Учимся правильно выводить маток без переноса личинок
Как известно, от качества пчелиных маток в большей мере зависит и сила семей. При этом выводить пчелиных «королев» можно весь сезон при помощи нескольких способов. Один из действенных и проверенный пчеловодами — способ Цандера, о котором мы поговорим далее. А поможет понять, как производится вывод маток без переноса личинок видео, представленное в конце статьи.
Особенности и суть способа
Современное пчеловодство требует достаточно большое количество маток. Они нужны для разных целей: для замены старых, для расширения семей, для отводков и прочее. Для этих целей они должны выводиться от высокопродуктивных семей. И получить их нужное количество может помочь лишь искусственное разведение.
Сегодня выделяют три способа выведения маток: природный, искусственный и комбинированный. К естественному способу относят роевой и свищевой вывод; к искусственному – с переносом личинок, из яиц, с двойным переносом и без переноса; комбинированный охватывает много методов, которые большей мерой связанные с работой с сотами.
Официально искусственный вывод маток пчеловодство приписывает американским пасечникам, но это не совсем так. Считается, что в 1882-м году Аллей впервые опубликовал свой метод без переноса личинок. Но наш отечественный пчеловод Е. Гусев немного опередил зарубежных практиков. Еще в 1860-х годах в Петербурге он говорил за этот искусственный вывод маток.
Способ Цандера – основы
Способ Цандера или выведение маток без переноса личинок пчеловодство сегодня считает наиболее совершенным. Правда, от самого истинного способа Цандера сегодня осталась лишь сама задумка использования одной личинки для вывода матки. В остальном этот метод за много лет усовершенствовался и дополнялся, поэтому и утратил первоначальное название. Сегодня он широко распространен благодаря своей простоте и рентабельности.
Для маточного воспитания личинки нужно подготавливать по следующей схеме: из рамки сначала вырезаем полоски, затем их разрезаем на кусочки таким образом, чтобы на каждом была только одна личинка. Ячейку затем нужно прикрепить к деревянному клинышку или использовать специальный зажимный патрон. После патрон следует разрезать на две части и одну, опустив в жидкий воск, прикрепить к планке маточной рамки.
Теперь кусочек сота с одной личинкой прикладывают к прикрепленной половинке патрона. Вторую половинку патрона уже нужно приложить к прикрепленной первой половинке патрона и зажать ячейку. Следующий вывод маток можно будет делать проще: не нужно уже половинку патрона обмазывать воском, достаточно будет немного подержать его в теплом месте.
Обычный патрон нужно вставить в гнездо планки маточной рамки и на одной планке можно размещать до 10-12 патронов. Чтобы ускорить работу можно рекомендовать сначала размещать половинки патрона к планкам, а уже потом ячейки с личинками прижимать второй половинкой патрона. Если нет патронов, можно применять для работы специальные клинышки. Они имеют треугольную форму с длиной сторон 35 мм и 15 мм. Их делают из пустых спичечных коробков.
Клинышки уже с прикрепленными к ним ячейками помещаем рядами в темный старый сот. Расстояние в ряду между клинышками должно быть 2 см, а между рядами – 5 см.
Как делать на практике?
- В середину гнезда выбранной сильной семьи нужно поставить светло-коричневый сот, сбрызнув его медовым сиропом.
- На четвертый день, когда в соте уже будут находиться отложенные яйца и личинки, матку забираем и помещаем в небольшой нуклеус.
- Теперь сот нужно достать из гнезда, острым ножом сделать на нем треугольные вырезы или окна размером 20х5-6 см.
- В верхнем ряду личинки прореживаем следующим образом: одну оставляем, две убираем. После этого рамку нужно поставить в гнезде между рамками с открытым расплодом.
- Через 3 дня смотрим на этом соте маточники и убираем свищевые маточники на других сотах.
- Примерно через пять суток после того, как мы забрали матку, пчелы должны уже запечатать маточники.
- В течение первых десяти дней после того, как мы поставили личинок, зрелые маточники нужно забрать из семьи-воспитательницы и поставить их в клеточки. Это важно, чтобы уберечь других маток.
- Предварительно клеточки мы заполняем жидким медом и ставим в гнездо с расплодом. Это показано на видео внизу.
- Когда из маточников выйдут будущие матки, их используем для формирования отводков или заменяем старые в течение последующих 3-5 дней. Об этом также сказано в видео.
Достоинства и недостатки метода
Способ Цандера или вывод маток без переноса личинок в отличие от других методов более простой в выполнении и может использоваться широким кругом пчеловодов.
Но есть очень важные недостатки такого способа. Во-первых, нужно портить достаточно много сотов. Во-вторых, применимый метод только в том случае, если нужно вывести небольшое количество маток. Пчеловодство нашей страны этот способ рекомендует небольшим пасекам.
Также важно отметить, что при таком выводе на маточное воспитание можно дать не более 15% личинок. А все остальные, к сожалению, уничтожаются. Также в работе мы будем использовать только одну сторону сота, поэтому понимаем, что процент использования личинок и вовсе сокращается. Как показывает практика почти до 7,5 процента.
Видео « Изолируем маточники в клеточки »
В этом видео два пчеловода демонстрируют, как у них выглядят маточники и как они их изолируют. Как их помещать в специальные рамочки и что делать потом, узнайте и вы из нашего видео-ролика.
Источник
Способ цандера вывод маток
Главная → Матководство → Современная технология вывода маток
Современная технология вывода маток
Согласно современной технологии матковыводного дела, на пасеке выделяют три группы пчелиных семей: материнские, от которых берут молодых личинок или яйца; отцовские, предназначенные для выращивания трутней, и семьи-воспитательницы, пчелы которых воспитывают будущих маток.
В качестве материнских выделяют самые лучшие по продуктивности, зимостойкости и здоровью семьи, отличающиеся хорошим развитием и высокой плодовитостью маток. Такие же высокие требования предъявляют и к отцовским семьям. Семьи-воспитательницы выделяют из числа сильных продуктивных семей пасеки.
Число материнских и отцовских семей, а также семей-воспитательниц для получения определенного количества маток зависит от продолжительности медосбора, погоды, биологических особенностей пчел, техники вывода маток и некоторых других условий. Во избежание тесного родственного разведения (инбридинг) на пасеке выделяют несколько материнских семей. Подготовка отцовских семей начинается задолго до вывода маток. После общего весеннего осмотра в середину гнезда семей, предназначенных для вывода трутней, ставят один-два светло-коричневых трутневых сота. Если отцовская семья не очень сильная и нужно получить ранних трутней, то в гнездо добавляют три-четыре рамки со зрелым (на выходе) расплодом. Гнездо сокращают и тщательно утепляют. В семье должно быть не менее 6—7 кг меда и две-три рамки с пергой. При отсутствии в природе нектара и цветущих пыльценосов проводят побудительную подкормку (дают ежедневно на ночь по 300—400 г тепло¬го сахарного сиропа, а лучше медоперговую подкормку). С наступлением воскостроительного периода в середину гнезда отцовской семьи можно поставить рамку с узкой полоской вощины для отстройки трутневых ячеек. В течение всего периода спаривания маток с трутнями подкормку
отцовских семей при перерывах в выделении нектара растениями, особенно после главного медосбора, возобновляют, чтобы предотвратить изгнание самцов.
При подготовке отцовских семей важно учитывать, что на развитие трутня до половозрелого состояния требуется около 38 дней, а на развитие матки — около 22 дней. Следовательно, вывод трутней надо начинать на две недели раньше вывода маток. Вывод трутней в остальных семьях пасеки ограничивают.
Материнские семьи особой подготовки не требуют.
Подготавливать семьи-воспитательницы следует заблаговременно, чтобы к моменту постановки личинок на воспитание в каждой было не менее 2 — 2,5 кг пчел, в том числе достаточное число физиологически молодых с развитыми железами, выделяющими личиночный корм и воск. Кроме того, в гнезде семьи-воспитательницы постоянно должно находиться не менее 6-7 кг меда и две-три рамки с пергой. При раннем выводе маток для наращивания большого числа молодых пчел прибегают к подсиливанию семей-воспитательниц несколькими рамками печатного расплода и побудительной подкормке, тщательному сокращению и утеплению семей.
Перед постановкой личинок на воспитание применяют специальные способы подготовки семей-воспитательниц к приему личинок. Одним из них является прием осиротения семьи воспитательницы. В семьях отбирают матку и весь открытый расплод, лишая ее возможности вывести новую матку из своих личинок. Для этого за девять-десять дней до постановки личинок на воспитание матку с тремя-четырьмя сотами изолируют разделительной решеткой от остальной части гнезда. За пять-шесть часов до постановки личинок ее вместе со всем ОТКРЫТЫМ расплодом отбирают из семьи и помещают как временный отводок в наглухо отгороженную часть улья. В семье-воспитательнице оставляют весь печатный расплод, не менее 7 кг меда и двух рамок перги.
Перед тем как поместить в семью-воспитательницу рамки с привитыми в мисочки личинками, ее гнездо собирают так, чтобы по краям были расположены рамки с медом, затем с пергой, а в середине с печатным расплодом. Среди рамок с печатным расплодом оставляют одну или две расширенные улочки. В этих улочках-колодцах накапливается много пчел, что имеет положительное значение для воспитания ма¬точных личинок. Гнездо сокращают так, чтобы при обычном распределении пчел на 11 улочках они заняли 9. Особое внимание обращают на тщательное утепление гнезда сверху и с боков.
Подготавливая семью-воспитательницу способом без осиротения матку не удаляют, а оставляют за разделительной решеткой, чтобы пчелы основной части гнезда имели к ней свободный доступ. Основной недостаток указанного метода — слабый прием маточных личинок, данных семье на воспитание, и закладка большого числа свищевых маточников.
Число личинок, которое можно дать на выращивание, зависит от силы и породных особенностей семьи-воспитательницы, условий погоды, характера медосбора и некоторых других факторов. Перегрузка семьи большим числом личинок ведет к ухудшению качества маток. Прием личинок зависит от породных особенностей семей-воспитательниц. Пчелы южных и низменных районов (итальянские, желтые армянские), как правило, принимают на маточное воспитание больше личинок, чем северные и высокогорные (среднерусские, серые горные кавказские, карпатские), что совпадает с их особенностями при закладке роевых и свищевых маточников.
В один прием семье-воспитательнице среднерусской породы рано весной надо давать на выращивание 20—25 личинок. Позднее при хорошей погоде и появлении в природе взятка число личинок можно увеличить до 30—35. Семьям южных пчел можно дать личинок на 40—50 % больше. При многократном использовании той же семьи для выращивания маточных личинок их число в каждой последующей партии сокращают на 5—10 %.
Для выращивания маток используют молодых личинок или яйца, которые после соответствующей подготовки передают семье-воспитательнице. Применяемые в практике способы подготовки личинок для вывода маток делятся на две группы: без переноса личинок, при котором маточники пчелы отстраивают из пчелиной ячейки, содержа¬щей молодую личинку (или яйцо), предназначенную для выращивания новой матки; с переносом личинок в специально изготовленные мисочки с круглым дном, на основе которых пчелы отстраивают маточники.
При любом способе вывода маток важно использовать молодых личинок, лучше однодневных, но не старше двух дней. Для получения одновозрастных личинок без изолятора в середину гнезда материнской семьи, от которой хотят получить их, ставят хороший светлый сот, в котором вывелись одно-два поколения пчел. Сот ежедневно осматривают, чтобы установить, какого числа матка начнет откладывать в него яйца. Через четыре дня после начала откладки в ячейки сота яиц самым старшим личинкам будет не более суток. Всех личинок можно использовать для вывода маток.
Получить от материнской семьи личинок точно к намеченному сроку можно с помощью изолятора .
Использовать же следует наиболее крупных, обильно снабженных кормом личинок.
Самый простой способ вывода маток без переноса личинок — это поставить сот с одновозрастными молодыми личинками из материнской семьи в центр гнезда «осиротевшей» семьи-воспитательницы, которая на некоторых ячейках с молодыми личинками и выведет маток. Хотя этот способ и прост, но неудобен тем, что пчелы часто строят маточники вплотную друг к другу: использовать такие маточники (вырезать) трудно, причем приходится портить сот.
Преимущество другого способа — способа Аллея заключается в том, что отстроенные пчелами маточники удалены друг от друга. Из средней части сота с молодыми личинками, взятого из материнской семьи, горячим острым ножом вырезают полоски с одним рядом ячеек. Полоски сота кладут на стол боком (на ребро) и с той стороны, где имеется больше молодых личинок, ячейки срезают наполовину их высоты. Затем полоску переворачивают срезанной стороной вверх и проводят прореживание личинок так, чтобы в ряду между ячейками с личинками остались по две пустые ячейки (личинок раздавливают спичкой или тонкой палочкой). Затем осторожно, не касаясь оставшихся личинок, с помощью палочки расширяют их ячейки. Для крепления полосок с личинками подготавливают специальную рамку. В соте такой рамки прорезают два горизонтальных сплошных отверстия высотой 4—5 см, чередующихся с полосками сота такой же ширины. Готовую полоску сота приклеивают к ребрам сота снизу расплавленным воском или прикрепляют тонкими деревянными шпильками и ставят в семью-воспитательницу.
Способ Цандера удобен тем, что позволяет получать отдельные маточники, прикрепленные к небольшим брусочкам-патронам, в результате чего облегчаются изоляция зрелых маточников и их подсадка. Полоску сота с личинками, подготовленную так же, как описано выше, разрезают на кусочки, каждый из которых содержит одну пригодную для вывода маток личинку. Далее расплавленным воском ячейки с молодыми личинками приклеивают к небольшим деревянным брусочкам-патронам размерами 25Х 25 мм, после чего их прикрепляют к планкам специальной прививочной рамки.
Можно поступить и по-другому: деревянные квадратные брусочки прикрепить воском к ниж¬ней стороне планок прививочной рамки на расстоянии 5 мм один от другого, а к патронам затем прикрепить ячейки с личинками. На одной планке помещается до 15 патронов, а на трех планках 36—45.
Для прикрепления ячеек с личинками к патронам прививочную рамку с приклеенными к ней патронами кладут на стол и поворачивают планочки патронами кверху. Кусочки сотов с личинками приклеивают расплавленным воском к середине каждого патрона. Затем рамку поднимают, планочки поворачивают личинками книзу и ставят в семью-воспитательницу.
Кусочки сота с молодыми личинками можно приклеить не к патронам, а к треугольным клинышкам, изготовленным из тонких дере¬вянных дощечек (толщиной 1—2 мм). Длина таких клинышков 3—3,5 см, ширина у основания треугольника 1,5—2 см.
Современный способ вывода маток с переносом личинок — способ Пратта-Дулнтля слагается из следующих процессов:
а) изготовление мисочек,
б) подготовка мисочек к переносу личинок и снабжение кормом,
в) прививка личинок. Все остальные работы по получению одновозрастных личинок, подготовке семей-воспитательниц и отцовских семей проводятся так же, как и при выводе маток без переноса личинок.
Чаще всего искусственные мисочки делают с помощью деревянного шаблона, который представляет собой круглую палочку из мелкослойного дерева длиной 100—120 мм, диаметром 8—9 мм с закругленным и тщательно отшлифованным концом. Для изготовления мисочек берут самый светлый воск, который растапливают на медленном огне в сосуде, помещенном в другой сосуд с водой или лучше на водяной бане. Шаблон сначала опускают в холодную воду, затем встряхивают, чтобы удалить воду, и опускают три-четыре раза в жидкий воск на глубину 6—7 мм. Чтобы получить мисочки с тонкими краями, первый раз палочку обмакивают в воск на глубину 7 мм, второй раз — на 1—2 мм меньше, третий раз — еще меньше. В этом случае дно и нижняя часть мисочки получаются прочными и толстыми, а края — более тонкими, что способствует лучшей отстройке мисочки. После последнего обмакивания мисочку вместе с шаблоном прикладывают к патрону, и она, остывая, приклеивается прочно к его поверхности. Затем осторожным поворотом вытаскивают шаблон из мисочки.
Прежде чем перенести личинок в мисочки, их следует на шесть — восемь часов поместить в семью-воспитательницу для полировки. Делать это надо в день ее осиротения на ночь.
Снабжение мисочек кормом для переноса личинок необходимо для питания личинок и облегчения прививки. Лучше всего использовать маточное молочко.
В начале работы по выводу маток в одной семье-воспитательнице можно оставить рамку с молодыми личинками, на которых пчелы отстроят свищевые маточники. Из маточника удаляют личинку и тонкой чистой палочкой перемешивают молочко. Затем палочкой или лучше гусиным (куриным) пером с заостренным концом захватывают капельку молочка величиной с просяное зерно и переносят в мисочку. Молочко на дне мисочки нужно слегка придавить, но не размазывать по дну. Делают это перед прививкой личинок, чтобы молочко не высохло.
Прививка личинок или перенос их из пчелиных ячеек в готовые мисочки делаются с помощью шпателя. Его можно изготовить из алюминиевой проволоки диаметром 1,5— 2 мм. Конец должен быть загнутым, приплюснутым в виде тонкой лопаточки, тщательно отшлифованной, чтобы не повреждать личинку при переносе. Для удобства работы такой шпатель насаживают на
деревянную ручку. Можно использовать и гусиное перо с загнутым и отточенным в виде узкого треугольника концом шириной 1,4 мм.
Прививку личинок следует проводить в чистом светлом помещении при температуре 20—25 °С и сравнительно высокой относительной влажности (не ниже 70—75 %).
Ячейки сота с подходящими для прививки личинками подрезают на 1/2—2/3 их высоты. Затем на сот кладут прививочную рамку, повернув планки с мисочками вверх. Сот с личинками держат близко к свету, чтобы донышки ячеек были хорошо освещены. Под плавающую в молочке личинку со стороны спинки (выгнутая сторона) осторожно подводят кончик шпателя так, чтобы оба конца личинки слегка выступали за края лопаточки. При этом кончик шпателя нужно чуть-чуть придавить ко дну ячейки, чтобы не повредить личинку. Как только большая часть личинки окажется на кончике шпателя, его вынимают из ячейки и осторожно опускают в мисочку, слегка придавливая конец шпателя ко дну мисочки. Подхватывать личинку шпателем следует в один прием и прививать нужно той стороной, которой она была обращена к донышку ячейки. Как только прививка личинок для одной семьи-воспитательницы будет закончена, рамки с ними помещают в переносный ящик и сейчас же передают семье-воспитательнице.
Независимо от способа вывода маток через два дня после постановки прививочной рамки нужно проверить прием личинок. Плохой прием (ниже 70—75 % принятых личинок) часто вызывается тем, что семья отстроила свищевые маточники на собственных личинках. Их надо удалить.
Отбирают запечатанные маточники из семей-воспитательниц через девять дней после прививки личинок, то есть за двое суток до выхода маток из маточников. При плохих условиях содержания (недостаточная температура в гнезде семьи-воспитательницы, холодная погода, некоторое ослабление семьи и малое количество расплода в ней) развитие маток может задержаться. В любых случаях нельзя допускать выхода маток из маточников в семье-воспитательнице, так как первая же вышедшая уничтожит все остальные маточники. Вместе с тем нельзя отбирать и недостаточно зрелые маточники — куколки очень чувствительны к резким изменениям температуры и сотрясениям.
Прежде чем поместить маточники в клеточки, кормовое отделение деревянной колодочки заправляют кормом (лучше всего канди). Мед для этой цели менее пригоден, так как матка может вымазаться и погибнуть. В клеточку нужно подсадить десяток молодых пчел, которые помогут матке выйти из маточника и будут ее кормить во время пребывания в клеточке.
Важно как можно скорее подсадить маток в нуклеусы или семьи, где они смогут быстрее достичь половой зрелости и подготовиться к спариванию с трутнями. Спаривание проходит через пять — семь дней после выхода матки из маточника при благоприятных погодных условиях. Через три-четыре дня после удачного осеменения она начинает откладывать оплодотворенные яйца, то есть становится плодной. Недавно выведенных молодых маток можно содержать в основных семьях, в специально для этого сформированных отводках, где они остаются и после спаривания, и в небольших семейках — нуклеусах, последнее удобно при небольшом объеме производства маток. Временные нуклеусы на полную рамку можно формировать в гнездовом корпусе любого улья, но лучше всего в больше объемных лежаках. В корпусе глухой перегородкой из фанеры или тонких дощечек отгораживают небольшое отделение на две-три рамки. Особое внимание следует обратить на то, чтобы не осталось щелей, через которые могли бы пройти пчелы. Надежнее в подобных случаях в стенке корпуса сделать пропилы, в которые войдут ребра перегородки, а на дно прибить с обеих сторон тонкие планки. Для нуклеуса нужно приготовить отдельную потолочину или холстик из плотной материи и прибить его планкой к верхнему краю перегородки. Небольшой леток нуклеуса лучше делать не рядом с летком основного улья, а с противоположной или боковой стороны. При устройстве летка в передней стенке снаружи часть ее по ширине нуклеуса для ориентации пчел и маток покрывают краской другого цвета.
Формируют нуклеусы и в гнездовом корпусе многокорпусного улья. Его можно поставить отдельно или поместить над другой семьей, отделив от последней глухой горизонтальной фанерной перегородкой.
Гнездо нуклеуса формируют из двух рамок со зрелым расплодом и молодыми пчелами и од¬ной-двух рамок с кормом (медом и пергой). Желательно, чтобы в сотах не было яиц и открытого расплода, что облегчает прием маточника или матки. К вечеру нуклеусу дают зрелый маточник или неплодную матку, а через два дня проверяют прием. После семи — десяти дней пребывания в нуклеусе при благоприятных условиях молодая матка спарится с трутнями, а еще через три-четыре дня начнет откладывать яйца.
Успешный прием пчелиными семьями маток зависит от качества самой матки, численности, возрастного состава, физиологического состоя¬ния семьи и пчел, условий погоды и медосбора, породных особенностей пчел и др. При подсадке маток в семьи нужно избегать лишнего раздражения и озлобления пчел. Нежелательно подсаживать их в холодную ветреную и дождливую погоду, в период, когда в природе нет нектара, во время напада пчел, когда семьи при открытии гнезда раздражаются. Пчелиные семьи луч¬ше принимают маток при теплой тихой погоде и появлении в природе медосбора. Как правило, молодые пчелы принимают их лучше, чем старые. Если долгое время семья не пополняется молодыми пчелами, то она встречает новую матку враждебно. Семьи с пчелами-трутовками принимают маток в редких случаях. Обычно если семья имеет возможность вывести собственную матку, то она менее охотно принимает подсаженную ей пчеловодом.
При замене матки на новую важное значение имеет их физиологическое состояние. В частности, новых маток семьи охотно принимают в период пониженной яйценоскости заменяемых маток рано весной, во время хорошего медосбора или осенью. Наоборот, в разгар яйцекладки своей матки в период усиленного роста семьи новую матку она принимает менее охотно.
Подсаживать в семьи маток, отличающихся по своему физиологическому состоянию от сменяе¬мых, следует через четыре-пять дней после обезматочивания семей с обязательным предварительным удалением свищевых маточников.
Из многочисленных способов подсадки маток ниже рассматриваются лишь те, которые получили наибольшее распространение в практике пчеловодства.
Подсадка с помощью сетчатого колпачка. После удаления старой матки из середины гнезда берут рамку с молодыми пчелами и зрелым печатным расплодом. Подсаживаемую матку пускают на середину сота и накрывают колпачком так, чтобы вместе с ней под колпачком остались десяток молодых пчел, небольшой участок с медом, открытыми ячейками и зрелым на выходе расплодом. Чтобы не оставить проходов, края колпачка нужно вдавить в сот. Через два дня проверяют матку. При нормальном приеме она обычно начинает откладку яиц под колпачком, пчелы относятся к ней дружелюбно. Если в семье не появилось зачатков свищевых маточников матку можно выпустить из-под колпачка. Вероятность приема увеличится, если семью лишить возможности строить свищевые маточники. Для этого за пять дней до подсадки новой матки нужно изолировать старую, посадив ее под колпачок или в маточную клеточку. По истечении пяти дней в семье не останется яиц и молодых личинок для вывода свищевых маток, и семья лучше примет новую матку.
Подсадка матки в маточной клеточке. Клеточку вместе с заключенной в ней маткой помещают между средними рамками в верхней части гнезда безматочной семьи. На следующий день смотрят, как относятся к матке пчелы. Если они не проявляют враждебного отношения, сидят на клеточке спокойно и пытаются кормить матку, ее можно выпустить из клеточки, открыв нижнее отверстие и заделав его кусочком вощины. В вощине прокалывают несколько дырочек, смазывают ее медом и клеточку снова ставят на старое место между рамками. Вместо вощины в нижнее отверстие клеточки можно вставить кусочек сотика с медом. Пчелы прогрызут вощину или сотик и сами выпустят матку из клеточки. Через два-три дня нужно проверить семью, чтобы убедиться, что матка принята. В маточных клеточках обычно подсаживают неплодных маток в нуклеусы или во вновь сформированные семьи.
При неблагоприятных условиях и при подсадке особенно ценных маток принимают специальные меры. Одной из таких мер, гарантирующих почти 100 %-ный прием маток, служит их предварительная подсадка в небольшой только что сформированный отводок, состоящий из двух-трех рамок зрелого печатного расплода и молодых пчел, но без яиц и личинок. Такой отводок удобнее всего поместить в корпус многокорпусного улья, отделенного от основной семьи глухой горизонтальной перегородкой. После того как вся летная пчела из отводка вернется в старое гнездо, ему дают новую матку под колпачком. На следующий день ее выпускают из-под колпачка, и она начинает откладывать яйца. Через несколько дней, когда матка освоится с новым гнездом и будет откладывать яйца в полную силу, старую матку из основной семьи удаляют и перед вечером присоединяют к семье отводок с новой маткой. Для большей гарантии перед присоединением отводка к основной семье новую матку временно изолируют под колпачком и освобождают ее на следующий день. В тех же целях можно за пять-шесть дней до присоединения отводка изолировать под колпачком в основ¬ном гнезде старую матку, чтобы ко времени присоединения отводка в основной семье не осталось открытого расплода, пригодного для вывода свищевых маточников.
Источник