Способ управления чем либо

Ноам Хомский: 10 способов управления массами

Большинство людей даже не подозревают, что их мысли, взгляды и стремления – это результат качественно продуманной пропаганды. Так как цели политической власти и граждан страны зачастую идут вразрез друг с другом, правительство использует разные приемы, чтобы добиться желаемого. Оно управляет сознанием народа и, как следствие, его действиями. Чтобы люди не начали выражать недовольство текущей политикой, власти направляют и корректируют мысли населения.

Чтобы уметь подмечать эти социальне эффекты, важно уметь взглянуть на ситуацию с разных сторон и проанализировать на разных уровнях. Обучиться различным техникам мышления вы можете на нашей онлайн-программе «Когнитивистика».

Профессор лингвистики Массачусетского технологического института, выдающийся американский политический публицист, философ и теоретик – Аврам Ноам Хомский описал методы массового управления людьми, которые чаще всего практикует власть.

Метод №1. Отвлекать внимание

Самый простой и действенный способ управления умами населения – отвлечь внимание людей от серьезных проблем и решений, которые принимаются правительством. Чтобы люди не задумывались об истинных планах властей, им в огромном количестве предоставляют незначительные, пустые сведения через средства массовой информации. Такой прием является очень действенным, так как человек ограничен в получении важных знаний в таких сферах как психология, современная философия, экономика, передовые технологии. Напротив, новости шоу-бизнеса, спорта, мыльные оперы и мистицизм представлены в полном объеме.

Ставка делается на пробуждение низменных инстинктов человека, чтобы он думал о еде, сексе и о том, что у других все еще хуже, чем у него. В таком случае он не развивается, не стремится понять, что происходит в мире на самом деле. Цель – добиться того, чтобы человек был постоянно занят, чтобы у него не было времени думать – тогда им будет легко манипулировать.

Метод №2. Смещать акцент с размышления на эмоции

Эмоции лишают человека возможности логически мыслить. Данный прием часто используется в нейролингвистическом программировании. Оказывая влияние на эмоции, манипулятор действует сразу в двух направлениях: он блокирует способность слушателя рационально мыслить и критически анализировать информацию, а также получает доступ к подсознанию человека и имеет возможность «имплантировать» туда идеи, взгляды, страхи, опасения, желания или нужную модель поведения.

Когда люди слышат о страшных терактах, массовой гибели, голодных африканских детях, несправедливости власти, они испытывают страх, ужас, грусть, скорбь, жалость, другие неприятные эмоции, но точно не мысли о причинах этих явлений. Достоверна ли информация, которую мы получаем? Почему допускаются те или иные события? Действительно ли нельзя было предотвратить их? Переполненный эмоциями человек не в состоянии осознать настоящие причины происходящего.

Метод №3. Создавать трудности, а потом предлагать способы их решения

Этот метод можно назвать «проблема-реакция-решение». Властями создается проблема, которая вызовет предсказуемую реакцию населения. Народ сам потребует решить этот вопрос и ждать будет именно тех мер, которые были нужны правительству.

Например, посредством СМИ людям внушают, что уровень преступности в городе резко возрос. Жители сами будут настаивать на усилении мер безопасности и ущемлении своих гражданских свобод. Или можно искусственно создать экономический кризис, вызвать террористическую или техногенную опасность. Жители подсознательно будут уже готовы к устранениям последствий этой ситуации, пусть и ограничивающих их социальные права. Но стоит помнить, что кризисы не возникают сами по себе.

Метод №4. Ограничивать доступ населения к информации

Еще один способ контролирования населения – добиться того, чтобы люди перестали думать, а лучше даже не начинали. Им дают такую информацию и в таком количестве, чтобы они выполняли свои задачи и не понимали, что ими манипулируют. Так, если человек знает принципы и способы воздействия на массы, им гораздо сложнее управлять и навязать мнение, поэтому такая информация утаивается. Например, качество образования низших слоев населения должно быть как можно ниже и посредственнее, чтобы уровень невежества оставался прежним и продолжал отделять низший класс от высшего. Для высших же слоев населения предоставляется качественное и полноценное образование.

Так, наряду с обычными общеобразовательными школами существуют лицеи и другие учебные заведения, в которые могут попасть дети только влиятельных, значимых в обществе родителей. И вопрос даже не в деньгах. Вполне вероятно, что даже если вы предоставите необходимую сумму для обучения своего ребенка, вам все равно откажут в зачислении, так как попасть туда могут только избранные, а списки формируются где-то «наверху». Также могут быть навязаны взгляды, которые должны считаться верными, а если кто-то не согласен с ними – он объявляется ограниченным и его мнение огласке не придается

Метод №5. Постепенное внедрение

Чтобы ввести изменения, которые будут дискомфортны для массы людей, достаточно вносить их постепенно. Увеличение безработицы, снижение уровня доходов населения, нестабильность, низкий уровень жизни, повышение налогов, внедрение приватизации, сокращение рабочих мест – это лишь некоторые неприятные нововведения, которые можно ввести при помощи этого способа. Если бы такие события произошли в одночасье, это привело бы к многочисленным протестам или даже революции. А постепенное внедрение вызывает лишь недовольства и пересуды, а иногда и вовсе никакой реакции.

Метод №6. Вводить моду на посредственность

Данный метод тесно связан с ограничением доступа населения к информации. СМИ получают от правительства задание убедить народ, что в современном мире модно быть глупым, невоспитанным и пошлым. Из разных источников информации начинают поступать сообщения о посредственном или просто непристойном поведении людей во всех сферах: политике, науке, искусстве, религии и др. Мы ежедневно слышим о неприличных выходках знаменитостей, сенсационных скандалах, магии, сомнительном юморе.

Таким образом, общество деградирует, лишается возможности наполнить разум полезной информацией, теряет шанс расширить свое сознание. Если люди станут умнее, они поймут, что на самом деле происходит вокруг. Но это никому не нужно, а может, даже опасно для политических и экономических правящих кругов.

Метод №7. Откладывать исполнение

Не менее действенным является и данный способ донесения неприятной информации. Он заключается в том, что людям говорят: «Изменения негативные, но они крайне необходимы. Начнутся эти события не сейчас». Цель – получить одобрение населения на воплощение этой идеи в перспективе. Человеку легче согласиться на жертвы в будущем, чем в настоящем.

Например, «мы вынуждены повысить цены на электричество через 3 года» воспримется населением гораздо лучше, чем «мы повышаем цены на электричество, так как это крайне необходимо». Во-первых, со временем люди свыкнутся с мыслью, что изменения рано или поздно произойдут и, когда этот момент наступит, они смиренно примут их. Во-вторых, мы склонны тешить себя наивными надеждами, что эти жертвы вообще не понадобятся и все будет хорошо.

Читайте также:  Способ нейтрализации газированного напитка

Метод №8. Повышать чувство вины

Также эффективным методом управления массами является убеждение человека в том, что во всех своих бедах виноват он один. Причина, например, в дефиците его умственных способностей, неправильном поведении или он просто прилагает недостаточно усилий. В итоге человек обвиняет во всем себя, испытывает чувство вины и занимается самобичеванием, что вызывает подавленное настроение и приводит к бездействию. А без конкретных действий и силы духа невозможно восстать против системы, организовать революцию или даже участвовать в протестах.

Существует много методов убеждения человека в его несостоятельности и никчемности, чем при необходимости может воспользоваться правительство, чтобы сформировать нужные мысли населения и направить их действия в заданном направлении. Так, например, можно убедить людей, что уровень их жизни низкий, потому что они недостаточно образованы, мало или плохо работают, а не из-за низкой зарплаты и высоких налогов.

Метод №9. Обращаться к населению как к детям

Отношение к населению, как к инфантильным личностям, помогает манипулировать сознанием, получать практически безграничный контроль над ним. Когда нужно донести неприятную информацию широкому кругу слушателей, используется такая интонация, доводы, жесты и слова, как будто оратор обращается к детям. Причем чем сильнее нужно ввести в заблуждение людей, тем инфантильнее будут речевые обороты спикера.

Такой прием очень действенен, потому что, когда к человеку обращаются, как к ребенку, неспособному критически мыслить, велика вероятность, что он отреагирует именно так, как свойственно малышу – наивному и внушаемому. Конечно, этот метод действует не на каждого человека. Но на широкий круг аудитории, которая находится под влиянием выше и ниже описанных манипуляций, инфантилизация будет иметь колоссальное воздействие.

Метод №10. Понимать природу человека лучше, чем он сам

Чтобы управлять массами, необходимо обладать глубокими знаниями в сферах психологии, нейробиологии и биологии. Ученые кропотливо изучают человека, проводят большое количество исследований, а ценные выводы из этих работ направляются в руки правящих классов, естественно, минуя простых людей. Соответственно, пропасть между знаниями правящей верхушки и обычного человека становится все больше.

Система обладает большим количеством информации об обычном человеке, чем он сам, как в области физиологии, так и психологии. Следовательно, она имеет большую власть и влияние на человека. Имея знания о себе – обладаешь властью над собой. В нашем случае эти знания в руках системы, соответственно, и решать, как человек будет думать и действовать, – ей.

Мы рассказали вам о способах манипулирования обществом, и, как видите, их немало. Обладая этой информацией, вы сможете:

  • распознать то, что вам хотят навязать удобную кому-то точку зрения, которая не соответствует действительности;
  • сами выбирать, во что верить;
  • видеть реальную картину мира, а не ту, которую транслируют СМИ.

Одному проще жить в неведении, а другой хочет думать своей головой и видеть истинный порядок вещей. Теперь вы знаете, каким образом на людей пытаются воздействовать, и решать вам – позволять это делать или нет.

Источник

Методы управления

Проблема методов управления всегда была актуальной. Переход нашей страны к рыночной модели экономики перевернул многое в этом вопросе.

Методы управления – это совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Методы призваны развивать инициативу работников и их заинтересованность в достижении цели своей организации.

В зависимости от способа воздействия на управляемую систему среди этих методов выделяются административно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

Что нужно сделать, чтобы человек стал эффективно работать? Проблема эта стара как мир и в основе своей довольна, проста: побудить человека к труду можно либо силой, либо вызвать в нем интерес к работе.

С развитием цивилизации методы управления, связанные с применением силы, построенные на страхе перед наказанием, все больше уступали место методам, основанным на внутренних побудительных мотивах деятельности, на заинтересованности работающего. Можно силой заставить работать, но обязать работать по приказу эффективно, «на мировом уровне», невозможно, потому что это требует не только исполнительности, но и инициативы, постоянного совершенствования производства, а главное – внутренних побудительных мотивов.

Командно-нажимное, чисто административное управление показало свою низкую эффективность именно этим объясняется переход от административных к экономическим, рыночным методам управления. Тем не менее, до начала перестройки командные методы безраздельно господствовали в нашей экономике, и понадобилось пройти горькие уроки периода культа личности и застоя, чтобы оценить их несостоятельность и бесперспективность.

С общетеоретических позиций проявляется действие методов любой деятельности – убеждения и принуждения. С помощью средств убеждения, прежде всего, стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путем проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия.

Принуждение рассматривается как вспомогательный метод, используемый в случае не результативности убеждения. Оно выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности. Из множества классификаций, как правило, выделяются методы двух групп: административные и экономические. Но сегодня на первый план выходят экономические, социально-психологические, воспитательные методы управления. Что касается методов административных, то они становятся вспомогательными, занимают второстепенное место.

Административно-распорядительные методы – это система воздействия на организационные отношения для достижения целей. Они базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей вышестоящим, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. В основе этого метода лежит безвозмездное отношение субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов.

Одна и та же работа может выполняться в различных организационных условиях: жестокого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, допустимых границ деятельности. Выбираются самые эффективные (по какому-то условию) или оптимальные. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы воздействия отличает характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие с правовыми нормами, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий выдаваемых конкретным исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Эти методы могут сопровождаться поощрениями и санкциями, в том числе и экономического характера, однако главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они поощряют исполнительность, а не инициативу.

Экономические методы подразумевают совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных задач.

Экономическое управление отличается тем, что работающий приобретает глубокий, собственный интерес к конечному результату своего труда. Вот этой силы интереса, его крепкой привязки к итогу работы административная система не знала. Как бы человек ни старался, максимум, что ему можно было заплатить, – скромную премию. Заработать существенно выше положенного было невозможно ни при каких трудовых усилиях. Отсюда уравниловка, всем знакомое отсутствие заинтересованности в хорошей, напряженной работе.

Читайте также:  Способы установки наличников межкомнатных дверей

Перестройка возвращает первоначальный смысл основному принципу социализма «каждому – по труду»: за лучшую и большую работу – большая плата. Сколько заработал – столько получай. Меняется и подход к оценке результатов работы. Теперь ценится не просто выполнение плана, спущенного сверху, а получение предприятием – всеми работающими – полезного и нужного людям конкретного конечного результата: хороших продуктов, одежды, зданий и машин. Таким образом, стимулируется не сам факт труда, а его конечный результат.

Для того чтобы начали действовать экономические методы, нужно, во-первых, знать, при каких условиях человек станет плодотворно работать, и, во-вторых, создать эти условия. А также управление может дать необходимые результаты лишь в том случае, если опирается на знание мотивов и закономерностей поведения в процессе трудовой деятельности коллективов трудящихся и каждого работника в отдельности. Таким образом, вознаграждение при выполнение задания является не заслуженным, а заработанным, например, за счет экономии и дополнительной прибыли. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении.

Для того чтобы наиболее полно реализовать возможности людей в процессе общественного труда, учесть и использовать индивидуальные способности психики работающих, применяются так называемые социально-психологические методы управления.

Социально-психологические методы управления тесно примыкают к воспитательным методам управления, направленным на формирование у работников и коллектива качеств, способствующих достижению целей управления. Активное воздействие на сознание участников производства, регулирование характера взаимоотношений между членами коллектива, систематическая учеба кадров и повышение их квалификации – важная сторона положительного воздействия на повышения результатов производства.

Социально-психологические методы это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

Цель этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, административные и экономические задачи. То есть поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы – человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.

К этой группе методов тесно примыкают воспитательные методы управления, направленные на формирование у работников и коллектива качеств, способствующих достижению целей управления. Необходимость использования социально-психологических методов в управлении очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальное решение.

Кнопки управления

Для того чтобы реализовать какой-либо из этих методов используют, так называемые, кнопки управления или по другому способы воздействия данных методов на управление.

Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Различают пять основных способов административно-правового воздействия: организационное и распорядительное воздействие, регламентирование, нормирование и инструктирование.

Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации. Практическая реализация организационного воздействия во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.

Распорядительное воздействие направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий относят: приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения. Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия и обязывает подчиненных точно исполнять принятые решения в установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции со стороны руководства. Приказы издаются от имени руководителя организации.

Распоряжение в отличие от приказа не охватывает все функции организации, обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжения издаются обычно от имени заместителей руководителя организации по направлениям. Указания и инструкции являются локальным видом распорядительного воздействия, ставят целью оперативное регулирование управленческим процессом и направлены на ограниченное число сотрудников. Инструктаж и координация работ рассматриваются как методы руководства, основанные на формирования у подчиненных правил выполнения трудовых операций.

Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма административного воздействия.

Она выражается в разработке и реализации организационных документов, определяющих порядок управления предприятием:

— положений общеорганизационного порядка;

— структуры управления предприятием;

— штатного расписания и должностных инструкций по управлению предприятием;

— положений, определяющих внутренний порядок работы.

Нормирование деятельности предприятия заключается в разработке и реализации норм (правил) и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного управления неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении. Инструктирование сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациям по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера – наиболее мягкая форма административного воздействия.

Экономические способы воздействия:

— кредитование. Главные качества: обеспеченность – выдача под залог имущества или гаранта; целевой характер – кредит должен работать на перестройку; срочность – давать навсегда, на время; возвратность; платность – процент под ссуду. Регулируя выдачу ссуд под различный процент, предприятие получает возможность оказывать помощь работникам.

— финансирование, а именно деньги предприятия для его производственного и социального развития, в том числе для строительства жилья для своих работников.

— экономическое стимулирование. Смысл стимулирования – это существенное улучшение жизни и труда хорошо работающего человека или коллектива,

— хозрасчет (Это механизм основательной экономической и управленческой самостоятельности предприятия, т.е. независимость, чувство полного хозяина – вот что рождает глубокую, кровную заинтересованность работника в конечном результате труда).

Все эти способы действуют без административного принуждения, но, не смотря на то, что при экономическом управлении над работником не висит меч административного воздействия, экономические стимулы куда более жесткие: выговор или штраф это вторично, поскольку под угрозу ставится благополучие предприятия, жизненно важные интересы каждого человека и всего коллектива. Но экономические методы вовсе не отменяют административных.

Среди социально-психологических методов управления исходным является выявление и учет психологических особенностей каждого члена трудового коллектива, а также поведения всего коллектива в целом. Эта работа должна проводится каждым руководителем систематически, как самостоятельно, так и с привлечением специалистов – социологов и психологов. Здесь должны широко использоваться такие способы анализа, как анкетирование, тестирование, хронометраж, наблюдения, опросы, интервью.

Важнейшими социально-психологическими методами управления являются изучение, направленное формирование мотивов трудовой деятельности работников и учет их в управлении. Целый ряд социально-психологических методов направлены на повышение творческой активности и инициативы всех работающих. Это развертывание и всемерное поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и обычаев данного предприятия.

Читайте также:  Способы соединения электрических кабелей

К этой же группе методов относится установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы. В последние годы все большее значение приобретает такая форма социально-психологического управления, как планирование социального развития трудового коллектива. Целью планирования является предоставление работнику четкой перспективной программы его личного материального и культурного развития, улучшения условий труда.

Взаимосвязь методов управления

Эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, единстве всех трех групп методов: экономических, административных и социально-психологических. Так как применение экономических методов становится успешным тогда, когда умело поставлена организаторская, административная деятельность, обеспечивающая создание четкого распорядка работы, установление ответственности каждого исполнителя за возложенные на него обязанности. Там, где есть уважение к дисциплине, там эффективнее действуют и экономические методы.

Нормальное функционирование экономического управления настоятельно требует, чтобы все виды административного воздействия были строго регламентированы и введены в правовые рамки. Речь идет о необходимости разработки административного кодекса – своеобразного дисциплинарного устава. Экономическое управление требует ясности и полноты не только в чисто экономической, но и во всех других областях деятельности предприятия. Экономические и административные методы управления неразрывны, образуют единую систему рычагов, направляющих предприятие к его конечной цели, позволяющих прийти к ней кратчайшим и наиболее экономным путем.

К сожалению, этих двух методов оказывается недостаточно. На пути их реализации появляется весьма серьезное препятствие. К примеру, созданы экономические стимулы и проведены соответствующие административные мероприятия, но это не означает, что предприятие станет успешно решать свои задачи. Все это произойдет, если не будет учтен главный элемент производства – человек. Тут нужны методы особого рода.

В свою очередь административные методы связаны с социально-психологическими. Исходя их принципа единоначалия, руководитель имеет право издавать приказы и распоряжения. Но должен учитывать в каждый момент общее состояние «социально-психологического» климата, а также индивидуальные способности каждого исполнителя, от которых во многом зависит успешность выполнения издаваемого приказа или распоряжения.

Опыт работ по управлению персоналом показал, что роль социально-психологических методов постоянно возрастает.

Это обусловлено тремя моментами:

а) повышением образовательного и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на учете интересов их и коллективова, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой активности;

б) развитием демократических начал в управлении;

в) значительная часть коллективов является не только наемными работниками, но и акционерами предприятия, что вызывает необходимость некоторого насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов – методами социально-психологического воздействия. Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально – психологические факторы, которые сложились в коллективе.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных методов не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовных методов.

Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методов стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально-психологическим аспектам, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.

Приведенная схема классификации методов стимулирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов стимулирования.

Укрупнено все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:

1. Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).

Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

3. Обогащение труда — эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.

4. Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).

Лишь совместное, взаимосвязанное применение методов способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты – эффективными, полезными обществу и каждому из нас. В центре этих методов, как уже отмечалось, методы экономические и социально-психологические.

«Методологические основы менеджмента»

1. Раскройте методологию менеджмента. Перечислите и раскройте суть различных форм управления (технической и др.)

2. Приведите примеры субъекта и объекта управления, их взаимодействие, предмет труда менеджера и формы управления (эвристический и т.д.).

3. Перечислите и раскройте смысл основных функций управления.

4. Что относится к объектам управленческой деятельности – метафункциям? Что относится к объектам управления подсистемы менеджмента?

5. Какие принципы управления используются в менеджменте (единоначалие, научный и др.) и их содержание?

6. Раскройте суть и содержание административно-распорядительных, экономических, социально-психологических методов управления.

7. Что представляют собой кнопки управления, используемые в различных методах управления? Раскройте взаимосвязь методов управления.

Литература:

1. Бордяга Г., Стефано П. Гибкий менеджмент – фактор рентабельности. М.: Экономика, 1990.

2. Бочкарев В.К., Дорофеев В.Д. Основы современного менеджмента. – Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 1999.

3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2001

4. Лавровский И. Русский размер менеджмента, или Рецепты издалека. Эксперт. – №25, 2000.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.

6. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.

7. Самочкин В.Н., Тимофеева О.А., Калюкин А.А. Оценка инновационных возможностей предприятия и их использование при формировании долгосрочных планов развития. Менеджмент в России и за рубежом. — №6, 2002.

8. Томилов В.В. Менеджмент. – М.: Юрайт-Издат, 2003.

Источник

Оцените статью
Разные способы