Способ цитирования для устного собеседования

Способ цитирования для устного собеседования

Задания 6-9 по новой демоверсии.

Сочинение 9.1.

Сочинения по лингвистике.

Сочинение 9.3.

Сочинения на морально-этические темы.

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Подготовка к ГИА
  • Подготовка к пересказу с включением цитаты

Подготовка к пересказу с включением цитаты

Как подготовить учеников 9 класса к пересказу текста с включением приведённого высказывания? Делится своим опытом с коллегами Романова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А. Дейнеки» г. Курска.

В задании 2 итогового собеседования по русскому языку за курс основной школы предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.

Вот как сформулировано это задание в демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку, размещенном на сайте ФИПИ (федерального института педагогических измерений):

«Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…».

Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования».

Цель включения задания 2 в контрольные измерительные материалы для проведения итогового собеседования по русскому языку за курс основной школы – проверить коммуникативную компетенцию обучающихся: пересказ текста с привлечение дополнительной информации.

Задание 2 можно разделить на две части: собственно пересказ и уместное введение предложенной цитаты в пересказ. По истечении отведенного времени ученик должен пересказать подробно или сжато полученный текст, сохранив все основные микротемы исходного текста.

В критериях оценивания сказано, что учащийся за верное выполнение задания 2 может получить максимальное количество баллов – 4 (четыре).

Критерий П 1 «Сохранение при пересказе микротем текста» – 1 балл.

Критерий П 2 «Соблюдение фактологической точности при пересказе» – 1 балл.

Критерий П 3 «Работа с высказыванием» – 1 балл.

Критерий П 4 «Способы цитирования» – 1 балл.

Критерий П 1 «Сохранение при пересказе микротем текста»

Если учащийся передает содержание прочитанного текста, не упустив и не добавив ни одной микротемы, он получает 1 балл. Если ученик пропускает хотя бы одну микротему или добавляет одну микротему и более, то не получает ни одного балла.

Критерий П 2 «Соблюдение фактологической точности при пересказе»

Если учащийся не допустил фактических ошибок, связанных с понимание текста, он получает 1 балл. Если допустил хотя бы одну фактическую ошибку, то получает 0 баллов.

Критерий П 3 «Работа с высказыванием»

Третий балл за задание 2 девятиклассник может получить, если приведённое высказывание он уместно и логично включил в свой пересказ. Если приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично – 0 баллов. Если приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа, учащийся также получает 0 баллов.

Критерий П 4 «Способы цитирования»

Если ошибок при цитировании нет – 1 балл. Если допущена хотя бы одна ошибка при цитировании – 0 баллов.

В апробации, которая проходила осенью 2017 года, данное задание было только в модели № 2 — проведение устной части ГИА-IX по русскому языку в форме собеседования, модель №1 – проведение устной части ГИА-IX по русскому языку на базе компьютерных технологий такого задания не содержала.

В апреле 2018 года девятиклассникам предстоит пройти итоговое собеседование по русскому языку по модели № 2 — в форме собеседования. Поэтому к заданию 2 нам необходимо серьёзно готовить учащихся.

Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы. Мы осознанно или неосознанно используем этот вид работы на своих уроках.

На конференциях, вебинарах, посвященных итоговому собеседованию по русскому языку, не раз было озвучено, что к итоговому собеседованию обучающегося должны готовить абсолютно при изучении всех предметов, существующих в школе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.

Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прочитанного или прослушанного текста, которое благоприятно влияет на развитие речи, памяти и мышления. Учителю важно помнить, что этот вид работы тренирует не память, а понимание прочитанной информации. Если ученик понимает то, что читает, слышит, то пересказать своими словами предложенный текст ему не составит труда.

Читайте также:  Способе борьбы с затратами

Как же подготовить обучающегося к успешному выполнению второго задания итогового собеседования по русскому языку?

Первое, что должен объяснить учитель-словесник девятикласснику, это то, что первое и второе задание тесно связаны между собой.

Готовясь к выразительному чтению текста (задание № 1), ученик имеет две минуты.

За это время он должен:

1) вдумчиво прочитать текст, мысленно прослеживая логику изложенных в нем событий (Если текст содержит рассуждение, то постараться понять точку зрения автора, посмотреть на проблему его глазами);

2) отметить главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Целесообразным будет распечатать текст для каждого учащегося, чтобы во время подготовки к выразительному чтению, он имел возможность карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении (это активизирует зрительную память).

3) запомнить имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте. (В спецификации контрольных измерительных материалов есть рекомендуемый порядок проведения итогового собеседования. Там, в пункте 5, рекомендуется собеседнику-экзаменатору переключить ученика на новый вид работы – пересказ текста. Объяснить, что ученик имеет право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, а также дополнительной информацией, необходимой для выполнения заданий 2.(Высказывание, которое необходимо включить в пересказ, надо будет распечатать отдельно, так как текст перед пересказом забирается) Рекомендовать ученику выписать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, но они необходимы ему для передачи микротем. Также учащийся может составить небольшой план для пересказа).

Хочется обратиться к составителям контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку: необходимо подбирать тексты для чтения и пересказа равнозначные по трудности, а не так, как часто бывает у нас: первый вариант всегда легче. Так было и с текстами при проведении апробации собеседования осенью 2017 года. В первом варианте текст об Александре Васильевиче Суворове (имя которого у всех на слуху) не содержал сложных научных терминов, во втором варианте текст о Владимире Ивановиче Вернадском, ученом XIX – первой половины XX века, был насыщен сложными, редко встречающимися терминами: геология, кристаллография, минералогия, геохимия, ноосфера и другими. Поэтому при пересказе текста второго варианта были ошибки лексические: обучающиеся, вспоминая научные термины, образовывали несуществующие слова: «кристаллология», «естество-мыслитель». Конечно, с одной стороны, это говорит о том, что наши ученики мало читают, а с другой, указывает на то, что текст для второго варианта был перенасыщен терминами. Поэтому выписанные на листочек во время подготовки к выразительному чтению малознакомые ученику слова, даты дадут возможность избежать фактических, лексических ошибок при пересказе.

Для того, чтобы учащийся справился с заданием 2 более успешно, можно предложить ему следующее: если за отведенное время запомнить даты, термины не представляется возможным, то лучше информацию, в воспроизведении которой он не уверен, не включать в свой ответ. Пересказ тогда будет менее подробным, но главное – не упустить микротемы.

4) Следующий этап – выразительное чтение текста (задание 1). Школьнику нужно посоветовать, как можно ярче представить все события или явления, описанные в тексте. Чем эмоциональнее будут картинки, возникшие в его воображении во время чтения, тем больше информации останется в памяти.
Желание прочитать или услышать текст, предназначенный для пересказа, повторно – совершенно естественно. Ученые, которые изучают свойства памяти, советуют ознакомиться с текстом для пересказа второй раз через 20-60 секунд после первого прочтения (метод повторения И. А. Корсакова). Что и происходит во время выразительного чтения.

Выразительно читая вслух текст, ученик задействует как зрительную, так и слуховую память. Это хорошо, так как все мы разные: у одних преобладает зрительная память, другим надо еще и услышать, чтобы лучше запомнить.

5) И ещё одно пожелание: во время пересказа ученик должен не бояться отклониться от авторской стилистики и лексического набора слов и словосочетаний. Ведь главное в пересказе не механическое зазубривание, а понимание содержания текста, и, передавая его своими словами, учащиеся демонстрируют это умение наилучшим образом.

После прочтения текста вслух у ученика есть 1 минута на подготовку пересказа. Её лучше использовать для того, чтобы найти место и способ включить предложенное высказывание в пересказ. Надо помнить, что это должно быть уместно и логично. Эти требования подразумевают, что ребенок должен включить в свой пересказ цитату так, чтобы она была связана с основным содержанием, продолжала предыдущую мысль и не создавала логической ошибки при переходе к следующей.

Читайте также:  Что такое расчетный способ учета электроэнергии

Помимо смысловой связи необходимо учить девятиклассников использовать формальные виды связи: местоимения, вводные слова, союзы.

Обязательно при подготовке ко второму заданию итогового собеседования по русскому языку надо основательно изучить тему «Цитирование».

Учащиеся должны знать, что цитирование бывает частичным и полным. При использовании частичного цитирования школьники должны понимать, что главное – сохранить смысловую точность. Нельзя «выдергивать» слова из контекста. Убирать лишние слова, сокращая цитату, можно, при условии, если это не исказит смысла высказывания.

Обязательно надо повторить с девятиклассниками два основных способа цитирования:

1) Прямая речь – дословно воспроизведённое высказывание с указанием автора.
Например: Русский военный историк генерал Модест Иванович Богданович утверждал: «Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».

2) Косвенная речь – это чужая речь, воспроизводимая не от лица говорящего. Вводится такое высказывание в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.

Например: Александр Павлович Виноградов, ученик Владимира Ивановича Вернадского считал, что его учитель «видел в науке намного лет вперёд, создал новые отрасли науки о Земле, предвидел их огромное значение и связь с практической деятельностью человека».

Ученикам надо напоминать, что в косвенной речи форму первого лица употреблять нельзя, а в прямую речь нельзя вводить высказывание при помощи изъяснительного придаточного.

В своей практике задание уместного употребления цитат я отрабатываю на уроках литературы. В качестве домашнего задания предлагаю выписать цитаты к образу какого-то литературного героя. На уроке ученик должен рассказать о предложенном персонаже или о его поступках, используя уместно и логично цитаты, выписанные дома в рабочую тетрадь. Это задание помогает подготовиться к выполнению задания 2 итогового собеседования, а также настраивает ученика читать внимательнее.

Проработайте таким образом вместе с учениками несколько текстов (5-6). За это время девятиклассник приобретёт навык самостоятельной работы с ними.
И последнее – создайте на экзамене доброжелательную обстановку. Это избавит учеников от излишних волнений и даст им возможность успешнее пройти итоговое собеседование.

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку для обучающихся 9 классов

Романова Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 имени А.А. Дейнеки» г. Курска

Литература

1. Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажер. Устное собеседование. – Экзамен, 2018.

Источник

Рекомендации для подготовки к устному собеседованию (9класс)
консультация по русскому языку (9 класс)

Рекомендации для подготовки к устному собеседованию содержат основные требования к учащимся, алгоритмы подготовки по всем заданиям, практические советы.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_dlya_podgotovki_k_ustnomu_sobesedovaniyu_1.docx 18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для подготовки к устному собеседованию

Задание 1. Чтение текста

Оценивается темп чтения, соответствие интонации знакам препинания текста (понижение голоса в конце повествовательного предложения, соблюдение вопросительной или восклицательной интонации, интонации перечисления при однородных членах), соблюдение орфоэпических норм (правильное произношение, верная постановка ударения в словах), склонение числительных, отсутствие искажения или замены слов.

Весь порядок действий, при котором не должно быть никаких лишних движений. Что делает ученик во время подготовки в течение первых 3 минут?

— Экзаменуемый читает текст до конца;

— старается понять общий смысл на уровне темы (о ком? о чѐм?): тема бывает названа не позднее 2 – 3 предложения текста;

— в каждом абзаце текста обучающийся находит и проговаривает слова, трудные для чтения: имена числительные, написанные цифрами, длинные слова;

— он обращает внимание на знаки препинания: они помогут правильно интонировать текст и делать паузы;

— экзаменуемый выделяет в тексте основную информацию, сохраняя все микротемы и содержание, для этого выделяет ключевые слова, по 1 – 3 слова в каждой микротеме;

На подготовку к чтению текста отводится примерно 3мин. Засеките время, потренируйтесь.

Задание 2. Пересказ текста с использованием цитаты.

Примерная структура предлагаемого на собеседовании текста:

— представление героя, его главное достижение;

— возможен рассказ о существовавших проблемах, которые должен разрешить/разрешил герой текста;

— рассказ об основных делах, достижениях;

— память о делах выдающегося человека, результаты его достижений.

  1. Определите, в какой части текста вы будете использовать цитату.

Для успешного выполнения подобного задания важно понять смысл высказывания;

— соотнести его с основным смыслом каждой микротемы;

— определить, перед или после какой микротемы наиболее логично использовать данную цитату;

— необходимо продумать логические связки, с помощью которых можно ввести ее в текст пересказа.

  1. Способ цитирования вы выбираете самостоятельно . Можно использовать предложение с прямой речью либо с косвенной.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ЦИТАТУ!

К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении пересказа можно отнести:

— неоправданно длинные паузы в речи;

— искажения в произношении имѐн собственных и терминов;

— фактические ошибки при пересказе;

— сжатый пересказ вместо подробного;

— пропуски важных микротем текста;

— неумение логично включать высказывание в пересказ;

— неумение использовать способы цитирования в речи.

Внимательно прочитайте и старайтесь всё учесть при подготовке к чтению и пересказу текста.

Третья часть итогового собеседования представляет собой монолог .

Девятикласснику предлагается выбрать одну из тем, каждой из которых соответствует тип речи.

  • Первая — описание фотографии.
  • Вторая – повествование (рассказ)
  • Третья – рассуждение.

К каждой из тем выдается небольшой план (вроде рекомендаций); можно пользоваться этими записями как планом, но читать вслух при ответе НЕЛЬЗЯ! Ответ должен выглядеть как цельный, последовательный текст.

В монологе должно быть НЕ МЕНЕЕ ДЕСЯТИ фраз, иначе он не будет засчитан. Причем нельзя надолго «зависать», придумывая, что же сказать еще. Речь должна течь плавно.

Очень трудно сказать 10 фраз, описывая фотографию. Напрасно многие школьники выбирают это задание – почти все они не справляются с описанием. Ведь что там можно так долго описывать?

  • Кто изображен – 1
  • Во что одет – 2
  • Что делает – 3
  • Какой фон – 4
  • Какое время года, погода – 5

Вот, собственно, и все.

Если уж очень хочется взять именно описание фотографии, то надо помнить, что по каждому из этих пяти пунктов надо сказать ДВЕ фразы. Например, не «На фотографии изображена девушка», а «На фотографии изображена девушка. Я думаю, ей лет 18». Не «Она едет на велосипеде», а «Она едет на велосипеде. Я вижу, что девушка уверенно держится: наверное, она хорошая велосипедистка.»

Если вы упомянули, что фон – это деревья, следующей фразой предположите, какие: липы, тополя, дубы… Если сказали, что на фото лето, добавьте, что солнышко светит ярко, что человек одет легко, что на деревьях листья…

В конце обязательно сделайте вывод. Можно даже заготовить стандартный: «Мне очень понравилась фотография, так и хочется оказаться там, где это происходит (на этой горке, на этом празднике, вместе с этими ребятами на речке и т.п.)»

Эта тема намного проще. Рассказывая о чем-то, сказать 10 фраз проще простого. Мало того, не надо обдумывать композицию, ведь повествование обычно ведется просто в хронологической последовательности.

Вот только считать фразы при ответе все же необходимо: как ни мала вероятность того, что их будет меньше, она все же существует. Поэтому, если вы видите, что фраз мало, надо что-то добавить. Можно тоже заготовить заранее несколько фраз. Например, «Эта история мне часто вспоминается. Она произвела на меня сильное впечатление. Я думаю, она показывает, что . (надо помогать старшим, концерт любимой группы – это здорово, спорт – это жизнь и т.д.»)

Чтобы подготовиться к повествованию, стоит заранее найти информацию

  • Про художника и картину плюс в какой картинной галерее она находится
  • Про писателя и книгу
  • Про композитора и произведение
  • Про актера плюс где он снимался
  • Про фильм и режиссера
  • Про профессию
  • Про помощь людям
  • Про помощь животным
  • Про подвиг

Объективно это самая легкая тема, так как трудно сказать менее 10 фраз, а знать ничего особо не надо, кроме того, что знает любой современный человек. Например, «Смелость и безрассудство – это одно и то же или нет»? Примеры смелости и безрассудства нетрудно придумать.

Однако необходимо придерживаться определенной композиции:

  • Тезис (ответ на вопрос темы: «Я считаю, что…»
  • Доказательства
  • Вывод («Вот поэтому я и думаю, что…»)

Подбирая доказательства, стоит опираться на план, который будет выдан.

Обычно никаких проблем с 10 фразами не возникает. Но все же надо помнить, что доказательства надо приводить развернутые. Не «Примером может служить Алексей Мересьев», а «Примером может служить Алексей Мересьев. Он был летчиком. Когда фашисты сбили его самолет, он выжил, но ему пришлось много дней со сломанными ногами добираться до своих. Герою ампутировали ноги. Но он все равно вернулся в военную авиацию, научившись не только ходить на протезах, но и танцевать». Вот тогда и ответ будет понятным, и фраз достаточно.

Задание 4. Диалог

Это самое простое из всех заданий. Экзаменатор будет задавать вопросы, а девятикласснику надо просто на них отвечать.

НЕЛЬЗЯ отвечать одним словом – только полным предложением!

Можно ответить в стиле: «Не знаю, но думаю, что…»

Ничего не случится, если ответишь неправильно по смыслу – важно лишь не наделать речевых и грамматических ошибок!

Источник

Читайте также:  Профессиональным называется автоматизированный способ выполнения действий
Оцените статью
Разные способы