Способ творческой деятельности журналиста это

Способ творческой деятельности журналиста. Структура творческого процесса

Над какими бы материалами ни шла работа, неизбежно оказываемся перед необходимостью решить некоторое количество похожих задач и предпринимаем для этого соответствующие действия. Творческий процесс предстает как определенная последовательность операций.

Способ творческой деятельности включает в себя структуру творческого процесса, определяемую задачами, методы этих задач и технические средства, используемые в ходе творческой деятельности, и систему профессионально-этических регуляторов поведения.

Способ творческой деятельности– можно сказать формируется в опыте деятельности.

Способ деятельности – образование устойчивое, но вместе с тем и живое. Он склонен к развитию, и обогатить его может каждый, кто им овладел.

Начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности – обязательное условие преодоления той проблемной ситуации, которую представляет собой исходный момент творческого акта: есть ориентировочная задача, но ответа на вопрос о ее решении в виде конкретного замысла произведения нет. Он определится, когда наступит «насыщение» информацией.

В журналистике тоже ярко выражена стадиальность творческого акта: он предстает как единство 2 относительно самостоятельных частей – стадии получения информации и стадии образования текста.

Начальная стадия творческого акта в журналистикепредставляет собой весьма специфическое явление: это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности.Но совершается она, как правило, в очень жестком временном режиме.

Есть достаточно оснований рассматривать начальную стадию журналистского творчества как специфическую разновидность познавательной деятельности.

В журналистике существует несколько вариантов познавательного процесса, и они существенно отличаются друг от друга по объему задач, поскольку призваны обеспечить разную меру постижения действительности – именно ту, которая предполагается назначением данной жанровой разновидности творчества.

Ознакомления с ситуацией- это наиболее простой вариант познавательного процесса, если не считать того обстоятельства, что новость надо найти, а тут – свои сложности.

Совсем другое – творческий акт, направленный на подготовку проблемного материала, призванного выявить неочевидные связи, определить возможные пути решения проблемы. Здесь мы имеем дело уже с серьезным журналистским исследованием.

Итак, с чего начинается творческий акт? В профессиональной среде бытует несколько точек зрения на этот счет. Согласно одной – с задания! Приглашает шеф и озадачивает. Согласно другой – с поиска темы. Согласно третьей точке зрения – с потребности высказаться, знаменитого «Не могу молчать!».

Что касается последней, третьей версии, она абсолютно справедлива, когда речь идет о публицистическом тексте. Потребность высказаться может возникнуть у любого – журналист он, политик или спортсмен, когда непосредственное участие в жизни обогатило его информацией, под воздействием которой по тому или иному поводу у него сформировалась гражданская позиция высокого накала. Импульс к творческому акту приходит изнутри.

Выбор темы – сложная мыслительная работа, которая выступает одной из сторон процесса познания. Окончательно тема определяется чаще всего по завершении познавательной стадии творческого акта.

«Выработка заявки на тему» предполагает решение 3 задач:

1) выявить (уточнить) адрес искомой реальной ситуации – конкретный объект действительности, о котором журналист будет писать («выбор объекта»);

2) определить те масштабные проблемы, в контексте которых может быть значима данная ситуация, и рассмотреть возможные варианты их связи;

3) спланировать и организовать практическое обеспечение хода работы.

Результат этой операции – аргументированная заявка на тему с конкретным адресом и планом действий.

2 операция творческого акта – «сбор предварительных данных»(в современных условиях это обозначение точнее передает ее содержание, чем употреблявшееся раньше название «подготовка к контакту с объектом»). Ее смысл – поднять уровень компетентности журналиста, оснастить его уже осевшими в «информационных кладовых» сведениями о состоянии заинтересовавшей его проблемы, об объектах, выступающих как носители искомой или найденной ситуации. Результат, к которому надо стремиться в ходе второй операции, -четкое представление о предмете дальнейшего исследования, о конкретных исследовательских задачах и план действий.

Читайте также:  Способы облегчить боль во время месячных

3 операция творчесткого акта– «определение конкретного предмета изучения».Как правило, эта операция осуществляется в ходе первичного непосредственного контакта с объектом, положение дел на котором решено изучать (отсюда вариант ее обозначения: «первичное непосредственное знакомство с объектом»).

4 операция творческого акта – «направленное изучение предмета».Здесь решаются основные задачи познавательной стадии: устанавливаются все факты, характеризующие ситуацию; работой мысли вскрываются все их существенные связи и определяется отношение к проблеме; делаются выводы о существе происходящего и осознаются возможные пути разрешения проблемы. Результатом оказывается журналистская концепция изученной ситуации в ее отношении к проблеме.

5 стадия творческого акта в журналистике – собственно создание текста – тоже отмечена жесткой спецификой условий деятельности.

Стадия создания текста складывается из четырех операций. Они тоже как бы образуют лесенку из четырех ступенек.

1.«окончательное формирование замысла». Предполагает рождение целостного, хотя пока еще и не вполне отчетливого видения будущего произведения. Замысел – уже мысленный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде и тему его, и идею, и принцип его организации («ход»).

2. «конкретизация замысла»

– Представьте себе, у многих эта операция, действительно, идет как составление плана. Иногда письменного, иногда устного. Блокнот Анатолия Аграновского, в котором есть план материала, тщательно выписанный его каллиграфическим почерком.

Гораздо чаще в целях конкретизации замысла журналисты используют составление кратких тезисов или «выписывают» отдельные куски материала: начало, кульминационный абзац, завершающий абзац. Впрочем, случается, что журналисты обходятся без объективации продукта этой операции и в условиях развернутого творческого процесса. Идет мысленное выстраивание текста. Конкретизация замысла и предполагает выявление композиции материала.

3. Операция «реализация замысла». Тут формируется структура текста – конкретный состав «фактов», «образов» и «нормативов», комбинируются методы их предъявления, оформляются текстовые элементы – микросмыслы, определяются их монтажные связи, уточняется композиция. Облечь текст в слова для журналиста – значит решить все эти задачи.

4. «авторское редактирование текста»

В данном же случае имеется в виду осознанная заключительная процедура творческого процесса, имеющая контрольный характер. Если журналист не выполнит ее своевременно (или не справится с ней), в судьбе произведения могут возникнуть нежелательные перипетии: в условиях коллективной ответственности за газету или программу на каком-то этапе материал могут вернуть на доработку, выправить в отделе или секретариате, а то и отклонить от публикации. Ведь расхождения случаются не только с авторским замыслом, но и с принятыми в редакции критериями качества.

**** По идее журналистский текст – посредник в системе Д-Ж-Т-А:

Действительность журналист текст аудитория.

Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то матери­альном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию.

Нотекст в системе Д-Ж-Т-А может рассматриваться лишь в качестве носителя потенци­альной информации, поскольку хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

В этом и есть прикол адекватности текста.

Непременной чертой текстов в журналистике должна быть их семанти­ческая, синтаксическая и прагматическая адекватность(лат. ade-quatos «соответствующий») — правильность отображения действитель­ности, точность организации, ценность для аудитории.

Читайте также:  Промышленный способ производства спирта

Семантика (греч. semantikos «значимый, обозна­чающий») текста — это характеристика его отношений с действительно­стью (что и как отображено).

Синтактика (греч. sintaktikos «составленный») — характеристика внутренней структуры текста (как организован текст).

Прагматика (греч. pragma «польза, дело») текста характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).

Следование этим требованиям позволяет достичь такой хреновины как информированности аудитории.

Информи­рованность — это такое состояние сознания, при котором каждый его субъект-носитель — классовый, этнический, региональный, профессио­нальный, возрастной и т.д. — располагает всей «необходимой и доста­точной» информацией, позволяющей ему верно ориентироваться в дей­ствительности и принимать правильные, соответствующие его истинным потребностям решения во всех областях жизни, в которые он включен и в которых имеет право выбора. Вот так то!

Источник

32. Способ и методика творческой деятельности журналиста.

Профессионал – журналист, владеющий способом жур. деятельности. Этим он отличается от любителя.

Способ деятельности – овладение практическими навыками конкретной профессии.

Важное понятие в данной теме – это «метод». Метод – это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу автора к отображению действительности и остающихся за пределами восприятия читателя. Метод есть последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа. «Способ творческой деятельности» — комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат. Способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Однако в ином отношении, напротив, понятие «метод» шире.

Над какими бы материалами ни шла работа, журналист неизбежно оказываетесь перед необходимостью решить некоторое количество похожих задач и предпринимаете для этого соответствующие действия. В результате творческий процесс предстает как определенная последовательность операций. Поэтому уместно говорить в данной теме об устойчивой операциональной структуре творческого процесса.

Начальная стадия творческого акта в жур-ке: осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности.

Также необходимо сказать о творческом методе – принцип подбора, изображения и оценки фактов, явлений дейст-ти, наиболее связанный с мировоззрением автора, с концепцией жизни. ТМ находит отражение в индивидуальном стиле и идее.

Этапы жур. творчества: — формирование замысла, сбор предварительных данных; определение конкретного предмета изучения; направленное изучение предмета; выводы о существе происходящего; осознание возможных путей решения проблемы.

Есть другая градация: окончательное формирование замысла; конкретизация замысла; реализация замысла; авторское редактирование текста.

Источники информации: факты, мнения, аналитически обработанные факты, а также человек, среда, документ, Интернет.

Документы – официальные бумаги или материальные носители записи.

Человек – держатель, носитель (о себе) и транслятор инф-и.

Предметно-вещественная среда – предметы, вещи.

Существует система информирования журналистов о событиях: 1) брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу; 2) презентации – торжественные встречи представителей каких-либо структур с общественностью, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией и т.д. 3) пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами; 4) пресс-релизы 5) специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами; 6) экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.

Читайте также:  Криминалистическая регистрация способы регистрации

Методы получения сведений – проработка документов. Бывают: 1) государственно-административные; 2) производственно-административные; 3) общественно-политические; 4) научные; 5) нормативно-технические; 6) справочно-информационные; 7) художественные.

Метод познавательной деятельности – беседа. Такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчетливо осознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия.

Метод получения сведений – наблюдение. Заимствованные методы: интервьюирование, анкетирование, систематическое наблюдение, эксперимент. Метод контент-анализа. Суть метода – выделение различных единиц анализа, затем подсчитывается частота их употребления. Единица: тема, понятие, событие, личность и т. д.

Методы: — формально-логические: индуктивное заключение, дедуктивное, традуктивное (сравнение, аналогия); — содержательно-логические: анализ, синтез, гипотеза, историзм.

Требования к журналистскому тексту (Евгений Прохоров, МГУ)

Существует три этапа массово-информационного процесса: 1. отображением действительности; 2. созданием текста произведения; 3. освоением текста аудиторией.

И «текстовую» деятельность журналиста как «знаковую» можно описать с трех сторон: семантической, синтаксической и прагматической. Семантика текста – это характеристика его отношений с действительностью; синтактика – характеристика внутренней структуры текста прагматика текста – характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).

Непременной чертой текстов должна быть семантическая, синтаксическая и прагматическая адекватность их – правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории. Благодаря следованию этим правилам реализуется важная задача массово-информационной деятельности – достижения информированности аудитории.

Добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех необходимых условий информативности: небанальность, декодируемость, релевантность (ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений).

Семантика, которой должен обладать потом информации: дескриптивная информация, прескриптивная информация, как представление о «желаемом будущем», разделяемом журналистом, валюативная информация и нормативная (лат. norma) инф-я, дающая ответ на вопрос «что делать?» в связи с определенно оцененными фактами жизни.

Третий аспект рассмотрения информации – синтаксический, при котором текст произведения характеризуется со стороны его структурной организации.

Многое зависит от реальных потребностей данной аудитории в информации, способностей «потребителя» для активного восприятия информации и ее творческой переработки.

Раскрытие сущности журналистской деятельности как массово-информационной, введение понятий «информационная насыщенность», «информативность», «информированность», описание условий и факторов, определяющих высокую эффективность воздействия журналиста на читателя, дают в руки работникам журналистики знание, позволяющее работать активно, целенаправленно и результативно. Но это же знание, злонамеренно или по незнанию использованное неверно, приводит к дезинформации.

Документы регулирующие деятельность СМИ.

1. Международные правовые документы:

а. всеобщая декларация прав человека (1948 год) ООН

— ст. 19 свобода убеждений и выражения их.

— сбор и распространение информации, идей любыми средствами независимо от гос. границ.

Б. Европейская конвенция по правам человека (страст. суд.)

— ст. 10 человек имеет право на защиту от СМИ

2. Конституция РФ

— свобода мысли и слова

— запрет на антигуманную пропаганду

— беспрепятственное движение информации

— запрет на цензуру

— неприкосновенность частной жизни

3. Федеральный закон о СМИ

— защита СМИ от воздействия из вне

— взаимодействие редакции с гос учреждениями, издат. Источниками инфорации

— защита прав журналиста.

— права и обязанности журналиста

— провозглашает недопустимость цензуры

— недопустимость злоупотребления информации

(особенно внимание на 4 статью)

4. федеральные документы:

— «о гос тайне» 1993 года.

— «об исп. гарантиях избирательных прав граждан РФ»

— «об информации, информатизации и защите информации»

— 4я глава гражданского кодекса «авторское право»

5. Законодательство субъектов РФ,

6. Нормативные акты органов местного самоуправления

7. административные приказы и распоряжения в организациях.

Источник

Оцените статью
Разные способы