Способ управления преимущества недостатки

Способ управления преимущества недостатки

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Вы можете присоединиться к мероприятиям в наших группах в социальных сетях:

Преимущества и недостатки непосредственного управления многоквартирным жилым домом

В статье 161 Жилищного кодекса РФ указано, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме; такое решение является обязательным для всех. Согласно п. 3 ст. 45 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. В соответствии со ст. 46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме могут осуществлять управленческую деятельность по организации эффективного использования своего имущества без привлечения каких-либо посредников.

При непосредственном управлении жилым домом собственники самостоятельно осуществляют свои права по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома, инициативным образом формируют все договорные отношения, участвуют во всех организационно-управленческих процедурах. Данный способ управления предусмотрен п. 1 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ и предполагает организацию самоуправления любыми процедурами (общее собрание, поквартирный письменный опрос жильцов, выборы старшего по подъезду и т.д.) в любых договорных формах, создаваемых самими жильцами с целью достижения задач управления многоквартирным жилым домом. При реализации этого способа управления заключается две группы договоров:

1. Ремонтно-эксплуатационные договоры (пункт 1 ст. 164 ГК РФ) – направлены на обеспечение общих потребностей или общих интересов всех собственников по содержанию в надлежащем порядке имущества дома (договоры обслуживания внутридомовых инженерных систем, по уборке, вывозу мусора, эксплуатации лифтового оборудования и т.п.). Постановлением Правительства от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам жилых помещений в многоквартирном доме.

По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.

Договор по оказанию услуг и выполнению работ, направленный на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, должен заключаться собственниками жилых помещений на основании решения их общего собрания. Стороной в таких договорах выступают все или большинство собственников помещений в многоквартирном доме. Под большинством в данном случае следует понимать собственников, доля которых в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома составляет более 50%. В таком случае от имени всех собственников может действовать и один из них, но на основании решения общего собрания или на основании доверенностей, выданных всеми собственниками.

2) Ресурсоснабжающие договоры – это договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро-, газоснабжения, отопления, которые в этом случае будут носить индивидуальный характер и должны заключаться каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени. Такая система договорных связей основана на Правилах предоставления гражданам коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 06 мая 2011 г. № 354, предусматривающих, что обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у ресурсоснабжающей организации перед всеми потребителями.

Читайте также:  Технология приготовления бисквита горячим способом

В этом случае ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения, несёт ресурсоснабжающая организация. Граница ответственности за обслуживание и содержание наружных инженерных сетей должна быть установлена в вышеуказанных договорах. Обслуживание и содержание наружных инженерных сетей должно обеспечиваться ресурсоснабжающей организацией, а внутридомовых инженерных систем – будет являться непосредственной обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме, и должно будет реализовываться собственниками самостоятельно, либо лицами, привлекаемыми ими по отдельному договору подряда.

В пункте 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, установлено, что лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Плюсы и минусы непосредственной формы управления многоквартирным домом

Преимущества непосредственной формы управления многоквартирным домом

1. Главное достоинство непосредственной формы управления многоквартирным домом в том, что функция управления своим жильем сохраняется за собственниками, а не передается какой-то организации.

Ситуация, в которой решение на проведение каких-либо работ по дому может быть принято без ведома собственников, исключена. Существенным моментом является запрет на применение “котлового метода”, при котором средства одного многоквартирного дома могут пойти на нужды другого. Выгода от непосредственного управления наиболее явно проявляется именно для добросовестных собственников помещений многоквартирного дома, поскольку делает возможным сохранить денежные средства собственников, предназначенные на содержание и ремонт общедомового имущества.

2. При осуществлении управления жилыми домами управляющая компания не может отказать поставщику в оплате коммунального ресурса даже в части средств, не поступивших фактически от потребителя ресурса. Это связано с тем, что в отношениях с поставщиками коммунальных услуг управляющая компания является коммерческой организацией со всеми вытекающими из этого статуса последствиями. Поэтому для того, чтобы избежать накопления долга за коммунальные услуги и последующего отключения от ресурсоснабжения всего дома, управляющая компания вынуждена направлять на оплату долга за коммунальные услуги денежные средства, поступившие на статьи расходов за содержание и ремонт жилья. Это приводит к тому, что при необходимости проведения текущего ремонта для благоустройства прилегающей территории денег на соответствующих статьях в достаточном количестве не оказывается. Переход на непосредственное управление позволит избежать таких ситуаций.

3. Еще одно преимущество – собственники на равных взаимодействуют с ресурсоснабжающими организациями Наличие у каждого собственника индивидуального договора холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, отопления с ресурсоснабжающими организациями служит своего рода защитой от применения этими организациями санкций в виде прекращения подачи коммунальных ресурсов для целого дома в связи с наличием задолженности у жильцов дома, как это может произойти, когда дом обслуживает жилищная управляющая компания. При непосредственном управлении такого рода санкции применяются лишь в отношении неплательщика, но никак не всего дома. У собственников появляется возможность требования перерасчётов за предоставленные услуги ненадлежащего качества или не в полном объёме непосредственно у ресурсоснабжающей организации, минуя посредника в лице управляющей компании, что облегчает решение таких вопросов.

4. Непосредственное управление многоквартирным домом наиболее экономное, т.к. отсутствуют расходы на содержание управленческого аппарата.

Недостатки непосредственной формы управления многоквартирным домом

1. Существенный недостаток непосредственного управления многоквартирным домом состоит в том, что объем работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома может быть значительным, и одному человеку, уполномоченному собственниками дома, будет сложно контролировать объем и качество выполненных работ по ремонту и содержанию дома. Эффективно непосредственно управлять домом можно, если он небольшой и технически в хорошем состоянии. Чем больше в доме проживает жильцов, чем больше в нем площадь общего пользования, тем больше может возникнуть проблем с его управлением и разногласий между жильцами. Найти такого управляющего, который по своей инициативе практически ежедневно решал бы массу самых разных вопросов, сложно.

2. Законом предусмотрены одинаковые обязанности по ремонту и содержанию дома независимо от способа управления домом. Деньги из городского, регионального или федерального бюджета, на капитальный ремонт дома, находившегося в непосредственном управлении, получить очень сложно, т.к. предпочтение отдается ТСЖ и домам, находившимся в управлении управляющей организации. Законодательством не предусмотрено выделение денежных средств на капитальный ремонт дома за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при непосредственной форме управления многоквартирным домом. Это значит, что для старых домов непосредственное управление наименее приемлемо, поскольку требует больших капиталовложений на ремонт общего имущества.

3. Поскольку собственник помещения самостоятельно заключает все договоры с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями, это приводит к дополнительным затратам времени и сил.

Читайте также:  Простой способ квадрат числа

4. Когда собственников призывают выбрать непосредственное управление, предполагается, что в итоге будут выполняться те же работы, что делала на доме управляющая организация, и ответственность подрядчики будут нести такую же, что несла управляющая организация. Однако это не так. В соответствии с действующим законодательством жилищная управляющая компания несет ответственность даже за те работы, которые не прописаны в ее договоре с собственником. Множество надзорных инстанций всегда могут побудить управляющую организацию выполнить те работы, которые необходимы, даже если в утвержденном перечне работ их нет. Если речь идет о непосредственном управлении, побудить подрядчика выполнить какие-то работы собственники дома могут только через суд.

Также управляющая организация обязана выполнять работы, например, по подготовке дома к зиме даже в случае, если далеко не все собственники своевременно вносят плату за содержание и ремонт жилья. В случае с непосредственным управлением подрядная организация выполняет работы ровно на такую сумму, какую она соберет с жильцов, и ровно на те виды работ, которые оговорены в договоре.

5. Законодательством не определены существенные условия договора на обслуживание общего имущества, что может позволить управляющим организациям составлять указанный договор с учетом только собственных интересов, а не жителей. Не определена форма контроля со стороны жителей за обслуживанием общего имущества, не определены периодичность и форма отчета управляющей организации.

6. Не может быть реализовано предусмотренное жилищным законодательством полномочие органа местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации, так как она является лишь выполняющим работы подрядным предприятием и в ее обязанности не входят ни защита прав собственников, ни решение других организационных вопросов.

Таким образом, необходимым условием реализации непосредственного управления является высокая активность самих жителей. Поэтому собственникам помещений, прежде чем решиться на непосредственное управление своим домом, необходимо взвесить все плюсы и минусы. Если собственники дома считают, что результаты голосования за переход на непосредственное управление являются недостоверными, они могут обратиться за защитой своих интересов в Прокуратуру или в суд. При этом будут запрошены протоколы общего собрания собственников многоквартирного дома и бюллетени для голосования на предмет выявления фальсификаций. Если в ходе проверки будет выявлены, что результаты голосования не соответствуют действительности, решение общего собрания собственников многоквартирного дома о переходе на непосредственное управление будет отменено как незаконное.

Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»

Поделитесь ссылкой с друзьями!

Создано 01.04.2013 11:55
Обновлено 19.03.2015 01:41

Источник

Преимущества и недостатки структур управления

Нестеров А.К. Преимущества и недостатки структур управления // Энциклопедия Нестеровых

Специфика плюсов и минусов структур управления

Преимущества и недостатки структур управления обусловлены спецификой их функционирования, особенностями формирования, централизацией ответственности и делегированием полномочий, которые им свойственны. Преимущества и недостатки структур управления предопределяются их особенностями и различиями, поэтому оргструктуры разных типов обладают разными плюсами и минусами.

Недостатки одной структуры управления могут быть частично компенсированы в другой, поэтому объективным процессом является эволюционное развитие организации, приводящее к смене одной структуры управления на другую в целях повышения эффективности управленческой деятельности на предприятии.

Компенсирующее воздействие может быть также обусловлено временными реорганизациями оргструктуры или использованием комбинированных типов организационных структур управления, что позволяет добиться компромисса между преимуществами и недостатками различных организационных структур. Вместе с тем, необходимость осуществления объективной управленческой деятельности на рациональной основе предполагает определенную степень формализации даже в наиболее «демократических» структурах управления органического типа. В определенных ситуациях это может быть как недостатком, так и преимуществом для конкретной организации, в зависимости от организационно-управленческой ситуации.

Следует отметить, что механистические и органические организационные структуры управления отличаются по своей внутренней организации, чем и обуславливаются их фундаментальные различия.

Линейная структура управления

Преимущества линейной структуры управления:

  • Реализация принципа единоначалия, единства распоряжений, ориентация на решение оперативных задач.
  • Простота управления (один канал связи).
  • Четко выраженная ответственность руководителя за результаты управленческой деятельности и результаты каждого подразделения.

Недостатки линейной структуры управления:

  • Необходим высокий уровень компетентности руководителя с широким спектром компетенций.
  • В структуре отсутствует специальные уровни по планированию и подготовке управленческих решений.
  • Избыток информационных связей.
  • Сложные связи между уровнями управления, затруднение согласования решений.
  • Высокая концентрация ответственности.

Особенности линейной структуры управления:

  1. Эту структуру используют в малом бизнесе.
  2. Является обязательным элементом всех видов структур.

Линейно-штабная структура управления

Преимущества линейно-штабной структуры управления:

  • Снижение управленческой нагрузки на линейных руководителей.
  • Возможность привлечения специалистов и экспертов для планирования и подготовки управленческих решений.

Недостатки линейно-штабной структуры управления:

  • Снижение управленческой ответственности, так как за подготовку решения отвечает штаб, который не принимает участие в его реализации.
  • Тенденция к избыточной централизации управленческой деятельности.
  • Как и в линейной структуре необходим высокий уровень компетентности руководителя с широким спектром компетенций.

Особенности линейно-штабной структуры управления:

  1. При линейных руководителях специально создаются штабы, которые принимают участие в подготовке управленческих решений, но не обладают правом их принятия. Своеобразные помощники для руководителей.
  2. Примеры штабов – служба контроля, отдел координации, аналитический отдел, подразделение сетевого планирования, социологическая служба, юридический отдел.
Читайте также:  Способ избавится от кота

Функциональная структура управления

Преимущества функциональной структуры управления:

  • Снижается потребность в руководителях с широким спектром компетенций в пользу руководителей с высоким уровнем именно управленческой компетентности.
  • В функциональной структуре управления стимулируется повышение квалификации работников аппарата управления.
  • Требуется высокий уровень компетентности специалистов и функциональных руководителей со специальными компетенциями.
  • Снижается потребность в специалистах широкого профиля.

Недостатки функциональной структуры управления:

  • Большой объем работы по координации всех подразделений аппарата управления.
  • Стратегические задачи отодвигаются на задний план, преобладает решение текущих вопросов с одновременным ухудшением способностей предприятия к адаптации к изменяющимся условиям хозяйствования.
  • Производственные подразделения могут получать несогласованные распоряжения от разных управленческих звеньев.
  • Нарушается принцип единоначалия, повышается безответственность производственных и управленческих работников.
  • Предприятие с функциональной структурой управления может успешно функционировать только в условиях относительно стабильной внешней среды.

Особенности функциональной структуры управления:

  1. Широкого распространения данный вид управленческой структуры не получил в силу того, что недостатки чаще перевешивают преимущества.
  2. Чаще всего используется в управлении малыми предприятиями.

Линейно-функциональная структура управления

Преимущества линейно-функциональной структуры управления:

  • Разумный баланс между соблюдением принципа единоначалия и рациональной специализацией отдельных уровней управленческой деятельности.
  • Руководитель организации освобождается от необходимости подробного анализа проблем.
  • Сохраняется возможность привлечения консультантов и экспертов для участия в подготовке и проработке управленческих решений.
  • Частичное делегирование полномочий на нижние уровни управления в соответствии с направлениями деятельности подразделений.

Недостатки линейно-функциональной структуры управления:

  • Снижается степень взаимодействия между разными подразделениями организации на горизонтальных уровнях, координация осуществляется верхними управленческими звеньями.
  • Снижение ответственности отдельных руководителей.
  • Усиление вертикальной управленческой иерархии в ущерб качеству реализации управленческих решений.

Особенности линейно-функциональной структуры управления:

  1. Это наиболее распространенная структура управления.
  2. Используется на крупных и средних предприятиях любой отрасли и сферы деятельности.

Дивизиональная структура управления

Может быть организована по продукту, по потребителю или по региону.

Преимущества дивизиональной структуры управления:

  • Повышается связь и уровень взаимодействия производства с конечными потребителями.
  • Повышается скорость реакции на изменения внешних условий хозяйствования.
  • Более интенсивная координация деятельности разных подразделений одного дивизиона вследствие подчинения одному лицу.
  • Каждый дивизион получает собственные конкурентные преимущества.

Недостатки дивизиональной структуры управления:

  • Укрупнение иерархии управления.
  • Усложняется вертикаль управления организацией в целом.
  • На всех уровнях управления происходит дублирование функций управления.
  • Рост затрат на содержание управленческого аппарата (который частично компенсируется ростом доходности по дивизионам).
  • Дублируется работа различных подразделений.
  • Повышается сложность управления, что ведет к затруднениям в подборе дивизионального руководителя, который должен иметь организаторские способности.
  • Возникает двойное подчинение, и учащаются конфликты.

Особенности дивизиональной структуры управления:

  1. Дивизиональные структуры управления имеют самую высокую приспосабливаемость к конкретным условиям хозяйствования, что особенно важно для крупных предприятий и холдингов.
  2. Наибольшее распространение дивизиональные структуры управления получили в транснациональных корпорациях.

Программно-целевая структура управления

Преимущества программно-целевой структуры управления:

  • Целевая ориентация.
  • Специализация.
  • Концентрация ресурсов на конкретной программе или проекте.

Недостатки программно-целевой структуры управления:

  • Ресурсы (финансовые, управленческие, человеческие, производственные и т.д.) замораживаются до тех пор, пока не будут закончены все работы по текущему проекту.
  • Высвободившиеся ресурсы по окончании проекта требуют незамедлительного применения в другом проекте, либо в основной хозяйственной деятельности предприятия.

Особенности программно-целевой структуры управления:

  1. Существует три организационных типа программно-целевой структуры управления: координационный, проектный, адаптивный.
  2. Наиболее распространен проектный тип программно-целевой структуры управления.
  3. Централизованный подход в программно-целевых структурах применяется редко.
  4. Программно-целевая структура управления возникает в рамках линейно-функциональных структур.
  5. Программно-целевая структура управления носит временный характер и существует только в рамках реализации краткосрочных и среднесрочных программ или проектов.

Матричная структура управления

Преимущества матричной структуры управления:

  • Быстрое реагирование и адаптация к изменению условий хозяйствования.
  • Повышение активности административно-управленческого персонала за счет активного взаимодействия.
  • Рациональный подход к распределению ответственности, прав, обязанностей и реализуемых функций между линейными, функциональными и программно-целевыми органами.

Недостатки матричной структуры управления:

  • Распределение ответственности и обязанностей между руководителями и подразделениями часто существует только на бумаге, в действительности, повышается коллективная безответственность.
  • Организационной структуре управления матричного типа присуща сложная структура соподчинения, в результате, возникают проблемы с определением приоритетов заданий и распределением времени на исполнение поручений руководителей.
  • Усложнена система работы в новой организационной структуре из-за изменения характера управления.
  • Ответственность подразделения за результаты своей работы размыта.
  • Повышается частота конфликтов между руководителями подразделений и проектов.

Особенности матричной структуры управления:

  1. Недостатки матричной структуры чаще всего превалируют над ее достоинствами.
  2. Основная сфера применения организационной структуры управления – наукоемкие отрасли и сферы деятельности.
  3. Часто применяется как временное решение для освоения производства и реализации новых видов продукции (особенно сложных изделий), при этом существующая организационная структура управления не упраздняется, а матричная создается как бы параллельно.
  4. Матричная организационная структура показывает хорошую результативность в стабильных условиях хозяйствования, но абсолютно непригодна для управления в критических ситуациях.

Выводы

В случае создания различных комбинированных оргструктур преимущества и недостатки структур управления прямо пропорционально соответствуют степени заимствования от каждой структуры управления.

В различных организациях следует использовать ту структуру управления, преимущества которой используются максимально полно, а недостатки нивелируются управленческим персоналом.

Источник

Оцените статью
Разные способы