- Способ ухода от действительности
- Эскапизм
- Что такое Эскапизм
- Что такое ЭСКАПИЗМ – значение, определение простыми словами.
- Формы Эскапизма, или куда убегают люди от своих проблем.
- Что такое Здоровый и Нездоровый Эскапизм?
- Здоровый эскапизм.
- Нездоровый эскапизм.
- Обсуждение:Эскапизм
- Содержание
- [править] Реквестирую добавление в шаблон «Религии»
- [править] субкультуры
- [править] это разжижь
- [править] А теперь объясните
- [править] Я нихуя не понял
- Эскапизм — что это?
- Как мы убегаем
- Путь к «сообществу одиночек»
- Где выход
- 5 знаменитых эскапистов
- Куда ведет эскапизм?
- Погружение в себя
- Физический уход от мира
- Подмена реальной жизни виртуальной
- Как уйти в монастырь?
- Эскапизм: бегство от свободы и ответственности
- Что такое эскапизм? Через тернии к звездам
- Что такое эскапизм? Составить карту «параллельных миров»
- Что такое эскапизм? Погружение в прошлое
- Что такое эскапизм? Самая красивая иллюзия
- Что такое эскапизм? Потребление и экстрим
- Что такое эскапизм? Уход в небытие
- Что такое эскапизм и как избежать бегства от реальности?
Способ ухода от действительности
Реакция ухода из действительности. Если переживание тяжелой неприятности, большой опасности и вообще серьезной угрозы интересам личности вытекает не из кратковременного шока, а из прочной неблагоприятно сложившейся ситуации, то у слабой, малоустойчивой психопатической личности часто возникает сознательное или бессознательное желание тем или иным путем хотя бы на время уйти из-под нависшего над ней гнета, отделаться от угрожающей или даже просто неприемлемой действительности. Способы, которыми совершается такой «уход из действительности», могут быть очень разнообразны. Простейшим и наиболее распространенным является так называемое бегство в болезнь: выявление картины того или иного патологического состояния, имеющее целью путем демонстрации беспомощности и слабости вызвать у окружающих участие и заставить изменить создавшуюся обстановку в пользу «больного». Конечно, такую «игру» нельзя представлять себе как умышленный обман, симуляцию; преобладающую роль в возникновении соответствующих картин играют «бессознательные», «подсознательные» механизмы, а умышленность в смысле действительного и сознаваемого желания казаться тяжело больным большей частью играет роль только начального толчка, после которого болезненное состояние развертывается уже по своим собственным законам. Интересно отметить, что реактивные состояния, дебютирующие расстройствами сознания, очень часто относятся именно к категории реакций «ухода из действительности», — по-видимому, демонстративность этого синдрома особенно близка тенденции больного казаться заслуживающим сострадания.
Особенно характерную картину психогенного сумеречного состояния, относящегося к реакциям «бегство в болезнь», дает так называемый «ган зеровский синдром». Так называется своеобразное поведение некоторых больных, преимущественно из числа подследственных заключенных, всего нагляднее обнаруживается в ответах на расспросы врача. Ответы эти характеризуются их очевидной нелепостью, одновременно, однако, удивляя внимательного наблюдателя тем, что ответы, будучи, так сказать, «идущими мимо цели» (Vorbeireden), в то же время почти всегда даются в плоскости вопроса. Это обстоятельство придает высказываниям больного характер особой нарочитости и деланности. Так, на вопрос: «сколько будет дважды два?» больной отвечает «три» или «пять»; «какое число сегодня?»—«35»; «какого цвета снег?»— «красный» и т. д. Такой же характер имеют и поступки больных; они неверно выполняют самые простые предложения, почти всегда, однако, сохраняя общее направление действия согласно заданию; так, больной зажигает спички обратной стороной, вставляет ключ в замок с другого конца и т. д. При этом больные производят общее впечатление растерянности, глядят перед собой ничего не понимающим взглядом, жалуются на головную боль и либо апатично лежат в постели, отвернувшись к стене, либо непрерывно нелепо суетятся: то неожиданно начинают глупо хохотать, то вдруг с выражением страха на лице прячутся под стол и т. д. Первое впечатление, производимое подобными больными, — это впечатление глубокого слабоумия, но чем дальше их наблюдаешь, тем обыкновенно все виднее становится, что в их слабоумии и нелепости есть система, или, как говорит Пик (Pick), «в их бессмыслии скрывается целый метод». Однако в механизме развития таких состояний умышленность,, произвольность играет роль чаще всего, не в смысле грубого притворства, а скорее — бессознательного самовзвинчивания. Больной на самом деле оглушен свалившимся на него несчастьем, он растерян и не может найти выхода из создавшегося положения. Ожидаемое им наказание наполняет его ужасом. Ему в действительности хотелось бы сойти с ума, чтобы не понимать происходящего кругом, в результате аффект ужаса и растерянности усиливается настолько, что сознание нарушается и из-под порога последнего появляется уже подготовленный всеми предыдущими переживаниями тот способ поведения, который кажется больному наиболее целесообразным; он бессознательно начинает разыгрывать душевнобольного и именно так, как это представляется несведующему в психиатрии человеку, именно нарочито нелепым поведением. Подобные описанным состояния могут длиться месяцами, разрешаясь, как только определится в ту или иную сторону дальнейшая судьба «больного»; освобождение от наказания обычно ликвидирует их целиком. Гаязеровский синдром представляет собой лишь наиболее яркую форму проявления более широкой группы реактивных состояний, лучше всего укладывающейся в рамки понятия — «псевдодементности» (ложное, кажущееся, мнимое слабоумие; dementia spuria; Pseudodemenz). В других своих формах псевдодементность чаще всего только количественно отличается от уже описанных случаев. При меньшем выявлении элементов нарочитой нелепости больные обращают на себя внимание большей растерянностью, оглушенностью, жалобами на головные боли и на неспособность что-нибудь понять. С тупым, бессмысленным выражением смотрят они перед собой; подолгу, как бы будучи не в состоянии собраться с мыслями, молчат, прежде чем ответить на самый простой вопрос; отказываются, ссылаясь на .неумение, решать элементарные задачи; не могут вспомнить основные даты своей жизни и т. д. За этой маской растерянности и тупости важно не упускать почти всегда имеющейся налицо тенденции подчеркнуть свою недееспособность и неответственность.
Заметной чертой картины реактивных состояний описываемого характера в целом ряде случаев является одна своеобразная особенность, получившая название пуэрилизма. Это название применяется для обозначения особой разновидности нелепого, несоответствующего психике взрослого человека поведения, именно поведения детского: детских манер, речи, детских жестов, детских шалостей; больные шепелявят и сюсюкают, говорят уменьшительными именами, требуют себе игрушек, играют в детские игры, например, проводят время в постройке карточных домиков и др. Нередко все поведение таких больных как будто говорит: «смотрите, как я слаб и беспомощен, я настоящий ребенок, пощадите же меня!» Надо добавить, что пуэрилизм является и вне состояний, сопровождающихся расстройством сознания, очень частым спутником реактивных состояний из группы ухода от дейтвительности.
Здесь, быть может, уместно хотя бы только отметить, что, кроме описанных деланных, нарочитых сумеречных состояний, несомненно, встречаются также случаи, дебютирующие расстройством сознания и спутанностью, и не представляющие никаких черт хотя бы бессознательной наиграяности. Механизм возникновения и клиническое положение таких случаев пока недостаточно ясны.
Особое место занимают, но относятся сюда же, довольно редкие случаи так называемых бредоподобных фантазий (wahnhafte Einbildungen, Einfalle), также иной раз возникающих в тюремном заключении, но несомненно встречающихся и вне его (в связи с той или другой психической травмой). Синдром этот состоит в том, что у человека, до того как будто совершенно здорового, неожиданно вслед за тем или другим потрясением развивается довольно пышный бред, часто величия (больной — богатый и знатный человек, он женится на красавице, ему предложено занять ряд выдающихся должностей и т. д.). Бред этот протекает при кажущемся ясном сознании, имеет до известной степени связный характер, сплошь и рядом причудлив, надуман, даже нелеп по своему содержанию; все это вместе придает этим построениям характер выдумки, притворства, фантазии; однако сознательная симуляция обычно может быть легко исключена. Отличительной особенностью истинных «бредовых фантазий» является то, что они держатся очень недолго, часто изменчивы в своем содержании и быстро исчезают. Надо заметить, что описываемый синдром иногда трудно отличить от характеризующих психопатов-мечтателей, так называемых «грез наяву», представляющих тоже проявление стремлений обделенной жизнью натуры уйти от действительности в мир фантазии.
Интересный образчик синдрома «ухода из действительности» занимают реакции «отказа» (versagung).
Красивый случай подобного рода приводит Кречмер.
Некрасивая и неумная девушка в течение ряда лет постепенно старится на мелкой домашней работе в отцовском доме, безропотно неся всю тяжесть скудного хозяйства бедной, с трудом сводящей концы с концами семьи. Постоянные материальные недостатки, уход за капризной, выжившей из ума бабкой подрывают, наконец, ее мужество. После пустяшного уличного несчастья (она была сшиблена лошадью), она надевает синие очки, ложится в постель, а когда ее хотят поставить на ноги, валится на пол. Если перевести эту картинную пантомиму в схематическую формулу, то эта последняя, вероятно, будет звучать так: «я смертельно устала, я не хочу ничего видеть и слышать, я не двину больше ни одним членом и не сделаю ни одного шага».
Здесь же нужно упомянуть и о симуляции; симуляция должна точно так же рассматриваться как «защитная» реакция психопатической личности на непосильную для этой личности жизненную ситуацию. Вопрос о сознательности или бессознательности симуляции есть вопрос условный, относительный. Желание психопата быть или казаться душевнобольным может перейти в действительное психическое расстройство; желанию быть душевнобольными у этих неполноценных личностей — всегда к услугам подсознательные церебральные механизмы. Целый ряд клинических явлений, сначала умышленных и преднамеренных, как, например, абсурдные идеи, заведомо нелепые поступки, неестественная аффектирован-ность, — все эти явления постепенно эмансипируются от желания субъекта и при наличности его повышенной самовнушаемости делаются уже не искусственными, не произвольными, а настоящими симптомами болезни.
Что касается конституциональной основы реакций ухода из действительности, то, по-видимому, самую благоприятную почву для них представляют эпилептоиды, антисоциальные, истерики и родственные им патологические лгуны; следующей группой, часто дающей случаи таких реакций, являются астеники, шизоиды я отчасти реактивнолабильные личности.
Источник
Эскапизм
Сегодня предлагаем обсудить тему: «эскапизм». Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.
Эскапизм характерен не только тем, что человек избегает решения реальных проблем. Если проанализировать эскапизм как состояние сознания, то для него в первую очередь характерно временное изменение Я-концепции. Одним из эффектов этого, например, бывает повышение самооценки. Иными словами, эскапизм во многом является бегством от самого себя.
Даже во сне человек почти не теряет собственной идентичности. Пусть он на время полностью погружается в собственную фантазию, пусть резко снижается критичность и ослабляются иные способности разума. Однако во сне Я-концепция не претерпевает значительных изменений. Если наяву человек представляет из себя взрослого бородатого мужчину с высоким IQ, счетом в банке и личным автомобилем, то очень маловероятно, что ему приснится, будто бы он стал маленькой глупой девочкой, играющей в песочнице.
Механизм эскапизма во многом как раз основывается на искусстве перевоплощения собственным сознанием в нечто кардинально иное. Нет здесь большого смысла фантазировать о том, что у тебя просто исчезла борода или появился второй автомобиль. Тут нет никакого бегства от себя и своих проблем. Однако если ты будешь представлять себя девушкой-эльфийкой из чудесной страны, это будет коренное, пусть и временное, изменение Я-концепции.
Очень часто люди «бегут» именно в сказочные сюжеты. Погружение в сказочную атмосферу лучше помогает забыть реальные проблемы. В сказочном мире обычно:
– нет школ или университетов,
– вместо этого их обычное занятие – сидеть и курить трубку или петь песни на ветках деревьев,
– твой персонаж, на который ты себя проецируешь, не умирает,
– оказывается, что ты герой и своими действиями можешь спасти мир,
– красивым девушкам или парням нет дела до твоего социального статуса, им важен твой внутренний мир и/или твои способности,
– нет родителей, которых бы приходилось слушаться,
– государство и законы присутствуют чисто символически,
– ты имеешь удивительную способность, которой больше нет ни у кого,
– нет нужды разбираться в том, кто хороший, а кто плохой, это сразу ясно,
– никто не осмеливается высмеивать твои недостатки,
– ты возносишься над серой массой и т.д.
Погружение в сказочный сюжет (по-современному в «фэнтэзи») осуществляется одним из следующих способов:
– чтение соответствующей литературы,
– просмотр соответствующих фильмов,
– компьютерные игры с ролевой тематикой (большинство игр),
Во многом эскапизм провоцируется самой человеческой культурой. С самого раннего детства дети погружаются в сказочные миры, которые населены говорящими животными, колобками, водяными, сапогами-скороходами, доступными принцессами и т.д. Эта традиция, очевидно, восходит к тому обстоятельству, что под «сказочное бла-бла-бла» дети легче засыпают.
Вырастая, человек получает доступ к прочим «достояниям» массовой культуры. Коммерческий характер этой массовой культуры побуждает ее создателей задействовать разные технологии привлечения внимания. Типичным примером является сказочное творчество английского писателя и литературоведа Джона Р. Р. Толкина, который в своих трудах рассматривал бегство от реальности во «вторичные миры», порожденные воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. Раскрывая секреты своего творчества, он показывал, что к эскапизму его читателей склоняют такие особенности сюжета, как счастливые финалы и неожиданные спасения героев. Вымышленный мир Толкина до сих пор служит своего рода эталоном, базой для создания других аналогичных произведений и компьютерных игр.
Эскапизм можно было бы рассматривать в качестве одного из видов психологической защиты. Он, безусловно, похож на «лечащий самообман», коим являются все виды психологической защиты. Однако эскапизм обладает еще и признаками аддикции, потому что он затягивает, вырабатывает привычку. Человек, склонный к эскапизму, может уходить в мир фантазий просто по привычке.
Эскапизм в форме ухода в мир фантазий в большей мере присущ молодежи. Это объясняется хорошей работой воображения. Взрослые люди осваивают более наглядные и вообще доступные взрослому формы эскапизма. Сюда можно отнести алкоголизм, увлечение вязанием, охоту и рыболовство и т.д. В некоторых случаях даже трудоголизм можно рассматривать как средство эскапизма – когда человек уходит от решения межличностных или внутриличностных проблем в работу.
Как говорится, все хорошо в меру. Нет вообще никакого зла в том, что человек, допустим, пришел с работы уставший, разогрел себе ужин, попросил ближних не отвлекать его и «ушел с головой» в свой любимый сериал, позабыв при этом о многочисленных проблемах. Это действительно похоже на отдых, это форма рекреации.
Плохо тогда, когда эскапизм приобретает формы порочного явления и даже способствует психопатизации личности. В этом случае, возможно, без посторонней помощи человек уже не сможет избавиться от эскапизма. Кому-то, возможно, потребуется помощь психолога или психотерапевта, если не психиатра. Тут следует обратить внимание, что эскапизм может быть в некоторых случаях не причиной, а следствием (симптомом) серьезного расстройства психотического характера.
Эскапизм, безусловно, неприятная современная тенденция, особенно среди молодежи. Этому во многом способствует развитие технологий: компьютерных, кинематографических и т.д. Было зафиксировано уже несколько случаев смерти от эскапизма: молодые люди днями напролет играли в компьютерные игры. Большое развитие получили сетевые компьютерные игры, в том числе ролевые. Люди, в основном молодые, с головой уходят в борьбу за виртуальный социальный статус. В игре значительно легче достичь вершин успеха, нежели в реальной жизни.
Другая форма онлайн-эскапизма – виртуальное общение. Для такого виртуального общения обычно характерно манипулирование собственной виртуальной личностью: можно или просто несколько приукрасить себя или вообще выдавать себя за другого человека.
Распространению эскапизма во многом способствует недоразвитость педагогической теории и практики. Современное молодое поколение начинает решать настоящие жизненные проблемы лишь лет в 20-25, когда начинают работать и обзаводиться семьями. Во многом эта «социальная недозагруженность» объясняется тем, что у учителей и родителей не получается управлять детскими и подростковыми коллективами, а в одиночку молодые люди еще не готовы браться за решение взрослых реальных проблем.
Ответы на популярные вопросы — что это, что значит.
Что такое Эскапизм
Эскапизм – это термин, который служит для определения способа, переориентирования внимания человека, с неприятных вещей повседневного мира, на более приятные. Сам по себе, термин происходит от английского слова – ESCAPE (спасение, побег).
Что такое ЭСКАПИЗМ – значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Эскапизм – это побег от реальности, попытка человека оторваться от серого, жестокого, скучного повседневного мира и найти утешение в каком-то более приятном занятии. В качестве самого простого примера эскапизма, можно привести склонность людей к игре в видеоигры. Ведь именно играя, мы погружаемся в вымышленные миры, отстраненные от реальности. Во время игры, мы на время забываем о различных бытовых заботах и прочих проблемах. По факту, мы на время убегаем от реального мира.
Формы Эскапизма, или куда убегают люди от своих проблем.
Как уже наверное стало понятно из определения, эскапизмом может считаться практически любое занятие, позволяющее человеку отвлечься от реальной жизни. А таких занятий — огромное множество. Некоторые из них, довольно безобидные в рамках разумного, другие же, напротив, весьма деструктивны, как в отношении самого эскаписта, так и его окружения.
О том, что такое здоровый и нездоровый эскапизм, мы поговорим чуть позже, а сейчас просто перечислим несколько основных и распространенных форм ухода от реальности. Итак, это:
- Чтение литературы;
- Просмотр сериалов;
- Видеоигры;
- Интернет и социальные сети;
- Ролевые игры (Ролплей), Косплей;
- Творчество;
- Уход в религию, медитация, монашество;
- Спорт и путешествия;
- Уход в работу с головой;
- Переедание;
- Алкоголизм и наркомания.
Что такое Здоровый и Нездоровый Эскапизм?
Если говорить об эскапизме, как об явлении, то в первую очередь, хотелось бы отметить, что практически все люди, в большей или меньшей степени, являются эскапистами. Согласитесь, ведь и у вас, наверняка есть занятие, позволяющее вам на время оторваться от проблем реального мира. Из этого следует, что эскапизм – это не какое-то определенное психологическое расстройство (хотя в крайних формах, нездоровый эскапизм может свидетельствовать о наличии психических отклонений). Эскапизм, как феномен человеческой психики, существует огромное количество лет, свидетельством тому, могут послужить наскальные рисунки в пещерах первобытных людей. В данном примере, отвлечением от бытовой охоты за мамонтом и побега от хищников, стало первобытное искусство. С развитием человеческой культуры в целом, способов ухода от реальности становилось все больше, и сейчас вариантов побега, стало огромное множество.
Здоровый эскапизм.
Здоровым эскапизмом, можно назвать практически любое увлечение, которое не мешает нормальной социальной и активной жизни человека. То есть, если вы любите поиграть вечером в компьютерную игру или посмотреть несколько серий телевизионного шоу – то это нормально. Но, нормально это при условии, что ваше увлечение не мешает вашей личной (семейной) жизни или работе. Точно так же и с литературой, искусством или даже религией. В общем – все хорошо в меру.
Нездоровый эскапизм.
Как уже наверное стало понятно, нездоровым эскапизмом, является все, что уходит в крайности. Так, к примеру, это может быть:
- Зависимость от интернета или видеоигр — человек уходит с головой, полностью игнорируя реальный мир, проводя практически все время за компьютером.
- Алкоголизм и наркомания – человек становится заложником собственной привычки и состояния опьянения.
- Трудоголизм – человек полностью погружается в работу, забывая о личной жизни, семье и так далее.
Обсуждение:Эскапизм
. первый, будучи убежден что «все бабы дуры», общается посредством компа с идеальной девушкой из японской игры — это компенсация, а не эскапизм—Мимо проходил
нахуя тут эта статья, если для этого есть педивикия? ну а раз уж взялись писать умные вещи, то что же забыли про наркоманию? это ли не эскапизм в чистом виде?
Хуита детекдет. С научной точки зрения тут все верно, но, блджад, это не мем нихуя.
конечно не мем. Но теория и практика ненависти и травли долбоебов.RLHM 17:11, 12 сентября 2008 (MSD)
Цитата если уж и подойдет, то к статье «Система». Здесь она ни к чему.
Бля, это педивикия — не доставляет. Добавьте лулзов. Вот, хоть стишок только есть
Это был тооонкий такой намёк на Суть.«
Каждый из нас потенциально может стать Богом. Творчество вообще и создание собственных реальностей в частности — один из путей к этому. Главное — не впадать в задротство и понимать, что именно ты творишь, зачем, и в чём твой интерес. И не забывать о том, что ты такой «творец» не один на белом свете, хе-хе. Это такой йумар?
- это жизнь, недоступная конформистскому быдлу. тот, кто записал на место данного пассажа какое-то анимуебское говно — мудак (либо мы с ним не сошлись реальностями).
стало хуже чем было, ага Т_Т
А вообще троллинг сам по себе эскапизм, чем можно нехило тролля ввести в состояние когнитивного диссонанса
Содержание
[править] Реквестирую добавление в шаблон «Религии»
В подраздел, типа «прочее». Алсо, туда же можно запилить и солипсизм.
[править] субкультуры
Раз все субкультуры были аффтаром причислены к эскапизму, выходит, там или они, или «позеры». А где ж тогда ТРУЪ? Придумка рекламирующих?
Всё очевидно же. Любые ТруЪ любой субкультуры — эскаписты, потому что чтобы быть ТруЪ, надо задрачиваться и жить в узких рамках субкультуры. Что до позёров, то они могут как быть задротами, так и не быть ими. Кстати, считаю нужным добавить в статью такие явления как отказ от просмотра ящика и чтения новостей в интернетах, да и вообще — любое сознательное ограничение потока информации. По сути тот же эскапизм, позволяющий сосредоточиться на своём ОБВМ или идеалах узкой тусовки окружающих тебя людей. Субкультуры, политизированные движения, овуляшки со спиногрызами младенческого возраста, и даже отдельные рачки офисного планктона — все они могут показать пример чистых эскапистов. Ололо, «любое сознательное ограничение потока информации» (и ненужной в том числе) — эскапизм? Ну тогда каждый кто не смотрит гей-прон явно эскапист — убегает от объективно существующей реальности 😀 И ваще, если на то пошло, на эскаписта куда более тянет жирдяй, пялящийся в зомбоящик вместо того чтоб спортом пойти заняться)
[править] это разжижь
Начали за здравие, закончили за упокой. Кто определил одно занятие как эскапизм в противоположность другому? Что для одного эскапизм (побег), для другого является реальной действительностью. Насущной, как ёбанарот! Не может быть общих конкретных примеров эскапизма. Эскапизп это виртуальная хуйня в мозге, которую может констатировать только доктор. А называть эскапизмом отдых на даче, это ваще, блять, гениально. Дача — мир иллюзий! (facepalm)
Не, ну почему, всё правильно. Куда съебывать — на дачу, или на двачики — это уже нюансы, а СУТЬ-то одна, разве что степень градуса неадеквата (с точки зрения общества) разная в этих случаях. Так там и отмечено про «гомеопатические дозы».
Эскапизм это бегство от реальности, это по определению. Дача это реальное место. Нельзя называть экапизмом побег на дачу, когда тебе надоел город потому что размывается ргань, которая собственно отделяет эскапизм от прочих явлений и процессов. В т.ч. и сидение на дваче может удовлетворять некоторым сознательным стратегическим манёврам и поэтому не иметь ничего общего с эскапизмом.
Работа с задравшим начальником — это тоже реальность. Но помеченная в сознании обывателя знаком «заебало». Дача тоже реальность, но помеченная в сознании обывателя знаком «отдых». Таким образом, перемещения в пространстве производятся исключительно для установления комфорта в сознании, то есть «наложеной» реальности. Из твоих слов следует что побег осуществляется из одной наложенной реальности в другую. Это и есть разжижь ИБО при эскапизме побег совершается из т.н. наложенной реальности обусловленной окружающим миром в реальность наложенную на фантазию поциента (обычное щёлканье еблом на рабочем месте) или, в клинических случаях, на фантазию шизокопирайтера (RPG), т.е. чистую виртуальность. Если эту статью написал ты, то следовалобы покурить немного философии и психологии перед верзанием, если есть такая потребность. А пока ФГМ детектед. Собственно дача может быть эскапизмом только с позиции терминологии. Она тоже часть объективной реальности, то есть стереотипного существования человека, чередующего труд и отдых.
[править] А теперь объясните
А теперь объясните почему в статье Клеить_танчики поклейка именуется эскапизмом, а здесь — сублимацией?
[править] Я нихуя не понял
Что за сублимации и прочая поебистика? Нормально объяснить примерами нельзя?
Главная задача загона про сублимацию и эскапизм, судя по всему — донести до масс о своём почитывании Фрейда.
Эскапизм — что это?
Сто лет назад эскапистами называли фокусников наподобие знаменитого Гарри Гудини, умевших ловко освобождаться из наручников и запертых клеток. Сегодня это те, кто стремится любым путем выбраться из клетки скучной реальности.
Эскапизм возник не вчера. Всегда находились люди, готовые отказаться от привычной жизни, богатства, власти ради душевного спокойствия. Вначале это были монахи и отшельники, потом — творческие люди, искавшие убежище от мира в «башне из слоновой кости». Один из них, американец Генри Торо (1817-1862), писал: «Среди людей мы часто более одиноки, чем наедине с собой».
Как мы убегаем
В наши дни эскапизм разросся, превратившись в целое общественное явление. Большой энциклопедический словарь определяет его как «стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий в ситуации кризиса». Кризис налицо даже на благополучном Западе, а о России и говорить нечего. Потому эскапизм и стал таким массовым, принимая десятки разнообразных форм и обличий. При этом физическое бегство от мира встречается не так уж часто. На всю страну наберется не больше 10 тысяч монахов и монахинь, еще меньше добровольных странников (речь не идет о цыганах и спившихся бомжах) и совсем немного тех, кто уходит жить в какую-нибудь таежную избушку или на горную вершину. Всех вместе их меньше, чем самоубийц — «крайних» эскапистов, которых в 2015 году набралось более миллиона (1,1 млн. человек).
Гораздо больше тех, кто покидает надоевший мир на время, разными способами отключая себя от повседневных забот. К сожалению, среди этих способов попрежнему лидируют спиртное и наркотики. Постоянно наращивая дозы того и другого, можно окончательно выпасть из надоевшей реальности, а потом и из жизни. Такое «отложенное самоубийство» подходит далеко не всем, и люди ищут более безопасные способы. Запойное чтение детективов, просмотр «мыльных опер» и даже безобидные хобби вроде цветоводства и собирания марок — чем не эскапизм? Все дело в степени поглощенности людей: если одни отдают любимому занятию часть досуга, для других оно превращается в дело жизни. Романами того же Толкиена увлекаются многие, но лишь малая часть из них всерьез пытается переселиться в любимый мир «Властелина колец», бегая по паркам с деревянными мечами.
Чтобы переселиться в мир компьютерной игры, не нужны ни компания единомышленников, ни бутафорское снаряжение. Среди миллионов игроков — процентов десять заядлых «геймеров», которые ни дня не могут провести без любимого занятия. Лет пятнадцать назад впервые заговорили о «веб-серферах» — тех, кто часами не может оторваться от интернета, перескакивая с сайта на сайт. Недавно появилась новая категория «фриков»: этим и информация не нужна, они просто бесцельно блуждают по компьютерным линкам, как прежде по каналам телевидения.
Все упомянутые категории предпочли иллюзорный мир реальному. Но есть те, кому и этого недостаточно,- многие люди жаждут полностью замкнуться в себе. Часто они зацикливаются на собственном оздоровлении или на «душевном очищении» через медитацию. Миллионы людей во всем мире считают, что, сидя в позе лотоса или монотонно повторяя одну и ту же фразу, можно достичь просветления. На Западе медитативными практиками с восточным уклоном увлекается от 2% до 5% населения, у нас их число куда меньше.
Погружение в себя свойственно и истинно верующим, хотя они не слишком замкнуты и охотно помогают своим единоверцам. С поразительной скоростью растет число сект и их новообращенных. По подсчетам известного сектоведа Александра Дворкина, в России 800 тыс. активных сектантов, для каждого из которых мир замкнут на единомышленниках. Все остальные — «слуги дьявола».
Путь к «сообществу одиночек»
Круг эскапистов так же широк, как само это понятие. Безобидный цветовод соседствует в нем с отвязным рокером, респектабельный коллекционер — с опустившимся наркоманом. Фактически каждый из нас хоть на какое-то время уходит от мира — в работу, в любовь, в мечты. В сон, наконец. Выходит, проблемы эскапизма не существует? Многие так и считают — мол, скучающие беглецы от реальности существовали всегда (вспомним байроновского Чайльд Гарольда) и погоды в обществе не делали. Но сегодня многое изменилось: людям все труднее находить друг с другом общий язык. Современные города постепенно превращаются в «сообщества одиночек», где даже люди, живущие в одной квартире, отчуждены друг от друга. В Штатах появился термин «сетевая вдова» — то есть женщина, муж которой все время проводит в интернете.
Когда-то социологи думали, как увести подростков с улиц, и вот цель достигнута: молодое поколение дни напролет просиживает у компьютеров или уткнувшись в мобильный телефон. На первый взгляд, это выгодно властям — одиночки вряд ли пойдут бунтовать. Но выгода это обманчивая. Бунт одиночек, считающих общество чужим для себя, может оказаться не менее разрушительным: представьте, что такой одиночка бросает «боинг» на небоскреб или запускает вирус в программу запуска ядерных ракет. Но и безо всякого бунта эскапизм представляет опасность для общества. Оно ведь потому и общество, что может решать какие-то проблемы сообща. А как это сделать, если одни заперлись в монастыре, другие разбрелись по лесу с мечами, а третьи «зависли» в интернете? И все хотят только одного — чтобы их не трогали.
Все бы ничего, но и у самих эскапистов жизнь не слишком легкая. Большинство из них не могут оставаться в своем иллюзорном мире постоянно. Выбираясь из него, они испытывают такой же дискомфорт, как водолаз при быстром подъеме на поверхность. И чем чаще такие переходы, тем больше риск серьезного невроза или даже душевного заболевания. Есть, правда, и другой вариант, подсказанный «Матрицей»,- считать свой собственный мир реальным, а настоящий — иллюзией. Но это не меняет дела — пересечение границы между ними остается таким же болезненным.
Где выход
Положение кажется безвыходным. Спасаясь от неврозов, мы «эскапируем» в иную реальность, чтобы на выходе из нее столкнуться с тем же неврозом, только в более тяжелой форме. Но отказаться от эскапизма невозможно — он обеспечивает хоть какую-то защиту от стресса, уровень которого в окружающем мире постоянно растет. Нужно лишь сделать переход из виртуального далека в наш мир менее болезненным. Хороший метод для этого — считать наш так называемый реальный мир таким же иллюзорным, как тот, куда мы убегаем. Возможно, тогда и в нем можно будет разглядеть романтику, красоту, волшебство — все то, что мы ищем в царстве фантазии.
Эскапизм присущ поведению многих людей, оказавшихся в ситуации реальной угрозы для здоровья и жизни. Они принимают действительность во всех ее подробностях, кроме какого-то одного фактора, который отказываются замечать или признавать. После аварии на атомной электростанции в Чернобыльскую зону вернулись многие эвакуированные жители, а некоторые и вовсе не стали покидать свои дома. Им рассказывали о смертельном воздействии радиации на человека, они каждый день наблюдали ликвидаторов аварии, одетых в защитные костюмы. Но были убеждены, что их лично происходящее не касается. И то, что они тщательно прибирались в домах, «отмывая радиацию», и безмятежно радовались урожаю и размеру грибов, не объясняется одной лишь безграмотностью. Скорее, это своеобразный самогипноз, который защищал придуманную ими реальность.
5 знаменитых эскапистов
- Римский император Диоклетиан в 305 году отрекся от власти и поселился в Салоне (нынешняя Хорватия), где мирно выращивал капусту.
- В 1891 году непонятый на родине французский художник Поль Гоген уехал на Таити в поисках уединения, а нашел сифилис и раннюю смерть.
- Голливудская звезда Грета Гарбо в 35 лет оставила кино и скрылась от публики. Говорят, она хотела остаться в памяти зрителей молодой.
- Последние десять лет жизни американский миллиардер Говард Хьюз (он, кстати, участвовал в разработке летательного аппарата «Еловый гусь» , по его биографии был снят фильм «Авиатор») провел взаперти в своем отеле в Лас-Вегасе, спасаясь от микробов.
- В 1952 году 28-летний француз Ален Бомбар, оставив перспективную карьеру врача, первым переплыл Атлантику на надувной лодке «Еретик».
Интересный факт. Оксфордский профессор филологии Джон Роналд Руэл Толкиен (1899-1973) — не только основатель жанра «фэнтези», но и крупнейший в XX веке теоретик эскапизма. В своем эссе «О волшебных сказках» он писал:
«Я считаю, что бегство от действительности — одна из основных функций волшебной сказки… Пораженные недугом современности, мы остро ощущаем, что служим злу. А это вызывает желание бежать — не от жизни, а от современности и от созданного нашими же руками уродства».
Не случайно именно Толкиен дал начало движению «ролевиков» — людей, всерьез входящих в роли эльфов и прочих героев «Властелина колец».
Куда ведет эскапизм?
Решившись покинуть берег привычной реальности, начинающий эскапист может прибиться к разным берегам. И везде у него будут свои примеры для подражания.
Погружение в себя
Медитация. Английский писатель Олдос Хаксли (1894-1963) после смерти любимой жены увлекся восточными техниками медитации, а потом стал пропагандировать «расширение сознания» при помощи ЛСД.
Сектантство. Голливудский актер Джон Траволта в период спада в своей карьере увлекся учением Рона Хаббарда — основателя секты сайентологов и писателя-фантаста. Траволта даже поставил на свои деньги фильм по роману Хаббарда «Поле битвы — Земля».
Наркомания. Английский писатель Томас де Куинси (1785-1859) в погоне за острыми ощущениями начал курить опиум и втянулся. Свой опыт он описал в «Исповеди опиомана» — бестселлере своего времени.
Компьютерные игры. Культовый писатель Виктор Пелевин — заядлый геймер. Он увлекается компьютерными играми уже лет двадцать назад и активно отражает это в своем творчестве.
Физический уход от мира
Монашество. Путешественник и востоковед Александр Булатович (1870-1918) из-за несчастной
любви ушел в монастырь на Афон. Перед революцией он вернулся в Россию, где был убит бандитами.
Странничество и отшельничество. Украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794) бросил преподавательскую карьеру и стал бродить по дорогам, излагая свои идеи всем желающим. Перед смертью он сочинил для своей могилы надпись: «Мир ловил меня, да не поймал».
Виртуальность телевидения. Руководство хозяйства «Вагайский» Омутинского района вынуждено было пересмотреть расписание дойки коров в дни, когда шел сериал «Богатые тоже плачут». Для миллионов женщин судьбы любимых героев становятся важнее реальных проблем их собственной жизни.
Подмена реальной жизни виртуальной
Ролевые игры. Бурный успех романов Толкиена в 1980-е годы породил движение «ролевиков». Сегодня они переодеваются не только в эльфийские наряды, но и в кольчуги русских богатырей или мундиры героев Бородинской битвы.
Алкоголизм. Писатель-романтик Эдгар По (1809-1849) в поисках вдохновения регулярно прикладывался к бутылке, пока не стал алкоголиком. Заснув однажды пьяным на скамейке он простудился и умер от пневмонии.
Как уйти в монастырь?
Как уйти в монастырь. «Уйду в монастырь!» — патетически восклицал какой-нибудь водевильный папаша, доведенный до отчаяния непослушными детьми. Но многие готовы на самом деле выбрать монастырь местом жительства. Что для этого нужно? Во-первых, посещать храм, регулярно исповедоваться, знать основы веры. Во-вторых, быть холостым (вдовым, разведенным), не иметь на попечении детей или стариков-родителей: монах должен быть свободен от мирских забот. Обязательное условие — благословение духовного отца или приходского священника. На пути в монахи человек проходит этапы трудничества и послушания. Послушник живет в монастыре постоянно, но не принимает пострига и может в любой момент уйти. Монаху это сделать сложнее, ведь он принимает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Их нарушение или оставление обители без разрешения настоятеля считается тяжким грехом. В некоторых обителях монахи-новички проходят еще этап «искуса» — испытания тяжелой работой и чрезмерно строгим обращением. Ведь в монашеском коллективе свои градации, и лишь те, кто пройдет все соблазны, могут надеяться на карьерный рост.
эскапизм — эскейпизм, уход Словарь русских синонимов. эскапизм сущ., кол во синонимов: 2 • уход (47) • эскейпизм … Словарь синонимов
ЭСКАПИЗМ — (эскейпизм) (от английского escape бежать, спастись), стремление личности в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий или фантазии … Современная энциклопедия
ЭСКАПИЗМ — (ескейпизм) (от англ. escape бежать спастись), стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения … Большой Энциклопедический словарь
Эскапизм — (англ. escape – бежать, спастись) – стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий; культивируется массовой культурой; формирует социальную пассивность и конформизм по отношению к существующему обществу. Большой толковый… … Энциклопедия культурологии
ЭСКАПИЗМ — (от англ. escape бегство, побег; уход от действительности) социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от общепринятых стандартов общественной жизни. В основе эскапизма лежит сомнение в… … Большая актуальная политическая энциклопедия
Эскапизм — Энгр, Жан Огюст Доминик, 1811 1813 Эскапизм (англ. escape убежать, спастись) индивидуалистическо примиренческое стремление человека уйти от мрачной действи … Википедия
ЭСКАПИЗМ — ЭСКЕПИЗМ, ЭСКАПИЗМ [англ. escapism Словарь иностранных слов русского языка
эскапизм — а; м. [англ. escapism] Книжн. Уход от действительности, жизненных проблем в вымышленный, придуманный мир. ◁ Эскапистский (см.). * * * эскапизм эскейпизм (от англ. escape бежать, спастись), стремление личности уйти от действительности в мир… … Энциклопедический словарь
эскапизм — м.; = эскейпизм, = эскепизм 1. Стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий; эскапада II. 2. Уклонение от участия в общественной жизни; аполитичность. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
эскапизм — эскап изм, а … Русский орфографический словарь
Эскапизм: бегство от свободы и ответственности
Существуют самые разные способы ухода от реальности, которые известны давно. Многие из них очень точно описаны в литературе, однако они не дифференцированы в зависимости от природных свойств человека, а потому мало помогают в осознании проблемы.
Жизнь — сложная штука и не всегда преподносит нам счастье на блюдечке с золотой каемочкой. Иногда она требует от нас значительных усилий в преодолении трудностей. Иногда мы устаем и начинаем мечтать о мире, в котором было бы все хорошо и понятно, комфортно и беспроблемно. Уход в такие мечтания можно рассматривать как способ отдыха, сброса напряжения после кризиса, стресса, неудачи. Но потом мы собираемся с силами и вновь выходим в жизнь, чтобы продолжать творить ее дальше.
Однако для некоторых такой способ ухода от действительности становится настолько сладким и притягательным, что они не в состоянии оторваться от создаваемого ими воображаемого мира. И тогда можно говорить о явлении эскапизма — ухода от реальности, подмене ее суррогатом удовольствий. Термин этот происходит от английского слова escape, которое обозначает — убежать, спастись. Так от чего мы пытаемся сбежать и спастись? Какие «параллельные миры» мы создаем и почему? Действительно ли такой способ решения проблем помогает достичь столь желанного для нас состояния счастья? Давайте разбираться. Осознать, что это такое — эскапизм и что это за человек — эскапист, поможет тренинг «Системно-векторная психология».
Что такое эскапизм? Через тернии к звездам
Мы созданы для того, чтобы получать удовольствие. Однако мы не всегда осознаем свои истинные желания, чтобы смочь это удовольствие получить. Часто мы следуем чужим желаниям, навязанным нам воспитанием, социумом, и вполне естественно не получаем настоящего удовлетворения от их реализации. Или просто до конца не понимаем своих внутренних устремлений, страшась или осуждая их. Или встречаем сильное противодействие от окружения в реализации своих желаний и, не имея уверенности и достаточной мотивации, ломаемся и устаем. Именно тогда возникает стресс нереализации, чувство неудовлетворенности жизнью.
Не понимая, что с этим делать, человек ищет способ облегчить страдание и создает для себя мир, который не создает противоречия его ценностям и устремлениям. И делает он это, конечно, исходя из своих природных свойств-векторов. Те нехватки, которые наиболее сильно проявляются в его желаниях, могут подкрепляться созданием «параллельной реальности», которая как будто бы наполняет их. То есть в зависимости от того, какие векторы есть у человека, у него будет свой способ бегства.
Что такое эскапизм? Составить карту «параллельных миров»
Эскапизмом будет считаться осуществление таких действий, которые приводят человека к потере связи с реальностью, разрывают реальные отношения, сводят на нет творческую, созидательную деятельность человека, направленную на развитие общества, делают из него пассивного или активного потребителя удовольствий. Эта видимость легкой, комфортной жизни, полностью предсказуемой и соответствующей ожиданиям человека, останавливает его развитие. Когда нет преодоления трудностей, закалки характера, возникает скука и попытка наполниться суррогатом жизни.
Существуют самые разные способы ухода от реальности, которые известны давно. Многие из них очень точно описаны в литературе, однако они не дифференцированы в зависимости от природных свойств человека, а потому мало помогают в осознании проблемы. Если же иметь точную карту «параллельных миров», то при возникновении желания погрузиться в один из них вы сразу же сможете понять, какое ваше желание требует наполнения в реальном мире. И тогда отпадает необходимость прятаться от проблем.
Что такое эскапизм? Погружение в прошлое
Люди с анальным вектором имеют такое качество психики, как обращенность в прошлое. Они — ценители традиций, всего устоявшегося и стабильного. Они не любят изменений и новизны. Каково же им в современном, постоянно меняющемся мире! Не жизнь, а постоянный стресс. По своему складу они не городские жители — медлительные, основательные, привязанные к одному месту. Поэтому очень часто их способ ухода от реальности — бегство в глухие деревни и попытка создать там островки традиционной жизни, «как деды и прадеды наши жили». Человек с анальным вектором по натуре интроверт, поэтому его устраивает ограниченность общения, возникающая в таких местах. Конечно же, «в бега» он берет всю свою семью, потому что это также его основная ценность.
Еще один способ создать «параллельный мир» для анального человека — это жить прошлым. Раньше «и небо было синее, и трава зеленее». Все, что было в прошлом, имеет для него бо̒льшую ценность, нежели реальность сегодняшняя. Воспоминания о былых друзьях, любимых, работе становятся основным смыслом жизни для такого эскаписта. Особенно это свойственно пожилым людям, когда их востребованность в обществе сходит на нет, и они оказываются один на один со своими воспоминаниями, по сути, живя в воображаемом мире. В этом случае эскапизм — это бегство из реальности настоящего времени в дорогое сердцу прошлое.
Что такое эскапизм? Самая красивая иллюзия
Самые большие мастера по созданию вымышленных миров — люди со зрительным вектором. Обладая огромной эмоциональной амплитудой, которая не всегда находит реализацию среди людей в силу неправильного воспитания, они погружаются в самую красочную и красивую виртуальную реальность, которую только может создать человек. Ведь для этого у них есть образное мышление и склонность к фантазиям. Сегодня для зрительников существуют самые большие соблазны полностью уйти в эту реальность, ведь мир кино, телевидения, сказочной и любовной литературы, как никогда, способствует возникновению сладких мечтаний, намного более привлекательных, чем жизнь. Таким образом, для зрительного человека эскапизм — это бегство в мир вымышленных образов и ярких фантазий, по сравнению с которыми реальность кажется малоинтересной и серой.
Так, писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин, создатель серии книг о сказочной действительности, считал даже полезным чтение романов со счастливым концом и неожиданными спасениями героев, рассматривая их как утешение для человека творческого, для которого скучная обыденность является стрессовым фактором. До сих пор миллионы поклонников с удовольствием погружаются в сказочный мир его книг, проживая жизни вымышленных героев, практически создавая параллельную реальность.
Особый расцвет различных техник по улучшению жизни… в воображении тоже результат эскапистской деятельности людей со зрительным вектором. Позитивное мышление, техники визуализации — это арсенал тех, кто склонен рисовать свою жизнь такой, какая она должна быть. «Все будет хорошо!» — любимый девиз таких зрительников, предпочитающих мечтать о красивой и наполненной будущей жизни вместо того, чтобы делать реальные шаги для ее осуществления. Там, в мечтах, у них есть вечная любовь и потрясающие приключения и путешествия. Там, но не здесь. Удивительно, но некоторые из них даже говорят: «Пусть этого никогда не случится, но мои мечты меня греют».
Что такое эскапизм? Потребление и экстрим
Жизнь современного общества потребления и высоких скоростей абсолютно комплементарна свойствам людей с кожным вектором. Именно они могут получить столь необходимый драйв от социальной реализации сегодня. Менеджеры и банкиры, изобретатели и инженеры, спортсмены и танцоры — все это люди с развитым кожным вектором, очень востребованные в наши дни.
Однако и у них бывают стрессы и неудачи, в основном из-за неразвитости свойств или завышенных амбиций, когда они претендуют не на свою роль. У них тоже возникает желание уйти в более привлекательный мир. Одним из способов бегства для них является именно потребление, когда вся жизнь превращается в гонку за материальными благами. Кожник все тащит в дом. В зависимости от степени развитости и реализованности кожного вектора это может быть всякий хлам, до отказа заполняющий все пространство квартиры, а могут быть модные вещи и технические новинки. Когда шопинг становится наркотиком, а дом — выставкой навороченных достижений современной цивилизации, пора задуматься, а столь ли я счастлив в реальности? И что это такое, если не эскапизм, когда я «закапываюсь» в груду вещей, чтобы хоть как-то снять напряжение от жизни?
Кстати, тема эскапизма вполне обеспеченных материально людей, которые могут себе позволить создать «параллельный мир», довольно часто находит отражение в литературе. Примером может служить произведение Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» и роман французского писателя Жориса Гюисманса «Наоборот».
Еще один способ забыться кожнику — это экстрим. Опасные виды спорта, связанные с большим риском для жизни; гонки на автомобиле на скорости, намного превышающей разрешенную; развлечения, позволяющие взглянуть в глаза смерти, — все это дает необходимый адреналин, которого недостаточно в обычной жизни скучающего кожника. Только движение по лезвию бритвы, между жизнью и смертью, становится единственным удовольствием для него, когда он ощущает настоящий вкус жизни. Все остальное кажется пресным и неинтересным.
Что такое эскапизм? Уход в небытие
Еще один большой мастер по части побега от реальности — человек со звуковым вектором. Надо сказать, что существующая материальная действительность его не привлекает в принципе. Таковы его свойства. Он нацелен на познание себя, на поиск смысла жизни, на связь с первопричиной. Внешний мир для него иллюзорен, а внутренние состояния важны чрезвычайно. Все эти свойства создают отличную почву для поиска «параллельного мира», где могли бы реализоваться его желания. А способов для этого существует великое множество. Например, компьютерные игры. Некоторые онлайновые ролевые игры заставляют игроков полностью погружаться в вымышленный мир. Увлекшиеся такими играми могут с трудом отличать, где реальный мир, а где виртуальный. Еще один способ — это наркотики, дающие переживание состояний, недостижимых в обычной жизни. Способы бегства звуковика из мира — одни из самых разрушительных, ибо у него нет ценности жизни, в которой нет смысла. Звуковой эскапист — это человек, уникальный тем, что имеет психику абсолютного интроверта, то есть «сбежать» от других людей он стремится намного чаще, чем остальные.
Не находя ответы на свои вопросы о том, как устроен этот мир, он склонен уходить в состояния, напоминающие небытие. Это может быть жизнь во сне, отшельничество, медитация. Он рационализирует, что все эти явления являются частью его поиска, однако на самом деле они лишь разрывают и без того тонкую нить связи с реальностью. Вспомните сновидящих в романах Карлоса Кастанеды. Сами для себя они были «великими магами», но так ли это было на самом деле? Все их величие оставалось в «параллельном мире».
Что такое эскапизм и как избежать бегства от реальности?
Эскапизм — это не болезнь. Этого понятия нет в медицинских справочниках. Но при определенных обстоятельствах он может стать манией, которая, с одной стороны, будет создавать ощущение иллюзорного счастья, а с другой стороны — давать неприятный осадок, что жизнь проходит мимо.
Конечно, в последней стадии увлеченности вымышленными мирами, когда человек окончательно теряет связь с реальностью, он вполне может быть удовлетворен суррогатом счастья. Однако пока еще есть смутная неудовлетворенность, пока еще не ушло желание жить — так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», нужно осознать бесплодность мечтаний и ухода в «параллельный мир».
Нужно понять свои желания и начать их реализовывать в действительности. Счастье, которое получает человек от этого процесса, не может сравниться ни с красивейшей картинкой, которую мы можем нарисовать в своем воображении, ни с «божественным» состоянием, полученным в наркотическом дурмане, ни с драйвом от очередного бесполезного подвига.
Пусть мы настойчиво хотим оставаться в своей иллюзии, но стоит один лишь раз попробовать вкус живого общения, живой работы, живого познания, как иллюзия рассыплется под натиском настоящих чувств. И мы прикоснемся к таинству жизни, такой, какая она есть — сложной, многогранной и наполненной смыслом.
Источник