Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста
учебно-методический материал (9 класс) по теме
Опорный конспект, который поможет быстро повторить все приёмы сжатия текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe_izlozhenie.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Сжатое изложение (приёмы компрессии текста)
Сжатие текста — это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:
1. Исключение
- — вводных слов;
- — однородных членов предложения;
- — повторов;
- — однотипных примеров;
- — риторических вопросов и восклицаний;
- — цитат;
- — деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- — пояснений;
- — рассуждений;
- — описаний;
- — слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо :
— Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
— Объединить полученное , используя основные средства связи между предложениями.
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
Было : Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)
Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем . Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:
Стало : Сказка живет везде, во во всем . (5 слов)
2. Обобщение или объединение
— парцеллированных предложений;
— ряда предложений, связанных одной мыслью;
— частей предложений;
— конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При объединении необходимо
— Найти в тексте мелкие, единичные факты .
— Найти в них общее .
— Объединить эти факты на основе общего.
— Сформулировать получившееся предложение.
Было : Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
Находим единичные факты, находим в них общее и объединяем.
Стало : Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды . (7 слов)
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения – простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи – косвенной;
- части текста одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
- разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
- замена сложноподчинённого предложения простым.
- перевод диалога или прямой речи в косвенную;
- замена фрагмента текста синонимичным выражением.
- формулирование мысли своими словами.
При упрощении необходимо
— Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
-Сформулировать получившееся предложение.
Было : Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень . (12 слов)
Стало : Сказки любят все . (3 слова )
Сочетание нескольких приёмов сжатия текста
- Сочетание исключения и обобщения (объединения)
Было : Сказки. Как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают . (50 слов)
Стало : Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше. ( 20 слов)
- Сочетание исключения и упрощения
Было : Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди .( 64слова)
Стало: Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше . (18 слов)
- Сочетание упрощения, исключения и объединения
Было : Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. ( 61 слово)
Стало : Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки . (29 слов)
Что нельзя удалять из текста?
— основные детали, помогающие понять авторскую идею;
— аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
— Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
— Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
— Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте
особенности этого типа речи при написании изложения.
— Запомните последовательность событий, рассуждений.
— Определите количество абзацев, ключевые слова.
— Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
— Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
После второго чтения:
— Разделите текст на смысловые части.
— Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
— Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
— Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
— Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Источник
Приёмы сжатия изложения в тестах ГИА
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Рекомендации по сжатию текста изложения в тестах ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сжатие текста изложения ГИА | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы сжатия текста
Для учащихся 9 классов)
Несколько предварительных замечаний
Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания. Учиться сжатию текста рекомендуется не при устном прослушивании этого текста, а по образцам, которые лежат перед глазами. Делать это нужно постепенно, путем выполнения разнообразных заданий (план, конспект, отдельные упражнения).
На слух нужно учить ребят умению членить текст на абзацы («При чтении текста определите количество абзацев, микротемы, ход развития мысли»).
Приемы сжатия текста можно отрабатывать на обычных уроках русского языка, вводя небольшие задания (Например, такое: «Выделите в данном предложении главную и второстепенную информацию»). Эти задания занимают не так уж много времени, но являются очень продуктивными.
Как делать записи во время чтения текста изложения
При первом чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и какова микротема каждого из них.
При первом чтении не нужно (и даже вредно) стремиться записать весь текст — нужно записывать ключевые слова.
Ключевые слова лучше записывать не плотно (подряд), а оставляя пространство между ними, чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново.
Во время паузы между первым и вторым чтением, пока учитель молчит, нужно сосредоточиться на тексте, понять и выстроить логику изложения.
При повторном чтении не нужно стремиться записывать все дословно – только главное.
Смысл метафоры в сжатом изложении (т.е. вне авторского контекста) лучше передать своими словами.
Можно ли оставить в тексте риторический вопрос? Обычно он мешает сжатию текста. Полезное упражнение — перевод риторического вопроса в утверждение (и наоборот).
Способы сжатия текста:
Исключение — э то самый распространенный способ сжатия текста. Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.
Но важно видеть, что иногда вводные слова выделяют главное, помнить, что в придаточных изъяснительных главная мысль находится в придаточном предложении и что в сложносочиненных предложениях, как правило, важны обе части.
Обобщение. Обобщать можно однородные понятия (однородные члены заменяем обобщающим словом).
Идти путем обобщения можно и при сжатии текста с одинаковыми предложениями ( Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи… — Природа ожила).
Упрощение – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций (например, замене части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом и т.д.).
При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов (по принципу – «использую то, что мне удобнее»).
Упражнения по сжатию текста
Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, — безнадежные люди.
Попечителем одной из сельских школ был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза воспитания: воспитание души.
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
Авиамодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.
Три основных способа сжатия (компрессии) текста
Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:
исключение одного или нескольких из синонимов;
исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
исключение фрагмента предложения;
исключение одного или нескольких предложений.
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена гипонимов гиперонимом;(см.пояснения в конце статьи)
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена сложноподчинённого предложения простым;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
Среди «содержательных» приемов компрессии текста основными являются:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
Сжатое изложение проверяет:
1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;
2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
3) умение письменно передавать обработанную информацию.
Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.
Источник
Способы сжатия текста
Краткое изложение текста требует сжатия содержания, не искажая его основной мысли и идеи.
Выделяют основные приёмы сжатия текста:
Пример 1.
Текст (отрывок из рассказа Ю.Казакова «Тихое утро»)
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. (69 слов)
(Ю.Казаков «Тихое утро»)
Применяем следующие способы сжатия текста:
1) упрощение: замена сложного предложения простым:
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. — Яшка проснулся очень рано.
2) исключение: исключение фрагмента предложения:
Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. — Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя.
Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. — Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь.
3) обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием:
Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. — Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду.
► Возможный вариант сжатого текста
Яшка проснулся очень рано. Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь. Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду. (36 слов)
Пример 2.
Источник