- Конфликты. Способы разрешения конфликта
- Основные способы разрешения конфликтов
- Виды конфликтов и способы их разрешения
- Способами разрешения конфликта могут быть
- Переговоры как способ разрешения конфликта
- Способ разрешения конфликта через взаимные уступки
- Посредничество как способ разрешения конфликтов
- Сотрудничество как оптимальный способ разрешения конфликта
- Семейные конфликты и способы их разрешения
- Способы разрешения внутриличностных конфликтов
- Конфликты в организации и возможные способы их разрешения
- Конфликты в коллективе и способы их разрешения
Конфликты. Способы разрешения конфликта
Актуальность темы
Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Содержание понятия конфликта. Классификация конфликтов
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
Способы разрешения конфликта
Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предполагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени высокой вероятности опасных последствий.
Уход или уклонение от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при миниальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличие трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.
Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому, что «мы все — одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».
Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но не может подавить инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у молодого и более образованного персонала.
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.
Решение проблемы. Данный стиль — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.
Еще в 1942 году американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования), а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь.
Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников
Методы разрешения конфликта
Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
2) структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
3) межличностные методы или стили поведения в конфликте;
5) ответные агрессивные действия. Эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.
- Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.
Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я-высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.
- Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.
Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями — отделом сбыта и производственным отделом — то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.
Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики — направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.
Источник
Основные способы разрешения конфликтов
Чтобы ответить на вопрос, какие существуют способы разрешения конфликтов, нужно разобраться в том, какие виды конфликтных ситуаций бывают. Ведь то, что является наилучшим способом разрешения конфликта в семье, совершенно может не подойти для урегулирования коллективных споров. Рассмотрим сначала общие, универсальны методики и перейдем к специфике отдельных видов способов разрешения конфликтов.
Виды конфликтов и способы их разрешения
Подбор способов разрешения конфликта зависит от его вида. Типологий существует несколько, в зависимости от критерия положенного в основу спорной ситуации.
В одном конфликте может сочетаться несколько представленных видов. Например, между супругами возникает конфликт интересов, внутриличностный и деструктивный, в организации межгрупповой и компромиссный и т. д.
Универсальные способы разрешения конфликтов могут применяться к каждому из видов, в зависимости от желания сторон достичь общих целей и готовности идти на уступки. Процесс нахождения адекватного способа разрешения возникшего конфликта зависит от всех участников процесса.
Способами разрешения конфликта могут быть
И так, возник конфликт, какие способы разрешения конфликтной ситуации могут быть:
- прямое или косвенное воздействие непосредственно на оппонента или его оборону;
- изменение соотношения сил, например наращивание собственных ресурсов для победы;
- ложной или правдивой информацией противника о своих намерениях;
- оценка возможностей противника.
Перечисленные способы взаимосвязаны между собой. Например, для того, чтобы принять решение какой метод разрешения спорной ситуации применить, вам сначала потребуется оценить возможности противника, есть ли вероятность привлечения других ресурсов с его стороны. И только после этого можно приступить к изменению соотношения сил, воздействию на оппонента.
Методы разрешения противоречий могут быть созидательными и разрушающими. Первые учитывают интересы противоборствующих сторон, а ко вторым можно отнести варианты, когда в итоге кто-то останется проигравшим.
Методы разрешения конфликтов :
- НЕГАТИВНЫЕ — методы борьбы, целью которых является достижение победы любой ценой только одной из сторон.
- ПОЗИТИВНЫЕ – способствуют сохранению единства между оппонентами, то есть направлены на соблюдение интересов обеих сторон, к ним относятся конструктивное соперничество, переговоры и др.
Негативные методы :
- Конкуренция – отстаивание своих интересов в ущерб потребностей противника.
- Достижение победы ввиду получения нужной свободы действий – формирование свободы действий для себя и ограничение в этом противника.
- Использование резервов оппонента для своей выгоды.
- Дискредитация лидеров — выведение из строя основной управленческой единицы противника.
- Метод проволочек – затягивание дела, используется для выбора подходящего поля действия и создания благоприятного соотношения сил.
- Уход от борьбы – с целью выиграть время, изменить обстановку на более выгодную.
- Подчинение – принуждение противоборствующей стороны пожертвовать своими интересами.
Позитивные методы :
- Переговоры — подразумевает частичное удовлетворение интересов обеих сторон.
- Компромисс — достижение обоюдного добровольного соглашения, с удовлетворением требований обеих сторон или частичным отказом от них.
- Сотрудничество – взаимовыгодное взаимодействие для достижения общих целей.
- Взаимные уступки – частичное удовлетворение интересов обеих сторон, путем взаимного частичного отказа от своих позиций.
- Посредничество – использование третьей стороны для урегулирования спорных вопросов.
Нельзя однозначно сказать какой вариант будет самым оптимальным способом разрешения конфликта. Например, если речь идет об организации, то специалисты отмечают, что подчинение является лучшим способом разрешения спорного вопроса. Но если мы будем применять его в отношении семьи, то он будет далеко не самым выигрышным.
Таким образом, психология конфликта подразумевает отсутствие согласия между двумя или более сторонами, и предлагает различные способы его разрешения.
Таблица способы разрешения конфликтов
Переговоры как способ разрешения конфликта
К способам разрешения конфликта относят переговоры, посредничество. Второй вариант рассмотрим позже, а пока поговорим о переговорном процессе, как способе разрешения противоречий.
Переговоры как способ разрешения конфликта представляют собой взаимодействие сторон, при котором каждая из них выдвигает свои требования, но в то же время готова идти на уступки, компромисс.
Отличительные особенности переговоров:
- предполагают равноправие и непосредственное взаимодействие сторон;
- исключают варианты силового разрешения ситуации, судебных разбирательств;
- у участников есть возможность контролировать процедуру, изменять условия по взаимному согласию, определять временные рамки;
- ведутся на основе определенных правил, с которыми согласны участники процесса;
- принятое решение носит неофициальный характер.
Но невсегда целью ведения переговоров является принятие какого-то конкретного решения. Данный способ взаимодействия может выполнять и другие функции.
Функции переговоров:
- решение проблемы;
- информационная – получение сведений участниками процесса о важных для них факторах в отношении урегулирования спорного вопроса, но иногда методика используется для дезинформации оппонентов;
- коммуникативная – налаживание связей участников процесса;
- регулятивная – регулирование и контроль действий сторон;
- пропагандистская – оказания влияния на общественное мнение с целью привлечения союзников.
В зависимости от цели взаимодействия стороны могут выбрать одну из стратегий переговоров:
- Позиционный торг — конфронтационный тип поведения, при котором участники стремятся к реализации собственных целей в максимально полном объеме, без учета интересов оппонента.
- Переговоры на основе интересов — предполагающие партнерский тип поведения, с учетом взаимных интересов.
Как же проходит сам процесс? Определившись с функциями и стратегией, стороны приступают к ведению переговоров.
Этапы переговоров:
- оглашение позиций сторон, определение целей и интересов;
- совместное обсуждение спорных вопросов;
- достижение соглашения по конфликтной ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев переговоры направлены на удовлетворение требований (полностью или частично) всех участников процесса. Но в некоторых случаях они могут выступать и как негативный метод разрешения конфликта.
Способ разрешения конфликта через взаимные уступки
Существуют и другие способы разрешения конфликтов. Компромисс — достижение общей цели путем взаимных уступок . В литературе эти два определения используются как идентичные, так как принцип действий в обоих случаях один и тот же.
Способ разрешения конфликта через взаимные уступки сторон предполагает, что оппоненты должны сделать ряд шагов навстречу друг другу, с учетом результата, который будет удовлетворять всех. В этом случае потребуется взаимный отказ от амбиций и интересов, с целью достижения максимальной взаимовыгодной пользы.
Данный метод имеет свои плюсы и минусы :
Стратегии и способы в рамках одной группы могут отличаться. Это можно сказать и про взаимные уступки.
Виды компромисса :
- Добровольные взаимные уступки, когда соглашение достигается без оказания давления на одну из сторон.
- Вынужденный компромисс – условия, которые участники процесса вынуждены принять под влиянием различных факторов.
Способность к взаимным уступкам — признак реализма и высокой культуры общения. Компромисс как способ разрешения конфликта стоит использовать или нет? Прежде чем прибегать к данному варианту, следует испробовать другие, при которых возможно достигнуть максимального удовлетворения интересов.
Посредничество как способ разрешения конфликтов
Еще одним способом разрешения конфликта может быть посредничество при проведении переговоров. Данный способ взаимодействия предполагает участие третьего лица в разрешении спорного вопроса.
Так почему же возникает необходимость в привлечении независимых участников, почему нельзя самостоятельно прийти к обоюдному соглашению?
В каких случаях целесообразно привлечение посредника:
- Стороны готовы идти на уступки, искать компромисс, но не могут прийти к общему мнению.
- Невозможно организовать непосредственное общение участников конфликта.
- Требуется контроль за исполнением принятого решения.
- Роль авторитетного посредника нужна для сохранения имиджа обеих сторон.
- Требуется конфиденциальность при преодолении разногласий.
Таким образом, роль посредника сводится к выполнению функций :
- организация общения сторон;
- предложение вариантов решения ситуации;
- оказание помощи при подготовке итоговых документов;
- контроль за соблюдением принятых договоренностей.
Остается только правильно выбрать посредника. Для этого стоит обратить внимание на следующие критерии, предъявляемые независимому эксперту :
- компетентность, обладание навыками посреднической деятельности;
- беспристрастность – третье лицо должно сохранять нейтралитет по отношению к участникам оппозиции;
- авторитетность – имея определенный авторитет в обществе, посредник способен воздействовать на оппонентов для принятия соглашения.
Наилучшим результатом работы посредника является разрешение спора и достижение соглашения. Но невсегда стороны приходят к такому итогу.
Сотрудничество как оптимальный способ разрешения конфликта
Наиболее конструктивный способ разрешения конфликтов это сотрудничество . Данный вид взаимодействия предполагает погружение всех участников в проблемную ситуацию с целью достижения соглашения, удовлетворяющего интересам всех сторон.
Отличительные особенности сотрудничества :
- Стороны оппозиции не враги, а союзники, которые пытаются найти оптимальное для всех решение.
- Вовлеченность сторон в процесс разрешения спорного вопроса.
- Взаимная заинтересованность сторон в нахождении выгодных путей решения проблемы.
- Общая польза от использования данного способа разрешения конфликта.
- Требует больше времени.
- Позволяет увидеть скрытые причины конфликта всех участников, тем самым способствует эффективному решению проблемы.
Но важно понимать, когда именно целесообразно применять сотрудничество , как способ разрешения конфликта:
- достижение соглашения важно для обеих сторон;
- наличие прочных связей и перспектив на дальнейшее взаимодействие с оппонентом;
- есть время, чтобы проработать проблему и подобрать подходящие варианты ее решения;
- стороны способны изложить свою версию происходящего и выслушать друг друга;
- участники оппозиции равноправны или готовы игнорировать разницу в положении с целью разрешения возникшей ситуации
Сотрудничество можно отнести к дружеским методам разрешения конфликта, но в то же время к самым сложным, так как решение нужно принимать из расчета не только на свои потребности, но и интересов противоположной стороны. При данном способе взаимодействия оппоненты готовы выслушать друг друга и прийти к общему соглашению, которое максимально устроит всех.
Семейные конфликты и способы их разрешения
Как мы уже рассматривали в одной из статей, конфликты в семье возникают на разных этапах ее жизненного цикла. Исходя из приведенной выше типологии, можно разделить конфликты в семье на две общие группы:
- конструктивные – в результате разрешения которых стороны чувствуют полное или частичное удовлетворение своих потребностей, интересов, целей;
- деструктивные, итог которых — развод.
Конфликты в семье и способы их разрешения зависят от желания сторон взаимодействовать и прийти к общей цели. Рассмотрим, какие из методов применимы к семейным отношениям:
- конкуренция или конфронтация – заключается в борьбе с заведомым проигрышем одной из сторон;
- избегание – уклонение от конфликта, сохранение нейтралитета;
- сотрудничество – выигрыш для всех конфликтующих сторон;
- уступка – согласие с участником конфликта, примирение;
- компромисс – минимально приемлемое решение для оппонентов.
Это способы разрешения конфликтов с точки зрения психологии. Как они реализуются на практике можно прочитать здесь.
Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Особенность преодоления внутриличностного конфликта в том, что результат положительно отражается на личности и ее саморазвитии, самосовершенствовании, достижении состояния внутреннего равновесия.
Процесс разрешения внутриличностного конфликта зависит от индивидуальных особенностей личности: возраста, характера, мировоззрения и т.д. Поэтому универсальных, подходящих для всех, методов разрешения внутренних противоречий не существует.
Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов:
- Компромисс как способ разрешения внутриличностного конфликта — это выбор одного из возможных вариантов и его реализация.
- Избегание – осознанный уход от проблемы, с надеждой, что она сама исчезнет.
- Сублимация – перенаправление негативной энергии в другое русло, например в творчество.
- Идеализация – наделения объекта, вызвавшего конфликт не существующими свойствами, с целью ухода от негативных эмоций, но достигнутое состояние равновесия временное, так как данный способ в итоге не устраняет причин возникновения внутренних противоречий.
- Репрессия – вытеснение негативных эмоций и мыслей.
- Коррекция – изменение отношения к факторам, способствующим проявлению внутриличностного конфликта.
На практике данные методы могут выглядеть следующим образом:
- оценка ситуации – выявление внутренних противоречий, которые привели к негативному состоянию.
- оценка важности конфликта для развития личности, и его влияние на другие сферы деятельности.
- локализация непосредственной причины конфликты.
- снижение уровня эмоционального негативного состояния, необходимо дать волю накопившимся тревоге, беспокойству, страху.
- изменение внешних условий дома или на работе, по мере возможности.
- снижение уровня притязаний.
Чаще всего при возникновении внутриличностного конфликта включаются защитные механизмы, для подавления негативных эмоций – страха, тревоги, неуверенности. Но к сожалению, такой метод не способен устранить саму причину возникновения внутренних противоречий, поэтому необходимо осознанно выбирать варианты, которые будут препятствовать повторному кризисному состоянию.
Конфликты в организации и возможные способы их разрешения
Способы разрешения конфликтов в организации условно можно разделить на 3 общие группы:
- Структурные методы, основанные на 4 механизмах:
- описание конкретных требований к работе;
- установление иерархических полномочий на всех уровнях структуры;
- сплочение коллектива ради одной общей цели;
- введение системы поощрений сотрудников.
- Нормативные методы, предполагающие нормативный контроль и регулирование деятельности представителей организации.
- Конструктивные методы направленные на разрешение функциональных конфликтов. Например споры, которые в итоге помогают принять единственное верное решение.
Из общей типологии, представленной выше, для решения конфликтов в организации допустимо применение следующих вариантов:
- Конкурентные методы – применяются только в случаях, когда требуется быстрое решение проблемы.
- Избегание или уклонение – обоснованно в ситуациях, когда требуется время для сбора информации или когда для ликвидации последствий разрешения конфликта необходимо слишком много времени.
- Компромисс –оппоненты взаимно стремятся к решению, которое их устроит.
- Приспособление – применяется в ситуациях, когда важно поддержание гармоничных отношений в коллективе.
- Сотрудничество – позволяет противоборствующим сторонам выработать совместное решение.
Для предотвращения возникновения конфликтов в организации требуется создание эффективной управленческой структуры, правильное распределение ресурсов, улучшение условий труда, контроль за соблюдением принятых норм и правил.
Конфликты в коллективе и способы их разрешения
Конфликты на работе нередкое явление, поэтому рассмотрим способы их разрешения. В коллективе, спорные ситуации могут возникнуть в деловой сфере или на эмоциональной почве в следующих видах:
- межличностные;
- между личностью и группой;
- межгрупповые.
Для урегулирования вопросов приемлемо применение следующих способов разрешения конфликта:
- целенаправленное создание здоровой конкуренции;
- формирование тенденций к сотрудничеству в коллективе;
- применение стиля уклонения, в случае, если возникший конфликт незначим для сотрудников и для организации в целом;
- вынужденный компромисс, в случае, если оппоненты идут к одной цели, и уступки предотвратят общий провал;
- приспособление – действия противоборствующих сторон направлены на осознанное сглаживание конфликта.
Важно, чтобы выбранные методы способствовали сохранению возможности дальнейшего общения коллег.
Выбор способа разрешения конфликта зависит в первую очередь от перспектив достижения общей цели и необходимости дальнейшего взаимодействия сторон. Так же немаловажную роль в применении того или иного метода играет временной фактор. Так при ограниченности данного ресурса придется прибегать к конкуренции или, например, к дискредитации. Такие варианты как сотрудничество, компромисс, избегание, рассчитаны на более продолжительный период.
Источник