Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы
Цель толкования состоит в том, чтобы выявить точный смысл юридических правил, правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Толкование — это деятельность по установлению содержания нормативно-правовых предписаний для их практической реализации.
Установлению подлежит государственная воля, которая нашла объективное выражение и закрепление в тексте нормативно-правового акта. Объектами толкования, таким образом, выступают юридические нормативные акты как письменные акты-документы, содержащие нормы права, и здесь требуется как бы проникнуть через форму объекта к его содержанию и сути.
Стратегическая задача толкования — эффективная реализация правовых предписаний в режиме строгой законности, то есть в конечном счете оно служит практическому осуществлению правовых норм. Особое значение толкование нормативно-правовых актов имеет для такой формы реализации права, как правоприменение. В то же время толкование имеет значение и для деятельности государственных органов по изданию и систематизации нормативно-правовых актов.
В любом случае процесс толкования не должен никаким образом изменять действующие юридические нормы или создавать новые.
Толкование как интеллектуально-мыслительный процесс, направленный на познание юридической нормы, называется уяснением. Уяснение — это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение. Толкование может ограничиваться одним уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативно-правового акта.
Необходимость толкования нормативно-правовых актов обусловлена рядом моментов. Существует как бы целый ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов — способов толкования (уяснения).
Основными способами толкования-уяснения являются следующие:
- грамматический — совокупность специальных приемов, направленных на уяснение текста на основе данных филологии, правил языка. Выясняется значение слов, терминов, знаков препинания, исследуются структуры предложений и т. д.;
- логический — совокупность специальных приемов, основанных на непосредственном использовании законов и правил формальной логики;
- специально-юридический — совокупность специальных приемов, основанных на юридическом знании (юридических понятий, терминов, юридических конструкций, закономерностей правового регулирования, правил юридической техники и др.);
- систематический — совокупность специальных приемов, обусловленных системностью права и законодательства и направленных на анализ связей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и системы законодательства;
- историко-политический — совокупность специальных приемов, направленных на уяснение цели издания нормативно-правового акта, анализ исторической обстановки, социально-экономических и политических факторов, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя.
Из приведенного описания способов толкования видно, что установление истинного смысла предписаний, содержащихся в тексте нормативно-правового акта, требует разнообразных знаний. Как заметил австралийский юрист М. Дэвис, «правовой текст значит больше для того, кто больше знает».
Источник
Способы толкования норм права
Способы толкования – это относительно обособленные совокупности приемов анализа правовых актов. Выделяют следующие способы:
1. грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.);
2. логический (толкование с помощью законов и правил логики);
3. систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права);
4. историко-политический (толкование с помощью анализа конкретных исторических и политических условий принятия правовой нормы);
5. телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта);
6. специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве).
Грамматический способ толкований — это совокупность специальных приемов, направленных на уяснение текста на основе данных филологии, правил русского языка. Оно заключается:
1. в уяснении текста, его грамматических форм (число, род, падеж, окончания даже запятые);
2. в уяснении словесных терминологических выражений;
3. в уяснении специфических форм выражения правовых предписаний;
4. в выяснении морфологических и синтаксических структур.
Логическое способ толкования — это совокупность специальных приемов, основанных на непосредственном использовании законов и правил формальной логики. Оно заключается в анализе не слов самих по себе, а обозначаемые ими понятия и их соотношение между собой.
Наиболее плодотворно используются следующие приемы:
1. логическое преобразование нормативно-правовых положений;
2. выведение логических следствий по аналогии;
3. умозаключения по степени разрешенного или запрещенного действия;
4. вывод от противного и доведение до абсурда.
Систематический способ толкования – это уяснение содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Он заключается:
1. в сопоставлении толкуемой нормы с другими нормами права;
2. в анализе системных связей и зависимой толкуемой нормы.
Систематический способ толкования предполагает нахождение связей и зависимостей, в которых находятся правовые предписания. Их несколько:
— связь общих и специальных предписаний. Например, понимание конкретных норм гражданского кодекса будет неполным без учета предписаний общей части ГК РФ, предъявляемых к субъектам гражданских отношений;
— связь диспозитивных предписаний, которые действуют, «если иное не предусмотрено законом или договором» c предписаниями федерального закона по этому вопросу;
— связь между отсылочными нормами, и нормами к которым они отсылают;
— связь между бланкетными и нормативными предписаниями и нормативными актами, предусмотренными этими предписаниями;
— связь между общими и конкретизирующими их нормативно – правовыми предписаниями.
Историко-политический способ толкования – это совокупность специальных приемов, направленных на уяснение цели издания нормативно-правового акта, анализ исторической обстановки, социально-экономического и политических факторов, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя. Оно заключается:
1. в выяснении историко-общественных условий, издания нормативно-правового акта, экономических, социальных и политических и иных факторов;
2. в анализе установлений целей и задач, которые преследовал законодатель.
Специально-юридический способ толкование – это совокупность специальных приемов, основанных на юридическом знаний (юридических понятий, терминов, юридических конструкций, закономерностей правового регулирования, правил юридической техники и др.). Он включает ряд приемов:
— нормативное толкование, т.е. такое уяснение воли законодателя, при котором устанавливается нормативность правила поведения;
— конструктивное толкование, т.е. уяснение особенностей юридической конструкции (например, при толковании норм договора важное значение имеет то, какой этот договор – купли — продажи или дарения);
— определение отраслевой принадлежности правовых норм;
— терминологическое толкование (»неустойка», »штраф», »пени», »залог», »поручительство» и т.д.).
Функциональный метод. Его особенность выражается в наличии правил, требований, используемых для определения содержания оценочных терминов и выражений с учетом конкретно-исторических условий. Оценочные термины и выражения не имеют строгого определенного содержания и используются для обозначения предметов и явлений, которые могут существенно меняться в разных условиях и ситуациях. При этом качество самого явления остается неизменным.
С помощью таких терминов и выражений характеризуются действия и поступки (недобросовестные, позорящие, унижающие); действия и состояния (состояние сильного душевного волнения, патологического аффекта, крайняя необходимость); качество предметов и явлений (низкое качество, опасные грузы, благоустроенная квартира); мотивы и побуждения юридически значимых действий (корыстные, низменные).
Источник
Ответы к тестам по обществознанию 6 тем Способ толкования норм права,
1. Способ толкования норм права, при котором разъясняются цели
издания нормативного правового акта, называется:
а) историческим;
б) логическим;
в) грамматическим;
г) систематическим.
2. Вид толкования норм права, в рамках которого толкование производится официально уполномоченным на это органом:
а) аутентичное;
б) легальное;
в) доктринальное;
г) обыденное.
3. Толкованием норм права по объему является:
а) грамматическое толкование;
б) логическое толкование;
в) систематическое толкование;
г) буквальное толкование.
4. Укажите одну из разновидностей неофициального толкования:
а) нормативное;
б) казуальное;
в) аутентичное;
г) доктринальное.
5. Толкование отдельных положений указа Президента РФ, данное
в специальном акте также исходящем от Президента РФ, называется:
а) делегированное толкование;
б) аутентичное толкование;
в) доктринальное толкование;
г) профессиональное толкование.
6. Конституционный Суд РФ принял к производству запрос Совета
Федерации ФС РФ о понимании следующего положения Конституции РФ: «Федеральные законы принимаются большинством
от общего числа депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации». Данное толкование Конституционного Суда РФ будет называться:
а) казуальное;
б) доктринальное;
в) аутентичное;
г) нормативное.
Ответы: 1 — а; 2 — б; 3 — г; 4 — г; 5 — б; 6 — г
1. Какие общественные отношения считаются правоотношениями?
а) Отношения, не урегулированные нормами права;
б) моральные отношения;
в) вся совокупность общественных отношений;
г) отношения, урегулированные нормами права.
2. Выберите верное определение правоотношения:
а) общественное отношение, в котором участвуют только два
субъекта;
б) участие сторон в отношениях на основе норм общественных
организаций;
в) общественное отношение, стороны которого связаны между
собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством;
г) общественное отношение, стороны которого связаны между
собой взаимными юридическими правами.
3. Элементом структуры правоотношений являются:
а) субъекты;
б) субъективная сторона;
в) юридические гипотезы;
г) диспозитивные обязанности.
4. Выберите верное определение субъекта правоотношения:
а) лица, имеющие права и обязанности;
б) граждане государства и коллективы, имеющие права в соответствии с нормами права;
в) отдельные индивиды и коллективы, имеющие в соответствии
с нормами права субъективные права и юридические обязанности;
г) коллективные субъекты, имеющие юридические обязанности.
5. Составными элементами правосубъектности являются:
а) правоспособность и дееспособность;
б) правоспособность и правовая норма;
в) правоспособность, дееспособность и юридический факт;
г) только правоспособность.
6. Выберите верное определение правоспособности:
а) способность быть субъектом права;
б) закрепленная в законе способность индивида иметь субъективные права и нести юридические обязанности;
в) способность своими действиями осуществлять свои права и
обязанности;
г) способность отвечать за свои действия.
7. Содержание и объем дееспособности зависит:
а) от пола правоспособного субъекта;
б) от возраста правоспособного субъекта;
в) от политических убеждений правоспособного субъекта;
г) от квалификации правоспособного субъекта.
8. Выберите верное определение дееспособности:
а) совокупность субъективных прав и юридических обязанностей;
б) признаваемая нормами права способность быть субъектом
правоотношения;
в) признаваемая нормами права способность индивида самостоятельно своими осознанными действиями осуществлять свои
субъективные права и исполнять юридические обязанности;
г) способность субъекта нести ответственность за своп поступки.
9. Человек становится правоспособным:
а) в 14 лет;
б) в 16 лет;
в) в 18 лет;
г) с рождения.
Ответы: 1 — г; 2 — в; 3 — а; 4 — в; 5 — а; 6 — б; 7 — б; 8 — в; 9 — г.
1. В государствах мусульманской правовой семьи ведущим источником права является:
а) правовой обычай;
б) прецедент;
в) закон;
г) доктрина.
2. Семьей общего права дополнительно именуется:
а) религиозно-правовая семья;
б) романо-германская семья;
в) мусульманская семья;
г) англосаксонская семья.
3. Единое мнение богословов по отдельным вопросам реализации
мусульманского права называется:
а) шариат;
б) Сунна;
в) иджма;
г) кияс.
4. Правовая семья, в рамках которой произошла рецепция римского права:
а) религиозно-правовая;
б) романо-германская;
в) мусульманская;
г) англосаксонская.
5. Правовая семья, в которой судья одновременно является законодателем:
а) религиозно-правовая;
б) англосаксонская;
в) мусульманская;
г) романо-германская.
Ответы: 1 — г; 2 — г; 3 — в; 4 — б; 5 — б.
1. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и
ее независимость во внешней политике называется:
а) политический режим;
б) публичная власть;
в) государственный суверенитет;
г) аппарат власти.
2. Укажите причину происхождения государства с точки зрения Е.
Дюринга и К. Каутского:
а) воля Бога;
б) изменение экономических отношений в первобытном обществе;
в) заключение людьми общественного договора;
г) завоевание одного племени другим, одной части общества
другой.
3. Происхождение государства в результате добровольного соглашения людей объясняет:
а) ирригационная теория;
б) теория насилия;
в) договорная теория;
г) патриархальная теория.
4. Установите соответствие между фамилиями ученых, философов,
политиков и созданными ими теориями происхождения государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
фамилии теории
1. К. Виттфогель
2. Л. Гумплович
3. Дж. Локк
4. Фома Аквинский
5. Р. Фильмер
А. Теория насилия
Б. Договорная теория
В. Ирригационная теория
Г. Патриархальная теория
Д. Теологическая теория
5. Теория, объясняющая происхождение государства изменениями
в экономической сфере:
а) ирригационная;
б) классовая (марксистская);
в) договорная;
г) патриархальная.
6. Причиной происхождения государства, по мнению Аристотеля,
явилась:
а) смена экономических отношений;
б) разрастание семьи;
в) необходимость строительства крупных оросительных систем;
г) Божественная воля.
7. Государством является:
а) объединение людей на основе достижения общих интересов;
б) система для поддержания господства одних групп людей над
другими;
в) политическая организация общества на определенной территории;
г) верный ответ отсутствует.
8. Государство, как и первобытное общество, характеризует следующий признак:
а) обязательные платежи (налоги);
б) оборона;
в) территориальная организация населения;
г) правовая система.
9. Признаком государства не является:
а) наличие правовой системы;
б) родовая организация населения;
в) территориальная организация населения;
г) наличие специальных органов, осуществляющих сбор налогов.
Ответы: 1 — в; 2 — г; 3 — в; 4 — ВАБДГ, 5 — б; 6 — б; 7 — в; 8 — б;
9 — б.
1. Функциями государства называют:
а) методы осуществления государственной власти;
б) основные направления государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного
управления обществом;
в) виды государственной деятельности;
г) преодоление объективных трудностей, представляющих существенный интерес для общества и входящих в круг полномочий государства.
2. Укажите функцию государства, включающую в себя деятельность
по развитию сети медицинских учреждений:
а) экологическая;
б) социальная;
в) идеологическая;
г) экономическая.
3. Природоохранительной функцией государства является:
а) функция взаимодействия с другими государствами;
б) экологическая;
в) хозяйственная;
г) культурно-воспитательная.
4. Установите соответствие между названиями функций государства и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
название функций виды функций
1. Политическая
2. Социальная
3. Решение глобальных проблем
4. Экологическая
5. Обороны государства
А. Внутренние
Б. Внешние
Ответы:1 — б; 2 — б; 3 — б; 4 — ААБАБ.
1. Монархия отличается от республики:
а) наличием института референдума;
б) наличием поста президента;
в) передачей власти главы государства в порядке престолонаследия;
г) ответственностью правительства перед парламентом.
2. Форма правления, при которой правительство образуется на парламентской основе и несет политическую ответственность перед
парламентом:
а) дуалистическая монархия;
б) парламентарная республика;
в) президентская республика;
г) смешанная республика.
3. Форму правления государства характеризует:
а) способ объединения населения на определенной территории;
б) соотношение компетенции центральных и местных органов
власти;
в) источник и способ организации власти;
г) средства и методы осуществления государственной власти.
4. Признаком президентской республики является:
а) внепарламентский способ избрания президента;
б) ответственность правительства перед парламентом;
в) наличие у президента права роспуска парламента;
г) наличие поста премьер-министра.
5. Установите соответствие между формами правления и их видами:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИд формы правления форма правления
1. Абсолютная
2. Конституционная
3. Смешанная
4. Ограниченная
5. Президентская
А. Монархия
Б. Республика
Ответы: 1 — в; 2 — б; 3 — в; 4 — а; 5 — ААБАБ.
Источник