Укладка мозаики своими руками
Мозаика – популярный отделочный материал. Раньше ее использовали для отделки помещений с повышенной влажностью, она проста в уборке, удобна и красива. Современные дизайнеры применяют мозаичный узор в создании интерьера всей квартиры. Укладка мозаики своими руками не так сложна, как может показаться изначально. В статье я расскажу о нюансах и особенностях этой работы.
Способы укладки мозаики
Существует два способа укладки мозаики, матричный и художественный. Матричный способ укладки мозаики получил название благодаря плиткам-матрицам. Мозаика, уложенная на бумажную основу, приклеивается к стене изнаночной стороной. После чего бумага размачивается и снимается с лицевой стороны. Матричный способ широко распространен в промышленном производстве для удобства проведения работ. Когда же мастер выкладывает мозаику по одному кубику на сетку, пластик, мрамор или другую подготовленную поверхность – такой способ укладки мозаики называется художественным. Различают две технологии укладки мозаики.
- Прямой способ укладки мозаики проверен годами. Клеевое покрытие наносится на подготовленную поверхность, сверху приклеивается мозаика лицевой стороной наверх. Плюс такой укладки в наглядности процесса, рисунок виден сразу. Однако укладка этим способом требует некоторой сноровки от мастера.
- Обратный способ укладки мозаики более современный, появился недавно. Кубики или матрицы мозаики укладываются на бумагу или кальку изнаночной стороной наверх (отсюда и название), формируя рисунок внизу. Готовую мозаику заливают бетонным или клеевым раствором, укрепив с помощью армированной сетки. Высохшие панно помещают на стену с помощью клея. Преимущество такого способа в удобстве подгонки мозаики между собой для достижения равных промежутков между кубиками. Но не обладая художественным опытом, воспользуйтесь прямым способом.
Подготовка поверхности
Неровная поверхность способна испортить проделанный труд, поэтому первым и главным этапом работы по укладке мозаики является подготовка поверхности. Качество выравнивания поверхности (стяжка, штукатурка или листовое выравнивание гипсокартоном) не ниже уровня «под поклейку обоев». Отдельное внимание уделите горизонтальности и отвесности поверхности (допускается погрешность не более 1-2 мм на расстояние 3 м). Следующим шагом загрунтуйте поверхность. Обратите внимание на цвет грунтовки, если планируется стеклянная мозаика – остановитесь на светлых тонах. Сделайте разметку на бумаге, перенесите ее на стену. Если матрицы мозаики придется резать, располагайте их в недоступном глазу месте. Не забудьте, что подготовка поверхности во влажных помещениях включает гидроизоляционный слой.
Укладка мозаики
Рассмотрим пошагово укладку мозаики своими руками:
- Нанесите клей для укладки мозаики на поверхность тонким слоем, разровняйте гребенкой с зубом 4-6 мм. Учитывая быстрое застывание, не обрабатывайте большую поверхность, ограничьтесь 1 кв.м. (9 матриц мозаики). Для улучшения схватывания, нанесите тонкий слой клея в 1-2 мм на внутреннюю поверхность мозаики. При выборе клея учитывайте материал основания и мозаики, цвет клея (для прозрачной стеклянной мозаики выберите белый цвет клея в тон затирке).
- Приклейте первый лист мозаики. Заклейте обработанный участок мозаикой, выдерживая интервал между матрицами равный интервалу между кубиками мозаики. Для соблюдения уровня и направлений используйте лазерный уровень или натянутые нити. Чтобы избежать сползания мозаики из тяжелых материалов с вертикальных поверхностей, прихватите матрицу через зазоры между кубиками маленькими тонкими гвоздиками к стене.
- Выровняйте мозаику с помощью пластиковой широкой площадки с эластичной поверхностью. Простучите весь участок. Помните, что вдавливание отдельных элементов в клей руками испортит, а не улучшит внешний вид.
- С мозаики с бумажным покрытием по лицевой стороне снимите бумагу, предварительно распылив немного воды по поверхности. Удалите излишки клея между кубиками мозаики с помощью тонкого шпателя или отвертки.
- Спустя 24 часа начинайте затирку мозаики. Используйте широкий шпатель с резиновой площадкой, тщательно обрабатывайте всю площадь, во всех направлениях. Водостойкую затирку с самой мозаики удалите сразу, в остальных случаях дайте затирке в швах подсохнуть 20-30 минут, и удалите излишки с плитки влажной губкой.
Укладка мозаики своими руками – процесс творческий и увлекательный. Не бойтесь попробовать, поэкспериментируйте на незаметном участке помещения. Используйте советы из статьи и у вас все получится!
Источник
О различных способах укладки мозаики (мозаичных декоров, панно)
Сейчас существует огромное количество разнообразных и очень красивых видов мозаики и смальты.
Мозаика прекрасный декоративный материал в котором можно воплотить практически любые идеи — орнаментальные декоры, работы в графическом или живописном стиле.
Способов укладки мозаики существует достаточно много.
И если даже делать в мозаике просто фон (без какого бы то ни было рисунка ) или цветовую растяжку, то и в этом случае важно какой способ укладки вы выберете.
Один из способов — можно сделать укладку хаотично — треугольниками, квадратиками, даже овалами или кругами, прямоугольниками или многоугольниками неправильной формы. Также выбранные вами формы могут варьироваться по размеру. Все это обогатит вашу работу (цветовую смесь, растяжку) дополнительной фактурой. Плюс к этому затирка , которая всегда используется при мозаичных работах даст дополнительные эффекты. Чаще всего подбирают нейтральные цвета затирки , чтобы фактура мозаики смотрелась ярче. Но возможен вариант и цветной затирки (например золотистая мозаика -фиолетовая затирка) когда затирка тоже может быть цветовым акцентом в работе.
Когда мозаичная работа (панно, картина) выполняется по рисунку, то конечно именно этот рисунок и диктует способ укладки. При этом вариант решения конечно может быть не один. Но обязательно рисунок это главное, а укладка второстепенное. Укладка в этом случае дополнительная фактура которая подчеркивает выбранный рисунок. Мозаичная укладка тут играет ту же роль что штрих в рисунке или мазки в живописи.
Нужно сказать что мозаика очень благодатный материал. За счет красоты самого материала и например гармонично подобранного цветового решения самый простой орнамент или даже просто фактура будет смотреться очень красиво. И может стать украшением и акцентом любого интерьера.
Источник
Техники набора мозаики
|
Хотите научиться собирать мозаику из разных материалов?
Поддержите наш проект
бесплатного обучения мозаике!
Напольная мозаика
Техника мозаики начала свое развитие с первых вымощенных галькой двориков и тропинок — естественный и доступный материал на всей территории Средиземноморья использовался еще несколько тысяч лет назад в целях создания покрытия полов и дорожек.
Наиболее ранней техникой мозаичного мощения в греко–римском мире являются мощения в технике opus barbaricum (опус барбарикум) – напольные мозаики из морской или речной гальки. Они встречаются в святилищах и храмах Древней Греции, начиная с VII – VI веков до н.э. (святилище Артемиды Ортии в Спарте, храм Афины Пронойи в Дельфах). Мода на мощения полов светских интерьеров возникает в Греции в конце V века до н.э.
Когда живописные возможности техники барбарикум практически себя исчерпали, в столице Македонии – Пелле (где созданы самые выдающиеся произведения мозаичного искусства) предпринимаются первые попытки имитировать иманеру доступную живописному мазку к мозаике. Художники-мозаичисты стремились превзойти ткачей и живописцев, стараясь достичь в твердом, неподатливом материале тех же результатов, которые другими достигались тонким наложением красок или мягкими мотками шерсти. Они использовали измельченные минералы, чтобы создать иллюзию коврового покрытия, вводя объем и глубину в изображение. Поскольку галечная мозаика долее не могла соответствовать запросам заказчиков и мозаичистов, начиная с раннего III века, она является отживающей техникой; барбарикум завершает свою историю, несмотря на то что мозаичисты продолжают создавать мощения в этой технике вплоть до II века до н.э..
Изобретение новых техник, настоятельная потребность в которых была вызвана появлением новых эстетических принципов, включавших необходимость соблюдать локальность цвета и определенность рисунка, относится к концу IV – началу III века до н.э.. Доподлинно неизвестно кто и где впервые расколол морской окатыш на несколько камешков кубической формы, но в самое короткое время новая техника набора из мозаичных кубиков получила распространение по всему Средиземноморью, а позднее и по всему греко-римскому миру.
Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum по исходному элементу – камешку кубической формы – tessera. Поначалу тессеры появлялись в мозаичном наборе достаточно случайно и преимущественно в галечных мощениях, затем, по мере освоения технологии и техники работы с тесселированной мозаикой и осознания ее живописных достоинств, из тессер начинают набирать фрагменты или отдельные секции мозаики.
В это же время, то есть примерно в III веке, зарождается еще одна техника мощения — opus sectile (опус сектиле); этот наиболее престижный и дорогой мозаичный набор украшал самые величественные помещения — как церковные, так и светские. Техника «сектиле» не родственна тесселированной мозаике – это мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня (впоследствии они выполнялись и из других материалов), основным достоинством которого стали проявленность внутренней структуры материала и значительное расширение цветовой палитры. «Опус сектиле» является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.
Техника opus vermiculatum (опус вермикулатум), также зародившаяся в III веке до н.э., очень близка тесселированной мозаике и несомненно, является производной от нее: при сохранении общих для обеих техник принципов набора, модуль тессер почти на порядок мельче, а возможности передачи живописных эффектов несравнимы ни с одним другим видом мозаичного искусства. Поскольку трудоемкость техники «вермикулатум» неизбежно накладывает определенные ограничения на размер произведения, то «эмблемы» из мелкомодульных мозаик, как правило, имели размеры менее квадратного метра. Однако в этой технике созданы масштабные произведения исключительных достоинств, датируемых концом II – началом I века до н.э. Эти мозаики наглядно демонстрируют то, как мастера-мозаичисты применяли миниатюрную технику к монументальным масштабам.
Современные мозаики являются синтезом старинных технологий и распространяют мозаичные техники на различные материалы, не только на хорошо известные с древних времен, но и на новые (такие, как керамогранит).
Напольное покрытие из мозаики может быть достаточно простым по рисунку, а может представлять собой произведение художественного искусства с тончайшей игрой света и тени и прекрасно выполненным узором. Составление сложных композиций возможно благодаря небольшому размеру элементов мозаики и широкому цветовому спектру.
Реально возможно воплотить в камне и смальте практически любой художественный сюжет, воспроизвести как насыщенные краски этнических рисунков, так и палитру импрессионизма. Напольная мозаика — самый заметный элемент интерьера, определяющий стиль и тональность пространства, и ассоциативно связанный с роскошью, красотой, изысканностью.
Развитие интерьерной моды в направлении минимализма и хай-тека помимо сдержанности и акцентов на функциональности внесло в современные жилые и общественные помещения нотки холодности, официальности. И не спасают от ощущения отчужденности ни подушечки с рюшами (к тому же и выглядящие откровенным ляпом), ни многочисленные аксессуары – рамочки, сувениры, игрушки, ни даже комнатные растения (в несоответствующих горшках – напрочь портят эстетику пространства). Разумеется, неплохо было бы подумать о соответствии конкретного стиля своему мироощущению заранее, но что делать, если этого не произошло?
Как изменить восприятие среды, не начиная грандиозных переделок и ремонта?
Во-первых, мозаика — более нейтральное и свободное в традициях оформления произведение искусства, чем классическая живопись. Для мозаики не обязательна багетная рама и некий антураж вокруг, как для картины или графической работы. В то же время мозаика много выразительнее и интереснее банальных постеров (часто создающих эффект временности или дешевизны). Во-вторых, мозаичное панно универсально по возможностям создания или смещения акцентов в интерьере, поскольку может быть как центральным декоративным элементом, так и фоном для других фокусных деталей. В-третьих, мозаика отлично подходит для реализации любых индивидуальных предпочтений и идей, и подчас лучше, чем любые картины на заказ или иные формы декоративного искусства.
Конструировать и разрабатывать мозаичные панно можно двумя способами. Первый из них назовем условно промышленным. Специальные компьютерные программы, используемые компаниями, специализирующимися на производстве и продаже мозаики, дают возможность сначала разложить кусочки камня или смальты на экране по практически любому эскизу, а потом уже воплотить задумку в жизнь. Любимые сюжеты подобных композиций — вариации на тему классики и античности. Спецификой таких панно обычно является раскладка без учета контурных линий рисунка.
Ручной способ заключается в выкладывании мозаики по эскизу непосредственно художником-мозаичистом с подбором элементов по цвету и форме прямо по месту. Даже при копировании одного и того же сюжета в этом случае получатся разные панно, зачастую отличающиеся не только нюансами цвета, но и общим восприятием. Техника укладки может быть различной, но обычно используется классический прием подчеркивания контурной линии гранями мозаичных элементов.
На объекте мозаики собираются или непосредственно на стене методом прямого набора, или с помощью обратного набора, требующего лишь закрепления готовых модулей.
Смальтовые мозаики и мозаики с включением камней (цветных пород и полудрагоценных камней) могут быть подвергнуты обработке поверхности с целью придания ей ровной, даже полированной гладкой поверхности. Но подчас мозаика выглядит более интересно, если поверхность элементов оставлена необработанной. Падающий свет отражается под разными углами и создает впечатление мерцания, колебаний, «живой» поверхности. Высший пилотаж, если углы заранее расчитаны и элементы выложены определенным образом с учетом не только рисунка, но и поверхностных эффектов. Игра света на такой мозаике способна создать впечатление глубины и почти трехмерности изображения.
В настенном мозаичном панно из смальты и камня, созданном непосредственно на стене, есть один недостаток — перенос панно на другое место сопряжен с кропотливой работой по демонтажу мозаики (обычно с частью основы стены или с полным разбором мозаики) и последующей сборкой на новом месте. Создание масштабных переносных панно из этих материалов затруднено значительным весом готовой композиции. Тем не менее для камерных помещений мозаичные панно вполне практичны и в виде настенных навесных картин.
Недостаток превращается в достоинство, если необходимо не просто «повесить картинку на стену», а сделать нечто большее и в то же время, возможно, менее пафосное. Буквально несколько смальтинок там и здесь создадут неповторимый облик помещения, не привлекая слишком много внимания, но определяя саму стилистику. Серия мозаичных панно — это совсем не то же самое, что картинная галерея или ряд фотографий. Это ярко, образно, неординарно. И, между прочим, если абстрактная живопись далеко не всегда воспринимается позитивно, то мозаика лишена сюжетных границ. Даже просто цветовые мозаичные пятна — уже интересны и занимательны, и при этом они совсем не обязаны быть сколь-либо высокохудожественными или несущими некий скрытый смысл.
Мозаика не была бы мозаикой, если бы не позволяла создавать яркие и не меняющие цвета со временем панно. Для помещений с высокой проходимостью, а также контактирующих с внешней средой (равно как и полностью находящихся на фасадах и наружных стенах зданий) мозаика решает ряд практических проблем по уходу и сохранению цвета и эффектности картины. Любая настенная живопись со временем требует реставрации и очищения от наслоений грязи, пыли. Подчас такая реставрация — хлопотное и бьющее по бюджету удовольствие. Мозаика засияет первозданными красками после обычного протирания влажной тряпочкой или обработки с помощью моющей техники.
Римская мозаика сохранила для нас цвета и сюжеты спустя два тысячелетия, оставшись практически единственным сохранившимся изобразительным искусством древнего мира. Может быть и от всего нашего хай-тека останутся лишь яркие мозаичные настенные панно, пронеся свет и энергетику нашего времени через тысячелетия.
Источник