Форма территориального устройства государства
По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.
Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.
Первая группа — это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (вертикаль власти), не имеют никакой самостоятельности и реализуют принятые «центром» решения (Ирландия, Люксембург, Португалия).
Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).
Третья группа государств — полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налоги, финансирование и др.) (Великобритания, Нидерланды).
Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.
Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.
Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).
Конфедерация — союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, — Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.
Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.
В России федерализм выступает двояко — в качестве формы государственной организации национальных отношений и формы демократизации управления государством.
Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов — республик, автономной области, автономных округов.
Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:
1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.
2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.
4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.
5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.
Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Источник
Глоссарий
Выборы – способ формирования органов власти и управления, закрепленный в конституции и других законах периодический процесс избрания состава органов государства.
Глобализация – интеграция стран мира в технологической, информационно-культурной, экономической и политической сферах.
Государство в узком (собственном) значении – организация, обладающая верховной властью на определенной территории.
Государство в широком смысле – страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти.
Гражданское общество – система неполитических отношений, огражденных законом от регламентации со стороны государства.
Группы давления – это группы интересов, которые используют для влияния на власть методы прямых организованных действий.
Группы интересов – добровольные объединения граждан, созданные для выражения и представления их интересов и влияния на институты власти.
Двухпартийная система – это система, в которой две крупные партии чередуются у власти, другие партии доступом к власти не обладают.
Идеология – это относительно систематизированная совокупность взглядов, существенной чертой которых является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы.
Избирательный процесс – это организация, механизм проведения выборов на основе существующего избирательного права.
Избирательная система – совокупность норм, правил, определяющих пути, формы и методы образования представительных органов государственной власти.
Кадровые партии – это немногочисленные элитарные партии, состоящие из профессиональных политиков, ориентируются в основном на выборы.
Консерватизм – от лат. conserve – сохраняю, ориентирует на поддержание устойчивости общественной структуры, на восстановление, воспроизводство прежних структур.
Контрэлита – это часть политической элиты, которая выступает в роли оппозиции по отношению к правящей элите, имеет определенные ресурсы для давления на правящую группу.
Конфедерация (сообщество) – временный юридический союз суверенных государств, созданный для реализации каких-либо целей.
Косвенная политическая социализация – это усвоение неполитических аспектов поведения, ориентация на авторитетные фигуры, формирование политических предпочтений, распространение политических ценностей.
Кризис идентичности – препятствие социальных, этнических и других различий общенациональному объединению и идентификации граждан с определенной политической системой.
Кризис легитимности – развал конституционных структур и деятельности правительства.
Кризис проникновения – это снижение способности государства проводить свои решения в социальном пространстве.
Кризис распределения – это неспособность элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение.
Кризис участия – создание правящей элитой препятствий для групп, претендующих на власть.
Культ личности – это завышенная оценка функций и роли политического лидера, который концентрирует в своих руках политическую, экономическую и социальную власть.
Легитимность власти – признание обществом законности официальной власти.
Либерализм – от лат. liberalis – «свободный», «имеющий отношение к свободе», утверждает абсолютную ценность человеческой личности, равенство от рождения всех людей, признает существование неотчуждаемых прав человека.
Лидер – авторитетный член организации или группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в политических процессах.
Массовые партии – это партии, которые создаются на основе профсоюзов, общественных движений, формируются по территориальному и производственному признаку, для них характерна строгая дисциплина, высокая степень идеологизации, многоступенчатый отбор лидеров.
Международная система – особый для конкретного периода характер взаимодействия между основными участниками международных отношений.
Международные отношения – совокупность социально-экономических, политических и правовых связей между государственными, социальными, политическими организациями и движениями, действующими на мировой арене.
Международный порядок – система отношений, обеспечивающих условия для суверенитета государств.
Механизм государства – система государственных органов и организаций. Органы государства образуют государственный аппарат.
Мировой политический процесс – совокупная деятельность народов, государств, общественных движений и организаций.
Мировой порядок – система отношений, которые обеспечивают условия для реализации фундаментальных потребностей человечества.
Многопартийная система – это система, в которой у власти находятся три и более партии, каждая из которой набирает на выборах значительное число голосов.
Монархия – форма правления, при которой верховная власть полностью или частично находится в руках одного лица – главы государства.
Национальный интерес – осознанная потребность нации в самосохранении и обеспечении безопасности.
Национальная безопасность – обеспечение внутренних и внешних условий существования страны.
Общественные объединения – это добровольные, самоуправляемые некоммерческие формирования, которые создаются по инициативе граждан на основе общности интересов для реализации общих целей.
Объект власти – агент власти, на которого направлено властное воздействие (индивиды, социальные группы, население государства).
Парламент – общенациональный представительный орган, избираемый на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования.
Партия – от латинского partis – часть, группа, организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа. Цель партии – завоевание власти или участие в ее осуществлении.
Партийная система – это совокупность политических партий, имеющих возможности участвовать в формировании органов государственной власти, образующих механизм борьбы или сотрудничества.
Патриархальный тип политической культуры – ограниченные знания о политике, замыкание на местной, этнической солидарности; граждане не ожидают изменений в политической системе.
Плебисцит – опрос населения с целью установления судьбы определенной территории, метод решения территориальных споров в международной практике.
Подданнический тип политической культуры – пассивное политическое поведение, ориентация на существующие политические ценности и политические институты.
Политология – наука о политической власти, механизмах ее формирования и функционирования, о закономерностях развития политических отношений и процессов.
Политика – область целенаправленных отношений между индивидами, группами по поводу власти для реализации запросов и потребностей.
Политическая власть – это способность, право и возможность субъекта политики проводить свою волю в политике.
Политическая культура – это совокупность стереотипов политического сознания и политического поведения, присущих конкретной социальной общности, включающая в себя представления о политических институтах, механизме власти, эффективности участия в политической деятельности.
Политическая система – реальный и сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе, выявляет характер связей системы с вешней средой, определяет механизм принятия и реализации решений.
Политическая социализация – процесс усвоения индивидом норм и ценностей политической культуры, политических навыков и умений, способствующих адаптации к данной политической системе.
Политическая стабильность – это способность политической системы обеспечить гражданский порядок , легитимность и эффективность власти.
Политическая элита – это относительно обособленная от общества и сплоченная группа, которая профессионально занимается легальной политической деятельностью.
Политический конфликт – это столкновение субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе.
Политический протест – разновидность негативной реакции индивида или группы на сложившуюся ситуацию; действие отдельных органов государства и политических оппонентов.
Политический процесс – совокупная деятельность субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.
Политический режим – характеристика политической системы в данной стране в определенный период времени; определяет средства и методы реализации общезначимых интересов, выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида.
Политическое развитие – возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие эффективный диалог между правительством и населением.
Политическое участие – действия, предпринимаемые гражданами с целью повлиять на политику государства, управление государственными делами или на выбор политических лидеров.
Политическая глобалистика исследует значение политических факторов в решении глобальных проблем современности, разрабатывает проекты преодоления глобальных проблем с учетом вероятных изменений мирового политического порядка.
Правовое государство – это государство, в котором его власть ограничена законом (правом), существует взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, развитое гражданское общество.
Правящая элита – ведущая часть политической элиты, которая определяет политический курс общества, принимает важные политико-управленческие решения, контролирует политические ресурсы.
Прикладная политология – это практическое применение теоретического и эмпирического политологического знания, оценка расстановки политических сил, прогнозирование путей развития общества, разработка политических технологий воздействия на политическую ситуацию.
Радикализм – от лат. radix – корень, решительные действия в политике; оппозиционные направления, крайние течения в идеологии и политике.
Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок.
Ресурсы власти – реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для обеспечения влияния субъекта на объект власти.
Референдум – от лат. Referendum – то, что должно быть сообщено.
Референдум – всенародное голосование (опрос) по существенным вопросам государственной, общественной и политической жизни.
«Синдром модернизации» – это противоречивое взаимодействие между процессом дифференциации, требованиями равенства и способностью политической системы к интеграции.
Социализм – от лат. s ocialis – общественный, отстаивает идею социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности.
Социальное государство – это государство, которое стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования, социальную защищенность.
Сравнительная политология – сопоставление различных политических систем, выявление их общих черт и специфики.
Стабильность – способность системы к сохранению своей качественной определенности при изменении структуры и функций элементов.
Строго централизованные партии – это партии, основой деятельности которых является идеология, для них характерна военная дисциплина, почитание политических вождей.
Структура политической системы – способ связи элементов политической системы в единое системное образование, установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.
Субъект власти – носитель власти, осуществляющий властное воздействие (государство, отдельные институты, политическая элита, политические лидеры).
Суверенитет государства – верховенство и независимость государственной власти, самостоятельность государства, равноправные отношения с другими государствами.
Унитарное государство – единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований, это политически однородное государство.
Федеративное государство (федерация – союз) – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют союзное государство.
Форма государственного режима – совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Форма государственного устройства – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти.
Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними
Функции государства – главные направления деятельности государства на конкретно-историческом этапе развития общества.
Источник