Способ учета нормативного акта

Статья 35. Учет нормативных правовых актов

Статья 35. Учет нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подлежат учету. Учет нормативных правовых актов включает сбор, хранение и формирование фонда нормативных правовых актов, создание поисковой системы, обеспечивающей получение достоверной информации о нормативных правовых актах.

Информация об изменениях:

Законом Новосибирской области от 7 ноября 2011 г. N 144-ОЗ в часть 2 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня его официального опубликования названного Закона

2. Учет нормативных правовых актов должен обеспечивать получение органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными органами, их должностными лицами, организациями, общественными объединениями и гражданами достоверных сведений:

1) о дате принятия, подписания, издания нормативного правового акта, дате и источниках его официального опубликования, дате или моменте вступления в силу;

2) об изменениях нормативного правового акта, включая данные о нормативных правовых актах, которыми внесены изменения;

3) о дате прекращения, приостановления действия либо отмены нормативного правового акта, включая данные о нормативном правовом акте, которым прекращено, приостановлено либо отменено его действие;

4) о действующей редакции нормативного правового акта на любую дату за весь период его действия;

5) обо всех действующих нормативных правовых актах на конкретную дату.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Учет нормативно-правовых актов

Учет нормативно-правовых актов

Понятие и значение учета правовых документов

Учет еще называют справочно-информационной работой, что тоже верно.

Учет правовых актов — это разновидность систематизации правовых документов, заключающаяся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования.

Значение учета правовых документов не стоит переоценивать, однако с определенностью можно констатировать, что это весьма полезная юридическая деятельность.

Во-первых, велико его значение для реализации права, в которой участвует широкий круг граждан и организаций. Руководители любой организации озабочены тем, чтобы не конфликтовать с законом, а для этого законодательство должно быть под рукой, чтобы в случае необходимости быстро им воспользоваться. Учет правовых актов здесь обычно поручается юристу предприятия.

Во-вторых, учет еше более необходим в правоприменительной деятельности. Ведь здесь государственным органам приходится принимать властные решения, оказывающие серьезное воздействие на субъектов права. Особенно это касается прокурорских, судебных органов, адвокатских бюро. Ошибка недопустима, лучше лишний раз заглянуть в правовой акт, а для этого необходимо быстро его найти, установить связи с другими актами.

В-третьих, правотворческая деятельность вообще немыслима без точного налаженного учета законодательства; в противном случае ждать квалифицированного подхода к подготовке закона, его экспертизе не следует.

Читайте также:  Способ приготовления творога без подогрева

В-четвертых, учет правовых актов — это органическая часть кодификации, консолидации и инкорпорации, своего рода их первоначальная стадия, хотя, как было указано выше, учет имеет и самостоятельное значение.

В-пятых, без учета правовых актов нельзя осуществлять работу по правовому воспитанию у подготовке специалистов в области права, заниматься научной работой в области юриспруденции.

Одним словом, учет правовых актов обслуживает информационные потребности субъектов права.

Технико-юридические правила проведения учета

Технико-юридические правила отражают особенности этого вида систематизации.

Объектом учета могут быть любые правовые акты: нормативные, интерпретационные, правореализационные, правоприменительные и др.

Заниматься учетом может широкий круг субъектов, а точнее — все, кто в этом нуждается. Они же определяют объем, критерии и другие параметры учета.

Следует различать две разновидности учета правовых актов:

  • официальный. Официальный учет ведут юридические службы государственных органов. Всероссийский учет законодательства (как федерального, так и субъектов РФ) ведется Государственно- правовым управлением Президента РФ, где создан эталонный банк данных всех нормативных актах РФ — Федеральный регистр. Суды высших инстанций, Прокуратура РФ ведут учет актов, ими принимаемых. Та же работа проводится органами субъектов РФ;
  • неофициальный. Различным организациям и частным лицам всеобъемлющий учет не под силу, поэтому они «подгоняют» его объем под свои нужды. Однако учет своих корпоративных актов проводится ими в полном объеме.

Фонд правовых документов любого уровня и свойства имеет ценность лишь тогда, когда документы точно отражают все операции, с ними произведенные: отмену, изменения, дополнения. В этом случае мы говорим о поддержании правовых актов в контрольном состоянии.

Критериями систематизации могут быть:

  • вид юридического документа (нормативные, интерпретационные и т. п.);
  • орган, издавший документ (законодательный орган, Президент РФ, Правительство РФ, ведомство, судебный орган и др.);
  • время издания документа (акты регистрируются по дате их принятия);
  • юридическая сила документа (законы, подзаконные акты и т. п.);
  • его отраслевая принадлежность (уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансово-правовые и т. д.);
  • предмет регулирования (ценные бумаги, пенсии и проч.). Здесь рубрики расставляются в алфавитном порядке.

Способы учета могут быть различными. Перечислим их:

  • картотеки — самый простой способ учета. Информация, занесенная на карточки, призвана облегчить получение знаний об актах, обеспечить их прямой отбор и возможность возвращения актов обратно, а также новое их извлечение. Карточки расположены в определенном порядке. На них указывается орган, издавший акт, его наименование, дата принятия и т. п.;
  • сброшюрованные папки. Этот способ применим при очень небольшом объеме правовых актов (скорее, для домашнего пользования, причем не юристами). В данном случае акты располагаются в определенном порядке в особых папках;
  • журналы. В них всего лишь фиксируются реквизиты правовых актов по разработанной схеме;
  • информационно-поисковые системы по праву.

Источник

Статья 44. Учет нормативных правовых актов

Статья 44. Учет нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подлежат учету. Учет нормативных правовых актов включает сбор, хранение и формирование фонда нормативных правовых актов, создание поисковой системы, обеспечивающей получение достоверной информации о нормативных правовых актах.

2. Учет нормативных правовых актов должен обеспечивать получение органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, общественными объединениями и гражданами достоверных сведений:

Читайте также:  Индуктивный способ изучения библии

1) о дате принятия, подписания, издания нормативного правового акта, дате и источниках его официального опубликования, дне или моменте вступления в силу;

2) об изменениях нормативного правового акта, включая данные о нормативных правовых актах, которыми внесены изменения;

3) о дне прекращения, приостановления действия либо отмены нормативного правового акта, включая данные о нормативном правовом акте, которым прекращено, приостановлено либо отменено его действие;

4) о действующей редакции нормативного правового акта на любой день за весь период его действия;

5) обо всех действующих нормативных правовых актах на конкретную дату.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Учет нормативных актов и его виды

Учет нормативных актов

Организация эффективного учета законодательства и нормативных актов в первую очередь продиктована необходимостью обеспечения правильного хранения и применения правовых норм исполнительными органами, предприятиями, фирмами и объединениями в процессе исполнения своих ежедневных функций. Важнейшую роль квалифицированный учет законодательной базы играет в деятельности органов прокуратуры и судов. К тому же, учет нормативных и законодательных актов играет важнейшую роль при подготовке проектов новых законов, актов и при составлении разного рода каталогов, перечней законов и актов, нуждающихся в изменении или признанных утратившими силу, а также сборников законодательства. Для проведения справочной и информационной деятельности в виде подготовки сборников различной тематики, выдачи различных справок или заключений по законодательным проектам также используется учет нормативных актов. Еще одной важной сферой применения учета законодательства является деятельность научных и образовательных учреждений в сфере юриспруденции.

Как правило в РФ под учет подпадают следующие нормативные документы:

  • федеральные законы;
  • указы Президента и Правительства Российской Федерации;
  • постановления Конституционного Суда;
  • акты и постановления органов исполнительной власти.

Замечание 1

Этот перечень не является полным, поскольку под учет могут подпадать также иные акты. Это зависит от функциональных обязанностей органов, производящих учет. К примеру, в учет нормативных актов также могут входить акты и решения местных органов самоуправления, законодательные акты отдельных субъектов РФ и пр.

Принципы и виды учета нормативных актов

Среди основополагающих принципов в учете законодательства выделяют следующие:

  • принцип информационной полноты, предполагающий фиксацию и доступ к полному объему информация исключающий информационные пробелы и упущения;
  • принцип достоверности, основывающийся на факте использования исключительно официальных источников информации и базирующийся на своевременной и полной фиксации всех изменений с внесением их в общий перечень;
  • принцип удобства, суть которого в обеспечении качества и удобства в оперативном извлечении необходимой правовой информации.

Виды учета можно поделить на 4 основных категории:

  1. Журнальный.
  2. Карточный.
  3. Фиксация через контрольные тексты нормативных документов.
  4. Автоматизированный.

Определение 1

Журнальный учет по своей сути является самым простым видом учета и реализуется через фиксацию реквизитов нормативных документов в специальном журнале.

Для ведения журнального учета используется несколько принципов, среди которых:

  • хронологический, при котором все поступающие нормативные акты подлежат систематизации в журнале в порядке поступления;
Читайте также:  Укажите способ образования выбежать

Замечание 2

Акты, имеющие различную юридическую силу, фиксируются в отдельных журналах.

  • алфавитно-предметный является более совершенной формой журнального принципа, при котором акты подлежат фиксации по рубрикам, расположенным в алфавитном порядке;
  • тематико-предметный, как самый совершенный вид журнального учета, подразумевает определение рубрик и разделов журнала на основе разделения законодательства оп отраслям и институтам.

В виду достаточно ограниченных возможностей журнальный учет используется на небольших массивах информации по узкой специализации.

Карточный учет подразумевает создание различны карточек, расположенных в определенной системе, то есть формирование карточных систем.

Такая форма учета законодательства используется в органах законодательной, исполнительной и судебной систем, а также в организациях, где наблюдается широкий спектр нормативных документов из разных отраслей и большого количества правовой информации со сложной иерархией.

Более предпочтительной является фиксация на карточках полного теста акта, но также может использоваться фиксация только основных реквизитов акта, таких как вид, заголовок, дата и источник. Соответственные рубрики картотек формируются на основе ранее определенного словаря (рубрикатора). Для поиска необходимой карточки могут использоваться как ручной, так и автоматический режимы. Основными преимуществами карточного вида являются возможность оперативного внесения корректив и изменений, а также оперативность поиска.

Картотечная форма организации подразумевает размещение либо по принципу хронологии, либо по алфавитно-предметному или предметно-отраслевому принципу. Последний принцип организации представляется наиболее удобным, поскольку подразумевает раздел всего информационного массива на отрасли, институты и т.п.

Ярким примером многоуровневого классификатора с высоким уровнем детализации разделов и широким охватом регулируемых вопросов законодательной сферы, можно считать информационно-поисковую систему «Консультант-Плюс». Эта система широко используется в деятельности органам и субъектами РФ в правотворческой деятельности.

Фиксация контрольных текстов, как вид учета нормативных актов, подразумевает внесение отметок о произведенных изменениях, дополнениях или отмены действий актов с указанием актов, послуживших основой для внесения соответствующих изменений или отмены.

Часто в органах власти и учреждениях используются комбинации различных видов учета, что приводит к увеличению эффективности ведения учета. Журнальный учет, ведущийся по хронологическому принципу может дополнятся отраслевой картотекой и т.д.

Автоматизированные системы учета

Автоматизированный учет нормативных актов реализуется с помощью возможностей современной компьютерной техники через создание различного рода автоматических информационных и/или поисковых систем.

Появление первых систем учета такого вида датируется срединой ХХ века. В 1960-х годах ученые под руководством проф. Д. Хорти создали первую автоматизированную информационную систему в области права в США. На сегодняшний день существую десятки систем такого рода, обслуживающий законодательные, исполнительные и судебные органы, а также множество информационных систем, используемых на платной основе частными организациями и юристами.

В России среди таких коммерческих информационных систем стоит выделить «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др. Для обеспечения учета в аппарате Президента, Гос. Думе, Правительстве РФ и других органов власти также созданы специальные автоматизированные системы.

т объединяют в себе информацию о сотнях тысяч документов и правовых актов, что позволяет осуществлять простой, но при этом качественный и оперативный поиск и сбор самых разнообразных данных.

Источник

Оцените статью
Разные способы