв между отделами внутри компании, поскольку появились проблемы с пониманием, что же делают другие отделы.
К примеру, конфликт интересов руководителя транспортной логистики, желающего получить бонус за удешевление логистики путем уменьшения частоты поставок и увеличения загрузки автомобилей. С другой стороны, руководитель товарной логистики, который не может получить свой бонус вследствие замороженных денег в товарном запасе из-за нечастых поставок. В соответствии с ТОС, решение возить реже и дешевле, или чаще и дороже, лежит за границами данных отделов предприятия.
Для решения проблемы нужно было понять: главную цель предприятия, что компания делает для ее достижения, и что ограничивает предприятие в достижении данной цели.
В ритейле — ограничением системы является полочный запас, поскольку привезти товара можно сколько угодно, а продать – только с витрины.
Продолжая мысль Голдратта: если возить товар чаще, хранить его можно меньше. Если хранить товара меньше, появляется свободное место на полках. Есть свободное место на полках – можно расширить ассортиментную матрицу. Шире ассортимент – увеличение продаж.
Возникает некий парадокс в классическом управлении товарными запасами: с увеличением продаж необходимо хранить меньше товара. Другими словами, мы инвестируем в запас меньше, а зарабатываем от увеличения объема продаж больше, а это означает рост уровня возврата на инвестиции (ROI).
Когда все продолжали упражняться в достижении локальных оптимумов, Голдратт остановился и задался вопросом: какая главная цель работы предприятия: зачем мы делаем то, что мы делаем? Что нас ограничивает в том, чтобы зарабатывать больше? Как выжать максимум из ограничивающего элемента? Возможно ли расширить системное ограничение?
Если найти узкое место в потоке и воздействовать на него, то можно увеличить общую скорость потока и ROI.
Главное правило производства: Все преимущества связаны со скоростью потока правильных материалов и информации.
Я искренне надеюсь, что вы осознали простую истину, что совершенно разные управленческие концепции имеют общее направление, а именно – совершенствование производственного потока. Фокусируясь на одной идеи, вы ограничиваете свои возможности идеями только нескольких людей. Поэтому перестаньте забивать гвозди руками, потому что без ссадин вам не обойтись, да и результата хорошего не будет. Для каждой проблемы используйте тот инструмент, который больше всего подходит для вашего предприятия. Представьте горизонт открывающихся возможностей, если бы вам в работе помогали все, начиная от Адама Смита до Элияху Голдратта. Как писал Исаак Ньютон, в своем письме Роберту Гуку 1676 года – «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».
Источник
Информационная безопасность в компьютерных сетях
Классификация ИТ по характеру участия технических средств в диалоге с пользователем
По характеру участия технических средств в диалоге с пользователем (рис. 10):
Информационно-справочные (пассивные) технологии поставляют информацию пользователю после его связи с системой по соответствующему запросу. Технические средства в таких технологиях используются только для сбора и обработки информации об управляемом объекте. На основе обработанной и представленной в удобной для восприятия форме информации оператор принимает решения относительно способа управления объектом.
Рис. 10. Классификация ИТ по характеру участия
технических средств в диалоге с пользователем
Информационно-советующие (активные) технологии характеризуются тем, что сами выдают абоненту предназначенную для него информацию периодически или через определенные промежутки времени. В этих системах наряду со сбором и обработкой информации выполняются следующие функции:
• определение рационального технологического режима функционирования по отдельным технологическим параметрам процесса;
• определение управляющих воздействий по всем или отдельным управляемым параметрам процесса и т. д.
Классификация ИТ по способу управления
производственной технологией
По способу управления технологией промышленного производства выделяют:
• децентрализованные информационные технологии;
• централизованные информационные технологии;
• централизованные рассредоточенные информационные технологии;
• иерархические информационные технологии.
Использование децентрализованных информационных технологий эффективно при автоматизации технологически независимых объектов управления по материальным, энергетическим, информационным и другим ресурсам. Такая технология представляет собой совокупность нескольких независимых технологий со своей информационной и алгоритмической базой. Для выработки управляющего воздействия на каждый объект управления необходима информация о состоянии только этого объекта.
В централизованной информационной технологии осуществляется реализация всех процессов управления объектами в едином органе управления, который осуществляет сбор и обработку информации об управляемых объектах и на основе их анализа в соответствии с критериями системы вырабатывает управляющие сигналы.
Основная особенность централизованной информационной технологии – сохранение принципа централизованного управления, т. е. выработка управляющих воздействий на каждый объект управления на основе информации о состоянии совокупности объектов управления, но при этом некоторые функциональные устройства технологии управления являются общими для всех каналов системы. Для реализации функции управления каждый локальный орган по мере необходимости вступает в процесс информационного взаимодействия с другими органами управления.
Иерархическая информационная технология построена по принципу разделения функций управления на несколько взаимосвязанных уровней, на каждом из которых реализуются свои процедуры обработки данных и выработка управляющих воздействий. Необходимость использования такой технологии вызвана тем, что с ростом числа задач управления в сложных системах значительно увеличивается объем переработанной информации и повышается сложность алгоритмов управления. Разделение функций управления позволяет справиться с информационными трудностями для каждого уровня управления и обеспечить согласование принимаемых этими органами решений.
Иерархическая информационная технология содержит обычно три уровня:
• уровень управления работой оборудования и технологическими процессами;
• уровень оперативного управления ходом производственного процесса;
• уровень планирования работ.
Перспективы развития информационных технологий
Компьютерные информационные технологии коренным образом изменили характер информационных процессов и существенно повлияли на их результаты, обеспечили возможность компактного хранения больших объемов информации, оперативного поиска, доступа к удаленным информационным ресурсам, записи на одном носителе различной по характеру (мультимедийной) информации, формирования БД, комплексирующих библиографическую, фактографическую и полнотекстовую информацию и т. п.
Ведущие американские специалисты в области управления Гарвей Л. Поппель и Бернард Голдстаин выделяют пять доминирующих «информационных тенденций», определяющих перспективы развития и масштабы использования информационных технологий:
1) приоритет информационного продукта (в виде программного обеспечения, баз данных, банков знаний, информационных систем) над средствами его создания и доведения до конечного пользователя (стоимость разработки, производства и использования, параметрические характеристики оборудования);
2) способность к взаимодействию – совместимость информационных технологий, обеспечивающая идеальный обмен информационными продуктами (стандартизация программных, лингвистических и аппаратных средств, унификация форматов ввода-вывода, передачи, хранения, обработки информации);
3) ликвидация промежуточных звеньев – посредников в передаче информации, ускорение процессов обмена информационными сообщениями, устранение помех и искажений (электронные публикации, электронная почта, система электронного заказа);
4) глобализация – экспансия информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, формирование мирового (лишенного национальных границ) информационного рынка, устойчивый рост потребления информационных продуктов и услуг, связанных с профессиональной, общественной деятельностью, образованием, бытом, досугом и развлечениями;
5) конвергенция – стирание различий между информационным производством и обслуживанием, информационным продуктом и обеспечивающими средствами, использованием в быту и для деловых целей, между режимами работы (пакетным, диалоговым) и каналами передачи информации (текстовой, графической, звуковой, видеоизображения).
Современные специалисты и исследователи (А.Н. Данчул, И.С. Мелюхин, К.К. Колин и др.) добавляют к указанным еще несколько тенденций, в их числе:
6) интеграция – объединение возможностей аналоговых и цифровых информационных технологий (например, телекоммуникационных и телевизионных) за счет массового перевода информационной техники (радио-, телефонной, видео-, кино-, фото-, телевизионной, измерительной, копировальной аппаратуры, издательского оборудования и т. п.) на цифровую элементную базу;
7) интеллектуализация – разработка и внедрение интеллектуальных информационных технологий, поддерживающих решение слабо формализованных задач, обеспечивающих моделирование социально-экономических, производственных, психологических, биологических и иных процессов;
8) расширение номенклатуры автоматизированных информационных технологий, электронных ресурсов и удельного веса их использования в профессиональной и непрофессиональной информационной деятельности;
9) модернизация технической базы информационных технологий, например, создание, оптических суперЭВМ, нейрокомпьютерных вычислительных устройств и систем, базирующихся на голографических принципах хранения информации, запоминающихся устройств высокой емкости, миниатюризация элементной базы информационной техники за счет развития молекулярной электроники и т. п.
К перспективным на обозримое будущее информационным технологиям специалисты относят:
• технологии создания и эксплуатации полнотекстовых баз данных, электронных библиотек, электронных архивов. Требуют своего решения проблемы обеспечения достоверности ввода информации (оцифровка, конвертирование), разработки лингвистических средств (классификаторы, словари, тезаурусы и т. п.) для ее последующей обработки и эффективного использования. Известно, что семантический анализ текстов (выделение наиболее информативных фрагментов, значимых для поиска признаков), свертывание (сжатие) информации для представления ее в более компактной, удобной для поиска и предварительного ознакомления форме – трудно формализуемые, затратные и интеллектуально емкие процедуры. Поэтому методы компьютерной обработки полнотекстовой информации (автоматизированное индексирование, аннотирование, реферирование и т. п.) длительное время находятся в стадии экспериментальной разработки;
• технологии «электронизации» (оцифровки) информационных ресурсов – перевод информации в цифровую форму и запись ее на воспринимаемые компьютерами носители. Доступность этих носителей определяется большой емкостью, надежностью, малыми габаритами, низкой стоимостью, легкостью серийного тиражирования. Тем самым удается преодолеть существенные недостатки традиционных источников информации: большие объемы хранения (кроме микроформ), ограниченный доступ пользователей. Динамичное развитие форматов записи информации на электронные носители не только текстовой, но и графической, аудиовизуальной информации, приводит к быстрой смене поколений информационной техники (персональных и портативных компьютеров, мобильных телефонов, бытовой электроники);
• технологии, адаптированные к потребностям массового пользователя автоматизированных информационных ресурсов. С целью упрощения доступа и преодоления языковых, психологических и физических барьеров ведется работа над созданием дружественных (пиктографических, много алфавитных, голосовых) интерфейсов (средств и правил взаимодействия человека и ЭВМ), гостеприимного технического и программного обеспечения, способов автоматизированного перевода команд, терминов, текстов, методов справочного консультирования и т. п.;
• интегральные технологии, обеспечивающие возможность одновременного использования текстов, графики, телевизионных изображений, мультипликации, музыки и речи. Это, например, гипертекстовые и мультимедийные системы, на базе которых создаются учебные и игровые программы, иллюстрированные энциклопедии, туристические путеводители, хрестоматии, компьютерные фильмы и т. п. Сочетание технологий, искусственного интеллекта, мультимедиа, записи и хранения информации на CD-ROM, DVD, позволяет создавать компьютерные системы искусственной (виртуальной) реальности с эффектом активного участия человека в моделируемых игровых, учебных, производственных и иных ситуациях. Мультимедийные технологии решают проблемы визуализации знаний, доступности достижений культуры и искусства широким слоям населения, развития форм, методов и средств обучения на всех уровнях непрерывного образования;
• сетевые информационные технологии, обеспечивающие интеграцию и кооперированное использование распределенных информационных ресурсов путем телекоммуникационного доступа к ним удаленных пользователей. Реализация принципа однократного ввода общественно значимой информации и многократного и многоцелевого ее использования дает эффект экономии всех видов затрат на информационные процессы. Сетевые технологии создают условия для ликвидации информационных «провинций», для реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к информации. Они обеспечивают оптимальное функционирование финансовых, экономических, производственных, политических структур, позволяют эффективно решать социальные проблемы общества, связанные с доступностью образования (дистанционное обучение), трудовой занятостью населения (виртуальные службы трудоустройства), реабилитацией лиц с ограниченными возможностями (дистанционный доступ к информации) и т. п.;
• интеллектуальные информационные технологии, моделирующие процессы мыслительной, творческой (включая художественное творчество) деятельности человека. Они находят воплощение в системах эвристического поиска, экспертных, робототехнических, обучающих, игровых и иных системах производственного, научного, социального назначения. Интеллектуальные системы ориентированы на решение весьма распространенных в повседневной практике плохо формализуемых задач с неполными и нечеткими исходными данными. Наконец, это так называемые когнитивные информационные технологии, специально разрабатываемые для развития творческих способностей человека и информационной поддержки его творческой деятельности. Многовариантное моделирование творческих процессов позволяет активизировать работу композиторов, архитекторов, дизайнеров, модельеров, представителей других творческих профессий, а также облегчает постижение основ мастерства, содействует повышению художественной квалификации. Таким образом, именно информационные технологии, прогрессивные средства и методы обработки и передачи информации обеспечивают доступность и эффективное использование накопленных обществом информационных ресурсов, определяют темпы и масштабы информатизации как глобальной тенденции общественного развития.
Коатес Дж. – сотрудник американской фирмы «Coates & Jarratt inc», занимающейся анализом тенденций развития и прогнозированием достижений современных технологий, рассматривает результаты проекта, осуществлявшегося фирмой на протяжении трех лет, в ходе которого были собраны, проанализированы и обобщены все прогнозы перспектив науки, инженерии и технологии, содержащиеся в литературе всего мира. Итогом стал 41 доклад, занявший в общем четыре тысячи страниц. Затем автор и его коллеги по выполнению проекта разработали собственный прогноз на срок до 2025 г., который издали в виде книги. Здесь мы кратко рассмотрим перспективы развития информационных технологий, представленные в этой книге.
Источник