Современные методы преподавания юридических дисциплин
Дата публикации: 18.10.2019 2019-10-18
Статья просмотрена: 2525 раз
Библиографическое описание:
Лысаков, В. А. Современные методы преподавания юридических дисциплин / В. А. Лысаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63102/ (дата обращения: 22.11.2021).
Исследование посвящено изучению существующих на сегодняшний день методов преподавания юридических дисциплин, особое внимание уделено методам интерактивного обучения. Рассмотрены их особенности и перспективы реализации в образовательной деятельности.
Ключевые слова: методы обучения, приемы обучения, интерактивные методы обучения, правовые дисциплины.
Развитие правового государства, формирование гражданского общества в России требуют реформирования системы высшего правового образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Вышеупомянутое обусловливает необходимость совершенствования преподавания правовых дисциплин и углубленного изучения национального законодательства и международного права.
Правовое образование, как известно, является частью системы образования и заключается в осуществлении комплекса учебных мероприятий, направленных на создание условий для приобретения гражданами объема правовых знаний и навыков, необходимых для реализации ими своих прав и свобод, а также исполнения возложенных на них обязанностей. Кроме того, оно способствует формированию у граждан уважения к законам, гуманистических правовых идей, общечеловеческих, национальных, правовых ценностей, а также преодолению правового нигилизма.
Правовое образование невозможно без разработки теоретико-методологических основ преподавания правовых дисциплин с учетом отечественного и мирового опыта. Сегодня педагогическая наука и практика высшей школы стремятся найти оптимальные пути реализации творческой самодеятельности личности, демократизации, гуманизации учебного процесса, перестройки стиля взаимоотношений между преподавателем и студентом, углубляет особый интерес к отечественному образованию, в частности правовому, а также к преподаванию правовых дисциплин.
В дидактическом процессе важную роль играют методы обучения (метод от латинского. metodos — путь, способ) — это система способов, приемов и средств последовательных действий преподавателя и студентов, направленная на достижение дидактической цели в обучении, то есть овладение знаниями и формирование соответствующих умений и навыков.
В структуре метода обучения отдельно определяют прием. Прием обучения — это составная часть метода, определенные разовые действия, направленные на реализацию требований тех или иных методов.
Понятие метода и приема различают по целевому назначению. Метод направлен на обеспечение широких действий (раскрытие содержания материала, выяснение сути вопроса), зато прием служит лишь разовым действием.
Методы преподавания разделяют на словесные (информационные), наглядные и практические.
Словесные методы включают монологические (рассказ, объяснение, лекция, инструктаж) и диалогические (беседа, семинар, диспут, дискуссия, сменные пары, работа с книгой).
Наглядные методы включают иллюстрации (плакат, диапозитив), демонстрации (фильм, телепередача, подвижная модель, компьютер), показ (как правильно сделать анализ, заполнить протокол, выполнить операцию), наблюдение (непосредственное, опосредованное).
К практическим методам относятся упражнения, лабораторные работы, самостоятельные работы, моделирование, конструирование, анализ и реагирование на практические ситуации, заполнение протоколов практической работы.
Проблемно-поисковыми методами являются репродуктивные или воспроизводственные (решение задач, построение графиков), эвристический (эвристическая беседа), частично-поисковый (лабораторные работы, курсовое проектирование), исследовательский (научная работа, дипломное проектирование), метод проблемного преподавания (сочетание словесной информации с проблемностью), эксперимент тому подобное.
В настоящее время особую значимость приобретают методы стимулирования и мотивации обучения. Известно, что для того, чтобы материал лучше усваивался, нужно, с одной стороны, мотивировать обучение (вызвать у студентов интерес к нему), а с другой — стимулировать (поощрять) их.
Ведущими средствами и приемами мотивации обучения являются: использование наглядности, проблемности, компьютерной техники и пр. Кроме того, обучение можно мотивировать с помощью активных форм и методов обучения — игровых, методов коллективной умственной деятельности, проблемных.
Методы формирования интереса к обучению делятся на методы коллективной умственной деятельности и имитационные.
Основой методов коллективной умственной деятельности является наличие коллективного мнения, познавательные споры при высокой активности учащихся. К ним относятся: познавательный спор, учебная дискуссия, метод мозговой атаки и др.
Имитационные методы обучения связаны с имитацией (подражанием) определенного процесса, явления, системы. Их разделяют на имитационные индивидуальные и имитационные коллективные.
К имитационным индивидуальным методам относят имитационные упражнения, анализ практических ситуаций, тренинг и пр.
Имитационные коллективные методы ярко иллюстрирует разыгрывание ролей, игровое проектирование, деловые игры. Среди перечисленных имитационные методы являются самыми активными. Они способствуют формированию профессиональных, организационных и управленческих умений и навыков общения, имеют воспитательный характер.
Сегодня большое внимание в методике преподавания уделяется интерактивным методам обучения. Предпосылками внедрения в образовательную практику интерактивных методов обучения правовым дисциплинам на сегодняшний день являются следующие факторы.
Во-первых, психологические особенности современного поколения обучающихся: демократичность, лёгкость освоения теле-видео-коммуникационных технических средств, ресурсов сети Интернет, общительность, преобладание визуального способа восприятия информации. Для обучающихся поступающих в вуз сразу после школы характерны инфантильность, малый опыт правовых отношений.
Во-вторых, бурное развитие информационных технологий. Развитие в Российской Федерации структур информационного общества («электронное государство», «электронное правительство», «электронное правосудие»). Внедрение государственных автоматизированных информационных систем (ГАС РФ «Выборы», ГАС РФ «Правосудие», ЕАИКС — Единая автоматизированная информационно-коммуникационная система арбитражных судов РФ). Высокая динамика изменяющегося российского законодательства ставит проблему обучения студентов навыкам самостоятельного поиска информации с использованием справочных поисковых систем Консультант Плюс, Гарант.
В-третьих, необходимость реализации продуктивного компетентностного подхода, предусмотренного Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, предполагающего использование в учебном процессе нетрадиционных активных и интерактивных методов, инновационных технологий [2, с.33].
Перечисленные предпосылки остро ставят на сегодняшний день проблему совершенствования технологий и методов обучения. При использовании интерактивных методов обучения правовым дисциплинам задача преподавателя заключается в побуждении обучающихся к самостоятельному поиску информации, в создании условий для познавательной активности и инициативы.
Популярными интерактивными методами обучения правовым дисциплинам на сегодняшний день являются: дискуссия, деловая игра [3, с.43]; творческие задания, моделирование различных ситуаций, требующих применения правовых норм (кейс-метод), деловые ролевые игры, совместное обсуждение и решение проблем путем дискуссий, сократические диалоги, проведение круглых столов, научных миниконференций, пресс-конференций; брифингов, интервью; просмотр и совместное обсуждение учебных фильмов; организация временных творческих коллективов для работы над проектом; интерактивная экскурсия; проведение видеоконференций с участием студентов других вузов; мозговой штурм; дебаты; фокус-группа; анализ конкретных, практических ситуаций (сase-study); тренинги [1, с.38].
Для успешной реализации интерактивных методов обучения правовым дисциплинам необходимо создание учебно-методической базы, предполагающей разработку электронных образовательных ресурсов по каждому предмету преподаваемых дисциплин правового цикла: курс лекций, глоссарий, практикум. Использование образовательных и информационных возможностей СПС «Консультант Плюс», участие в конкурсах, проводимых СПС «Консультант Плюс» [2, с.33].
Использование в преподавании правовых дисциплин интерактивных методов обучения способствует повышению правосознания и правовой культуры обучающихся. Интерактивные методы помогают овладеть юридической терминологией, приобрести и закрепить навыки работы с правовыми актами, способствуют развитию навыков анализа правовых ситуаций, дают навыки юридической квалификации фактов в соответствии с правовыми нормами. Способствует знакомству и освоению правового опыта. Интерактивные методы обучения оптимизируют учебный процесс, повышают его качество, интегрируют правовую теорию и практику.
Таким образом, в настоящее время существуют предпосылки для использования интерактивных методов при обучении правовым дисциплинам. Основными интерактивными методами преподавания правовых дисциплин, доказавшими на сегодняшний день свою эффективность, являются: дискуссия, деловая игра, анализ конкретных правовых ситуаций, анализ судебной практики. Инструментами реализации интерактивных методов обучения является использование электронных образовательных ресурсов, мультимедийного сопровождения, справочных правовых систем, применение ресурсов внутривузовской электронной информационно-образовательной среды.
- Садовникова Г. Д. Особенности преподавания дисциплин государственно-правового цикла с применением интерактивной методики // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 2 (75). С. 37–44.
- Симанович Л. Н. Внедрение кейс-технологий и использование метода кейс-стади при обучении гражданскому праву для развития аналитического мышления // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 4. С. 32–34.
- Тумаков А. В. Применение интерактивных методов обучения при преподавании частно-правовых дисциплин слушателям иностранных государств // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 42–44.
Источник
О применении научного метода в реальной жизни и деятельности
В человеческой культуре есть один удивительный парадокс. Еще 300 лет назад был изобретен потрясающий по эффективности способ познания реальности под названием «Научный метод». Его достижения сегодня мы видим повсюду – в виде огромного развития науки и техники. И в чем тут парадокс, спросите вы? А парадокс заключается в том, что этот метод, дающий столь масштабные результаты, большей частью людей практически не используется!
Это действительно странно, но это факт. Уже черт знает сколько лет изобретенный способ максимально эффективного взаимодействия с реальностью (и проверенный миллионами экспериментов) – даже учеными, как правило, используется не всегда. Выходя из научной лаборатории, ученые забывают о научном методе. Про всех остальных и говорить нечего.
По сути говоря, большая часть населения планеты до сих пор живет в средневековье. Чтобы пояснить, что это означает, я для начала расскажу, в чем же собственно заключается научный метод и как он возник.
Тут следует сказать, что до определенного момента научная и философская мысль исходила из весьма странных для современного человека посылок. Из того, что есть древнее знание, мудрое и окончательное, на которое только и следует опираться, а мир нужно познавать, делая логические выводы из оного знания. И никак более.
Под древними знаниями, сразу скажу, подразумевалась не только Библия, но и античные учения – например, Аристотеля. Однако сильно делу это не помогало – потому что и античные философы знали, разумеется, далеко не всё.
И где-то в 17-м веке различные философы и ученые во главе с Фрэнсисом Бэконом, образно говоря, возопили – «Ну нельзя же так!». Ну нельзя познавать мир, исключительно толкуя древние знания и с переменным успехом пытаясь их применить к реальности. Надо действовать наоборот – посмотреть на реальность, изучить реальные факты, обобщить их, и уже из этих результатов строить науку. Полагая исключительно реальные факты, выясняемые на практике, критерием истины – а вовсе не авторитеты, какими бы древними они ни были.
Так, собственно, и появился научный метод, каким мы его знаем сегодня.
И суть его, как видим, потрясающе проста. Наблюдаем за реальными фактами – в живой природе или же в специально созданных экспериментах. Стараемся обнаружить определенные закономерности в этих фактах. Из этих закономерностей строим гипотезы и проверяем, насколько они позволяют предсказать новые факты, а также насколько совпадают с уже известными. И дальше либо выясняем, что гипотеза соответствует фактам – значит, она истинна. А не соответствует – значит ложна. Всё.
(Да, я в курсе, что существует множество тонкостей, я знаю про научную верификацию, фальсификацию, постпозитивизм, критерий Поппера и другие интересные вещи. Я опущу всю это в данной статье, потому что все эти идеи всего лишь уточняют основную мысль).
Ну хорошо, спросите вы, это всё очень интересно и, похоже, действительно работает в науке. А наша обычная жизнь-то тут при чем?
А при всем. Потому что ваша жизнь – это такая же часть реальности, как и любая другая часть реальности. А значит, с помощью научного метода ее прекрасно можно познавать.
Возьмем что-нибудь банальное, например, злость. Да-да, злость, эмоцию, а чем она собственно хуже гравитации или электричества? Давайте ее изучим.
Как можно изучать злость? Именно так, как я описал выше. В начале – собрать факты. То есть в каких случаях вы злитесь, когда злость усиливается, когда ослабляется, как долго длится. И многое, многое другое. Чем больше фактов – тем лучше. Их никогда не бывает слишком много.
А затем попробуем определить закономерности вашей злости. Посмотрим, от чего она зависит. От людей? От событий? От мыслей? От воспоминаний? От чего сильнее? От чего слабее? А что зависит от нее самой?
Определили? Прекрасно. Но это еще не все. Теперь проверьте то, что определили, на практике. Предположите, когда вы, согласно вашим гипотезам, должны или не должны разозлиться, и проверьте это. Так вы сможете понять, чем реальные причины вашей злости отличаются от надуманных.
Ну хорошо, узнали вы все это, а практическая польза-то какова? Да точно такая же она, как и в науке. Она заключается в том, что тем, что мы познали, мы можем управлять.
Когда-то люди не знали, от чего происходит молния. Ее приписывали богам. И пытались управлять молниями, молясь этим богам. Помогало как-то не очень.
Но потом люди, используя научный метод, познали законы электричества – и стали управлять молниями. Построили громоотводы, электрогенераторы, электромагниты и всё остальное. И работает все это? Более чем.
А значит, выяснив, например, законы работы злости – можно начать влиять на причины, вызывающие злость. И злиться меньше. Или больше. Это уж как вам удобнее. По сути, здесь наука переходит в инженерию – которая, кстати, тоже существует уже немало лет и прекрасно изучена.
И теперь я поясню, почему многие до сих пор живут как в средневековье. Да потому что они даже не пытаются применить научный метод к чему бы то ни было. Нет, люди поступают так, как до Бэкона – опираются на авторитеты, стереотипы, догмы, на различную устаревшую информацию. И пытаются, исходя из своих стереотипов, взаимодействовать с реальностью. Получается… ну, как с молниями и богами. С переменным успехом или вовсе без него.
Именно этим и объясняется то, почему многие советы, которые давали вам или давали вы, многие ваши убеждения, идеи, замыслы часто не работают так, как вы ожидали или не работают вообще. Почему вы так часто ощущаете разочарование и фрустрацию. Да просто потому, что вы предполагаете свои представления о реальности истиной, не проверив их на практике. Не применив к ним научный метод.
А если бы применили – то обнаружили бы, что огромное количество ваших текущих представлений о реальности попросту неверны. Они противоречат фактам, противоречат практике. И поэтому их надо попросту отбросить. И создать новые представления. Проверенные научным методом. Самым эффективным методом, который изобрело человечество за всю свою историю.
Это, на самом деле, совершенно удивительное ощущение – когда обнаруживаешь, насколько ты раньше заблуждался. Насколько слепо предполагал свои странные идеи, напрямую противоречащие фактам и опыту – единственно возможной реальностью. Насколько сильно считал свои убеждения абсолютной истиной – хотя наука прямо говорит нам о том, что никакие убеждения не могут претендовать на абсолютную истину. Никакие. Никогда. Можно говорить лишь об убеждениях, подтвержденных фактами. И лишь до тех пор, пока они подтверждаются. А если начнут опровергаться – от убеждений следует либо отказаться, либо ограничить область их применения.
И какое огромное любопытство, какой огромный интерес возникает в тот момент, когда понимаешь, что можно изучать всё! Ну то есть вообще – всё. Всё на свете. И больше никогда не будет скучно – потому что познание, похоже, бесконечно. И при этом ясно, как оно, познание это, делается.
То есть, любой человек, на самом деле, может научиться жить намного эффективнее, чем он сейчас живет. При этом ему даже не нужны какие-то тайные эзотерические знания – просто берешь готовый, отлаженный веками научный метод, и пользуешься. Тупо по аналогии. И результаты из него можно получить весьма быстро.
Поэтому – я крайне рекомендую всем людям на свете начать, наконец, изучать, как работает наука. И применять науку к своей собственной жизни. Ведь если с помощью науки человечество раскололо атом и полетело в космос, возможно, и вашу жизнь она может немного улучшить?
Источник