Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого
Князь Ярослав Мудрый – сын князя Владимира — крестителя Руси. Правление его (1019-1054 гг.) связывают с расцветом Древнерусского государства. Князь укрепил границы, добился увеличения авторитета Киевского княжества на международной арене, издал первый свод законов.
Внешняя политика
Единоличное правление Ярослава Мудрого началось в 1036 г. после смерти его брата Мстислава Тмутараканского, но официально Великим Киевским князем, он становится еще в 1019 г.
Главными достижениями внешней политики князя считаются:
Династический брак Всеволода Ярославовича с Византийской принцессой, завершивший войну с Константинополем и поставивший Русь вровень с другими государствами Европы. С мнением русского князя отныне считаются в Византии, Германской империи, Чехии, Венгрии и Франции. Сам Ярослав женится на дочери шведского короля, отправив свою собственную дочь в Норвегию, где она также становится женой короля.
Победа над печенегами. В 1036 г. кочевники осадили Киев. Пользуясь поддержкой собранного в кратчайшие сроки ополчения, дружинников, Ярослав Мудрый нанес врагам сокрушительное поражение, отбросил их далеко в степени и этим положил конец большим разорительным набегам. Отдельные кочевые орды все еще появлялись у границ Руси, но значительного урона нанести не могли.
Присоединение новых территорий. В правление Ярослава Мудрого были присоединены земли, на которых проживали племена литовцев, чудь, мазовшан, ятвигов. После набега на чудь, князь заложил основы города Юрьев. Границы Руси вплотную придвинулись к Прибалтике. Вместе с братом Мстиславом, он совершает поход на Польшу. Результатом его становится присоединение Перемышля, Белза и всей Червонной Руси. С Польшей заключают союз, скрепленный династическим браком. По условиям договора русские дружины поддерживают польского короля Казимира I в его противостоянии с прибалтийскими славянами и Чехией.
Укрепление авторитета русской церкви, отделение ее от Константинополя. Византия использовала присылаемых из Константинополя служителей христианской православной церкви в качестве оружия для проведения угодной императору политики. Пользуясь своей властью, Ярослав Мудрый постановил, что отныне митрополиты могут избираться и из числа русских людей. Первым Киевским митрополитом становится Илларион.
Последние годы правления Ярослава Мудрого были относительно мирными, что позволило заметно продвинуться во внутренней политике.
Внутренняя политика
У Ярослава Мудрого было 7 сыновей. Чтобы избежать спора из-за престолонаследия, который мог бы возникнуть после его смерти, князь устанавливает новый порядок передачи власти. По его указу Киевский престол передавался не от отца к сыну, а старшему в семье, т.е. наследником мог быть брат, дядя или любой другой старший родственник. Это внесло еще большую неразбериху в вопросы наследования и стало причиной начавшейся после смерти князя усобицы.
При Ярославе Мудром издается первый письменный свод законов «Русская Правда». Впоследствии он был дополнен его сыновьями («Русская Правда Ярославичей»). Правда Ярослава состояла из 18 статей, каждая из которых была призвана помочь князю вершить справедливый суд. Отдельные статьи документа, посвящены наказаниям за убийство, кражу, порчу имущества. Степень вины определялась значимостью проступка. Главной особенностью «Русской правды» Ярослава стало признание законных прав граждан на осуществление кровной мести. За убийство человека наказывали штрафом, размер которого зависел от статуса убитого. Особое внимание уделялось мелким преступлениям.
Ярослав Мудрый активно вмешивался в дела церковные. Совместно с митрополитом Илларионом был разработан новый устав, определяющий преступления, подлежащие исключительно осуждению со стороны церкви, решающий вопросы, связанные с правилами вступления в брак. Власть церкви и князя впервые попытались законно разграничить.
В княжение Ярослава Мудрого открываются новые школы, строятся города, возводятся церкви. В 1037 г. в Киеве начинается строительство знаменитого Софийского собора. Здесь же была открыта большая библиотека, монахам-летописцам поручили переписывать и переводить на русский язык богословские книги, привезенные из Византии.
Итогом правления Ярослава Мудрого стали:
- усиление роли Киева и княжеской власти;
- установление дружественных отношений с Европейскими государствами, заключение династических браков;
- победа над печенегами;
- создание церковного устава и высвобождение церкви из-под греческого (византийского влияния);
- создание первого письменного свода законов «Русской Правды».
Ярослав Мудрый был хорошим стратегом и дипломатом, во время его правления происходит укрепление границы Руси, о государстве славян узнают далеко за пределами ближнего пограничья. Княжеские дочери становятся женами королей Норвегии и Швеции.
Источник
Укрепление Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Междоусобица после смерти Владимира закончилась победой его сына Ярослава, получившего за продуманную государственную политику прозвище Мудрый.
Правление Ярослава Мудрого (1019-1054):
— разгромил печенегов, набеги которых на Русь прекратились;
— закрепил русские позиции в Прибалтике походом на прибалтийскую чудь;
— расширил международные связи Киевской Руси (жена Ярослава — шведская принцесса; дочери — замужем за французским, венгерским и норвежским королями; сестра стала польской королевой, а внучка — женой германского императора; сынВсеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (в дальнейшем сын Всеволода Владимир получил
прозвище Мономах);
— укрепил самостоятельность Русской Православной Церкви—
поставил Киевским митрополитом Иллариона, русского по происхождению государственного деятеля;
— провел третью общегосударственную реформу — начал составление свода законов — «Русской Правды» — важнейшего государственного и юридического документа, отразившего многие нюансы социального устройства Киевской Руси. (При Ярославе были написаны первые 17 статей — «Правда Ярослава», «Древнейшая Правда», остальные приняты после смерти князя.)
Составление «Русской Правды» вызывалось сложными социальными процессами периода оформления и укрепления государственности. Требовалось письменное закрепление юридических норм, регулировавших отношения свободных людей. «Русская Правда» опиралась на так называемое обычное право — неписаные правила, неоднократно и традиционно применявшиеся при вынесении судебного решения, основанием которого служил прецедент (случившееся ранее похожее событие) или ссылка на древность.
«Правда Ярослава» ограничила существовавший обычай кровной мести. Теперь на нее имел право не весь род убитого, а только ближайшие родственники. Сохранение в законе права на кровную месть свидетельствовало о живучести остатков родоплеменного строя. Ограничение этого права показывало, что государство достаточно окрепло, чтобы вмешиваться в дела родов.
Умирая, Ярослав Мудрый призывал сыновей: Изяслава (1054-1078), Святослава(умер в 1076 г.) и Всеволода (1078-1093)— жить в мире и во всем слушаться старшего брата. Однако личные амбиции князей, стремление к обогащению, сложность династических расчетов при лествичной системе наследования власти — привели к военным столкновениям.
Ремесленное население ряда городов было недовольно междоусобиями и политикой Ярославичей. В конце 60 — начале 70-хгг. XI в. в Киеве, Ростове, Новгороде возникли массовые восстания. В ответ князья и бояре потребовали изменения законодательства для усиления защиты жизни и собственности феодалов.
«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и увеличила разницу в плате за убийство разных категорий населения. Жизнь старших дружинников, огнищан и княжеских приближенных оценивалась в 80 гривен. За убийство свободного мужа штраф составлял 40 гривен (за смерда и за раба — 5 гривен). В XI в. социальное неравенство было законодательно закреплено. Это означало изживание первобытного равенства и свидетельствовало о готовности государства защищать интересы господствующего класса.
Характер наследования власти в древней Руси был родовым (династическим). Власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что древняя Русь воспринималась сознанием современников как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало, как уже указывалось, так называемое «лестничное» право наследования, т.е. передачу власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роду следующему брату). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи, князь имеет власть только как представитель всего рода. Складывался не монархический, а родовой или династический сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы древней Руси.
С другой стороны, продолжается, особенно после принятия христианства, сакрализация личности князя, что создает духовные предпосылки для развития авторитарной тенденции и укрепления княжеской власти. При этом следует учесть, что в средние века поведение людей определялось идеальными факторами не в меньшей мере, чем социально-экономическими и политическими.
Политические формы древнерусского государства не были застывшими и под влиянием различных факторов претерпевали определенные изменения.
Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Например, земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого и раздела земли между братьями во главе со старшим Изяславом, посаженным в Киеве и почитаемым младшими «в отца место», начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Особенно острой была борьба между детьми Святослава, правившего в Черниговской земле, и Всеволода, к которому отошел Переяславль и далекая северо-восточная окраина — Суздальская земля.
С изменением социально-экономической и внешнеполитической обстановки и в целях преодоления усобиц перед лицом нависшей общей для всех половецкой опасности на съезде князей в г. Любече (1097), созванном по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, были приняты решения, подрывающие основы родового сюзеренитета и старейшинства. Князья провозгласили принцип: «Кождо да держит отчину свою», приводивший на практике к замене родового владения семейным, а родового старейшинства политическим единовластием. В отдельных княжествах стали утверждаться микродинастии — отдельные ветви рода Рюриковичей. В этих династиях также применялся принцип передачи власти по старшинству, прямое наследование еще не было единственно возможным. Так, например, внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславович, заняв силой киевский престол и оттеснив дядю Вячеслава Владимировича, вынужден был под влиянием политической обстановки и культурной традиции пригласить его в 1150г. в качестве соправителя.
Развитие новых принципов вело к установлению вассальных поземельных отношений и, в итоге, к политической раздробленности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Ярослава Мудрого.Внутренняя и внешняя политика помогите пж. очень нужно..зарание огромное спасибо))
внутренняя:
-изгнал Святополка Окаянного из Киева в польшу.
-расширил Киев, сделал его одним из крупнейших европейских городов.
-при нем впервый киевским митрополитом стал русский по происхождению Илларион.
-возвел Софийский храм и золотые ворота.
-занимался перепиской, переводом книг, образованием.
-русская правда — первый записанный свод законов на Руси.
внешняя:
-обезопасил киев от печенегов.
Укрепил позиции в прибалтике ( основал там город Юрьев)
присоединил к киеву земли Тьмутаракани (ныне Тамань) .
-укрепил взаимотношения с европой путем династических браков.
собственно, он объединил Русь после междоусобицы, создал правовую систему, повысил международный статус Руси.
Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства.
Ярослав усиливает присутствие Руси на северо-западе. Походы 30-х годов на эстонскую чудь приводят к строительству опорного пункта Юрьева, очерчивая границы государства на севере. На 40-е годы приходятся и первые походы на Литву.
Русь и Византия. Особое место во внешней политике занимали культурные и политические отношения с Византией, характер которых изменился с принятием православия. Византия держала в своих руках управление влиятельной русской церковью, стремясь придать своим отношениям к Руси характер суверенитета. Возможно, этим можно объяснить поставление собранием русских епископов митрополитом Иллариона при Ярославе помимо Византии. Русско-византийские отношения в целом были дружественными. Известны браки Ярославичей с представителями императорской семьи. Поход Владимира в 1043 г. на Византию (причины не ясны) не смог их изменить. Связи Киева с Византией поддерживались не только торговлей и церковными делами, но и политическими интересами в Причерноморье.
Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди прочих европейских держав. В ту пору главным путем «евроинтеграции» были династические браки. И лидеры европейских государств были весьма не прочь породниться с Ярославом. На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах. Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третьей дочери – Анне Ярославне. Сам же Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину) , дочь норвежского короля Олафа.
Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом. При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой» . «Устав Ярослава» , или древнейшая «Русская правда» , был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе русском» , который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Фактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. Конечно, документ был несовершенен. В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство.
Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г. при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати» . Это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля» .
Ярослав понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью» . С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками.
Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и сребреники.
Источник