- Ценовая конкуренция
- Суть и механизм ценовой конкуренции
- Плюсы и минусы ценовой конкуренции
- Виды ценовой конкуренции
- Кто использует ценовую конкуренцию
- Неценовая конкуренция
- Важные условия ценовой конкуренции
- Как противостоять ценовой конкуренции и победить в конкурентной борьбе
- Заключение
- Методы конкуренции в бизнесе
- Что такое конкуренция
- Плюсы конкуренции
- Минусы конкуренции
- Виды конкуренции
- Методы конкуренции
- Добросовестная
- Недобросовестная
- Ценовая
- Неценовая
- Зачем нужна конкуренция бизнесу
- Как обойти конкурентов в бизнесе: 6 советов для предпринимателя
- 1. Внедрение новых технологий
- 2. Обучение сотрудников и повышение квалификации
- 3. Новые каналы масштабирования бизнеса
- 4. Анализ конкурентов
- 5. Изучение спроса в перспективе
- 6. Повышение качества продукта
Ценовая конкуренция
Ценовая конкуренция имеет отношение к повышению и снижению цен в войне за долю рынка и улучшения условий сбыта. Это серьезная борьба между товаропроизводителями: их цель — завоевать внимание и расположение как можно большего количества потребителей, сократить производственные расходы и сократить цены на товар с учетом сохранения их потребительских свойств.
Для этого производители вынуждены манипулировать ценами, в частности они сокращают стоимость товара, чтобы обратить на себя внимание при вхождении на рынок. Затем цены в несколько раз повышаются, что обычно шокирует потребителя и вызывает их недовольство. Также в рамках ценовой конкуренции проводятся различные акции, сезонные распродажи и т.д.
Иногда вместе с ценовой конкуренцией наблюдается другое явление — ценовая дискриминация. Например, ставятся невыгодные условия, на которые приходится соглашаться. Такое можно наблюдать у транспортных компаний, которые работают над перевозками скоропортящихся продуктов. Таким образом, на одну и ту же услугу или товар для разных потребителей устанавливаются свои цены, из-за чего некоторым удается хорошо сэкономить, другим — наоборот.
Суть и механизм ценовой конкуренции
С точки зрения предпринимательства, ценовая конкуренция — это борьба с такими же производителями за внимание потребителя и увеличение собственных доходов. Производится это с помощью сокращения расходов и цен на товар. Не всегда эта конкуренция честна: потребители прибегают к такому ходу, как манипулирование ценами. Так, при покорении новых рынков товар продается по максимально низкой цене, такой, которой больше никогда не будет.
Война цен ведется такими способами, как распродажи, увеличение объема услуг по той же стоимости, увеличение сроков кредитования и т.д. Обычно всех этих действий достаточно для того, чтобы, если не вытеснить конкурентов с рынка, то значительно их подвинуть. Таким способом многие компании умудряются проникать на новые сегменты рынка и выводить свой товар на топовые позиции.
Если рынок монополизирован, то производители не позволяют ценам колебаться, они пытаются снизить расходы на маркетинг и рекламу и обеспечить рост прибыли. В таком случае цены становятся абсолютно неэластичными.
О войне цен речи здесь не идет, во всяком случае, они если и ведется, то скрыто. В открытой же форме ее можно наблюдать лишь тогда, когда фирма еще может сокращать себестоимость за счет увеличения массового производства и естественного увеличения прибыли.
Если уже была установлена равновесная цена, все попытки ее сократить приводят к тому, что все конкуренты поступают таким же образом. В результате компания не может выйти вперед, а ее финансовое состояние ухудшается. Останавливается развитие компании, оборудование не обновляется, сотрудники не проходят должного обучения, а темпы производства сокращаются. И компания, вместо того, чтобы выйти в лидеры, вынуждена отступать под натиском более успешных конкурентов, а в самых тяжелых случаях и вовсе прекращать существование.
Этим объясняется отсутствие снижения цен при активном прогрессировании технологических процессов. Даже больше — наблюдается их рост, причем не всегда адекватный. Он никак не соответствует повышению качества товаров, хотя оно есть.
Плюсы и минусы ценовой конкуренции
У ценовой конкуренции довольно много недостатков. Прежде всего, стоит подумать о занижении цен искусственным способом. В результате процент прибыли, которую получает компания, значительно ниже, чем планировалось. При этом во многих организациях цены находятся в непосредственной близости от уровня безубыточности и каждый просчет приводит к убытку, вне зависимости от количества клиентов.
Ценовая конкуренция — сложное явление. Она редко бывает честной, потому что легальными способами держать цену на определенном уровне прибыли практически невозможно. Нет, такое, конечно, может быть, и компаниям даже удается не допустить конкурентов до повышения рыночной стоимости товаров. Но это слишком трудно. Конкуренция может повысить прибыль и увеличить поток клиентов, но ее выгоды плохо поддаются подсчету.
Преимущества больше наблюдаются больше для потребителей. Ведь они получают вожделенный товар или услугу по низкой цене. Они могут оценить выгоды, связанные с предоставлением дополнительных продуктов и бонусов, которые сопровождают ценовые войны.
На примере автомобильной отрасли: здесь ценовая война будет сопровождаться сокращением стоимости автомобилей премиального класса. Человек, который в обычное время вряд ли смог себе его позволить, легко покупает дорогой автомобиль.
В других сферах для потребителя тоже есть преимущества войны товаропроизводителей. Они могут получить лучшие условиях финансирования, гарантию на работу, которая во много раз превышает стандартный период и т.д.
Для потребителя это очень и очень выгодно. Компании тоже могут остаться в плюсе. Ведь все то, что делается для потребителя, повышает его лояльность и увеличивает желание взаимодействовать с компанией, которая делает такие классные предложения. И поток клиентов растет, компания стабилизирует финансовые вопросы, повышается производительность и возникает потребность в увеличении рабочих мест. Это идет в плюс экономике.
Виды ценовой конкуренции
- Прямая ценовая конкуренция. Она подразумевает прямое и честное заявление о снижении цен. Иногда указывается причина такого поведения (пусть и не всегда честная): ликвидация товара, сезонная распродажа, скидка на устаревшую коллекцию и т.д.
- Скрытая ценовая конкуренция. На рынок поступает новый продукт, превышающий по свойствам предыдущую модификацию. При этом его стоимость не соответствует качествам. Она незначительно выше той, что установлена на товар из прошлой коллекции.
Кто использует ценовую конкуренцию
Ценовая конкуренция необходима для компаний, которые считаются аутсайдерами рынка. У них нет клиентской базы и толпы фанатов, они вынуждены выживать. С помощью конкурентной борьбы они пытаются победить монополии, ведь другие, неценовые способы, использовать они не могут.
Неценовая конкуренция
Неценовая конкуренция — это совокупность методов по ликвидации конкурентов, связанных с улучшением свойств товаров, в том числе их дизайна и функциональных характеристик. Яркий пример — любовь потребителя к зарубежным вещам, которые славятся качеством: часам из Швейцарии, автомобилям из Германии и т.д. Зачастую местные продукты ничуть не хуже, однако предпочтение отдадут тому, что создали зарубежные мастера.
К неценовой конкуренции относится увеличение списка услуг или улучшение их с точки зрения морали, например, забота об окружающей среде. Все это делается с помощью хорошо продуманной рекламной стратегии — ее роль в этом вопросе оценить невозможно.
Важные условия ценовой конкуренции
Ценовую конкуренцию сопровождает дискриминация. Она существует в среде, удовлетворяющей условиям:
- наличие монополиста с небольшим уровнем влияния;
- распределение потребителей по группам на основании платежеспособности;
- отсутствие возможности перепродажи товара.
Чаще всего явление дискриминации возникает на рынке услуг. Например, среди врачей, юристов, в гостиничном бизнесе и т.д.
Как противостоять ценовой конкуренции и победить в конкурентной борьбе
- Общайтесь с потенциальными клиентами. Рассказывайте им историю продукта, особенности взаимодействия с заказчиками, результаты, которые были достигнуты при его использовании. Все сказанное подкрепляйте фактами и статистическими данными. Хорошо, если будут отзывы и рекомендации от клиентов и партнеров. Чем меньше во всем этом воды и чем больше цифр и фактов — тем лучше и убедительнее.
- Оказывайте помощь заказчикам, не бойтесь говорить правду о слабых сторонах их продукта. Посмотрите, как работаю лидеры рынка, сравните методы работы с теми, что использует заказчик, и предложите ему внедрение изменений. Объясните, почему нововведения важны, какие преимущества он получит. Это может быть оптимизация затрат или увеличение прибыли. Чем успешнее работает заказчик, тем лучше для вашей компании — помните об этом и действуйте!
- Заказчик — это человек. Помните об этом, когда выстраиваете с ним взаимоотношения. Для него вы тоже личность, а уж потом представитель фирмы. Будьте дружелюбны, предоставляйте гарантии — чем выше доверие к вам, чем больше осведомленность о конкретных результатах работы, тем больше шанс на долгосрочное сотрудничество. В таких условиях потенциальный клиент не захочет искать низкую цену, и станет вашим преданным поклонником. Доверие — основа всего, только так можно влюбить в себя клиента и настроить его на многолетнее сотрудничество.
- Старые клиенты — это хорошо, но займитесь и привлечением новых. Последним продать товар по высокой цене часто бывает проще, чем продать его же по сниженной стоимости постоянникам. Гибкие цены — ваш выход. Регулируйте цены, исходя из портретов потребителей. Поиск новых клиентов можно доверить сотрудникам: для этого внедрите стимулирующую политику, например, предложите процент за каждого приведенного заказчика или совершенную им покупку. Любовь к работе, конечно, хорошо, но главной мотивацией по-прежнему остаются деньги.
Заключение
Конкурентная борьба стимулирует развитие. Конечно, если ведется она честно и по всем правилам. Ценовая конкуренция же не всегда идет во благо компании, так как ее полезный эффект оценить сложно. У метода борьбы есть как преимущества, так и недостатки. Минусов, наверное, даже больше. Однако компании-аутсайдеры не спешат искать другие методы борьбы и активно пользуются механиками ценовой конкуренции. В безусловном плюсе только потребитель — это его реальный шанс получить хороший продукт по низкой цене.
Источник
Методы конкуренции в бизнесе
Реальность такова, что даже лучшие товары и услуги продают несколько продавцов. Иногда дороже, иногда дешевле, иногда с лучшим сервисом, иногда с худшим, но практически в любом бизнесе вряд ли удастся найти предложение, которое сможете сделать только вы. С одной стороны, это немного обидно. А с другой — вполне справедливо и полезно для рынка. Рассказываем про методы конкуренции, которые помогают бизнесу расти и развиваться.
Что такое конкуренция
Если говорить про экономику, то это рынок, где действуют несколько производителей и продавцов. Каждый изо всех сил борется за внимание покупателей. У последних появляется выбор. Например, когда человек хочет купить смартфон, он выбирает модели у 10 производителей в 10 магазинах. При примерно одинаковых характеристиках, в одном магазине предлагают смартфон дешевле, в другом — удобная доставка, в третьем —за покупку начисляются полезные бонусы. Это конкуренция.
В 2019 году организация «Росконгресс» провела исследование российского рынка о состоянии конкуренции. В опросе приняли участие 1300 предпринимателей. 51% среди опрошенных считают, что в России интенсивная конкуренция. То есть нужно постоянно что-то делать для привлечения клиентов.
С другой стороны, Федеральная антимонопольная служба в 2020 году выпустила доклад о состоянии конкуренции на российском рынке. Государственная служба пишет, что на российском рынке слишком большая доля государственного участия. В некоторых отраслях она достигает 83%, и это плохо сказывается на развитии малого бизнеса. Антимонопольщики считают, что ситуацию улучшат тендеры. Это поможет малому и среднему бизнесу находить клиентов для товаров и услуг. Кстати, ПланФакт писал, как искать клиентов в закупках.
Плюсы конкуренции
Ситуацию лучше рассмотреть с точки зрения потребителей и предпринимателей. Конкуренция дает покупателям:
- Выбор.
- Доступные цены. Когда на рынке несколько продавцов, не получится поставить слишком высокую цену, потому что всегда найдется конкурент, который сделает более доступное предложение.
- Новые товары.
На конкурентном рынке нет дефицита, а потребитель покупает по комфортной цене у продавца, который предлагает лучшие условия.
Предприниматели, благодаря конкуренции, постоянно развивают бизнес:
- Внедрение технологий. На рынке появляются современные товары.
- Улучшение сервиса. Если много конкурентов, клиентов привлекают сервисом и предложениями.
- Развитие. Конкуренты вынуждают делать бизнес еще лучше.
Минусы конкуренции
Для покупателя нет минусов в конкуренции, а вот предприниматели сталкиваются с трудностями:
- Снижение цен. Если на рынке 50 компаний торгуют смартфонами, то 51 компания будет априори ориентироваться на цены конкурентов, а это не всегда выгодно. У опытных компаний другие издержки, чем у новичков. А некоторые специально демпингуют, вынуждая снижать цены и других.
- Банкротство. Не все выдерживают соревнования с другими компаниями. Некоторые не справляются и закрываются. Хорошо, если это произойдет без долгов перед кредиторами.
- Уменьшение срока жизни бизнеса. Из-за конкуренции постоянно развиваются технологии, и какие-то виды бизнеса теряют актуальность. Например, так произошло с терминалами для оплаты сотовой связи.
Но предприниматели знают, что бизнес — это риск. Поэтому то же исследование «Росконгресса» показывает, что бизнес позитивно оценивает само существование конкуренции.
Виды конкуренции
Один и тот же бизнес конкурирует с другими компаниями по разным направлениям. В целом, их 4:
- Масштаб. Небольшой магазинчик продуктов конкурирует с другими в пределах района или города. Если бургерная масштабирует бизнес, то выходит на региональный или федеральный уровень.
- Форма. Предприниматели могут ставить цены ниже конкурентов или привлекать клиентов с помощью сервиса, то есть действовать ценовыми и неценовыми методами.
- Рынок. Здесь выделяют совершенную конкуренцию и несовершенную. При первом варианте на рынке множество фирм, которые честно борются за клиентов. При втором появляются монополии, картельные сговоры или коррупционные методы для регулирования рынка.
- Спрос. Есть олигополия, когда товар предлагают 2-3 компании. При монополии рынок захватывает один производитель. Чистый спрос дает возможность работать всем предпринимателям.
Методы конкуренции
Конкуренция не существует сама по себе. Предприниматели, их поведение, действия, решения влияют на рынок и приводят к изменениям. Поэтому бизнес применяет несколько методов конкуренции, чтобы улучшить положение на рынке.
Добросовестная
Это здоровое поведение на рынке, когда предприниматели постоянно улучшают бизнес, развивают сервис и внедряют технологии для привлечения клиентов. Никто не привлекает к решению вопросов чиновников, черные методы PR или бандитов.
Недобросовестная
Это уже обратная сторона бизнеса. Некоторые предприниматели не хотят участвовать в честной борьбе и поэтому применяют нечестные методы работы. Подобные явления происходят в каждой стране. Например, встречаются такие виды недобросовестной конкуренции:
- С помощью чиновников. Предприниматель планирует открыть термы, но в городе работает аквапарк. Его хозяин дружит с мэром и боится, что термы уведут клиентов. Происходит сговор и по разным причинам для терм не находят места, контролирующие органы не выдают разрешений и чинят другие препятствия.
- С помощью ФНС. Иногда мошенники используют технические недоработки налоговиков и сдают отчеты за конкурентов. Например, отправляют фальшивую декларацию по которой получается, что компания не доплатила налоги. Счет блокируют, бизнес останавливается и ждет, пока налоговики разберутся.
- С помощью криминала. Некоторые подкупают бандитов, чтобы они вынудили предпринимателя уйти с торговых площадей или закрыться. Угрожают, применяют физическое насилие, постоянно портят имущество.
- С помощью сотрудников. Некоторые работники воруют клиентские базы, чтобы продать конкурентам. Или работают в компании, а потом открывают свое дело, но переманивают клиентов с прошлой работы.
Используют и черный PR. Например, с помощью ботов распространяют негативные комментарии на сайтах или в соцсетях.
Эксперт по франшизам Евгений Талдыкин считает, что даже такую конкуренцию реально использовать в плюс:
«Я руководил сетью парикмахерских. В одном городе был партнер, который открыл 3 точки под нашим брендом. Поработал пару месяцев и вышел из сети, но при этом скопировал наш брендбук, цены, технологии и поменял название. Мы решили посмотреть, чем закончится дело. В итоге он поработал несколько месяцев, но не хватило собственных сил для развития. Он продал нам 3 точки и ушел в другой бизнес. Я считаю, что конкуренция — это нормально. Не надо нервничать, а лучше наблюдать и учиться. Даже негативный опыт работает в плюс»
Но бывают и совсем некрасивые способы убрать конкурента с дороги. Предприниматель занимается запчастями в одном регионе России. Он анонимно рассказал о таком случае:
«Это было в конце 90-х. У меня был конкурент и он занимал складские помещения, которые мне были сильно нужны. Я несколько раз предлагал купить помещения, но он отказывал. Потом я узнал, что он часто ходит ко всяким гадалкам и верит их рекомендациям. Ну, я и подкупил одну целительницу. Она ему нагадала, что он и его жена скоро заболеют, а чтобы этого избежать надо закрыть бизнес. Дескать, он с нехорошей аурой. Человек предсказуемо испугался. Сам мне позвонил. Я в итоге купил эти помещения дешевле, чем хотел»
Существуют и не совсем корректные схемы поглощения. Расскажем про случай с одной электронной торговой площадкой. Банк захотел купить площадку и предложил хорошую цену. Собственники ЭТП решили, что выгоднее продать бизнес. Переговоры шли хорошо, но в итоговых документах прописали неприемлемые условия. Деньги от покупки замораживались на счетах банка на несколько лет. За это время бизнес должен показывать такие же результаты, как в отчетности. Если показатели станут хуже, то часть денег возвращается банку. Собственники ЭТП отказались от таких условий. Потом выяснилось, что банк «натравливает» ФНС на таких «отказников». Площадка, о которой идет речь, вела дела официально, и поэтому налоговики не смогли предъявить претензии.
Ценовая
Есть рынки с высокой конкуренцией. Например, когда покупаете смартфон или ноутбук в интернете, видите десятки предложений от разных магазинов. Предприниматели на таких рынках часто используют ценовую конкуренцию, то есть снижают цены, чтобы привлечь покупателей.
Это нормальный способ для выживания бизнеса, но есть нюансы. Для начала лучше изучить цены конкурентов и посчитать все свои издержки, чтобы низкая стоимость все-таки приносила прибыль, а не увела бизнес в минус. Особенно это актуально для тендеров. Некоторые участники стремятся победить любой ценой. В итоге максимально снижают цену, побеждают и понимают, что исполнять контракт невыгодно.
Генеральный директор Fast Reports Михаил Филиппенко считает, что занижать цену опасно для развития бизнеса:
«Ценовая конкуренция часто встречается в нижнем ценовом сегменте. Давным давно, более 20 лет назад, когда мы только выходили на мировой рынок (с неоправданно, как сейчас вижу, низкой ценой), мы таким образом сами себе выстроили барьер. Объясню. Фактически, конкуренция происходит в головах у клиентов, и они думают: «хорошая вещь (а технологически мы уже тогда были лидером) не может стоить дешево», при этом мы своими руками загнали себя в эту «ценовую нишу» и выбирались оттуда более десятка лет. Это просто звучит «ну и продавали бы дешево», но ведь это средства на дальнейшую разработку, маркетинговое продвижение. Средства для компании очень важны»
Неценовая
По сути, настоящий и честный бизнес строится на неценовой конкуренции. Давайте разберем методы,которые используют предприниматели, чтобы быть лучше других.
- Узнаваемость бренда. Когда покупатель приходит за смартфоном, то держит в памяти названия, о которых слышал. Если предложить новую марку, она вызовет недоверие. Люди не особо доверяют брендам, которые не заявляют о себе.
- Сервис и обслуживание. На рынке куча магазинов, которые продают смартфоны и ноутбуки. Качество и цены примерно одинаковые. Как заполучить покупателя? Предлагайте лучший сервис. Пусть продавцы дают подробные консультации со всеми плюсами и минусами. Давайте длительную гарантию, подарки, развивайте программы лояльности. Клиент придет туда, где купит нечто большее, чем телефон.
- Качество. Здесь все просто. Можно продавать пылесосы за 10 тысяч рублей, которые ломаются через 1 год. Но покупатели готовы заплатить 25 тысяч за модель, которая проработает без ремонта в течение 5 лет. Главное, донести эту мысль с помощью цифр, то есть показать выгоду.
- Реклама. Представьте, что на одной остановке работают два киоска с шаурмой. В одном ларьке догадались раздавать листовки с рекламой, заказали рекламу на дорожных указателях и сделали аудиообъявления. Так они стали заметнее, чем киоск, который просто готовит шаурму.
- Престиж. Это работает для дорогих товаров и услуг. Например, элитный салон красоты оказывает дорогие услуги, использует профессиональную косметику и качественное оборудование. Для некоторых клиентов попасть в такой салон — способ показать остальным, что они находятся на другом уровне.
- Продление срока службы товара. Например, можно купить кроссовки за 2 тысячи рублей, которые придут в негодность за один сезон. А можно дать покупателям обувь за 7 тысяч рублей, но она прослужит 5 лет.
Управляющий партнер Betty’s cake Антон Флинта рассказывает, что методы можно совмещать:
«Мы стараемся уходить от конкуренции в прямом смысле. Создаем новые продукты для российских потребителей, создавая новый спрос. Мы начали деятельность с дублирования продукции, которую производят наши конкуренты, но с добавленной ценностью. В результате ощутили, насколько это длительный и сложный путь. Запустили в производство новую линейку десертов в другой упаковке и в другом формате. В результате получили новых клиентов ,не уводя действующих клиентов у наших конкурентов. В мировых реалиях и в развитых странах такое сделать крайне сложно, но если смотреть на российский рынок, то с точки зрения конкуренции и запуска новых продуктов, он развит крайне слабо»
Зачем нужна конкуренция бизнесу
В первую очередь, конкуренция показывает, какие товары и услуги востребованы на рынке. Популярная ошибка новичков — думать, что если нет конкурентов, то успех обеспечен Это не так. Скорее это показатель, что потребитель не созрел для предложения.
С другой стороны, высококонкурентный рынок заставляет предпринимателя вести бизнес на основе цифр. Потому что придется сделать финансовую модель, чтобы понимать, насколько реальны планы компании. Возможно не стоит открывать небольшой продуктовый магазин в районе, где работают федеральные супермаркеты. Или все же открывать, но с конкурентным преимуществом. Например, работать 24 часа и с баром для продажи алкоголя ночью.
Действующие предприниматели не расслабляются именно из-за конкуренции. Приходится постоянно что-то придумывать и улучшать, чтобы клиенты не уходили к другим компаниям.
Иногда конкуренция приводит к неожиданным поворотам. Генеральный директор ООО «Научно-производственный центр «НовАТранс» Рафаил Валиев считает, что с конкурентами можно можно и сотрудничать:
«Если говорить о той нише, где работает наша компания (рынок образовательных технологий для железнодорожной отрасли), то я все чаще наблюдаю переход от конкуренции к объединению и партнерскому сотрудничеству. Это позволяет избегать искусственного занижения цен и дает возможность создавать качественно новые продукты»
Как обойти конкурентов в бизнесе: 6 советов для предпринимателя
Не стоит бояться конкуренции. В бизнесе от нее не уйдешь, поэтому радуйтесь, что есть мотивация для улучшения бизнеса. Но и есть 6 правил для успешной конкурентной борьбы.
1. Внедрение новых технологий
Это касается производства и торговли. Новое оборудование позволяет пилораме производить больше фанеры за месяц, чем конкурентам на старых станках. Или пандемия Covid-19 показала, что рестораны, которые внедрили онлайн-сервисы, лучше перенесли «карантин». Пока другие только начинали принимать заказы через интернет, более передовые заведения уже вовсю продавали еду дистанционно.
Всегда отслеживайте технологии, которые применяют в отрасли. Необязательно внедрять все новое. Одни инструменты хорошо работают за рубежом, но не востребованы в России. Но держите руку на пульсе, чтобы вовремя применить технологии, которые понравятся клиентам.
2. Обучение сотрудников и повышение квалификации
Сотрудники должны знать не только техники продаж или убеждений. Важно, чтобы они разбирались в продукте. Представьте, что магазин продает витамины. Придет покупатель, которому нужны БАДы улучшения сна или от болей в суставах при занятиях спортом. Если продавец не сможет внятно ответить на вопросы и рассказать, для чего пить определенный вид витаминов, то покупатель уйдет в магазин, где получит грамотную консультацию. Поэтому важно, чтобы сотрудники были экспертами, а не только продавцами.
Более того, эксперт отговорит клиента от ненужной покупки. А это позитивно скажется на имидже компании. В следующий раз клиент обязательно придет к вам, когда на самом деле понадобятся ваши товары.
3. Новые каналы масштабирования бизнеса
Если кафе работает в одном городе, то рано или поздно встанет вопрос о масштабировании. На первом этапе открывают другие точки в городе. Затем отрабатывают бизнес-процессы и открывают кафе в других регионах. Это можно сделать и по франшизе.
Если какие-то точки не окупаются, то бизнес получится сохранить за счет других заведений. Одному заведению труднее пережить кризисные ситуации. Например, арендодатель отказывается продлевать договор, а это значит, что кафе прекратит работу на какое-то время.
Всегда ищите точки роста для бизнеса. Это поможет увеличить прибыль, и будет проще пережить трудные времена. У вас будет больше финансовых возможностей, чтобы справиться с потерями на некоторых направлениях.
4. Анализ конкурентов
Конкуренты — это помощники для любого бизнеса. Необходимо регулярно следить за тем, что они делают. Например, под видом покупателей пытаться что-нибудь купить. Это делают для того, чтобы понять уровень экспертности продавцов и узнать, что еще предлагают клиентам.
Анализ поможет держать руку на пульсе и быстро внедрять в работу фишки других компаний. При этом не стоит думать, что плохо подсматривать за другими. Это не так. Каждая деятельность развивается за счет какого-нибудь копирования. Главное, делать это осознанно и с пользой для клиентов.
Руководитель офиса компании «ЦКТ» в Санкт-Петербурге Алексей Биляк считает, что анализировать конкурента можно собственными силами:
«Анализ конкурентов мы производим собственными силами, используя данные из открытых источников. Изучаем количество интернет-ресурсов той или иной компании, а также открытую финансовую информацию. Это позволяет понять примерные обороты. Работаем и по конкретным товарам: мониторим присутствие на маркетплейсах, наличие товара, в том числе на складе. Есть и косвенные показатели, такие как посещаемость сайтов конкурентов, ну и конечно, положение в поиске по ключевым запросам, важным нам. На отзывы сегодня смотрим в меньшей степени, поскольку по нашим наблюдения, сегодня 50% отзывов написано самими же организациями»
5. Изучение спроса в перспективе
Стагнация приведет бизнес к остановке. Поэтому необходимо думать на перспективу. Посмотрите, как стали практически не нужны стационарные телефоны, модемы или кассетные магнитофоны. Изучайте технологии и тренды, чтобы предлагать рынку актуальный товар. Но тут главное не переборщить. Одно время все бросились продавать спиннеры, а сегодня поп-иты. Но у многих в итоге склады забиты этой продукцией. Учитесь отличать трендовые товары от долгого спроса.
6. Повышение качества продукта
Это одно их основных правил для успешной борьбы с конкурентами. Всегда будьте лучше, и тогда клиенты выберут вас. И слово качество в данном случае означает комплексный подход.
Недостаточно просто продавать или производить хорошие товары. Придется хорошо консультировать, быстро обрабатывать заявки покупателей, развивать доставку, сделать хорошую программу лояльности. То есть недостаточно быть хорошим в чем-то одном. Развивайте все аспекты, чтобы остаться на плаву.
Сооснователь маркетплейса скидок «ПромКод» Андрей Приображенский считает, что необходимо отталкиваться и от клиентских запросов:
«Я руковожу сервисным продуктом, в котором важны удобство использования и возможность удовлетворить запрос пользователя. По сути, у нас предметная и функциональная конкуренция. Анализ конкурентов включает параметры, которые относятся к этим методам. Анализируем и улучшаем пользовательские характеристики продукта. Сейчас, к примеру, пользователь нашего сервиса заинтересован не только в скидке, но и в возможности получить кэшбэк на свою покупку. Для удовлетворения этого запроса мы доработали продукт»
Конкуренция — это обычное явление для рынка, на котором работает малый и средний бизнес. Ее не нужно бояться, а наоборот, стоит использовать для развития и выхода на новый уровень.
Источник