Статья 21. Официальное толкование нормативных правовых актов
Статья 21. Официальное толкование нормативных правовых актов
1. Официальным толкованием нормативных правовых актов является деятельность нормотворческого органа по разъяснению смысла и содержания нормативных правовых актов в процессе их реализации.
2. Толкование нормативного правового акта не должно изменять его смысл и (или) вводить нормы, дополняющие толкуемый нормативный правовой акт.
3. Официальное толкование нормативных правовых актов осуществляется путем принятия нормотворческими органами актов официального толкования, содержащих разъяснение положений нормативных правовых актов, обязательное для участников общественных отношений.
4. Официальное толкование нормативных правовых актов осуществляется принявшими их нормотворческими органами в том же порядке, в котором приняты толкуемые нормативные правовые акты.
5. С запросами о толковании Устава Астраханской области, законов Астраханской области, нормативных постановлений Думы Астраханской области могут обращаться в Думу Астраханской области субъекты права законодательной инициативы.
6. С запросами о толковании подзаконных нормативных правовых актов, за исключением нормативных постановлений Думы Астраханской области, в соответствующие нормотворческие органы могут обращаться органы государственной власти Астраханской области, а также граждане в случае, если подзаконные нормативные правовые акты затрагивают их права, свободы и обязанности.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Способ толкования норм права при котором разъясняются цели издания нормативно правового акта
В соответствии с теорией права разъяснение (толкование) нормативных правовых актов осуществляется государственным органом, которым принят (издан) соответствующий акт, или в рамках судебного производства при рассмотрении конкретных обстоятельств дела.
Кроме того, официальные разъяснения законодательства Российской Федерации, а также особенности его применения могут содержаться в постановлениях, определениях Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Отмечаем, что вопрос разъяснения норм федерального закона, принятого в Российской Федерации, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Так, в постановлении от 17 ноября 1997 г. № 17-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что разъяснения соответствующих норм федеральных законов являются официальными государственными предписаниями, обязательными для исполнения, адресованными персонально не определенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Кроме того, разъяснения содержат конкретизирующие нормативные предписания, общие правила, имеющие нормативный правовой характер и притом наделенные той же юридической силой, что и разъясняемые ими акты – федеральные законы.
Следовательно, разъяснение должно приниматься, подписываться и обнародоваться в том же порядке, что и разъясняемый им законодательный акт.
Если же разъяснение принято без соблюдения требований статей 105, 106, 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться аутентичным официальным разъяснением закона.
Таким образом, вопросы, связанные с неоднозначным пониманием правоприменителями положений федерального закона Российской Федерации подлежат урегулированию Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для принятия федеральных законов.
Касаемо действия (юридической силы) нормативных правовых актов Российской Федерации полагаем возможным отметить, что соответствие документов (в том числе нормативных правовых актов) установленным требованиям, оценка корректности их оформления (в том числе в части соответствия обязательным или рекомендательным нормам и правилам) и их юридическая сила могут быть определены органом, составившим (издавшим, принявшим) такой документ, или соответствующим судом.
Источник
Ответы к тестам по обществознанию 6 тем Способ толкования норм права,
1. Способ толкования норм права, при котором разъясняются цели
издания нормативного правового акта, называется:
а) историческим;
б) логическим;
в) грамматическим;
г) систематическим.
2. Вид толкования норм права, в рамках которого толкование производится официально уполномоченным на это органом:
а) аутентичное;
б) легальное;
в) доктринальное;
г) обыденное.
3. Толкованием норм права по объему является:
а) грамматическое толкование;
б) логическое толкование;
в) систематическое толкование;
г) буквальное толкование.
4. Укажите одну из разновидностей неофициального толкования:
а) нормативное;
б) казуальное;
в) аутентичное;
г) доктринальное.
5. Толкование отдельных положений указа Президента РФ, данное
в специальном акте также исходящем от Президента РФ, называется:
а) делегированное толкование;
б) аутентичное толкование;
в) доктринальное толкование;
г) профессиональное толкование.
6. Конституционный Суд РФ принял к производству запрос Совета
Федерации ФС РФ о понимании следующего положения Конституции РФ: «Федеральные законы принимаются большинством
от общего числа депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации». Данное толкование Конституционного Суда РФ будет называться:
а) казуальное;
б) доктринальное;
в) аутентичное;
г) нормативное.
Ответы: 1 — а; 2 — б; 3 — г; 4 — г; 5 — б; 6 — г
1. Какие общественные отношения считаются правоотношениями?
а) Отношения, не урегулированные нормами права;
б) моральные отношения;
в) вся совокупность общественных отношений;
г) отношения, урегулированные нормами права.
2. Выберите верное определение правоотношения:
а) общественное отношение, в котором участвуют только два
субъекта;
б) участие сторон в отношениях на основе норм общественных
организаций;
в) общественное отношение, стороны которого связаны между
собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством;
г) общественное отношение, стороны которого связаны между
собой взаимными юридическими правами.
3. Элементом структуры правоотношений являются:
а) субъекты;
б) субъективная сторона;
в) юридические гипотезы;
г) диспозитивные обязанности.
4. Выберите верное определение субъекта правоотношения:
а) лица, имеющие права и обязанности;
б) граждане государства и коллективы, имеющие права в соответствии с нормами права;
в) отдельные индивиды и коллективы, имеющие в соответствии
с нормами права субъективные права и юридические обязанности;
г) коллективные субъекты, имеющие юридические обязанности.
5. Составными элементами правосубъектности являются:
а) правоспособность и дееспособность;
б) правоспособность и правовая норма;
в) правоспособность, дееспособность и юридический факт;
г) только правоспособность.
6. Выберите верное определение правоспособности:
а) способность быть субъектом права;
б) закрепленная в законе способность индивида иметь субъективные права и нести юридические обязанности;
в) способность своими действиями осуществлять свои права и
обязанности;
г) способность отвечать за свои действия.
7. Содержание и объем дееспособности зависит:
а) от пола правоспособного субъекта;
б) от возраста правоспособного субъекта;
в) от политических убеждений правоспособного субъекта;
г) от квалификации правоспособного субъекта.
8. Выберите верное определение дееспособности:
а) совокупность субъективных прав и юридических обязанностей;
б) признаваемая нормами права способность быть субъектом
правоотношения;
в) признаваемая нормами права способность индивида самостоятельно своими осознанными действиями осуществлять свои
субъективные права и исполнять юридические обязанности;
г) способность субъекта нести ответственность за своп поступки.
9. Человек становится правоспособным:
а) в 14 лет;
б) в 16 лет;
в) в 18 лет;
г) с рождения.
Ответы: 1 — г; 2 — в; 3 — а; 4 — в; 5 — а; 6 — б; 7 — б; 8 — в; 9 — г.
1. В государствах мусульманской правовой семьи ведущим источником права является:
а) правовой обычай;
б) прецедент;
в) закон;
г) доктрина.
2. Семьей общего права дополнительно именуется:
а) религиозно-правовая семья;
б) романо-германская семья;
в) мусульманская семья;
г) англосаксонская семья.
3. Единое мнение богословов по отдельным вопросам реализации
мусульманского права называется:
а) шариат;
б) Сунна;
в) иджма;
г) кияс.
4. Правовая семья, в рамках которой произошла рецепция римского права:
а) религиозно-правовая;
б) романо-германская;
в) мусульманская;
г) англосаксонская.
5. Правовая семья, в которой судья одновременно является законодателем:
а) религиозно-правовая;
б) англосаксонская;
в) мусульманская;
г) романо-германская.
Ответы: 1 — г; 2 — г; 3 — в; 4 — б; 5 — б.
1. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и
ее независимость во внешней политике называется:
а) политический режим;
б) публичная власть;
в) государственный суверенитет;
г) аппарат власти.
2. Укажите причину происхождения государства с точки зрения Е.
Дюринга и К. Каутского:
а) воля Бога;
б) изменение экономических отношений в первобытном обществе;
в) заключение людьми общественного договора;
г) завоевание одного племени другим, одной части общества
другой.
3. Происхождение государства в результате добровольного соглашения людей объясняет:
а) ирригационная теория;
б) теория насилия;
в) договорная теория;
г) патриархальная теория.
4. Установите соответствие между фамилиями ученых, философов,
политиков и созданными ими теориями происхождения государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
фамилии теории
1. К. Виттфогель
2. Л. Гумплович
3. Дж. Локк
4. Фома Аквинский
5. Р. Фильмер
А. Теория насилия
Б. Договорная теория
В. Ирригационная теория
Г. Патриархальная теория
Д. Теологическая теория
5. Теория, объясняющая происхождение государства изменениями
в экономической сфере:
а) ирригационная;
б) классовая (марксистская);
в) договорная;
г) патриархальная.
6. Причиной происхождения государства, по мнению Аристотеля,
явилась:
а) смена экономических отношений;
б) разрастание семьи;
в) необходимость строительства крупных оросительных систем;
г) Божественная воля.
7. Государством является:
а) объединение людей на основе достижения общих интересов;
б) система для поддержания господства одних групп людей над
другими;
в) политическая организация общества на определенной территории;
г) верный ответ отсутствует.
8. Государство, как и первобытное общество, характеризует следующий признак:
а) обязательные платежи (налоги);
б) оборона;
в) территориальная организация населения;
г) правовая система.
9. Признаком государства не является:
а) наличие правовой системы;
б) родовая организация населения;
в) территориальная организация населения;
г) наличие специальных органов, осуществляющих сбор налогов.
Ответы: 1 — в; 2 — г; 3 — в; 4 — ВАБДГ, 5 — б; 6 — б; 7 — в; 8 — б;
9 — б.
1. Функциями государства называют:
а) методы осуществления государственной власти;
б) основные направления государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного
управления обществом;
в) виды государственной деятельности;
г) преодоление объективных трудностей, представляющих существенный интерес для общества и входящих в круг полномочий государства.
2. Укажите функцию государства, включающую в себя деятельность
по развитию сети медицинских учреждений:
а) экологическая;
б) социальная;
в) идеологическая;
г) экономическая.
3. Природоохранительной функцией государства является:
а) функция взаимодействия с другими государствами;
б) экологическая;
в) хозяйственная;
г) культурно-воспитательная.
4. Установите соответствие между названиями функций государства и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
название функций виды функций
1. Политическая
2. Социальная
3. Решение глобальных проблем
4. Экологическая
5. Обороны государства
А. Внутренние
Б. Внешние
Ответы:1 — б; 2 — б; 3 — б; 4 — ААБАБ.
1. Монархия отличается от республики:
а) наличием института референдума;
б) наличием поста президента;
в) передачей власти главы государства в порядке престолонаследия;
г) ответственностью правительства перед парламентом.
2. Форма правления, при которой правительство образуется на парламентской основе и несет политическую ответственность перед
парламентом:
а) дуалистическая монархия;
б) парламентарная республика;
в) президентская республика;
г) смешанная республика.
3. Форму правления государства характеризует:
а) способ объединения населения на определенной территории;
б) соотношение компетенции центральных и местных органов
власти;
в) источник и способ организации власти;
г) средства и методы осуществления государственной власти.
4. Признаком президентской республики является:
а) внепарламентский способ избрания президента;
б) ответственность правительства перед парламентом;
в) наличие у президента права роспуска парламента;
г) наличие поста премьер-министра.
5. Установите соответствие между формами правления и их видами:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИд формы правления форма правления
1. Абсолютная
2. Конституционная
3. Смешанная
4. Ограниченная
5. Президентская
А. Монархия
Б. Республика
Ответы: 1 — в; 2 — б; 3 — в; 4 — а; 5 — ААБАБ.
Источник
Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы
Цель толкования состоит в том, чтобы выявить точный смысл юридических правил, правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Толкование — это деятельность по установлению содержания нормативно-правовых предписаний для их практической реализации.
Установлению подлежит государственная воля, которая нашла объективное выражение и закрепление в тексте нормативно-правового акта. Объектами толкования, таким образом, выступают юридические нормативные акты как письменные акты-документы, содержащие нормы права, и здесь требуется как бы проникнуть через форму объекта к его содержанию и сути.
Стратегическая задача толкования — эффективная реализация правовых предписаний в режиме строгой законности, то есть в конечном счете оно служит практическому осуществлению правовых норм. Особое значение толкование нормативно-правовых актов имеет для такой формы реализации права, как правоприменение. В то же время толкование имеет значение и для деятельности государственных органов по изданию и систематизации нормативно-правовых актов.
В любом случае процесс толкования не должен никаким образом изменять действующие юридические нормы или создавать новые.
Толкование как интеллектуально-мыслительный процесс, направленный на познание юридической нормы, называется уяснением. Уяснение — это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение. Толкование может ограничиваться одним уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативно-правового акта.
Необходимость толкования нормативно-правовых актов обусловлена рядом моментов. Существует как бы целый ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов — способов толкования (уяснения).
Основными способами толкования-уяснения являются следующие:
- грамматический — совокупность специальных приемов, направленных на уяснение текста на основе данных филологии, правил языка. Выясняется значение слов, терминов, знаков препинания, исследуются структуры предложений и т. д.;
- логический — совокупность специальных приемов, основанных на непосредственном использовании законов и правил формальной логики;
- специально-юридический — совокупность специальных приемов, основанных на юридическом знании (юридических понятий, терминов, юридических конструкций, закономерностей правового регулирования, правил юридической техники и др.);
- систематический — совокупность специальных приемов, обусловленных системностью права и законодательства и направленных на анализ связей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и системы законодательства;
- историко-политический — совокупность специальных приемов, направленных на уяснение цели издания нормативно-правового акта, анализ исторической обстановки, социально-экономических и политических факторов, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя.
Из приведенного описания способов толкования видно, что установление истинного смысла предписаний, содержащихся в тексте нормативно-правового акта, требует разнообразных знаний. Как заметил австралийский юрист М. Дэвис, «правовой текст значит больше для того, кто больше знает».
Источник