Способ трудовой организации детей при которой при общей цели

Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Инна Борисова
Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста

1 слайд.

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

4) содержания труда.

2 слайд.

Содержание труда реализуется в разных формах организации:

— поручения (отдельным детям, небольшим группам,

— дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы, поочерёдное выполнение детьми обязанностей,

— коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой).

В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд всё чаще приобретает коллективный характер.

3 слайд.

1. Поручения – это задания, просьба, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Это первая форма организации трудовой деятельности.

Поручения могут быть:

· по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);

· по продолжительности; (кратко­временные, эпизодические, длительные);

· по трудности (простые, сложные).

4. слайд.

Учитывая некоторые особенности поручений, их можно сгруппировать:

1 группа–поручения, связанные с выполнением одного способа действия:

подать, принести, отнести, помоги другу. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью.

2 группа – поручения, которые содержат несколько способов действия,

несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения следующего

содержания: покормить животных, полить комнатные растения и т. д.

3 группа – поручения, связанные с результатами, которых дети достигают

не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу и т. д.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада:

— В младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

— В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).

— В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

— В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

5. Слайд.

2. Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Важно соблюдать последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Дежурство способствует систематически включению детей в трудовую деятельность. Задачи, продолжительность и содержание дежурства зависит от возраста детей, воспитательной цели. Основной смысл дежурства – забота о других.

6 слайд.

3. Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы, выполнять задание в определенный срок.

Читайте также:  Схема укладки волос холодным способом

Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно и в конце работы подводится общий итог.

Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности. После окончания работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться хорошо. И вот результат – в группе чисто и красиво

Совместный труд предполагает взаимодействие детей. В процессе работы дети оказываются в зависимости друг от друга: от темпа, качества работы других. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Пример: с кем поставить работать Настю – она отвлекается, какое задание лучше дать Юре – он не умеет работать быстро и т. д.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, обращаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, общим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений, создаёт положительный эмоциональный настрой.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.

Источник

Коллективный труд «Организация и методики трудового воспитания детей в дошкольном учреждении»

Елена Клишева
Коллективный труд «Организация и методики трудового воспитания детей в дошкольном учреждении»

Формирование интереса и любви к труду — одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии.

Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками.

Содержанием коллективного труда может быть уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику. Содержание труда зависит от конкретных условий работы ДО.

Чтобы в коллективном труде смогли принять участие все дети одновременно,необходимо учитывать ряд условий:

1) Объединять всех детей можно только после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения, объединяющие по 5-7 детей, где дети учатся распределять труд, согласовывать друг с другом свои действия).

2) В коллективном труде целесообразно всех детей поделить на несколько звеньев, каждому из них предложить какое-то общее задание. Количество звеньев не может быть больше 4-х. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, которые они выполняют, должны меняться.

Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в труд.

3) В содержание общего труда включаются только те его виды, навыками которых дети владеют достаточно хорошо.

Способы объединения детей в коллективном труде:

1) труд рядом;

2) общий труд;

3) совместный труд.

Способы объединения детей в труде:

Труд рядом — используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, а воспитателю — учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

Общий труд — один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

Совместный труд,его особенностями являются:

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

Читайте также:  Способы психологического манипулирования личностью

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Методика руководства коллективным трудом детей

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей,одновременно решает две основные задачи:

• руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности;

• формирует положительные взаимоотношения между детьми.

В организации коллективного труда детейвыделяются три последовательных этапа:

1. распределение работы между участниками;

2. процесс выполнения задания;

3. обсуждение результатов трудовой деятельности.

Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.

Распределение работы между участниками

При организации коллективной трудовой деятельности, в которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками (объединёнными в звено или в несколько звеньев).

Воспитатель может сам сделать всёнеобходимое:

• распределить объём работы таким образом, чтобы все дети закончили её одновременно;

• так организовать работу, чтобы каждый ребёнок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;

• продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребёнком поставить уверенного, рядом с не умелым – умелого и т. д.);

• учесть индивидуальные особенности детей, их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться вместе с определёнными детьми и пр.

Но в этом случае дошкольники не научаться самостоятельно договариваться между собой, уступать товарищам. И воспитатель вводит правила,регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было по-товарищески, справедливо.

Упражняя детей на конкретных примерах из их же собственной практики, воспитатель помогает понять, что такое справедливое распределение дел, как следует в коллективе согласовывать свои желания с желаниями других. Дети учатся в зависимости от ситуации уступать, убеждать товарищей в своей правоте, используют в качестве средств воздействия правила поведения в коллективе.

Работу дежурных в старших группах во второй половине учебного года следует организовать тоже по принципу общего труда. В таких условиях они должны самостоятельно договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Интересно отметить, что на практике дети самостоятельно, хотя и не всегда осознанно приобретают опыт распределения работы.

Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающие недоразумения, проявлять активность в обсуждении того, или иного вопроса. Постепенно педагог от прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов переходит к иным приёмам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми результаты их деятельности.

Распределение работы между детьми при организации коллективного труда всей группы имеет свои особенности.

Последовательность действий при распределении труда между звеньями.

1. Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная, нужная.

2. Воспитателю следует познакомить детей с полным объёмом труда и представить его как одно общее задание для всех.

3. Воспитатель обращает внимание детей на то, что много дел можно выполнить только в том случае, если работать будут все. А поэтому надо наметить, кто, что будет делать.

Знакомясь со способами распределения работы, дети начинают понимать, почему надо уступать и сдерживать свои желания, согласовывать их с желаниями других детей, учатся разрешать возникающие недоразумения и споры.

Процесс выполнения задания.

Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоёмкой. Задача воспитателя – так организовать работу, чтобы дети закончили её примерно в одно время. Если педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками,то объясняет необходимость этой помощи: «Нельзя оставлять друга в беде», Товарищи всегда должны помогать».

Задача воспитателя – представить дело, которое выполняет каждый ребёнок, как часть общего задания, помочь детям осознать, что они все вместе отвечают за конечный результат.

Методические приемы, направленные на регуляцию поведения детейв процессе совместной деятельности:

1. Объяснение необходимости работать качественно (не только с точки зрения результата труда, но и с точки зрения отношения к товарищам).

2. Сообщение образца поведения в случае плохого качества выполненной товарищем работы и способа воздействия на него.

3. Сообщение моральных правил обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми.

Итак, рассмотрим организацию коллективного труда в разных возрастных группах. К коллективной форме организации труда детей воспитатель готовит постепенно. В младшей группе даются несложные индивидуальные трудовые поручения. На этом этапе педагог не объединяет детей в коллектив для выполнения общих заданий, так как ребёнку ещё трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей.

Читайте также:  Ароматизатор миндальный коньяк способ применения

Уже в средней группе воспитатель, формируя у детей новые трудовые навыки, использует форму объединения – труд «рядом». По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками педагог переходит к более сложной задаче – обучению детей трудиться вместе, помогать друг другу.

В организации труда в старшей и подготовительной группах воспитательвыделяет три последовательных этапа: распределение предстоящей работы, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности.

В процессе труда воспитатель направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели (одним – помыть растения, другим – навести порядок в игровом центре, третьим – постирать кукольную одежду).

И, конечно же педагог уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнят трудовое задание (показывает как правильно помыть листья растения или постирать кукольное платье). Воспитатель побуждает детей помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого.

Итак, в процессе совместного труда воспитатель внимательно присматривается к взаимоотношениям между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности. Педагог подчёркивает: «Как сегодня дружно работали дети, помогая помощнику воспитателя заправлять постели! Дело у них спорилось, поэтому кровати аккуратно заправлены, в спальне уютно».

Правильно проведённая работа воспитателя даёт положительные результаты. Повышается общий уровень развития детей. Они приобретают трудовые умения и навыки, осознают жизненную необходимость и пользу своего труда для окружающих, повышается интерес к труду. В ходе коллективной деятельности дети учатся работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

Но, хотелось напомнить, что в коллективном труде объединять детей можно только после того, как они приобретут некоторый опыт работы в кругу сверстников, могут самостоятельно трудиться. А определяя содержание работы, воспитатель должен включать только те виды труда, навыками которых дети достаточно владеют.

Обсуждение результатов трудовой деятельности.

По окончании работы воспитатель подводит итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел.

При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлечь внимание детей к недостаткам. Воспитатель указывает на недостатки в работе детей мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки.

Всё обсуждение занимает не более 8-10 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение: зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудится, контролировать свои действия, стараются напоминать партнёрам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.

В заключении хотелось бы сказать, что разнообразный труд доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

В процессе труда формируются практические навыки,развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.

Труд создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Коллективный труд лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Список используемых источников:

1. Нечаева В. Г. – «Воспитание дошкольника в труде», М. Просвещение, 1974 г

2. Буре Р. С. – «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», М. Просвещение, 1987 г.

Источник

Оцените статью
Разные способы