Способ трансформации знания комбинация создает знание
151. Совокупность функций, объединенных определенным управляющим воздействием, характеризуемая в течение определенного времени фиксированным направлением связей между функциями, набором признаков, которые обозначают момент ее начала и окончания, — это ____________________ компании.
• бизнес-процессы
152. Согласно модели Грейнера, жизненный цикл организации состоит из ____________________ стадий.
• 5
153. Сопротивление внедрению новых технологий, новых методов продажи, новых форм отчетности связано с:
• низкой терпимостью к изменениям
154. Сотрудники не субъекты своей ситуации, бездействуют за пределами минимально предписанного, так как не имеют соответствующие полномочия или из-за подбора персонала, не ориентированного на активность и инициативу, — это организационная патология .
• бессубъективность
155. Способ трансформации знания «интернализация» создает знание
• операционное
156. Способ трансформации знания «комбинация» создает знание
• системное
157. Способ трансформации знания «социализация» создает знание
• дружественное
158. Способ трансформации знания «экстернализация» создает знание
• концептуальное
159. Способ трансформации знания в процессе создания концептуальной модели, который инициируется диалогом или коллективными раздумьями, — это:
• экстернализация
160. Способ трансформации знания, главная цель которого — распространение неформализованного знания, — это:
• социализация
161. Способ трансформации знания, представляющий собой процесс включения концепций в систему знания, — это:
• комбинация
162. Способ трансформации знания, при котором индивидуумы обмениваются знанием при переписке, встречах, телефонных разговорах, общении в компьютерных сетях, — это:
• комбинация
163. Способ трансформации знания, связанный с обучением на практике, — это:
• интернализация
164. Стратегии организационных изменений, которые предусматривают использование технических экспертов для изучения поставленных проблем, — это ____________________ стратегии.
• аналитические
165. Стратегии, определяющие организацию компонентов управления и этапов жизненного цикла продукции, — это ____________________ стратегии.
• функциональные
Источник
Хрестоматия для изучения дисциплины: Управление знаниями в организации (УЗвО) (стр. 2 )
| Из за большого объема эта статья размещена на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Рис. 3.1. Два аспекта создания знания
Суть нашей теории — описание этого спирального развития. Мы представили четыре вида трансформации знания, которые возникают при взаимодействии знания формализованного и неформализованного. Эти модели — социализация, экстернализация, комбинация и интернализация — представляют собой двигатель всего процесса создания знания. В соответствии с ними получает опыт отдельно взятый человек, индивидуальное знание выражается словами и «тиражируется» в рамках организации с использованием ее ресурсов. После описания четырех способов и пояснения их на примерах мы изложим пять условий создания знания организацией. И наконец, будет представлен пятифазный процесс создания организационного знания с течением времени.
Знание и информация
Перед тем как приступить к изложению теории, мы хотим конкретизировать сходство и различия знания и информации. Остановимся на трех положениях. Во-первых, знание, в отличие от информации, предполагает наличие мнения и убеждения. Знание — функция определенной позиции, точки зрения или намерения. Во-вторых, знание, в отличие от информации, подразумевает действие. Это всегда знание «ради какой-то цели». В-третьих, и знание, и информация подразумевают значение и имеют зависящий от ситуации и относительный смысл.
В нашей теории создания знания организацией мы пользуемся традиционным определением знания — «доказанное истинное убеждение», но тем не менее следует отметить, что, хотя традиционная западная эпистемология делает ударение на слове «истинное», мы предпочитаем изучать природу знания, основываясь на той части определения, где говорится о «доказанном убеждении». Это различие в подходах предопределяет еще одно важное отличие от традиционной западной эпистемологии. В то время как в ее рамках подчеркивается абсолютная, неизменная и не зависящая от человека природа знания, выражаемая, как правило, утверждениями, опирающимися на формальную логику, мы считаем знание динамическим субъективным процессом проверки соответствия личного мнения истине.
Хотя термины информация и знание часто используют как синонимы, между ними существуют отчетливо выраженные различия. На основе информации вырабатываются новые подходы к истолкованию событий и объектов, выявляется ранее невидимый смысл, проявляются скрытые связи. Таким образом, информация — необходимая среда, материал для извлечения или создания знания. Она влияет на знание, добавляя что-либо к нему или видоизменяя его. Сходных взглядов придерживается и Дрецке, писавший: «Информация — продукт, из которого возможно получить знание; руководствуясь информацией, мы способны судить, какую часть знания следует усвоить. Знание — производное от информации (или поддержанное ею) убеждение».
Исследование информации можно осуществлять при помощи двух подходов: «синтаксического» (содержательного или объемаинформации) и «семантического» (смыслового или значения информации). В качестве иллюстрации синтаксического подхода можно использовать анализ информационного потока, оцененного Шенноном и Уивером без учета присущего ему смысла, помня о том, что сам Шеннон считал этот подход весьма спорным. Семантический подход более важен для создания знания, поскольку оценивает именно передачу смысла. Если воспользоваться исключительно синтаксическим аспектом, то невозможно оценить истинную роль информации в процессе создания знания. Любое чрезмерное увлечение фор мальными определениями информации приведет к непропорциональному выпячиванию роли ее обработки, не являющейся особо важной в создании нового смысла из хаотического, многозначного скопления информации.
Таким образом, информация — это поток сообщений, и хотя знание создается из этого потока, оно находится в зависимости от мнений и убеждений его владельца. Понимание этого положения приведет к пониманию того, что знание в высшей степени связано с человеческой деятельностью. Мнение Серля о «речевых актах» также подтверждает тесную взаимосвязь языка и человеческой деятельности с точки зрения «намерений» и «уверенности» говорящих. В качестве основания теории создания организационного знания мы используем признание активной, субъективной природы знания, выраженной терминами «убеждение» и «мнение», глубоко укоренившимися в индивидуальных системах ценностей.
Наконец, и информация, и знание зависят от ситуации и имеют относительный смысл, т. е. они создаются динамично в процессе социального взаимодействия индивидуумов. Бергер и Лак-ман считали, что люди, взаимодействуя в рамках единого исторического и социального контекста, обмениваются информацией, из которой они создают социальное знание как реальность, влияющую на их оценки, поведение и отношение. Так же и позиция корпорации, представленная нечетко выраженной стратегией руководителя, организуется в знание в результате взаимодействия сотрудников корпорации с окружающей средой, что, в свою очередь, влияет на деловую активность.
Два аспекта создания знания
Хотя о роли знания в менеджменте написано немало, вопросам создания знания и управления его созданием внимания почти не уделялось. В настоящем разделе мы предложим схему, в которой как традиционные, так и нетрадиционные взгляды на знание включены в теорию создания организационного знания. Как говорилось ранее, наш основной подход содержит два аспекта — эпистемологический и онтологический (см. рис.3.1).
Начнем с онтологического аспекта. Строго говоря, знание создается только отдельными людьми. Без индивидуумов организация знание создать не может. Организация всего лишь поддерживает создателей и обеспечивает им необходимые для создания знания условия. Таким образом, процесс создания организационного знания подразумевает развитие организационными методами знания, созданного индивидуумами, и выделение его в качестве части системы организационного знания. Этот процесс происходит в рамках «сообщества взаимодействия», которое пересекает внутри — и межорганизационные уровни и границы.
При анализе эпистемологического аспекта мы используем работу Майкла Полани, описавшего различия, существующие между знанием неформализованным (tacit knowledge) и формализованным (explicit knowledge). Неформализованное знание (или «неявное») — личное и зависящее от ситуации и поэтому с трудом поддающееся формализации и распространению. Формализованное, или кодифицируемое, знание может быть передано средствами формального, систематического языка. Полани придавал большое значение роли неформализованного знания в процессе познания. Это, возможно, соответствует аргументу гештальт-психологии: восприятие определяется способом интеграции в общую схему или гештальт. Тем не менее, хотя приверженцы гештальт-психологии считают интегрированными все образы, Полани уверен, что люди получают знание посредством активного создания и систематизации их собственного опыта. Таким образом, знание, поддающееся выражению словами и числами, — всего лишь верхушка айсберга всего знания. По словам Полани, «мы знаем больше, чем можем сказать».
В традиционной эпистемологии знание выводится из разделения субъекта и объекта восприятия: люди как субъекты восприятия получают знания посредством анализа внешних объектов. Полани же, напротив, считает, что люди получают знания, будучи причастными к объекту. Именно этот процесс, включающий установление связей с объектом и возникновение убежденности, Полани назвал «вживание». Узнать что-либо значит создать образ или схему на основе неформализованных интегрированных деталей. Таким образом, вживание опровергает традиционную дихотомию между сознанием и телом, разумом и эмоциями, субъектом и объектом, знанием и его носителем. Другими словами, научная объективность не единственный источник знания, большая его часть — продукт наших целенаправленных усилий в окружающем мире.
Хотя Полани рассматривает неформализованное знание скорее в философском контексте, его мыслям легко найти и практическое применение. Неформализованное знание включает когнитивные и технические элементы. Когнитивные сосредоточены в том, что Джонсон-Лейрд называл «интеллектуальными моделями», в рамках которых люди, создавая аналогии в сознании и манипулируя ими, получают рабочие модели мира. Интеллектуальные модели, например схемы, парадигмы, подходы, убеждения и точки зрения, помогают индивидуумам в постижении мира. Технические же элементы неформализованного знания — это ноу-хау, умения и навыки. Важно не забывать, что когнитивные элементы неформализованного знания связаны с индивидуальными образами реальности и прогнозами на будущее, т. е. «что есть» и «что должно быть». Как мы поясним ниже, выражение неформализованных интеллектуальных моделей заключается в «мобилизационном» процессе, ключевом факторе создания нового знания.
Некоторые черты неформализованного и формализованного знания приведены в таблице 3.1. Например, знание опыта — скорее неформализованное, физическое и субъективное, а знание рациональное — формализованное, метафизическое и объективное. Неформализованное знание создается «здесь и сейчас» в специфичном, практическом контексте и обладает свойствами, названными Бейтсоном аналоговыми. Распространение неформализованного знания среди индивидуумов посредством общения — процесс аналоговый, требующий определенной «одновременной обработки» сложностей, содержащихся в предмете обмена. Формализованное же знание относится к событиям прошлого или объектам («там и тогда») и не зависит от контекста. Его свойства названы Бейтсоном цифровыми.
Таблица 3.1. Два типа знания
Полученное из опыта (тело)
Одновременное (здесь и сейчас)
Полученное из рассуждения (душа)
Последовательное (там и тогда)
Трансформация знания: взаимодействие неформализованного и формализованного знания
История западной эпистемологии может рассматриваться как споры о том, какое из знаний более истинно. В то время как, согласно западным традициям, принято придавать значение формализованному знанию, в Японии большую ценность имеет знание неформализованное. Тем не менее, с нашей точки зрения, оба этих вида знания следует рассматривать не по отдельности, а как взаимодополняющие факторы единой природы. В процессе человеческой созидательной активности они взаимодействуют и переходят одно в другое. Наша динамическая модель создания знания исходит из предположения о создании и распространении знания посредством социального взаимодействия формализованного и неформализованного знания. Это взаимодействие мы назвали трансформацией знания. Следует отметить, что трансформация — социальный процесс, происходящий между индивидуумами, а не в индивидууме. С рационалистической точки зрения человеческое познание — дедуктивный процесс индивидуумов, но ни один из них в момент восприятия не бывает изолирован от других индивидуумов. Таким образом, посредством «социальной трансформации» и формализованное, и неформализованное знание увеличивается как качественно, так и количественно.
Идея «трансформации знания» в какой-то степени похожа на модель ACT (adaptive control of thought) из области когнитивной психологии. Согласно этой модели, для развития когнитивных навыков все декларативное знание, являющееся по нашей теории знанием формализованным, должно быть преобразовано в процедурное знание, т. е. знание неформализованное, используемое при такой деятельности, как езда на велосипеде или игра на пианино. Но у модели Сингл и и Андерсона есть один недостаток: трансформация в ней рассматривается как отдельный случай, поскольку модель создавалась для исследования процесса приобретения и передачи процедурного (неформализованного) знания, а не декларативного (формализованного). Проще говоря, сторонники этой модели рассматривают трансформацию знания, как правило, в качестве дороги с односторонним движением, от декларативного (формализованного) к процедурному (неформализованному), а мы считаем процесс двусторонним и развивающимся по спирали.
Четыре способа трансформации знания
Предположение о создании знания посредством взаимодействия неформализованного и формализованного знания позволяет нам утверждать, что существуют четыре способа его трансформации:
1) из неформализованного в неформализованное — социализация;
2) из неформализованного в формализованное — экстернализация;
3) из формализованного в формализованное — комбинация;
4) из формализованного в неформализованное — интернализация.
Три из четырех перечисленных способов, а именно социализация, комбинация и интернализация, рассматривались в рамках теории организации с различных точек зрения. Социализация, например, связана с теориями групповых процессов и организационной культуры; комбинация происходит в результате обработки информации; интернализация находится в тесной связи с организационным обучением. Экстернализация, однако, игнорировалась. Все четыре способа трансформации показаны на рисунке 3.2, в дальнейшем они будут пояснены примерами из реальной жизни.
Рис. 3.2. Четыре модели трансформации знания
Социализация: из неформализованного знания в неформализованное
Социализация — процесс распространения знания и создание тем самым знания неформализованного, например распространяемых интеллектуальных моделей и технических навыков. Отдельно взятый человек способен воспринять неформализованное знание непосредственно от других людей без использования слов. Подмастерья, работая с мастерами, обучаются ремеслу не слушая, а наблюдая, подражая и практикуясь. По тому же принципу построено обучение без отрыва от работы или «в процессе работы». Ключ к восприятию неформализованного знания — опыт. Без восприятия опыта в какой-либо форме человеку было бы крайне сложно проникнуть в мыслительный процесс другого человека. Передача информации в отрыве от связанных с нею ощущений и специфических условий, в которых она была получена, сама по себе зачастую почти бессмысленна. Вот три примера, поясняющих применение социализации в японских компаниях при разработке продукции.
Первый пример социализации взят из практики компании Honda, организующей сборы для «мозгового штурма» (тама даши кай) — неформальные собрания для детального обсуждения способов решения сложных проблем, возникающих при разработке новой продукции. Сборы проводятся не на работе, а в загородных гостиницах, где участники обсуждают сложные проблемы, попивая сакэ (рисовую водку), наслаждаясь едой и купаясь в горячем источнике. Нет запрета на участие в подобной встрече сотрудникам фирмы — нечленам команды разработчиков, прийти может любой сотрудник компании, заинтересовавшийся проектом. В ходе дискуссии не придается значения квалификации или статусу участников, и вообще существует одно табу — на неконструктивную критику. Обсуждение ведется в атмосфере понимания того, что «критиковать в десять раз легче, чем выдвинуть конструктивное предложение». Такой тип встреч для «мозгового штурма» принят не только в Honda, но и во множестве других японских фирм. Они применяются не только при разработке новых продуктов или услуг, но и для развития системы управления и корпоративных стратегий. Сборы представляют собой не только форум для конструктивного диалога, но и одну из форм распространения опыта и укрепления доверия между участниками. Подобная форма работы особенно эффективна в деле распространения неформализованного знания и выработки перспективы. Она без грубого давления перенацеливает интеллектуальные модели всех индивидуумов на решение одной задачи. Сборы для «мозгового штурма» демонстрируют механизм достижения гармонии при объединении физического и психического опыта.
Второй пример, демонстрирующий социализацию неформализованных технических навыков, взят из практики Matsushita Electric Industrial Company (MEIC). В отделении компании в Осаке при разработке автоматической хлебопечки в конце 1980-х годов столкнулись с серьезной проблемой — механизацией навыка вымешивания теста, являющегося неформализованным знанием пекарей. Икуко Танака, отвечавшая за разработку программного обеспечения, знала, что лучший хлеб выпекается в отеле Osaka International. Чтобы овладеть навыком вымешивания теста, она и несколько инженеров добровольно поступили в обучение к старшему пекарю отеля. Научиться печь такой же превосходный хлеб, как и маэстро, было нелегко, и никто не мог объяснить почему. Однажды после многих безрезультатных попыток Танака поняла, что пекарь не только раскатывает, но и скручивает тесто. Это и был секрет производства вкусного хлеба. Другими словами, она социализировала неформализованное знание пекаря посредством наблюдения, подражания и практики.
Социализация, кроме того, происходит и между разработчиками продукта и клиентами. Взаимодействие с клиентами и до разработки продукта, и после представления его на рынке явля ется непрерывным процессом распространения неформализованного знания и идет по его совершенствованию. Будет уместным вспомнить историю разработки компанией NEC первого персонального компьютера. Разработку начали совместно осуществлять сотрудники из отделов продаж полупроводников и интегральных схем, вдохновленные идеей наладить сбыт первого японского персонального компьютера ТК-80 и расширить объем продаж полупроводниковых устройств. Решение запустить ТК-80 в широкую продажу само по себе стало отходом от принципов политики NEC, специализировавшейся на выполнении заказов Nippon Telegraph and Telephone (NTT). Совершенно неожиданно компьютер привлек в демонстрационный центр NEC самых разных покупателей — от школьников старших классов до профессионалов-энтузиастов. Демонстрационный центр располагался в Акихабаре — районе Токио, славящемся магазинами бытовой электроники. Через несколько лет в результате обмена опытом и общения с покупателями появился самый популярный персональный компьютер NEC — РС-8000.
Экстернализация: из неформализованного знания в формализованное
Экстернализация — процесс оформления неформализованного знания в формализованные концепции. Это квинтэссенция процесса создания знания, в результате которого неформализованное знание становится формализованным в виде метафор, аналогий, концепций, гипотез и моделей. Когда мы пытаемся концептуализировать образ, его суть мы выражаем, как правило, словами. Процесс письма — это акт преобразования неформализованного знания в знание, которое может быть выражено словами. Но при выражении мыслей их смысл часто передается недостаточно адекватно, он искажается или частично не доносится до читателя. Такие расхождения и неувязки между образами и их выражением способствуют, тем не менее, распространению плодов «раздумий» и взаимодействию людей.
Способ трансформации знания посредством экстернализации наблюдается, как правило, в процессе создания концептуальной модели, он инициируется диалогом или коллективными раздумьями. Часто для создания концепции используется сочетание дедукции и индукции. Компания Mazda, например, применила сочетание этих методов при разработке концептуальной модели RX-7, которую можно описать как «настоящий спортивный автомобиль, управлять которым — восхитительно и удобно». Концепция была выведена из лозунга компании «смотрите на вещи по-новому, создайте мечту водителя», а кроме того, новая машина определялась как «стратегический автомобиль для рынка США, символ инновации». В то же время концепция была индуцирована на основании опыта пробных поездок по дорогам США и при сборе мнений покупателей и специалистов. Когда мы, используя аналитические методы дедукции и индукции, не в состоянии подобрать адекватное выражение для образа, это значит, что нам следует воспользоваться методом неаналитическим. Экстер нализация, таким образом, зачастую сводится к метафоре и/или аналогии. Использование подходящей метафоры и/или аналогии высокоэффективно при стимулировании созидательного процесса. Вернемся еще раз к примеру «Honda City». При разработке машины Хироо Ватанабе и его команда использовали метафору «эволюция автомобиля». Команда рассматривала машину как живой организм и пыталась создать совершенную форму. Ватанабе спрашивал: «Во что, в конце концов, эволюционирует автомобиль?».
Я настоял на том, чтобы механизмам отвели места как можно меньше, а пассажирам — как можно больше. Мне показалось, что именно таким должен быть идеальный автомобиль, именно к таким параметрам должен стремиться автомобиль реальный. Первым шагом на пути к этой цели стало преодоление «детройтского мышления», ставившего на первое место внешний вид. Нашим выбором стала короткая и высокая машина. благодаря кузову сферической формы более легкая, дешевая, удобная и надежная.
Концепция высокой и короткой машины («верзила») родилась благодаря аналогии между концепцией «максимум человеку, минимум железякам» и образом сферы, обладающей максимальным объемом при минимальной площади поверхности, а в итоге это привело к созданию «Honda City».
История создания мини-копировального аппарата «Canon» — хороший пример эффективного использования аналогии для разработки новой продукции. Одной из наиболее сложных проблем, возникших перед разработчиками, стало производство недорогого одноразового картриджа, появление которого сделало бы ненужным обычное техническое обслуживание, а в случае неудачи пришлось бы открывать сервисные центры по всей стране. Поскольку аппарат был предназначен для семейного и индивидуального пользования, т. е. не очень частого, то стоимость обслуживания составила бы весьма значительный процент от стоимости аппарата. Множество покупателей предполагали использовать аппарат лишь эпизодически, т. е. новый продукт должен быть надежен и обслуживания не требовать или почти не требовать. Исследования показали, что примерно 90% проблем возникало вокруг барабана и системы, обеспечивающей его функционирование. Команда разработчиков поставила перед собой цель максимально снизить затраты на обслуживание при сохранении высокой надежности. Так появилась концепция одноразового барабана, т. е. в этом случае барабан, тонер и проявочное устройство объединялись и заменялись после определенного числа копий. Следующей проблемой стало создание картриджа достаточно дешевого, чтобы быть сопоставимым по цене с базовой низкой ценой аппарата. Группа, получившая задание решить проблему стоимости, долго и горячо спорила о возможности производства обычного светочувствительного барабана с цилиндрами, выполненными на основе дешевого алюминия. И вот однажды Хироши Танака, руководитель этой группы, посмотрев на пивную банку, спросил: «А сколько стоит сделать такую банку?». Команда исследовала возможность применения технологического процесса производства пивных банок для изготовления цилиндров барабана из того же материала. Выясняя сходство и различия, они разработали технологию низкозатратного процесса производства алюминиевых барабанов. Так появились одноразовые барабаны.
Эти примеры из практики японских фирм со всей очевидностью доказывают эффективность использования метафор и аналогий в процессе создания и разработки концепции (см. табл. 3.2). Как сказал Ватанабе (компания Honda), «создать концепцию означает сделать больше чем полдела». С этой точки зрения богатство языка образов и символов руководителя — первостепенный фактор в деле получения неформализованного знания от сотрудников проекта.
Таблица 3.2. Метафоры и/или аналогии в создании концепции при разработке продукта
Роль в создании концепции
«Эволюция автомобиля» (метафора)
Возникло стремление максимально увеличить салон автомобиля
Создана концепция «максимум человеку, минимум железякам»
Возникло стремление максимально увеличить салон автомобиля, минимизировав площадь салона
Создана концепция «высокая и короткая машина (верзила)»
Алюминиевая пивная банка (аналогия)
Стремление выявить сходство технологических процессов производства дешевой пивной банки и светочувствительного барабана
Создана концепция «малозатратного производственного процесса»
Хлеб из отеля (метафора)
Пекарь отеля Osaka International (аналогия)
Начало выпечки превосходного хлеба
Создана концепция «скручивания теста»
Среди всех четырех способов трансформации знания экстер-нализация — ключ к его созданию. Каким образом мы можем быстро и эффективно преобразовать неформализованное знание в формализованное? Последовательным использованием метафор, аналогий и моделей. Как отмечал Нисбет, «то, что Майкл Полани называл „неявным знанием» может быть выражено при помощи метафор». Метафора — способ интуитивного понимания одного посредством создания символического образа другого. Наиболее часто она используется в силлогизмах, малые посылки которых являются лишь вероятными, или в неаналитических методах создания принципиально новых концепций. Метафора — это ни анализ, ни синтез общих признаков взаимосвязанных понятий. Донеллон, Грей и Бугон считают, что «метафоры создают новые интерпретации опыта, заставляя слушателя представить одну вещь, описанную терминами, присущими другой», и «создают новые пути познания реальности». Таким образом, «метафора — это коммуникативный механизм, нацеленный на примирение расхождений в значениях»].
Более того, метафора — важный инструмент создания сети новых концепций. Поскольку метафора — «две мысли о различных вещах. выраженных одинаковым словом или фразой, значение которых — результат их взаимодействия» [Richards, 1936, р. 93], то мы можем беспрепятственно связывать различные концепции, нашим сознанием не связываемые, вплоть до связи абстрактных концепций с конкретными. Этот созидательный процесс познания продолжается до тех пор, пока мы думаем о сходных чертах концепций и чувствуем несбалансированность, несостоятельность или противоречивость их связи, и часто приводит к обнаружению нового смысла или даже к созданию новой парадигмы.
Скрытые в метафоре противоречия уравновешиваются аналогиями, сужающими область неизвестного выявлением общих черт двух различных вещей. Метафоры и аналогии часто путают. Связь между двумя предметами, образованная метафорой, часто возникает интуитивно и не нацелена на выявление существующих различий между ними. В то же время ассоциация посредством аналогии постижима рациональным мышлением и подчеркивает структурное или функциональное сходство, и отсюда их различия. Так аналогия позволяет понять неизвестное при помощи известного, перекидывая мосты через пропасть между образом и логической моделью.
Формализованная концепция может быть моделирована. Логическая модель должна быть непротиворечивой, все ее концепции и предложения выражаются систематическим языком при помощи последовательной логики. Но модели часто представляют собой всего лишь схематичные описания или рисунки, далекие от детализирования. В сфере бизнеса модели часто возникают из метафор при создании новых концепций.
Комбинация:из формализованного знания в формализованное
Комбинация — процесс включения концепций в систему знания. Этот способ трансформации знания подразумевает сочетание различных положений формализованного знания. Индивидуумы обмениваются знанием и комбинируют его при переписке, встречах, телефонных разговорах, общении в компьютерных сетях. Изменение конфигурации существующей информации посредством сортировки, добавления, комбинации и классификации формализованного знания (как это происходит, например, в компьютерной базе данных) может порождать новое знание. Именно так происходит, как правило, создание знания в процессе систематического образования в учебных заведениях, а обучение менеджменту — лучший пример из этой серии.
Применительно к бизнесу трансформация знания при помощи комбинации чаще всего встречается при изменении руководителями среднего звена механизма осуществления политики корпорации, концепции бизнеса или продукта. Именно руководители среднего звена играют главную роль в создании новых концепций посредством объединения кодифицированной информации и знания. Этот способ трансформации знания облегчается при использовании компьютерных сетей и масштабных баз данных!8.
В Kraft General Foods — компании, производящей молочные продукты и консервы, — данные, поступающие из магазинов, используются не только для того чтобы понять, что продается, а что нет, но и для создания новых способов продаж, т. е. новых систем и методов. Компания разработала маркетинговую программу, активно использующую информацию, названную микроторговля. На основе этой программы супермаркеты получают своевременные и точные рекомендации относительно ассортимента товаров и приемов стимулирования сбыта. Используя метод обработки данных, в том числе и уникальную классификацию магазинов и покупателей по шести категориям, система способна точно определить, кто, где и как делает покупки. Компания успешно осуществляет продажу своих продуктов через супермаркеты, контролируя четыре элемента методологии «управления категориями»: изменения в составе и категориях покупателей; управление торговыми площадями; управление товарными запасами и управление ценами19.
На уровне высшего руководства компанией комбинация осуществляется при сочетании концепции среднего масштаба, например концепции продукта, с крупномасштабной концепцией, например политики компании, и интегрируется в крупномасштабную концепцию для придания ей нового смысла. При создании нового имиджа корпорации Asahi Breweries в 1986 г. была принята новая концепция «полная жизни Asahi для полных жизни людей». Концепция основывалась на следующем положении: «Asahi будет производить натуральные качественные продукты и услуги для тех, кто хочет активно мыслить и жить активной жизнью». В рамках этой крупномасштабной концепции Asahi задалась вопросом: «Что заставляет покупать пиво?» — и, основываясь на концепции «богатство оттенков и выраженность вкуса», создала сорт пива «Asahi Super Dry». Концепция нового продукта была среднемасштабной, но она прояснила крупномасштабную концепцию Asahi, что, в свою очередь, привело к изменениям в организационной системе разработки продукта. Вкус пива до того времени оценивался специалистами из производственного отдела без участия отдела продаж. Концепция «богатство оттенков и выраженность вкуса» была осуществлена посредством разработки продукта специалистами из обоих отделов.
Вот еще примеры взаимодействия крупно — и среднемасштаб-ных концепций. Концепция компании NEC «компьютеры и коммуникации» («К и К»), послужившая импульсом к созданию массового персонального компьютера РС-8000, основывается на среднемасштабной концепции «распределенная обработка». Политика Canon, проводимая под лозунгом «стать превосходной компанией, выйдя за рамки бизнеса фотоаппаратов», привела к созданию мини-копировального аппарата, сконструированного в рамках среднемасштабной концепции «простота в эксплуатации». Новый подход к деятельности Mazda — «смотрите на вещи по-новому, реализуйте мечту водителя» — вылился в создание RX-7, «настоящего спортивного автомобиля, управлять которым — восхитительно и удобно».
Интернетизация: из формализованного знания в неформализованное
Интернализация — процесс воплощения формализованного знания в неформализованное. Она тесно связана с методикой «обучение на практике». Когда опыт посредством социализации, экс-тернализации и комбинации интернализуется в неформализованное знание индивидуума в форме общей интеллектуальной модели или технологического ноу-хау, он приобретает ценность. Все члены команды проектировщиков модели «Honda City», например, интернализовали свой опыт в конце 1970-х годов и в настоящее время используют в компании свое ноу-хау и передовые проекты отдела научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Тем не менее для создания организационного знания накопленное на индивидуальном уровне неформализованное знание должно быть социализировано другими сотрудниками организации, т. е. имеет место новый цикл создания знания. Превращение формализованного знания в неформализованное будет облегчено, если представить его в вербальной форме, в виде диаграмм, руководств и т. п. Изложение мыслей на бумаге помогает людям интернализовать опыт, обогащая тем самым их неформализованное знание. Кроме того, это облегчает передачу формализованного знания другим людям, помогая опосредованно перенимать чужой опыт. В компании GE, например, все жалобы и вопросы клиентов фиксируются в базе данных, находящейся в центре связи с клиентами (Answer Center) в Луисвилле (штат Кентукки). Каждый член команды разработчиков новой продукции может получить доступ к базе и «оказаться» на месте оператора Answer Center. Центр связи с клиентами был основан компанией в 1982 г. для круглосуточной обработки вопросов, просьб о помощи и жалоб потребителей. Двести операторов принимают до 14 тыс. звонков в день. Компания GE заложила в компьютерную базу данных 1,5 млн вариантов всевозможных проблем и их решений. Благодаря использованию последних достижений в области искусственного интеллекта, система позволяет проводить диагностику в режиме реального времени и быстро отвечать на вопросы. Решение любой проблемы может быть найдено оператором телефонной сети в течение двух секунд. Но, допустим, решение отсутствует. В этом случае ответ на вопрос будут искать 12 специалистов-ремонтников со стажем работы не менее четырех лет, а когда они справятся с проблемой, группа программистов занесет новые решения в базу данных. Обычно это происходит на следующий день, а в течение месяца информация будет разослана по соответствующим отделениям компании. Кроме того, различные отделы часто присылают в центр разработчиков новой продукции, чтобы они могли побеседовать с операторами или с теми 12 ремонтниками и воспринять их опыт («пережить» ситуацию еще раз).
Интернализация происходит даже при отсутствии восприятия чужого опыта. Например, если вы читаете или слушаете рассказ сотрудника организации о его успехе, у вас может возникнуть чувство реальности происходящего, впечатления, оставшиеся в прошлом, могут быть преобразованы в неформализованную интеллектуальную модель. При принятии подобной модели большинством сотрудников организации неформализованное знание становится частью организационной культуры. В Японии такая практика общепринята, о чем свидетельствует множество книг и статей о компаниях и их руководителях. Книги пишутся и писателями, и бывшими сотрудниками фирм, причем иногда — по заказу фирм. В солидном книжном магазине вы можете найти около двух дюжин книг, посвященных компании Honda или самому Соихиро Хонда. Все эти книги призваны способствовать укреплению развитой корпоративной культуры Honda.
В качестве примера интернализации посредством обучения на практике можно привести компанию Matsushita, а именно тот период, когда в 1993г. началось проведение новой политики, направленной на сокращение рабочего времени до 1800 часов в год. Получившая название «MIT93» («Mind and Management Innovation Toward 1993» — «Обновление мышления и управления к 1993 г.») политика преследовала цель не снижения затрат, а обновления мышления и управления посредством сокращения рабочего времени и повышения уровня индивидуального созидания. Многие отделы не могли понять, как именно эту политику следует проводить, хотя информацию они получили в формализованном виде. Отдел, занимавшийся внедрением «MIT’93», предложил каждой структуре попробовать поработать по новым правилам один месяц, ограничив в этот период рабочее время до 150 часов. Сотрудники получили реальный опыт и поняли, что значит работать 1800 часов в год. Формализованная концепция уменьшения количества рабочих часов была интернализована при помощи опыта, полученного в течение одного месяца.
Для интернализации важно расширение сферы реального опыта. Хироо Ватанабе, руководитель проекта «Honda City», например, поддерживал у подчиненных стремление к экспериментам, повторяя: «Давайте попробуем». Поскольку обязанности в команде проектировщиков частично дублировались, ее члены имели возможность обучаться и интернализовать не только свой опыт, относящийся к их непосредственным обязанностям, но и вообще весь опыт, накопленный в процессе разработки. Быстрое создание прототипа также ускорило процесс накопления опыта разработчиками и способствовало интернализации.
Содержание знания и спираль создания знания
Как мы уже говорили, цель социализации — распространение неформализованного знания. Социализация же сама по себе — один из способов создания знания. Пока неформализованное знание не превратилось в формализованное, оно не может быть легко распространено в пределах организации. Точно так же, ограничившись всего лишь сложением разрозненных фрагментов формализованной информации (например, бухгалтер, собирающий информацию для финансового отчета со всей компании), нельзя расширить существующую базу знания. Но в случае взаимодействия неформализованного и формализованного знаний, рассмотренного на примере компании Matsushita, имеет место инновация. Создание организационного знания — это непрерывное динамическое взаимодействие неформализованного и формализованного знаний. В процессе этого взаимодействия можно использовать различные формы трансформации знания, причем выбор определяется различными пусковыми механизмами (см. рис. 3.3).
Рис. 3.3. Спираль знания
Во-первых, социализация, как правило, начинается с создания поля взаимодействия. Это поле способствует распространению опыта и интеллектуальных моделей сотрудников. Во-вторых, экстернализация инициируется так называемым диалогом или коллективным размышлением, происходящим с использованием соответствующих метафор или аналогий, помогающих членам команды выразить свое неформализованное знание, поскольку в противном случае его создание было бы сопряжено со значительными трудностями. В-третьих, комбинация «включается» образованием связей между только что созданным и уже существующим знанием, но принадлежащим другим структурам организации. Таким образом, при помощи комбинации создается новый продукт, услуга или система управления. И наконец, обучение на практике стимулирует интернализацию.
Естественно, содержание знания, созданного различными способами трансформации знания, будет различным (см. рис. 3.4). Социализация создает так называемое дружественное знание, такое как общие интеллектуальные модели и технические навыки. Хороший пример дружественного знания — неформализованный навык вымешивания теста из истории компании Matsushita. В результате экстернализации мы получаем концептуальное знание. Его пример — созданная при помощи метафоры «эволюция автомобиля» и аналогии между сферой и концепцией «максимум человеку, минимум железякам» концепция Honda «верзила». Комбинация способствует созданию системного знания, т. е. прототипов и новых технологий. Программа «микроторговля» компании Kraft General Foods — пример системного знания, подразумевающего в данном случае управление методами продаж как его компонентами. Интернализация создает операционное знание об управлении проектами, производственном процессе, использовании нового продукта и осуществлении политической линии. Реальный опыт работы по 150 часов в месяц в компании Matsushita — пример операционного знания в проведении новой политики.
Рис. 3.4. Содержание знания, созданного четырьмя способами
Эти различные составляющие взаимодействуют в спирали знания. Дружественное знание о запросах потребителей, например посредством социализации и экстернализации, может превратиться в формализованное знание о концепции нового продукта. Подобное концептуальное знание становится направляющим в процессе создания комбинацией системного знания. Например, концепция нового продукта, в котором должны сочетаться только что созданные и уже имеющиеся компонентные технологии, задает направление комбинации с целью создания прототипа. Системное знание (т. е. моделирование производственного процесса, необходимого для выработки новой продукции) переходит в операционное знание массового производства того же продукта благодаря интернализации. И наконец, основанное на опыте операционное знание часто дает импульс новому циклу создания знания. Например, неформализованное знание пользователя о продукте часто социализируется, позволяя тем самым усовершенствовать существующий продукт или разработать нововведение.
Рис. 3.5. Спираль создания знания организацией
Таким образом, мы подошли к обсуждению эпистемологического аспекта создания знания организацией. Как уже говорилось, организация сама по себе знание создавать не в состоянии. Создание знания организацией основано на неформализованном знании индивидуумов. Организация должна мобилизовать неформализованное знание, уже созданное на индивидуальном уровне. Это мобилизованное знание развивается организационными методами с использованием четырех способов трансформации и кристаллизуется на более высоком онтологическом уровне. Мы назвали этот процесс спиралью знания. Он характеризуется расширением взаимодействия неформализованного и формализованного знания с каждым переходом на более высокий онтологический уровень. Другими словами, организационное знание создается по спирали, начиная с индивидуального уровня, и при расширении взаимодействия проходит уровни секции, отдела, сектора и организации (см. рис. 3.5).
Настоящее положение может быть показано на примере процесса разработки продукции. В создании концепции продукта принимает участие сообщество взаимодействующих индивидуумов с различным запасом знаний, навыков и интеллектуальных моделей. Хотя сотрудники отдела НИОКР особое внимание уделяют технологическому потенциалу, их коллеги из отделов производства и маркетинга заинтересованы иными параметрами. Достаточно малая часть интеллектуальных моделей, опыта в самых различных областях, мотиваций и намерений может быть выражена языком слов и символов, т. е. возникает необходимость в социализации распространяемого неформализованного знания. Более того, для стыковки неформализованного и формализованного индивидуального знания необходимы как социализация, так и экстернализация. Вот причина, по которой многие японские компании организуют сборы для «мозгового штурма».
Продукт, созданный совместным трудом, впоследствии будет оценен по признаку соответствия средне — и крупномасштабным концепциям. Даже если он будет высочайшего качества, то все равно может вступить в противоречие с этими концепциями. Для сохранения целостности концепций потребуется предпринять новые действия на более высоком уровне, а это, в свою очередь, приведет к следующему витку создания знания в более широком контексте.
Тема 2. Почему УЗ актуально сегодня
«Знание» как конкурентный ресурс. Проблема сохранения и развития интеллектуального капитала организации. Сохранение знаний в организации в случае реорганизации или смены сотрудников. Распространение перспективных технологий и инноваций в организации. Роль и функции Директора по управлению знаниями (Chief Knowledge Officer, CKO).
Управление знаниями: руководство к действию – сс. 5 – 12
Почему вопрос об управлении знаниями возникает именно сейчас?
Одной из причин повышения интереса к управлению знаниями является развитие коммуникационных и информационных технологий. Эти технологии позволяют обмениваться огромными массивами информации независимо от географического положения участников процесса и реального времени. Поток информации, захлестывающий любую организацию, похож на наводнение, и поэтому люди начинают интересоваться, действительно ли им нужна вся эта информация и существуют ли другие, более удобные способы ее получения. Ответы на эти вопросы скорее всего утвердительные, так как, хотя эти технологии и меняют способы создания, передачи и использования знаний, они не могут полностью заменить непосредственные контакты и менее технологичные методы·. Действительно, определенные знания можно развивать и передавать другим исключительно с использованием традиционных подходов.
Явные знания — это знания, которыми люди могут свободно обмениваться с помощью слов или других способов общения — изображений, звуков и жестов. В «Руководстве» мы рассматриваем явные знания в качестве эквивалента информации. «Неявные» знания не могут быть четко выражены индивидумом и поэтому не могут быть преобразованы в информацию. В то же время ценность «скрытых» знаний для организации тем выше, чем большее число людей сможет их воспринять. Передача явных знаний не сопряжена с особенными сложностями. Передачу же «скрытых» знаний также можно осуществить, во-первых, сначала преобразовав их в явные знания и затем распространив, а, во-вторых, использовав такие подходы, которые позволят избежать подобного преобразования. В некоторых случаях организации может оказаться полезной иная классификация знаний, а не деление их на явные и «скрытые» ресурсы. Например:
1. Осознанные знания — знания, про которые индивиду известно, что они у него есть.
2. Неосознанные знания — знания, обладание которыми не осознается индивидуумом в силу того, что они являются неотделимой частью его трудовой деятельности.
Знания и того и другого вида имеют критическое значение для организации, и задачей управления знаниями является создание условий для осуществления обмена этими видами знаний. Вот некоторые из этих условий:
Способствовать обмену осознанными знаниями. Например, некто может знать все о фармацевтической промышленности, но если он не напишет об этом, не проведет презентацию, не будет консультировать других или не выступит публично с докладом по какому-то вопросу, этими знаниями не удастся воспользоваться никому, кроме него самого. В то же время существует множество подходов, как на основе использования технологий, так и на основе создания определенной системы взаимоотношений между людьми, которые позволяют организации преобразовать осознанные знания в информацию.
В целом, управление интеллектуальными ресурсами, особенно если информация основана на технологии, имеет дело прежде всего с осознанными знаниями. То, что многие компании именуют процессом «преобразования скрытых знаний в явные», на самом деле не является таковым. Чаще всего компании занимаются тем, что заставляют своих сотрудников обмениваться осознанными знаниями, что в принципе легко, но сотрудники тем не менее не торопились ранее это делать. Помимо недостатка времени, есть и более глубокие причины того, почему специалисты не обмениваются информацией. Найти и удалить эти преграды -важный фактор успеха управления знаниями в целом.
Помимо недостатка времени, есть и более глубокие причины того, почему специалисты не обмениваются информацией.
Способствовать формулировке и обмену неосознанными знаниями. Рассмотрим следующий пример. Работник компании на протяжении нескольких лет напрямую работал с конкретным клиентом. Он достиг такого совершенства в этом виде бизнеса, что некоторые приемы стали для него настолько привычными и будничными, что он выполняет их «автоматически» подобно тому, как водители постоянно следующие одним и тем же маршрутом, уже не помнят деталей очередной поездки, когда прибывают в пункт назначения. Перевод такого рода знаний на более осознанный уровень, чтобы они могли стать доступными для других, чаще всего будет для такого человека с автоматическим навыком очень непростым шагом. Так же непросто и группам сотрудников уяснить для себя, что же они почерпнули для собственного развития из очередного проекта.
Чтобы эксперты смогли перевести неосознанные, скрытые знания в явную форму, требуются профессиональные наблюдения, фасилитация, специальные методики проведения интервью, так же как и умения кодировать знания в форме, приемлемой для широкого использования. Тем не менее преобразование неосознанных знаний в информацию может быть не лучшим способом передачи этих знаний. Некоторые виды знаний теряют при «переводе», т. е. при попытке представить их в виде информации. Вместо того чтобы тратить энергию на преобразование скрытых знаний в явные, орга низации целесообразно сосредоточить усилия на переводе одного вида скрытых знаний в другой вид скрытых знаний. Перевод «скрытый — скрытый» предполагает использование таких методов, как наставничество, производственная практика и ученичество. Единственным недостатком подобных методов является передача знаний узкому числу специалистов.
Некоторые виды знаний теряют при «переводе», т. е. при попытке представить их в виде информации.
Источник