- Разработка открытого урока по физике в 7 классе по теме «Способы уменьшения и увеличения давления» план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Разработка урока в 7 классе «Способы уменьшения и увеличения давления» план-конспект урока (физика, 7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Способы уменьшения и увеличения давления
- Урок 21. Физика 7 класс ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Способы уменьшения и увеличения давления»
Разработка открытого урока по физике в 7 классе по теме «Способы уменьшения и увеличения давления»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Разработка содержит конспект урока и презентацию по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_sposoby_izmeneniya_davleniya.doc | 68.5 КБ |
sposoby_izmeneniya_davleniya.pptx | 852.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 7 классе «Способы уменьшения и увеличения давления»
обучающая: добиться знания учащимися способов уменьшения и увеличения давления, применением этих способов в природе и технике;
опытным путём установить зависимость между давлением и площадью опоры;
развивающая: развивать способности систематизировать и обобщать знания при объяснении нового теоретического материала;
развитие логического мышления;
развитие устной речи учащихся.
воспитывающая: выработать устойчивое внимание при объяснении нового теоретического материала;
воспитание культуры общения друг с другом при работе в группах;
достичь высокой активности учащихся на уроке;
продолжить работу по привитию аккуратности, бережного отношения к оборудованию физического кабинета;
продолжить формирование познавательного интереса к физике;
Дидактический тип урока: изучения нового материала.
3.Проверка домашнего задания.
4.Изучение нового материала.
1.Организационный момент – 3 мин.
Обратимся к словам Р.Декарта:
«…Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Эти слова станут девизом нашего урока.
2.Актуализация знаний – 1 мин.
Вышел слон на лесную дорожку
Наступил муравью он на ножку
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою»
Одинаковый ли результат получится в итоге?
Определим чемпионов? Любопытно, почему мальчик массой 45 кг производит давление всего в 5 раз большее, чем 3-х тонный гусеничный трактор? А почти невесомая оса оказалась рекордсменкой? Попробуйте отыскать здесь математическую закономерность. Увы вас, вероятнее всего, ждёт разочарование. Такой закономерности нет!
В этом и состоит наша задача на сегодняшнем уроке – выяснить способы уменьшения и увеличения давления. Запишите тему урока.
«Способы уменьшения и увеличения давления».
Постановка проблемного вопроса.
Итак, о давлении мы уже знаем многое, но: «Зачем человеку вообще нужно вычислять давление твёрдых тел, и какое значение имеет давление в нашей повседневной жизни? Можно давление изменять, если да, то как?». Я предлагаю вам на сегодняшнем уроке ответить всего на 2вопроса:
- Как можно изменить давление твёрдого тела?
- Примеры уменьшения и увеличения давления в жизни
3.Проверка домашнего задания -5мин.
Прежде чем начать поиск ответов на наши вопросы вспомним, что уже нам известно о давлении твёрдых тел.
- Что такое давление?
- Как определить давление? (Формула записывается на доске)
- В каких единицах измеряется давление?
- От чего зависит давление?
- Записать формулу для вычисления площади опоры. (Формула записывается на доске)
- Записать формулу для вычисления силы, действующей перпендикулярно поверхности. (Формула записывается на доске)
- Как вычислить давление, если известна площадь опоры и масса тела? (Формула записывается на доске)
4.Изучение нового теоретического материала- 15 мин.
Учитель. Запишем на доске формулу для определения давления.
Проанализируем формулу. Давление прямо пропорционально действующей силе, т.е. с увеличением силы давление увеличивается, а с уменьшением силы — уменьшается.
Давление обратно пропорционально площади опоры, т.е. с увеличением площади опоры, давление уменьшается, а с уменьшением площади опоры – увеличивается.
Вывод: давление можно изменять — уменьшать или увеличивать.
На основании анализа формулы укажите способы изменения давления.
Ученики. 1.Изменить силу
2.Изменить площадь опоры.
Учитель. Запишем в тетрадях 2 способа изменения давления:
2.Изменить площадь опоры.
Проверим наши гипотезы.
Вычислите давления бруска на опору. Все бруски приблизительно одинаковые. От вас требуется вычислить давление, производимое бруском в каждом из трёх положений, указанных в таблице. (На каждой парте лежит деревянный брусок, линейка и динамометр). Результаты записываются на доску, делается вывод о зависимости давления от площади опоры.
Одинаковые ли у вас значения площади, давления?( нет)
А почему получились такие результаты? ( разные грани брусков, значит, разная площадь опоры)
Почему брусок в этих опытах производит разное давление? (площадь опоры мнялась)
Затем предлагается вычислить давление 10-и одинаковых брусков, уложенных в стопку на грань с наибольшей площадью поверхности. Делается вывод о зависимости давления от силы давления.
Средняя грань, 10 брусков
- Зачем человеку нужно менять давление твёрдых тел? Привести примеры. ( В разных обстоятельствах необходимы разные давления)
- Итак. Как можно изменить давление твёрдого тела? (Изменить площадь опоры или силы давления) Ответ на первый вопрос у нас уже есть.
Где и как человек осознанно изменяет давление твёрдых тел? Физкультминутка
Встаньте прямо. Сделайте вдох, выдох. Поднимитесь на носочки, опуститесь. Ещё раз поднимитесь на носочки, опуститесь. Станьте на правую ногу, подняв левую. Опустите левую ногу. Станьте на левую ногу, подняв правую. Садимся на свои места.
Учитель. Как вы думаете, имеет ли отношение к нашей теме проведённая физкультминутка? Если да, то объясните.
Ученики объясняют, что когда становились на носочки и стояли на одной ноге, давление на опору увеличивалось.
Как ещё человек использует различные давления?
Учащимся предлагается подбор предметов из повседневной жизни: ножницы, иголки, кнопки, напёрстки, пассатижи, клещи, лопата, точилка, нож, сумки с разной шириной лямок. ( Каждый предмет комментируется и классифицируется)
Откройте учебники на странице 82, найдите упражнение 13. Прочитайте и ответьте на вопросы.
- Учащимся предлагается подбор слайдов с фотографиями животных и насекомых (Каждый снимок комментируется и классифицируется)
Где в животном мире мы можем встретить различные давления твёрдых тел? (Дети выдвигают теории применения различных давлений, учитель систематизирует гипотезы, предлагая провести классификацию на «Уменьшение давления» и «Увеличение давления». Обсуждение данного вопроса заканчивается подборкой слайдов с фотографиями когтей, ласт, копыт, лап, зубов.
Итак. Какие примеры уменьшения и увеличения давления в жизни
мы сегодня нашли? (Учащиеся заполняют свои экземпляры таблицы, затем результаты обсуждаются).
Источник
Разработка урока в 7 классе «Способы уменьшения и увеличения давления»
план-конспект урока (физика, 7 класс) по теме
Способы уменьшения и увеличения давления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka__v_7_klasse_sposoby_umensheniya_i_uvelicheniya_davleniya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 7 классе «Способы уменьшения и увеличения давления»
обучающая: добиться знания учащимися способов уменьшения и увеличения давления, применением этих способов в природе и технике;
опытным путём установить зависимость между давлением и площадью опоры;
развивающая: развивать способности систематизировать и обобщать знания при объяснении нового теоретического материала;
развитие логического мышления;
развитие устной речи учащихся.
воспитывающая: выработать устойчивое внимание при объяснении нового теоретического материала;
воспитание культуры общения друг с другом при работе в группах;
достичь высокой активности учащихся на уроке;
продолжить работу по привитию аккуратности, бережного отношения к оборудованию физического кабинета;
продолжить формирование познавательного интереса к физике;
Дидактический тип урока: изучения нового материала.
3.Проверка домашнего задания.
5.Изучение нового материала.
1.Организационный момент – 3 мин.
Учитель. Здравствуйте, ребята. На этом уроке вы сами будете оценивать свои знания.
Я вам раздам листы самооценки, которые вы будете заполнять после указанных видов деятельности Вам необходимо подписать свою фамилию
Заполнение пропусков в тексте
2.Актуализация знаний – 1 мин.
Учитель. Какую тему вы начали изучать на прошлом уроке?
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучение материала, относящегося к теме давление. Но прежде проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока.
3.Проверка домашнего задания -5мин.
Учитель. Откройте свои тетради и запишите число. У каждого из вас на столе текст. Вам необходимо заполнить пропуски в тексте. Вместо точек необходимо в своих тетрадях записать пропущенные слова.
Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется… .
Давление измеряется в … .
Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности… на площадь поверхности.
Чтобы определить силу давления, действующую на поверхность, надо давление …
на площадь поверхности.
Сила давления действует… площади поверхности.
(в тетрадях должны быть записаны слова- давлением, паскалях ,разделить, умножить, перпендикулярно)
Учитель. Ставим оценки за этот вид деятельности.
0 ошибок-5; 1 ошибка-4; 2 ошибки-3; 3 и более ошибок-2.
4.Изучение нового теоретического материала- 15 мин.
Постановка проблемного вопроса.
Учитель. Запишем на доске формулу для определения давления.
Проанализируем формулу. Давление прямо пропорционально действующей силе, т.е. с увеличением силы давление увеличивается, а с уменьшением силы — уменьшается.
Давление обратно пропорционально площади опоры, т.е. с увеличением площади опоры, давление уменьшается, а с уменьшением площади опоры – увеличивается.
Вывод: давление можно изменять — уменьшать или увеличивать.
Тема урока: Способы уменьшения и увеличения давления.
Записываем тему урока в рабочие тетради.
На основании анализа формулы укажите способы изменения давления.
Ученики. 1.Изменить силу
2.Изменить площадь опоры.
Учитель. Запишем в тетрадях 2 способа изменения давления:
2.Изменить площадь опоры.
Чаще всего изменяют площадь опоры.
В зависимости от того, хотят ли получить малое или большое давление, площадь опоры увеличивают или уменьшают.
5.Закрепление материала-20 мин.
Как вы понимаете слова?
«Идя гулять зимою в лес,
Ты увеличь опору S»
Если затрудняетесь ответить на вопрос, обратитесь к рис.85 учебника.
Ученики. Что бы уменьшить давление на снег, необходимо надеть лыжи, т.к. площадь лыж гораздо больше площади подошв обуви человека. Поэтому, стоя на лыжах, человек действует на каждый сантиметр площади поверхности снега с меньшей силой и может идти, почти не проваливаясь в снег.
Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?
Ученики. Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося велика, а давление сравнительно мало.
Учитель. Мы рассмотрели случаи уменьшения давления. Иногда давление необходимо увеличить.
Как вы понимаете слова?
« Проникнуть в тело – цель твоя:
Своди опору до нуля»
Ответ. Чтобы увеличить давление, необходимо площадь опоры сделать как можно меньше.
Учитель. Верно. Лезвие режущих инструментов и остриё колющих инструментов остро оттачивают.
Встаньте прямо. Сделайте вдох, выдох. Поднимитесь на носочки, опуститесь. Ещё раз поднимитесь на носочки, опуститесь. Станьте на правую ногу, подняв левую. Опустите левую ногу. Станьте на левую ногу, подняв правую. Садимся на свои места.
Учитель. Как вы думаете, имеет ли отношение к нашей теме проведённая физкультминутка? Если да, то объясните.
Ученики объясняют, что когда становились на носочки и стояли на одной ноге, давление на опору увеличивалось.
Работа в группах
Ученики поворачиваются, образуя группы. В группу должны входить как сильные по знаниям ученики, так и слабые. (Это предусматривается заранее .)
Задания для групповой работы.
На столах различные предметы: бруски, коробки, цилиндры, книга и другие тела.
Одним группам даётся задание поставить тела так, чтобы они производили на стол наибольшее из возможных давление, а другим группам-поставить предметы так, чтобы давление было наименьшим.
Обсуждение результатов работы в группах.
Учитель. Проставьте себе оценки в листках самооценки.
На доске записаны номера задач, которые необходимо решить. Сборник задач по физике. (Авт. В. И. Лукашик, Е.В. Иванова)
Кто первым справляется с заданием, показывает учителю свое решение. Если всё правильно, получает оценку, заносит её в лист самооценки и направляется к тем, кто не может сам выполнить решение ( сигналом о помощи является поднятая рука). Число решивших растёт, и они сами уже идут на помощь.
6.Подведение итогов работы-3мин.
Учитель. Наш урок подходи к концу. Сядьте прямо, закройте глаза. Подумайте о материале, который вы изучили на уроке. Если кто-то не понял материал, откройте глаза и посмотрите на меня. ( Этот приём, заимствованный с журнала « Физика в школе» я провожу с той целью, что иногда ребята стесняются одноклассников сказать о том, что они плохо разобрались с материалом. При таком способе проверки знает только учитель и ученик.)
Ученики сдают учителю свои листы самооценки.
7. Домашнее задание.-1мин.
Учитель. Откройте дневники и запишите домашнее задание: П.34. Упр. 13.
Источник
Способы уменьшения и увеличения давления
Урок 21. Физика 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Способы уменьшения и увеличения давления»
Способы уменьшения и увеличения давления
«Ох, нелегкая это работа –
вездеходы катать по болотам»
В данной теме речь пойдёт о практической пользе уменьшения или увеличения давления.
Давление – это отношение силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Давление измеряется в Н/м 2 . Такая единица была названа Па (паскалем) в честь ученого Блеза Паскаля. Таким образом, давление в 1 Па – это давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м 2 .
Возникает вопрос о том, как можно контролировать (то есть, увеличивать, или уменьшать) давление? На этот вопрос нетрудно ответить, если посмотреть на формулу, по которой вычисляется давление.
Для увеличения давления необходимо либо увеличить силу, либо уменьшить площадь. И, наоборот, для уменьшения давления нужно либо уменьшить силу, либо увеличить площадь.
В этом можно убедиться на ряде примеров. Если идти по снегу на лыжах, то человек не проваливается, хотя без лыж, его ноги будут утопать в снегу. В этом случае, сила, действующая на поверхность (то есть вес), остается неизменной. Но вот площадь лыж значительно больше ступни, поэтому в лыжах человек оказывает на снег меньшее давление, чем без лыж. Люди используют уменьшение или увеличение давления очень часто. Шины грузовых автомобилей значительно шире, чем шины легковых автомобилей. Это делается не только для большей устойчивости, но и для уменьшения давления. В особенности это важно для автомобилей, предназначенных для езды в пустыне или по бездорожью.
Даже такие тяжелые машины, как танк или трактор не оказывают на почву значительно большее давление, чем взрослый человек. Дело в том, что площадь гусеницы танка во много раз превышает площадь ступни человека. Таким образом, танк нередко может пройти по той болотистой местности, по которой не пройдет человек.
Передвигаясь в подобного рода местностях, люди нередко используют так называемые мокроступы.
За счет увеличения площади, эта обувь из пластика или резины позволяет передвигаться по заболоченным местностям, не проваливаясь в грязь и трясину. Раньше мокроступы изготавливались из древесины наподобие лаптей. Во время Великой Отечественной Войны, такие мокроступы были использованы в ходе проведения знаменитой операции «Багратион». Совершенно неожиданно для немецкого командования, несколько советских армий и корпусов ударили в тыл немецкой группы армий «Центр», пройдя через болота, которые немцы считали непроходимыми. В результате этой крупномасштабной операции было завершено освобождение Белоруссии, и советские войска вошли в Польшу.
Также нередко возникает необходимость в увеличении давления. Это, как правило, нужно для колющих и режущих инструментов, таких, как ножи, ножницы, бритвы и так далее. Острые лезвия имеют очень маленькую площадь поверхности, поэтому, даже небольшим усилием можно создать большое давление. Например, играя в дартс, игроки бросают дротики с небольшой силой, но при попадании в мишень они создают давление, которое может в несколько десятков раз превышать давление гусеничного трактора на почву.
Подобные примеры нередко встречаются и в природе – это зубы, когти или клювы животных.
За счет того, что они имеют малую площадь поверхности и способны развивать значительное усилие, создается огромное давление. Например, оса действует своим жалом на кожу человека с силой всего в 10 мкН. Однако площадь жала осы настолько мала, что и это усилие создает давление в миллиарды паскалей.
Давление также учитывается в строительстве. Например, при возведении зданий, увеличивают площадь нижней части фундамента, чтобы грунт мог выдержать давление, создаваемое зданием. При строительстве мостов, нагрузку также стараются распределить, делая больше опор.
Приведем еще пару интересных примеров. Известно, что давление под водой увеличивается по мере погружения на большую глубину. Это происходит из-за увеличения силы давления воды, поскольку чем глубже погружаться, тем большее количество воды давит на аквалангиста, то есть, увеличивается сила давления. Именно по этой причине, различные подводные обитатели не могут опускаться ниже определенных глубин (или, наоборот, подниматься выше определенных глубин).
Задача 1. Если человек и гусеничный трактор оказывают одинаковое давление на почву, то почему трактор, наехав на кирпич, сломает его, а человек, встав на кирпич, не повредит ему?
Человек и трактор давят на почву одинаково.
Это происходит, потому что отношение веса трактора к площади его гусениц равно отношению веса человека к площади его ступней.
Однако когда трактор наезжает на кирпич, следует брать в расчет не площадь гусениц трактора, а площадь кирпича, на которую трактор действует всем своим весом. Естественно, при этом развивается многократно большее давление, чем под действием веса человека. Если же выложить трактору полосу из кирпичей, то его вес распределится равномерно по нескольким кирпичам и давление уменьшится.
Задача 2. На обочине стоит припаркованный автомобиль. Площадь части шины, соприкасающейся с дорожным покрытием, равна 0,07 м 2 . Рядом стоит точно такой же автомобиль, с более широкими шинами, так что площадь части шины, соприкасающейся с дорожным покрытием, равна 0,077 м 2 . Во сколько раз давление, оказываемое первым автомобилем на почву, больше, чем давление, оказываемое вторым автомобилем?
– Давление – это физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
– Для увеличения давления на опору, необходимо либо увеличить силу, либо уменьшить площадь опоры.
– Для уменьшения давления на опору, необходимо, либо уменьшить силу, либо увеличить площадь опоры.
– Уменьшение и увеличение давления часто используется людьми на практике.
Источник