Способ удержания риска предусматривает

Методы управления рисками на предприятии

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Управление рисками, понижение уровня их действия представляют приоритетное направление менеджмента организации в условиях влияния разнообразных обстоятельств на работу компании.

Принципы системы по управлению рисками

Выстраивание системы для управления угрожающими и проблемными ситуациями основывается на некоторых принципах:

  1. Комплексности, при которой предусматривается взаимодействие всех подразделений предприятия для определения и оценки угроз по видам и направлениям деятельности.
  2. Непрерывности. Постоянное наблюдение и контролирование рисков важны в условиях изменяющихся ситуаций и условий работы в организации, появления новых типов угроз, в отношении которых требуются контроль и анализ развития.
  3. Интеграции. Оценка интегрального риска обеспечивает взвешенную оценку влияния на коммерческую деятельность полного набора потенциальных рисков с учетом их взаимосвязей (изменение стоимости товара, проблемы с контрагентами, налоговые запреты, техногенные аварии).

Приемы и методы управления

Методы управления рисками отличаются разнообразием, обусловленным многочисленными вариантами ведения предпринимательской деятельности, но их можно объединить в несколько однородных групп.

Какие существуют приемы и методы управления рисками кредитных потребительских кооперативов?

Приемами и средствами для разрешения проблемных ситуаций, применяемыми на предприятии, считаются методы:

  1. Избегания риска, при котором имеет место отказ от мероприятий и процессов, которые могут стать причиной более существенных проблем (реализация проблемного актива, уход с рынка, отказ от работы в проекте с неясным результатом). Консервативный метод не имеет широкой востребованности, поскольку в результате получается потеря выгоды из-за отказа от исполнения некоторой деятельности.
  2. Удержания риска, связанный с самострахованием (переводом на себя риска) путем создания резервов для покрытия потенциальных потерь (убытков).
  3. Передачи риска в форме:
    • аутсорсинга (передачи компанией функций непрофильного типа сторонним организациям), позволяющего снизить уровень проблемы за счет уменьшения расходов по переданным видам работ и повысить эффективность работ в целом;
    • страхования, при котором заключаются договора со страховыми организациями, покрывающими риски за счет выплаты возмещения при страховой ситуации;
    • хеджирования или страхования от неблагоприятного колебания состояния на рынке в виде указания в договоре жестких критериев по проводимой сделке (по цене на продукцию, курсу приобретения валюты).
  4. Уменьшения риска. Предприятие не избегает угрожающей ситуации, а пребывает в зоне ее действия и пытается влиять на ее купирование, используя диверсификацию деятельности, формирование провизий (резервов), установление ограничений (по производственным циклам).

Выявленные проблемы анализируются с количественных и качественных позиций по шансам на их появление и величине потенциального ущерба. После чего определяется степень толерантности для организации, то есть максимальный размер ущерба (наибольший риск), который в силах понести предприятие в конкретный момент. По мере развития организации и в зависимости от ее стратегических направлений указанный показатель следует постоянно пересматривать.

Выбирая метод, направленный на понижение степени угрозы, важно выдерживать оптимальное соотношение между предельными расходами для реализации идеи и их соответствием предельной выгодности. В реальности чаще придерживаются критерия наименьших затрат для понижения уровня угрозы до приемлемого показателя.

Читайте также:  Тауфон при катаракте способ применения

Внимание! Инструменты, применяемые при управлении рисками, имеют разную эффективность. Поэтому на практике используют комбинации указанных инструментов, отдавая предпочтение более выгодным в каждый конкретный момент деятельности.

Управления рисками на предприятии

Определяя конкретное направление и способы для разрешения проблемы, предприятие должно придерживаться соблюдения следующих условий:

  • управление рисками должно сочетаться с корпоративной стратегией, принятой в организации;
  • для решения проблемы опасны действия в пределах, превышающих размер собственного капитала;
  • неразумно подвергать угрозе многое ради сомнительного выигрыша в незначительном;
  • важен тщательный анализ для предугадывания возможных последствий проблемы;
  • принятый вариант должен быть экономически обоснованным, основанным на достоверной информации и не оказывающим отрицательного действия на итоговые показатели хозяйственного функционирования предприятия;
  • принимаемые решения должны основываться на учете объективных показателей сферы, где ведется деятельность предприятия.

Управление рисками начинается с выяснения целей. Для этого используются методы, сочетающие прогнозирование возможностей и потребностей организации и анализ рынка, конъюнктуры, планов развития бизнеса.

На основе полученных сведений разрабатываются экономико-математические модели функционирования организации, проводится анализ полученных статистических данных по качественным и количественным параметрам. На конечном этапе в ходе сопоставления действенности различных вариантов развития и методов действия выбирается оптимальный набор мер для управления рисками.

Важно! Итоговые показатели, формируемые на определенном этапе исследования и управления, используются в качестве начальной информации для следующих аналогичных процедур, образуя непрерывную и поступательную систему по принятию решений. Подобная организация процесса позволяет своевременно корректировать комплекс применяемых методов воздействия на проблемы, обеспечивая тем самым максимальный эффект в достижении производственных целей организации.

Служба риск-менеджмента на предприятии

В начальный период дополнение структуры организации системой по управлению рисками включает создание подразделения риск-менеджмента, выявления его места в организационной структуре предприятия, обязанностей и прав работников.

В качестве главных функций указанного подразделения в организации следует выделить:

  • определение и анализ типа угрозы, оценку ее вероятности и размеров;
  • разработку и внедрение мер для предупреждения и минимизации рисков;
  • выработку механизмов ликвидации последствий (убытков) и восстановление предприятия (кризисное регулирование).

Получая необходимую для анализа информацию о текущем состоянии и прошлых периодах работы, служба риск-менеджмента производит реальную оценку динамики показателей работы предприятия при постоянном влиянии разного вида факторов внутри и извне (экономических, политических).

В ходе анализа определяются потенциальные зоны рисков, сопутствующих работам в организации, прогнозируются потенциальные выгоды и негативные изменения от воздействия выявленных проблемных факторов.

Использование конкретного метода для анализа связано с рядом факторов:

  • для каждого типа рассматриваемого риска действенны определенные методы анализа и особенности их проведения;
  • значимая роль в анализе отводится величине и качеству исходных показателей (данных);
  • для результатов анализа чрезвычайно важен учет динамики именно показателей, воздействующих на степень угрозы;
  • выбор метода для ведения анализа должен производиться с учетом доступности прошлых периодов по используемым данным и дальности периода прогнозирования показателей, действующих на изменения риска;
  • имеют значение элемент срочности и технические условия для выполнения анализа;
  • должны учитываться указания контролирующих органов государства по формированию отчетных сведений по рискам.
Читайте также:  Способ найти динозавра 8 букв

Итогом разностороннего анализа служит вероятностный прогноз рыночной конъюнктуры с учетом возникновения ряда рисков.

Продолжением аналитической работы соответствующего подразделения выступает создание программы мер и процедур по управлению вероятностными угрозами, учитывающей:

  • вероятность и сумму потенциального ущерба;
  • имеющиеся и предлагаемые службой механизмы по понижения угрозы и их эффективность;
  • практическую возможность по реальному выполнению мероприятий с учетом имеющегося лимита ресурсов;
  • соответствие принимаемых к внедрению мероприятий действующим нормативным актам и планам по развитию предприятия.

Подготовленная программа в обязательном порядке проходит утверждение руководством компании и учитывается при подготовке финансовых и производственных планов организации.

Важно! При реализации утвержденных мероприятий подразделение риск-менеджмента должно проводить непрерывный анализ эффективности исполняемых мероприятий, а при необходимости использовать меры для корректировки процедур и минимизации угроз.

При исполнении утвержденного комплекса мер следует накапливать всю информацию о недостатках и сбоях в программе, возникающих в ходе работы, с передачей в службу менеджмента. Данный подход на базе использования возникающей новой информации обеспечивает разработку следующих программ по уменьшению угроз на более высоком качественном уровне.

Источник

Удержание и передача риска

Организации используют два основных метода финансирования риска, чтобы покрыть свои потери — удержание и передача. Сравним эти два метода.

Удержание (retention) означает, что организация использует собственные ресурсы, чтобы покрыть свои убытки. Источником денежных средств для покрытия убытков могут быть денежный ноток, текущие активы, заемные средства или вклады держателей акций в обмен на права участия в организации. Объем средств, необходимый для покрытия убытков, оставленных на собственном удержании, является неопределенным, поэтому эти убытки могут существенно снизить чистую прибыль компании, ее чистую стоимость и денежный поток. Спекулятивные риски, оставляемые на собственном удержании, в отличие от чистых рисков могут приносить организации выгоду от некоторых положительных исходов этих рисков.

Обычно организация сама выбирает риски на собственном удержании, однако иногда такой выбор является обязательным. Например, страхование автомобиля на случай ущерба: страховщики в обязательном порядке устанавливают в полисе минимальный уровень франшизы, что побуждает страхователя участвовать в возмещении ущерба минимального объема. Другие виды страховых полисов — такие, как большинство полисов страхования от землетрясений, обязательно содержат условие, согласно которому страхователь самостоятельно покрывает фиксированный процент стоимости застрахованного имущества или произошедшего убытка по каждому риску.

Передача (transfer) означает, что передающая организация (transferor) использует ресурсы другой, принимающей (Iransferee), организации для оплаты или зачета ее убытков. Организация, принимающая риск, получает компенсацию в обмен на оплату в будущем убытков по данному риску. Для организации, передающей убытки, возникающие в результате реализации ее спекулятивных рисков, стоимость передачи убытков возмещается частично или полностью за счет некоторых выигрышей, которые могут произойти в случае положительного исхода данных рисков.

Возмещение (reimbursement) убытка, возникшего по переданному риску, может иметь различные формы. Например, компания может получить денежные выплаты непосредственно от организации, принявшей риск. С целью возместить свои убытки компания может также использовать положительное изменение стоимости финансовых инструментов, в которые она осуществила инвестиции.

Читайте также:  Способы посредством которых познается предмет науки называются

Для рисков опасности наиболее распространенным методом передачи риска является их страхование. Страховые компании получают премии в обмен на выплату возмещений страхователям (или в интересах страхователей) в случае возникновения убытка по любому застрахованному риску.

Организации часто заключают контракты, не связанные со страхованием, в целях передачи своего риска убытков. Например, магазины, торгующие игрушками в розницу, часто требуют от своих поставщиков (производителей игрушек) возместить им любые убытки, возникающие при торговле игрушками, которые связаны с ответственностью производителей. (В этом случае сложно точно определить размер компенсации, которую должна заплатить организация, принимающая риск, поэтому такое требование становится составной частью сделки между продавцом и производителем.)

Другая форма нестрахового договора (noninsurance contract), которую организации используют для передачи риска, — производная ценная бумага, или дериватив (derivative). Производная цепная бумага — финансовый инструмент, стоимость которого формируется на основе стоимости другого актива, называемого исходным (underlying asset). Чтобы передать свой риск, организация должна купить производную ценную бумагу, стоимость которой положительно коррелирована со специфической категорией убытков организации.

Организация использует положительное изменение стоимости производной ценной бумаги для покрытия своих убытков. Хеджирование с помощью производных ценных бумаг наиболее часто используется организациями для покрытия своих рисков, возникающих вследствие таких финансовых/рыночных рисков, как валютные и процентные риски, а также риски, связанные с изменением цен на товары. Хеджирование также может использоваться для покрытия убытков по рискам опасности.

Ценные бумаги со страховой составляющей (insurance-linked securities) — другая форма нестрахового договора, которую организации используют для передачи риска опасности. Вместе с ценными бумагами и со страховой составляющей инвестор принимает случайный риск убытка, связанный сданной бумагой. На сегодняшний день страховые ценные бумаги существуют в основном в форме облигаций катастроф (catastrophe bonds), используемых страхователями для передачи своего риска, связанного с катастрофами.

Заметим, что займы являются одной из форм собственного удержания рисков. Даже несмотря на то, что средства для покрытия убытков берутся у другой организации (такой, как, например, банк), заемщик должен обещать вернуть эти средства, и поэтому можно считать, что он использует свои собственные средства, чтобы покрыть убытки.

На практике большинство организаций для покрытия убытков используют комбинации методов собственного удержания и передачи риска. В примере с магазином автомобилей, упоминавшемся выше, предположим, что организация купила страховой полис с франшизой (deductible). Наличие франшизы представляет собой метод собственного удержания, таким образом, магазин автомобилей самостоятельно покрываетлюбые убытки в пределах франшизы и поэтому платит за эти убытки из собственных финансовых ресурсов. Страхование (свыше франшизы) является методом передачи риска, где магазин автомобилей платит премию и использует средства страховщика для оплаты той части любого покрываемого страховкой риска, которая превышает франшизу.

Далее описываются различные типы удержания и передачи рисков для их финансирования. Хотя все эти планы могут быть использованы в основном крупными организациями, многие из этих приемов также могут использовать организации среднего размера. В приведенной ниже таблице сравниваются методы удержания и передачи риска.

Источник

Оцените статью
Разные способы